Консалтинговые услуги что это такое простыми словами в бухгалтерии
Бухгалтерский консалтинг юридических и физлиц
Бухгалтерский консалтинг – это высокопрофессиональная деятельность по консультированию в сфере бухгалтерского и налогового учёта, которую оказывают внешние специалисты для решения возникших в учёте проблем. Любой консалтинг становится по-настоящему востребованным в постоянно меняющихся условиях ведения бизнеса, когда загруженный текущей работой персонал не справляется с потоком новой информации и не успевает её осваивать.
Бухгалтерский консалтинг в России становится всё актуальней. Нестабильность и несовершенство законодательства в области учёта вынуждают бухгалтеров работать в постоянном стрессе: внутренних ресурсов бухгалтерской службы не хватает для своевременного реагирования на изменения и адаптации к ним.
Требования к консалтинговым компаниям
На помощь приходят компании, специализирующиеся на бухгалтерском консалтинге. Как раз их конёк – отслеживать изменения в правовых актах, накапливать судебную практику по налоговым спорам и письменные разъяснения Минфина и ФНС. Помимо консультационной деятельности такие компании обычно осуществляют и
практическую: бухгалтерское обслуживание, аутсорсинг бухучёта, аудит. Именно многопрофильные аудиторско-консалтинговые группы «с высоты наработанного опыта» предоставляют наиболее качественные консультационные услуги.
Надёжная и эффективная консалтинговая компания соответствует таким требованиям:
Бухгалтерский консалтинг. Суть и виды
Бухгалтерский консалтинг заключается в выдаче рекомендаций и разъяснений по любым вопросам учёта (бухгалтерского или налогового), таким, как:
В России принято оказывать консалтинговые услуги в одной из следующих форм: устное, письменное или онлайн-консультирование, тематические семинары. Практикуются разовые консультации, предоставление абонемента на определённое количество обращений или консультационное сопровождение в течение периода (обычно год).
Что даёт бухгалтерский консалтинг
Бухгалтерский консалтинг – «скорая помощь» при решении неотложных задач. Главная его цель – повысить эффективность бизнеса за счёт укрепления позиций бухгалтерской службы.
Оперативно полученная профессиональная и точная консультация поможет:
Обращение к услугам консалтинговых компаний может быть особенно эффективно на стадии зарождения бизнеса, его бурного роста, кардинальных изменений в сфере деятельности. То есть тогда, когда бухгалтерское подразделение может не успеть перестроить свою работу.
Все права на данную публикацию принадлежат ГК «Аудит А».
Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.
Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.
Содержание статьи
Последние статьи
© 1996-2021. ООО «Аудит А».
Особенности учета консультационных услуг
Издержки предпринимателей и организаций, связанные с получением нематериальных услуг, привлекают повышенное внимание контролирующих органов. К категории «опасных» в налоговом учете относятся затраты по информационно-консультационным услугам. Суть проблемы в сложности подготовки доказательной базы о том, что консультация по факту имела место, была полезна, а уплаченная стоимость – обоснована.
Вопрос: Работница организации больше двух лет находится в отпуске по уходу за ребенком. На дому она оказывает консультационные услуги по налоговому и бухгалтерскому учету и применяет НПД с 2019 г. (г. Москва). Вправе ли она оказать организации-работодателю такую услугу разово в рамках НПД?
Посмотреть ответ
Информационно-консультационные услуги
Единого правового определения консультационных или информационных видов услуг в российском законодательстве нет. Налоговый кодекс не раскрывает терминологию, но приводит классификацию нематериальных услуг (ст. 148):
Вопрос: Как отразить в учете организации-исполнителя выручку от оказания консультационных услуг на условиях коммерческого кредита (отсрочки платежа), оформленного выдачей заказчиком собственного простого дисконтного векселя со сроком погашения на определенный день?
Посмотреть ответ
Консультирование предполагает выдачу клиенту готовой информации. Сфера применения этих сведений может быть любой. Оказание информационных услуг предполагает, что информация по нужной тематике будет собираться, систематизироваться, обобщаться, анализироваться. Результатом такого комплекса действий станет выдача готовой информационной продукции.
СПРАВОЧНО! Консультационные и информационные услуги могут оказываться устно или в письменной форме.
Гражданское право относит консультационно-информационные услуги к возмездным договорным отношениям (ст. 779 ГК РФ). Предполагается, что заказчик услуг заключает с исполнителем (консультантом) договор. После выполнения заявленных в соглашении действий производится денежный расчет между сторонами, в роли плательщика выступает заказчик.
Бухгалтерский и налоговый учет
Для целей бухгалтерского учета издержки, обусловленные консультированием или получением информационных услуг, должны показываться по правилам ПБУ 10/99. Нормы учета относят этот тип затрат к расходам от обычной деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Накапливаются они в дебете счета 26 или 25, 20, 44, 91 (зависит от характера услуги и темы консультации, от того, для каких целей требуется данная информация). Проведение в учете осуществляется с участием в корреспонденции счета 60. Признание издержек происходит в периоде, когда услуги были фактически получены. Привязка операции к дате оплаты не практикуется.
В налоговом учете нет однозначности при признании информационно-консультационных услуг. Минфин указывает, что эти затраты могут быть зачтены при выведении размера налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 06.10.2014 г. № 03-03-06/1/49967). Минфин рекомендует относить стоимость юридических, информационно-консультационных и других видов нематериальных услуг в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализационными мероприятиями. Дата признания издержек привязывается к дате осуществления расчетов или получения документации для последующего расчета. Разрешается ориентироваться и на последний день в отчетном периоде (с. 272 НК РФ).
ВАЖНО! Минфин уточняет, что в расходы стоимость таких услуг можно отнести при одном условии – субъект предпринимательства может доказать обоснованность трат и документально подтвердить факт получения услуги.
Факт оказания и получения услуг проверяется налоговыми органами через оценку реальности заключенной сделки (проверка местонахождения организации, оказавшей услуги, их контактных номеров телефона, соответствие подписей в актах). Первичная документация по хозяйственным операциям может быть признана оправдательной, если оформление бланков соответствует законодательным нормам (присутствует полный перечень обязательных реквизитов, содержание документа совпадает с характером оказываемой услуги).
В договорах и актах необходимо приводить детальную расшифровку оказанных услуг. Использование формулировок общего характера (юридические услуги или информационно-консультационное сопровождение) не является основанием для признания подтверждающей документации действительной. В судебном порядке при отсутствии детализации по услугам договор может быть отнесен к категории незаключенных. Причина заключается:
Если в договоре и акте нет детализации услуг, этот комплект документов необходимо дополнить справкой или отчетом, составленными в произвольной форме. В них прописывается подробно характер услуг и их состав. В роли первичной подтверждающей документации могут выступать наравне с актами бланки накладных и протоколы проведения консультации.
Для принятия к вычету суммы по НДС необходимо иметь счет-фактуру (оформление регламентировано ст. 169 НК РФ). Обоснование необходимости получения конкретных услуг должно строиться на наличии их прямого влияния на результаты деятельности компании. Налоговые органы отстаивают позицию необоснованности затрат, если после их осуществления не появился доход у предприятия
ВАЖНО! Все признаваемые в налоговом учете издержки должны оказывать непосредственное воздействие на размер доходных поступлений.
Спор с контролирующими органами возможен, если содержание оказываемых сторонними лицами услуг совпадает с должностными функциями одного из штатных специалистов предприятия. Например, в компании по штату числится юрист, должность не является вакантной. Если руководство фирмы обратилось за юридической консультацией не к своему специалисту, а в другую организацию или частному лицу, то понесенные в связи с этим затраты не будут обоснованными. Необходимо избегать дублирования нематериальными услугами обязанностей штатного персонала.
Судебная практика доказывает, что позицию налоговиков по вопросу обоснованности расходов можно успешно оспорить. Судебные решения свидетельствуют, что оценивать эффективность потраченных ресурсов может только сам субъект хозяйствования. Поводом для включения в расходную налоговую базу может быть как фактическое увеличение доходов, связанное с понесенными затратами, так и намерение в будущем получить дополнительную материальную выгоду или исключить возникновение убытков.
Нематериальные услуги при УСН «доходы минус расходы»
Для упрощенцев действует закрытый перечень издержек, на величину которых можно уменьшать налоговую базу. Их список зафиксирован ст. 346.16 НК РФ. Консультационные услуги в этом разделе Налогового кодекса не упомянуты. Невозможность зачета в расчете налога по УСН подтверждается в письмах налоговых органов (например, Письмо авторства УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 г. под № 18-11/3/212690@).
Из этого правила может быть несколько исключений:
Типовые корреспонденции
В бухгалтерском учете получение информационных или консультационных услуг должно отражаться вне зависимости от их влияния на результаты деятельности. Каждая операция и платеж должны быть показаны в учете проводками, даже если их нельзя принять к учету в налоговом учете. При получении нематериального типа услуг предприятие их приходует, после чего у него возникает обязательство перед контрагентом. Погасить его можно в наличной или безналичной форме.
Типовые корреспонденции в сегменте учета нематериальных услуг:
Если предприятие не планирует включать понесенные затраты в налоговую базу для ее уменьшения, то рекомендуется к счету 26 открыть аналитический субсчет: издержки, не уменьшающие налогооблагаемую величину прибыли. Эта норма актуальна для случаев, когда получаемые консультационные услуги дублируются функциональными обязанностями штатных сотрудников.
Консалтинг: определение и виды, правила выбора консалтинговой компании
Если компания переживает кризис, стагнацию или планирует расширяться, руководство должно оценить ее возможности и разработать подходящую стратегию. Собственные сотрудники могут обладать недостаточной квалификацией, быть необъективными. Иногда в штате нет сотрудников, способных помочь руководителю в решении управленческих, финансовых или технических вопросов. Помочь призван консалтинг.
Что такое консалтинг
Консалтинг — это услуга консультирования бизнеса по разным вопросам. Консалтинговой деятельностью занимаются специалисты с большим опытом и безупречной репутацией. Руководители могут обратиться к ним за помощью в управлении, распределении финансов, поиске подходящих кадров. Консультанты оценивают состояние компании, выявляют причины неудач и предлагают решения.
Преимущества консалтинга
Квалификация. Консультантов привлекают для сотрудничества в области бухгалтерии, маркетинга, кадров и других. В штате компании таких специалистов может не быть.
Опыт. Штатный сотрудник ограничен корпоративными рамками, внешний специалист наблюдает за десятками компаний. У него больше данных для анализа положения дел и есть готовые идеи, успешно реализованные в других компаниях.
Свежий взгляд. Консалтинговая деятельность подразумевает взгляд со стороны. У штатных сотрудников сложившееся восприятие компании, внешнему консультанту проще увидеть недостатки.
Консалтинг и коучинг: отличия методик
Консалтинг и коучинг — это совершенно разные методы.
Критерий | Консалтинг | Коучинг |
С кем работает | С компанией. Консультирует руководителя, но рассматривает компанию как единое целое | Со специалистом. Помогает раскрыть лидерский потенциал руководителю, развить необходимые навыки подчиненному |
Как выполняет работу | Анализирует положение компании, дает готовые рекомендации для решения проблемы | Задает максимум вопросов, слушает клиента, постепенно изменяя его мышление |
Результат работы | Разрабатывает стратегию и пошаговый план действий или берет решение задачи на себя | Ведет клиента до достижения поставленной цели |
Суть консалтинга — работа с компанией как со структурой, разработка стратегии ее дальнейшего развития.
Принципы работы консалтинговых компаний
У консультантов сложились основные принципы работы:
Доверьте трудоемкие рутинные процессы технологиям. Например, для автоматизации контекстной рекламы подойдет Оптимизатор Calltouch. Вы выбираете нужные рекламные кампании, указываете цель оптимизации и приемлемую стоимость. Оптимизатор будет управлять ставками автоматически, чтобы получить больше конверсий при заданных условиях.
Оптимизатор
Цели и задачи консалтинговых компаний
Основная цель консалтинга — решение проблемы клиента. Они будут разными для каждой компании: все зависит от особенностей ее деятельности.
Задачи приглашенных специалистов:
Роль консультанта в бизнесе
Консультант — это дополнительная пара глаз (иногда рук) для любого бизнеса. Его функционал зависит от вида услуг. Если специалиста привлекают для аудита, его роль сводится к анализу ситуации, выводам и составлению плана действий. Консультанты, которым отдают на аутсорсинг те или иные функции (например, бухгалтерию или юридическое сопровождение), будут более активы в бизнес-процессах. Для достижения результата обычно необходимо длительное сотрудничество.
Когда нужно применять консалтинговые услуги
Вот самые распространенные ситуации, когда полезны услуги консультанта:
Виды консалтинга
Потребности бизнеса расширяются и определяют виды консалтинга. Их перечень постоянно пополняется. Рассмотрим основные виды консультационных услуг.
Управленческий
Консалтинг возник как помощь руководителям в создании системы эффективного менеджмента. Управленческий консультант — это врач-терапевт для бизнеса. Консультант выявляет проблемы и их причины, например, недостаточно продуманные финансовые потоки, необходимость обучения персонала. Его задача — обнаружить проблемные места в деятельности компании и найти пути их устранения.
Стратегический
Эта разновидность консалтинговой деятельности похожа на первый тип, но в фокусе консультанта — стратегия развития компании. Для ее создания потребуется анализ ключевых показателей и всего, что происходит в компании. Этот вид услуг востребован и в случае наличия в компании проблем, и для обеспечения ее эффективного роста.
Маркетинговый
Чтобы оценить эффективность рекламы, воспользуйтесь сквозной аналитикой Calltouch. Система предоставит информацию по эффективности рекламных источников в удобных и понятных отчетах. Так специалистам будет гораздо проще улучшать маркетинговую стратегию.
Сквозная аналитика
IT-консалтинг
В задачи IT-консультантов входят подбор программ, которые автоматизируют некоторые рабочие процессы, их внедрение (настройка под потребности заказчика) и обучение персонала работе с новыми сервисами.
Иногда готовым ПО не обойтись — требуется разработка индивидуального. Выявив потребности бизнеса, консультант обозначит задачи для программистов. Специалиста можно привлечь и для тестирования эффективности уже имеющейся программы.
Финансовый
Консультантов привлекают для оценки финансовой эффективности организации и поиска возможных путей ее повышения. Нередко к консультантам обращаются по вопросам выбора подходящей схемы налогообложения, страхования имущества компании. В новых проектах специалисты оценивают риски, а в существующих — планируют текущие финансовые потоки.
Кадровый
Иногда внешнего специалиста по кадрам привлекают, если в компании наблюдают конфликты. Консультант ищет способ улучшить взаимоотношения в коллективе.
Юридический
Приглашенный юрист окажет компании правовую поддержку, например, проанализирует документацию, проверит законность сделок и «чистоту» приобретаемого имущества. В его компетенции также могут входить вопросы оформления трудовых отношений с сотрудниками компании или прав на интеллектуальную собственность.
Бухгалтерский
Круг вопросов, который решает приглашенный специалист, широк: от оформления бухгалтерской отчетности до оптимизации и автоматизации учета. Консультанта приглашают, чтобы решить вопрос об уменьшении налогообложения, проанализировать и оптимизировать кредиторскую задолженность.
Транспортный
Логистический консалтинг помогает компании наладить транспортные потоки. Анализ позволяет повысить скорость транспортного функционирования, сократить затраты на логистику.
Образовательный
В задачу консультанта входит анализ имеющихся курсов и того, насколько качественно сотрудники усваивают материал. Внешний специалист может заниматься разработкой обучающих курсов «с нуля» и внедрением их в работу. Консультант также корректирует курс, подбирает методы по потребностям компании.
Формы консалтинга
Виды консалтинга разнообразны, но формы реализации схожи. Консультанты решают задачи в форматах, описанных ниже.
Аналитика
Это вводный этап решения задачи. Консультант анализирует все имеющиеся показатели, проводит сбор статистики различными методами. Часто этих данных достаточно для того, чтобы не только увидеть проблему, но и предложить для нее оптимальное решение. Например, по результатам анализа может потребоваться автоматизация, оптимизация расходов или перераспределение обязанностей сотрудников.
Прогнозирование
Этот вид востребован для новых проектов. Консультант оценивает риски. В действующей компании грамотно составленный финансовый прогноз принесет неоценимую пользу.
В работе консультант использует как общепринятые методики с мировым именем, так и собственные разработки. В последнем случае доказательная база не должна вызывать сомнений.
Ревизия деятельности
Эта форма консалтинга описывает положение дел в организации. Предметом ревизии могут стать бизнес-процессы компании в целом или одного подразделения, например, бухгалтерии, отдела продаж, технической поддержки. Консультанты дают рекомендации, что и как улучшить.
Экспертные консультации
Консультант описывает сложившуюся проблему и предлагает пути ее решения. Привлечь эксперта для консультации можно однократно или в рамках долгосрочного сотрудничества. Многие компании выбирают второй вариант, потому что проблемы в организации часто невозможно решить за одну встречу.
Непосредственное участие в проекте
Этот формат выбирают, когда в штате нет специалиста нужного профиля. Консультант становится равноценным участником проекта, например, ведет рекламные кампании клиента или формирует бухгалтерскую отчетность.
Типы консалтинговых компаний и их принципы работы
Обилие консалтинговых компаний затрудняет их классификацию. Каждую отличает своя сфера деятельности, опыт и специфика услуг.
Вот одна из типологий консалтинговых организаций:
Этапы консалтинговой деятельности
В работе консультанта можно выделить несколько основных этапов взаимодействия с заказчиком:
Как правильно выбрать консультанта или консалтинговую фирму
Привлечение консультанта — это расходы для компании, и всегда хочется, чтобы они были не напрасны. Так как специалисту доверят важную информацию, а от предложенных им решений будет зависеть судьба компании, выбирать консультанта нужно грамотно.
Чем отличается консультант-профи от дилетанта
Самое важное, что отличает профессионала, — его подход. Фокус в общении смещен с его личных достижений на потребности заказчика.
Что отличает успешного консультанта:
Время существования и опыт консалтинговой компании
Эти факторы — маркеры надежности. Ознакомьтесь с примерами успешных работ компании, особенно если среди них есть организации, для которых решались похожие задачи.
Помимо успешных кейсов компании, стоит изучить ее репутацию на рынке. Найти отзывы об организации, которая проработала как минимум год, обычно не сложно.
Стоимость услуг
Качественные услуги стоят дорого, но у большинства компаний они находятся примерно на одном ценовом уровне. Если вам предлагают дешевый вариант или решение по существенно более высокой стоимости, подумайте дважды.
Сроки проведения работ
В этом пункте невозможно дать общих рекомендаций. Разовая консультация и системный анализ всех процессов — разные по длительности выполнения задачи. Излишняя спешка консультанта, который обещает «сделать все завтра» может быть даже более вредна, чем сознательное затягивание сроков.
Штат специалистов
В крупных компаниях это сотрудники различного профиля, каждый из которых специализируется на определенной области. Если специалисты фирмы — универсалы, это может говорить о недостаточной квалификации для ваших задач. Обычно этим грешат небольшие организации, которые не ограничиваются одним направлением консалтинга, а работают со всеми.
Мифы, связанные с консалтингом
Основное заблуждение — в том, что консультант «не скажет ничего нового» и еще больше запутает клиента. Руководители опасаются, что специалист будет только предлагать графики и отчеты, не предприняв ничего по существу. Правильно подобранный консультант разговаривает на понятном для клиента языке и акцентирует внимание на проблемах, которые могут показаться несущественными.
Распространен миф, что консультантам нельзя доверять, так как они не сотрудники компании. Опасения напрасны: консалтинговые специалисты дорожат своей репутацией, поэтому безупречно соблюдают профессиональную этику.
Еще один миф — к консультантам обращаются только при серьезных проблемах. Однако чем позже привлечь специалиста, тем меньше у него будет вариантов для решения трудностей компании. Всегда лучше заранее оценить риски, чем бороться с запущенной проблемой.
Перспективы российского рынка консалтинга
Среди важных тенденций рынка — ужесточение требований к консалтинговой деятельности. Недобросовестные компании сталкиваются с проверками Росфиннадзора. Это повышает качество услуг консалтинговых компаний, что отражается на эффективности бизнеса.
Что в итоге
Консалтинг — это эффективный инструмент, который помогает бизнесу расти и развиваться, успешно преодолевая кризисы. Главное — найти подходящего профессионала, доверять ему и следовать рекомендациям. Расходы на консалтинг немалые, но своевременное привлечение специалиста поможет решить даже самые серьезные проблемы и вывести бизнес на новый уровень.