Конспект урока что такое омонимы
Конспект урока по теме: «Что такое омонимы?».
Конспект урока по теме: «Что такое омонимы?».
Тема урока: «Что такое омонимы?».
Целевые установки урока:
— Дать учащимся первое представление об омонимах
— Учить находить такие слова в письменной речи и узнавать их среди других лексических групп слов
— Объяснять лексическое значение слов-омонимов.
— Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.
— Работать со словарем омонимов в конце учебника и познакомиться со школьным словарем омонимов
— Составлять предложения и грамотно писать слова с изученными орфограммами.
Оборудование: УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий учебник русского языка 3 класса (1 ч.), карточки со словами.
У. Внимание, ребята! Урок русского языка. Садитесь. Мы продолжаем изучать тему «Лексическое значение слова».
— Кто скажет, в каком разделе находится данная тема? (Слово в языке и речи)
— Какие группы слов вы уже узнали из предыдущих тем? (Однозначные, многозначные, синонимы и антонимы).
— Кто вспомнит, что такое синонимы? А что такое антонимы?
У. Молодцы, сейчас мы проведем с вами словарно-орфографическую минутку и посмотрим, как вы умеете подбирать синонимы и антонимы к словам. Откройте тетради, запишите число (27 сентября), классная работа. Сейчас я буду называть вам слова, вы их запишите, подчеркнете в них изученные орфограммы и подберете к ним ряд синонимов или антонимов, в зависимости оттого, что я назову. Всем понятно задание?
Вихрь, буря (синоним) – ветер(вьюга); путь, тропинка, шоссе (синоним) – дорога; теплый, жаркий (антоним) – морозный; Запад (антоним) – Восток ; друг (синоним) – товарищ; тяжелый, трудный (антоним) – легкий; ключ, источник (синоним) – родник.
II. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.(1-2 мин.)
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной лексической группой слов – омонимами.
У. Прочитайте тему нашего урока. «Что такое омонимы?».
— Какая задача нашего урока (на карточках)?
Д. Узнать… (что такое омонимы), учится узнавать. (омонимы среди других лексических групп слов), учится различать. (омонимы по лексическому значению)
III. Этап объяснения нового материала.(5-7 мин.)
У. Ребята, сегодня мы познакомимся с еще одной лексической группой слов и понаблюдаем над особенностями слов-омонимов.
— Откройте учебники на стр. 45. Прочитаем стихотворение из упр. 75, Варя.
У. Ребята, понравилось вам стихотворение? Действительно, оно очень интересное. Скажите, сколько же на свете кос? Что же обозначает слово «коса» в каждом предложении? (полоса суши на море, прическа у девочки, орудие для косьбы)
— Видите, как много одинаковых слов по написанию и произношению, но все они имеют разное лексическое значение.
— Ребята, сопоставьте рисунок с его обозначением и запишите в тетради 2 предложения, которые у вас получились (лук – это. и лук – это…) Пишем каждое предложение с новой строки с большой буквы.
Послушайте, какое стихотворение написал Яков Козловский об омонимах: (учащийся читает стихотворение наизусть)
Мы слова из русской речи, Но важна не только внешность,
Из родного языка! Потому не торопись!
Одинаково нас пишут, Не всегда нужна поспешность,
Одинаково нас слышат, Ты до смысла доберись.
У. Как вы понимаете смысл данного стихотворения? (нужно обращать внимание на значение слова в контексте, а не по его отдельному написанию)
— Молодцы, давайте прочитаем рубрику «Обратите внимание!» (чтение текста, обращение к словарю омонимов и к словарю на стр. 156 учебника)
IV . Упражнения в распознавании омонимов в предложениях, выяснение их лексического значения. (18 мин.)
1. Цель упражнения: найти и выписать лексическое значение пар слов-омонимов (3 мин).
У. Ребята, найдите упражнение 76. Прочитайте задание, Настя.
— Первую пару омонимов мы с вами уже посмотрели, найдем теперь лексическое значение второй, третьей и четвертой пар слов-омонимов. (Чтение значение из учебного и школьного словарей).
