Конформист и оппортунист в чем разница
КОНФОРМИЗМ — что это такое простыми словами
Конформизм. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни люди во всем и всегда хотят выделиться из толпы, а другие стараются жить как все, чтобы у них все было «как у людей»? Все дело в таком свойстве личности как конформность. За малопонятным словом «конформизм» скрывается всем известное желание и стремление «быть как все». Давайте узнаем все о конформизме: значение, что это, что такое конформность и конформное поведение, как бороться с конформизмом.
Что такое конформизм
Прежде чем давать определение, разберемся, каково значение слова «конформизм». Оно образовано от латинского conformis, что означает «подобный», «соответствующий». Конформизм – это понятие из социальной психологии. Означает форму приспособления к малой группе. Чтобы стать «подобным» индивид принимает мнение, правила поведения, нормы и ценности большинства, даже если те противоречат его личному мнению, убеждениям, ценностям, нормам и т.д.
Конформизм в психологии – это следование за большинством, властью. Конформизм предполагает жизнь как у других людей. Индивид слушает ту же музыку, что большинство. Носит тоже, что и все. Ест тоже, что и все. Отдыхает так же, как все. В общем, он ничем не выделяется из общей массы.
Конформизм в социологи – это слепое подчинение человека большинству. Он во всем предпочитает быть как все, скрывая и подавляя свою индивидуальность. Это помогает избежать проблем, конфликтов, трудностей. Это нужно для социализации. Социальный конформизм (конформность) – это поведение человека, которое подчиняется ожиданиям значимой для него группы.
Механизм развития конформизма
В основе его развития лежит страх общественного осуждения и порицания. «Не высовывайся, если не хочешь быть изгоем, или быть съеденным», – такая мысль движет индивидом. Общество не любит, когда ему противостоит кто-то. Уникальные личности, индивидуалисты всегда подвергались гонениям, непониманию со стороны серой массы.
С другой стороны, конформизм можно рассматривать как проявление лояльности, то есть доверия к людям. Например, когда большинство при помощи молчания соглашается с действиями правителей: «Им виднее». Правда, редко за этим стоит истинная лояльность, то есть истинное доверие и уважение. Чаще это связано с трусостью и ленью. Человеку лень или страшно разбираться в насущных вопросах, бороться за свои права.
Конформизм и нонконформизм
Нонконформизм – это противоположность конформизма. Образовано от греческих слов non (приставка, означающая отрицание) и conformis, что означает «сообразный», «подобный».
Нонконформизм – это стремление быть во всем не таким как все, выделиться из серой массы. Нонконформисты – это бунтари. Они никогда не молчат, всегда идут против системы, высказывают свою точку зрения, борются за свои права и пытаются изменить мир.
В широком смысле под нонконформизмом понимают отрицание всех общепринятых норм и ценностей. В этом значении феномен похож на негативизм. Например, индивид, который отрицает любые нормы, принципиально бросает мусор мимо урны, не закрывает двери, ходит зимой в легкой одежде и т.д. Часто так ведут себя дети и подростки.
Конформизм: примеры из жизни
Что такое конформное поведение? Это поведение, при котором индивид подавляет свои желания и интересы, подчиняется мнению большинства. Проще говоря, это поведение типа «я как все». Субъект повторяет за другими. Это распространяется на все: мысли, действия, эмоции, поступки.
В быту таких людей называют слабохарактерными, зависимыми, внушаемыми, безвольными. Однако большинство людей положительно относятся к конформистам, ведь ими удобно управлять. Конформистов в нашем мире больше, чем нонконформистов.
Виды конформизма
Существует несколько классификаций конформизма. Рассмотрим некоторые из них.
По типу подчинения:
По специфике поведения:
По специфике давления:
Уровни конформизма
Конформизм – это подчинение группе. Можно назвать следующие уровни подчинения:
Что такое конформность и нонконформность
В психологии конформность рассматривают в узком и широком смысле. В узком смысле это означает некритическое отношение к мнению другого человека, которое личность считает неправильным, и одновременное подавление своего мнения, несмотря на уверенность личности в своей правоте.
В широком смысле конформность в психологии – это подчинение одной личности мнению и поведению большинства. При этом индивид может совсем не иметь своего мнения или верить в правоту группы.
