Конспект урока что такое природа 2 класс школа россии
Урок по теме «Неживая и живая природа» (УМК «Школа России»). 2-й класс
Класс: 2
Предмет и класс: Окружающий мир (2 класс)
Тема урока: «Неживая и живая природа».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели деятельности педагога: познакомить с целями и задачами нового раздела; формировать представление о неживой и живой природе; научить различать объекты неживой и живой природы; раскрыть связь между неживой и живой природой на конкретных примерах.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: привести к осознанию ценности природы.
Метапредметные УУД:
Предметные УУД: различать понятия «неживая природа», «живая природа»; устанавливать связи между неживой и живой природой; правильно использовать эти знания в своей жизни.
Основные понятия: «неживая природа», «живая природа»
Ресурсы:
Организация пространства: фронтальная, групповая, в парах.
Оборудование: тест (для каждого ребёнка на отдельном листе); у учащихся – цветные карандаши, цветные фишки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель для учителя: проверить готовность к уроку; мотивировать на повторение ранее изученного и на восприятие нового материала.
Цель для учащихся: соблюдать правила поведения на уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель для учителя: проверить усвоение знаний полученных на прошлом уроке.
Цель для учащихся: повторить знания полученные на прошлом уроке.
– Приведите примеры того, что создано руками человека.
– Что создано природой?
– Какое отношение к природе можно назвать плохим?
– Что делают люди, чтобы природа «чувствовала себя лучше»?
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Природа и рукотворный мир».
Тест
(Выдаётся на отдельных листах.)
1) Укажите, что сделано руками человека.
б) космический корабль; д) воробей;
2) Укажите, что не сделано руками человека.
3) Какое утверждение верно?
а) Природой называется всё то, что окружает человека.
б) Природой называется всё то, что сделано руками человека.
в) Природой называется всё то, что окружает человека и не сделано его руками.
4) Укажите объекты природы.
в) стекло; и) троллейбус;
г) обувь; к) речной песок;
д) воздух; л) песок сахарный.
3. Изучение нового материала.
3.1 Мотивация учебной деятельности.
Цель для учителя: научить различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе.
Цель для учащихся: узнают какая бывает природа; научатся классифицировать объекты по существенным признакам.
Метод: объяснительный, работа с учебником, практический
– Сегодня на уроке мы начинаем работу по новому разделу.
Прочитайте его название на странице 23. («Природа».)
– Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
Дети читают цели и задачи изучения раздела.
– Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? (Ответы детей)
– Отгадайте загадки Муравьишки.
(Учитель записывает отгадки на доске)
– Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)
– У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба)
– Ходит, спесь надуваючи. (Индюк)
– Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей)
– По синему морю белые гуси плывут. (Облака)
– И тонок, и долог, а сядет – в траве его не видать. (Дождь)
– Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
– На какие две группы можно разделить наши отгадки? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – ручей, облако, дождь, арбуз.)
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе.)
– Прочитайте тему урока на странице 24. (Неживая и живая природа.)
– Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке? (Ответы детей.)
– Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка.
3.2 Работа по теме урока.
– С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека.
В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу. На уроках в 1 классе мы с вами выделяли признаки живых существ. Вспомним их.
В результате обсуждения на доске появляется схема:
Живая природа
Растёт
Умирает
Питается
Дышит
Приносит потомство
Практическая работа. Работа по учебнику.
– Зная эти признаки, выполним следующее задание. Откройте учебник на страницах 24-25. Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно разделить всё, что изображено на рисунках?
Заслушиваются ответы детей.
– Возьмите фишки синего и зелёного цветов. Синие фишки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе, а зелёные – на предметы живой природы. Объясните свой выбор.
Ученики работают в парах, проверяют работы друг друга.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
(Вариант 1 подчёркивает объекты живой природы, вариант 2 – объекты неживой природы. Проверка в парах.)
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)
– Так чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы? (Ответы детей)
– Проверьте свои выводы. Прочитайте текст на странице 140 (Страница для самопроверки)
4. Физкультурная минутка.
– Представьте, что вы – осенние листочки, и давайте поиграем!
Мы осенние листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
5. Закрепление учебного материала.
Цели для учителя: обеспечить восприятие для первичного закрепления материала в ходе осмысления изученного материала; организовать самостоятельную работу; организовать взаимопроверку.
Цель для учащихся: зафиксировать новые изученные на уроке знания, понятия «неживая природа», «живая природа», выявить, в ходе беседы, связи между неживой и живой природой.