У. Ребята, теперь откройте тетради и выпишите одно из толкований любой пары слов-омонимов.
2. Цель упражнения: дополнить предложение определениями, составлять предложения со словами-омонимами (3 мин).
— Хорошо, открываем ТПО на стр. 26, смотрим на упр. 57.
У. Посмотрите внимательно, какое слово нужно вписать в предложение, чтобы получилось полное определение? (омонимы). В каком словаре мы можем узнать лексическое значение таких слов? (словарь омонимов). Откройте еще раз ваш словарь омонимов в учебнике, выберите любые слова-омонимы и попробуйте устно составить с ними предложения. (варианты детей)
3. Цель упражнения: по признакам отгадывать загаданное слово, выделять орфограммы, дополнять предложение словом-одгадкой (4 мин).
— Хорошо, теперь обратите внимание на упр. 58. Прочитаем загадку, Кирилл.
— Какая же будет отгадка? (норка)
Давайте, подчеркнем в словах изученные орфограммы и проговорим их. Какие орфограммы вы заметили в первой строке, Соня? А во второй…., в третьей…., в четвертой?
— Впишите в каждое предложение слово-омоним (отгадку) и его толкование словами из загадки. (норка- это жилище для зверька; норка – это пушной зверек)
4. Цель упражнения: доказывать, что данные слова являются омонимами. (2 мин.)
У. Хорошо, молодцы! Ребята, а теперь мы с вами поучимся доказывать, что данные слова являются омонимами. Переверните страничку учебника, найдите упражнение 77.
— Прочитайте предложения под цифрой 1, Аня. Какие 2 выделенных слова вам встретились? Как вы думаете, являются ли они омонимами? (да, т. к. пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение: родник и музыкальный знак) (иллюстрации на доске)
— А теперь обратите внимание на предложения под цифрой 3. Прочитайте их, Даниил. Являются ли эти выделенные слова омонимами? (да, т. к. пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение: растение и еда на завтрак). (иллюстрации на доске)
Таким же образом, вы выполните упражнение 77 дома: докажете, являются ли выделенные пары слов в оставшихся предложениях омонимами, спишите эти предложения с омонимами, вставите пропущенные орфограммы.
5. Цель упражнения: работать в парах, находить в пословицах слова синонимы, антонимы, омонимы. Работа со словарным словом «понедельник» (5-7 мин).
У. Теперь посмотрите на упр. 78. В этом упражнении даны пословицы, давайте прочитаем их и внимательно посмотрим, встречаются ли в пословицах антонимы, синонимы и омонимы?
— Заметьте, в третьем предложении нам встретилось слово «понедельник».
— Кто знает, как образовалось это слово? В русском языке слово «понедельник» образовалось от выражения «после недели», то есть следующий за воскресеньем день.
— Давайте выделим орфограммы в слове «понедельник». Попробуем подобрать однокоренные проверочные слова (понедельный, понедельничный). Можем ли мы проверить данные орфограммы? (Нет) Значит, какое это слово? (словарное) Посмотрите на доску и запомните, как пишется это слово. В каком словаре мы сможем проверить написание данного слова? (в орфографическом).
Резерв. Посмотрите на предложение под цифрой 3. Запомните, какие в нем есть знаки препинания. Сейчас вы будете писать его под диктовку. Закрываем учебники. Пишем.
V . Подведение итогов урока. (2 мин.)
— Ребята, о какой группе слов вы сегодня узнали? Что же такое омонимы? (это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение)
У. Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Что нового и интересного вы узнали?
— А кто вспомнит, все лексические группы слов и перечислит их?
— С написанием какого словарного слова вы еще познакомились?
— Спасибо, я вас благодарю за хорошую работу на уроке. Отдыхайте.
— упр. 77. Рабочая тетрадь, ТПО, упр. 59, 60.
Конспект урока «Омонимы» 3 класс «Школа России
Цель: формировать умения распознавать омонимы, работать со словарём омонимов.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова первой группы с синонимами.
— Каким словарём вы пользовались?
— Прочитайте слова второй группы с антонимами.
— Каким словарём вы пользовались?
III . Минутка чистописания
— Как вы понимаете значение слова мир?
