Конспект что такое предание
Конспект что такое предание
Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в ее народной трактовке.
Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдаленном. Само слово «предание» означает «передавать, сохранять». Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.
Для преданий характерны ссылки на старых людей, предков. События преданий концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения (будь то царь или предводитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в идеальном свете.
Любое предание исторично в своей основе, потому что толчком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строительство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на основе исторического факта (например, после пребывания в данном пункте героя предания). Вымысел не противоречит исторической правде, а, напротив, способствует ее выявлению.
Отличие от других жанров
В отличие от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой. От других жанров фольклорной несказочной прозы — легенд и быличек — отличаются рядом признаков: содержание преданий — исторические события и деяния исторических персонажей, действующие лица — исторические или «квазиисторические» личности (цари, правители, разбойники), мифо-эпические персонажи (великаны, мифологизированные аборигены края, первопоселенцы, воинственные противники). Для преданий характерно повествование от третьего лица (действие отнесено к прошлому, рассказчик не является очевидцем событий). Коллективная память фиксирует исторические факты не только в рамках местных топонимических легенд, но связывает сведения о конкретных событиях с представлениями о миротворении, вводит то и другое в единый историко-мифологический нарратив, охватывающий события от библейской древности до современности. В рассказах об исторических лицах и событиях действуют те же механизмы мифологизации, что и в фольклорных легендах, так или иначе связанных с каноническими и апокрифическими текстами.
Создание преданий
Известны два основных пути создания преданий: 1) обобщение воспоминаний; 2) обобщение воспоминаний и их оформление с использованием уже готовых сюжетных схем. Второй путь характерен для многих преданий. Общие мотивы и сюжеты переходят из века в век (иногда как мифы или легенды), будучи связываемы с разными событиями и лицами. Существуют повторяющиеся топонимические сюжеты (например, о провалившихся церквах, городах). Обычно такие сюжеты окрашивают повествование в сказочно-легендарные тона, однако они способны передавать что-то важное для своей эпохи.
Предание повествует об общезначимом, важном для всех. Это влияет на отбор материала: тема предания всегда общенародного значения или важна для жителей данной местности. Характер конфликта — национальный либо социальный. Соответственно персонажи — это представители государства, нации, конкретных классов или сословий.
В преданиях выработались особые приемы изображения исторического прошлого. Проявляется внимание к частностям большого события. Общее, типическое изображается посредством частного, конкретного. Преданиям свойственна локализация — географическая приуроченность к селу, озеру, горе, дому и т. п. Достоверность сюжета подкрепляется разнообразными материальными свидетельствами — так называемыми «следами» героя (им построена церковь, проложена дорога, подарена вещь)
Способы изображения героев
Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники — силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.
Разновидности преданий
Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания исторические, топонимические, этногенетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культурологические — и многие другие. Приходится признать, что все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно. Часто предания подразделяются на две группы: исторические и топонимические. Однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности); следовательно, любое топонимическое предание также исторично.
По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы переходных, периферийных произведений. Легендарные предания — это предания с мотивом чуда, в которых исторические события осмыслены с религиозной точки зрения. Иное явление — сказочные сюжеты, приуроченные к историческим лицам (см. в Хрестоматии сюжет о Петре I и кузнеце — известного сказочника Ф. П. Господарева).
Основные циклы преданий
В репертуаре русских преданий можно выделить следующие основные циклы: древнейшие предания, предания о «справедливом царе», предания о предводителях народных движений, предания о разбойниках и кладах.
Древнейшие предания
Древнейшие предания появились в то время, когда сверхъестественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми (А. Н. Афанасьев назвал этот процесс «низведением богов с неба на землю»). Предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках, с именами которых связывалось название самих племен: Чех, Лех, Рус, Радим, Вятка. В преданиях о первых русских князьях фиксируется их близость к народу (перевозчики Кий, Ольга; сын князя и рабыни Владимир I). Рассказывается о важных событиях их жизни, о смерти князей (смерть Олега от любимого коня; убийство древлянами Игоря и месть его жены Ольги). Сообщается о построении и укреплении первых русских городов (Киева, Переяславля и других); об обороне этих городов и военных хитростях осажденных жителей (например, предание «О Белгородском киселе» — см. в Хрестоматии).
Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами, а также междуусобным войнам. Прославляются подвиги отдельных людей, не покорившихся врагам — мужчин, женщин и даже детей. Это подвиг киевского отрока, жившего в X в., который пробрался через лагерь печенегов к русскому войску за подмогой; поединок молодого силача Кожемяки с громадным печенежином; подвиг рязанцев в XIII в.: Евпатия Коловрата и княгини Евпраксии — и другие.
Предания о справедливом царе
Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I.
Предания об Иване Грозном отразили борьбу царя с феодальной верхушкой, боярами. Ряд преданий связан с Казанским походом (в их числе и фантастический сюжет о наказании Волги). Иван Грозный становится кумом приютившего его крестьянина, и даже известно предание об избрании Ивана Грозного в цари из мужиков (см. в Хрестоматии). Особую группу составляют предания новгородцев о разгроме Новгорода в 1571 г. В них выражено резко отрицательное отношение к царю и опричнине (о Марфе Посаднице; о потоплении новгородцев в Волхове; о чуде, заставившем Ивана Грозного раскаяться: убитый митрополит Корнилий взял в руки свою отрубленную голову и шел за царем по пятам; о происхождении валдайских колокольчиков из разбитого вечевого колокола; о юродивом Миколке, обличавшем царя при его въезде во Псков: «Ивашка, Ивашка, ешь хлеб-соль, а не человечью кровь!»).
Предания о Петре I сформировались позднее, поэтому образ царя в них более конкретен. Группа сюжетов сохраняет память об исторических фактах: русско-шведской войне, строительстве Ладожского канала (канавы), строительстве корабельных верфей. Самая многочисленная группа преданий — о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных групп и профессий. Царь ест у бедной крестьянки мурзовку (хлеб в квасу); ценит полезные советы солдата; крестит солдатских детей; заставляет бояр работать в кузнице; псковским монахам велит строить оборонительные укрепления — и проч. Известны предания на тему «Петр I—мастер». Царь учился за границей лить пушки, строить корабли; инкогнито работал на заводах и верфях. Он перенимал ремесло и у русских мастеровых. Вместе с тем Петр I так и не смог сплести лаптя.
С образами Ивана Грозного и Петра I связаны многие топонимические предания; к этим персонажам прикреплены сказочные сюжеты («Гуси с Руси», «Беспечальный монастырь», «Горшеня», «Грозный и вор», «Петр I и солдат»).
Предания о предводителях народных движений
Предания о предводителях народных движений дополняли утопическую мечту народа о справедливом царе.
В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном (в конце XVI — начале XVIII в.). Образ Ермака впитал эпические черты былинных богатырей и окрашен народными представлениями о «благородном разбойнике». Основная группа сюжетов о Ермаке связана с его Сибирским походом (кто был Ермак; цель похода; с кем шел Ермак; победа Ермака; гибель Ермака).
Предания о разбойниках и кладах
Предания о разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типологический образ «благородного разбойника» (герой грабит богатых и заступается за бедных) представал во многочисленных локальных вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). При этом использовались общие сюжеты, воссоздающие типическую био-» график» разбойника. В ней обязательно разъяснялось, что именно побудило героя сделаться разбойником; изображалась чисто русская картина речных разбоев, разбойная удаль и ловкость. Трагический конец судьбы разбойника обязателен.
Широко распространены предания о разбойнике Кудеяре, которые отразили генетическую связь сюжетов о кладах с мифологией. Древний пласт образа Кудеяра восходит к таинственному и могущественному существу, хозяину земных недр и скрытых в них ценностей. Само слово «Кудеяр» означает буйного мятежника, волшебника, близкого к темным силам («куд» — злой дух, «яр» — пылкость, буйство). Отсюда и появился поздний смысл образа — «разбойник».
Конспект урока по теме «Предания» 7 класс
Цели : знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей; знакомство с героями преданий – государственными деятелями.
Методические приемы : краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.
Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.
– Какова же была основная тема «устной живописи»?
– На что обращают наше внимание народные сказители?
Обратимся к «преданьям старины глубокой».
1) Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного».
– Кто герой предания? (Иван IV, за жестокость прозванный Грозным.)
2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы».
– Каким предстает перед нами Иван IV?
– С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
3) Пересказ предания «Петр и плотник».
– Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)
– На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу – делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)
III. Изучение новой темы (с. 7–8).
1. Чтение статьи «Предания».
2. Беседа по вопросам.
– Что же называется преданием? (Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.)
– Кто чаще всего является героем преданий?
– Откуда взяты эти строки?
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
В начале поэмы и в конце ее:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
(А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)
Выво д. Предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.
IV. Подведение итогов урока.
– Что вы узнали о преданиях по статье, которую прочитали?
– Какие былины и предания были прочитаны вами в предыдущих классах?
– Какие славянские мифы вы прочитали в V и VI классах?
Домашнее задание: прочитать статью учебника, подготовить пересказ преданий.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-026052
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Предания как поэтическая автобиография народа. Предание «Пётр и плотник»
Урок 1. Русская литература 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Предания как поэтическая автобиография народа. Предание «Пётр и плотник»»
Сегодня на уроке мы:
— узнаем, что такое предание;
— поговорим о преданиях как о поэтической биографии народа;
— разберём предание «Пётр и плотник»
Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» начинается и заканчивается одной и той же фразой:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Что же такое предание?
Издавна находились грамотные люди, которые по приказу правителей или по собственному желанию записывали всё, что происходило в их стране, а также в соседних странах.
Так составлялись летописи, или, как их называли в западных странах, хроники.
Но летописи писались для правителей, а простой народ хранил память о былом в преданиях.
Предание — это устный рассказ о событиях или происшествиях, которые считаются достоверными, подлинными и передаются из поколения в поколение.
Предания создавались для того, чтобы потомки знали и помнили прошлое. Старики рассказывали молодым о том, что видели сами, и о том, что узнали от своих предков.
Часто такими хранителями старины были гусляры, которые ходили по городам и весям и под аккомпанемент гуслей пели предания о былом.
У любого народа преданий множество. Если сравнить их по содержанию, то нетрудно заметить, что все предания объединяются в группы по похожим сюжетам. То есть в каждой группе предания будут рассказывать о чем-то приблизительно одинаковом.
Вот славянское предание:
«Вначале в мире не было ничего, кроме безбрежного моря».
А вот китайское предание:
«На заре времён Небо и Земля были близки друг к другу настолько, что сливались в единую чёрную массу».
А это скандинавское предание:
«Мир был разделён на Муспельхейм – царство огня и Нифльхейм – царство льда. А между ними простирался Гиннунгагап, абсолютный хаос».
У всех народов есть рассказы о том, как возникла жизнь, какие злые и добрые силы есть в мире, как появились звезды и моря, животные и растения.
Все народы объясняют, какие племена и почему населяли и населяют землю, какие войны и с кем вели их предки, почему именно так называются города и реки. О великих соплеменниках или пришельцах из других земель и о многом другом рассказывают предания.
«В чёрных складках платка
Превращается в ель
Мифологические предания рассказывают о происхождении мира, о богах, о возникновении обрядов, о добрых и злых силах, о святых и злодеях, о том, что ждёт человека после смерти и так далее.
Райджу, зверек Рэйдена. Олицетворяет шаровую молнию. Любит прятаться у людей в пупках, поэтому суеверные японцы во время грозы спят на животах.
Натуралистические предания поведают о том, как появились животные и растения – реальные и фантастические, о том, что они могут, какой силой и свойствами обладают. О том, какие чудесные и удивительные народы существуют или же существовали раньше, о появлении полезных ископаемых.
Самую большую группу составляют предания исторические. Они рассказывают об исторических лицах, о появлении названий географических объектов: местностей, городов и деревень, о происхождении народов.
Дикарь, с петель сорвавший дверь Европы,
Большеголовый, щуплый, как дитя,
Он походил на карлика,
Изрубленной мечами смуглоты
На шишковатом лбу его лежала.
Одним из самых выдающихся людей России был царь Пётр I.
Александр Сергеевич Пушкин писал о нем:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Пётр знал шестнадцать ремёсел.
О нём говорили, что он мог бы один построить корабль от начала до конца.
Вот об этой-то жажде государя знать и уметь всё самому и слагал народ предания. Слагал с любовью и уважением к удивительному царю, не брезговавшему ни топор или молот в руки взять, ни мастера за науку поблагодарить.
Предание «Пётр и плотник» описывает реальную обстановку: в Воронеже создаются первые корабли будущего флота российского. Собраны лучшие мастера: «Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили».
Предание не уверяет, что царь работал сам – слишком это было похоже на сказку, но замечает: «Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил».
Подобных преданий о Петре существует несколько, ведь царь постигал многие ремесленные науки. И почти всегда главный мастер не знает о том, кто с ним работает. Принимая Петра за приезжего новичка, мастер не скупится на замечания: «Посмотрел он, как Пётр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак».
Мастер переживает за дело. Надо спешно корабли строить, а тут какой-то барин-неумеха портит дерево путается под ногами. Но ведь хочет научиться, и это мастеру нравится. Он «стал ему показывать, и Пётр быстро все перенял».
Какую черту в характере русского царя подчёркивает предание? Пётр для науки готов стерпеть и брань в свой адрес – лишь бы научиться. А за полученное умение благодарит не только словами, но и дорогим подарком.
— Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.
Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.
— Носи, — говорит, — да вспоминай, что науку царю преподал.
В некоторых преданиях подобного типа Петру доводится даже кулака мастера отведать за непонятливость, но результат тот же – незлопамятность и благодарность за науку. Было ли так на самом деле или не было – не в этом суть. Так могло быть. Пётр трудился на верфях наравне со всеми, и народ верил в справедливость царя.
РАЗРАБОТКА УРОКА РОДНОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМЕ: «ПРЕДАНИЯ-ПОЭТИЧЕСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ НАРОДА».
Тема урока: «Предания – поэтическая автобиография народа»
Предмет : родная русская литература
Дидактические характеристики урока
создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных;
развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;
удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников;
формирование предметных знаний и умений.
знакомство с новым для учащихся фольклорным жанром и его особенностями;
обучение написанию сочинения-рассуждения;
работа над средствами выразительности;
ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.
ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;
ученик может осуществить выбор оснований и критериев для сравнения;
ученик может построить логическую цепь рассуждений;
ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;
ученик способен формулировать проблемы.
ученик может планировать свою деятельность;
ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.
ученик может осуществлять целеполагание;
ученик может осуществлять коррекцию действий.
ученик может проводить анализ преданий;
ученик способен находить и систематизировать информацию в научном тексте;
ученик может написать сочинение-рассуждение по литературоведческому высказыванию.
Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.
метод проблемного изложения;
словари литературоведческих терминов (на парту);
Сообщение темы и целей урока
Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».
Чему будет посвящён сегодняшний урок?
Тема нашего урока – предания.
Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?
Как по-другому называется УНТ?
Кто автор фольклора?
Назовите жанры фольклора.
Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?
Узнать, что такое предание.
Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.
Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.
Познакомиться со своеобразием языка преданий.
Предания – поэтическая автобиография народа
Предание как жанр фольклорной прозы
Попробуйте сами дать определение этому слову. Что такое предание?
Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре— равно значению приставки пере-).
О чём или о ком народ мог складывать предания?
Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.
К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:
о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;
об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;
о переходе Суворова через Альпы;
о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.
Всё ли является правдой в преданиях?
В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.
Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?
Почему же в преданиях появляется вымысел?
Обратимся к первому предложению статьи учебника: «Предания – поэтическая автобиография народа». Как вы его понимаете?
Что такое биография? Автобиография? Кто её пишет?
Почему предания названы автобиографией? (Народ сам создаёт свою историю, свою биографию, рассказывая об исторических событиях и лицах.)
Какой эпитет у слова «биография» в данном высказывании? (поэтическая)
Чем поэзия отличается от прозы помимо внешней формы? (лиризмом)
Лиризм – прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Лиризм может быть свойством произведения любого рода литературы.
Поэтическая автобиография – это биография, наполненная лиризмом.
Давайте ещё раз повторим, какими чувствами и настроениями проникнуты прочитанные нами предания.
А теперь напишем сочинение-рассуждение по данному высказыванию.
Я согласна с высказыванием Н Криничной: «Предания – поэтическая автобиография народа». Попробую его доказать на основе прочитанных преданий.
Во-первых, автобиография – это художественное описание автором собственной жизни. Различные циклы преданий позволяют увидеть историю жизни народа, их создавшего: расселение славян, призвание варяжских князей, цикл сказаний об Иване Грозном, Петре Первом и многие другие. Во-вторых, предания проникнуты лиризмом: мы чувствуем восхищение сказителя справедливостью Петра Первого в предании «Пётр и плотник».
Таким образом, я доказала, что предания как фольклорный жанр поэтически передают историю народа, им же и созданную.
Какие цели мы поставили в начале урока?
Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?