На прошлом уроке мы говорили, что существуют предметы природы и предметы, сделанные руками человека. То, что сделано человеком, не относится к природе. На какие 3 группы можно разделить все предметы, которые нас окружают? (живая и неживая природа, предметы, сделанные человеком.)
– Предлагаю вам игру «Живая и неживая природа».
Учитель раздаёт детям карточки синего и зелёного цветов.
– Я буду называть предмет. Если он относится к неживой природе, то вы должны поднять синюю карточку, если к живой – зелёную.
Учитель называет 10 – 15 предметов.
Работа в группах.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.
Карточка 1.
Что относится к природе?
А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;
Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;
Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.
Карточка 2.
Что относится неживой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
Приведи примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.
Карточка 3.
Что относится к живой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.
(Проверить правильность выполненной работы)
Ответы команд выслушиваются, ошибки исправляются.
6. Систематизация знаний.
Цели для учителя: систематизировать знания учащихся, полученные на уроке; организовать взаимопроверку; учить работать в парах.
Цели для учащихся: систематизировать свои знания, полученные на уроке; учиться работать в паре.
Метод: работа с учебником, действенный, объяснительный.
– А теперь работаем в парах. Выполняем задания в рабочей тетради.
Ученики исправляют ошибки, допущенные авторами, затем проверяют работы друг друга.
– Мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на две большие группы. Как вы думаете, связаны между собой как-то эти группы?
В природе всё связано друг с другом. Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни?
Рассмотрите схему на странице 27. Что обозначают стрелки на этой схеме?
Прочитаем вывод под схемой. Между собой связаны предметы неживой и живой природы.
Рассмотрите рисунки на странице 26. Обоснуйте, почему живая природа не может существовать без неживой.
7. Итог урока.
Цели для учителя: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности; дать качественную оценку класса и учащихся.
Цели для учеников: зафиксировать новое содержание урока; дать самооценку своим знаниям.
– Какие выводы вы можете сделать вы в конце урока? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи. Вернёмся к целям, которые стояли перед нами в начале урока. Что вы узнали? Чему научились? В чём испытывали затруднения?
– Ответьте на вопросы для самопроверки.
– Прочитайте вопросы на странице 15 в учебнике. Ответьте на них.
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Что такое природа», 2 класс; Учебник (УМК): Школа России
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Что такое природа», 2 класс; Учебник (УМК): Школа России»
Технологическая карта экзаменационного урока студента 4А группы
Муратовой Елизаветы Витальевны
Предмет: Окружающий мир Класс 2 Учебник (УМК): Школа России
Тема урока: «Что такое природа».
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: учебник окружающего мира 2 кл,1 ч, Плешаков А. А. «Школа России», икт: презентация, интерактивная доска; раздаточный материал
Цель урока: формирование представлений о погоде.
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений
Вид планируемых учебных действий.
Знают что такое погода и чего она складываются; обозначают явления природы условными знаками; наблюдают и описывают состояние погоды за окном класса.
Видят проблему и намечают пути его решения; извлекают информацию, представленную в разных формах; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса
Определяют тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя; оценивают свою деятельность, подводят итог; умеют адекватно воспринимать оценку учителя.
Умеют слушать и вступать в диалог с учителем; умеют взаимодействовать в группе и в паре; умеют слушать новую информацию; умеют выражать свою мысль.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат
Формы уч-го взаим-ия
Подготовить учащихся к работе; настроить детей на положительную работу на уроке
Здравствуйте ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу я, зовут меня Елизавета Витальевна. Присаживайтесь.
У нас сегодня будет плодотворная работа. Скажите себе: «Ах, какой я молодец!». Замечательно! Теперь вы готовы получать новые знания и я вам желаю успехов!
Здороваются с учителем
Коммуникативные: Умеют слушать и вступать в диалог с учителем;
постановка целей урока; определить тему урока,
Словесный: беседа, рассказ
Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку. Вы должны отгадать о чём идет речь в загадке.
Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а ещё морозная и капризная.
Ну, конечно, это погода(слайд)
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Правильно, мы будем говорить о погоде. А тема нашего урока «Что такое погода?»(слайд)
Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Молодцы! У вас получились очень интересные вопросы! А теперь давайте узнаем, что предлагает нам учебник. Отройте учебник на с.32
Часто вы слышите, что нужно одеваться по погоде. Как вы думаете почему? Аргументируйте свой ответ.
