Конспект урока что такое технология

Технология. 5 класс

Конспект урока

Технология, 5 класс

Урок 5. Технология. История развития технологий

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность (например, услуга).

Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.

Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мир, который нас окружает, человек изменяет и преобразует в соответствии со своими потребностями. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.

Слово технология происходит от соединения двух греческих слов: «техно-», что означает искусство, мастерство, умение и «логос-» – учение, слово, наука. Оно означает совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий при производстве продукции.

Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага.

В ходе этого процесса получается продукт труда.

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность.

Предмет труда — объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.

Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Чтобы произвести любой продукта труда, материального или нематериального потребительского блага, необходимо соединить предмет труда (материал), средства труда (инструменты, приспособления, механизмы) и труд человека.

Конспект урока что такое технология. Смотреть фото Конспект урока что такое технология. Смотреть картинку Конспект урока что такое технология. Картинка про Конспект урока что такое технология. Фото Конспект урока что такое технология

Продукт труда – материал

Конспект урока что такое технология. Смотреть фото Конспект урока что такое технология. Смотреть картинку Конспект урока что такое технология. Картинка про Конспект урока что такое технология. Фото Конспект урока что такое технология

Средства труда – инструмент

Конспект урока что такое технология. Смотреть фото Конспект урока что такое технология. Смотреть картинку Конспект урока что такое технология. Картинка про Конспект урока что такое технология. Фото Конспект урока что такое технология

Из этой схемы не понятно, как именно происходит процесс производства. Как, например, руда станет отливкой, отливка – заготовкой, заготовка – деталью, а деталь – частью машины. Именно технология определяет процесс превращения предмета труда в продукт труда.

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

Знание технологий помогает выбрать правильный способ обработки материалов для получения желаемого результата.

Так, например, пищевые продукты можно варить, коптить, жарить, запекать.

Деталь какого-либо механизма можно отлить в специальную форму или вытачать из заготовки на специальном оборудовании.

Выбор инструментов и способов обработки зависит от возможностей предприятия и умений рабочего.

Под технологией мы понимаем последовательную деятельность человека, направленную на преобразование вещества, энергии, информации и изучение этих процессов для удовлетворения потребностей людей.

Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях.

Технология как наука о способах и методах переработки сырья возникла в связи с развитием крупной машинной промышленности. Конечно же и до этого периода существовали различные методы и способы переработки сырья в изделие, только в условиях ремесленного и на начальной стадии промышленного производства невозможно было всё многообразие этих технологий объединить в единую научную систему.

Испытывая потребность в защите от непогоды, диких зверей и врагов, человек научился сначала использовать пещеры, рыть землянки, а со временем строить современные дома. Так возникли и развивались строительные технологии.

Чтобы перевозить грузы и путешествовать самому человек создал машиностроительные и транспортные технологии.

Одна из древнейших технологий – это технологии связи или коммуникации. История развития этой технологии уходит во времена первобытного человека. Чтобы предупредить соседей о грозящей опасности, информацию передавали с помощью сигнальных огней, дыма и звука. С появлением письменности и развитием транспортных технологий информацию стали отправлять письмами. Это новый этап развития технологии связи. Очень долго письмо оставалось единственным источником информации. Но у этого способа был один большой недостаток – скорость передачи. Письмо могло идти до адресата многие месяцы. Порой информация уже сильно устаревала, пока доходила до места назначения.

Новой значимой вехой в развитии информационных технологий становится изобретение радио русским учёным. Его звали Александр Степанович Попов изобретает. С этого момента технологии связи начинают стремительно развиваться. Появляется телефон. И чем больше новых предметов или благ создаёт человек, тем больше у него возникает потребностей. Ему уже не достаточно только слышать, он уже хочет видеть то, о чем ему пытаются сообщить. Начинает развиваться новый вид передачи информации – телевидение. Сегодня телевидение стало спутниковым, современные виды связи – это интернет, мобильная связь. Путь от первого радиоприёмника до спутникового телевиденья был пройден всего за 100.