Конформность в психологии – это свойство личности, склонность к конформизму. Это склонность к трансформации убеждений и взглядов согласно мнению большинства или мнению одного (нескольких) значимых людей. Если конформность становится ведущей чертой личности, то такого человека относят к людям конформного типа личности. Он подчиняется большинству всегда и во всем.
Выраженность конформности зависит от размеров и сплоченности группы. Чем больше людей выступает за что-то, тем выше вероятность, что отдельно взятый человек подчинится их мировоззрению.
Что еще влияет на развитие конформности:
Конформность в социологии – это повышенная способность человека к адаптации и стремление к адаптации. То есть человек подчиняется большинству, чтобы войти в социум.
Нонконформность – это противоположность конформности. Это склонность человека к нонконформизму. Рассматривая это как свойство личности, можно сравнить нонконформность с бунтарским духом, желанием быть «не таким, как все». Бунтарями рождаются или становятся? Как это часто бывает, истина посередине: некоторые люди от рождения склонны к нонконформизму или конформизму, но развивается это под влиянием среды. Другие люди от рождения не склонны к конформизму или нонконформизму, однако в силу воспитания могут стать теми или другими. А есть третья категория людей: они могут быть как бунтарями, так и конформистами. Это зависит от конкретного случая и их оценки реальности.
Конформизм и конформность: в чем разница
Часто эти термины используют как синонимы. Однако с точки зрения психологии, между понятиями есть существенная разница. Конформность – это свойство личности. Конформизм – это модель поведения. Конформные люди больше других склонны к конформизму.
Как избавиться от конформизма и конформности
А нужно ли от этого избавляться? Конформизм важен для социализации личности, но он должен сочетаться с адекватной самооценкой и уверенностью в себе. Важно понять, что желание «быть как все» и желание «не быть как все» одинаково деструктивно. Ни то ни другое не может быть целью. Нужно жить, согласно своим желаниям, потребностям, интересам, возможностям. Нужно быть мудрым, а это предполагает, что иногда ваше мнение будет совпадать с мнением большинства, а иногда нет. Это нормально, иначе не может быть продуктивного социального взаимодействия.
Итак, как бороться с конформизмом (имеется в виду, как уменьшить его выраженность):
Конформизм и нонконформизм – черты незрелой личности. Взрослый человек руководствуется своим правом на свободу и самоопределение. Он сам выбирает, что может и хочет делать из соображений полезности для своего развития. Конформизм дарить спокойствие и иллюзию уверенности, но он не дарит счастья, самореализации, богатства, успеха. Не отказывайтесь от своей уникальности и свободы.
Если же вы видите, что кто-то зависим от мнения большинства, то не спешите нападать на него. Вероятно, это приведет к обиде и злости на вас. Если это близкий человек, то вы можете ненавязчиво попробовать помочь ему. В противном случае займитесь лучше собой и теми, кто только встал на путь личностного развития. Нужно учить молодое поколение думать своей головой, идти не за большинством или против него, а идти туда, куда нужно идти для самореализации и личностного развития. Иногда стоит прислушаться к чьему-то совету и мнению, а иногда нужно думать только своей головой и руководствоваться только своими ценностями.
Если мы попросим кого-нибудь дать определение оппортунизму, то многие начнут с того, что слово оппортунизм, имеет франко-латинское происхождение и, в буквальном переводе на русский язык, означает «удобный» и «своевременный», а в политическом лексиконе это слово принято для обозначения лиц и организаций, которые в своей деятельности идут на соглашение с буржуазией.
Какие же качества человека делают его предрасположенным к оппортунизму? Рассмотрим два из них.
Первое и естественное, природное свойство человека, делающего его оппортунистом, есть всеобщее свойство живых существ приспосабливаться к господствующим условиям среды во имя самосохранения. А поскольку предприниматель господствует, то легко понять, что обыватель будет так или иначе «косить под предпринимателя».
Наличие господствующего класса предпринимателей неизбежно порождает слой людей, приспосабливающихся к этой объективной реальности. В свою очередь, наличие людей, приспосабливающихся к существованию класса буржуазии, делает жизнь буржуазии более стабильной и безопасной. Возникает типичный для животного мира симбиоз, подобный симбиозу хищников и падальщиков самого разного вида вплоть до занятых выковыриванием гниющих остатков пищи из пасти крокодила и только потому не съедаемых крокодилом.
