Конспект 1 класс что это за листья
Урок окружающего мира по теме «Что это за листья?» 1-й класс
Класс: 1
Презентация к уроку
Тип урока: изучение нового материала
Цели: познакомить с деревьями, растущими возле школы;
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Поскорей проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте.
Всё ль в порядке:
Ручки, книжка и тетрадка?
— Повернулись, всем улыбнулись, настроились на работу.
II. Актуализация знаний.
— О чём мы говорили с вами на прошлом уроке?
— На какие две группы можно разделить все растения?
Назовите растения, которые растут на подоконнике.
Назовите растения, которые украшают наши сады, парки.
III. Самоопределение к деятельности.
— Муравьишка Вопросик принёс для вас загадки. Отгадайте их.
Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья) (Слайд 2)
— Почему листья названы золотыми монетками?
— А сейчас мы узнаем, кто у нас самый внимательный: кто может перечислить деревья, которые растут около школы, которые мы видели во время экскурсии?
— О чём мы будем говорить на уроке?(Слайд 3)
IV. Работа по теме урока.
1. Практическая работа.
(На каждой парте листья разных пород деревьев, собранные уч-ся во прогулки).
— Муравьишка Вопросик принёс на урок очень много листьев. По каким признакам их можно разделить на группы? (По форме, цвету, размеру).
— Ребята, а можно по листу узнать дерево? Как это сделать?
— А сейчас проведем игру “Какое дерево потеряло эти листочки”. Внимательно слушайте загадки, стихи, отгадывайте название дерева и по сигналу показывайте мне его листочки. (Слайд 4)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок-
Ничего. Что плод мой мелок.
— Приготовьтесь отгадать следующую загадку. О каком дереве идет речь? (Слайд 5)
Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
— Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Берёза)
— Отгадайте следующую загадку. О каком дереве идет речь? (Слайд 6)
Он встречает самым первым осени приход. Кружит в воздухе весёлый
Листьев хоровод.
Землю быстро укрывает
Золотым ковром –
Пусть родная засыпает
Долгим зимним сном.
Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Клён)
-Догадайтесь, о каком дереве говорится в этой загадке? (Слайд 7)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют.
Как оно называется, объясните, как вы догадались? (Рябина)
— Послушайте и отгадайте ещё загадку. (Слайд 8)
Дерево чудесное,
Листья интересные,
Веерочки, веерки,
Белой свечкою цветки.
— Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Каштан)
— Следующая загадка. (Слайд 9)
— Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Осина)
— А про это дерево попробуйте отгадать загадку: (Слайд 10)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
— Давайте еще раз повторим названия деревьев, которые мы отгадали.
— (Слайд 11) Ребята, посмотрите внимательно на листья, которые лежат на ваших столах. Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок. Кто догадался и может показать, что такое “листовая пластинка”, что такое “черешок”? (Один из учеников выходит к доске и показывает. Остальные дети выполняют задание на партах)
— Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, у берёзы листовая пластинка простая. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная
— А теперь проверим: правильно ли вы определили вид листовой пластинки (Слайд 13, 14)
ФИЗМИНУТКА
V. Работа в учебнике и тетрадях.
1. Работа по учебнику.
— Рассмотрите фотографии на с.29.
— Вы узнали эти листья? С каких они деревьев?
2. Выполнение заданий в рабочей тетради, с. 16-17.
— Оцените свои достижения на уроке:
— Что запомнилось больше всего? У кого появилось желание сделать что-нибудь из осенних листьев, чтобы подольше сохранить эту красоту? Посмотрите, какие красивые работы сделали ребята нашего класса из осенних листьев. Помните, что собирать нужно только опавшие листья, так как, срываю листья с дерева, можно поломать ветку и этим нанести дереву вред.
Урок окружающего мира «Что за листья?» 1 класс школа России
Наименование методического материала: Урок по окружающему миру «Что это за листья?», 1 класс УМК «Школа России»
Место методического материала в педагогической системе:
Урок по теме «Что это за листья?» проводится в 1 классе по УМК «Школа России» А.А.Плешакова.
Цель: Формировать представления о строении листьев и их видов.
Научить распознавать деревья по их листьям.
2. Познакомить со строением листа; узнать, почему листья меняют окрас.
3. Познакомить с разнообразием деревьев.
4. Познакомить с лупой.
Предметные : первоклассники научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные : формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Листочки различных деревьев, лупа, проектор, треугольники разных цветов
Сценарий урока построен таким образом, что учит ребят находить интересное и необычное в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Дидактическая задача урока сформулирована в соответствии с содержанием материала и местом урока по данной теме. Для достижения цели урока использовали образовательную технологию деятельностного типа и технологию развития критического мышления разнообразные методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе, чередовала различные виды деятельности. На уроке была организована практическая работа с использованием наглядных пособий. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, мотивирующая его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. В ходе урока использовалась парная форма работы. Дети выполняли задания и осуществляли взаимопроверку. В завершение была организована рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий. Задания и вопросы, направленные на формирование УУД, присутствовали на всех этапах урока. Физминутка проведена в игровой форме.
Конспект урока с презентацией в 1 классе «Что это за листья?»
Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word (2).docx
Тема: Что это за листья?
Предметные : первоклассники научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные материалы: мультимедийная установка, презентация «Что это за листья?», Муравьишки с букетом, учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, дидактическая тетрадь, цветные карандаши.
Проверка готовности к уроку.
II . Актуализация знаний.
1. Растение, которое похоже на зеленого ежика. (кактус)
2. Этот цветок называют звездой. (астра)
3. А это растение является лекарственным. (календула)
4. В народе его называют «щучий хвост). (сансевьера)
5. название этого величавого растения означает «меч». (гладиолус)
7. Какое растение способно нас радовать цветами почти круглый год? (фиалка)
Какое слово вы видите на зеленых клеточках? (КРАСОТА)
Цветы – это всегда красиво, ярко, торжественно. Мы стараемся вырастить самые красивые цветы. Мы ухаживаем за ними, бережем красоту, которую они нам дарят.
1). Растут на клумбе.
2). Растут на подоконнике.
Давайте посадим растения на клумбу и в горшки. Слайд №3.
Растения клумбы Комнатные растения
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Взвился вверх и полетел!
IV . Мотивация учебной деятельности.
Муравьишка с осенним букетом предлагает отгадать загадку:
Золотые монетки. (Осенние листья)
(Листья осенью ярко-желтые, их цвет играет и переливается на солнце.)
Посмотрите на Муравьишку и назовите тему нашего урока. Слайд№5
Осенние листья и деревья, на которых они растут. Слайд№6
– В осеннем лесу хозяйничает художница – осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в желтые, оранжевые, красные цвета. Слайд №7,8
Муравьишка: – Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?
– Почему осенью с деревьев опадают листья? Слайд№9
(щелчок мыши) Слайд№10 Черепаха : Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в теплые дни. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем засыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. После того как все листья опадут, дерево засыпает до весны. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни дерева от морозов.
– Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев. К концу урока мы должны будет научиться определять, что за листья перед нами.
Все листья состоят (щелчок мыши) из черешка и (щелчок мыши) листовой пластинки.
Черешок у осины длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка». Слайд№12
– Какой лист можно узнать сразу? ( кленовый ).
Кленовый лист. Клен. Слайд№13,14,15,16
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с кленов полетели.
– Листопад у кленов начинается с 14 сентября.
Листья осины Слайд№17,18,19
– Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно-красные, лиловые. Послушайте, как красиво описал это дерево Иван Сергеевич Тургенев:
«Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются ее листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада».
– Листопад у осины начинается с 19 сентября.
Березовые листья Слайд№20,21,22
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу.
Муравьишка: – Листья одинаковой формы или разной? Опишите форму листа. Слайд№23,24.
Муравьишка: – Назовите простые, сложные листья. Слайд№27
Работа с учебником.
Открываем учебники по закладке.
Рассмотрите листья на стр.16.
Какие листья оказались незнакомые?
Сколько листьев клена на рисунке? Чем они отличаются?
Сколько листьев березы? Чем они отличаются?
Сколько листьев осины? Чем они отличаются?
Какой еще окраски могут быть листья осенью?
Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно-красные, лиловые.
В какое время года листья бывают такие разноцветные?
Как называется явление природы, когда осыпаются листья с деревьев?
1. Практическая работа.
Лист, с какого дерева появился, которого не было в учебнике. (ДУБ)
Что вы знаете о дубе? Слайд№28,29,30
Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении. Кору используют в кожевном деле. Положите несколько листьев дуба в банку с солеными огурцами и они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
О каком дереве идёт речь в следующей загадке Слайд №31,32,33,34.
Летом загорала
Осенью надела
Если рябины в лесу уродилось много, то осень будет дождливая, а зима – мороз.
Листопад у рябины начинается с 18 сентября.
Девочки раскрашивают листья с простой листовой пластиной, а мальчики со сложной.
Нарисуйте листья деревьев, которые вам запомнились.
VIII . Рефлексия учебной деятельности.
Листья, каких деревьев сегодня рассмотрели?
Какие листья имеют простую листовую пластину.
Какие сложную? Слайд№35
Осень дарит нам красивые осенние листья.
Как сохранить нам эту красоту, чтобы она нас могла радовать и зимой?
(показ поделок из осенних листьев)
Урок- экскурсия по окружающему миру к УМК
А. А. Плешакова («Школа России»)
Тема: «Что это за листья?»
Цель: расширение у обучающихся представлений об осенних природных явлениях.
2. Провести наблюдение за осенним явлением-листопадом.
Воспитательные задачи:
1. Прививать любовь к родному краю, к природе.
2. Способствовать сплочению коллектива посредством совместной деятельности.
1) формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
1) формировать умение определять цель деятельности на уроке;
2) формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
1) формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
2 ) формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
3 ) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
4 ) формировать умение устанавливать аналогии;
5 ) формироватьумение обобщать и классифицировать по признакам.
1) Формировать умение слушать и понимать других;
2) Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) Формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Разработать маршрут осенней экскурсии в школьный парк.
Проверить маршрут на безопасность.
Составить план экскурсии.
Запомнинают форму листьев деревьев, предложенных учителем.
Сегодня наш урок мы проведем не в классе,
послушайте стихотворение и догадайтесь, куда мы пойдем?
Ходит осень в школьном парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
А урок подарит нам.
-Наш урок сегодня называется «экскурсия». Существуют правила поведения на экскурсии, давайте их вспомним.
Памятки для учащихся
Как вести себя во время экскурсии в природу.
— не шуми, прислушивайся к звукам природы ;
— любуйся красотой окружающего мира;
— не наноси вреда природе – не губи зря растения, не бери в руки детенышей зверей, не причиняй вреда насекомым.
«Я сорвал цветок, и он увял… Я поймал бабочку, и она умерла в моих руках. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только глазами…» (подумай над этими словами).
3. Внимательно слушай рассказ учителя, постарайся все понять и запомнить;
Если возникли вопросы, задай их после рассказа учителя.
4. Будь внимательным – постарайся сохранить в памяти все детали. Эти воспоминания помогут тебе поднять настроение, выполнить творческую работу.
5. Дома обдумай произошедшее, поделись впечатлениями с родителями, одноклассниками.
Выходят в школьный парк.
-На уроках в классе мы много говорили об осенних явлениях в природе, а сегодня увидим их.
-Как вы понимаете значение слова «листопад»?
— Зачем деревья сбрасывают листву осенью?
Рассказ учителя:
Во-первых, потому что зимой на ветках с листьями налипало бы очень много снега, деревья могли бы сломаться от тяжести. А во-вторых, потому что зимой корням деревьев трудно добывать воду из замёрзшей земли, поэтому листочкам воды в холодное время года не хватает.
В конце лета в основании каждого листочка образуется тоненькая перегородка. Постепенно она становится всё больше и как будто отталкивает листочек от ветки. У некоторых листьев такая перегородка растёт быстро, поэтому и падают они раньше остальных, а другие держаться на ветках долго-долго.
-Оглянитесь вокруг, с каких деревьев листья уже опали, а на каких еще много?
— Как вы думаете, опавшие листья полезны?
Оказывается, да! В них могут строить зимние гнёзда ежи, листьями барсуки и белки утепляют свои дома, а ещё в опавших листьях зимуют гусеницы, бабочки, жучки и паучки. Опавшие листья укрывают корни от морозов, а со временем из остатков опавших листьев образуется в почве полезный питательный слой.
-Давайте проверим, как вы знаете формы листьев и деревья с каких я их набрала.
Игра «Узнай дерево»
Дети делятся на группы. Один человек из группы с закрытыми глазами берет из коробочки лист дерева, возвращается к своей группе, и группа находит нужное дерево. Каждый человек из группы приносит лист с нужного дерева.
-Какие красивые осенние листья вы собрали!
-С каких деревьев ваши листочки?
-Давайте назовем основные осенние цвета.
-Хотите узнать, о чем они шепчутся?
Подготовленный ученик читает стихотворение «Листопад»
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
— Мы с клёнов…
— Мы с яблонь…
— Мы с вязов…
— Мы с вишен…
— С осины…
— С черёмухи…
— С дуба…
— С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
-О каком природном явлении это стихотворение?
-Посмотрите вокруг, среди деревьев есть и зеленые. Как называются эти деревья?
-Давайте подойдем к елям.
-Посмотрите на веточки елей, что у них вместо листьев?
-Как называются такие деревья?
Это –хвойные деревья, у которых вместо листочков тоненькие иголочки: ели, сосны, кедры, кедры, пихты.
— Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год?
-Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев.
Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасности засохнуть, когда корни будут доставать из охлаждённой почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинках лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.
-Какие хвойные деревья вы знаете?
(ученик читает стихотворение:
Все деревья засыпают,
С веток листья осыпают.
Только ель не осыпается –
Ей никак не засыпается.
Страх покоя не даёт:
Не проспать бы Новый год!
-Давайте, ребята, наберем красивых осенних листьев, чтобы в классе на уроке технологии составить из них букеты в память о нашей экскурсии.
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Что это за листья» (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру
Тема урока: «Что это за листья?»
Богова А.А. учитель начальных классов
МБОУ «ООШ №26» г. Энгельса
Тема: Что это за листья?
Предметные : первоклассники научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные материалы: мультимедийная установка, презентация «Что это за листья?»,осенние листья, учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, дидактическая тетрадь, цветные карандаши.
II . Актуализация знаний.
1. Растение, которое похоже на зеленого ежика. (кактус)
2. Этот цветок называют звездой. (астра)
3. А это растение является лекарственным. (календула)
4. В народе его называют «щучий хвост). (сансевьера)
5. название этого величавого растения означает «меч». (гладиолус)
7. Какое растение способно нас радовать цветами почти круглый год? (фиалка)
Какое слово вы видите на зеленых клеточках? (КРАСОТА)
Цветы – это всегда красиво, ярко, торжественно. Мы стараемся вырастить самые красивые цветы. Мы ухаживаем за ними, бережем красоту, которую они нам дарят.
1). Растут на клумбе.
2). Растут на подоконнике.
Давайте посадим растения на клумбу и в горшки. Слайд №3.
Растения клумбы Комнатные растения
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Взвился вверх и полетел!
IV . Мотивация учебной деятельности.
Муравьишка с осенним букетом предлагает отгадать загадки: Слайд №4.
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень)
Золотые монетки. (Осенние листья)
Почему золотые монетки – это листья?
(Листья осенью ярко-желтые, их цвет играет и переливается на солнце.)
– В осеннем лесу хозяйничает художница – осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в желтые, оранжевые, красные цвета.
Муравьишка: – Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?
-Как вы думаете, почему осенью с деревьев опадают листья?
Черепаха: Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в теплые дни. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем засыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. После того как все листья опадут, дерево засыпает до весны. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни дерева от морозов.
Посмотрите на Муравьишку и назовите тему нашего урока.
Осенние листья и деревья, на которых они растут.
V . Работа по теме урока.
Учитель: – Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев. К концу урока мы должны будет научиться определять, что за листья перед нами.
Работа по учебнику.
Открываем учебники по закладке.
Какие листья оказались незнакомые?
– Какой лист можно узнать сразу? (кленовый).
Кленовый лист. Клен
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с кленов полетели.
– Листопад у кленов начинается с 14 сентября.
Сколько листьев клена на рисунке? Чем они отличаются?
– Найдите на рисунке листья березы. Какого они цвета?
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу.
– Лист какого еще дерева изображен у вас в учебнике? (лист осины).
Сколько листьев осины? Чем они отличаются?
Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно-красные, лиловые.
Послушайте, как красиво описал это дерево Иван Сергеевич Тургенев: «Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются ее листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада»
Листопад у осины начинается с 19 сентября.
В какое время года листья бывают такие разноцветные?
Как называется явление природы, когда осыпаются листья с деревьев?
– Сравните листья, о которых мы говорим. Все они разные по цвету и размеру, но есть у них и сходства.
-Все листья состоят из черешка и листовой пластинки.
Сравнение черешка осинового листа и березового.
— Черешок у осины длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка».
Муравьишка: – Листья одинаковой формы или разной? Опишите форму листа.
Черепаха: – Если пластинка одна, то лист называется простой. Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.
Муравьишка: – Назовите простые, сложные листья.
1. Практическая работа.
У каждой пары на парте листья: березы, клена, дуба.
Муравьишка и Черепашка принесли на урок листья и все перепутали.
Назови, с каких деревьев здесь листья?
Разложи их по группам в зависимости от породы дерева.
Лист, с какого дерева появился, которого не было в учебнике. (ДУБ)
Что вы знаете о дубе?
Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении. Кору используют в кожевном деле. Положите несколько листьев дуба в банку с солеными огурцами и они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
Посмотрите на лист березы и рябины. Чем они отличаются?
(Лист рябины состоит из нескольких листочков).
Посмотрите на лист березы. Из чего он состоит ?
2. Работа в тетради.
Девочки раскрашивают листья с простой листовой пластиной, а мальчики со сложной.
VIII . Рефлексия учебной деятельности.
Листья, каких деревьев сегодня рассмотрели?
Какие листья имеют простую листовую пластину.
Осень дарит нам красивые осенние листья.
Как сохранить нам эту красоту, чтобы она нас могла радовать и зимой?
(сделать поделку из осенних листьев)
— У вас на столах лежат листочки. Если вы считаете, что сегодня на уроке у вас всё получилось, вы были внимательны и активны, покрасьте листок в красный цвет. Если вы в чём-то сомневались – в зелёный цвет. А если вам было очень сложно и осталось много вопросов, на которые вы не могли ответить – в жёлтый цвет. Теперь поднимите свои листочки. И мы посмотрим, листиков какого цвета больше.