Конспект по музыке на тему что роднит музыку с литературой 5 класс
Урок по музыке «Что роднит музыку и литературу» (5 класс)
Урок музыки №1 5 класс
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой
Раздел: «Музыка и литература»
Тема: Что роднит музыку с литературой.
Цель: Рассмотреть предмет музыки как вид искусства и выявление многосторонних связей между музыкой и литературой
Умение видеть жизненные явления как основу искусства;
Установить связи между музыкой и литературой;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Умение видеть взаимообогощение музыки и текста в музыкальных произведениях;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация).
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Техническое обеспечение урока: фортепиано, музыкальный центр.
Методы: деятельностный подход
Виды деятельности учащихся:
Музыкально –пластическое интонирование
Н.Тананко «Здравствуй, школа!»
М.И.Глинка романс «Жаворонок»
1.Организационный этап (вход под музыку «Здравствуй, школа»)
2. Актуализация знаний
«Все, что звучит в природе, и есть музыка» И.Гердер
— Как вы понимаете эти слова? (музыка рождается там, где живут звуки. Ее приносит и шум берез, и плеск ручейка, а порой она таится в тишине и безмолвии).
— А похожи ли звуки между собой? (нет, есть высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, так как каждый звук имеет свой источник: море гудит не так, как река. Благодаря этим звукам и рождаются интонации, которые в свою очередь рождают музыку).
— А что помогает музыке звучать? (музыкальные инструменты, голос)
— Музыка, выражая звуковое богатство мира, создает множество музыкальных инструментов: певучую скрипку, нежную свирель, пронзительную трубу, звонкую гармошку и величественный орган.
— Какой инструмент лучше передаст пение птицы? А вой ветра? Полет шмеля? Шум моря?
Вывод: музыка рождена самой жизнью
— А только ли музыка может передать красоту окружающего мира? (нет, картины, стихи, скульптуры, танцы…)
— Каким понятием мы можем объединить эти слова? (ИСКУССТВО)
— Что вы понимаете под этим словом? Подвести к понятию:
— Искусство-это художественная деятельность человека, через которую он выражает свои мысли, чувства, настроения.
Д.З. найти в разных источниках понятие ИСКУССТВА, кто не сможет- выучить данное.
— Видов искусства множество. Давайте запишем некоторые (составление схемы)
литература музыка изобразит иск кино театр прикладное
— Каждый вид искусства имеет свои средства выразительности. Какие?
Живопись- краски, карандаши, пастель
— Но какой самый мощный вид искусства (музыка). Почему? (воздействует на эмоции, чувства людей).
— Вспомните жизненные подтверждения этому (миф об Орфее, былина Садко, в годы ВОВ музыка поднимала на борьбу с врагами, в старину и в работе пели, и в радости, и в горе).
Выводим тему: Что роднит музыку и литературу.
-Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (не было бы песен, романсов) подвести к пунктам.
Литература (поэзия) – основа вокальных произведений: песня, романс…
Литературную основу (программу) имеют многие инструментальные произведения: «Баба Яга» М.П.Мусоргский, Э.Григ «Пер Гюнт»
Литературные произведения ложатся в основу опер, балетов…
Во многих литературных произведениях говорится о музыке, и именно музыка является главным действующим лицом сказок, рассказов, повестей.
— Что роднит музыку и литературу между собой?
Нередко и литературные, и музыкальные произведения одинаково называются: сказка, поэма, баллада.
Читаем учебник стр. 6-8
— Давайте вспомним романс «Жаворонок» М.Глинки. Сначала выразительно читаем стихи, затем выводим рукой линию произносимого текста и сопоставляем ее с записью мелодии.
Вывод: общие контуры стиха и мелодии похожи, музыкальная речь близка выразительной речи человека, так как они имеют одну интонационную основу.
Пробуем спеть мелодию вокализом и затем со словами.
— Какое исполнение больше понравилось? Чем? (богаче, понятнее смысл, ярче передаются чувства)
ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА «ЖАВОРОНОК»
— Сравним настроение романса с картиной Левитана «Вечер. Золотой плес» стр. 8-9 учебника
— Можно ли их сравнить? Чем они схожи?
В течение уроков первого полугодия мы продолжим выявлять связи между музыкой и литературой.
— Для чего нам это нужно? (чтобы лучше понимать музыкальные произведения, их выразительные средства, жанровую основу)
-Мы теперь можем ответить на вопрос: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
— Как мы находили ответ? (сравнивали музыкальные с литературными произведениями, разбирали романс на составляющие, исполняли романс, искали интонационную основу)
— Что больше всего понравилось в деятельности на уроке?
