Консервация основных средств это что
Как проводится консервация основных средств
Консервация основных средств применяется в период простоя. Данное мероприятие – право, но не обязанность работодателя.
Что представляет собой консервация ОС?
Основные средства представляют собой собственность компании. К ним относятся земельные участки, постройки, оборудование и прочее. Консервация ОС – это комплекс мероприятий по временному завершению эксплуатации одного или нескольких основных средств. Основная особенность рассматриваемого мероприятия – введение ОС в эксплуатацию спустя срок, указанный в документах.
Суть процедуры объясняется его названием. Консервация обозначает сохранение. Цель мероприятия – сохранение качества и характеристик ОС, количества средств на расчетных счетах. При этом также снижаются или прекращаются вовсе расходы на эксплуатацию средств. Одновременно с этим ОС не приносит никакой прибыли.
ВАЖНО! Максимальный срок консервации составляет 3 года. В некоторых случаях его можно продлить.
В каких случаях проводится консервация?
Консервация актуальна при наличии следующих обстоятельств:
То есть консервация нужна, когда ОС временно не эксплуатируется по различным причинам.
Последствия консервации основных средств
Консервация подразделяется на два основных этапа:
Консервация предполагает документальное оформление. Это добровольная процедура. То есть предпринимателю не обязательно составлять документы. Можно просто прекратить эксплуатацию. С другой стороны, лицу выгодно именно провести полноценную консервацию. Рассмотрим последствия этой процедуры:
У консервации больше плюсов, чем минусов, а потому она довольно часто применяется.
Какие основные средства подлежат консервации?
Консервировать можно любой объект, который относится к ОС. То есть который зафиксирован на счете 01. Для указания предмета на этом счете должны быть соблюдены условия:
К ОС будут относиться здания, служебные транспортные средства, оборудование, оргтехника, природные ресурсы.
ВНИМАНИЕ! Природные ресурсы не консервируются, так как на них не начисляется амортизация. То есть утрачивается мотивация к проведению мероприятия.
Порядок оформления консервации основных средств
Оформление консервации детально регламентируется для бюджетных и государственных структур. Порядок процедуры для коммерческих организаций является менее строгим. Консервация подразделяется на следующие этапы:
Составляется приказ о переводе ОС в консервацию. Нужен он для фиксации намерения руководства. Это необходимая бумага. На ней должна стоять подпись руководителя компании. В документе указываются следующие данные:
Также оформляется акт консервации. Нужен он для фиксации уже выполненной процедуры. Составляется по желанию руководителя. На документе ставится подпись участников комиссии и руководителя. В нем указываются следующие сведения:
Документ составляется в произвольной форме.
Нюансы уплаты налогов
В рамках консервации уплачивается как транспортный налог, так и налог на имущество. Если организация находится на ОСНО, налоговое бремя уменьшается на эту сумму. НДС восстанавливать не требуется. Однако иногда такая необходимость появляется:
Во всех этих случаях нужно искать первичную документацию, а затем восстанавливать НДС.
Бухучет консервации основных средств
Перевод ОС на сохранение фиксируется в бухучете после подписания приказа и утверждения акта. Даже после перевода объекта в консервацию он продолжает числиться в составе ОС. Для фиксирования объектов в бухучете открывается субсчет «ОС на консервации».
Консервация предполагает ряд трат. К примеру, затраты на транспортировку. Они относятся к внереализационным тратам, так как не принимают участия в производстве.
Процесс завершения консервации
Важно не только правильно ввести предмет в консервацию, но и вывести его из сохранения.
Расконсервация выполняется тогда, когда принимается решение о необходимости в эксплуатации объектов или же по завершении срока действия консервации. Данное решение нужно оформить при помощи приказа о прекращении консервации.
После расконсервации начинает начисляться амортизация. Начисление начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем оформления приказа о прекращении сохранения объекта.