А правильный ответ узнаем в конце урока
Что такое погода? От чего она зависит? Откуда узнают о погоде на завтра? Зачем о погоде надо знать заранее?
Позн.: Видят проблему и намечают пути его решения
Коммуникативные: Умеют слушать и вступать в диалог с учителем; умеют выражать свою мысль.
Рег.:Определяют тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
Наглядный: наглядность на слайде
Словесный: беседа, рассказ
Наглядный: наглядность на слайде, учебник
Практический: работа с учебником
Утром, собираясь в школу вы слышите от родителей: «Сегодня плохая погода». Что это значит?
Какую одежду выбрали, когда собирались в школу?
Как узнали, во что надо одеться, чтобы не замёрзнуть?
Правильно, надо смотреть в окно или спросить у родителей! Сейчас зима, холодно и надо одеваться тепло, чтобы не замёрзнуть и не заболеть.
Предположите, что такое погода?
Я вам предлагаю работать так: сначала узнаем от чего зависит погода и только потом ответим на вопрос, что такое погода.
Сейчас мы будем работать в парах. Не забывайте правила работы в парах.
Что вы видите на слайде?(слайд)
Правильно термометр! Термо́метр — прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее. Как вы думаете, как связаны погода и термометр?
Свершено верно, это значит, что погода будет зависеть от температуры воздуха.
Мы узнали первую причину.
А ещё от чего то зависит погода?
Сейчас вы сами будете искать информацию в учебнике. Будем работать в парах. Не забывайте правила работы в парах. На партах у вас есть листочки с текстом. Прочитайте текст.
Из чего складывается погода?
Сделайте вывод что такое погода?
Совершенно верно, молодцы! Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра – это и есть погода.
Ребята, если вам было легко, интересно работать и вы старались поднимите солнышко. А если вам было неинтересно, трудно работать поднимите тучу. Молодцы!
Надо одеваться теплее; взять зонт если идёт дождь; не забыть варежки и шарфик если очень холодно и идёт снег
Конспект урока по окружающему миру «Природа и мы» (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1городского округа
г. Волгореченск Костромской области имени Героя Советского Союза Н. П. Воробьёва»
Технологическая карта урока по окружающему миру «Природа и мы» (2 класс)
Учитель: И. В. Кочетова
Дата проведения: 14.05.2015
Цель : создать условия для знакомства с мерами, предупреждающими загрязнение окружающей среды.
Для реализации цели занятия поставлены задачи:
Расширяя и углубляя знания об экологии, дать представление о необходимости усилий по охране окружающей среды, убедить в важности этого дела.
Развивать экологическое мышление, речь, умение работать с источником информации.
Способствовать развитию умения слушать других, работать в коллективе.
Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.
мультимедийное оборудование: проектор, компьютер;
иллюстрации, изображающие растения, животных, загрязнённой окружающей среды, чистой окружающей среды;
листы формата А3; тексты для работы; клей – карандаш; фломастеры.
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Выведение темы урока.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна. Я очень рада видеть вас…
-У кого дома есть, комнатные растения. Поднимите правую руку.
— Кто сам ухаживает за комнатными растениями. Поднимите левую руку.
— Кто любит отдыхать на природе. Хлопните в ладоши.
— Кто любит сажать цветы в саду. Улыбнитесь.
— Кто любит природу? Возьмитесь за руки.
Дружить друг с другом,
Повсюду нам, как самым верным
— О чем говорится в этом стихотворении?
Правильно, мы будем говорить о защите окружающей среды.
Тема урока: «Природа и мы».
Ребята, а каких целей вы хотели бы достичь на уроке.
Дети стоят в кругу.
Дети берутся за руки.
Дети отвечают на вопросы.
Узнать о проблемах окружающей среды,
1) развиваем умение высказывать своё предположение;
2) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1)развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) выявлять сущность, особенности объектов;
3) на основе анализа объектов делать выводы.
Совместное открытие новых знаний.
— Какая наука изучает проблему защиты окружающей среды?
— А вы хотите узнать?
Слово экология сложное, непонятное.
На ваших столах лежат словари, найдите лексическое значение этого слова.
Какие ещё слова с корнем «эко» вы знаете?
-Наука о связях живых существ со средой их обитания.
-Как называются связи, которые изучает экология?
-Ученый, изучающий связь живых существ со средой их обитания.
-По ней мы будем идти, чтоб изучить экологическую проблему.
— Что такое экологическая тропа?