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Что роднит музыку с литературой?»
Конспект урока по музыке в 5 классе
(УМК Сергеевой Г. П., Критской Е. Д )
Тема урока: Что роднит музыку с литературой
Цель урока: Выявление многосторонних связей музыки и литературы
создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?
выявить опорныё направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.
развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.
учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.
Учить находить взаимосвязь искусства и жизни.
Учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.
Вокальная работа – русская народная песня «Во поле берёза стояла»; М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Жаворонок»
На листе А4 изображения нескольких инструментов разных групп симфонического оркестра (по 1 листу на каждую группу).
Образец Экспертного заключения на одну группу (4 человека)
Число, класс № группы
Общая сумма баллов
ф.и., тестовая оценка впечатления об уроке:
не очень интересно – 1
Ход и содержание урока
Приём: «Приглашение на фестиваль».
Учитель приглашает всех учащихся принять участие в фестивале классных талантов «201-ая музыкальная планета». (Слайды 1, 2)
Учащиеся знакомятся с общей структурой подготовки и проведения этого мероприятия
(Слайд 3):
Для участия в фестивале ученики 5-9 классов работают над групповым проектом 1 четверти «Русская вокальная музыка – живой родник русской души».
Каждая параллель класса работает над проектом по своему направлению, которое является тематическим разделом группового проекта.
Тематический раздел проекта объединяет все темы, изучаемые на уроках в 1 четверти.
Ученикам 5-7 классов дистанционно, а так же на дополнительных внеклассных занятиях оказывают помощь в работе над своим разделом проекта ведущие эксперты – ученики 8 и 9 классов под руководством учителя.
На последней учебной неделе 1 четверти работа над проектом завершается и экспертами выбираются лучшие материалы, которые демонстрируются в школе на 1-ом этапе фестиваля классных талантов «201-ая музыкальная планета».
Интеллектуальный тренинг «Стань музыкою слово» ( слайды №4-8)
— Какие темы в I четверти нам предстоит изучить, чтобы выполнить работу над проектом?
Выяснить это нам поможет интеллектуальный тренинг «Стань музыкою слово».
— По названию тренинга Вы можете определить направление работы над проектом в 5-ом классе.
Задание. Зная название своего направления в проекте и тему этого урока: «Что роднит музыку с литературой», найдите ещё 3 названия тем I четверти.
Условие. Выберите в тексте фразу, которой можно завершить предложение или ответить на заданный вопрос.
Ученики знакомятся с предложением или вопросом и читают текст, из которого нужно найти недостающую для окончания фразу или дословный ответ на вопрос. Выбранная фраза является названием одной из тем 1 четверти.
Учитель слушает выбранный вариант названия новой темы от каждой группы, после чего на слайде (по щелчку) появляется правильный вариант ответа.
Команды, ответ которых совпал с правильным вариантом, награждаются жетонами.
Формирование ожиданий учеников
— Теперь Вы знаете названия всех тем I четверти, которые Вам предстоит освоить, работая над проектом. Какие вопросы и предложения в связи с этим у Вас появились? Что Вам понравилось или не понравилось, понятно или не понятно в направлении своей работы?
Каждой группе учащихся, сидящих по 4 человека, предлагается кратко сформулировать беспокоящие их в связи с работой над проектом проблемы, написав их вместе или по очереди на темной части «ленты», а надежды и пожелания положительного характера на светлой части «ленты».
Учитель объясняет, что он и его помощники-старшеклассники учтут это в дальнейшей работе, а наиболее часто повторяющиеся вопросы и предложения будут озвучены и прокомментированы на следующем уроке.
Игра «Человек-оркестр» (слайды 9-17)
Цель: физическая и эмоциональная разрядка с непроизвольным закреплением слуховых навыков определения различных групп симфонического оркестра.
Подготовительный этап (без музыки) – дети вместе с учителем изображают игру на одном из инструментов симфонического оркестра, а затем получают жетоны за определение настроения, с которым играл музыкант и группы, из которой этот инструмент. (Проверка ответов происходит при «щелчке» на выбранную фигурку музыканта из любого слайда в данной игре).
Заключительный этап – после исполнения зрители (участники всех групп в тот момент, когда они не изображали музыкантов) присуждают «смайлики» лучшим группам музыкантов, обосновывая свой выбор.