Или пролетарий при помощи коммунистической партии превзойдёт буржуазию в понимании законов общественного развития, или он и дальше будет «прогрессировать» в своём раболепии.
Разновидности оппортунизма.
Сегодня, как ни странно, в коммунистическом движении достоянием очень узкого круга лиц является марксистская истина, гласящая, что важнейшей предпосылкой возникновения классового деления общества является разделение труда на преимущественно умственный и преимущественно физический. Лица относительно образованные выделились, в конечном итоге, в класс господ. Лица преимущественно невежественные образовали эксплуатируемую массу, которая и породила оппортунизм.
Как это не оскорбительно для слуха революционера, но к числу представителей пассивного оппортунизма относились рабы, феодальные крестьяне и до сих пор относятся пролетарии. К числу носителей активного оппортунизма относится подавляющая масса лиц наёмного интеллектуального труда.
Рабство, наиболее откровенная историческая форма оппортунизма, заключающаяся в полном признании индивидом права эксплуататора распоряжаться человеком как вещью. Рабство не состоялось бы, если бы люди, даже под угрозой смерти, отказывались работать на господина. Но историческая трагедия как раз и заключена в том, что, закованный и избиваемый, человек соглашался работать, чтобы его меньше истязали и дали «пожить», хотя основная масса рабов всё равно околевала в совершенно позорных для человека условиях, будь то рудники, галеры или ристалища.
Пролетарий сам, своими ручками производит всю полицейскую аммуницию для борьбы с самим собой, отравляя себя, он добывает свинец, отливает из них пули, которыми затем его убивают, как на Дворцовой площади в 1905 и в Доме Советов в 1993 г. Ни в одном другом социальном слое буржуазия не черпает так много материальных условий для укрепления своего богатства и власти, как в пролетариате.
Именно знание о невежественности пролетариев, порождающей их продажность, проституированность, идиотскую погоню за призраком зарплаты, знание об этих свойствах пролетариата позволяет ответить на вопрос, почему так долго и полно пролетарское движение идет на поводу у продажных профсоюзов, почему пролетариат отдаёт предпочтение экономической «борьбе» над политической, т.е. проявляет свойства завзятого оппортуниста.
Как говорил К.Маркс, рабочий класс или революционен, или он ничто.
Легко представить, сколь продуктивно шел бы процесс борьбы с оппортунизмом в коммунистических партиях, если бы в глубинных свойствах пролетариата не был заложен синдром продажности. Оппортунизм внутри коммунистических партий паразитирует и развивается на оппортунизме самого пролетариата, но в то же время партийный оппортунизм является важным условием устойчивости и усиления оппортунизма в пролетарской среде.
Эти взаимосвязи и диктуют последовательность шагов в борьбе против оппортунизма.
Если коммунистическая партия успешно борется с оппортунизмом по теоретическим вопросам, то рано или поздно от них освобождается и сознание большинства «верхов» и «низов» партии, а в партийные массы начинает поступать информация исключительно научного, революционного содержания.
Мировоззренческие основы оппортунизма
Осваивая информацию научного, революционного содержания, пролетариат приобретает все больший идеологический иммунитет против воздействия оппортунистической фразеологии и постепенно утрачивает своё первородное свойство (продажность) ещё до того момента, когда товарно-денежная форма отношений в обществе начинает утрачивать свои господствующие позиции. Ничем иным, кроме как искоренением продажности из мировоззрения рабочего класса, нельзя объяснить его беспримерную, безрасчётную жертвенность в годы гражданской войны в России, Великой Отечественной войны, на массовых субботниках и воскресниках, подтвердивших начало коренных изменений в содержании мировоззрения пролетариата, т.е. возникновение рабочего класса.
С теоретической точки зрения, при определенной информационной загруженности сознания, типичного для пролетариата, чем большую часть «ячеек памяти» занимают животные стереотипы, тем меньше остаётся таких «ячеек» для «записи» информации классового, а тем более революционного содержания.
