Конспект урока 3 класс для чего нужна экономика 3 класс школа россии
Конспект урока по окружающему миру на тему «Для чего нужна экономика?» (3 класс)
Предмет: Окружающий мир
Тема: Для чего нужна экономика
Цель: познакомить с понятием «экономика», выделить отдельные части (отрасли) экономики
— познакомить с понятиями «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
— показать роль экономики в жизни людей.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: презентация к уроку, тест, медиапроектор, компьютер, конспект урока.
• понимать роль труда в создании товаров и услуг
• работать с понятиями: анализировать и формулировать определения
• проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир
Оборудование для учителя: учебник: «Окружающий мир» Плешаков, 3 класс, 2 часть, УМК «Школа России», стр. 38 – 41
Оборудование для учащихся: учебник: «Окружающий мир» Плешаков, 3 класс; 2 часть, УМК «Школа России», рабочая тетрадь, стр.25
I .Организационный момент. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку . (2 мин.) (Слайд 1)
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета –
Все счастье земли – за трудом! (В. Брюсов)
Учитель: О какой потребности человека говорится в этом стихотворении?
Учитель: Для чего нужен труд?
Дети: Без труда не будет хлеба, одежды, обуви.
Учитель: Откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе?
— Всё это даёт нам экономика. Значит, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Об экономике)
— Давайте попробуем предположить, что вы узнаете на уроке? (Слайд 2)
II .Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Обеспечение мотивации на изучение нового материала. (1 мин.) (Слайд 3. )
— Прочитаем определение этого слова в толковом словаре.
От умелого ведения хозяйства (будь то маленькая семья или целое государство) зависит очень многое: и то, как мы питаемся и одеваемся, и то, чему мы учимся, и то, как мы ведем себя в обществе, и то, сколько нам приходится работать и сколько отдыхать.
III .Совместное открытие знаний. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала.
— Из предыдущего раздела мы узнали о том, что нужно растениям для жизни и развития. А ч то необходимо человеку? (воздух, пища, одежда, жильё, транспорт, книги…, Образование, медицинское обслуживание, любовь близких, друзья, которые помогут нам в трудную минуту.
— Все, что необходимо человеку для жизни, называют потребностями.
Ответьте на следующие вопросы «Да» или «Нет». Если «Да» показываете зелёный сигнальчик, если или «Нет» – красный сигнальчик.
— Правильно, у разных людей разные потребности, и каждый их удовлетворяет по – разному.
– Откуда берется все то, что нужно для удовлетворения потребностей? Многое даёт нам природа.
— А откуда берутся хлеб и сахар, одежда, обувь, автомобили? Это даёт нам экономика.
2. Групповая работа. (20 мин.).
— А теперь обсудим, с помощью каких отраслей мы удовлетворяем свои потребности. В процессе работы мы должны заполнить таблицу : Что является источником в удовлетворении наших потребностей; природа или экономика? Поставьте крестик в нужную графу. ( обозначаем источник удовлетворения наших потребностей) (Слайд 4)
1. Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта, торговли?
2. Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?
— Электроэнергетика – это отрасль, которая производит электрическую энергию. Электроэнергию производят на электростанциях нескольких видов: АЭС, ГЭС, ТЭС. В России 10 атомных электростанций. Россия занимает первое место по производству электроэнергии (США, Канада, Китай, Япония). В Нефтекамске есть Кармановская ГРЭС.
3.Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? Докажите.
Воду мы покупаем у Нефтекамскводоканала с поверхностного водозабора, который находится на реке Кама. На ОСВ (Очистные сооружения воды) по двум трубопроводам приходит так называемая техническая вода. Чтобы она стала питьевой, производят ее очистку. Техническая вода отстаивается и обеззараживается. После всех этих «очистительных» мероприятий вода переходит в разряд питьевой и с помощью насосов по трубам доставляется до наших квартир. Сотрудники лаборатории Горводоканала контролируют качество воды
4.Какие продукты питания человек получает непосредственно от природы? А может это тоже продукт экономики? Докажи.