Игра «Выбираем Музу» (слайды 19-20)
— Сегодня мы пригласим греческих Муз, чтобы они помогли нам понять, что роднит музыку с литературой. Давайте сначала познакомимся с каждой из них и определим, какие виды искусства они представляют.
— Определите, какой Музе принадлежит фрагмент звучащего произведения.
Первый пример: учитель наигрывает мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла». Команды называют выбранных ими Муз, доказывая связь музыки с литературой, т. к. узнают известную песню, где есть и мелодия и слова.
Для подтверждения сказанного учитель предлагает выразительно исполнить 1-ый куплет песни.
Команды называют выбранных ими Муз.
По ходу выполнения заданий группы награждаются жетонами за ответы, культуру слушания и исполнение песни.
Переход к этапу рефлексии.
— Как Вы думаете, сходны ли между собой фразы из произведений Н. Кукольника и М. Глинки и нельзя ли их объединить друг с другом по родству интонаций? (Дети, размышляя, выразительно повторяют по очереди литературную и музыкальную фразы из «Жаворонка» Н. Кукольника и М. Глинки, показывая рукой плавную линию повышений и понижений голоса).
Вывод: интонации этих фраз имеют большое сходство.
Рефлексия деятельности на уроке
— Какие чувства объединяют музыкальную и литературную интонацию этих фраз? (нежность, грусть, мягкость, тепло души, влюблённость и т. д.)
— Вы знаете, что чувства и переживания человека во время пения или речи связаны с дыханием. Послушайте и определите, каким будет дыхание певца (спокойным или торопливым, глубоким или прерывистым), чтобы можно было выразить перечисленные Вами чувства?
Слушание 1-го куплета «Жаворонка» М. Глинки на стихи Н. Кукольника. (Ответ – дыхание певца спокойное и глубокое).
Вокальная работа – разучивание песни «Жаворонок».
Самостоятельная работа в группах: «Какая Муза здесь царит?» (слайды 24-28)
Во время слушания музыки П. И. Чайковского из «Финала симфонии №4» определите, какие Музы помогли композитору в создании этого произведения.
После прослушивания идёт обсуждение в группах и выслушивается единое аргументированное мнение каждой группы. Возможно возникновение дискуссии, т.к. многообразие контрастов этой музыки и видеоряд позволяют найти черты разных муз и взаимосвязь между разными видами искусства.
Метод «Экспертное заключение»
Учитель предлагает детям стать экспертами по результативности собственной деятельности и высказать свои впечатления от урока. Учащиеся, совещаясь и учитывая мнение каждого участника группы, заполняют все разделы таблицы «Экспертного заключения», выбирая лидеров своей группы. Из лидеров группы путём жеребьевки создаётся команда ведущих лидеров следующего урока, между которыми распределяются вопросы на дом для продолжения работы над темой проекта. При желании повысить результативность своей работы на следующем уроке каждый ученик имеет право присоединиться к команде лидеров и выполнить вместе с ними домашнее задание.
Вопросы для работы над проектом:
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
Что роднит между собой музыку и литературу?
Могут ли музыкальные произведения иметь литературные названия и наоборот?
Как вокальная и инструментальная музыка могут быть связаны между собой с помощью литературы?
Список учебной и дополнительной литературы
Сергеева Г. П., Критская. Е. Д. Методическое пособие: музыка 5-6 классы. 2005 М. Просвещение
Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Учебник: Музыка 5 класс. 2003, 2007 М. Просвещение»
Буслович Д. С. Библейские, мифологические, исторические и литературные образы в произведениях искусства. 1995 СПб «Папирус»
Рачина Б. С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. 2007 СПб «Композитор»
Затямина Т. А. Современный урок музыки. 2007, 2008 М «Глобус»
Конспект урока музыки 5 класс по теме «Что роднит музыку с литературой»
УРОК МУЗЫКИ №3 В 5 КЛАССЕ
Дата урока: 17.09.2020г.
Раздел: «Музыка и литература»
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»
Художественное название: «Волшебный мир искусства»
Предметные: развивать интерес к предмету музыка; владеть способностями анализировать музыку; уметь объяснять значение понятия «интонация.
Метапредметные: уметь строить речевые высказывания о музыке, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, находить общие особенности выразительности в музыке и литературе, уметь анализировать слушаемую музыку.
— Познавательные: находить нужную информацию, обобщать и оценивать её, знать основные музыкальные и литературные жанры.
