Кондуктор понимает что с девушкою я прощаюсь навсегда
Сиреневый Туман. Владимир Маркин The Lilac Haze
Ирина и Вадим Марковы.
Эквиритмический перевод на английский язык песни «Сиреневый Туман»
«Сиреневый туман» — песня, получившая широкую известность в начале 90-х годов в исполнении Владимира Маркина. Сама песня была известна и ранее, однако, доподлинно неизвестно время её появления. Ранее песню исполняли другие музыканты, существует вариант в исполнении Аркадия Северного, записанный в 1977 году. Впервые Владимир Маркин исполнил её в 1989 году.(Википедия)
Видеоклип «Сиреневый туман» в исполнении Владимира Маркина:
http://www.youtube.com/watch?v=JoBf98qUXD8
Writers: M.Vatusovskyi, Y.Sashin
The Lilac Haze.
Irini and Vadim Markov.
You are looking in my eyes, we shaking hand together.
I will go for a year or maybe for a two.
Or maybe you lose friend for long time or forever.
I will go far away and hear ringing cue.
Or maybe you lose friend for long time or forever.
I will go far away and hear ringing cue.
The last her world goodbuy from lovely lips fly down.
In your enormous eyes alarm and little mad.
Cue ring one more and noise will stop in station town.
And train will fly away in distance lilac sad.
Cue ring one more and noise will stop in station town.
And train will fly away in distance lilac sad.
Владимир Маркин
Сиреневый Туман
автор слов М.Матусовскогий, музыки Я. Сашин
Сиреневый туман над нами проплывает
Над тамбуром горит полночная звезда
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает
Что с девушкою я прощаюсь навсегда
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает
Что с девушкою я прощаюсь навсегда
Ты смотришь мне в глаза и руку пожимаешь
Уеду я на год, а может быть, на два
А, может, навсегда ты друга потеряешь
Еще один звонок, и уезжаю я
А, может, навсегда ты друга потеряешь
Еще один звонок, и уезжаю я
Последнее: «Прости!» с любимых губ слетает
В глазах твоих больших тревога и печаль
Еще один звонок, и смолкнет шум вокзала
И поезд улетит в сиреневую даль
Еще один звонок, и смолкнет шум вокзала
И поезд улетит в сиреневую даль
Сиреневый туман над нами проплывает
Над тамбуром горит полночная звезда
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает
Что с девушкою я прощаюсь навсегда
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает
Что с девушкою я прощаюсь навсегда
Кондуктор понимает что с девушкою я прощаюсь навсегда
Любители истории запись закреплена
#история_песни
«КОНДУКТОР НЕ СПЕШИТ» ИЛИ «СИРЕНЕВЫЙ ТУМАН»: 80 ЛЕТ ЖИЗНИ И ТАЙНЫ
Второе рождение песне «Сиреневый туман» подарил певец Владимир Маркин. Бесхитростные слова и незатейливая мелодия «зацепили» слушателей. И спустя годы она так же любима. Ранее песню исполняли другие музыканты, существует вариант в исполнении Аркадия Северного, записанный в 1977 году.
История песни изрядно запутана. Владимир Маркин услышал куплет песни от Александра Градского, влюбился в песню и начал построчно собирать рассыпавшийся текст. Так набралось с полсотни четверостиший, из которых Маркину пришлось «отжимать» лишнее- в итоге он выделил интуитивно из них 4 куплета, похожих друг на друга. После первого выхода в эфир песня стала хитом. И вскоре образовалась очередь претендентов на авторство.
К слову сказать, определенная доля людей старшего поколения слышали в песне скрытый подтекст. В словах «уеду я на год, а может быть на два» виделся намек на времена лагерей. «А может, навсегда я друга потеряю?» — вопрошал герой, и люди, плакали: так, завуалированно можно было передать драму осужденных. «Я думаю, это скрытый намек на лагеря», — говорил сценарист и поэт Евгений Агранович. Но так ли это было на самом деле?
