Консалтинг стратегическое развитие управление что это
Консалтинг
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Консалтинг — это консультирование предприятий, руководителей и управленческих кадров по юридическим, финансовым, инвестиционным и другим вопросам. Консультантами выступают опытные специалисты. Основная цель консалтинга — решение той или иной проблемы в бизнесе и достижение поставленных целей.
Что такое консалтинг
Когда предприниматель только начинает заниматься бизнесом, он почти неизбежно сталкивается с разными сложностями по налоговым, финансовым и маркетинговым вопросам. По мере масштабирования деятельности количество проблем возрастает: как лучше распорядиться полученной прибылью, каким образом привлечь инвесторов, в какую сторону развивать продукт.
Можно долго искать оптимальные решения самостоятельно и учиться на своих ошибках, но куда лучше спросить у опытных специалистов, чтобы с первого раза всё сделать правильно. Для этого и существует консалтинг.
Слово «консалтинг» образовано от английского «consult» (советоваться), что определяет суть термина. Консалтинг подразумевает предоставление платного совета от эксперта по различным вопросам бизнеса.
Зачем нужен консалтинг
Цель консалтинга — улучшить определенные показатели бизнеса: рентабельность, прибыльность, эффективность, ликвидность, рыночную стоимость. Компания, которая не имеет в своём штате нужных специалистов, обращается за консультациями к сторонним экспертам.
Задачи консалтинга могут быть разными, например:
Консалтинг нужен, чтобы помочь бизнесу эффективно решить возникшие или прогнозируемые проблемы, исключить ошибочные решения и достичь запланированных целей.
Виды консалтинга
Классификация консалтинга не унифицирована, поэтому можно столкнуться с разными методами систематизации. Но самые популярные варианты — разделение консалтинга по предмету, по методу или по направлению.
По предмету
Общий, или управленческий консалтинг. Цель состоит в выявлении факторов, которые мешают развитию компании, и поиске решений для устранения этих факторов. В данном случае исследуют всё, что не относится к производственному или финансовому консалтингу. Такой тип консультирования нужен при наличии проблемы, которую компания не может найти самостоятельно, или для определения возможных проблем в будущем. Также к общему консалтингу обращаются, если потенциал компании реализован не полностью.
Производственный. Применяют для улучшения производства. Исследуют всё, что касается изготовления или реализации продукции — технические возможности, логистику, кадровую ситуацию.
Финансовый. Задача консультанта — отследить денежные потоки, определить способы экономии, спрогнозировать варианты инвестиций. Исследуют всё, что касается внешнего и внутреннего оборота денег.
По методу
Экспертный. Специалиста с опытом в нужной сфере привлекают для поиска проблемы и разработки ее решения. Он анализирует ситуацию, расписывает план действий. На этом его работа завершается.
Процессный. Консультант проводит анализ проблемы и совместно с представителями компании ищет решение. В этом случае специалист не просто разрабатывает порядок действий, но и помогает его реализовать. Чаще всего процессный консалтинг предполагает долгосрочное сопровождение.
Обучающий. Консультант ищет решение, помогает с его внедрением, а также занимается обучением персонала. Цель состоит в повышении квалификации сотрудников или обучении их необходимым методам работы.
По направлению
При этом способе классификации выделяют основные направления, или предметные области, которые чаще всего встречаются в практике частных консультантов и консалтинговых компаний. Наиболее известный вариант — классификация FEACO (Европейская Федерация Ассоциаций Консультантов по Организации Производства).
FEACO объединяет ассоциации консультантов по экономике и управлению 21 европейской страны по принципу «одна страна — одна ассоциация» и представляет более 3 600 консалтинговых компаний.
Всего по принятой классификации насчитывают 84 вида предметных областей консалтинга, для удобства систематизированных по следующим разделам:
Формы консалтинга
В процессе реализации консалтинг может принимать следующие формы:
Чем занимаются консалтинговые компании
Услуги консалтинга могут предоставлять частные специалисты или консалтинговые компании. Частные эксперты преимущественно работают в пределах очень узкой специализации и имеют небольшой круг клиентов. Нередко таких специалистов приглашают в штат компании или привлекают для постоянного сотрудничества.
Консалтинговая компания — это организация, которая объединяет несколько экспертов. По своей форме такие организации бывают:
Консалтинговая компания оказывает клиентам консультационные услуги, которые включают несколько этапов:
Реализация проекта в рамках консалтинга может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Это зависит от масштаба компании и сложности решаемой задачи.
Список консалтинговых компаний, популярных на рынке СНГ:
Большинство консалтинговых компаний в работе специализируются на каком-то одном направлении. Исключение составляют лишь гиганты, которые работают во всех отраслях, например, KPMG или Deloitte, но их правильнее называть консалтинговыми корпорациями.
Вне зависимости от того, какие виды консалтинга предлагает консалтинговая компания, ее специалисты должны иметь не только соответствующее образование, но и практический опыт в нужной сфере. Поэтому сотрудниками консалтинговых компаний зачастую становятся бывшие управленцы и специалисты, которые имеют значительный стаж работы в штате различных компаний.
Как выбрать консалтинговую компанию
Процесс выбора консалтинговой компании для сотрудничества можно поделить на два этапа. Сначала вы составляете список из нескольких потенциальных партнёров, а уже потом выбираете одну компанию, которая лучше всего подходит для решения ваших задач.
Чтобы выбрать возможных претендентов:
На сайте Concept lab есть не только форма, где можно описать свою задачу по маркетингу и прикрепить нужные файлы, но и шкала креативности. С ее помощью можно сразу обозначить, насколько сумасшедший результат вы хотите получить
На основе собранной информации составьте список из 5-6 подходящих партнеров. После этого определите приемлемые для себя сроки, условия и стоимость проекта. Пообщайтесь с каждым претендентом, чтобы оценить подход компании — как она планирует решать вашу задачу, как будет выявлять проблемы, как предполагает оценивать результат. Для решения сложных задач лучше выбирать компании, которые ориентированы не только на разработку, но и на внедрение изменений.
В процессе выбора обратите внимание на рейтинги консалтинговых компаний, которые помогут найти ведущих профессионалов. Например, рейтинг от RAEX:
Как правило, любая услуга консалтинга начинается с определения конкретной проблемы. Затем специалист анализирует сложившуюся ситуацию с учётом всех данных, предоставленных клиентом, и выполняет поиск возможных решений. Далее, в зависимости от формы консалтинга, эксперт либо консультирует клиента по проблемному вопросу либо непосредственно участвует во внедрении решения, в том числе анализирует достигнутые результаты и определяет эффективность изменений.
Ошибки на этапе выбора стратегии развития компании могут свести на нет все дальнейшие усилия. Особенно сейчас, когда уровень конкуренции практически во всех отраслях неумолимо растёт. Именно для этого существует стратегический консалтинг. Это одна из наиболее востребованных услуг на рынке управленческого консалтинга. Поговорим о том, для чего он нужен и почему предприниматели готовы платить огромные деньги за то, чтобы поговорить с опытными людьми о своём бизнесе.
Определение
Стратегический консалтинг — это комплексная работа, задача которой — определить направления и перспективы дальнейшего развития компании на основе анализа текущей ситуации на рынке и потенциальных возможностей самого предприятия. Во время сессий консультант помогает предпринимателю выяснить, насколько полноценно и правильно организовано управление компанией с точки зрения её долгосрочных планов. Задача данной услуги — превратить абстрактную идею в успешную и эффективную стратегию развития бизнеса.
Когда это нужно
Первый и самый очевидный ответ — на этапе создания компании. Но на практике к консалтинговым агентствам часто обращаются владельцы уже существующего бизнеса. Это необходимо, если:
Задача консультанта — помочь предпринимателю в доработке системы стратегического управления. При этом учитываются как факторы внешней среды, так и внутренняя организация деятельности.
Цели и задачи
С точки зрения владельца бизнеса грамотное стратегическое планирование нужно для того, чтобы минимизировать возможные риски, обеспечить максимальную прибыль и конкурентоспособность предприятия. Бизнес-консультант же должен согласовать цели и пожелания собственника компании с реальными возможностями, ресурсами и рыночной ситуацией.
Ключевые задачи стратегического консалтинга — это:
Что происходит на стратегических сессиях? Ошибочно полагать, что консультант должен прийти и сказать «сделайте так-то и так-то», даст конкретные инструкции и, как герой кинофильма, растворится в тумане. Его работа заключается в том, чтобы, задавая правильные вопросы и рассказывая об опыте ведущих компаний, помочь предпринимателю самому принять важнейшие решения.
Услуги стратегического консалтинга носят комплексный характер и включают в себя:
Компания в данном случае рассматривается как единый организм, все элементы которого связаны между собой. Именно системный подход позволяет наилучшим образом согласовать цели и реальные действия.
В современном управленческом консалтинге существуют два подхода — проектный и процессный. Чем они отличаются?
В первом случае бизнес-консультант предлагает клиенту некое готовое решение на основе собственного опыта и знаний. Данный метод не требует больших затрат времени и идеально подходит для локальных единоразовых задач.
Однако если в организации есть глубинные системные проблемы, затяжные кризисные явления, вариант «сделайте вот это и это» не подходит. Здесь используется процессный подход, когда независимые специалисты помогают сотрудникам компании выработать свой собственный способ устранения текущих проблем.
Кроме того, выделяют разные направления консультирования в зависимости от масштабов предприятия и специфики его деятельности. Так, региональный стратегический консалтинг нужен для того, чтобы разработать план развития на определённой территории, а инновационный помогает внедрить и создать спрос на совершенно новые продукты и услуги.
Инструменты стратегического консалтинга
Многих интересует, как работают бизнес-консультанты, занимающиеся вопросами стратегического планирования. Выбор методов и инструментов во многом зависит от конкретной ситуации и целей, которые ставят перед собой владельцы бизнеса. Среди самых популярных можно выделить:
Важно помнить, что хороший консультант не должен делать вашу работу за вас. Его цель — подтолкнуть вас к тому, чтобы самостоятельно найти и принять оптимальное решение.
Основные этапы
Поговорим о том, что представляет собой стратегический консалтинг. Компании, в большинстве своём, используют ситуативный подход («Давайте попробуем вот так…», «Что, если сделать…»). Однако для максимальной эффективности и долгосрочного существования организации этого недостаточно — нужно иметь чётко прописанную систему целей и задач. Именно на это направлены все консалтинговые мероприятия.
1. Анализ внешней среды
Любая компания постоянно находится под влиянием различных внешних факторов. Они отличаются между собой как по виду, так и по интенсивности влияния на предприятие. К таким факторам относятся:
Повлиять на эти факторы напрямую организация не может. Однако для успешного функционирования важно разработать чёткий механизм действий при наступлении тех или иных событий («Если произойдёт…, мы сделаем…»).
2. Анализ внутренней среды
Перейдём к следующей составляющей стратегического управления. Консалтинг всегда начинается с детального изучения организации и ресурсов предприятия. При этом анализируются все факторы, влияющие на работу компании.
Можно без преувеличения сказать, что это — ключевой ресурс любого предприятия. От квалификации и мотивации сотрудников напрямую зависит качество продуктов и услуг, имидж компании и, в конечном итоге, её прибыль. Особое внимание уделяется изучению системы мотивации — комплекса материальных и нематериальных поощрений, которые будут способствовать желанию сотрудников достигать лучших результатов.
Под системой управления в менеджменте подразумевают комплекс организационных и программных средств, документации и методов коммуникации, которые используются для управления процессами. Специалисты по консалтингу анализируют:
Именно здесь сосредоточены ключевые бизнес-процессы — приём, хранение и учёт сырья, планирование производства, распределение работы между сотрудниками, проведение ремонтных работ, отгрузка продукции и многое другое. Производственный стратегический консалтинг — это анализ того, как организован процесс производства и насколько фирма готова к осуществлению поставленных целей.
Ещё один момент, который должен изучить бизнес-консультант — уровень обеспеченности компании денежными средствами. Проводится оценка качества финансового планирования по статьям затрат и периодам, возможности привлечения инвесторов, рациональности распределения средств между подразделениями.
На стратегических сессиях большое внимание уделяется анализу маркетинговой деятельности. Он включает в себя несколько основных направлений, в числе которых — реклама, брендинг, инновационная политика, ценообразование, планирование ассортимента, PR, продажи. Конечная цель — определить, какие инструменты и как должна использовать компания, чтобы добиться максимального охвата рынка и сбыта.
Нормы поведения, установки и ценности, принятые в организации, могут значительно повлиять на её успех. Именно от этого «кодекса» зависит как слаженность работы сотрудников (если они разделяют эти идеи), так и имидж компании в глазах потенциальных клиентов.
3. Определение миссии и постановка целей
Миссия — это, другими словами, предназначение компании, то, для чего она существует с точки зрения владельцев бизнеса, их партнёров и общественности. Почему она важна? Многие предприниматели убеждены, что единственная цель их бизнеса — это зарабатывание денег. Но проект, ориентированный только на извлечение прибыли, просуществует недолго. А настоящего успеха добиваются лишь те компании, у которых есть некая высшая цель, философия и принципы.
Именно миссия определяет выбор направления для дальнейшего развития компании, указывает, куда лучше всего направить усилия и ресурсы организации.
Цели, в свою очередь, должны быть согласованы с этой философией. По сути, они представляют собой чёткие, измеримые значения, которых нужно достичь в процессе работы.
Обычно горизонт долгосрочного планирования составляет от 3 до 5 лет. Это связано, прежде всего, с изменчивостью бизнес-среды и вкусов потребителей. Сделать точные прогнозы на больший срок практически невозможно.
Что даёт на этом этапе стратегический консалтинг? Это — возможность сформировать конкретные, а главное достижимые цели сразу в нескольких направлениях:
Консультант должен помочь предпринимателю распределить цели в соответствии с принципом иерархичности. Что это значит? Задачи подразделений должны быть согласованы с общими целями компании и способствовать их достижению, так же, как обязанности отдельных сотрудников — логично проистекать из задач всего отдела. Также используется деление по времени: планы на год, квартал, месяц, неделю.
Важно, чтобы каждая цель имела количественный аналог — то есть, реальные показатели, которые могут быть достигнуты и представлены в цифрах (штуках, рублях, процентах). Например:
При этом все цели должны формироваться с учётом реальных ресурсов, которыми располагает компания.
4. Стратегическое планирование
Только после предварительного анализа и формирования миссии компании можно переходить непосредственно к планированию деятельности. Говоря простыми словами, стратегия — это определение того, как именно, каким образом организация собирается достичь поставленных целей.
Основные работы на данном этапе:
Выбор стратегии развития предприятия зависит от многих факторов. Ключевое значение имеют положение фирмы среди конкурентов, тенденции развития рынка в конкретной географической зоне, а также перспективы развития компании (с учётом возможности внедрения новых технологий).
В качестве примера можно привести такие варианты стратегии:
На стратегических сессиях обязательно обсуждаются возможности корректировки долгосрочных и оперативных планов в зависимости от условий окружающей среды. Современный бизнес не должен быть заключён в жёсткие рамки — чтобы выжить в конкурентной среде, необходима гибкость.
5. Реализация стратегического плана
Для некоторых фирм этот этап становится критическим. Успешное достижение целей зависит и от того, насколько правильно они были поставлены, и от того, насколько чётко коллектив предприятия следует плану. Чтобы добиться нужных результатов, работа ведётся по нескольким направлениям:
Стратегический консультант должен помочь владельцам бизнеса выделить единый корпоративный центр, а также определить роли всех структурных подразделений и алгоритм их взаимодействия — без этого эффективная работа невозможна.
6. Контроль
Наконец, последний шаг — оценка выполнения поставленных целей. Контроль типа «задача-результат» безнадёжно устарел — в этом случае руководитель может лишь констатировать факты и никак не влияет на результат.
Именно поэтому современный стратегический консалтинг включает в себя поддержку в создании системы промежуточного контроля. Консультант вместе с владельцем бизнеса разбивает рабочий процесс на определённые блоки и обозначает контрольные точки. Такой подход позволяет контролировать процесс работы, сверять промежуточные итоги с плановыми значениями, оперативно решать возникающие проблемы и, в конечном итоге, быстрее достигать главных стратегических целей.
Также на этом этапе проводится выявление и коррекция возникающих сбоев, организуются тренинги и другие обучающие мероприятия для сотрудников.
С чем едят консалтинг? И зачем?
Наверное, многие из вас сталкивались с таким явлением жизни, как консалтинг. А кто-то никогда не сталкивался, но все обязательно слышали. Так уж получилось, что я работаю в этой сфере и хотелось бы пролить чуть-чуть света на эту деятельность и рассказать, как оно происходит и что из себя представляет.
Давайте сразу определимся. Я не буду вам затуманивать голову умными словами и буду говорить как есть. Ваше дело верить или нет, это уже другой вопрос, комментарии открыты для дискуссий. И еще — мои слова не нужно воспринимать как истину в последней инстанции. Это не более чем мое личное мнение и мой личный взгляд на вещи. У вас он может быть другим.
И еще одна маленькая ремарка — да, я знаю что хабр — это ИТ ресурс. Да, это статья про ИТ. Технологии управления так же относятся к ИТ. Более того, принимаемые решения в области управления всегда прямо влияют на ИТ структуру компании, поэтому важно знать и понимать, что же такое консалтинг. Хотя бы просто чтоб уметь держать оборону перед начальством 🙂
Что же такое консалтинг?
Не ведитесь на определения полные новомодных словечек, все вполне описывается понятными терминами. По-русски это консультирование. А еще лучше, систематическое оказание консультаций. Если Вася спрашивает у Пети, как ему лучше сделать домашнее задание, то Петя оказывает Васе услуги консалтинга.
С этим разобрались, теперь дальше.
Консультирование может быть по совершенно разным вопросам. Васе может потребоваться помощь по химии, по математике или по рисованию. Услуги Пети в этом случае могут быть названы предметным консалтингом. То есть, оказанием услуг экспертизы в определенной области с выдачей заключения и рекомендаций. Решить задачу чаще всего можно ограниченным набором способов, по определенной методике, поэтому такая экспертиза вполне измерима и проверяема. Если учительница поставила Васе двойку за задачу решенную Петей, то он выставит Пете претензию и выиграет дело в суде.
Предметный консалтинг – экспертиза в предметных областях (право, ИТ, бухгалтерский учет и т.д.), где ответ на вопрос вполне может быть рассмотрен в отрыве от общей структуры процессов организации и достаточно часто является однозначным. Я не буду особо останавливаться на предметном консалтинге, тем более это то, с чем многие сталкиваются в обычной жизни. Походы к врачу, юристу — это оно самое.
Но ведь может быть так, что он хочет решить вопрос, как себя вести с хулиганом Вовочкой, который отбирает у него деньги на завтраки. В этом случае консалтинг трудно назвать предметным (ибо единого мнения экспертов тут быть не может, да и предмет не определен), однако Петя точно знает, что задобрить Вовочку может набор вкладышей от жвачки. То есть его деятельность хоть и не описывается по строгим законам, все-таки приводит к определенному положительному результату. Предмет консалтинга тут довольно расплывчатый, ибо трудно определить понятие “задобрить Вовочку”. Такой консалтинг часто называют общим, стратегическим, управленческим, часто сливая понятия и подразумевая под ними какой-то субъективный процесс, в результате которого в организации целиком должны произойти некие позитивные сдвиги.
Общий консалтинг (управленческий, стратегический и т.д.) – экспертная оценка деятельности организации, когда для вынесения решения необходимо проанализировать всю ее деятельность (совокупность процессов) целиком.
Тут главное правильно сформулировать цели.
А то ведь Вовочка может продолжить отбирать деньги даже будучи добрым-добрым 😉
Чаще всего собственники бизнеса это понимают плохо, поэтому первоначальным требованием чаще всего идет “сделайте нам красиво”. Красиво – это значит, что у всех консалтинг есть, а у меня нет. Непорядок! Или “Хочу оптимизировать бизнес-процессы”. Что такое оптимизировать и какие именно процессы, он не знает.
И первый звонок: если консультант обещает сделать вам красиво, не конкретизируя, что именно будет достигнуто, значит это ловкий мошенник. Вы можете пользоваться его услугами (зачем – об этом дальше), но не стоит строить лишних иллюзий.
Не обманешь – не продашь. Важнейший принцип консультантов.
Требуйте конкретику. Если результат представляется неизмеримым, попытайтесь придумать объективные механизмы измерения. “Петя, после того как я последую твоим советам, Вовочка должен отбирать мои деньги не чаще двух раз в неделю, согласен?”
Самое интересное, что на этом этапе 90% консультантов отвалятся и прекратят тратить ваше время. Для вас это прекрасно, вы не выкинете деньги на ветер.
Теперь проанализируем типичное представление о консультантах.
Как правило, люди ожидают увидеть человека с костюме, в очках и с умным видом 🙂 Чем дороже консалтинг, тем дороже машина, на которой он передвигается, и солиднее папка, в которой он хранит важные документы. Часы, конечно же, самой последней модели и соответствуют веянию моды. Девушки конечно все — модели.
На рисунке: Типичные консультанты в голове клиента. Атрибуты успешности видны невооруженным взгядом.
Зачем же нужны все эти атрибуты? Их наличие необходимо для того чтобы пробить ваши врожденные защитные механизмы недоверия и скепсиса. Еще бы, успешный человек не станет впаривать лапшу. Но отчего нет? Если покупают?
А теперь вспомните, кто лучше всех решал задачки в школе или в институте. Тот, кто ходил с самым модным пеналом/ездил на своей машине? Или какие-то невнятные ботаники? 🙂 То-то. Вопрос шашечек и езды тут актуален как нигде. Научитесь не вестись на модную обертку. Хоть и хочется.
Теперь немного о том, что же является результатом работы консультантов. Это то, благодаря чему слово консультант практически стало ругательным. И поделом.
В массе они очень любят непонятные графики, схемы и прочую ерунду, которая придает серьезность их деятельности. Для клиента это в свою очередь – красивые картинки, которые не стыдно показать начальству и инвесторам. Если вы никогда их не видели – не беда, откройте любой учебник по бизнес-анализу или какую-нибудь популярную книгу по стратегическому планированию. Они там представлены в массе.
Обычно эти картинки настолько чудовищно исполнены, что в их смысле без бутылки тяжело разобраться даже другим консультантам. Зато выглядит круто. Объемные плашки, тексты на весь слайд, набранные шрифтами шестого размера и прочие графические “красивости” впечатление усиливают. Серьезно, биться головой о стол начинают даже те, кто не относятся к поклонникам Темы Лебедева.
Все это имеет определенную цель – запутать клиента. Заставить его поверить, что “он много чего не понимает”, что консультант тут царь и бог и только он может расшифровать все эти непонятные письмена. Ну а раз консультант такой умный, то достоин и высокой оплаты, ведь правда? Вдобавок, это позволяет оправдать бесчисленное количество часов, якобы затраченных на анализ вашей организации. Что это за анализ?
Так называемые исследования.
Вы, наверное, видели многие так-называемые виды “анализа”. Им несть числа, возьмем просто несколько примеров. Допустим SWOT. Круто звучит, “Swot” – анализ, да?
Что же это такое? А это всего лишь выделение сильных сторон (Strengths), слабых (Weaknesses), возможностей (Opportunities) и угроз (Threats). Просто перечисление. Список из четырех строчек. Доступно и третьекласснику. По содержанию же – лапша, гордо присвоившая себе характеристику “анализ” откуда-то из точных наук для придания себе значимости.
Полюбуйтесь на эту прелесть.
Смотрите еще, какая красота – PEST анализ.
А вот, одно из моих любимых: “Анализ пяти сил Портера”
(картинки не мои, позаимствовал их для цитирования из бездн гугла)
Солидно выглядит, да?
Только вот по сути все это сильно напоминает советы в женских журналах “Семь способов завоевать мужчину». Так же весьма примечательно, что количество графических украшений обратно пропорционально количеству заключенного в них смысла.
Обычный проект по консультированию состоит из выдачи такого и подобных ему анализов чуть менее чем наполовину.
И эту лапшу вам предлагают за очень серьезные деньги.
И тут мы должны вспомнить, что же все-таки делает консультант?
Для общего консалтинга результат консультирования – не красивые картинки. Результат — изменения в организации. Изменения процессов взаимодействия, изменения структуры. Все это должно быть не ради абстрактной красоты, а ради повышения эффективности работы. Если консультации проведены, а изменения не наступили, значит работа выполнена зря, значит это выброшенные на ветер деньги.
Как же быть, если вам хочется получить от консалтинга пользу и потратить деньги с умом?
Вам ведь на самом деле надо решить проблему, а не просто красиво потратить деньги. Если нужно, конечно.
Постарайтесь не обращать внимание на внешнюю сторону.
Обаяние, стоимость костюма, бренд фирмы – весь этот арсенал направлен только на то и исключительно на то, чтобы выудить из вас деньги. Очаровывать людей — профессиональное качество любого мошенника. Миллионы вкладчиков МММ требовали оправдать Мавроди потому что не могли поверить в нехорошие поступки этого кристально честного человека.
Да, да, все так – им верить нельзя, мне можно. Надеюсь, я сумел зародить в вас скептицизм в том числе и по отношению к самому себе 🙂
Требуйте с консультанта конкретики. Конкретика – это метры, тонны, доллары. Конкретика – это регламенты и правила. “Новое стратегическое видение” конкретикой не является. Гоните тех, кто не сможет вам сказать, сколько конкретно сможет принести внедрение (тут важно знать меру, так как без достаточного количества информации сказать это невозможно).
Гоните тех, кто говорит что они гарантируют экономический эффект без определенных полномочий в компании только на основании консультирования или только на основании одного-двух коротких мероприятий (он не сможет проконтролировать внедрение, а значит не отвечает свои слова).
Если консультант не рискует гонораром, как он может отвечать за результат своей работы? Так и спросите его – ты отвечаешь или нет? А если отвечаешь, то чем? А нужны ли тебе полномочия, чтобы отвечать за результат? Если ответ на эти вопросы отрицательный, то зачем он вам тут нужен?
В случае, если консультант готов отвечать за результат своей деятельности, то в свою очередь, усилия потребуются от вас.
От вас вообще потребуется очень много усилий. Вы должны быть к ним готовы. Ведь чтобы слова облеклись в действие, необходимо его приложить. Сам консультант не имеет права приказывать вашим сотрудникам, значит это будете делать вы или кто-то в вашей организации.
Никогда не забывайте, что консультант – не волшебник, с приходом которого все моментально станет хорошо. Проект по управлению изменениями может быть длительным, тяжелым и требовать много усилий.
Кстати, с любым консультантом, даже прохиндеем, можно отлично поговорить как с психоаналитиком не требуя никакой конкретики. Многим руководителям помогает. Не “для чего”, а “вообще”. В русской традиции ходить к психологам не принято и для многих руководителей консультирование становится отдушиной, где можно не боясь ничего высказать свои проблемы и даже получить какие-то грамотные советы. Чисто по дружески, как Вася с Петей, но по отдельному тарифу. Ничего зазорного в этом нет, но и сверхотдачи от этого ждать не стоит.
Серьезное же консультирование идет несколько иным путем.
Для начала проводится этап исследования. Консультант проводит серию интервью с ключевыми сотрудниками (как правило, не более двух десятков), строя по результатам модель процессов организации.
На этом этапе уже выявляются проблемные зоны, противоречия. Процессы организации – вот ключевой интерес консультанта. Это достаточно измеримая вещь, процессы практически
всегда не являются эфемерными, а могут быть вполне строго описаны.
Самое главное при описании процессов – не раскройка механизмов до отдельных операций, а определение границ процессов. Кто и что делает внутри подразделений – вопрос отдельный, а в контексте взаимодействия гораздо важнее то, что получается в результате и в какой форме.
Не менее важно выявить болевые точки, то есть места напряжений и конфликтов. Это именно то, в чем обычно кроются истиные проблемы.
Методика интервью у всех своя, но достаточно точно описывается набором вопросов “Что? Где? Когда? С кем? Как именно?”. Возвращаясь к примеру с Васей, Петя должен у него выяснить, кто его обижает, где, как часто, как именно и давно ли это происходит? Ведь если Вовочка, условно говоря, отбирает деньги только в парке около школы, то может быть достаточно не ходить в этот парк, не покупая ему кучу дорогих жвачек. Да и потом, зачем ему брать деньги, если он может носить с собой бутерброды?
Сами интервью цикличны, так как участники могут давать противоречивую информацию, то будет требоваться ее уточнение по мере хода проекта.
На этом этапе очень часто выявляются проблемы, которые изначально не были сформулированы заказчиком. Все они в обязательном порядке документируются. Почему возникают? Просто человек не очень способен оперировать более чем десятком дел/явлений/объектов одновременно. Значит, в любой организации численностью более 10 человек руководство уже не в курсе, чем реально занимаются и какими проблемами живут их подчиненные, особенно на два-три уровня ниже.
После этапа интервью происходит анализ ситуации.
Он состоит из двух частей: формулирование зон ответственности (в том числе построение карт процессов) и проблемных мест. При указании проблемных участков обязательно выясняется, отчего они вообще возникают?
Бардак с учетом, например, может быть следствием проблем с ИТ инфраструктурой, а может – из-за отсутствия контроля возврата первичных документов. При этом изначальную проблему собственник может формулировать как “воровство в магазинах”.
Карту процессов можно строить в разных нотациях. Это тема для отдельной статьи, просто скажу, что мой выбор – BPMN, она легче всего воспринимается широкой аудиторией и имеет все необходимое для построения процессов любого уровня сложности.
После анализа и построения карт процессов не забудьте предложить свои варианты решения проблем.
И вот тут внимание. Если вы консультант.
Не наступайте на известнейшие грабли консультантов! Не думайте что вы умнее своего клиента. Это надо высечь золотыми буквами. Он знает свою специфику на 110%. Вы хорошо изучили его структуру бизнеса, вы предлагаете варианты, но вы не можете настаивать на каком-то решении, так как по-определению знаете ситуацию хуже него. Контролировать и мотивировать – вот ваши задачи на этом этапе. Не давать проекту глохнуть и двигать его вперед.
Менеджерская сессия.
Это прекрасный момент, когда интимный этап работы консультанта обретает воплощение и компания с ним знакомится. Что же происходит?
В большинстве случаев происходит вот что: на гора вываливаются ужаснейшие слайды и в течение нескольких часов начинают нудно и детально разбираться всякие мелочи. Самое главное тут – не заснуть. Иногда это даже удается.
Вот после такой презентации менеджеры с облегчением вздохнув, отползают на свои рабочие места и стараются забыть это как страшный сон. Консультант получает деньги, приятно беседует с генеральным и отчаливает в прекрасное далеко. Миссия выполнена! Директор показал, что он держит нос по ветру и не лох, даже консультантов нанял (а они ему еще и прикольную книжечку со схемками нарисовали, будет что пацанам показать). Менеджеры продемонстрировали рвение и наперебой согласились со всеми предложениями руководства (лишь бы не били и зарплату не задерживали). Консультант получил свои кровно заработанные.
Так вот, чтобы такого не было, важно не расслабляться на последнем этапе. Все выявленные проблемные зоны должны быть закрыты.
Положенные под сукно результаты – выброшенные деньги.
А чтобы они не легли под сукно, на менеджерской сессии должны приниматься решения. То есть кто конкретно, и в какой срок что делает. С обязательным протоколированием. Представленная презентация должна давать достаточную информацию для принятия таких решений, то есть быть достаточно понятной для всех присутствующих, содержать всю необходимую информацию, и в то же время лаконичной, чтобы не уводить участников обсуждения в сторону.
Не укладываетесь в один день? Делаете два, три, сколько нужно. Собираете рабочие группы меньшим составом и так далее. То есть начинается кропотливая и нудная работа по проведению изменений.
Вот тогда есть надежда на то, что что-то сдвинется и сам проект консалтинга вам что-то даст.
Отсюда парадоксальный вывод: консалтинг не может быть дорогим, если это простое составление схем и разговоры по душам. И в то же время он не может быть дешевым, если предполагает реальную серьезную работу по проведению изменений.
Напоследок, ответы на несколько вопросов, не затронутых в этой статье, но все же важных и возникающих очень часто.
Вы же нам все сделаете как нужно, а мы получим результат?
-Верно. Но всегда и в обязательном порядке для проведения проекта требуется человек в вашей организации – идейный вдохновитель. Это не обязательно тот, кто привел нас в вашу компанию, но часто это он и есть. Этот сотрудник обязан брать управление проектом в свои руки. При этом он должен занимать достаточно высокое положение в компании. Только он, услышав от консультанта “ваш отдел продаж конфликтует с подразделением маркетинга” может вызвать представителей этих двух подразделений и заставить их выработать общие правила игры. Именно его должен контролировать и мотивировать консультант.
Если этот человек вы, то готовьтесь к серьезной работе. Кроме разговоров по душам от вас потребуются реальные распоряжения и контроль а так же вовлечение множества людей в организации. Весьма вероятно, что вы должны будете официально выделить на это какую-то часть своего рабочего времени на весь период проекта. А как вы хотели?
Мы слышали, что бизнес-процессы необходимо описать как они есть, потом как они должны быть и после этого проводить поэтапные изменения?
— Раньше это работало. Но последние десятилетия показали, что этот подход очень рискован и часто ведет к краху проекта целиком. Современная среда слишком динамична, процессы меняются быстрее, чем их можно описать. Именно поэтому описание процессов и их реорганизация должны быть практически параллельны. В IT-терминах это Agile механизм работы с процессами и это то, что отвечает современным требованиям. Этой парадигме отвечает так же множество доказавших свою состоятельность концепций развития организации – бережливое производство, кайдзен и так далее.
Мы же все это можем осуществить своими силами! Зачем нам кого-то нанимать?
-Потому что только человек со стороны может оценить систему непредвзято, не начиная тянуть одеяло на себя. Помимо этого, он уже имеет опыт решения большинства проблемных ситуаций которые обычно встречаются в деятельности организации (либо знает, кто может их решить).
На этом и закончим. Надеюсь, я дал вам небольшое представление о том, что же есть такое – консалтинг, по крайней мере в той части, которую у нас обычно называют управленческим консалтингом.