— Обратимся к толковому словарю.
— Придумайте предложение с этим словом. Запишем его в тетрадь.
IV. Актуализация знаний
— Подберите к данным словам синонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём синонимов.
Ветер, повар, интересный.
— Подберите к данным словам антонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём антонимов.
Печаль, ссора, героизм.
— Какие слова называются синонимами?
— Какие слова называются антонимами?
V. Самоопределение к деятельности
— Найдите в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова слова лисички и лист. Прочитайте их лексические значения.
— Назовите лексические значения слова лисички. Как называются такие слова? (Многозначные.)
— Назовите лексические значения слова лист.
— Кто знает, как называются такие слова? (Ответы детей.)
— Такие слова называются омонимами. Сформулируйте тему урока.
V I. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте. Рассмотрите рисунки.
— Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет разные значения.)
— Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.)
— Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Какие слова называются омонимами?
— Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами?
— Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словарной статьёй.)
VI I. Физкультминутка
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Верх посмотрим над собой.
Руки вверх мы поднимаем,
А теперь их опускаем.
Кулачки сейчас сожмем
И опять писать начнем.
VII I. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 77 (с. 46).
— Прочитайте пары предложений. Найдите в них выделенные слова. Что можно о них сказать? (Это омонимы.)
— Докажите, что это омонимы. Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
2. Работа со словом из словаря
— Назовите первый день недели. (Понедельник.)
— Найдите слово понедельник в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложение со словом понедельник, запишите.
— Запомните написание этого слова.
— Объясните значение выражения доживём до понедельника. (Подождём, посмотрим, что будет.)
— Найдите омонимы в предложениях. Объясните, в каких значениях они употреблены в этих предложениях.
Папа купил новый гаечный ключ. ( Ключ – Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка)
— Оцените свою работу на уроке.
X. Подведение итогов урока
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-810775
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку на тему «Омонимы»
Цель: познакомить с понятием «омонимы».
1. Познакомить обучающихся с понятием «омонимы».
2. Развивать монологическую речь, воображение, внимание.
3. Воспитывать умение работать индивидуально, аккуратность, умение принимать мнение других и отстаивать свое.
— лист для рисования.
Тип урока: открытие нового знания.
— регулятивные ( ученики учатся контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;)
— коммуникативные ( ученики учатся или получают возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе и с преподавателем);
— познавательные (ученики учатся строить объяснение в устной форме, строить логическую цепь рассуждений, формулировать правило на основе выделения существенных признаков);
— личностные ( положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи).
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка, меня зовут Алёна Андреевна.
Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем активны, внимательны,
И очень старательны.
Ребята, сегодня будьте внимательны: нас ждут открытия в русском языке.
2.Подготовка к восприятию нового материала.
Прежде чем мы назовем тему урока, я прошу вас нарисовать лук. Возьмите карандаши и нарисуйте схематически картинку.
Почему? (ответы детей)
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Какую мы с Вами поставим цель урока? (совместная постановка темы и цели урока: познакомиться со словами, которые похожи по написанию и произношению, но разные по смыслу).
3. Объяснение нового материала.
Расскажите теперь, а какие значения есть у слова «ключ». (ответы учащихся).
Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка. А есть и другое слово «ключ»- источник, родник, то есть ключ, который бьёт из земли. Если Вы спросите: что общего в этих ключах? Вам ответят: ничего, кроме названия. А наши предки видели здесь сходство. Они считали, что родник открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу.
А скажите, что такое «коса»? (ответы детей).
Давайте еще раз скажем, что такое омонимы? (ответы детей).
4. Закрепление пройденного материала.
На странице учебника 31 упражнение 266, прочитайте задание.
А теперь давайте разберемся, в каком значении употреблены похожие слова. (ответы детей).
Прочитайте задание под номером 267. Девочки пишут сочетание со словом «перо», а мальчики со словом «замок». (выполнение и проверка упражнения).
Переходим к упражнению 268. Ребята, подумайте прежде чем вставить пропущенную букву, будьте внимательны . (выполнение и проверка упражнения).
А теперь внимательно послушайте:
Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.
Найдите в стихотворении омонимы. Объясните значения слов. (ответы детей).
Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой. (ручка).
Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал,
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал. (лист).
В дневнике он – огорченье,
Стыд, позор ученика,
А козе на приключенья
Не дает сбежать с лужка. (кол).
Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть. (молния).
В них духи храниться рады,
И пилюлям место есть,
А в стакане лимонада
Их так много, что не счесть. (пузырьки).
— Что Вы сегодня узнали нового? Что было Вам интересно? Что у Вас не получилось? Что получилось?
Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое омонимы?»
Технологическая карта урока по русскому языку.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Раздел: «Слово в языке и речи».
Тема урока: Что такое омонимы?
Цель: создание условий для формирования языковой и коммуникативной компетентности обучающихся в процессе изучения темы «Что такое омонимы».
1) Образовательная: дать представление о понятии «омонимы», учить находить их в тексте, работать со словарем омонимов.
2) Развивающая: развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения; умения анализировать, сравнивать, обобщать; развивать творческие, речевые способности обучающихся.
3) Воспитывающая : воспитание интереса и уважения к родному языку, воспитание ценностного отношения к слову.
Личностные: осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.
Познавательные: формировать умение различать омонимы и многозначные слова, использовать омонимы в устной и письменной речи, находить омонимы в художественном тексте, анализировать.
Личностные : уметь проводить самооценку успешности.
Предметный результат: умение заменять фразеологические обороты – синонимами, умение находить в предложении антонимы, умение выделять орфограмму в слове, знание об омонимах, умение объяснять лексическое значение омонимов, умение пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте.
Понятия: синонимы, антонимы, однозначные слова, многозначные слова, лексическое значение слова, однокоренные слова, омонимы.
Технологии: технология проблемного обучения, технология адаптивного обучения.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
· Книгопечатные: учебник «Русский язык», авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г., толковый словарь Ожегова С. И.
· Экранно – звуковые: презентация.
· Карточки с тестом по теме «Синонимы, антонимы, омонимы».
Информационные источники: ФГОС НОО от 6 октября 2009 г., Примерная программа по курсу «Русский язык» 3 класс УМК «Школа России», учебник «Русский язык» авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г., толковый словарь Ожегова С. И.
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.
-Здравствуйте, ребята. У нас урок русского языка.
— Положите руки в удобное положение, закройте глаза, направляя мысленно во все стороны от себя «Новые знания», «Добро», «Мир», проникаясь этим состоянием.
— Все будет хорошо! Мы успеем сделать все!
— Сегодня мы познакомимся с интересной группой слов.
Приветствуют учителя, настраиваются на познавательную деятельность.
Умение настраиваться на познавательную деятельность по теме «Омонимы».
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение информации; логические: анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД: постановка вопросов.
-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?
(близкие по значению)
-Прочитайте слова на слайде. Замените фразеологические обороты синонимами.
1. В час по чайной ложке – медленно.
2. Рукой подать – близко.
4. Раз, два и обчелся – мало.
5. Куры не клюют – много.
6. Кожа да кости – худой.
– Зачем нужны синонимы в русском языке?
( чтобы речь была красивой, не было повторов)
— Какие слова называются антонимами?
(противоположные по своему значению).
– Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы.
-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты?
(чтобы речь была красивой, выразительной)
-Осень к нам пришла
Красный факел зажгла.
В сенокос она горька,
-О каком растении идет речь?
-Какие признаки растения, перечисленные в стихотворении, помогли вам отгадать загадку?
(красный факел, горька, в мороз сладка)
— Растет ли рябина в наших краях? Кто видел, поднимите руку?
— Этот яркий красивый букет из рябины будет украшением нашего урока.
-Запишите отгадку, выделите орфограмму, назовите лексическое значение данного слова, прочитав толкование в словаре С. И. Ожегова.
— Подберите однокоренные слова к слову «рябина».
(рябиновый, рябинка, рябиновка, рябчик, рябой, рябь)
Вспоминают вместе с учителем какие слова называются синонимами, антонимами, фразеологические обороты.