— Завершите и проверьте работу.
Учитель: Сделаем вывод: что дает нам природа?
Дети: воду, воздух, свет, тепло, пищу, но не в готовом виде.
Дети: Удовлетворяет наши потребности, обрабатывает то, что дает природа.
IV .Физминутка. А теперь отдохнём. Сделаем друг другу
V .Продолжение работы над темой. Роль труда в удовлетворении потребностей людей.
1. Работа с учебником. (2 мин.) Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей. Основой любой деятельности является – труд. Для этого люди производят товары и услуги.
Раскройте учебник на стр.40 и прочитайте определение, что такое ТОВАР и УСЛУГА.
2. Закрепление понятия. Игра «Товар – услуга » ( (Слайд 11)
— Ответ показываете сигнальчиком: если товар – красный цвет, если услуга – зелёный.
*Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску (услуга)
* Вы зашли в аптеку и купили лекарство (Товар)
* Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо (Услуга)
* Вы едете в автобусе (Услуга)
* Вы зашли в магазин и купили продукты питания (Товар)
* Вам доставили почту (Услуга)
3.Работа в рабочей тетради. (1 мин.) (Слайд 12)
— Как вы думаете, может ли быть так, что в удовлетворении потребности нужен и товар и услуга? Составьте пары .
— Подумайте и ответьте, какими качествами должен обладать хороший работник? Зачеркни ненужное:
Добросовестный, ленивый, трудолюбивый, дисциплинированность, неряшливый, ответственный, бережливый, жадный, экономный (умение правильно рассчитать средства), щедрый, запасливый.
VI . Практическая деятельность. Использование регионального компонента. 1.Групповая работа (5 мин)
-Наш город молодой. Ему 36 лет. Численность населения города на сегодня составляет 15. 616 человек. А какие отрасли и сферы услуг развиты в нашем городе для удовлетворения потребностей населения. Будем работать по группам.
Задание: Назвать промышленные предприятия города Агидель (промышленность, производящая товары) и местную сферу услуг (предприятия оказывающие услугу) (Слайд 13)
Запиши названия предприятий в таблицу:
Школы, гимназия (услуги образования);
ОАО «Спецавтохозяйство» (бытовые услуги – благоустройство улиц города (уборка улиц, очищение улиц от снега, посадка цветов)
Запиши названия предприятий в таблицу:
Редакция газеты «Огни Агидели»;
ООО «Теплостим» ( обслуживание школ, детских садов – услуга плотников, сантехников, электриков)
Запиши названия предприятий в таблицу:
ООО «Атон». (производство по выпуску зеркально-стеклянных изделий);
ООО «Каскад» (бытовые услуги – ремонт телеоборудования, бытовых приборов);
ДШИ (Детская школа искусств)
Запиши названия предприятий в таблицу:
ДЮСШ (Спортивная школа);
ООО «УЖХ» ( управление жилищным хозяйством) (жилищно-коммунальные услуги, сбор, очистка и распределение воды)
— Ребята, что вы заметили?
— В городе больше предприятий по оказанию услуг.
VI .Домашнее задание: (Слайд 14)
Прочитай, стр.36 – 40, ответь на вопросы, стр.41
Составь семейный бюджет
Напиши рассказ «Какая самая главная потребность в вашей семье»
Нарисуй рисунок и напиши «Как понимают в вашей семье слово «экономика».
-Было интересно узнать, что …
— Для чего нужна экономика? Чтобы удовлетворять наши потребности.
— Зачем вам нужны знания по экономике? Чтобы знать, какими потребностями она может меня обеспечить.
VIII. Оценивание работы учащихся
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе «Для чего нужна экономика» по программе Школа России
Урок окружающего мира
на тему «Для чего нужна экономика»
Цель: Формирование понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики.
Предметные результаты: учащиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа и построения рассуждения; самостоятельно осуществлять анализ объектов, применять полученные знания на практике; применять методы информационного поиска.
Коммуникативные: формулировать и обосновывать свою точку зрения, умение договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник программа «ШР» Плешаков А.А., 3 кл.2ч, презентация к уроку, раздаточный материал.