— Регулятивные: уметь обрабатывать информацию и применять на практике; обобщать и оценивать результаты деятельности; совершенствовать вокально-хоровые навыки.
— Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; воспитывать ответственность и аккуратность.
Личностные: положительно относиться к урокам музыки, уметь делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок введения в тему.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая.
Техническое оборудование: проектор, экран, ноутбук, синтезатор.
1) А.Ермолов «Волшебный мир искусства».
2) М.Глинка, сл.Н.Кукольника «Жаворонок».
3) Муз. М.Минкова, сл. Ю. Энтина «Дорога добра».
Ресурсы урока: учебник «Музыка 5 класс» (авт. Критская Е.Д.; Сергеева Г.П.); раздаточный материал (схемы анализа музыки, тексты песен).
Видеоматериал: выступления музыкантов, музыкальные ролики.
Методы: словесные; наглядные; практические; частично-поисковые.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; учебный диалог; деятельностный подход; хоровое исполнение песни.
Эпиграф: Как много в этих звуках красоты!
2.Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности.
Посмотреть друг на друга с улыбкой и передать радость одноклассникам.
Давайте вспомним, что такое искусство и какие виды искусств вам известны?
Просмотр видеоролика с песней А.Ермолова «Волшебный мир искусства».
-С помощью слов-помощников сформулируйте цель урока: (я узнаю… я смогу…я научусь…).
Чтение эпиграфа вслух.
-О какой же красоте мы узнаем с вами сегодня?
-Ответ на этот вопрос вы дадите сами в конце урока.
Что такое музыка? Ее особенности.
Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы. Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов? (в песне останется одна мелодия).
Эту мелодию мы можем с вами исполнить?
ДЕТИ. Да, сможем. Голосом.
Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке осталась бы одна мелодия. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.
Что такое литература? Ее особенности.
А теперь давайте с вами проследим, что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию? (Останется один только текст, т. е. – стихотворение).
Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».
(Во время слушания можно предложить учащимся записать в тетради слова, относящиеся к музыке: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок).
А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.
4.Первичное усвоение знаний.
Скажите, какое общее, связующее звено у музыки и литературы?
Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» «Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?».
5.Первичная проверка понимания.
Создание проблемной ситуации. Задание по группам.
1 гр. работает над вопросом – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения.
Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом? (это всё явления жизни).
Вот и нашли мы с вами вторую связь, объединяющую музыку и литературу: это окружающая нас реальная жизнь. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста.
Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этих искусств?
По предложенным музыкальным примерам подвести детей к определению понятия «интонация».
Вот вы нашли третью взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.
Как вы думаете, в каких музыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы? (песня, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта).
Правильно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств.
Ребята, а к созданию каких больших и сложных музыкальных произведений побуждает композиторов всё то, что они слышат в жизни: мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов? (симфония, концерт, сюита, опера, во многих из них песни, мелодии, напевы получают как бы вторую жизнь, композиторы заново открывают их слушателям).
Слушание романса «Жаворонок» композитора М.И.Глинки (анализ произведения по опорным сигналам).
Вам, наверное, приходилось встречаться с литературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры, пожалуйста! (былина о Садко, миф об Орфее, сказка «Бременские музыканты»).
Работа над текстом и вокализацией мелодии 2 и 3 куплетов песни «Дорога добра» (пропевание фраз песни беззвучно, затем поочерёдное повторение текста и мелодии через строчку: про себя – вслух).
Обращать внимание на правильное дыхание: быстрый, активный вдох перед фразами.
9.Рефлексия. По опорным словам сформулировать вывод урока.
Я узнал…Я понял…Мне пригодится…
Повторное чтение эпиграфа.
О какой же красоте был сегодняшний урок? (о красоте музыкальных звуков и выразительности словесных интонаций).
Молодцы! Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: это проникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».
10.Итог урока и оценивание.
Как бы жила музыка без литературы?
Вывод: Не было бы песен, опер. Музыка стала бы скучной, непонятной. Она потеряла бы содержание, была бы однообразной. Не возникло бы многих замечательных произведений. Композиторы потеряли бы вдохновение.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Что роднит музыку с литературой
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— связь двух видов искусства – музыки и литературы;
— влияние музыки на литературу;
— влияние литературных текстов на музыку;
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.
Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.
Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.
Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.
Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».
И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.
В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.
Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.
В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.
В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.
В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.
В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.
А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.
В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.
Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.
Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. Что такое программная музыка?
Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.
В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?
Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.
Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.