Конфликт что это такое в литературе
Конфликт (литературоведение)
Конфли́кт (литературоведение) — столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Конфликт разворачивается благодаря сюжету. Выделяют два вида сюжетного конфликта:
Локальный преходящий сюжет
Локальный преходящий сюжет — это такой сюжет, в котором конфликт имеет своё начало и своё разрешение в рамках конкретного сюжета. Вид такого сюжетного конфликта хорошо описан в литературоведении. Локальный преходящий сюжет является так называемым традиционным, архетипическим сюжетом (поскольку он восходит к исторически ранней словесности).
Начало исследования локального преходящего сюжета положил В. Я. Пропп. Учёный в работе «Морфология (волшебной) сказки» (1928) рассматривал структуру сюжета волшебной сказки. По мнению Проппа, волшебная сказка состоит из трёх частей. В первой части волшебной сказки происходит обнаружение «недостачи» (похищение царевны, желание героя найти то, без чего герою нет полнокровной жизни: купеческая дочка хочет аленький цветочек). Во второй части волшебной сказки происходит противоборство героя с противником, победа героя над противником (Иван-царевич побеждает Кощея Бессмертного). В третьей части герой волшебной сказки получает искомое («ликвидация недостачи»). Он вступает в брак, при этом получая в наследство престол («воцарение»; см. также: Функция (литературоведение)).
Структуралистами открытая Проппом структура волшебной сказки стала рассматриваться как наджанровая структура эпоса, драмы, лиро-эпического жанра, а также лирики.
Устойчивое конфликтное положение (состояние)
Устойчивое конфликтное положение (состояние) — это такой вид конфликта, который не имеет разрешения в рамках конкретного сюжета. Широкое распространение устойчивое конфликтное положение (состояние) получило в конце XIX века в «Новой драме».
Конфликт что это такое в литературе
Это довольно распространённый вид конфронтации. Он встречается и в исторических книгах, и в произведениях детективного жанра, и в фэнтези, и в любовных романах.
Ярким примером межличностного конфликта в литературе служит несовпадение взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Оно возникает на идеологической почве.
Социальные
Порой и такой конфликт произведению необходим для раскрытия замысла автора. Образ человека, который противопоставляет себя обществу, во все времена был популярен у писателей. Его выбор позволяет изобразить в истории сильную личность, охваченную противоречиями, бурными страстями.
К противостоянию «человек-общество» нередко обращаются авторы, работающие в направлении Young Adult. Наглядное тому подтверждение – произведение «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера.
Человек против природы
Человек против судьбы
Виды сюжетного конфликта
Локальный преходящий сюжет
Локальный преходящий сюжет предусматривает, что конфликт имеет своё начало и разрешение в рамках конкретного произведения. Его отличительные черты подробно описаны в литературоведении. Локальный превосходящий сюжет восходит к исторически ранней словесности. Он является традиционным, архетипическим.
Начало исследованию этого понятия положил В. Я. Пропп (в своей работе «Морфология (волшебной) сказки». Это произошло в 20-х годах минувшего века.
По словам Проппа, выделяют три части волшебной сказки:
Устойчивое конфликтное положение
Примеры конфликтов в литературе
Роль конфликта в литературе (как зарубежной, так и отечественной) очень велика. Каждая из противоборствующих сторон должна иметь чёткую, ясную цель, которая остаётся неизменной в ходе повествования. Герои следуют ей, даже когда автор бросает действующих лиц книги в самое пекло страстей.
Противоборствующие стороны непременно должны вносить свою лепту в развитие сюжета. К примеру, одни персонажи раздражают читателя своими диковатыми поступками, не поддающимися никакой логике. Их противники, напротив, отличаются рассудительностью, последовательностью в действиях. Вместе с тем поступки литературных героев преследуют одну общую задачу – придание сюжету остроты и оригинальности.
Русская литература
В раннем произведении Ф. М. Достоевского «Бедные люди» имеет место социально-бытовой конфликт. Столкнувшийся с нищетой Макар Девушкин пытается помочь Варваре – такому же обделённому жизнью существу, как и он сам. Но в итоге герой оказывается не в состоянии помочь девушке. Он, напротив, вгоняет себя в ещё более бедственное положение. Суть конфликта этого произведения – столкновение добрых намерений Макара с социальной несправедливостью.
В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова разворачивается борьба между добром и злом. Удалого купца ждёт незавидная судьба. Калашникова казнят за победу над Кирибеевичем. Острый конфликт делает это эпическое произведение интересным для читателя и в наши дни.
Существует и ролевой конфликт. Рассмотрим его на примере другого художественного текста Ф. М. Достоевского – романа «Преступление и наказание». Родион Раскольников чётко обозначил для себя роли людей в обществе (разделив их «право имеющих» и «тварей дрожащих»). Сам герой относил себя к первой группе. Но после убийства старухи-процентщицы Раскольников обнаруживает несовершенство собственной ролевой модели. Ведь вместо ощущения себя «право имеющим» Родион испытывает душевное смятение.
Определение конфликта предусматривает и противостояние мировоззрений. Роман «Братья Карамазовы» — произведение с подобной проблематикой. Герои книги оказываются вовлечёнными в философский конфликт. Они ведут споры о человеческой сущности, боге, политике. При этом особенности мировосприятия персонажей кардинально отличаются.
Идейный конфликт близок к философскому. К нему активно прибегали русские прозаики конца XIX – начала XX века (для более полного описания предреволюционных годов). В рассказе «Песнь о соколе» М. Горький аллегорически противопоставляет революционера и мещанина. Этим героям не суждено понять друг друга. Ведь стихия одного из них – свобода, неведомая другому.
Зарубежная литература
Психологический конфликт часто использовался в литературе романтизма. Он востребован и современном интеллектуальном романе. К примеру, консьержка из произведения «Элегантность ёжика» Барбери Мюриэль ведёт двойную жизнь. У этой женщины тонкий художественный вкус и развитый ум. Но она предпочитает придерживаться грубоватого, простого образа недалёкой женщины (так как героиня бросила учиться в школе в 12 лет и всю жизнь занималась низкоквалицированным трудом).
В одном произведении может быть несколько типов конфликтов. Вместе с тем в писательском деле очень важно чувство меры, соответствие ожиданиям читателей. Поэтому начинающему автору стоит воспользоваться услугой литературного редактирования. Она доступна и на платформе «ЛитРес. Самиздат». Помощь опытного профессионального редактора увеличивает шансы на успех произведения у широкого круга читателей.
Литературный конфликт
Продолжаем рубрику “В помощь начинающему автору”. В последних статьях мы уже подробно разобрали по полочкам все этапы развития литературного произведения (смотрите, например, эту статью). И имеем целостное представление о нём. Тема сегодняшней статьи – литературный конфликт. Литературный конфликт – это очень мощная составляющая любого художественного произведения! Знать об этом начинающему писателю просто необходимо. Итак,
Конфликт в литературном произведении
Как булочка с изюмом обычно вкуснее простой сдобы, так и художественное произведение становится интереснее, когда в его основе лежит литературный конфликт. Вещь это, конечно, необязательная, но уж больно действенная. Особенно, если вы задумали создать нечто драматическое и душераздирающее.
Если заглянуть в перевод слова, то мы увидим нечто, не оставляющее никаких сомнений по поводу сущности конфликта. Он означает не что иное, как столкновение, борьба или даже бой. При этом не стоит понимать всё в буквальном смысле. Конфликтом можно назвать любое соприкосновение, любое противоречие, которое может протекать абсолютно мирно и спокойно. С помощью него отражаются различия между людьми: они по-разному думают, чувствуют, поступают и просто живут. Это вполне естественно, однако чаще всего автору данное различие становится крайне интересно, и он принимается его исследовать.
Классический конфликт – это столкновение доброго и злого начала, тёмного и светлого, красивого и безобразного, возвышенного и низменного, достоинств и пороков, грехов и добродетелей. Именно с помощью конфликтной ситуации автор не просто выстраивает сюжет, но и позволяет ему развиваться, преодолевая различные стадии нарастания.
Без конфликта мир художественного произведения (как и вся наша жизнь) был бы сплошным хаосом: в нём бы громоздились различные люди с их чувствами, переживаниями и взглядами. В нём бы сменялись природные стихии и отражались бы общественные явления. Но все они были бы лишены общего стержня, который и придаёт всему смысл.
Конфликт – это волшебный пластилин, который позволяет установить определённую взаимосвязь между героями и выстроить задуманную композицию. Писатель берёт за основу какое-то противоречие и расставляет своих персонажей вокруг него: кто-то занимает одну позицию, кто-то – другую, а кто-то остаётся нейтральным. В любом случае, они будут относиться к одному и тому же по-разному, что позволит выстраивать определённые сцены и эпизоды, рассматривать проблему со всевозможных сторон и наиболее полно её проанализировать.
Конечно, помимо этого, у конфликта есть и другая функция: он заинтересовывает читателя. Скучно читать статичное повествование, где что-то, если и происходит, то явно без особых волнений и энтузиазма. Нет, хроники, например, заслуживают нашего внимания и бывают весьма любопытны, но… Всем нам в душе хочется яркого, буйного, страстного. Того, чего не даёт нам повседневная жизнь. Нам нравится вместе с героями томиться вопросами и пытаться искать выход из ситуации. Нам нравится ругать одного персонажа, спорить с ним, яростно протестовать его выходкам. И нам нравится соглашаться с другим, чьи мысли совпадают с нашими. Таким образом, конфликтная ситуация играет роль живой воды: она заставляет текст дышать, а читателя – слушать своё учащённое сердцебиение.
Любой конфликт не стоит на месте: он зарождается (из-за непонимания, лжи или чего-то ещё), развивается (сопровождаемый сомнениями, беспокойством, волнениями, сильными эмоциональными переживаниями), достигает наивысшей точки (когда все противоречия обнажаются, а чувства раскалены до предела), а потом идёт на спад (кто-то оказывается прав, а кто-то, как всегда, в стороне). Это позволяет автору выстроить динамичный сюжет с постоянными горками и поворотами, что, в свою очередь, увлекает читателя и создаёт отличный мотив для дальнейшего чтения. И чем острее и болезненнее будет конфликт, тем больше потрясений испытает читатель, а значит, останется вам благодарен. Всё-таки эмоции – это жизнь!
Виды конфликта в литературном произведении
Для того, чтобы правильно выстроить конфликт, следует знать, каким он бывает:
Внутренний конфликт
Если говорить более простым языком, то это борьба человека с самим собой. Мы всю жизнь что-то в себе подавляем, от чего-то бежим и чего-то боимся. Нам приходится выбирать между чувством и долгом, между местью и благородством, между горькой правдой и ложью во благо. Данный конфликт ясно показан у Шекспира в трагедии «Гамлет». Этот вечный вопрос: «Быть или не быть»…
Личностный конфликт
Онегин и Татьяна, Петр Гринёв и Пугачёв, Лиса и Журавль… Одним словом, это столкновение двух персонажей, которые пытаются отстоять свою точку зрения, своё мировоззрение. Они могут влюбляться, ненавидеть друг друга, расставаться и снова встречаться, вынашивать преступные замыслы и глубоко страдать. Закончиться такой конфликт может дружбой, миром и согласием. А может и гибелью одного из героев, физической или душевной.
Внеличностный конфликт
Наиболее трудное и запутанное понятие. Здесь нет двух явно противоборствующих сторон, зато главный герой вечно натыкается на какие-то препятствия. Он молча страдает, преодолевает трудности и приходит к тому финалу, какой заготовил ему писатель.
Считается, что для создания увлекательного чтива, необходимо развивать конфликт всех трёх видов. Здесь должен быть герой с внутренними противоречиями, у него должен быть явный противник мысли и поступков, а также ему необходимы случайные прохожие, которые будут чинить неприятность и играть роль барьера в сложной и упорной работе над собой и своей жизнью.
Тип конфликта в литературном произведении
Существует и такая категория, как «тип конфликта». Тут нет никакой однозначности, поэтому чаще всего выделяют лишь главные: любовный, философский, психологический, социально-бытовой, символический, военный и религиозный. Думаю, тут не следует особо распространяться, так как и так всё понятно. Единственное, что следует помнить, так это о возможности вписывать в произведение конфликты различных типов. Наравне с любовным конфликтом может отлично соседствовать социально-бытовой, религиозный и философский. Сильно увлекаться ими, безусловно, не стоит, но вот 2-3 конфликта, хорошо прописанных и обработанных, явно могут сослужить автору добрую службу: читателю явно будет интересно смотреть за вашими коллизиями, которые развиваются в различных направлениях. Пишите под девизом: «Долой скуку» и «Да здравствует фантазия и мастерство». Будьте уверены, что у вас всё получится, если вы того захотите! Чем объёмнее ваш труд, тем больше конфликтов необходимо включать, дабы ни на секунду не отпускать читателя от своего рассказа.
А для того, чтобы сформировать у себя определённые умения и набраться опыта, читайте и перечитывайте добрую классику. Пушкин, Достоевский, Гоголь, Сервантес, Шекспир… Нет того имени в литературе, которое бы не привнесло в вашу жизнь начинающего литератора что-то новое и полезное. Читайте, исследуйте, пробуйте, и тогда ваш читатель обязательно будет с вами. Успехов!
Новости
1. Победительница нашего “Международного конкурса одного стихотворения – 2014″ Людмила Клочко – упоминает о нас, читает своё конкурсное стихотворение: https://youtu.be/w5VPa41DxoA?t=559
Кстати, вот, её полное интервью на белорусском TV:
Конфликт в литературе. Примеры конфликтов в литературе.
Конфликт в литературе – это необходимый элемент истории, который делает книгу увлекательной, не давая оторваться от чтения в стремлении узнать, что произойдет дальше. Он двигает повествование вперед и вынуждает читателя, жаждущего узнать исход, сидеть с книгой всю ночь напролет. В любой истории есть персонажи, место действия и сюжет, но именно грамотно завязанный и разрешенный конфликт отличает выдающуюся книгу от той, которую можно оставить, не дочитав.
Конфликт в литературе – это вызов, препятствие, с которым главные герои должны справиться, чтобы достичь своих целей. В общих чертах литературный конфликт можно определить как борьбу противодействующих сил – двух героев, или героя с природой, или даже внутреннюю борьбу героя с самим собой. Конфликт обеспечивает необходимый уровень эмоционального воздействия на читателя, вовлекает его в историю, захватывает вариантами развязки.
Виды конфликтов в литературе
В литературе встречаются разные виды конфликтов, которые можно разбить на две основные категории: внешние и внутренние. Главный герой, испытывающий внутренний конфликт, обычно борется с самим собой, пытаясь принять какое-то трудное решение или преодолеть собственную слабость. Внешний конфликт – это когда герой борется с вызовом внешних обстоятельств, таких как другие персонажи, природная стихия или общество.
Исходя из сказанного, можно выделить 7 основных видов конфликтов в литературе. Большинство произведений фокусируются на одном отдельном конфликте, но также встречаются и комбинации нескольких в одной истории. Разберем их подробнее.
Человек против себя самого
Этот конфликт в литературе возникает, когда герой борется с какой-нибудь внутренней проблемой. Конфликтную ситуацию может создавать кризис самоидентификации, психическое расстройство, моральная дилемма или просто выбор жизненного пути.
Примеры конфликта человека с самим собой можно найти в романе «Реквием по мечте», который поднимает вопросы внутренней борьбы с зависимостью. Подобный тип конфликта испытывает, например, и главный герой «Преступления и наказания».
Человек против другого человека
Например, в книге «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэролла главной героине на своем пути приходится сталкиваться с многочисленными персонажами и выходить из создаваемых ими затруднений. Другим примером может служить роман Сьюзен Хинтон «Изгои», в котором изображены две воюющие между собой группировки подростков.
Человек против природы
Природные катастрофы, погодные условия, животные и даже сама планета могут создавать этот тип литературного конфликта. Природная стихия в таких произведениях обычно вынуждает человека заглянуть внутрь себя, чтобы найти внутренние силы противостоять ее вызовам. Природа испытывает героев, демонстрируя их беспомощность и смертность.
Пример конфликта человека против природы – роман «Выживший» Майкла Панке. Хотя главной движущей силой является месть, больше свойственная конфликту «человек против человека», основная часть повествования выстраивается вокруг преодоления Хью Глассом сотен миль в экстремальных природных условиях. Классическим романом, иллюстрирующим конфликт «человек против природы», является «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.
Человек – общество
Такой вид конфликта в литературе встречается там, где герой не в ладах с культурой или правительством того общества, в котором он живет. Восстание против социальных норм – одна из наиболее распространенных тем в литературе. Мотивом героя или героев может служить необходимость выживания, моральные убеждения относительно «правильного» и «неправильного», стремление к счастью, свободе, справедливости и любви.
Например, книги цикла «Голодные игры» демонстрируют, как героиня не приемлет того, что считается нормой в обществе, но противоречит ее моральным принципам. Похожая ситуация складывается и в классической антиутопии Евгения Замятина «Мы».
Человек – технологии
Этот конфликт в литературе рождается, когда персонажу книги противодействуют машины или искусственный интеллект. Он часто используется в научной фантастике, где по сюжету та или иная технология развивается настолько, что превышает отведенные ей рамки, выходит из-под контроля и может стать угрозой человечеству.
В таких произведениях обычно поднимается вопрос моральной ответственности человека перед своими изобретениями и научным прогрессом. В качестве примера можно обратиться к произведениям «Я, робот» или «Бегущий по лезвию».
Человек против бога или судьбы
Этот вид конфликта не всегда легко отделить от конфликта «человек – общество» или «человек против человека», но обычно он связан с присутствием в произведении религиозной составляющей или внешней силы, направляющей судьбу персонажа.
Например, в книгах о Гарри Поттере главный герой, судьба которого была предсказана еще до его рождения, взрослея, пытается примириться с ответственностью, возложенной на него с детства. В греческой мифологии персонажами часто становились сами боги, устраивающие испытания главному герою, как например, в «Одиссее».
Человек против сверхъестественного
Данный конфликт в литературе происходит между героем и некой сверхъестественной силой или существом. Такие конфликты, основанные на проявлении мистических сил и паранормальных явлений, распространены в магическом реализме. Они также часто встречается в произведениях Стивена Кинга: например, в «Сиянии» герои сталкиваются с темной сущностью отеля, а в романе «Оно» в роли антагониста выступает древнее зло, питающееся страхом и способное принимать разные формы.
Сверхъестественное противопоставляется человеку также в готических романах, где действуют призраки («Поворот винта» Генри Джеймса), вампиры («Дракула» Брэма Стокера) и другие фантастические существа.
Конфликт в литературе: заключение
Подводя итог, можно сказать, что конфликт в литературе служит основным скрепляющим повествование элементом, создает интригу, привносить долю сомнения в возможности достижения конечной цели. Повествование не всегда ограничивается единственным конфликтом, и конфликты порой могут не получать решения в финале. Однако, логический исход конфликта, его разрешение дает читателю ощущение завершенности произведения.
Можете привести другие примеры конфликтов в литературе, о которых мы не упомянули? Обязательно расскажите об этом в комментариях!
Виды и типы художественных конфликтов в литературных произведениях
Конфликт в литературном произведении
Литературное художественное произведение, не суть важно прозаическое или лирическое, может обойтись без многих традиционных признаков художественности. Казалось бы, в основе произведения всегда лежит сюжет, но посмотрите на экспериментальную литературу модернизма — достаточно смелый и уверенный в своих, именно как художника слова, силах автор отбрасывает сюжет не задумываясь или сводит его к минимуму.
Примером того могут послужить тексты Вирджинии Вулф или Джеймса Джойса. Описывать одну секунду 40 страниц? Запросто. Значит о сюжете, как о основополагающей силе художественного литературного произведения, говорить нельзя. Может тогда в основе лежит литературный язык, тот инструмент, с помощью которого автор доносит до своего читателя ту или иную мысль? Но тогда как объяснить, что огромной популярностью пользуются произведения, которые написаны очень просто или даже откровенно плохим слогом?
На самом деле ответ прост. В основе любого литературного произведения лежит конфликт.
Конфликт в литературе — это довольно широкое понятие. Есть классическое понимание конфликта. В таком случае его воспринимают как противостояние добра и зла, возвышенного и низкого, духовного и плотского. Эти явления и функции воплощают в себе герои произведения или «глас автора», то есть те суждения всевидящего автора-рассказчика, которые лежат вне сюжета, но комментируют его, поясняют.
Есть конфликты и более сложные, например конфликт личности автора с реальным внешним миром, который его так или иначе не устраивает. Такие произведения нельзя рассматривать вне этого конфликта, потому что они попросту утратят смысл. Примером может послужить творчество дадаистов — поэтов самого экспериментаторского склада. Они писали бессмысленные наборы слов и звуков, символизируя безумие мира, захваченного войной. Если лишить произведения дадаистов этого общего для них конфликта — конфликта человеческой души, нуждающейся в упорядоченности мира, и безумной планеты, захваченной кровопролитием, то набор слов и звуков, воплощающих идею, завязанную на антагонизме этих понятий, станет бессмысленным набором слов и звуков.
Конфликт произведению необходим, как оправдание самого существования этого произведения, его идейное ядро.
Виды конфликтов
Вид конфликта в литературе выделяется по тому, кто участвует в конфликте. По оппозициям «аспект личности — другой аспект этой же личности», «личность — другая личность», «личность — среда», «личность — обстоятельства, фатум и т.д».
Внутренний конфликт
Внутренний конфликт в литературном произведении — это конфликт по оппозиции «аспект личности — другой аспект личности». Довольно популярный конфликт в русской литературной классике. Примером может послужить роман-эпопея Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». На протяжении всего повествования заглавный герой мечется между нежеланием участвовать в революционных движениях конца 19 — начала 20 века по той причине, что идеологии этих времен антииндивидуалистичны (а он крайний индивидуалист) и между желанием вызывать уважение и восхищение, чего легко добиться, приняв участие в восстании. Он испытывает одновременно отторжение происходящего и болезненный интерес. Более известный пример — это Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание». Там в конфликт вступает интеллектуальное положение, выдвинутое героем, заявляющее исключительные права сильной личности (право на убийство) и его моральное чувство — чувство вины.
Межличностный конфликт
Его также называют конфликтом личностным. Это вид конфликта по оппозиции «личность — личность». В противостояние вступают реальные люди и группы людей. Типичнейшим примером межличностного конфликта в литературе является знакомый всем конфликт Чацкого, «нового человека» со свежими идеями и реформаторским настроем и «фамусовского общества», ретроградного и замкнутого на себе. Если говорить о конфликте между двумя героями, то это конфликт Онегина и Ленского — дуэль из чисто личных мотивов. Отдельно среди межличностных конфликтов стоит конфликт «отцов и детей». Противостояние поколений, культурный и идеологический разрыв между которыми непомерно велик. Такие конфликты возникают в эпохи больших социальных потрясений, когда течение жизни меняется слишком быстро и радикально. Помимо одноименного конфликту романа Тургенева, примером такого противоречия является роман Достоевского «Подросток», в котором главный герой мечтает о большом богатстве, поскольку деньги — это власть, а отец мечется между крайней религиозностью и дворянским альтруизмом. Естественно люди таких разных мировоззрений не находят точек соприкосновения и конфликтуют.
Внеличностный конфликт
Этот вид конфликта самый неопределенный и многозначный. Герой здесь не противоречит кому-то конкретному или самому себе. Он вступает в конфронтацию с судьбой, жизненными обстоятельствами, системой, возможно, с божественными силами. Примером такого конфликта можно считать пьесу Максима Горького «На дне». Герои произведения находятся в постоянном противоборстве со своим низким социальным положением и неизбежно проигрывают в этой схватке. Такие конфликты лежат в основе сказок. Помимо того, что у сказочного героя есть реальные враги (Кощей, людоед, дракон — не суть важно), есть еще понятие ряда испытаний, некого пути, который необходимо пройти. Путь сказочного героя, на котором встречаются различные реальные враги или просто препятствия вроде непроходимого леса — это тоже литературный конфликт.
В одном произведении может встречаться не один вид конфликта. Даже более того, в хорошем произведении, способном удержать внимание читателя, видов конфликтов обычно несколько. Рассмотрим на примере «Евгения Онегина». Межличностный конфликт, используемый для развития сюжетной линии — это, как говорилось выше, дуэль заглавного героя и поэта Ленского, с последующим убийством последнего. Внутренний конфликт, обычно используемый для раскрытия внутреннего мира героя, — это чувства Евгения к Татьяне. Герой сам толком не понимает, что творится в его сердце. Внеличностный конфликт — это Евгений как продукт среды. Он денди, прожигатель жизни, аристократ. Он ничего не может поделать с этими характеристиками своего существования, хоть ему и безмерно скучно так жить.
Помимо видов конфликта в традиционном литературоведении выделяют типологию литературных конфликтов. Типов значительно больше, чем видов и по ним значительно сложнее классифицировать произведения.
Тип конфликта в литературном произведении
Если говорить максимально просто, то тип конфликта — это та почва, на которой он возник, сфера существования противоречия. Выделяют следующие типы литературных конфликтов: психологический, социально-бытовой, любовный, символический, философский и идеологический, их может быть больше, в зависимости от классификации.
Психологический конфликт — это почти наверняка также и внутренний конфликт. Этот тип конфликта часто используется в литературе романтизма и в современном интеллектуальном романе. Например, двойная жизнь консьержки из романа Барбери Мюриэль «Элегантность ежика». Женщина обладает развитым умом и тонким художественным вкусом, но считает себя обязанной соответствовать простому и грубому образу недалекой женщины, поскольку в 12 лет бросила школу и всю жизнь проработала низкоквалифицированным рабочим.
Социально-бытовой конфликт — это конфликт общественных отношений. Для примера можно взять раннее произведение Достоевского «Бедные люди». Бедность Макара Девушкина сталкивается с его желанием помочь такому же обделенному существу — Варваре. В результате вгоняет себя в еще более бедственное состояние, а помочь девушке не в состоянии. Его добрые намерения разбиваются о социальную несправедливость.
Любовный конфликт — это проблемы взаимодействия между двумя любящими друг друга персонажами или противостояние любящие — весь остальной мир. Это, естественно, «Ромео и Джульетта».
Символический конфликт — это конфликт образа и реального мира. Как пример можно взять пьесу Гийома Аполлинера «Груди Терезия». В конфликт вступает реальный мир, где Тереза — девушка и мир сюрреалистический, где она выпускает грудь — воздушные шары в небо и становится мужчиной — Терезием.
Философский конфликт — конфликт мировоззрений. Примером послужат мировосприятия братьев Карамазовых из одноименного произведения Достоевского. Они спорят о политике, боге и человеческой сущности при любом удобном случае, так как их взгляды радикально расходятся.
Идейный конфликт близок к философскому, но направлен скорее не на постижение сути вещей, а на отнесение себя к группе. Особенно популярен в литературе переломных эпох. Так, русские прозаики конца 19 — начала 20 века часто прибегали к идейному конфликту, чтобы описать предреволюционные годы. Максим Горький в рассказе «Песнь о соколе» аллегорически противопоставляет революционера (сокола) и мещанина (ужа). Им никогда не понять друг друга, так как стихия одного — это свобода, а другого — прозябание в земле и прахе.
Как и видов, типов конфликтов в одном произведении может быть несколько. Но тут надо чувствовать тонкую грань между насыщенным разносторонним произведением, затрагивающим различные темы, и поверхностным чтивом, которое получается, когда автор пытается задействовать совершенно все известные ему литературные ресурсы, не считаясь с целесообразностью. В писательском деле очень важны вкус и мера.