1. Организационный момент, эмоциональный настрой.
— Добрый день ребята!
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
( Что узнаю, расскажу дома. Если кто-то не знает, то я ему помогу. Послушаю внимательно, а потом буду знать, ведь мне это пригодится в жизни.)
— Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.
2. Самоопределение в деятельности
Игра «Найди лишнее слово».
— Прочитайте строку. Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно не подходит?
Мясо, молоко, товар, сахар, хлеб. (Пища, продукты питания.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
(Я думаю, что разговор пойдёт об экономике, потребностях, товаре)
— Сформулируйте тему урока.
— Тема урока «Для чего нужна экономика»
— Какую цель вы поставим перед собой?
( Я хочу узнать… научиться… познакомиться… )
( Я хочу узнать, такое экономика, потребности. Я хочу научиться различать потребности и товар. Я хочу познакомиться с отраслями экономики.)
— Сегодня на уроке я помогу вам узнать, какова роль экономики в нашей жизни; научиться различать понятия «потребность», «товар»; отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними.
— Обсудите в группе вопрос: «Что нужно человеку для счастливой и радостной жизни?» Ответ должен состоять из одного слова имени существительного, отвечающего на вопросы «Что или кто?». Ответ запишите на листок.
— Итак, что же, по вашему мнению, нужно человеку для счастливой и радостной жизни.
(Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери
Семья, друзья, дружба, помощь, учитель, ученики.
Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, учебник.)
— Как вы думаете, как одним словом можно назвать всё то, что необходимо, требуется человеку, в чём он нуждается, чего ему хочется? ( Потребности.)
— Все потребности можно разбить на три группы.
(Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери.)
Общественные – это отношения между людьми.
(Семья, друзья, дружба, помощь, учитель, ученики.)
И экономические – это потребности материальные.
(Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, одежда.)
Составление таблицы. Прикрепите ваши потребности в нужную группу.
Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери.
Семья, друзья, дружба, помощь, забота, любовь.
Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, одежда.
Игра «Отгадай потребность»
Сам себя жалею. (п. в медицине, общ. и экон.)
Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение.
Выучи, Алёшенька, таблицу умножения. (п. в образовании, общ.)
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар. (п.в покупке, эк.)
5)Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь. ( п.света, общения – ест., общ.)
— А откуда берутся хлеб, сахар, одежда, машины и многое другое, чего нет, и не может, быть в природе? ( Всё это даёт экономика.)
— Что такое экономика? (Это хозяйственная деятельность людей.)
— Как называются части экономики? (Отрасли.)
— Из каких отраслей состоит экономика?
(Промышленность – даёт нам одежду, мебель, машины.
Транспорт – доставляет все продукты и товары.
Сельское хозяйство – даёт нам мясо, хлеб, молоко.
Торговля – помогает приобрести все продукты и вещи.
Строительство – возводит различные постройки.
Образование – даёт знания.)
Практическая работа в группах.
Задание: установите связь.
1 – строительство и промышленность
Промышленность поставляет подъёмные и монтажные краны, землеройные машины; снабжает кирпичом, бетоном, раствором. Строительство использует всё это и строит дома, заводы, фабрики, магазины.
2 – торговля и транспорт
Всё, что производят, перевозят для торговли в магазины.
С/х обрабатывает транспортом землю, собирает урожай, перевозит корма, животных, продукцию. Некоторые виды кормов идут на изготовление топлива, обивка машин из кожи животных.
4 – промышленность и торговля
Всё, что производит промышленность, необходимо продать. В наш век постоянно появляется новая продукция и, чтобы всё это не залёживалось на полках магазинов, торговля должна вовремя реализовать.
5 – строительство и транспорт
Чтобы что-то построить, нужен транспорт: привезти кирпич, доски, цемент. Транспорт зависит от строительства. Чтобы машину не угнали, не заржавела нужен гараж, ремонт машин происходит в боксах.