Такой стремительный скачок обусловлен развитием не только технологии связи. Этому способствуют развитие всех известных технологий.

Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт или благо, информационная технология (ИТ) — информационный продукт.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 4. Выделите зелёным предмет труда, синим цветом – средство труда.

Источник

Урок по технологии на тему «Что такое технология» (1 класс)

Урок «Что такое технология?»

Цель: формирование у учащихся целостного представления о предмете «Технология»

— раскрытие значение понятия «технология»;

— определение основных видов деятельности на уроках технологии.

1. Учебник технологии Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг Технология 1 класс;

2. Карточки для выполнения заданий 1, 3, 4

1 Мотивация к учебной деятельности

Демонстрация изделий, которые предстоит выполнить в учебном году.

— Что объединяет все эти изделия?

— Какие изделия понравились, хотели бы научиться их делать?

2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

— Вспомните прошлый урок «Инструменты и материалы», и скажите, что нужно для изготовления изделий?

Ответы учащихся учитель фиксирует на доске:

Материалы+ инструменты +приспособления.

— Достаточно ли этого, чтобы получилось изделие?

Материалы + инструменты + приспособления = изделие

Можно рассмотреть конкретный пример. Например, чтобы получилась аппликация из бумаги нам нужны бумага, ножницы и клей?

Приемы: «Мозговой штурм», «Лови ошибку»

3 Выявление места и причины затруднения

— Что нужно знать еще, чтобы изготовить нужные нам изделия?

4 Построение проекта выхода из затруднения:

Постановка учебной задачи.

Открытие нового знания

Чтобы найти это неизвестное нужно ответить на вопрос темы нашего урока.

Учащийся зачитывает название темы из учебника «Что такое технология?»

— Где будем искать информацию?

Работа над выделенным понятием (технология):

— нахождение значение слова «технология» в словаре. Для понимания термина «технология» учащимся необходимо раскрыть и закрепить значение понятий «способы изготовления» и «средства изготовления».

5 Реализация построенного проекта

обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися;

выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково.

Уточняет характер нового знания.

Задание №1 «Смысловая интерпретация понятий»

Для понимания термина «технология» учащимся необходимо раскрыть и закрепить значение понятий «способы изготовления» и «средства изготовления».

Материал к заданию.

Карточки с незаконченными предложениями:

1.В предмете «Технология» изучаются такие «способы изготовления» изделий как ____________.

2. При изготовлении изделий на уроках «Технологии» применяются следующие «средства изготовления»: _________.

Работа проводится в паре. Учащимся предлагается разложить карточки со словами и картинками на карточки с незаконченными предложениями, а затем осуществить самопроверку по учебнику.

6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).

Материал к заданию.

Учитель показывает изделия и предлагает учащимся назвать виды деятельности, используемые для его изготовления.

7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.

Задание №3 «Опознание изображения по существенным признакам»

Материал к заданию. Карточки с изображениями, отражающими определенную область знаний.

Конспект урока что такое технология. Смотреть фото Конспект урока что такое технология. Смотреть картинку Конспект урока что такое технология. Картинка про Конспект урока что такое технология. Фото Конспект урока что такое технология Конспект урока что такое технология. Смотреть фото Конспект урока что такое технология. Смотреть картинку Конспект урока что такое технология. Картинка про Конспект урока что такое технология. Фото Конспект урока что такое технологияили Конспект урока что такое технология. Смотреть фото Конспект урока что такое технология. Смотреть картинку Конспект урока что такое технология. Картинка про Конспект урока что такое технология. Фото Конспект урока что такое технология Конспект урока что такое технология. Смотреть фото Конспект урока что такое технология. Смотреть картинку Конспект урока что такое технология. Картинка про Конспект урока что такое технология. Фото Конспект урока что такое технология

Учащемуся выдается пара картинок. Нужно выбрать ту, которая связана с предметом «Технология» и объяснить свое решение, назвав какой «способ изготовления» она обозначает.