Консервация основных средств в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
Бухгалтерская программа автоматически начисляет амортизацию основных средств (ОС) на основании установленной группы, СПИ и выбранного способа. В этой публикации мы рассмотрим, как оформить в 1С и документально отразить перевод объекта на консервацию.
Начисление амортизационных отчислений прекращается только в случаях консервации сроком более трёх месяцев, и в период восстановления объекта (ремонт, модернизация или реконструкция), длительностью более 12 месяцев.
Консервация основных средств — это временное неиспользование объекта с возможностью возобновления. Она включает мероприятия, обеспечивающие сохранность и поддержание имущества в исправном состоянии на период его простоя.
При ее сроке больше трёх месяцев начисление амортизации прекращается, а после расконсервации будет продолжено.
Напоминаем, что с января 2022 года утратит силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. 30.03.2001 г. № 26н. При этом вступит в действие ФСБУ «Основные средства», утв. Приказом № 204н от 17.09.2020 г., согласно ему объекты ОС, которые временно простаивают, могут быть переведены на консервацию. Но теперь такое имущество из состава внеоборотных активов не исключают и учитывают обособленно. Начисление амортизации не приостанавливают независимо от срока консервации.
В каких случаях проводится консервация
В любом случае, консервация — это право, а не обязанность.
Что требуется для оформления консервации и расконсервации объектов
1. Провести осмотр и определить перечень временно не используемого имущества и оценить экономическую целесообразность его консервации.
Это можно поручить постоянно действующей инвентаризационной комиссии и делать в рамках инвентаризации, а можно создать специальную комиссию.
2. Издать приказ о переводе объекта на консервацию по результатам рассмотрения подготовленных комиссией материалов.
Он составляется в произвольной форме в котором указывают:
Приказ может выглядеть так:
3. Оформить акт о переводе ОС на консервацию по завершении мероприятий, необходимых для подготовки имущества к дальнейшему хранению (демонтаж, упаковка, транспортировка, отключение коммуникаций и пр.).
Форма акта также свободная, в нем следует отразить:
При расконсервации объектов ОС следует оформить приказ о расконсервации и акт о расконсервации основного средства.
Как консервацию основных средств отражать в бухгалтерском учете?
Для этих целей в программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8, ред. 3.0 предназначен документ «Изменение состояния ОС».
Он находится в разделе «ОС и НМА», блок «Амортизация ОС» — «Параметры амортизации ОС».
Создаем документ с видом операции «Изменение состояния ОС».
В поле «Событие ОС» добавляем новое событие «Консервация ОС» с видом «Прочее».
Устанавливаем галочки в полях, как указано на картинке:
А вот флажок в поле «Начислять амортизацию (износ)» обязательно должен быть снят.
После по кнопке «Добавить» выбираем основные средства, которые переводятся на консервацию, далее кнопка «Провести и закрыть».
Документ «Изменение состояния ОС» не формирует проводок.
Затем переходим в раздел «Операции», «Закрытие месяца», перепроводим документы и выполняем операцию «Амортизация и износ основных средств».
В завершении нам нужно узнать прекратилось ли начисление амортизации.
Заходим в раздел «Отчёты», выбираем пункт «Анализ субконто».
Открывается поле документа, указываем период, за который должен быть сформирован отчет, вид субконто «Основные средства».
Произведем отбор нужного объекта ОС.
В закладке «Группировка» укажем периодичность «По месяцам».
Теперь сформируем отчет, и видим, что со следующего месяца амортизация больше не начисляется.
При этом сам объект и его стоимость продолжает числиться на счете 01 «Основные средства».
Как отразить в бухгалтерском учете расконсервацию основного средства?
Чтобы снять объекты основных средств с консервации и продолжить начислять амортизацию, применяется также документ «Изменение состояния ОС».
Оформляем новый документ, проводим датой, с которой объект будет расконсервирован.
Главный момент — установить галку «Начислять амортизацию (износ)».
Амортизация начнет начисляться со следующего месяца.