-Я предлагаю вам побыть сегодня экологами и совершить путешествие по экологической тропинке, сделать несколько остановок.
Найти выход из сложных ситуаций, научиться самим защищать природу, научить других.
Работа в группах со словарём.
Дети выбирают карточку с верным ответом.
Это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания.
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в группе.
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям и
выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем.
Вдыхаем воздух глубоко.
Дети повторяют движения за учителем.
1 остановка. Полянка.
— Мы пришли на полянку.
— Какое настроение у человека?
— А вам приятно, когда вы гуляете, а вокруг вас мусор?
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Мы подошли к плакату «Экология в числах»:
— Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет;
Консервной банки – до 90 лет;
Полиэтиленового пакета – до 200 лет;
Пластмассы – до 500 лет;
Стекла – до 1000 лет. За время разложения частицы мусора могут оказаться в желудках рыб, птиц и других животных, что приведёт к болезням и гибели.
— Какой вывод мы можем сделать?
— А что еще нельзя делать на полянке, нам подскажут ребята, которые подготовили загадки.
— Что мы делали неправильно?
— А сейчас что мы сделали неправильно?
А что сейчас сделали неправильно?
Молодцы! Все загадки отгадали правильно.
Снова на нашем пути плакат «Экология в числах»:
— За последние 20 лет исчезло около 17 тысяч видов животных и растений.
Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
В лес однажды я пойду,
Зайку серого найду,
Будет этот зайка мой.
Я кузнечика поймал,
И ко мне он в плен попал.
Пусть покажет, как трещит,
(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для других живых существ.)
Дети рассуждают о бережном отношении к животным и растениям.
решение учебных задач.
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям и
выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Нас встречают весёлые животные и предлагают отдохнуть.
Дети выполняют движения.
Получение новых знаний.
Следующая остановка. Мы попали в центр города.
— Здесь можно дышать свежим воздухом, слушать пение птиц, любоваться красотой природы?
Мы снова подошли к плакату: «Экология в числах»:
Средний легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, сколько весит сам.
280 наименований вредных веществ содержится в выбросах автотранспорта.
50% примесей, проникающих в лёгкие, оседает в них.
— Чем же мы можем помочь городу?
— Призывать всех, сделать город чище.
В городе экология хуже, чем в лесу.
Посадить деревья, цветы. Они поглощают выхлопные газы и выделяют вещества, очищающие воздух.
— Я предлагаю вам эту работу. Мы изготовим рекламные щиты. Работать будем в группах, на которые вы разбиты.
Время изготовления – пока звучит музыка.
1. На рекламном щите нужно показать, что природа в опасности.
2. Обратить внимание людей на то, что нельзя делать в природе.
3. Научить, как нужно правильно себя вести в природе.
После того как вы закончите, вам нужно доказать, что ваш рекламный щит действительно научит жителей планеты использовать меры, предупреждающие загрязнение окружающей среды.
Представитель группы расскажет, что они изобразили на рекламном щите, а поможет вам план №2.
1. На нашем плакате изображено…
2. Воздух (воду, землю) загрязняют….
Группы делятся на защитников воды, земли, воздуха, животных и растений.
В каждой группе – лидер. На столах лежат картинки с примерами положительного влияния человека на природу.
Дети выполняют работу.
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Организация работы в группе.
Обобщение и систематизация знаний.
Дети помещают изготовленные плакаты на доску.
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
— Сложно ли вам было выполнять задания?
— Кто проявил себя лучше?
Учитель открывает доску, на которой – 3 цветка. На лепестках написано домашнее задание (по выбору).
Сочинить небольшое стихотворение или рассказ на экологическую тему.
Вырастить для города цветы.
Найти в книгах, интернете или средствах массовой информации рассказы на тему «Экология».
Дети по очереди подходят за заданием и садятся на свои места.
выбор домашнего задания.
— Вы выдержали все испытания на экологической тропинке и побывали в роли экологов.
— Что нового вы узнали?
— Если вы задумались над экологической темой – поднимите вверх свой лепесток с заданием.
— Поднимите лепесток, если вы хотите в дальнейшем изучать тему «Экология».
— Поднимите лепесток, если вы теперь не будете мусорить, обижать животных?
Дети поднимают вверх лепестки, если согласны со мной.
Очень приятно видеть, как на нашем уроке распускаются цветы. Значит, вы не равнодушны к проблемам экологии, и в будущем, я уверена, природа не будет в опасности.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-355271
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.