Согласно версии официальной, автором «Сиреневого тумана» является Михаил Матусовский. Вдова Михаила Львовича, вскоре после того, как песню запел Маркин, напомнила о том, кто является ее автором. Она написала, что по словам Матусовского, он написал ее в 1936 году, к выпускному вечеру Литинститута, в соавторстве с другом, поэтом и композитором Яном Сашиным. Песня стала популярна в 1937–1938 годах — не исключено, что тонкое ухо и правда слышало в ней скрытые смыслы. Но потом интерес к ней спал, Матусовский, решив, что студенческая песня «почила в бозе», не вспоминал о ней до тех пор, пока младшая дочь его супруги не напела песенку, услышанную ей на вечеринке. Тут авторство Матусовского и выяснилось. Они с Сашиным называли ее как «Сиреневый туман», так и «Кондуктор не спешит». Друг его юности, поэт Лев Ошанин, писал в воспоминаниях, что Михаил Львович в Литинституте в 1936–1937 годах часто напевал «Прощайся с девушкой, уходит поезд,/ Прощайся с девушкой, второй звонок…» Так что авторство кажется однозначным.
Ты смотришь мне в глаза
и руку пожимаешь;
Уеду я на год, а может быть,
на два,
А может, навсегда ты друга
потеряешь.
Еще один звонок, и уезжаю я.
Прошло несколько лет после возрождения песенного «тумана», как разгорелся скандал. Переводчица и журналистка Шуламит Шалит автором хита объявила поэта и переводчика Михаила Ландмана. В далеком 1951 году он вместе с Михаилом Ярмушем написал стихотворение «Экспресс времен», позже идеально «упавшее» на ритмы танго. Сам Михаил Ландман пишет об истории его возникновения: «Песня эта написана на мотив какого-то танго, звучавшего в конце 40-х годов. Написана в соавторстве с Михаилом Юрьевичем Ярмушем. Песня эта была увезена в Калининградское высшее военно-морское училище нашим другом Владимиром Велутисом, тогдашним его курсантом, и там получила распространение. После мы её услышали уже в изменённом виде, много лет спустя. Написана она в нашем варианте в 1951 году». Стихи Ландмана — Ярмуша с годами трансформировались, «уйдя в народ», но первый их вариант остался зафиксированным в скромном сборнике самиздата 1961 года выпуска.
Слова Ландмана и Ярмуша:
Экспресс времён пришёл на первую платформу.
Я взял себе билет до станции «Забудь».
Чудесный мой состав бесплотен и бесформен,
Крушенью не бывать, спокоен долгий путь.
Сиреневый туман над нами проплывает.
Над тамбуром горит зелёная звезда.
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда.
Напомнит стук колёс всё то, что ты сказала,
Что выцвела любовь, как ситцевый платок,
Что ты устала ждать под сводами вокзала,
Где каждый поцелуй — недопитый глоток.
Сиреневый туман над нами проплывает.
Над тамбуром горит зелёная звезда.
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда.
Правда, один куплет из песни выбивается остро:
Пусть шутят надо мной
мальчишки в гимнастерках,
Пусть пьяный гармонист
наигрывает в такт.
Им, право, не понять,
что скоро будет стерто
Лицо моей земли от атомных
атак.
При желании в этих словах можно было почувствовать предчувствие грядущего Карибского кризиса…
Прошло немного времени, и сын композитора и поэта Юрия Липатова Михаил заявил, что «Сиреневый туман» написал не Матусовский, а его отец. В доказательство он предъявил рукопись текста.
Слова Юрия Липатова:
Ты смотришь на меня и руку пожимаешь,
Когда увижу вновь? Быть может, через год…
А может быть, меня совсем (вар.: навек)ты покидаешь…
Ещё один звонок, и поезд отойдёт.
Предутренний туман над нами проплывает,
Над тамбуром горит дорожная звезда.
Кондуктор не спешит — кондуктор понимает,
Что с милым другом я прощаюсь навсегда!
Запомню навсегда, что ты тогда сказала,
Улыбку милых губ, ресниц твоих полёт.
Ещё один звонок… И смолкнет шум вокзала,
Ещё один звонок — и поезд отойдёт.
Предутренний туман над нами проплывает,
Над тамбуром горит дорожная звезда.
Кондуктор не спешит — кондуктор понимает,
Что с милым другом я прощаюсь навсегда!
Возле рукописного варианта было означено: «Посвящается Ниночке Глуховой». Этот вариант слов был написан между вариантом Матусовского и Ландмана — Ярмуша, в 1946 году. Жительнице города Чаплыгин Липецкой области Нине Глуховой было семнадцать, когда Липатов влюбился в нее. Через четыре года он сделал ей предложение, но она промолчала, стесняясь своих чувств. А он решил, что молчание означает «нет». Нина вышла замуж, родила сына, своя жизнь началась и у Липатова. Встретившись спустя годы, они поняли, что чувствам уже нельзя давать воли — слишком много боли принесла бы эта любовь другим людям. По словам Нины Александровны, когда Юрий приезжал в Чаплыгин, его действительно встречали сиреневые туманы, а когда он уезжал, его провожали полночные звёзды. Согласно этой версии, в песне Липатов хотел показать свои впечатления от встречи с Ниной и то, что переживал во время прощания с ней. Клавир песни разыскал сын композитора после его смерти. Сам Юрий Липатов умер в 1986 году. В 1993 году мать Липатова, случайно услышав песню, подтвердила, что это песня её сына, которую он посвятил Нине Глуховой.
В начала 50-х после выхода на свободу заключенных появился еще один вариант песни — на этот раз отсылающий к тюремному прошлому. В марте 1960-го года Виталий Зверев написал один из так называемых лагерных вариантов. «Песню «Сиреневый туман» я написал по дороге из зоны домой!» Но тюремный романтизм тогда был не слишком популярен.
Слова Виталия Зверева:
. Остались позади
тюремные года.
Все скрылось, как во сне,
в сиреневом тумане,
Лишь светит, как маяк,
полярная звезда.
«Прощайся с девушкой, уходит поезд, Прощайся с девушкой, второй звонок…» Это всё, что осталось от первоначального текста М. Л. Матусовского, написанного в далёком 1936-ом году, но именно здесь прозвучал основной лейтмотив позднейшего произведения, ставшего известным как «Сиреневый туман» — прощание с девушкой на перроне вокзала. Интересно, что сам М. Л. Матусовский никогда не претендовал на абсолютное авторство песенного шедевра. Обработка текста Ю. М. Липатовым привела к тому, что незатейливая студенческая песенка засверкала совсем другими, лирическими красками, перестала быть узнаваемой, а мелодика липатовского танго, написанного в послевоенном 1946-ом, поставила её в один ряд с «Что так сердце растревожено», «Московские окна», «Старый клён», «Подмосковные вечера» самого М. Л. Матусовского. Первоначальный мотив Яна Сашина давно уже все забыли; послевоенное танго же «пошло в народ».
В итоге автор песни так и не был определен точно. Нет и полного понимания, что такое «сиреневый туман» — аромат зарослей сирени или освещенный вечерними фонарями дымок паровоза-разлучника. Многие к ней приложили руку, даже народ — с его помощью звезды из зеленых стали полночными, последними и полярными. Неизменным оставался только кондуктор — он как не спешил, так и не спешит.
СПРАВКА
Если «Сиреневый туман» был написан в 1936-37 годах, то в этом году он имеет право праздновать 80-летие. Песня звучала в фильме Карена Шахназарова «Американская дочь»: русскоговорящий папа (Владимир Машков) с трудом понял дочь, попросившую его спеть про «fog». Один из вариантов песни исполняется Александром Абдуловым в фильме Сошедшие с небес.
Автор: Ольга Кузмина, журналист, преподаватель кафедры журналистики МГИМО.
Сиреневый туман ( ретро-песня)
Песня «Сиреневый туман» вот уже более полувека поется, хотя до недавних пор ни разу и нигде не была опубликована. Сам пел ее вместе с друзьями в далекие сороковые-пятидесятые: когда был суворовцем – в Новочеркасске, а потом курсантом – в Киеве.
Уже в шестидесятые-семидесятые годы, с появлением магнитофонов, широко распространились записи «Сиреневого тумана» в исполнении Аркадия Северного (1937–1980). Еще один пик популярности этой песни приходится на конец 80-х – начало 90-х годов, когда «Сиреневый туман» включил в программу «Трудное детство», а затем и напел на грампластинку певец Владимир Маркин. Однако на авторство в ней, насколько мне известно, Маркин не претендовал, а наоборот – старался разыскать ее истинных авторов.
Искать долго не пришлось. Вскоре после выпуска фирмой «Мелодия» пластинки Владимира Маркина с обвинением певца в присвоении авторства «Сиреневого тумана» обратился Михаил Липатов, утверждавший, что песню, с теми же словами и музыкой, только под другим названием («Дорожное танго» или «Прощание»), сочинил в середине 40-х его отец, Юрий Михайлович Липатов, и даже это свое авторство зарегистрировал.
Мне показывали в Российском авторском обществе (РАО) ксерокопию рукописи текста «Дорожного танго», найденного в личном деле Ю. М. Липатова, на которой его рукой сделана пометка: «Текст № …? В моей обработке». И это примечание, и сам текст свидетельствуют о том, что это не оригинальный, а заимствованный текст с некоторыми изменениями: эпитет «сиреневый» заменен на «предутренний», «полночная» звезда – на «дорожную», «девушка» – на «милого друга» и т. д. Да и сам Юрий Михайлович не претендовал на авторство текста, а только на музыку.
А в октябре 1992 года претензии на авторство слов «Сиреневого тумана» предъявила вдова известного поэта-песенника Михаила Львовича Матусовского (1915–1991), утверждавшая, что они сочинены ее мужем.
Вот что написала Евгения Акимовна в письме, копию которого любезно предоставили мне в РАО: «В конце 60-х годов моя младшая дочь Ирина, учившаяся в то время в Московском медицинском институте, пришла домой после институтского вечера и рассказала нам с Михаилом Львовичем, что сегодня у них студенты пели очень славную песню, которую она раньше не слышала! Когда Ира спросила у ребят, что это за песня, ей ответили: «Да это народная студенческая песня…» Тогда Михаил Львович рассмеялся и сказал: «Так это же моя песня. Я ее написал вместе с моим другом, поэтом и композитором, прелестным человеком, ныне покойным. Он был замечательный музыкант. Звали его Ян Сашин.
Слова были мои, а музыка Яна Сашина. Написали мы эту песню для институтского вечера, на котором ее и распевали наши литинститутские студенты. Это было году в 1937-м или 1938-м. Я про нее совершенно забыл, так как считал, что это только наша студенческая песня. Называлась она «Сиреневый туман», а то и просто – «Кондуктор не спешит». Михаил Львович был очень доволен тем, что «песня до сих пор жива»… К письму в РАО приложено также свидетельство сокурсницы поэта, писательницы Галины Васильевны Дробот, которая утверждала, что слышала «Сиреневый туман» в исполнении Матусовского и Сашина на различных институтских вечерах.
Никаких документальных подтверждений авторства Матусовского и Яна Сашина в этой песне, кроме воспоминаний его друзей про это событие полувековой давности, Российскому авторскому обществу вдовой поэта предъявлено не было, и сомнения остались. А не так давно я еще больше утвердился в них, готовя к печати рукопись книги известного поэта-песенника Льва Ошанина (1912–1996), сокурсника Матусовского по Литинституту.
Вспоминая о Матусовском, Ошанин писал: «Помню, как еще в Литинституте в 1936–37 годах он напевал: Прощайся с девушкой, уходит поезд, Прощайся с девушкой, второй звонок…» У Льва Ивановича была очень цепкая память и на свои, и на песни его собратьев по песенному жанру. Я убеждался в этом не однажды, и потому жалею сейчас лишь о том, что прочитал эти строки уже после его смерти. Иначе попросил бы его привести слова всей песни, о которой он вспоминает. Но и приведенных Ошаниным строк, полагаю, вполне достаточно, чтобы понять: это была все-таки другая песня, близкая «Сиреневому туману» по сюжету и содержанию, но отличающаяся и размером, и ритмической пульсацией.
Возможно, кому-то из читателей нашей рубрики помнятся другие строки приведенной Львом Ивановичем песни, а возможно, и напев ее. Буду рад, если они откликнутся на этот мой экскурс в окутанную туманом загадочную историю «Сиреневого тумана». А закончу рассказ текстом «Сиреневого тумана», который исполняется Владимиром Маркиным, поскольку он наиболее близок к тому варианту, который мне самому довелось слышать и петь в далекие сороковые.
СИРЕНЕВЫЙ ТУМАН
Слова и музыка неустановленных авторов
Сиреневый туман над нами проплывает,
Над тамбуром горит полночная звезда.
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда.
Ты смотришь мне в глаза и руку пожимаешь,
Уеду я на год, а может быть, на два,
А может, навсегда ты друга потеряешь,
Еще один звонок – и уезжаю я.
Последнее «прости» с любимых губ слетает,
В глазах твоих больших тревога и печаль.
Еще один звонок – и смолкнет шум вокзала,
И поезд улетит в сиреневую даль.
Сиреневый туман над нами проплывает,
Над тамбуром горит полночная звезда.
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда.
№199 (23997) от 21.10.2004
Автор: Юрий БИРЮКОВ
Рейтинг работы: 28
Количество отзывов: 9
Количество сообщений: 8
Количество просмотров: 2417
© 24.05.2012г. Виктор Панов
Свидетельство о публикации: izba-2012-570811
Александр Пономарёв 16.03.2016 22:47:45
Сиреневый туман над зоной проплывает,
Над тамбуром горит полночная звезда.
Конвой мой не спешит,конвойный понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда.
И т. д. Из первоисточника
Спасибо. только таких первоисточников. вагон и маленькая тележка!
Но это и здорово!
Песня стала народной!
Ян Подорожный 13.11.2013 19:33:48
Отзыв: положительный
ВИКТОР, А КТО НАПИСАЛ ПРЕДИСЛОВИЕ?
ИСТОРИЯ ДОВОЛЬНО СТРАННАЯ И ЗАПУТАННАЯ.
ЗАМЕЧЕНО, ЧТО НА ПОПУЛЯРНЫЕ ПЕСНИ ВСЕГДА ДОСТАТОЧНОЕ К-ВО АВТОРОВ.)
ВОТ В КИЕВЕ БЫЛ НАПИСАНА КЕМ-ТО ПОПУЛЯРНЕЙШАЯ ПЕСЕНКА «А БЕЗ ПОДОЛА КИЕВ НЕВОЗМОЖЕН».
В РЕСТОРАНАХ ГОЦАЛИ, АЖ ГАЙ ГУДЕЛ.
НА АВТОРСТВО ПРЕТЕНДОВАЛ ТОГДАШНИЙ ПРЕЗИДЕНТ КСП Г.КИЕВА ЛЁНЯ ДУХОВНЫЙ.
НО И ДРУГИЕ АВТОРЫ НАШЛИСЬ.
ДАЖЕ В ГАЗЕТЕ «ВЕЧЕРНИЙ КИЕВ» ПИСАЛИ.
Кондуктор понимает что с девушкою я прощаюсь навсегда
2. Когда в начале «нулевых» Спирс уже была известной и активно гастролировала, стало известно об увлечении звезды эзотерическим течением, вышедшим из иудаизма. Интерес к Каббале Бритни переняла от Мадонны.
3. В 2006 году в СМИ появились фото, где отчётливо видно, как Спирс управляет автомобилем, держа своего маленького сына, которому едва исполнилось 5 месяцев, на коленях. Инцидент имел большой резонанс, детали стали предметом обсуждения на судебном заседании.
4. Дружба со знаменитой светской львицей Пэрис Хилтон в 2006 году привела к череде скандалов. Спирс постоянно попадала под прицел фотокамер в нетрезвом состоянии и даже без нижнего белья.
5. В начале 2007 года Бритни продемонстрировала бритую наголо голову. Поступок стал частью последствий эмоционального стресса, который сначала привёл певицу в реабилитационную клинику на островах в Карибском море, а потом — в соответствующий центр помощи в Калифорнии.
6. 2007 год сложно назвать удачным для певицы. Это была череда сплошных скандалов и судебных процессов. Показания против Спирс давали многие люди из её близкого круга. Было замечено, что она принимает запрещённые вещества и не уделяет должного внимания детям. Дважды звезда была участницей дорожных происшествий, один раз была остановлена за вождение без прав.
7. В непростой период жизни Бритни регулярно была вынуждена сдавать тесты на наркотики. Отрицательные результаты помогли бы сохранить материнские права, но пробы были положительные. Спирс тогда призналась, что периодически возвращается к сильнодействующим препаратам, начиная с 2003 года.
8. Под воздействием сильнейшей затяжной депрессии, усугублённой проблемами личного характера и наркотиками, Бритни оказалась в психиатрической лечебнице. Здесь она была признана невменяемой и передана под надзор собственного отца. Началась опека.
9. Осенью 2008 года с альбомом «Circus» Бритни отправилась в мировое турне. Во время концертов на австралийском континенте разгорелся скандал, вызванный недовольством публики: певица якобы исполняет песни под фонограмму. Многие разочарованные зрители и слушатели покидали площадку спустя несколько минут после начала шоу. Концертный директор Спирс заявлял: случившееся — подстроенная недоброжелателями провокация.
10. На вручении престижной премии MTV в 2011 году Бритни получила награду в номинации «Признание поколения». Приз вручала Леди Гага, решившая завершить торжественную часть поцелуем с Бритни по аналогии с поступком, который Спирс совершила в 2003 году, поцеловав Мадонну. Призёрша пресекла такое проявление эпатажа!
Сегодня Бритни живет размеренной, спокойной жизнью, коей нельзя назвать предыдущие 13 лет певицы. Как мы сообщали ранее, певица с трудом избавилась от назойливой опеки своего отца Джеймса.
Мужчина долгое время лишал ее всяческих контактов, контролировал финансы и личную жизнь артистки. Сейчас Бритни Спирс живет со своим возлюбленным Сэмом Асгари, совсем скоро у них состоится свадьба, на которую приглашены сливки мирового шоу-бизнеса.
С днем рождения, Бритни!
При подготовке статьи использован материал сайта factik.ru.
© ООО «ЗАЙЦЕВ.НЕТ», 2004-2021
Средство массовой коммуникации «ZAYCEV.NET».
Выходные данные
125315, г. Москва, ул. Лизы Чайкиной 6
+7 (985) 211-85-11 По общим вопросам:
admin@zaycev.net По вопросам взаимодействия с Правообладателями
e-mail: legal@zaycev.net подписаться на нас:
«Сиреневый туман». История песни (автор текста Зинаида Торопчина)
Декламация Светланы Калининой 5
История песни
Был по душе и ей парнишка симпатичный,
А он её при всех красавицей назвал.
Свиданья с этих пор желанны и привычны,
И местом встреч для них становится вокзал.
Не может на неё при встрече наглядеться,
На ней лишь на одной сошёлся клином свет.
Решился предложить он руку ей и сердце,
Но, опустив глаза, она сказала: «НЕТ».**
Без ожиданья встреч мир скучным стал и тесным,
Хотя в груди кипит чувств пламенных вулкан.
Излил печаль-тоску в своей «прощальной» песне
Про поезд и звезду, про утренний туман.***
Ему не позабыть тот августовский вечер:
Над тамбуром горит холодный мрачный свет.
Пронзительный звонок, конец прощальной встречи,
Звучит под стук колёс набатом слово «нет».
* В 1942 году на ж/д станцию Астапово (Лев Толстой) приехала фронтовая
агитбригада с концертом для отбывающих на фронт. В её составе был и
18-летний ЮРИЙ ЛИПАТОВ. Там он встретил красивую девушку Нину Глухову,
ей не было и 17-ти. Сам Юрий жил в 40 км отсюда и потом на свидания
приезжал на скором поезде. Так начался «дорожный» роман.
*** После отказа Юрий написал песню (1946 г.), которая быстро пошла в народ:
её пели на вечеринках, у костра, в ресторанах. На эстраде не исполнялась, т.к там шла борьба против «слащавых песенок Вертинского». Со временем менялся
текст, менялась и мелодия. Из танго песня стала городским романсом. После
смерти Юрия Липатова (1986 г.) в его бумагах найдена нотная запись песни
«Дорожное танго» («Прощание») с посвящением Нине Глуховой.
Есть и другие претенденты на авторство. Считают автором стихов и
М.Матусовского. Большую известность песня получила в исполнении В.Маркина.
Он собрал много вариантов этой песни, из них составил «Сиреневый туман».