— Взаимосвязаны ли отрасли экономики между собой? (Они не могут существовать без взаимосвязи)
Из-за парт мы быстро встали
И все дружно зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Ваши плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь.
И за парты вновь садитесь
-Экономика направлена на удовлетворение разнообразных потребностей людей. А люди в свою очередь производят…..
Продукт труда, что можно обменять,
Купить и самому продать,
Свезти на ярмарку, на рынок, на базар,
Что это за продукт? товар.
Люди производят товар.
— Что такое товар? ( Это вещи, предметы, которые производят люди, продают, обменивают)
— Работа по учебнику. Стр. 40 чтение определения «товар».
— Что относится к товарам? (Продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и др.)
— Все ли товары мы можем ощутить, потрогать? (Нет)
Н-р: Вы сходили в парикмахерскую. сделали причёску. (Причёска – товар, а люди, которые её сделали, оказали услугу.)
— Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это называется услугами.
— Работа по учебнику. Стр. 40 чтение определения «услуга».
Игра «Товар – услуга» Я читаю предложение, если была названа услуга – поднимаете – зелёный круг, если товар – красный круг.
Вас обслужили в магазине при покупке конфет .
Вы в автобусе едете в город.
Вам доставили почту.
Закрепление. Работа в РТ с.24 №5 Взаимопроверка.
Я предлагаю вам привести по два примера товаров и услуг.
Закрепление. Работа в РТ с.25 №6 Самопроверка.
Соедините товар с услугой. Закрасьте кружок товара – красным карандашом, а услугу – зелёным карандашом.
– Отметьте правильный вариант, затем впишите букву правильного ответа в таблицу.
1. Закончи определение: экономика – это…
Е) возможность заработать деньги;
М) искусство ведения хозяйства.
2. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?
К) п ромышленность; О) сельское хозяйство; У) торговля.
3. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?
Л) п ромышленность; Н) сельское хозяйство; А) торговля.
4. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?
З) п ромышленность; Х) сельское хозяйство; О) торговля.
5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?
П) т орговля; Д) транспорт; Ю) строительство.
6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?
7. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики…
Я) …иногда пересекаются»;
– Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЦЫ.)
— На какой вопрос отвечали на уроке? (Для чего нужна экономика)
— На что направлена экономика? (На удовлетворение потребностей людей)
— Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называют …. ( Товар )
6. Рефлексия. Продолжи фразу:
— Было интересно узнать, что…
— Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:
-Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! (солнышко)
-Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. (звёздочка)
-Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (тучка)
— Прочитать материал учебника стр.38-41, ответить на вопросы. Выполнить в РТ с.23-24
Конспект урока ОМ «Для чего нужна экономика?» 3 класс
Тема урока: «Для чего нужна экономика?»
Цели деятельности учителя: формировать понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика» и составные части экономики.
учить различать понятия «потребность», «товар», «услуга»;
выстраивать логическую связь между этими понятиями;
учить использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизнирасширять знания детей об изменениях в живой и неживой природе.
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
умение грамотно и связно излагать свои мысли, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, проблемного обучения, проектной деятельности.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 3 кл. 2 ч., учебная презентация, рабочая тетрадь, разрезные карточки, «экономическое» стихотворение.
Подготовка к восприятию нового
-Из предыдущего раздела мы узнали о том, что нужно растениям для жизни и развития.
— Как вы думаете, а ч то нужно человеку для жизни и развития? (воздух, пища, одежда, жильё, транспорт, книги…)
-О бразование, медицинское обслуживание, любовь близких, друзья, которые помогут нам в трудную минуту и т.д.
Найди лишнее слово:
Удача, везение, товар, успех.
-Сегодня мы с вами и познакомимся с этими понятиями. С какой областью науки они связаны?
-Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
-Как вы понимаете слово «потребности»?
-Потребность – это нужда.
ВСЁ, ЧТО НУЖНО ЛЮДЯМ ДЛЯ ЖИЗНИ, НАЗЫВАЮТ ПОТРЕБНОСТЯМИ.
— Скажите, а какие ваши потребности?
— Что вам необходимо для жизни?
