Конспект что такое история
Что изучает история
Урок 1. История древнего мира 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что изучает история»
· Вещественные исторические источники
· Письменные исторические источники
На живописных склонах горы Геликон водят хороводы девять муз. Все они дочери главного бога древнегреческой мифологии – Зевса – и богини памяти Мнемосины. Каждая из этих прекрасных муз покровительствует важным областям науки и искусства. Есть среди них музы танца и песен, трагедии и комедии, поэзии и астрономии. А девятая сестра – муза Клио – покровительствует истории.
Она постоянно носила при себе свиток папируса, или пергамента, и стиль – заостренную палочку для письма.
Клио вела записи событий, которые происходили в кругу богов и простых смертных. Со временем записей накапливалось все больше и больше, и их уже было трудно носить с собой. Тогда Клио решила возвести храм для хранения исторических документов и экспонатов. А назвали его «музей», то есть «обитель муз».
Сегодня существуют музеи различных направлений: исторические, технические, литературные и так далее. Самые распространённые среди них – краеведческие музеи. Каждый музей хранит и изучает историю.
Так давайте уточним с вами: что же такое история?
История – древнее греческое слово. Оно означает «исследование» и «рассказ о событиях».
История – это наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась и стала такой, как сейчас.
История нашей страны называется историей России. Она часть всемирной истории, истории народов мира. В пятом классе вы будете изучать первый раздел всемирной истории – историю Древнего мира. Вы узнаете о жизни людей в далеком прошлом.
Но как ученые-историки узнают о жизни людей тысячи и даже десятки тысяч лет назад?
На самом деле жизнь людей не проходит на земле бесследно, она оставляет следы.
От древнейших людей дошли до нас только обломки их костей и сделанные ими вещи – это очень редкие находки.
От более поздних времен нам остались погребения людей, их жилища. В них были найдены рисунки древних людей и фигурки, вырезанные из костей.
Сохранились и дошли до наших дней знаменитые постройки, например пирамиды в Египте, Колизей в Риме, Великая Китайская стена.
Все эти вещи, кости людей, орудия труда, постройки называют вещественными историческими источниками.
Наука, которая изучает жизнь людей по вещественным источникам, называется археологией, что означает «наука о древности».
На месте древних поселений ученые-археологи производят раскопки и находят столь ценные вещественные источники.
Около пяти тысяч лет тому назад люди изобрели письменность. Писали древние люди знаками на камне, на коре деревьев, на коже. Они вели хозяйственные записи, рассказывали о своей стране или о странах, которые видели. Уже в древности люди писали книги. Написаны они были от руки и поэтому высоко ценились. Люди бережно хранили такие книги, и некоторые из них дошли до наших дней.
Записи, из которых ученые черпают знания о прошлом человечества, называют письменные исторические источники.
Но как узнать о жизни и обычаях древних людей, которые не умели писать, а те вещественные источники, которые найдены учеными, не дают полной информации?
Тогда на помощь приходит наука этнография, что означает «описание народов». Она изучает жизнь различных народов, которые проживают на отдаленных островах, в труднодоступных местах. Этих людей не коснулась цивилизация, и они живут так, как жили их предки тысячи и тысячи лет тому назад. Они не имеют своей письменности, многие из них не знают металлов. Ученые-этнографы поселяются в этих племенах и как будто попадают в далекую древность. Они описывают жизнь и обычаи туземцев, записывают их сказания.
Муза Клио отвечает любознательным на вопросы «что произошло?», «где?», «с кем?» и «когда?». В последнем случае не обойтись без науки о времени – хронологии.
Уже в глубокой древности люди вели счет времени в таких единицах, как сутки. Сейчас мы уже знаем, что это период обращения Земли вокруг себя. Месяц – период обращения Луны вокруг Земли. Год – период обращения Земли вокруг Солнца.
А вот термин «век» имеет двойное значение.
В первом значении это конкретный временной отрезок, равный ста годам, – столетие.
Во втором значении это исторический период – эпоха со своими характерными особенностями. Например: каменный век, бронзовый век, железный век.
Каждый человек ведет свое летоисчисление, как правило, от дня рождения. Но человечество в целом не имеет единой точки отсчета. Первобытные люди считали время от лета – поры сбора урожая. Древние греки отсчитывали года от первой Олимпиады. Римляне – от основания Рима. И так в разных странах был разный счет времени. Согласитесь, это не очень неудобно!