Как отразить в бухгалтерском учете затраты, связанные с консервацией основного средства?
Признавать затраты на проведение консервации/расконсервации, на содержание законсервированных объектов, в расходах по обычным видам деятельности или в прочих расходах необходимо определить самостоятельно (п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Затраты на ремонт объектов основных средств на консервации, отражаются так же, как и ремонт ОС, не выведенных из эксплуатации, в зависимости от того, является ли ремонт капитальным, текущим.
Консервация основных средств в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
Бухгалтерская программа автоматически начисляет амортизацию основных средств (ОС) на основании установленной группы, СПИ и выбранного способа. В этой публикации мы рассмотрим, как оформить в 1С и документально отразить перевод объекта на консервацию.
Начисление амортизационных отчислений прекращается только в случаях консервации сроком более трёх месяцев, и в период восстановления объекта (ремонт, модернизация или реконструкция), длительностью более 12 месяцев.
При ее сроке больше трёх месяцев начисление амортизации прекращается, а после расконсервации будет продолжено.
Напоминаем, что с января 2022 года утратит силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. 30.03.2001 г. № 26н.
При этом вступит в действие ФСБУ «Основные средства», утв. Приказом № 204н от 17.09.2020 г., согласно ему объекты ОС, которые временно простаивают, могут быть переведены на консервацию. Но теперь такое имущество из состава внеоборотных активов не исключают и учитывают обособленно. Начисление амортизации не приостанавливают независимо от срока консервации.
В каких случаях проводится консервация?
• Прекращены сезонные работы и оборудование не задействовано в деятельности до следующего сезона.
• Временный простой на предприятии.
• были проведены сокращения производства, например, временно закрылся цех.
• ос переведено на длительный ремонт.
В любом случае консервация — это право, а не обязанность.
Что требуется для оформления консервации и расконсервации объектов
1. Провести осмотр и определить перечень временно не используемого имущества и оценить экономическую целесообразность его консервации.
Это можно поручить постоянно действующей инвентаризационной комиссии и делать в рамках инвентаризации, а можно создать специальную комиссию.
2. Издать приказ о переводе объекта на консервацию по результатам рассмотрения подготовленных комиссией материалов.
Он составляется в произвольной форме в котором указывают:
• причины временного неиспользования ОС;
• лиц, ответственных за сохранность ОС в период их консервации.
Приказ может выглядеть так:
3. Оформить акт о переводе ОС на консервацию по завершении мероприятий, необходимых для подготовки имущества к дальнейшему хранению (демонтаж, упаковка, транспортировка, отключение коммуникаций и пр.).
Форма акта также свободная, в нем следует отразить:
• учетные данные об объектах ОС, переводимых на консервацию;
• сведения о проведенных работах и их стоимость;
• перечень демонтированных составных частей законсервированных ОС (при наличии);
• иные необходимые или важные сведения (подписи ответственных лиц, дату составления и др.).
При расконсервации объектов ОС следует оформить приказ о расконсервации и акт о расконсервации основного средства.
Как консервацию основных средств отражать в бухгалтерском учете?
Для этих целей в программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8, ред. 3.0 предназначен документ «Изменение состояния ОС».
Создаем документ с видом операции «Изменение состояния ОС».
В поле «Событие ОС» добавляем новое событие «Консервация ОС» с видом «Прочее».
Устанавливаем галочки в полях, как указано на картинке:
А вот флажок в поле «Начислять амортизацию (износ)» обязательно должен быть снят.
После по кнопке «Добавить» выбираем основные средства, которые переводятся на консервацию, далее кнопка «Провести и закрыть».
Документ «Изменение состояния ОС» не формирует проводок.
Затем переходим в раздел «Операции», «Закрытие месяца», перепроводим документы и выполняем операцию «Амортизация и износ основных средств».
В завершении нам нужно узнать прекратилось ли начисление амортизации.
Заходим в раздел «Отчёты», выбираем пункт «Анализ субконто».