Задание №4 «Анализ понятий с целью выделения признаков (существенных, несущественных)». «Четвертый лишний»

Материал к заданию.

Карточка с изображением предметов:

Мягкая игрушка, платье, мешок для обуви, робот из конструктора

Дом из бумаги, аппликация из бумаги, картонная коробка, вязаный свитер

Ученику демонстрируют четыре предмета, три из которых выполнены одним способом. Предлагается найти «лишнее» слово и подчеркнуть его.

Приемы: «Исключение лишнего»

8 Включение в систему знаний и повторение

Учитель организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9 Рефлексия учебной деятельности.

Учитель организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

За каждое правильно выполненное задание в карточке начисляется 1 балл, выполнено неверно – 0 баллов. Итого 4 балла.

Источник

Конспект урока по технологии на тему: «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Конспект урока по технологии в 5 классе.

Тема: «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Цель урока: способствовать формированию первоначальных представлений о понятии «технология» И видах производства

— познакомить обучающихся с понятием «Технология» И для чего она предназначена; ознакомить обучающихся с видами технологий и производства;

— расшить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов

— формировать способности учащихся к новому способу действия;

— способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности; помочь учащимся распознавать и выделять главное в источнике информации;

— развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, умение работать самостоятельно;

— способствовать развитию взаимооценки, самопроверки и самооценки результатов своей Деятельности

— содействовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;

— воспитывать у учащихся чувство ответственности, прививать навыки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих, навыки

культуры труда и аккуратности

Оборудование и материалы:

учебники, инструкционные карты, фетр, ножницы, клей

Тип урока — урок «открытия» нового знания

Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая

практические работа с учебником, словарем, интернет—ресурсом‚ изготовление изделия

1. Организационный момент

Приветствие! Проверка готовности к уроку!

2. Мотивация обучающихся

Вашему вниманию предложены несколько рисунков. Давайте вместе подумаем и предложим, что можно из них сделать? (Слайд №2) Учащиеся называют примеры изделий.

Все, что нас окружает — результат работы мастеров из различных сфер

промышленности. Этот процесс очень сложно организован, т.к. все изделия ДОЛЖНЫ

быть одинаково красивыми, практичными и качественными.

Чтобы узнать название процесса, предлагаю вам разгадать ребус (Слайд №3).

Молодцы! Сегодня нас ждет увлекательно путешествие в «Страну Технологию».

«Сегодня МЫ узнаем, что такое труд, технология, технологическая деятельность, предмет

И средства труда, как все эти понятия применяются в быту и на производстве. И как организовать процесс изготовления изделия так, чтобы труд был в радость и никогда не стал причиной слез и травм»

3. Знакомство с новым материалом

Сейчас я вас попрошу, используя учебник, словарь и интернет найти его определение (Идет сравнение и анализ найденных понятий, с последующей записью определения в тетрадь). Слайд №4.

-Как вы думаете, что необходимо для изготовления этого изделия?

Учащиеся называют, учитель с помощью анимации постепенно демонстрирует на экране ткань‚ нитки, ножницы, иглу, швейную машину, утюг.

-Как вы думаете, почему все эти предметы разделены на две группы и расположены на разных сторонах экрана?

Предполагаемые ответы: «Справа расположено то, из чего сделано изделия, слева— то, чем сделано» Слайд №6.

Технологии можно классифицировать в соответствии с особенностями

промышленного производства. В зависимости от количества выпускаемой продукции производства делятся на единичное, серийное и массовое.

Может ЛИ кто-то из вас дать пояснение ЭТИМ видам производства? Слайд №97.

Слайд №9. Просмотр видео «Производство кондитерских изделий» (3 мин)

4. Практическая работа

Ознакомление с объемом работы‚ критериями оценивания, правилами техники

безопасности, организации рабочего места. Акцент на соблюдении всех ПОТ как

необходимой составляющей успешного изготовления изделия.