В странах, где традиционно исповедовалась христианская религия, все даты стали нумеровать от Рождества Христова. Отметим это событие на ленте времени.
Любой следующий за этим событием год – это год нашей эры.
Годам, оказавшимся за границей нашей эры, проставляют номера начиная от предшествующего Рождеству года с увеличение в противоположную ходу времени сторону. Про эти события мы говорим, что они произошли до нашей эры.
Таким образом, номер года нашей эры показывает, сколько лет уже прошло после Рождества Христова. Чем больше цифра, тем ближе к нашему году, в котором мы живем.
Номер года до нашей эры показывает, сколько лет еще остается до Рождества Христова. Чем больше цифра, тем год дальше от нынешнего.
Давайте мы с вами сосчитаем, сколько прошло времени от начала нашей эры. Здесь все просто. Сто лет составляют век, или столетие. Десять веков – тысячелетие.
Еще один пример: в четвертом тысячелетии до нашей эры в Египте возникли государства. Сколько лет тому назад произошло это событие? К четырём тысячелетиям до нашей эры прибавляем два тысячелетия нашей эры. И получаем, что государства в Египте возникли около шести тысяч лет тому назад.
Итак, мы видим, что у истории есть помощники – вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография и хронология. Но на этом список не заканчивается. Исторических дисциплин много. Это и геральдика, изучающая гербы, и генеалогия, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей, и нумизматика, изучающая монеты, и так далее. Все они подобны ручейкам, которые сливаются в единую полноводную реку. Информация каждой исторической дисциплины делает историю интересней и познавательней. И, наверное, невозможно узнать все, но можно прикоснуться к самому интересному.
История. 5 класс
Конспект урока
Урок 1. История и её помощницы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
История – это наука о жизни человека в прошлом.
Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук.
Археология – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.
Вспомогательные исторические дисциплины – это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования.
Исторический источник – сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т. д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.
Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Само слово «история» – греческое. Им обозначали рассказы очевидцев о событиях. В этом значении оно до сих пор живёт в обиходной речи, мы говорим «со мной случилась такая вот история» или «я попал в неприятную историю». «Первым историком» называют Геродота (V в. до н. э.). Он видел смысл истории в том, «…чтобы… великие и дивные дела, эллинами и варварами совершенные, не остались бесславными». Другими словами, древние историки занимались сбором рассказов, а сама история – хранением памяти о событиях.
В наше время история – наука, изучающая прошлое. Главная задача исторической науки – попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.
Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки.
Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем устанавливает автора, выясняет: оригинал это или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого учёный анализирует исторический источник, извлекая из него прямую информацию и косвенную. Прямая информация – это те сведения, которые автор вложил специально, целенаправленно. В то же время вольно или невольно автор наряду с этой прямой информацией передаёт косвенную. Косвенная информация – это то, что он передал из прошлого как бы “случайно”, попутно с прямой информацией.
Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация – сам факт просьбы, а косвенная – то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали попросил его одолжить 3 гривны.
Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика – наука о гербах, генеалогия изучает родственные связи, метрология – наука о единицах площади, длины, объёма. Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам, и этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.
Как же работает ученый-историк? Сначала он определяет актуальный вопрос. Это может быть любое неизученное событие или явление, любое незнание или непонимание. После этого надо сформулировать цель своего исследования и выдвинуть рабочую гипотезу (научное предположение). После того, как стало ясно, что и зачем предстоит сделать, историк принимается за изучение работ предыдущих исследователей. Совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе называются историографией.
Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории и культуры, называется музеем. В современном мире насчитывается около 100 тысяч музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».
Генеалогия – наука о гербах.
Хронология – наука об измерении времени.
Ономастика рассматривает денежные купюры как исторический источник.
Нумизматика –- наука, извлекающая информацию из монет.
«Что такое история. Источники знаний о прошлом»
Урок по истории в 5 классе.
Тема: «Что такое история. Источники знаний о прошлом»
Урок разработан учителем истории МОУ лицея №102
Гладких Светланой Валентиновной
Создать у учащихся первичные представления об истории как науке.
Оборудование : мультимедийный проектор, экран, компьютер, ЦОР «Всеобщая история [Электронный ресурс]: История древнего мира 5 класс: Учебное электронное издание»
I. Организационный момент (2 мин.)
II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу (5 мин.)