Иначе говоря, невежество Н. Хрущева и всех последовавших за ним генеральных секретарей ЦК КПСС, научно-теоретическая несостоятельность А. Косыгина и продажность многих представителей академической науки в СССР, постепенно размывали, шаг за шагом разрушали мировоззрение рабочего класса, заменяя его мировоззрением удачливой девки на панели.
Следовательно, для того, чтобы вновь придать движению «колеса истории» поступательное направление, необходимо разобраться в мировоззренческих проблемах формирования пролетарского и партийного оппортунизма.
Что же такое мировоззрение?
Узость мировоззрения и является субъективной причиной суетливости, сиюминутности оппортунистов, их низкой прогностической способности, их склонности к переоценке тактики в ущерб стратегии.
Качество мировоззрения определяется не только объемом знаний о мире, но и пропорциями между знаниями о природе и об обществе как о материи качественно иного рода. Ясно, что у первобытного человека в сознании не могло быть научных обществоведческих знаний. Наш пращур делал историю человечества вперые, с чистого листа, поэтому он не выделял себя из числа живых существ; он употреблял человека в пищу точно также, как все другие съедобные вещи, и не считал, что поедает личность, хотя с особым удовольствием съедал сердце своего наиболее храброго противника.
В ходе развития человек так понравился самому себе, что стал убеждать себя в своём божественном происхождении. А некоторые даже называли себя богами. В сознании этих людей огромное количество «ячеек памяти» стали занимать мистические «знания», сокращавшие масштаб представлений человека о мире.
Оппортунизм как форма приспособлений человека к эксплуататорскому устройству общества, как форма социальной мимикрии является своеобразной лакмусовой бумажкой благоприобретенной убогости масштабов мировоззрения, его односторонности, которая сродни врожденной однорукости, слепоте и немоте.
Отсутствие полноценного диалектико-материалистического мировоззрения в сознании подавляющего числа современных людей является важнейшим условием существования оппортунизма и продления жизни эксплуататорского строя. Поэтому есть все основания для утверждения, что человек, вступивший в коммунистическую партию, но не напрягающий всей своей воли для постижения марксизма-ленинизма, не просто преступно-простодушен, не только предельно циничен, но и объективно враждебен коммунистическому движению.
Значение слова «оппортунист»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Оппортунист — последователь оппортунизма.
Оппортунист — член французской партии Гамбетты, 1870-е годы.
Оппортунист (согласно Ленину) — он не предаёт свою партию, не отходит от неё, он искренне и усердно продолжает служить ей. Но его характерные черты: податливость настроению минуты, неспособность противостоять моде, беспринципность и бесхарактерность, принесение коренных интересов движения в жертву его побочным и сиюминутным интересам.
ОППОРТУНИ’СТ, а, м. [см. оппортунизм] (полит.). 1. Беспринципный человек, приспособляющийся
к обстоятельствам, соглашатель (книжн. пренебр.).
Ему захотелось показать Брынцеву, что он служит «и нашим и вашим», что в нем сидит полулиберал, полународник, что он оппортунист. Ббркн. 2. Тот, кто проводит политику буржуазии в рабочем классе, агент буржуазии в рабочем движении. Оппортунист, по самой своей природе, уклоняется всегда от определенной и бесповоротной постановки вопроса, отыскивает равнодействующую, вьется ужом между исключающими одна другую точками зрения, стараясь «быть согласным» и с той и с другой, сводя свои разногласия к поправочкам, к сомнениям, к благим и невинным пожеланиям и проч., и проч. Лнн. Таков обычный прием оппортунистов: на основании перегибов по проведению правильной линии — отменить эту линию, заменив ее линией оппортунистической. Стлн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Оппортунистичность Оппортунист
Оппортунизм — это беспринципность, политическая бесхарактерность…
Ему захотелось показать Брынцеву, что он служит «и нашим и вашим»,
что в нем сидит полулиберал, полународник, что он оппортунист.
«Оппортунист» — это почти ругательство и синоним предателя… Так
называют приспособленцев, людей, которые, ловко подстраиваясь под
любые обстоятельства, используют их в своих интересах.
Оппортунистичность как качество личности – склонность, не имея собственных чётких убеждений, идти на уступки и соглашательство; быть беспринципным человеком, приспосабливающимся к обстоятельствам.
Вылезает крыса из норы и пробирается к холодильнику. В комнате в клетке замечает хомяка, за обе щеки поглощающего корм. Крыса: — Сидишь? — Сижу. – Ну, сиди, сиди, оппортунист продажный!
1938 год. Идёт партсобрание на котором происходит чистка и выявление вражеских элементов в рядах партии. Вызывают первого: — Так, с какой стороны спите от жены? — С левой. — Ага, левый оппортунист. Увести его! Следующий! — Так, с какой стороны спите от жены? — С правой. — Ага, правый оппортунист. Увести его! Следующий! — Так, с какой стороны спите от жены? — Я на жене. — Давление на массы. Увести. Следующий! — Так, с какой стороны спите от жены? — Я сплю под женой. — Ага, ушёл в подполье и поддаётся дурному влиянию масс. Увести. Следующий! — Так, а вы с какой стороны спите от жены? — Я — холостяк. Значит так: за связь с кулачеством и за разбазаривание семенного фонда вы арестованы!
В начале 19-го века, термин «оппортунист» как существительное или прилагательное был уже известен и использован на нескольких европейских языках, но первоначально это редко упоминало политические процессы или к политической тенденции. Английский термин «оппортунизм» возможно одолжен первоначально от итальянского выражения opportunismo. В итальянской политике 19-го века это означало «эксплуатировать преобладающие обстоятельства или возможности получить прямое преимущество для себя или собственной группы». Однако более вероятно, что английское выражение было непосредственно одолжено от французского термина, когда это начало относиться определенно к беспринципным республиканцам, так как термин сначала вошел в английский язык в начале 1870-х.
В философском энциклопедическом словаре «оппортунизм» (от лат. opportunus – благоприятный, удобный) – беспринципность, готовность приспособиться к любой ситуации, для того чтобы можно было добиться удовлетворения своих потребностей при минимальных усилиях. Оппортунист, смотря по обстоятельствам, не колеблясь, принимает за основу те или иные факты.
Оппортунистичность — линия поведения, предполагающая любой ценой потешить свою гордыню, при этом разбрасываясь своими принципами, как шелухой от семечек. Никакой верности принципам ради использования удобного момента – это почерк оппортуниста и в семье, и на работе, и в межличностных отношениях с окружающими. Оппортунист хочет иметь вес, влияние, значительность и важность, но при этом служит и вашим и нашим.
Принципиальный человек, столкнувшись с оппортунистичностью, говорит, негодуя: — Гляньте на эту проститутку: ради своих мелких низменных желаний она способна пренебречь совестью, честью, долгом, справедливостью, правами и интересами других людей. Для нее раз плюнуть – обмануть и предать. Оппортунистичность опасна своей непредсказуемостью. Ей нельзя ничего доверить. Ненадежность – вот ее истинное имя. Она за грош спляшет под чужую дудку, потому что внушаема, легко поддается чужому мнению и не умеет отстаивать свое, если, конечно, его имеет. Скорее не имеет, ибо ущербна. У меня к ней брезгливость, неприязнь и презрение. Кто хочет иметь ненадежного «друга», подходите, получите. У кого вызывает позитивные эмоции заведомое лицемерие и предательство, Вам сюда.
В начале XIX века в Англии правила хорошего тона предписывали мужчинам менять перчатки шесть раз в день. Оппортунист готов менять свои ценности десятки раз на день. Сегодня он скажет: «Мой принцип – не бери чужого», но, получив доходную должность, заявит, нисколько не смущаясь: «Надо хватать всё, что плохо лежит».
Оппортунистичность продажна, то есть, готова совершать бесчестные поступки за деньги или за подкуп, продавать свои убеждения и взгляды.
Один контрабандист, опасаясь полицейских рейдов, обратился к очень известному монаху с просьбой спрятать контрабандный товар в монастыре. Он рассчитывал на то, что полиция не заподозрит священника, так как у того была безупречная репутация. Монах отреагировал на такую просьбу с негодованием и потребовал, чтобы человек немедленно покинул монастырь. — За твоё милосердие я дам тебе сто тысяч долларов, — пообещал контрабандист. Монах слегка помедлил, прежде чем отказать вновь. — Двести тысяч. Монах по-прежнему отказывался. — Пятьсот тысяч. Монах схватился за палку и завопил: — Убирайся сию же минуту! Ты слишком близко подобрался к моей цене!
Оппортунист – всегда эгоист и отрицатель бескорыстия. Он, невзирая на принципы, сознательно выбирает линию поведения, где мзда отдаётся эгоизму, где дань платится эгоистичным преимуществам обстоятельств. Оппортунистические действия всегда управляются корыстными побуждениями.
Оппортунисты
Оппортунизм (лат. opportunus — удобный, выгодный) — термин, используемый в политике и политологии, а также в экономике.
Термин «оппортунизм» может применяться в различных значениях, чаще всего под ним подразумевается:
Большинство политических деятелей являются «оппортунистами» по крайней мере до некоторой степени (они стремятся использовать политический момент в своих целях). Основным предметом спора является соотношение между «использованием политического момента» и верности политическим принципам.
В современной экономической науке под оппортунизмом понимают
«следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post.»
Содержание
Принципы
Термин «оппортунизм» часто используется в уничижительном смысле, главным образом потому, что означает частичный или полный отказ от политических принципов, если не на словах, то на практике. Таким образом, обычно считается, что поведение оппортуниста является беспринципным: средства достижения цели сами становятся целью. В этом случае происходит утеря первоначальных отношений между целью и средствами.
Иногда в политике необходимо настоять на политических принципах, а в другое время необходимо сохранить политическое единство, в то время, когда те или иные принципы или верования стимулируют центробежные тенденции.
Если бы политические принципы сохранялись бы в жесткой, неизменной форме, вероятным результатом было бы сектантство, так как была бы лишь небольшая часть «правоверных» людей, поддерживающих политическую практику основанную на такого рода «несгибаемых» принципах. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо обычно сохранение хотя бы некоторой свободы в том, как политические принципы сформулированы, интерпретируются и фактически применяются.
Авантюристическое поведение может очевидным образом проявляться в стратегических союзах, в которых одна из сторон зачастую стремится извлечь из взаимоотношений выгоду за счёт другой стороны.
С другой стороны, политические принципы могут также быть «размыты», могут игнорироваться или же им может быть дано иное толкование просто ради сохранения или развития достигнутого политического союза. Впоследствии связное объяснения необходимости сохранения союза может быть утрачено.
Таким образом, политическая интеграция обычно требует комбинации твёрдой принципиальной позиции и политической гибкости в такой пропорции, чтобы поведение организации было морально последовательным. Принимая во внимание необходимость использования особенностей политического момента, необходимо иметь соответствующую мотивацию и основываться на твёрдых принципах.
Оценка
Однако подобный идеал на практике может быть весьма труднодостижимым, что приводит к совершению ошибок в силу проявления авантюризма. Немногие действия являются изначально оппортунистическими; они являются таковыми в определенном контексте, или с определенной точки зрения на отношения целей и средств. Это может сделать объективную оценку оппортунизма довольно трудной.
Как правило, оппортунистическое политическое поведение критикуется за то, что является близоруким или ограниченным. Таким образом, в погоне за достижением краткосрочной политической выгоды или её сохранением упускаются соответствующие отношения между используемыми средствами и конечными целями. Результатом становится то, что краткосрочная выгода приводит к долгосрочным потерям.
Источники
Некоторые политологи находят источник оппортунизма в определенной политической методологии, которая применяется, чтобы сохранить или увеличить политическое влияние. Примером является так называемый suivisme (французский вариант термина «хвостизм»), когда люди стремятся участвовать в любом движении, которое обнаруживает признаки популярности. Иногда популизм рассматривается как имманентное свойство оппортунистической политики, как стремление угодить «наименьшему общему знаменателю».
Другие аналитики предполагают, что оппортунизм проистекает из восприятия относительных величин риска, связанных с альтернативными вариантами политики. Они утверждают, что чем больше растёт политическая организация и чем больше она имеет влияния, тем менее вероятно, что она будет проводить политику, которая могла бы потенциально привести к потере достигнутого положения. С большей вероятностью такая организация до некоторой степени поставит под угрозу свои принципы, чтобы поддержать своё положение, чем продолжит придерживаться принципов вне независимости от последствий. Или, по крайней мере, чем больше полученное политическое влияние, тем в большей мере оказывается давление на политические принципы.