2. Проведение физкультминутки.

Ах, как долго мы писали.-

Ах, как долго МЫ писали,

Глазки у ребят устали (Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево 4 вправо)

Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх).

МЫ глаза сейчас закроем, (Глаза закрыть ладошками)

В классе радугу построим!

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)

Вправо, влево повернем.

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, не держись! (Зажмуриться, открыть глаза и поморгать ими).

3. Организация рабочего места (раздача инструментов, материалов, шаблонов).

4. Изготовление цветка в соответствии с технологической картой (слайд № 10).

5. Заключительный этап

Подведение итогов, оценка деятельности.

«Какие замечательные у нас получились цветы. Каждый из вас проявил свое мастерство и умения. Наше малое предприятие выпустило небольшую партию одинаковых изделий»

Вопросы на закрепление:

1.Как вы считаете, к какому виду производства мы отнесем наше предприятие?

2. Можете ли вы сейчас на основе полученных знаний сформулировать тему пройденного урока?

ызвали затруднения, зеленая — интересно и понятно).

Дорогие девочки, я хочу, что бы все умения и навыки, которые вы приобрели, на уроках доставляли вам радость и обеспечивали успешность вашей работы сейчас и в будущем. В преддверии Дня учителя у вас есть возможность самостоятельно создать композицию из цветов.

Источник

Конспект урока по технологии на тему «Что такое технология. Классификация производств и технологий» 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии на тему «Что такое технология. Классификация производств и технологий» 5 класс»

Учитель: Тохлу Эльмира Асан къызы

Тема: «Что такое технология. Классификация производств и технологий»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока: формирование знаний учащихся о понятии технология, для чего она предназначена; ознакомить обучающихся с видами технологий и производства.

Предметные: формирование знаний учащихся о понятии технология, для чего она предназначена; ознакомить обучающихся с видами технологий и производства.

Метапредметные: Познавательные: исследовательская деятельность, определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений. Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия. Коммуникативные: диалог, умение ставить вопросы, сотрудничество

Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения предмета, познавательного интереса, эстетических чувств, смыслообразования; нравственно-эстетическая ориентация.

Оборудование: учебники, тетради учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка присутствующих на уроке, проверка домашнего задания

2. Повторение пройденного материала

Какие этапы проекта вы знаете?

3. Целепологание. Мотивация учебной деятельности

Мир, который нас окружает, человек изменяет и преобразует в соответствии со своими потребностями. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.

С развитием техники и технологии в содержании труда рабочих происходят существенные изменения: уменьшается непосредственное физическое воздействие на предмет труда, преобладающими становятся функции наблюдения, управления.

4. Изучение нового материала

Слово технология происходит от соединения двух греческих слов: «техно-», что означает искусство, мастерство, умение и «логос-» – учение, слово, наука. Оно означает совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий при производстве продукции.

Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага.

В ходе этого процесса получается продукт труда.

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность.

Предмет труда — объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.

Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Чтобы произвести любой продукта труда, материального или нематериального потребительского блага, необходимо соединить предмет труда (материал), средства труда (инструменты, приспособления, механизмы) и труд человека.

Продукт труда – материал

Средства труда – инструмент

Из этой схемы не понятно, как именно происходит процесс производства. Как, например, руда станет отливкой, отливка – заготовкой, заготовка – деталью, а деталь – частью машины. Именно технология определяет процесс превращения предмета труда в продукт труда.

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

Знание технологий помогает выбрать правильный способ обработки материалов для получения желаемого результата.

Так, например, пищевые продукты можно варить, коптить, жарить, запекать.

Деталь какого-либо механизма можно отлить в специальную форму или вытачать из заготовки на специальном оборудовании.

Выбор инструментов и способов обработки зависит от возможностей предприятия и умений рабочего.