-А вот, чтобы нам разбить эти потребности на группы, нужно открыть рабочую тетрадь на стр. 21 и внимательно прочитать стихотворение «Чего нельзя купить?».
-Итак, что мы не можем купить за деньги? (росу, птичье пение в лесу, лес, родник, поля-природа т.е. потребности, которые нам дает природа, любовь, заботу, внимание, дружбу)
-Это потребности, которые нам дает общение.
-А что можно купить за деньги?
Вывешиваем на доске картинки по группам. На доске создается коллаж с экономическими понятиями.
4. Терминологическая работа.
-А откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе?
-Всё это дает нам экономика.
Можно процитировать отрывок.
Все хотят сделать прическу у ловкого парикмахера, посмотреть на знаменитого фокусника, попасть к мудрому врачу. Тысячи людей собираются, чтобы подивиться на силачей, поднимающих тяжелые штанги, чтобы послушать певцов и музыкантов, увидеть картины великих художников.
Чтобы денег было достаточно, надо уметь делать нужные людям вещи: красивую посуду, вышитые полотенца, теплую одежду, удобную обувь, разноцветные карандаши и др. Тогда люди охотно отдадут за такой труд свои деньги.
-Что, значит, заниматься домашним хозяйством? (Грамотно распределять семейный бюджет)
Сейчас слово экономика означает плановое ведение хозяйства страны. Где тоже нужно готовить продукты, шить одежду, делать игрушки, выпускать книги, строить дома для всех жителей, прокладывать дороги.
-Какова же главная задача экономики?
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИКИ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ РАЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ.
Игра «Отгадай потребности».
Сам себя жалею. Потребность в медицине
Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение.
Выучи, Алёшенька, таблицу умножения.
Потребность в обучении.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
Потребность в покупке посуды.
-Что производят люди, для удовлетворения своих потребностей? ( товары и услуги )
-Но не все товары мы можем ощутить, потрогать.
Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это и называется услугами.
4) Работа по учебнику (стр. 38), и в рабочих тетрадях стр.22
-Что такое товары и услуги прочитайте в учебнике на стр. 38.
— В чём отличие товара от услуги?
Просмотр видеоролика «Уроки тётушки Совы»
Работа в группах: поднимают карточки .
(ученик зачитывает предложение, другие отвечают товар это или услуга)
Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску.
Вы зашли в аптеку и купили лекарство.
Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо.
Вам доставили почту.
Вы зашли в магазин и купили продукты.
6) Выполнение тестового задания.
Что такое потребности людей?
Главная задача экономики
Р – Удовлетворение разнообразных потребностей людей
А – это предметы, которые человек производит
удовлетворяют свои потребности.
Т – Добыча поваренной соли и нефти
Д – Проведение экскурсии в музее, лечение больных,
— Какое слово получилось?
— Для чего нужен труд?
-Это потребность человека, так как без труда не будет хлеба, одежды, обуви и всех остальных потребностей, которые мы рассмотрели сегодня на уроке.
5. Творческая страничка.
-Вам заранее было дано задание: дописать фразы в «экономическом» стихотворении. Давайте послушаем, что же у вас получилось.
6. Обобщение по уроку.
-Какие новые понятия узнали на уроке?
Чтение стихотворения подготовленным учеником.
Так как раньше, не считая,
Деньги тратить перестал.
Себе не покупает он
И даже самой яркой
Во всём дворе никто не понимает,
А тем, кто задаёт вопрос,
Наш Толя объясняет:
Я покупаю только то,
Что мне необходимо,
А если вещь мне не нужна,
Пройду, не глядя мимо.
Чтоб мог ко дню рождения
Купить подарок маме я,
Нужна мне эта строгая,
Если хотите добиться успеха
Изучайте экономику прямо сейчас,
-Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой.
Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?
— Кто доволен своей работой на уроке и получил удовольствие, покажите красное сердечко.
-Кому было тяжело, не совсем справились с заданием, покажите синее сердечко.
8. Домашнее задание: в рабочей тетради выполнить творческое задание.