Конспект что такое речь 5 класс разумовская
Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская
Конспекты уроков по русскому языку (1-10) 5 класс М.М.Разумовская
Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская»
Тема: Зачем человеку нужен язык. Язык и речь.
Тип: изучение нового материала
Задачи: *обеспечивать высокий уровень включенности обучающихся в учебную деятельность; * учить различать виды речевой деятельности
Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; * получить представление о языке, как знаковой системе, о лингвистике, как науке, о видах речевой деятельности.
*Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствие с целью.
*Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать свое суждение; использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебником.
*коммуникативные: воспроизводить содержание прослушанного текста, работать в группах
*осознавать эстетическую ценность русского языка, осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности
Приветствие учеников. Поздравление с началом нового учебного года. Знакомство.
Ознакомление с требованиями на уроках ря.
Приветствие учителя. Знакомство.
АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ
Предлагает рассмотреть форзац и страницы учебника, прокомментировать, какие темы будут изучены в первой половине года, как условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике, какие сведения нужно обобщить в разделе «Повторение изученного»
Рассматривают учебник, делятся мыслями, комментируют условные обозначения, темы, которые будут изучены в первой половине года. Вспоминают темы, которые предстоит повторить и обобщить в начале 5 класса
МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
*Упр.4. прочитать, объяснить, как понимают смысл предложений, сформулировать тему урока. Сделать записи в тетради. определить задачу урока.
*предлагает прочитать эпиграф к теме урока. Объяснить его. Записать
Читают упр4, объясняют смысл предложений, формулируют тему урока. Делают записи в тетрадь. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.
* читают эпиграф, что такое эпиграф. Объясняют смысл. записывают
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
* выполнить задание 2 к упр 4. Каждому ряду одно слово (объяснить смысл слова, подобрать однокоренные слова)
*упр.2. прочитать, поразмышлять, о чем он, подумать, какие функции выполняет язык
*Сделайте вывод о роли языка в жизни человека, опираясь на прочитанный текст
* Как вы думаете, как надо относиться к родному языку?
Познакомьтесь с высказыванием И. С. Тургенева (вынесено на доску), выразительно прочитайте его, поразмышляйте, запишите.
*1) отделять одно от другого. 2. нарушать связь, единство.
3) Вызывающий удивление, странный. дивный, удивлённый; дивиться, удивить, удивлённый, удивиться, удивлять, удивительно, удивлённо.
*выполняют упр2., размышляют, какие функции выполняет язык: передача мыслей, знаний; общение; передача накопленного опыта.
*делают вывод о роли языка в жизни человека.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
Предлагает соотнести поставленную задачу урока с результатами урока, выявить возникшие затруднения
Отвечают на вопросы в поставленной учебной задаче: какова роль языка в жизни человека, какие функции выполняет язык. Оценивают результаты своей деятельности
Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Тип: изучение нового материала
Задачи: *объяснить роль русского языка в современном мире
обучающие: Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.
развивающие: Дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков, познакомить с создателем русской лингвистики М.В. Ломоносовым.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.
научиться работать с лингвистическим текстом.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.
формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я.
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой привычный русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, звонкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря «великим и могучим»
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нем жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Просит подумать, о чем это стихотворение
* Приветствуют учителя. Размышляют, обсуждают.
*Проверяет выполнение домашнего задания, выявляет затруднения, возникшие на прошлом уроке
Рассказывают о Ломоносове. Отвечают на вопрос: почему мы говорим о нём на уроке русского языка? Отвечают на вопрос: зачем человеку нужен язык? Язык позволяет людям думать
2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.
3. Язык позволяет людям жить в обществе
4. Язык позволяет людям радоваться его красоте
Постановка учебной задачи
*Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.
*Народы мира говорят на разных языках, гордятся своим языком. А что вы знаете о русском языке? — Откройте учебник на стр.6, прочитайте тему.
— Какую цель вы ставите перед собой на урок по этой теме?
*Объясните, как вы понимаете фразу Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».
— Эти слова вы запишете в качестве эпиграфа к уроку.
-Что называется эпиграфом?
*2-3 учащихся отвечают
*Дети ставят цели, аргументируют. Записывают тему.
Отвечают на вопрос, аргументируют
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Упр. 1. С.6. какова основная мысль текста?
— Какая информация была для вас интересной, неожиданной? Запишите её.
— Обратите внимание на выделенные слова. Какая работа с ними вам предстоит?
— Докажите, что вы правильно выполнили задание.
— Что надо знать, чтобы не ошибиться при подборе однокоренных слов?
Читают, рассуждают, определяют основную мысль текста.
Записывают в тетрадь.
К 4-м словам подбирают однокоренные, выделяя корень.
Проверка работ с объяснением.
Знать значение слова, правописание.
Развитие учебно-языковых и орфографических умений
В вашем учебнике, если вы обратили внимание, есть зашифрованные задания. Какие? (ЗСП)
— Откройте ЗСП-1, стр.4, посмотрите, как правильно надо выполнять такие задания.
— Работаем с первыми двумя словами.
— Чему учат такие задания?
Отвечают на вопрос.
О чём мы говорили на протяжении 2-х уроков?
— Откройте упр. 8, прочитайте задание.
— Какие вопросы у вас возникли?
— Как вы думаете, зачем мы знакомились с ЗСП перед выполнением этого задания?
Ответы: о роли языка
Чтобы помнить орфограммы.
Язык наш прекрасный –
То мощный и страстный,
В нем есть и усмешка, и мягкость, и ласка.
И рассказы, и сказки.
Люби и храни наш великий язык.
*Объясните, как вы понимаете стихотворение
*Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке.
Дают ответы на вопросы
Не забывать о значимости речи
Анализируют работу на уроке через самооценку.
Упр7., закончить зсп-1
Тема: РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Тип: Урок «открытия» нового знания.
Задачи: Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий – слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладеть культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета).
обучающие: дать понятие о монологе и диалоге, о речи устной и письменной; показать роль устного и письменного общения в жизни человека.
развивающие: показать роль устного и письменного общения в жизни человека; дать некоторые сведения из истории появления и развития письма.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку
Предметные: научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать монологическую и диалогическую, устную и письменную речь.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.
Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры России.
*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
*Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. *отвечают д/з
1. Беседа «Что такое речь и условия, необходимые для речевого общения».
*Мы говорили с вами о том, что такое язык, что мы знаем о русском языке. Но ответьте мне на вопросы, а что такое речь? Как разделить понятия речь и язык? Являются ли они синонимами?
1. Пример для обсуждения.
Однажды в детский лагерь «Артек» приехали из далекого северного города Норильска два мальчика: Коля Дубов и Сережа Новиков. Рано утром Коля пошел к морю: не терпелось скорей увидеть то, о чем давно мечтал, – море. Подходит Коля к берегу и видит: море будто исчеркано белыми полосками – бурунами. Что такое? Может, тут большие учения проходят? Да нет! Это – дельфины! О чудо чудное! Играют, резвятся! Блестят на солнце их черные атласные спины. А как их много! Скорей! Скорей рассказать об этом ребятам!
Но… вот досада: на берегу никого нет. Помчался Коля к спортплощадке. Встречает мальчика. «Дельфины! В море – дельфины!» – говорит Коля. А мальчик, улыбаясь, отрицательно качает головой: «Не понимаю, мол».
«Иностранец, – догадывается Коля. – Вот незадача!» Видит: дедушка идет, с корзиной и цветами. «Наверно, садовник, – думает наш Коля и скорей к нему. – Дедушка, в море – дельфины!» А тот, показывая на свои уши, тоже отрицательно качает головой: не слышит… Ну что это такое?! Не с кем счастьем поделиться!
А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит.
– Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.
– Вон там, в море! Идем, я покажу!
Так речь наконец-то состоялась.
2. Вопросы для обсуждения. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.)
Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.)
Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.)
Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)
*актуализируют знания, полученные на прошлых уроках, рассуждают, отвечают на вопросы.
Урок русского языка в 5 классе «Что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста»
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: Что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста.
Тип урока: повторение изученного.
Предметные: умение оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия речевого общения.
Метапредметные: участие в коллективном обсуждении проблем, аргументирует собственную позицию, доказывает её, убеждает других.
Познавательные УУД – самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; анализируют единицы языка; строят логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные – владеют способами разрешения конфликтов: выявляет, идентифицирует проблему, находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликтов, принимает решение и реализует его.
Личностные – умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Оргмомент. Мотивация. Проверка домашнего задания.
Два ученика выходят к доске. Остальные пишут в тетради сами.
Выпишите пары одинаково произносимых слов. Составьте с этими словами словосочетания. Обозначьте в них орфограммы. Какое слово лишнее?
Сделайте фонетический разбор слов смешные, яркость.
Охарактеризуйте звуки: [л], [э], [ж].
Сейчас я раздам бумажки с предложениями (см. приложение 1). Можно ли их связать? Или они сами по себе?
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года. Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
Что у нас получилось? (текст) А что такое текст?
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически
Есть заглавие (можно ли озаглавить текст про тропинку? И что отражается в этом заглавии? Тема)
Предложения связаны грамматически.
Идея (основная мысль)
Найдите в тексте про тропинку главную мысль ( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка).
Части текста: вступление (начало), основная часть, заключение (конец текста).
Тема текста – то, о чем говорится в тексте. Часто отражена в его заголовке.
Задание: определить тему текста упр. 38 (кот).
Домашнее задание: упр. 42 (с. 19), фонетический разбор слов «якорь», «смех», «вперед».
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
Урок по русскому языку на тему «Слово как часть речи» (5 класс)
Администрация города Арзамаса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Урока по русскому языку в 5 классе
Тема: «Слово как часть речи»
Учитель русского языка и литературы
УМК: Русский язык, 5 класс, Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. изд. Москва, «Дрофа», 2012
Оборудование: интерактивная доска, цветные карандаши, компьютер, аудиозапись текста.
Тип урока : открытие нового знания
— прийти к понятию морфологии как разделу науки о языке и понятию части речи;
— учить правильно задавать вопросы к словам различных частей речи, определять их грамматическое значение, понимать, на основе каких признаков формируются части речи в русском языке;
— формировать критическое мышление учащихся;
-развивать умение классифицировать и обобщать.
— дать понятие морфологии, знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются части речи, совершенствовать умения распознавать части речи;
— Формировать ключевые компетентности:
— регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);
— познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);
— коммуникативные (коммуникация как общение, как кооперация).
Технология критического мышления: осознание новой информации и творческое развитие личности;
Модульная технология: преимущественная самостоятельная проработка учащимися учебного материала;
Проблемная технология: организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, анализировать, классифицировать, работать в группе, планировать работу, оценивать результат.
I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Ребята, сегодня мне пришло очень странное письмо.
Как ни пыталась я все утро его расшифровать, ничего у меня не получилось. Думаю, что без вашей помощи мне не обойтись. (на доске конверт, после открытия которого появляется текст в сопровождении аудио)
Слушают и смотрят на текст Л. Петрушевской
II Актуализация и пробное действие.
Ну и как вам? Почему я не поняла этот текст? На каком языке он написан?
Давайте еще раз посмотрим на текст и подумаем, что мы с ним можем сделать?
Чтобы не переписывать этот текст, мы с вами откроем конверты, которые лежат на ваших партах и найдем его.
Очень интересно, какие группы могут получиться из слов, совершенно нам не знакомых?
Как быстро вы разобрались, но все же даю вам еще несколько минут, а вы подумайте и запишите, на какие еще группы можно раделить слова этого текста.
Вы разделили слова не просто на две группы, а на большое количество групп.
У кого получилось сколько?
Молодцы! Очень сложную работу выполнили.
А теперь мы с вами подробно поговорим о трех группах слов: существительных, прилагательных и глаголах.
Вы эти группы нашли, а каким способом мне до сих пор непонятно.
Что же такое часть речи?
-на родственном с русским (в тексте есть похожие слова)
-старославянский язык и т.д.
-разделить на группы слова…
-понятные и непонятные
Выполняют задание, записывая слова в лист-помощник. (был в конверте с текстом)
Ответы обозначают на интерактивной доске в тексте
Отвечают на вопрос.
(задают вопросы к словам)
(калуш ат а, стрямка л и и др.)
-по функции в предложении
— роль в предложении
Формулируют определение сами.
-это группы слов с общим значением, морфемами, морфологическими признаками, выполняющие одну функцию в предложении и отвечающие на один вопрос.
А сейчас мы с вами разделимся на три группы и попробуем нарисовать наши части речи.
Ответы учащихся (представление рисунков)
Глагол – автобус и т.п.
Наши с вами люди, автобусы, цветы и другие существа обитают в стране под названием морфология.
Достаем свои волшебные тетради и отмечаем на карте лингвистики новую страну – МОРФОЛОГИЮ.
Д/з дать определение морфологии, сравнить его с определением в учебнике, выучить оба.
Отмечают цветными карандашами морфологию.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-617961
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока русского языка «Типы речи», 5 класс
Тема урока: Типы речи.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
обучающая: обеспечивать усвоение отличительных признаков разных типов речи, повторить термины «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «способы грамматической связи предложений в тексте»;
развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, интерес;
воспитывающая: воспитывать любовь ко всему живому, желание быть гуманным, честным;
деятельностная: формировать у учащихся новых способы действий;
содержательная: расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов.
Личностные : формировать интерес к учению.
Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные : уметь отличать по опознавательным признакам тексты 3 типов речи.
Задания для учащихся
Цель: создание эмоционального настроя на урок, самоопределение к учебной деятельности
Настраивается на обучение, выполняет действия для создания положительных эмоций
Приветствие, проверка готовности к уроку
Можешь ли ты начать урок?
Всё ли у тебя в порядке
Ручка, книжки и тетрадка?
С прилежанием трудитесь!
Присаживайтесь, запишите число, классная работа.
Личностные: формирование положительного настроя
Коммуникативные: умение работать в классном коллективе
Регулятивные: самостоятельная организация своего рабочего места
Цель: актуализация опорных знаний по правописанию изученных пунктограмм
Отвечает на вопросы, вспоминает правило, работает самостоятельно, строит монологическое доказательное высказывание
Ведет беседу, ставит познавательную задачу
На прошлых уроках мы с вами познакомились с рядом пунктограмм. Рассмотрите схемы предложений. Поясните пунктуацию в них.
Поработайте в паре.
Запишите предложения, расставьте в них знаки препинания, опираясь на схемы. Подчеркните ГО, выделите союзы. Схемы начертите рядом с каждым предложением.
На грядках поспели огурцы и помидоры. Лёва собирал помидоры в корзинку а Лёня клал огурцы в сумку. Овощи пригодятся чтобы сделать салат для мамы.
Проверим написанное (работает от пары один человек, дает полный доказательный ответ)
Рассмотрите, записанные вами предложения. Можно ли утверждать, что перед нами текст. Вспомните, что такое текст. Перечислите признаки текста. Докажите, что наша запись – текст.
Личностные: формирование познавательного интереса
Коммуникативные: оформление своих мыслей в виде монологического высказывания
Познавательные: ориентирование в системе знаний
Регулятивные: оценивание правильности выполнения действия; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; внесение необходимых коррективов
Предметные: закрепление изученных пунктограмм
Определение темы урока, целеполагание.
Проблемное объяснение нового знания
Цель: сформулировать тему, цель урока, создать проблемную ситуацию, найти выход из нее, приобрести новое знание
Определяет тему урока, ставит цель, разрешает проблемную ситуацию, открывает новое знание, заполняет таблицу отличительных признаков текстов разных типов
Создает проблемную ситуацию, направляет деятельность учащихся по открытию нового знания
Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение про себя, вслух выразительно:
Есть много способов текст создавать :
Каждый из текстов с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ведь на урок наш он темой проник.
Запишем тему урока: Тип речи.
Поставьте цели, дополнив предложения (обратная сторона доски)
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я смогу…
Чтобы разобраться с отличительными особенностями текстов разных типов, мы пригласим на урок гостью. Угадайте, кто это.
А в лапках царапки.
Как вы догадались, что это кошка? (назовите слова- подсказки)
Знакомьтесь, это Мурка.
Она мне очень нравится! А вы что можете о ней сказать? Какая она по цвету, размеру, характеру?
Слова какой части речи вы называли?
А зачем мы использовали сейчас имена прилагательные в речи?
Сейчас вы описывали кошку, давали ей выразительные характеристики, то есть вы сами создавали первый тип речи. Догадайтесь, какой, если вы описывали предмет. (Описание)
Рассмотрите, на столах у вас лежат таблицы, заполним их, опираясь на наблюдение: прочитайте текст на слайде.
Знакомьтесь, это моя любимая кошка Мурка. У нее серая короткая шёрстка, мягкие длинные лапки, гибкое удлиненное тело, умная мордочка с серебристыми усиками и янтарными глазками. Мурка очень добрая и ласковая.
Она мне очень нравится!
Какой вопрос можно к нему задать?
Как строится текст?
Слов какой части речи много?
2.Дать его характеристику
Как вы думаете, можем ли мы получить полное представление о кошке, если только ее опишем, дадим внешние характеристики? Расскажите, чем занималась Мурка в течение дня.
