Конкурс и розыгрыш в чем разница
Как легко провести конкурс ВКонтакте?
Битвы за охват и подписки не утихают, админы пабликов ищут всё новые и новые способы поднять активность в своих группах. Но им не стоит забывать про такую старую добрую механику, как розыгрыш. Сегодня мы обсудим как провести его легко и красиво.
Чем розыгрыш отличается от конкурса?
И там и там должен быть приз, но при розыгрыше победитель определяется случайно, а конкурс подразумевает под собой какое-то соревнование и выполнение поставленной задачи. Победитель может быть выбран при участии жюри или голосованием.
Что подарить?
Конечно, можно привлечь больше внимания дорогим подарком, например, новым айфоном, но и простой приз может хорошо сработать. Билеты в кино, столик на двоих в кафе, сертификат на услугу – недорогие и действенные варианты. К тому же, таким образом вы можете привлечь спонсоров и подключить к розыгрышу их аудиторию.
Оформление
Дизайн поста дело не последнее. Хорошая обложка может как привлечь дополнительную аудиторию, так и наоборот оттолкнуть её. Пользователи могут не захотеть репостить к себе на стену уродскую картинку.
Плохой баннер
Хороший баннер
Механика и правила участия
Правила должны быть простыми и понятными. Вот пример:
Текст для розыгрыша
💥 РОЗЫГРЫШ БИЛЕТОВ💥
Выиграйте пригласительный на 2 персоны на фильм «МСТИТЕЛИ: ВОЙНА БЕСКОНЕЧНОСТИ», который выйдет на нашем экране 3-го мая!
📄Правила просты:
1. Подписаться на *ссылка на вашу группу*
2. Сделать репост этой записи.
📢 Победитель будет выбран рандомно в понедельник 30-го апреля.
📎 Репосты принимаются до 15:00 30.04.18
Если у вас лояльная аудитория, и вы разыгрываете что-то посущественнее, то можно попросить отзыв или видео с рекомендацией вашего товара.
Определение победителя
Выбрать счастливчика можно при помощи сервиса: randstuff. Процесс определения желательно показывать в прямом эфире, чтобы не было сомнений в честности.
Крайне желательно попросить победителя сфотографироваться с призом (а еще лучше сфотографировать его самим) и сделать итоговый пост. Поблагодарите всех за участие.
Сервисы розыгрышей
Существуют специализированные сервисы, которые не только генерируют случайное число, но и берут на себя всю остальную рутину, а также вовлекают участников при помощи игровых механик. Например, сервис ActiveBot.
Дополнительные условия
Чтобы отсеять фэйки и боты, можно добавить условие реальности аккаунта. Например, обязательное наличие настоящих фотографий.
Помимо этого при необходимости не забудьте о возрастных ограничениях, способах доставки и других второстепенных условиях.
Продвижение Instagram-аккаунта с помощью конкурсов и розыгрышей
Конкурсы и розыгрыши в Instagram – это достаточно спорная тема, поскольку эффект от мероприятия может быть как положительным, так и отрицательным. Происходит так по совершенно разным причинам (например, из-за непродуманной механики, или из-за того, что организатор вообще не соизволил разобраться в том, как это работает, и т.д.).
Разница же между этими двумя мероприятиями заключается в первую очередь в том, что в конкурсах побеждает тот, кто лучше всего справился с поставленными задачами. В розыгрышах же победитель определяется по двум основным критериям:
Во вторую очередь конкурс от розыгрыша отличается теми самыми условиями. В случае с розыгрышем всё просто – подписаться на аккаунт автора розыгрыша, подписаться на аккаунт спонсора (если он есть), подписаться туда, подписаться сюда, оставить комментарий «я участвую» и пометить его хэштегом. В конкурсе же (если он честный) всегда побеждает тот, кто лучше всего справился с поставленной задачей. Сами же задачи ставятся для того, чтобы участник буквально зарабатывал себе победу.
Виды розыгрышей в Instagram
На данный момент можно пока что выделить только 2 основных вида розыгрыша:
Действие = приз. Под «действием» подразумевается какое-либо элементарное условие. Например, поставить лайк, оставить комментарий, отметить нескольких своих друзей и т.д. Основная задача розыгрыша в том, чтобы за счет повышенной активности повысить ранжирование поста и тем самым собрать еще больше аудитории. Призы, как правило, чисто символические, т.е. из разряда «мелочь, а приятно». Например, призом может оказаться набор Instagram-масок или стикеров.
GiveAway – это розыгрыш, в котором приз получает далеко не каждый. В 9999 розыгрышах из 10000 приз всего 1, а его получатель определяется рандомно, т.е. случайным образом. Однако, есть еще 2 важнейших отличия GiveAway-розыгрышей:
Да, мы не спорим, призов может быть и несколько (как от одного спонсора, так и от нескольких), но принципиально ничего не меняется. Условия для участия те же самые, что и в случае с «действие = приз», т.е. подписаться на всех спонсоров, лайки, комментарии и т.д.
А вот теперь ВНИМАНИЕ.
Дело в том, что розыгрыши могут быть не только бесполезными, но еще и опасными (мы имеем в виду бесполезны/опасны с точки зрения продвижения). И вот почему.
Во-первых, не забывайте, что мы живем в России, а какой русский человек не любит халяву? Отсюда вывод: любой розыгрыш привлекает просто бешеное количество нецелевой аудитории, которое потом отписывается и от Вас, и от спонсоров. Да, мы не спорим, бывает и так, что часть аудитории остается подписанной, но активности они уже не проявляют, поэтому их можно смело приравнять к «мёртвой», «накрученной» аудитории. Массовые отписки могут серьезно навредить ранжированию постов, которые будут выходить уже после проведения розыгрыша.
А это значит, что Вашей аудитории вполне может быть обидно, если приз достанется не кому-то из истинных подписчиков-читателей, а вот такому вот «профессиональному призолову».
В-третьих, есть особая каста людей, они называются мошенники. Тут все просто: они говорят Вам, что хотят организовать конкурс, просят Вас стать спонсором, берут призы себе, а потом просто исчезают.
Что-что? Почему мы розыгрыши занесли в список платных способов продвижения? Очень просто:
Да-да-да, Вам уже пришла в голову идея, что «Так в чем проблема-то? Разыграем приз кому-нибудь из своих, а товар вернем в продажу! Профит!». Ну что ж, попробуйте. Но когда Вас на этом поймают (а Вас на этом поймают), то следующий розыгрыш гарантированно будет провальным, ибо с Вами уже просто не захотят связываться.
Как сделать розыгрыш эффективным
Об опасностях мы Вас предупредили, теперь переходим к тому, как вообще организовать розыгрыш таким образом, чтобы он был максимально эффективным.
Во-первых, Вам дорога в Телеграм, ибо там есть масса чатов, в которых народ пишет отзывы о тех или иных организаторах конкурса. Если видите, что про организатора пишут много негатива – от сотрудничества с ним лучше отказаться.
Во-вторых, старайтесь подбирать организаторов, которые Вам подходят по тематике. Например, если Вы хотите разыграть, скажем новый Айфон, то и организатор должен быть хорошим техноблогером, который делает подробные и качественные обзоры на смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.д. Вы убиваете сразу двух зайцев:
В-третьих, сам пост о запуске розыгрыша должен быть красиво оформлен и должен цеплять.
В-четвертых, не только приз, но и сам контент, размещаемый в Вашем Instagram-профиле должен соответствовать интересам Вашей целевой аудитории.
В-пятых, после окончания розыгрыша Вам потребуется запустить таргетированную рекламу (по ней будет отдельная статья), чтобы охваты не падали суперсильно, пока идут построзыгрышные отписки, и чтобы Ваши посты по-прежнему хорошо ранжировались в ленте Ваших подписчиков (кстати, это еще одна причина, по которой розыгрыши нельзя считать бесплатным способом раскрутки).
Да, мы не спорим, это всё из разряда
и, тем не менее, до сих пор многие ухитряются упускать из виду эти очевидные вещи, разыгрывая, скажем, набор сковородок в профиле, который посвящен, скажем, самоделкам т.е. DIY (в таком профиле гораздо разумнее было бы разыгрывать хорошие инструменты – пассатижи, отвертки, дрели, шуруповерты, перфораторы, гаечные ключи и т.д.). Едем далее.
Крайне желательно, чтобы призов было несколько, причем они должны отличаться друг от друга, но при этом оставаться в рамках одной и той же тематики – такой подход позволит «ослабить боль» у большего числа участников, которым эти призы действительно нужны, ну а в качестве бонуса подписчики будут думать, что у них более высокие шансы получить приз, а потому будут охотнее принимать участие.
Если спонсором выступаете Вы, то одним из условий должна быть подписка на Ваш аккаунт, а если спонсоры нужны Вам, то, опять таки, включаем Адмирала и предлагаем сотрудничество с теми, кто соответствует по тематике Вашего аккаунта (в большинстве случаев поиск спонсора проблем не вызывает). Если же финансы позволяют, можете выступить единоличным спонсором своего же розыгрыша.
Еще раз – выбирайте подарки исходя из интересов Вашей целевой аудитории. Сами понимаете, что разыгрывать курительные смеси (например, жидкости для вейпа или табаки для кальяна) бессмысленно, если одним из спонсоров выступает блогер, тематика аккаунта которого – здоровый образ жизни.
После того как вы определились с призами, необходимо выложить пост, который будет объявлять о старте розыгрыша. Как вариант, можно выложить пост-анонс, чтобы заранее предупредить аудиторию и «разогреть» ее перед мероприятием. В последнем случае – желательно, а в первом – строго обязательно прописать все условия, выполняя которые подписчик получит право на участие. Типичные условия:
Последний пункт получился самым «размытым», ибо тут уже на Ваше усмотрение. Да и многие организаторы вообще без него обходятся (что плохо).
Данный пример оформлен почти правильно. Ну что, разберем огрехи?
В остальном все правильно – красивая обложка, коротко и ясно описаны условия участия и т.д.
Многие немного хитрят и выкладывают в качестве обложки фотографию с призами, которые ждут подписчиков.
Итак, пост, будем считать, что готов. Но этого недостаточно, пост надо продвинуть. Каким образом:
Не забудьте за 1 день до окончания розыгрыша выпустить пост, в котором напоминаете подписчикам о том, что времени осталось уже совсем чуть-чуть.
Подведение итогов по розыгрышу
Далее, в день окончания розыгрыша необходимо организовать прямую трансляцию с подведением итогов. Да-да, именно ПРЯМУЮ ТРАНСЛЯЦИЮ, чтобы у подписчиков не оставалось сомнений в отсутствии подлога и что никому из «своих» призы не достанутся.
Как определить победителя? Очень просто – с помощью специальных онлайн-сервисов. Например, giveawation.com, giveaways.ru или winnerpicker.ru. Обратите внимание, что периодически сервисы становятся временно недоступны, т.к. Instagram по ряду причин может ограничивать работу по API. Плюс к этому, в подавляющем большинстве случаев требуется авторизация через Instagram, а это значит, что работа Ваших массфолловинг/масслайкинг-задач должна быть временно прервана, пока Вы ковыряетесь в «конкурсных» сервисах.
И последний штрих – после того, как призы будут разосланы победителям, попросите их выложить в свои аккаунты посты о том, что «приз получил, спасибо организаторам».
Что-то типа «частного случая»
Чем больше подписчиков – тем сложнее проводить конкурсы в рамках «своего» аккаунта. В этом случае никто не мешает Вам создать новый аккаунт, который будет удален почти сразу же после того, как розыгрыш будет окончен.
Во-первых, такой подход позволит Вам проще и быстрее «отделять мух от котлет», т.е. ведение основного аккаунта – отдельно, а ведение розыгрыша – отдельно.
Во-вторых, в этом случае перечисление всех спонсоров в посте не требуется, поскольку можно просто указать, что спонсоры указаны в «Подписках», т.е. немного упрощается задача по оформлению постов.
В-третьих, нет необходимости очищать основной аккаунт от постов, связанных с конкурсом – достаточно просто удалить аккаунт.
А что с конкурсами-то?
А с конкурсами ситуация достаточно схожая, если сравнивать с розыгрышами. Заново все это перепечатывать не будем, только расскажем об отличиях.
Отличие 1 – для конкурса необходимо придумать творческие задания. Крайне приветствуется механика, когда в рамках одного конкурса организатор дает пользователям несколько заданий.
Отличие 2 – судейская коллегия. Если победителя будут определять несколько человек, то все они должны быть перечислены в начальном посте.
Кстати о судейской коллегии. Здесь возможны 2 варианта – либо назначаются конкретные люди в качестве судий, либо судьями являются сами подписчики. Допускается совмещать и то и другое.
Отличие 3 – конкурс может состоять из нескольких этапов. Например, на первом этапе участвуют все желающие, но во второй этап может пройти только ограниченное количество участников, на третий этап допускается еще меньше участников, на третий – 5-10 участников, а окончательного победителя уже должны выбирать сами подписчики.
Если конечного победителя будут выбирать подписчики, то:
И последнее, что можно сказать про конкурсы – они требуют гораздо более тщательной подготовки, чем розыгрыши, ибо любая заминка, любая оплошность и любая мелочь может вызвать кучу негатива со стороны участников, что может свести «на нет» все усилия.
Итоги
Итак, что же мы выяснили? А выяснили мы, что:
И самое главное – ведите статистику, какие именно конкурсы и когда «выстрелили», ибо успешных кейсов в статистике много не бывает.
В остальном, как видите, большинство рекомендаций… хотели сказать «очевидны», но… Блин, раз они столь очевидны, ЧТО Ж ИМ НЕ ВСЕ СЛЕДУЮТ-ТО?!
Как провести конкурс в Instagram и не заработать проблем
Книгу, пылесос и даже вибратор можно выиграть в конкурсе Instagram. Рассказываем, как провести конкурс и приумножить количество подписчиков.
Зачем проводить конкурс
Конкурсы помогают достичь самых разных целей:
Автор статей по SMM, практикующий таргетолог, в прошлом — продакт-менеджер диджитал-проектов.
Чем конкурс отличается от розыгрыша
Многие путают понятия конкурса и розыгрыша. Они отличаются тем, что в конкурсе участникам нужно выполнить какое-то задание. Например, выложить фотографию у себя в аккаунте и поставить хештег, отгадать загадки и первым написать ответ. Определение победителей заранее оговаривается в условиях конкурса. Чаще всего победителей выбирает жюри по определенным критериям.
В отличие от конкурса, в розыгрыше, как правило, участники должны подписаться на аккаунт компании и/или других организаторов, поставить лайк и отметить нескольких друзей. Победитель всегда выбирается случайным образом.
Считается, что участники конкурса более «подогретые», так как они приложили больше усилий, а не просто поставили лайк и подписались на аккаунт. В дальнейшем они охотнее покупают и лучше реагируют на рекламу.
Организовать конкурс сложнее, чем розыгрыш, так как нужно заинтересовать участников и побудить их выполнить определенные действия. Если не сделать это правильно (например, не привести понятное для участников описание приза, дать слишком сложное задание, ошибиться с целевой аудиторией), может оказаться, что участников конкурса практически нет.
Какие конкурсы можно запустить в Instagram
Фотоконкурс или видеоконкурс
Участники конкурса должны разместить у себя в аккаунте фотографию или видео определенной тематики, подписаться на аккаунт организатора конкурса, отметить нескольких друзей и поставить хештег.
Имейте в виду, что тематика конкурса должна быть связана с вашим аккаунтом. Например, если компания продает настольные игры, можно попросить участников конкурса разместить у себя в аккаунте фотографию с любимой настольной игрой.
Написать комментарий
Участники конкурса должны оставить комментарий к посту на заданную тему, подписаться на аккаунт организатора конкурса, отметить нескольких друзей.
Конкурс-игра
Участники конкурса должны отгадать загадки или выполнить задания.
Написать свою историю
Участники конкурса должны разместить пост у себя на странице и написать в нём историю на заданную тему, отметить организатора конкурса и подписаться на аккаунт.
Конкурс отзывов
Участники конкурса должны разместить отзыв у себя в аккаунте, подписаться на аккаунт организатора конкурса, отметить нескольких друзей.
Написать, почему нужен приз
Участники конкурса должны написать в комментариях, почему именно они должны получить приз.
Какие призы давать победителю конкурса
Приз должен быть действительно желанным и значимым для клиента. Самые популярные варианты приза:
Всем участникам конкурса можно в качестве утешительного приза предложить скидку на продукцию. Это увеличит шансы, что некоторые участники конкурса захотят купить товар, если не станут победителями конкурса.
Некоторые крупные бренды могут в качестве приза размещать конкурсные работы победителей у себя в аккаунте.
Как оформить конкурс
Текст с описанием конкурса должен состоять из нескольких частей:
В фотографии или видео к посту конкурса должен быть изображён сам приз и логотип или другое упоминание компании-организатора конкурса. То есть, глядя на видео или фото, пользователь должен понимать, кто проводит конкурс и что он получает. Не нужно пытаться уместить на фотографию условия конкурса — достаточно рассказать об этом в тексте поста.
Как описать условия конкурса
Условия конкурса должны быть чётко прописаны. Чем подробнее правила, тем меньше будет вопросов и претензий у участников. В условиях конкурса должна быть следующая информация:
Подведение итогов
Вот несколько правил, которых нужно придерживаться при подведении итогов:
Как законно провести конкурс среди покупателей
Чтобы поднять продажи и сделать продукт более узнаваемым, помимо рекламы предприниматели проводят акции и конкурсы. Но если сделать это неправильно, то вместо роста выручки можно получить штраф. Рассказываем, как провести акцию или конкурс среди тех, кто купил товар, и ничего не нарушить.
По закону конкурсы и акции среди тех, кто купил товар, называются стимулирующими — их проводят ради повышения продаж и узнаваемости производителя. В таких акциях подарки разыгрывают между клиентами, которые купили определённый товар. Например, если клиент покупает микроволновку одной фирмы, он участвует в розыгрыше телевизора другой фирмы. Если по условиям акции все участники, которые что-то купили, получают одинаковые подарки, это не стимулирующая акция (письмо антимонопольной службы от 02.12.2011 № АК/44977). Рассказываем, как провести стимулирующую акцию.
Шаг 1. Убедитесь, что в конкурсе нет признаков лотереи
Один из главных рисков с конкурсами и рекламными акциями — случайно или намеренно провести розыгрыш с признаками лотереи. По закону их может проводить только государство (п. 6 ст. 2 Закона о лотереях). Но, чтобы не нарваться на проблемы с госорганами, недостаточно убрать из правил конкурса слово «лотерея». Вот чего нельзя делать:
1. Не продавайте билеты. Условием для участия в розыгрыше можно делать покупку конкретного товара, нельзя продавать участникам билеты.
2. Сами оплачивайте подарки. Нельзя формировать призовой фонд за счёт участников, например, из выручки от продажи билетов. Все подарки для победителей покупает организатор конкурса или спонсоры.
3. Не используйте лототрон. Не используйте для розыгрыша призов специальное лотерейное оборудование наподобие лототрона.
На практике вас могут оштрафовать за проведение лотереи, если обнаружат сразу несколько признаков, но лучше не рисковать.
Шаг 2. Составьте и опубликуйте правила конкурса
Подробно пропишите в правилах все основные условия и опубликуйте их в свободном доступе, например, на странице сайта, посвящённой акции.
Общие положения. Укажите, что проводите стимулирующее мероприятие.
Цель акции. Повышение узнаваемости, стимулирование продаж.
Территория проведения розыгрыша. Российская Федерация.
Информация об организаторе. Юридический адрес, полное и сокращённое название компании, ОГРН, ИНН, КПП.
Сроки проведения розыгрыша. Укажите, с какой по какую дату будет проходить конкурс и когда будете вручать призы.
Условия участия. Покупка определённого товара или услуги. Укажите, что одно из условий участия в конкурсе — согласие участников розыгрыша на обработку и хранение персональных данных.
Кто может участвовать в конкурсе. Например, только совершеннолетние граждане РФ. Укажите, что в конкурсе не принимают участие сотрудники компании-организатора.
Фонд розыгрыша. Сколько и каких подарков могут получить участники, выполнившие условия конкурса. Обязательно укажите, что подарки оплачивает организатор или спонсор, — один из ключевых факторов отличия от лотереи.
Порядок определения победителей. Каким способом будете определять победителей розыгрыша: прямым подсчётом или с помощью специальных сервисов соцсетей.
Порядок вручения призов. Как будете передавать призы победителям розыгрыша. Обязательно пропишите механизм уплаты налога с выигрыша. По закону с любого подарка дороже 4000 ₽ нужно заплатить налог 35% (ч. 2 ст. 224 НК РФ). Налоги всегда платят за счёт победителя, но есть два варианта:
1. Приз — деньги. Платёж может провести сам победитель конкурса или организаторы:
2. Приз — товар или услуга. Победитель всегда сам перечисляет налог — организатору не с чего его платить.
Шаг 3. Дайте рекламу розыгрыша
По закону в рекламе стимулирующего конкурса или акции нужно указать (ст. 9 Закона о рекламе):
1. Сроки проведения мероприятия и розыгрыша призов.
2. Правила проведения конкурса. Если публикуете записи об акции в соцсетях, ориентируйтесь на правила площадок — можно указать основные условия в записи и дать ссылку на полные правила. Если планируете рассказывать про акцию на радио или по телевидению, в рекламе нужно указать, где найти правила: чётко назвать адрес сайта или номер телефона, где можно узнать полные правила конкурса.
3. Количество призов или выигрышей.
4. Сроки, место и порядок получения призов.
5. Источник информации об организаторе мероприятия.
Условия участия в розыгрыше должны быть простыми и понятными для всех участников, без манипуляций и искажений.
Во Владикавказе местный строймаркет «Марио» дал наружную рекламу: «АКЦИЯ ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ от 10 000 ₽ 7% 10% 12%». Мелким нечитаемым шрифтом на рекламном щите разместили текст с подробностями акции: при покупке в строймаркете «Марио» на определённую сумму покупатель получает скидку 7% и бонус на следующую разовую покупку. Так постепенно покупатель может накопить максимальную скидку 12% и получить карту постоянного покупателя. В рекламе была вся необходимая информация, но её было невозможно разобрать невооружённым глазом.
Антимонопольный орган Северной Осетии признал рекламу ненадлежащей и потребовал убрать её. Владельцы строймаркета попытались обжаловать предписание в суде, но проиграли.