Под технологией мы понимаем последовательную деятельность человека, направленную на преобразование вещества, энергии, информации и изучение этих процессов для удовлетворения потребностей людей.

Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях.

Технология как наука о способах и методах переработки сырья возникла в связи с развитием крупной машинной промышленности. Конечно же и до этого периода существовали различные методы и способы переработки сырья в изделие, только в условиях ремесленного и на начальной стадии промышленного производства невозможно было всё многообразие этих технологий объединить в единую научную систему.

Испытывая потребность в защите от непогоды, диких зверей и врагов, человек научился сначала использовать пещеры, рыть землянки, а со временем строить современные дома. Так возникли и развивались строительные технологии.

Чтобы перевозить грузы и путешествовать самому человек создал машиностроительные и транспортные технологии.

Отдыхать пришла пора!

Изготовление большинства изделий включает конкретную последовательность множества операций превращения сырья в конечную продукцию, называемых производственными процессами. Ввиду их многообразия, обусловленного современным уровнем развития промышленности, для систематизации создана классификация производственных процессов.

Классификация – это распределение каких-либо объектов по отдельным группам. В группу объединяются объекты, имеющие общие для всех признаки.

Классификация по существенным признакам называется типологией.

Технологии можно классифицировать в соответствии с особенностями промышленного производства.

В зависимости от количества выпускаемой продукции существующие производства делятся на единичное, серийное и массовое.

Единичным называется производство отдельных видов продукции или мелких партий однородной продукции. Как правило, производство этой продукции не повторяется. Примером такого типа производств могут быть судостроительные заводы, заводы тяжёлого машиностроения. Либо организации, выполняющие разовые заказы потребителей, например, ателье по пошиву одежды. Заказ выполняется по размерам заказчика и шьётся в одном экземпляре.

Серийное производство характеризуется периодическим выпуском определённых партий (серий) продукции. Организация производства по этому типу наиболее часто встречается в станкостроении и приборостроении, инструментальном производстве. Примером такого производства может быть автомобилестроительные заводы, которые на протяжении ограниченного времени выпускают автомобили одной серии, после завершении этого выпуска обычно эту серию уже не повторяют, а разрабатывают новую модель.

Массовое производство представляет собой наиболее совершенный тип организации производства, при котором в большей мере, чем в других производствах, обеспечивается автоматизация и механизация многих процессов. В массовом производстве выпускается непрерывно однотипная продукция при относительно ограниченной номенклатуре. К нему, в том числе, относятся добывающие производства. В обрабатывающих отраслях массовое производство характерно для ряда отраслей машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности. Например, пошив специальной одежды (форменной), происходит по усреднённым размерам в большом объёме.

У каждого вида производств есть свои преимущества и недостатки. Так если рассматривать пошив одежды, то стоимость одежды, выполненной по индивидуальному заказу, выше той, что изготовлена массовым тиражом, зато она оригинальна по своему внешнему виду, лучше сидит на фигуре, и маскирует некоторые её недостатки.

Некоторые виды производств имеют непрерывный технологический процесс. К таким производства относится выплавка чугуна, производство электроэнергии.

Технологии также классифицируют в соответствии с видами отраслей:

Технологии энергетические, металлургические, химические, машиностроительные, строительные, лёгкой и пищевой промышленности производственных областей классифицируются как технологии производственных отраслей.

К технологиям непроизводственных отраслей относятся педагогические, художественные, медицинские технологии; а так же технологии торговли, бытового, информационного обслуживания.

Существуют ещё универсальные виды – познавательная и трудовая деятельности, предпринимательство, художественное и техническое творчество.

Классификация отраслей промышленности имеет важное значение для правильного планирования промышленного производства и обеспечения определённой пропорциональности в его развитии.

5. Закрепление полученных знаний.

Задание 1. Выделите зелёным предмет труда, синим цветом – средство труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *