Конспект урока что растет на клумбе 1 класс школа россии фгос
Конспект урока по теме «Что растет на клумбе?»
Конспект урока с презентаций по теме «Что растет на клумбе?», Окружающий мир 1 класс
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира»
Конспект урока окружающего мира
Учитель: Кривцова Тамара Владимировна
Предмет: окружающий мир 1 класс
Тема. Что растет на клумбе?
Тип урока: Решение частных задач (видеоэкскурсия)
Цели урока: познакомить учащихся с распространёнными декоративными растениями клумбы, учить распознавать растения.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся наблюдать за растениями клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам, определять растения цветника с помощью атласа-определителя; получат возможность научиться узнавать по фотографиям растения цветника, понимать учебную задачу урока
и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, презентация, проектор, интерактивная доска.
1. Организационный момент.
— С какими растениями мы познакомились на прошлом уроке? (комнатные)
— Для чего люди выращивают комнатные растения? (они радуют, с ними уютно, радостно, способствуют звукопоглощению, увлажняют воздух, насыщают кислородом)
— О каких комнатных растениях вы узнали дома? (рабочая тетрадь с.14)
— Как вы узнали названия растений? (атлас-определитель)
2. Самоопределение к деятельности.
— Да, ребята, я думаю, что наш Муравьишка теперь знает, что растёт на подоконнике. Но посмотрите на него, что это у него в руках? (на доске Муравьишка с большим букетом цветов)
— А вместе с букетом он принёс стихотворение. Послушайте его.
Мы из цветов составляем букеты, подбирая цветок за цветком,
И душистое свежее лето вместе с ним приходит в наш дом.
Вы гордитесь красою наряда, светом солнечных дней залиты,
Наши гости из школьного сада, наших парков и скверов цветы!
— О каких цветах идёт речь в этом стихотворении Муравьишки? (о цветах с клумбы)
— Догадались о чём сегодня пойдет речь на нашем уроке? (о цветах, которые растут на клумбах).
— Итак, тема сегодняшнего урока: «Что растёт на клумбе?» (открыть тему урока)
3.Работа по теме урока.
— Сегодня мы продолжаем знакомство с миром растений и на уроке вы узнаете что растёт на клумбе.
На клумбах можно увидеть огромное количество ярких, красивых цветов. Они разнообразны по своей окраске, форме и размерам.
Посмотрите на экран, какой разной и необычной формы могут быть клумбы (Слайд 2-3).
На клумбах выращивают разнообразные травянистые растения. Давайте рассмотрим их.
Космея в переводе с греческого – «украшение». Это неприхотливое растение с ажурными листьями. Цветки имеют разнообразную окраску: белую, розовую, бордовую. Это растение светолюбивое, холодостойкое. Его применяют для декорирования оград, посадки на заднем плане цветников, для срезки в букеты. Обратите внимание цветок космея похож на ромашку. Давайте посчитаем, сколько лепестков у космеи?
2. Календула (слайд 5)
Календула (или ноготки) получила своё название из латинского языка и переводится как “первый день каждого месяца”, так как на родине, в Южной Европе, она цветёт почти весь год, в том числе и в первые числа каждого месяца. Листья ее простые, овальные или удлинённые. Цветки жёлтые, оранжевые или красноватые.
Календула — лекарственное растение. Еще в древности отвары и настои из ее цветков использовали для заживления ран. Отваром календулы полощут горло. Ее используют при изготовлении кремов, шампуней. У календулы есть еще одно название — ноготки.
Астра получила своё название от греческого слова “астер” и переводится как “звезда”. Согласно легенде, этот цветок вырос из пылинки, упавшей со звезды. Кто видел это растение?
4. Гладиолус (слайд 7)
5. Бархатцы (слайд 8)
Обратите внимание на окраску лепестков, форму, величину цветков. У лепестков яркая окраска. Бархатцы не закрываются в пасмурную погоду, поэтому и в пасмурный день клумба выглядит очень ярко. Само растение обладает не очень приятным запахом. Оно очень полезное для клумбы – запах отпугивает насекомых-вредителей.
Петунии – непременные обитательницы цветников, клумб, рабаток, бордюров, ваз, балконов и окон. Они дарят яркие душистые каскады цветков всех оттенков радуги с начала лета до морозов; подчас цветки полностью закрывают листву и побеги.
Стебли у петунии прямостоячие или стелющиеся, густоветвистые. Листья расположены в очередном порядке или супротивно (верхние), мягкие, цельные. Стебли и листья опушены простыми и железистыми волосками. Цветки белые, пурпуровые или красноватые, одиночные, конечные или пазушные, на коротких цветоносах, простые или махровые.
Внимательно рассмотри и покажи цветы, которые ты видел раньше клумбе (слайд 10)
А теперь давай рассмотрим картинку и найдем предметы, которые нужны для выращивания цветов. Они понадобятся и тебе, если ты захочешь стать садоводом и заняться летом на даче своей собственной клумбой (слайд 11).
Вот мы руки развели, Выполняем движения.
Словно удивились, Руки разводим в стороны.
И друг другу до земли Делаем наклоны.
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились, Выпрямляемся.
Наклонились, выпрямились. Наклоняемся.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь! Улыбаемся.
— Рассмотрите растения, изображённые на странице 27 учебника. Знаете ли вы их? С помощью атласа-определителя проверим ваши ответы.
Посмотрите на фотографии растений, которые цветут на клумбах около нашей школы.
— Определите их названия.
Дети пользуются атласом-определителем.
— Откройте рабочие тетради на странице 15, найдите задание 1. Нарисуйте 1-2 растения, которые мы определили.
Дети выполняют задание.
— Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте ваши работы.
Посмотрите на задание 2. Здесь изображены цветки и листья растений. Вам надо узнать эти растения и назвать их.
— Последнее, что вы делаете сегодня на уроке, — собираете цветочную мозаику.
Цветы для работы дети берут в Приложении рабочей тетради, раскладывают их и наклеивают в рамку на странице 16.
7. Рефлексия учебной деятельности
— У нас с вами сегодня был очень красивый урок. На какой вопрос вы теперь можете ответить? Какие цветы вы можете назвать и что запомнили о них? С помощью чего мы можем узнать название растения? Для чего люди на клумбах сажают цветы? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Прочитайте вывод на странице 27 учебника.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.
— Перечислите, какие растения растут на клумбе?
— какое растение получило своё название за сходство листьев с мечом?
— Название какого растения произошло от названия головного убора тюрбан?
— Для чего люди устраивают клумбы?
В вашей тетради на стр. 6 есть кружок. Если на уроке всё понял и много запомнил – раскрась кружок зелёным цветом. Если не всё понял и мало запомнил – жёлтым. Если ничего не понял и не запомнил – красным.
Конспект урока по окружающему миру » Что растёт на клумбе?»
Конспект урока окружающего мира 1 класса
по теме «Что растёт на клумбе?»
учитель начальных классов
сообщить детям элементарные сведения о растениях, которые растут на клумбе;
расширять кругозор учащихся;
формировать самооценку учащихся.
Обобщить ранее приобретённые знания
изображения звёзд (7 штук)
1. Повторение изученного материала.
а. Фронтальный опрос.
— Что можно увидеть днём над головой?(небо,облака,солнце)
— Что можно увидеть ночью над головой?(звёзды, луна,созвездия)
— Расставьте звёзды на доске так, чтобы получился ковш большой медведицы.
— Расставьте звёзды на доске так, чтобы получился ковш малой медведицы.
— Расскажите древнегреческую легенду, связана с созвездием Большой медведицы.
— Что можно увидеть под ногами?(камни, землю и т.д)
— Из какого камня можно высекать искры?(кремень)
— Какой камень состоит из остатков морских животных?
— Какой камень самый прочный и используется в строительстве?
б. Задания тестового характера.
— Откройте «Тесты» к учебнику на стр. 3 – 4 и выполните задания.
-Проверка тестовых заданий(в устной форме).
2. Сообщение темы урока.
— Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, надо разгадать кроссворд.
Выросли иголки. (Кактус)
Комнатное растение с округлыми пушистыми листьями, красивыми цветками. Другое название – сенполия. (Фиалка)
Комнатное растение с большими овальными блестящими листьями. (Фикус)
Ваня любит солнца луч
И боится тёмных туч,
Плачет долго он навзрыд,
Если дождик моросит. (Бальзамин)
Красными кистями. (Бегония)
Куст – оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый,
Словно шапка в огне. (Герань)
— Какое слово получилось? Правильно, клумба.
Сегодня на уроке вы узнаете что растёт на клумбе.
3. Работа над новым материалом.
-Для чего нужны клумбы? (Отвечают ученики)
— Правильно, растения, которые сажают на клумбах яркие, красивые. Они создают хорошее настроение.
— Откройте учебник на стр. 12. Перечислите растения, которые есть на этой странице. Какие ещё растения выращивают на клумбе?
— Найдите космею. (Слайд 2)
-Космея в переводе с греческого – «украшение». Это неприхотливое растение с ажурными листьями. Цветки имеют разнообразную окраску. Цвести они начинают после 3 месяцев после посева. Это растение светолюбивое, холодостойкое. Его применяют для декорирования оград, посадки на заднем плане цветников, для срезки в букеты. Срезанные цветы долго сохраняют декоративность.
-На клумбах высаживают календулу. (Слайд 3)
-Календула – однолетнее растение, которое с давних времён называют лекарственным и декоративным. В медицине используют при плохо заживающих ранах.
Красивое цветковое растение – виола. Другое название этого растения – фиалка трёхцветная. В народе это растение называют анютины глазки. (Слйд 4)
-Бегония является одним из прекраснейших растений, украшающих парки и сады нашего города. (Слайд 5)
— Настурция. Летом ее яркие цветки-колпачки, выглядывающие из щитовидных листьев, можно видеть почти в каждом дворе. (Слайд 6)
Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.)
В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.)
Брат ее мальчик Иван (Приседания.)
Тоже разбил. стакан! (Хлопаем в ладоши.)
Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
— Львиный зев цветёт на клумбах до конца сентября, радуя глаз яркими цветами. (Слайд 8)
-Найдите гладиолус. (Слайд 9)
-Это луковичное растение. Название этого величавого растения обозначает «меч». Листья гладиолуса напоминают по форме меч. Разнообразна окраска: красная и розовая, малиновая и вишнёвая, оранжевая и жёлтая, белая и фиолетовая. Они являются отличным украшением цветников.
-В начале лета расцветают прекрасные пионы. Бордовые, розовые и белые пионы украсят любую клумбу. (Слайд 10)
4. Закрепление изученного.
— Откройте « Рабочую тетрадь» на стр. 6 и выполните задание 1.
— Откройте учебник на стр. 13. Соедините линиями листья и цветы растений.
— Перечислите, какие растения растут на клумбе?
-Какие цветы растут у Вас на клумбах(у бабушек, дедушек)
— какое растение получило своё название за сходство листьев с мечом?
— Название какого растения произошло от названия головного убора тюрбан?
— Для чего люди устраивают клумбы? (Слайд 11)
В вашей тетради на стр. 6 есть кружок. Если на уроке всё понял и много запомнил – раскрась кружок зелёным цветом. Если не всё понял и мало запомнил – жёлтым. Если ничего не понял и не запомнил – красным.
Определение настроения.(показ смайликов с настроением).
Конспект урока по окружающему миру 1 класс «Что растет на клумбе»
Окружающии мир «Что растет на клумбе»
Урок, проведённый вне классного кабинета, не только повышает познавательную активность учащихся, но и формирует у них конкретные представления и впечатления об окружающем мире.
Слово “экскурсия”, пришедшее в русский язык в 19 веке, первоначально означало “выбегание, военный набег ”. Позже оно приобрело несколько иной смысловой оттенок – “вылазка, поездка”.
Это значение слова актуально для нас и сейчас.
Сегодня, хорошо подготовленная и проведённая экскурсия имеет большую обучающую и воспитательную ценность. Во время экскурсий дети учатся наблюдать за объектами природы, на основе которых раскрывается учебная тема. Они получают необходимую информацию, овладевают навыками анализа и сравнения, развивается их кругозор.
Каждая экскурсия разрабатывается с учётом её значения в системе работы по конкретному разделу и в соответствии с возрастными особенностями детей. Программа А.Плешакова “Мир вокруг нас” предлагает проводить такие нетрадиционные уроки с первых дней ребёнка в школе. Первая экскурсия – “Знакомство со школой”. На ней ребята узнают историю школы, её традиции, встречаются с работниками школы.
Не стоит планировать для первоклассников дальние поездки в музеи. Большой объём информации, огромное количество экспонатов сделают экскурсию бесполезной. Для шестилетних ребят, у которых ещё преобладает предметно-образное мышление, лучше предложить экскурсию, где они встретят знакомые для себя объекты, но увидят их с другой, научной стороны. Важно, чтобы дети научились видеть удивительное рядом.
Например, экскурсия к школьному цветнику, мимо которого они проходят каждый день по дороге в школу, может стать для них настоящим открытием.
Цели и задачи урока : познакомить учащихся с распространёнными декоративными растениями клумбы, учить распознавать растения, наблюдать за ними, формировать умение сравнивать, развивать интерес учащихся к природе, их кругозор, прививать любовь к предмету, к красоте природы.
настойка календулы, сироп шиповника, консервированные семена настурции, пирог, украшенный физалисом, букеты из сухих растений.
У учителя – луковица гладиолуса, плоды шиповника, лоскут бархатной ткани, клубень картофеля, корень георгина. У учеников – атлас-определитель “От земли до неба”.
Растения украшают жизнь людей, радуют их своими красками, ароматом и красотой. Городские жители, дома которых находятся далеко от парковых и лесных зон, не хотят лишать себя общения с природой. Они разбивают на улицах города клумбы, ухаживают за ними, наблюдают за ростом и цветением растений.
Сегодня мы посетим школьный цветник и познакомимся с декоративными (клумбовыми) растениями.
Наша клумба загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Всем, кто к ней ни подойдёт.
Сколько красок уместилось,
Просто глаз не оторвать!
Будто радуга спустилась
К нам цветы разрисовать. (Е.Николаева)
Некоторые цветы на нашей клумбе вам хорошо знакомы, но сегодня мы рассмотрим их повнимательней и вы узнаете о них много нового и интересного.
Найдите в центре клумбы самый яркий цветок. Это роза. Её называют королевой клумбы. Роза любимый цветок многих народов, известна с глубокой древности. Существуют сотни сортов роз с различной окраской лепестков. Уже выведены сорта голубого и даже черного цвета. Многие розы обладают удивительно сильным ароматом, поэтому её лепестки используют для изготовления цветочных масел и духов. Ещё из лепестков розы варят варенье. Это растение может предупредить о надвигающемся ненастье. Перед дождем роза плотно сжимает лепестки.
Многие из вас 1 сентября пришли в школу с букетами из этих высоких, благородных цветов. Название которых-гладиолусы. Просто не верится, что из такой маленькой луковицы, похожей на луковицу репчатого лука вырастает такой крупный красивый цветок.(Учитель показывает луковицу гладиолуса.) Существует много расцветок этих цветов. Иногда гладиолус называют шпажником. Как вы думаете почему? Рассмотрите листья растения. На что они похожи? На острые мечи или шпаги. Учащиеся находят гладиолус в атласе-определителе “От земли до неба” и сравнивают с растением на клумбе.
Как красиво смотрятся на осенней клумбе разноцветные астры!
(О жизни на Земле, о других цветах на клумбе, о приближающейся зиме…)
Весёлые оранжевые, бардовые бархатцы обычно обрамляют садовые дорожки, растут по краю цветников. Пушистые кустики с резными листочками украшают клумбу всё лето до глубокой осени. У меня в руках кусочек ткани, которая называется бархат. Свое название растение получило от названия ткани. Как вы думаете почему? Лепестки растения имеют бархатный блеск, на ощупь кажутся такими же мягкими и пушистыми как бархат.
Ноготки или календула похожи на оранжевые ромашки. Этот растение не только украшает клумбу, оно очень полезно для человека. Из него делают лекарственные настойки, добавляют в шампуни, мыло. Используют для заживления ран. Найдите на клумбе растение, где уже есть семена. На что похожи семена? На когти, ногти волшебных существ. Отсюда и название растения-ноготки. Этот цветок можно увидеть не только на клумбе, но на огороде. Огородникам он помогает избавиться от насекомых-вредителей, которые бояться сильного запаха календулы. Ученики находят растение в атласе-определителе.