Какая часть речи помогла нам узнать о действиях кошки?
Сейчас вы повествовали о действиях кошки, рассказывали о ее действиях в течение дня, то есть вы сами создавали второй тип речи. Догадайтесь, какой, если вы описывали предмет. (Повествование)
Продолжим заполнение таблицы. Прочитайте текст на слайде.
Один день из жизни Мурки.
У нас в доме живет кошка Мурка. Она наша всеобщая любимица. Кошечка просыпается на заре и будит нас. Вместе мы идем завтракать. Плотно подкрепившись, моя питомица начинает играть с разными предметами. Когда Мурка устанет, она укладывается спать в корзину. Так и проходит весь день в играх, забавах, отдыхе. (аналогично описанию работаем)
Теперь попробуем доказать, что Мурка – замечательная кошка. Продолжим утверждение: Мурка – замечательная кошка. Объясните, почему мы можем так утверждать.
Т.о., мы создавали с вами текст 3-его типа. Догадайтесь, какого, если мы рассуждали о том, что Мурка замечательная. Заполним таблицу, прочитав текст на слайде (аналогично описанию)
Рассмотрите таблицу полностью. Сколько типов речи в русском языке? Как отличить один от другого? С опорой на таблицу дайте полное определение каждого типа речи.
Вернемся к тексту, записанному нами ранее в тетради. К какому типу речи он относится? Докажите.
Личностные: формирование познавательного интереса
Коммуникативные: оформляет мысли в устной форме
Познавательные: добывает новые знания, находит ответы на вопросы, используя собственный опыт, помощь учителя.
Регулятивные: формулирует цель, анализирует, делает выводы, заполняет таблицу Предметные: узнает отличительные особенности текстов разных типов.
Цель: разгрузка, снятие эмоционального напряжения
Проговаривает слова и показывает движения
И немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножки тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем, рассуждать начнём!
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по
Эталону и взаимопроверку.
Выполняют разные по уровню задания, самопроверка, работа в паре, взаимопроверка
Контролирует и координирует деятельность учащихся, дозируя задания
Работа с упр. 547 устно коллективно (я выразительно читаю текст, дети с опорой на таблицу определяют тип речи по признакам в 1 части таблицы:
Коллективная устная работа с рубрикой «Понаблюдайте!»
По каким еще признакам можно отличить тексты разных типов?
Работа в паре упр 548 по заданию в книге.
Упр.549 творческая работа в паре:
1) Коллективно обсуждаем тип речи с док-вом
2)Составляем собственное высказывание, работая в паре по рядам: 1 ряд – 1 тема
Проверка: самооценка и взаимооценка (получилось создать текст нужного типа речи или нет с док-вом)
Личностные: удержание личностно значимой цели
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, сотрудничество в совместном решении задачи.
Познавательные: усвоение учащимися нового способа действия
Регулятивные: у мение давать самооценку,
осознание качества и уровня усвоения материала умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера
Предметные: учится работать с текстами разных типов, привлекая опорный материал, записанный в обобщающей таблице
Цель: обобщить правило в устной речи
Подводит итог работы, проговаривает новый материал, осуществляет самоконтроль
Организует беседу по проговариванию правила и его закреплению в игровой форме
С какими типами речи познакомились?
Я вам буду зачитывать один какой-либо признак текста, а вы мне показывать на пальцах с помощью условных значков (о,р,п) тип речи.
-отвечает на вопрос: какой?
-в этом типе речи используют глаголы
-текст этого типа речи состоит из тезиса, аргументов, вывода
-этот тип речи отвечает на вопрос: что произошло?
-в этом типе речи используют прилагательные
-этот тип речи нужен для доказательства какой-либо точки зрения
-по тексту этого типа речи можно создать серию сюжетных картинок
Личностные: положительное отношение к учению.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание
Познавательные: закрепление нового способа действия
Регулятивные: контроль своих знаний
Предметные: обобщение знаний об изученных типах речи
Цель: совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты.
Анализирует свою работу и работу товарищей
Оцените свою работу на уроке и работу своих товарищей. Продолжите предложение.
Я сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил…..
-Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?
д/ з прав. С 195-197, упр. 552
Личностные: положительное отношение к учению.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
Познавательные: умение логически рассуждать, делать выводы.
Регулятивные: осознания качества и уровня усвоения.
Предметные: усвоение алгоритма новой работы