Дилемма
До некоторой степени, политика неизбежно выдвигает дилемму о том, настаивать ли на собственных принципах (и подвергаться риску изоляции) или смягчать свою позицию ради сотрудничества. Соответственно, многие политические ситуации содержат некоторый потенциал для оппортунизма.
Таким образом, можно сказать, что не существует никакого общеприменимого правила, никакой техники («философского камня», «серебряной пули»), которая могла бы полностью предотвратить оппортунизм. В лучшем случае можно знать о возможности, что оппортунизм может стать реальной проблемой, и предпринять шаги, чтобы минимизировать риск.
Некоторые политические деятели утверждали, что ошибки оппортуниста менее страшны, чем ошибки сектанта, потому что оппортунист, независимо от того, как его «грехи» интерпретируются, по крайней мере остается на стороне большинства или «среди масс». Однако большинство в силу некоторых причин может заблуждаться (миллионы верили в то, что Земля плоская) и присоединение ко мнению большинства в определенном контексте может стать существенно большей ошибкой.
Специфический французский контекст
Во Франции «оппортунистами» называют умеренных Республиканцев, типа Леона Гамбетты, которые доминировали в Третьей Республике после поражения монархистов в конце XIX столетия.
Применение термина в марксистской традиции
Частое применение термина «оппортунизм» во внутримарксистской полемике привело к возникновению мнения о том, что термин «оппортунизм» является марксистским политическим клише. Обвинения в оппортунизме выдвигались в отношении различных групп, причём как стоящих на более левых («левый оппортунизм»), так и более правых («правый оппортунизм») позициях, чем критики. Однако неизвестны исследования, доказывающие, что в марксистской традиции термин «оппортунизм» получил самостоятельное, отличное от общепринятого значение.
В марксизме Оппортуни́зм определяется как теория и практика в рабочем движении, заключающаяся в отказе от революционной борьбы пролетариата, «капитуляция» рабочего класса перед буржуазией.
Оппортунизм отразился в трудах М. А. Бакунина, Э. Бернштейна, Г. В. Плеханова и многих других.
В период деятельности 1 и 2 Интернационала оппортунизм критиковался Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Оппортунизм получил развитие в теориях ревизионизма, левого коммунизма, догматизма, сектанства и других.
Оппортунизм подразделяется на правый и левый.
В качестве примера оппортунистических союзов и организаций можно привести: Бернский Интернационал, Социалистический Интернационал (Социнтерн), РСДРП(м).
Большевики объявили войну оппортунистическим идеям, с точки зрения большевиков оппортунизм толкает рабочий класс либо на авантюристическое развитие (левый оппортунизм), либо на путь капитуляции пролетариата (правый оппортунизм). Например, трудах Г. В. Плеханова оппортунизм проявляется в теории неготовности России к Социалистической Революции, в теории перехода капитализма в социализм.
Многие оппортунистические кружки, союзы и партии объявляют войну коммунизму, проводятся съезды с антикоммунистическими лозунгами. Однако, некоторые сторонники оппортунизма вовсе не ведут антикоммунистическую политику. Плеханов выступал лишь с критикой политики партии большевиков, но не выступал против их конечной цели — коммунизма. Дзержинский выступал с позиции левых коммунистов против Брестского мира.
Против оппортунизма выступил третий Интернационал (Коминтерн).
Использование термина в современной экономической науке
Таким образом, с точки зрения Оливера Уильямсона, оппортунизм является такой формой поведения экономического агента, когда им/ею предоставляется неполная или искажённая информация (в т.ч. обман, введение в заблуждение, искажении и сокрытии истины или другие типы запутывания партнёра). Подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии, что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).
Наличие оппортунизма в поведении агентов приносит сложности и в организацию фирмы. В случае акционерного общества, когда происходит отделение управления от собственности, возникает конфликт интересов между собственниками и наёмными топ-менеджерами, требующий специальные механизмы корпоративного управления для разрешения.