Итак, в прошлом учебном году вы познакомились с историей нашей Родины.
Вопрос: Как называется наша Родина?
Это самое большое государство на планете, расположенное сразу в двух частях света – Европе и Азии.
(Географические объекты показать на карте).
Вопрос: А какие важные события из истории нашего государства вы запомнили?
В пятом классе вы познакомитесь с ее первой частью – историей Древнего мира. А сегодня на уроке мы выясним следующее.
Задача для учащихся: Что изучает история Древнего мира?
III. Изучение нового материала (29 мин.)
1. Источники наших знаний о жизни древних людей.
2. История Древнего мира – первая часть Всемирной истории.
1. Источники наших знаний о жизни древних людей.
Вопрос: Откуда мы знаем, как жили наши предки?
Вопрос: Вспомните, что же изучает эта наука – история?
История – эта наука, изучающая прошлое человечества с момента его зарождения (прошедшие события, жизнь людей, их занятия, верования, культуру) и настоящее.
(Записать в тетради.)
Вопрос: Что же значит знать историю?
Отвечать на вопросы, когда? где? почему? помогают помощницы истории: археология, антропология, хронология, нумизматика, геральдика, этнография, лингвистика, топонимика и др.
(На доске выписаны эти понятия).
v Какая из этих наук изучает историю древних народов по остаткам их деятельности?
v Как называют ученых-историков, которые занимаются раскопками?
Ничто в истории не исчезает бесследно. Человек оставляет на земле множество свидетельств своей деятельности. Все, что он говорит или пишет, что он изготовляет, все, к чему прикасается, дает нам сведения о нем: старые камни с надписями, пожелтевшие листы бумаги с непонятными знаками – буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображениями гербов, разбитые черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое. Все это «следы» прошлого. Ученые их называют историческими источниками.
Вопрос: Вспомните, что называют историческими источниками?
Исторические источники – все, что дошло до нас, и служит материалом для изучения прошлого.
Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.
1) Как вы думаете, какие источники (их называют также памятниками истории) археологи добывают из земли? (
2) По каким из них изучают жизнь первых (древнейших) людей? Почему?
С тех далеких времен не осталось других свидетельств, кроме предметов.
Вопрос: Какие же это могут быть предметы?
Человечество существует миллионы лет. Первобытные орудия терялись в пещерах, покрывались землей. Пески пустынь заносили разгромленные завоеваниями или разрушенные землетрясениями города. Менялись очертания берегов, уходили под воду прибрежные поселения. Постепенно и постоянно на каждом старом поселении нарастали слои земли.
Представьте себе, что в одной из древних стран идет война. Чужеземное войско осадило город. Его жители встали на защиту своих домов и семей. После долгой осады врагам удается ворваться в город, они грабят его, разрушают и поджигают постройки, и потом уходят, угоняя в плен тех, кто остался в живых. Город постепенно заносится пылью и песком.
Вы сидите за чистыми столами, но если в классе не вытирать пыль неделю, то на столах можно будет пальцем написать свое имя. Теперь представьте себе, каким слоем пыли и песка покрылись развалины оставленного жителями города за 2-3 тысячи лет.
Археологи стали раскапывать город, освобождая его от земли.
Вопрос: Что можно узнать в результате раскопок?
Историков интересуют мельчайшие подробности: широкими или узкими были улицы, мостились ли они, как выглядели дома жителей, из каких материалов они были возведены и др.
Одни источники мы можем потрогать руками, другие – прочитать глазами, а третьи дадут нам представление о том, как люди воспринимали себя и окружающий мир, как оценивали происходившие события в мифах, былинах, легендах, которые из поколения в поколение передавались из уст в уста.
Находки недостаточно обнаружить, их надо заставить заговорить. И тогда на помощь приходят другие науки.
Задание: Отгадайте, о какой науке идет речь:
ü наука, которая занимается изучением монет;
ü наука, которая занимается сбором информации о различных гербах, их описанием и правилами составления;
ü наука об измерении времени.
Громкое чтение (учебник, с.6).
(Чтение вслух по 1-му абзацу.)
Пояснения и дополнения по ходу чтения.
Вы знаете, бабушки обычно охотно рассказывают внукам, что с ними было в молодости. Но ни одна из бабушек не жила в те времена, когда жили на земле древние люди.