Открывается поле документа, указываем период, за который должен быть сформирован отчет, вид субконто «Основные средства».
Произведем отбор нужного объекта ОС.
В закладке «Группировка» укажем периодичность «По месяцам».
Теперь сформируем отчет, и видим, что со следующего месяца амортизация больше не начисляется.
При этом сам объект и его стоимость продолжает числиться на счете 01 «Основные средства».
Как отразить в бухгалтерском учете расконсервацию основного средства?
Чтобы снять объекты основных средств с консервации и продолжить начислять амортизацию, применяется также документ «Изменение состояния ОС».
Оформляем новый документ, проводим датой, с которой объект будет расконсервирован. Главный момент – установить галку «Начислять амортизацию (износ)».
Амортизация начнет начисляться со следующего месяца.
Как отразить в бухгалтерском учете затраты,
связанные с консервацией основного средства?
Признавать затраты на проведение консервации/расконсервации, на содержание законсервированных объектов, в расходах по обычным видам деятельности или в прочих расходах необходимо определить самостоятельно (п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Затраты на ремонт объектов основных средств на консервации, отражаются так же, как и ремонт ОС, не выведенных из эксплуатации, в зависимости от того, является ли ремонт капитальным, текущим.
Автор статьи: Евгения Тарасова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Консервация основных средств: зачем нужна и как оформить
В каких случаях можно провести консервацию?
Консервация нужна, когда основное средство временно не эксплуатируется по различным причинам. Приведем примеры.
Завершились сезонные работы, а потому оборудование перестает эксплуатироваться до следующего сезона. Например, организация использует зимой снегоуборочное оборудование. Так как летом оно не используется, актуальной становится консервация.
Временный простой на предприятии. К примеру, на производство поставили недостаточное количество сырья. До поставки сырья в полном объеме эксплуатация оборудования приостанавливается.
В связи с недостатком средств и экономической неэффективностью были проведены сокращения. К примеру, закрылся цех.
ОС сломалось и было переведено на ремонт.
Документальное оформление консервации
Обязательное условие для признания расходов на проведение консервации при исчислении налога на прибыль – правильное документальное оформление.
Решение о консервации оформляется приказом руководителя организации. В приказе нужно указать срок консервации и перечислить мероприятия (например, транспортировка), которые нужно провести для перевода ОС на консервацию.
Затем проводится инвентаризация основных средств.
После инвентаризации нужно составить акт о переводе ОС на консервацию. Акт о переводе основных средств на консервацию оформляется в произвольной форме, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. В акте отражается экономическая целесообразность консервации объекта основных средств.
В акте должны быть указаны:
ОС, переведенные на консервацию;
дата перевода ОС на консервацию;
затраты на проведение консервации.
Этот акт является первичным документом для того, чтобы учесть затраты на консервацию в расходах и приостановить начисление амортизации по ОС, переведенным на консервацию больше, чем на три месяца.
В бухгалтерском учете переведенный на консервацию объект продолжает числиться в составе ОС.
Амортизация основного средства в период консервации
По ОС, законсервированному на три месяца или меньше, амортизация в период консервации начисляется в обычном порядке.
По ОС, законсервированному на срок более трех месяцев с первого числа месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию, начисление амортизации прекращается.
Период, в течение которого имущество находится на консервации (даже если он превышает трехмесячный период), не повлияет на срок его полезного использования относительно бухгалтерского учета.
После расконсервации объектов начисление амортизации можно продолжать в прежнем порядке вплоть до полного погашения их стоимости.
Таким образом, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором ОС расконсервировано, начисление амортизации возобновляется в той же сумме, что и до консервации.
Если ОС используется в деятельности, облагаемой НДС:
«входной» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для консервации ОС, принимается к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
ранее принятый к вычету «входной» НДС по ОС, переведенному на консервацию, не восстанавливается.