Через всю клумбу тянутся тонкие плети-стебли настурции. Среди округлых листьев выделяются ярко-оранжевые или красные цветы. Из-за островерхой формы цветка, напоминающего капюшон монаха-капуцина, их иногда называют капуцинами. Это растение обладает лечебными свойствами. В кулинарных книгах можно встретить рецепты из настурции.
Из неё готовят салаты, маринады, супы, солянки, добавляют в пюре и фарши. В пищу используют свежие листья, твёрдые цветочные почки и недозрелые семена. Но не все сорта настурции съедобны. Мы будем любоваться этим растением на клумбе.
Самые высокие растения в нашем цветнике – георгины. Крупные, яркие цветы. Кажется, что некоторые из них сделаны из гофрированной бумаги. Такие они пышные и нарядные. Корень этого растения похож на клубень картофеля. Учитель показывает картофель и корень георгина. Георгины дальние родственники астр.
Мы сегодня узнали много нового о привычных для нас растениях. Какую пользу приносят
людям декоративные растения? (Украшают наши улицы; некоторые клумбовые растения являются лекарственными, используются в пищу.) Как надо относиться к растениям, которые приносят нам столько радости, приятных впечатлений? Один из учеников читает стихотворение:
Мы цветочки рвать не будем
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям
Подведение итогов экскурсии:
Викторина “Угадай растение”. Учащиеся вспоминают названия декоративных растений, которые видели во время экскурсии.
Вырос он на клумбе
Около дорожки. (Физалис.)
На клумбу звёздочка упала
И цветком красивым стала. (Астра.)
Восхищают всех ребят.
Дружно машут нам листочками,
В космос улететь хотят. ( Космея.)
Ароматен тот цветок,
Но колючий стебелёк. ( Роза.)
Сквозь землю прошёл,
Оранжевый ноготок нашёл. ( Календула.)
А под зелёным щитком
Цветки, как атласные
Жёлтые и красные. (Настурция.)
Под шестом – шпаги. ( Гладиолус.)
Бархатный наряд. ( Бархатцы.)
На клумбе у окошка
И светлые, и тёмные. ( Георгина.)
Удивительно красива клумба осенью. Мы сюда придём весной и посмотрим, какие растения появятся в цветнике. Учащиеся возвращаются в класс, где для них подготовлена выставка “Дары цветника”.
Во избежание аллергической реакции, не стоит разрешать ребятам во время экскурсии трогать и нюхать растения. В случае отсутствия рядом со школой цветника, можно совершить заочное путешествие при помощи мультимедийного проектора.
Конспект урока по окружающему миру на тему «Что растёт на клумбе?» ( 1 класс)
Что растёт на клумбе?
П редмет: окружающий мир
Тип урока: задание открытия свежих познаний.
УМК «Русский язык. 2 класс»
Цели: уточнение представлений о значительных симптомах гласных и согласных звуков; становление умения следить за произношением текстов и проводить их звуковой тест классифицировать имеющиеся у ребят познания о звуках и буквах; дрессировать предопределять звуки, отыскивать и отличать их; развивать устную и письменную речь студентов, креативные возможности, формируя на уроке одобрительную атмосферу, развивать орфографическую зоркость; обогащать лексикографический припас ребят свежими текстами и выражениями;
зафиксировать умение предопределять звуки и буковки.
развивать мобильность и творческую самостоятельность студентов, соединяя игровую и обучающую формы деятельности; становление интереса, зрительной памяти, энергичности студентов на уроке; продолжить работу по формированию речевой работы студента.
прививать опрятность в ведении тетради; воспитывать ощущение сплоченности коллектива; внимание к предмету российского языка ; культуры общения, ощущения взаимовыручки; воспитывать прилежание, активность; воспитывать организованность, усидчивость, обязанность.
проблемно-ориентированного обучения; информационно-коммуникативные; разработка сотрудничества.
исследовательский, частично-поисковый, способ проблемного изучения, дедуктивный, приятный, словесный, одобрение.
Демонстрация Power Point “Части речи”. Компьютер, проектор. Музыкальное аккомпанемент к физкультминутке. Карточки для персональной работы, листы с словами для работы студентов. Башковитый лексика Цветные карандаши.
Что растёт на клумбе?
• Первоклассники познакомятся с наиболее распространёнными декоративными растениями клумбы; научатся определять растения клумбы с помощью атласа-определителя.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: карандаши, клей, ножницы, кроссворд, интерактивная доска, презентация (фотографии с изображениями цветов).
1. Актуализация знаний
— На какой вопрос мы отвечали на прошлом уроке? Предлагаю вам вспомнить названия растений и заполнить кроссворд.
2. Растение, обладающее лекарственными свойствами. Второе его название — столетник. (Алоэ)
3. Растение с узкими длинными листьями, называемое в народе «щучий хвост». (Сансевьера)
5. Растение, похожее на зелёного ежика. (Кактус)
6. Растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают молодые растеньица-детки. (Хлорофитум)
1. Растение, получившее название в честь месяца, в котором цветёт. (Декабрист)
2. Название страны, из которой к нам попало много растений. (Африка)
4. Растение — лиана, прикрепляющееся к опоре с помощью особых корней-присосок. (Плющ.)
2. Мотивация учебной деятельности
— Цветы украшают землю уже 125 миллионов лет. Красота растений, их краски, запахи, многообразие форм создают хорошее настроение, поэтому люди специально сажают и выращивают цветы. Мы с вами познакомились с некоторыми комнатными растениями, цветущими у нас на подоконниках. Где ещё люди выращивают цветы? (На грядках, клумбах, в оранжереях.)
Откройте учебник на странице 26 и прочитайте тему урока. (Что растёт на клумбе?)
Что мы узнаем на уроке и чему научимся? (Узнаем, какие растения растут на клумбе. Будем учиться определять растения клумбы с помощью атласа-определителя.)
3. Работа по теме урока
— На клумбах и цветниках можно увидеть огромное количество ярких, красивых цветов. Они разнообразны по своей окраске, формам и размерам. Прочитайте названия растений, данные на странице 26. Какие ещё цветы вы видели на клумбах? (Георгины, мани, пионы, тюльпаны, розы.)
Я хочу рассказать вам о некоторых наиболее известных цветах. В центре страницы изображён гладиолус. У этого цветка торжественный и величавый вид. Он словно пышный колос. Хороши красные и розовые, малиновые и вишневые, оранжевые и белые, жёлтые и фиолетовые гладиолусы. Необыкновенно красивы букеты из них.
Рядом с гладиолусом вы видите оранжевые цветки календулы. Они не только украшают цветники. Календула— лекарственное растение. Ещё в древности из её цветков делали отвары и настои для заживления ран. Отваром календулы полощут горло. Её используют при изготовлении кремов, шампуней. Плоды календулы похожи на когти. Поэтому народ дал растению второе имя — ноготки.
Удивительны цветущие пионы. Посади их раз, а цвести они будут десять, двадцать лет и даже больше. Цветки пиона похожи на розы, окраска у них разная — от тёмно-красной до снежно-белой. Пион растёт пышным кустом. Это лекарственное растение. Названо оно по имени Пеона — врача из древнегреческих мифов, который с помощью этого цветка исцелял богов.
Вообще с цветами связано много легенд.
Осенью на клумбах очень много астр. Они не боятся дождей и всегда свежие, яркие, цветут до самого снега. Красные, малиновые, розовые, жёлтые, фиолетовые астры похожи на разноцветные звёзды. Недаром в переводе на русский язык слово «астра» означает звёзда.
По легенде, первая астра выросла на месте, куда упал осколок, оброненный на Землю пролетавшей звёздочкой.
Розовые, красные, жёлтые, голубые, синие, фиолетовые ажурные кисти гиацинта украшают клумбы. У них тонкий, нежный аромат. Цветок гиацинт посвящен богу Аполлону. В Греции это растение считалось символом печали. Предание гласит, что гиацинт вырос из крови юноши Гиацинта, погибшего во время спортивных состязаний.
Каким образом нарцисс, очаровательный весенний цветок, получил своё название? Рассказывают, что давным-давно в Греции жил прекрасный юноша по имени Нарцисс. Он был настолько высокого мнения о собственной красоте, что отвергал любовь всех дев, как бы ни были они хороши собой. За это боги его жестоко наказали. До конца своих дней Нарцисс был обречён постоянно любоваться собственным отражением в пруду. А после его смерти на этом месте вырос прекрасный цветок, который и назвали нарциссом в память о юноше.
Анютины глазки— одно из самых известных растений. Раньше это было лесное растение.
Немцы называют анютины глазки мачехой. Такое название они объясняют строением цветка. Нижний, самый крупный и самый красивый лепесток— это мачеха. Два боковых, поменьше, но тоже красивые,— её родные дочери, а два самых маленьких, верхних, почти не раскрашенных,— бедно одетые падчерицы. Ещё говорят, что раньше мачеха находилась наверху, а падчерицы — внизу. Но добрый волшебник сжалился над бедными девочками и повернул цветок, причём злой мачехе он дал шпорец, а её дочерям — ненавистные им усики.
Другие народы тоже слагали легенды об анютиных глазках, так как во многих странах любят этот цветок. Около 500 лет назад этим цветком заинтересовались садоводы. С тех пор были выведены сотни видов этого цветка, получившего научное название — трёхцветная фиалка.
Весной на клумбе расцветают тюльпаны. Своё название эти цветы получили от персидского слова «тюрбан» — чалма (головной убор.)
В документе трёхсотлетней давности приведена стоимость одной луковицы этого цветка. «Баржа с зерном, два вола, две овцы, пять свиней, две бочки масла, тысяча фунтов сыра, четыре бочонка пива, два меха с вином, кровать, одежда, серебряная кружка». Вот такую цену давали за одну луковицу тюльпана.
На выведение нового сорта этого цветка уходит не менее 20 лет.
Двести лет назад из Южной Америки привезли клубни неизвестного мексиканского растения. Первый выросший цветок назвали в честь русского академика натуралиста и путешественника Георги. Это цветок — георгин. Красные, розовые, оранжевые, жёлтые, лиловые георгины цветут у нас пышно, обильно. На зиму георгины в цветнике оставлять нельзя, так как они вымерзнут. Их клубни осенью выкапывают и хранят в подвале до посадки.
Можно ещё долго рассказывать об этих прекрасных растениях, которые окружают человека, радуют его своими красками и ароматами. Люди любят цветы и даже отмечают праздники, посвящённые им.
Древние греки и римляне чествовали гиацинты и лилии. У англичан существовал праздник пионов и лотосов. Славяне праздновали б июля день Ивана Купалы, символом которого являлся папоротник. Во Франции в старину был праздник роз, а теперь — праздник ландыша. В Голландии — пышные карнавалы цветов. В Каннах в феврале устраивается день мимозы. В Болгарии проводят праздник роз, а в Великобритании — день маков.
— Рассмотрите растения, изображённые на странице 27 учебника. Знаете ли вы их? С помощью атласа-определителя проверим ваши ответы.
Посмотрите на фотографии растений, которые цветут на клумбах около нашей школы.
Учитель показывает слайды с фотографиями цветов.
— Определите их названия.
Дети пользуются атласом-определителем.
— Откройте рабочие тетради на странице 15, найдите задание 1. Нарисуйте 1-2 растения, которые мы определили.
Дети выполняют задание.
— Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте ваши работы.
Посмотрите на задание 2. Здесь изображены цветки и листья растений. Вам надо узнать эти растения и назвать их.
— Последнее, что вы делаете сегодня на уроке, — собираете цветочную мозаику.
Цветы для работы дети берут в Приложении рабочей тетради, раскладывают их и наклеивают в рамку на странице 16.
4. Рефлексия учебной деятельности
— У нас с вами сегодня был очень красивый урок. На какой вопрос вы теперь можете ответить? Какие цветы вы можете назвать и что запомнили о них? С помощью чего мы можем узнать название растения? Для чего люди на клумбах сажают цветы? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Прочитайте вывод на странице 27 учебника.
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.