До наших дней дошли многие древние надписи, н-р, надписи на папирусе. Найдите на с.33 рисунок «Тростник-папирус». Этот тростник рос в Египте по берегам Нила. Египтяне делали из папируса листки для письма, похожие на бумагу.
До наших дней сохранилось много записей, сделанных на папирусе. Сохранились также надписи на табличках из обожженной глины, на камне.
Вообразите, что вы пришли в музей, где стоит древняя каменная плита, а на ней высечена надпись. О чем расскажет ученым эта надпись? о войне между двумя древними государствами, о военной добыче, о вере в богов. Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть из них уже прочитана.
(Рассматриваются 1-2 иллюстрации учебника).
Знакомство учащихся с сохранившимися и поныне древними постройками.
С.53. Пирамида фараона Хеопса.
С.106. «Великая Китайская стена».
Эта страна сохранилась до наших дней. Она была возведена около 2 тыс. лет назад для защиты северных границ Китая от вторжения врагов. Стена названа Великой, она тянется на тысячи км.
Пирамиды, Великая стена позволяют судить не только о мастерстве строителей, но и о могуществе царей, согнавших множество людей для их возведения.
1) Для чего раскапывать древние мусорные ямы?
2) Зачем копаться в помойке?
Любая находка о многом расскажет археологу. Н-р, нашли среди мусора черепки глиняного сосуда, обломок медного ножа.
1) Подумайте, о чем могут рассказать эти находки.
2) Почему люди клали в могилу вещи – орудия труда, посуду, украшения, которыми умерший пользовался при жизни?
Рисунок «Древняя могила, раскопанная археологами», с.17.
2. История Древнего мира – первая часть всемирной истории.
Мы будем не только знакомиться с событиями далекого прошлого, но и узнавать где происходили эти события. Вот почему на всех уроках истории необходима карта.
Вопрос: Что изучает голубой цвет на карте?
(Так на карте изображают моря и океаны).
Суша обозначена другими цветами.
Вопрос-задание: Покажите на карте материки.
Материком называется обширное пространство суши, омываемое со всех сторон океанами и морями.
(Записать в тетради.)
Показываю на карте материки, н-р, Африку и задаю
Вопрос: Как называется этот материк?
Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив учебник, который называется «История Древнего мира».
Мы будем вести на уроках тетрадь по истории. Это может быть тетрадь в линейку или клетку (в клетку лучше – легче чертить схемы или делать рисунки), тетрадь может быть общая или тонкая – безразлично. Однако вырывать листы из тетради недопустимо! Тетрадь со всеми записями должна быть у каждого ученика на каждом уроке вплоть до конца учебного года. Если сейчас у кого-то нет тетради, то нужно принести ее на следующий урок.
Задание: Записать в тетради название материков.
(Учитель пишет на доске, а уч-ся в тетради.)
Материки: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
(Учитель на доске, а уч-ся в тетради рисуют крест, в его верхней части пишут «С» (первую букву слова «север»)).
1 •
2 •
На карте наверху север.
Вопрос: Какое слово (букву) следует написать внизу? справа? слева?
Работа с меловой картосхемой.
(Рисую на доске замкнутую кривую).
Представьте себе, что перед вами некая страна.
1) Где в этой стране – по компасу – расположен город 1?
2) В какой части страны город 2?
3) В какой части страны находится заштрихованная область?
Через несколько уроков мы начнем знакомиться с Египтом. Это страна, где еще в глубокой древности было изобретено письмо, возникли большие города и государство. Я покажу Египет на карте полушарий, а вы определите словами, где он находится. (Египет расположен в Северо-Восточной Африке.)
Выполняя задание по настенной карте, указку следует держать в той руке, которая ближе к карте. Саму карту не заслонять собой. Материк показывать. Обводя его береговую линию, а не дотрагиваться указкой до суши где-нибудь в центре материка.
· Что нового вы сегодня узнали на уроке?
· Что изучает история Древнего мира? (как появились древние люди на земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности).
· Что изучает археология? (вещественные памятники истории).
· Что называется историческим источником? (это то, что дает нам информацию о жизни людей).
· Что изучает история?
История – это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.
V. Домашнее задание : (2 мин.)
1) Прочитать введение, с.6.
3) Перенести записи с листков в тетрадь по истории.
4) Уметь показывать на карте материки.
5) Подготовить развернутый ответ на вопрос «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?».