Налог на имущество
Исключение может быть в том случае, если законом субъекта РФ предусмотрено освобождение от налога законсервированных ОС и организация выполняет условия предоставления этой льготы.
Налог на прибыль
Во внереализационных расходах учитываются затраты (пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ):
Налог на имущество со стоимости законсервированных ОС, учитывается в прочих расходах (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
По ОС, законсервированному на три месяца или меньше, амортизация в период консервации начисляется в обычном порядке.
По ОС, законсервированному на срок более трех месяцев (п. 2 ст. 322 НК РФ):
с первого числа месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию, начисление амортизации прекращается;
с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором ОС расконсервировано, начисление амортизации возобновляется в той же сумме, что и до консервации.
Консервация основных средств: зачем нужна и как оформить
В каких случаях можно провести консервацию?
Консервация нужна, когда основное средство временно не эксплуатируется по различным причинам. Приведем примеры.
Завершились сезонные работы, а потому оборудование перестает эксплуатироваться до следующего сезона. Например, организация использует зимой снегоуборочное оборудование. Так как летом оно не используется, актуальной становится консервация.
Временный простой на предприятии. К примеру, на производство поставили недостаточное количество сырья. До поставки сырья в полном объеме эксплуатация оборудования приостанавливается.
В связи с недостатком средств и экономической неэффективностью были проведены сокращения. К примеру, закрылся цех.
ОС сломалось и было переведено на ремонт.
Документальное оформление консервации
Обязательное условие для признания расходов на проведение консервации при исчислении налога на прибыль – правильное документальное оформление.
Решение о консервации оформляется приказом руководителя организации. В приказе нужно указать срок консервации и перечислить мероприятия (например, транспортировка), которые нужно провести для перевода ОС на консервацию.
Затем проводится инвентаризация основных средств.
После инвентаризации нужно составить акт о переводе ОС на консервацию. Акт о переводе основных средств на консервацию оформляется в произвольной форме, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. В акте отражается экономическая целесообразность консервации объекта основных средств.
В акте должны быть указаны:
ОС, переведенные на консервацию;
дата перевода ОС на консервацию;
затраты на проведение консервации.
Этот акт является первичным документом для того, чтобы учесть затраты на консервацию в расходах и приостановить начисление амортизации по ОС, переведенным на консервацию больше, чем на три месяца.
В бухгалтерском учете переведенный на консервацию объект продолжает числиться в составе ОС.
Амортизация основного средства в период консервации
По ОС, законсервированному на три месяца или меньше, амортизация в период консервации начисляется в обычном порядке.
По ОС, законсервированному на срок более трех месяцев с первого числа месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию, начисление амортизации прекращается.
Период, в течение которого имущество находится на консервации (даже если он превышает трехмесячный период), не повлияет на срок его полезного использования относительно бухгалтерского учета.
После расконсервации объектов начисление амортизации можно продолжать в прежнем порядке вплоть до полного погашения их стоимости.
Таким образом, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором ОС расконсервировано, начисление амортизации возобновляется в той же сумме, что и до консервации.
Если ОС используется в деятельности, облагаемой НДС:
«входной» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для консервации ОС, принимается к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
ранее принятый к вычету «входной» НДС по ОС, переведенному на консервацию, не восстанавливается.
Налог на имущество
Исключение может быть в том случае, если законом субъекта РФ предусмотрено освобождение от налога законсервированных ОС и организация выполняет условия предоставления этой льготы.
Налог на прибыль
Во внереализационных расходах учитываются затраты (пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ):
Налог на имущество со стоимости законсервированных ОС, учитывается в прочих расходах (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
По ОС, законсервированному на три месяца или меньше, амортизация в период консервации начисляется в обычном порядке.
По ОС, законсервированному на срок более трех месяцев (п. 2 ст. 322 НК РФ):
с первого числа месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию, начисление амортизации прекращается;
с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором ОС расконсервировано, начисление амортизации возобновляется в той же сумме, что и до консервации.
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование