Кондуит и швамбрания чему учит
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Кассиль Лев “Кондуит и Швамбрания” Читательский дневник, краткое содержание
Кассиль Лев “Кондуит и Швамбрания” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Кассиль Лев.
Название: «Кондуит и Швамбрания».
Жанр: роман.
Тема произведения: детство.
Число страниц: 324.
Главные герои и их характеристика
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Взросление мальчиков происходит на фоне революционных событий в стране. Они учатся взрослой жизни, умению принимать важные решения, ответственности и чести.
Сюжет – краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод со срезанием электрических звонков с дверей жителей города. Даже фараон, приставленный земским, не смог уследить за последним звонком, ведь его срезал сын земского.
План произведения для пересказа
Главная мысль
В трудные времена дети взрослеют раньше, а фантазия помогает им лучше приспособиться ко взрослой жизни.
Чему учит эта книга
Этот роман учит верить в лучшее, не сдаваться, бороться с неприятностями. Учит воспитывать стойкость и упорство. Учит фантазировать и выдумывать. Учит тому, что трудные времена приходят и уходят, а люди остаются.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному
Мне понравилась эта книга, а больше всего мне запомнились порядки, которые царили в гимназии. Они были очень страшными, детей никто не уважал и не считал за личности. За малейшую провинность их наказывали.
Новые слова и выражения
Вандал – варвар, разбойник, разрушитель.
Манифест – указ, программа действий.
Синематограф – кинотеатр.
Пословицы к произведению
Сталь закаляется в огне, а человек – в трудностях.
Всё, что ни делается, – всё к лучшему.
Умным и смелым трудности не страшны.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Каков характер, таковы и поступки.
Смысл повести «Кондуит и Швамбрания»
Литературно-художественное произведение Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» адресовано детям среднего школьного возраста. Представляет собой объединенные в одну книгу две автобиографических повести о детских гимназических годах писателя (с 1913 по 1918). Это было сложное для России время, когда на судьбе каждого русского человека отразились эпохальные исторические события ‒ Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот.
Жанрово книга представляет собой нечто среднее между дневниковыми записями и мемуарами в двух частях. Заглавие каждой повести определяет ее тему и имеет символическое значение.
«Кондуит» (год написания‒1931)
Полное заглавие произведения ‒ «Кондуит. Последняя повесть о гимназии». В сокращенном виде книжка была издана под названием «Подпись Цап Царапыча». Так гимназисты звали служителя учебного заведения, в обязанности которого входило следить за их поведением.
Любые нарушения правил записывались пофамильно в дисциплинарный (кондуитный) журнал. За серьезные проступки, проказы, каверзы и даже незначительные шалости полагалось наказание. Провинившийся мог стоять весь урок, остаться на 4 часа без обеда, лишиться каникул, «вылететь» из гимназии. Каждый мальчишка боялся проштрафиться и попасть в Кондуит. Его ещё называли «Голубиной книгой», потому что у гимназистов были шинели такого же цвета, как голуби-сизари.
В целом повесть можно охарактеризовать как «дела и люди» Покровской мужской гимназии, где учился Лев Кассиль. Вынесенное в заголовок название обобщает его яркие впечатления о школьных годах.
«Швамбрания» (год написания‒1933)
«Швамбрания. Повесть с картами, гербом и флагом» ‒ так полностью называется книга о придуманной стране водников и мореходов, в которой разворачивались невероятные события. В доме Ухиных, что на Базарной площади, где жила семья врача Абрама Григорьевича Кассиля, всегда было многолюдно. В домашних играх сыновей, Левушки и Оськи, он превращался в большой корабль. Папу считали капитаном, маму ‒ «глушителем», дочь кухарки Клавдюша выступала в роли пленницы. Царем Швамбрании был Левка. Оська служил почтальоном и приносил письма с вызовом на войну с Бальвонией и Кальдонией. В мирное время жители (двоюродные Дина и Митя, знакомая девочка Таиса) гуляли на Брешке (от названия бульвара «Брехаловка» в Покровске).
Детские фантазии перемешивались с моделированием реальных событий, и игра была пропитана духом времени: раненые солдаты, свергнутый царь, разгромы богатеев, демонстрации, борьба за равенство и справедливость. Поясняя смысл названия, Кассиль говорил, что игра не просто занимала и увлекала. В утешительных просторах воображаемой Швамбрании можно было скрыться «от тех обид, что наносил детям жестокий мир взрослых».
Писатель в 1933 году приехал в родной Покровск, который к этому времени уже переименовали в Энгельс, чтобы поздравить младшего брата с рождением дочери. Они читали всем «Кондуит и Швамбранию», вспоминали детство.
По словам самого писателя, его книга не только про школу. Она про то, как своими детскими умами они с братом поняли и приняли события 1917 года. Революция, говоря словами «Интернационала», до основания разрушила их прежний мир и построила совершенно новый.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 2.7 / 5. Количество оценок: 7
Кондуит и Швамбрания
Л. Кассиль
12 июня 2021 г. 13:36
Повесть в начале своем мне показалась довольно запутанной. Автор рассказывает про себя и своего младшего братика. Они живут в семье доктора в небольшом городе Покровске (далее мы узнаем, что он сейчас именуется Энгельсом). Дети по своему характеру мечтательные и мечтали они о лучшей жизни для всех. Но жизнь показала им, что мечты о лучшей жизни не всегда приводят к ней. Необходимо и делать действия. Интересно показан и быт гимназистов, как дореволюции так и после. И как происходило расслоение общества уже на стадии обучения. У каждого из учеников той гимназии своя в итоге судьба, кого-то раскулачили, а кто-то погиб в гражданскую войну. Автор, конечно, вкладывает в книгу советскую идеологию, но от этого не становится менее интересным узнать, как менялась на глазах у школьников жизнь…
30 октября 2020 г. 09:58
23 ноября 2020 г. 22:51
Когда книгу перечитываешь, особенно прочитанную еще в детстве, всегда страшишься, а вдруг придет разочарование? Так и тут, немного страшилась начинать переслушивать эту книгу. Но зря. Книга хороша вне зависимости от возраста, когда ее читаешь. Это одна из тех детских книг, которые можно прочесть и взрослым людям. И так здорово погрузится в ту необыкновенную страну Швамбранию, которая на самом деле называется по другому: Детство, вспомнить приключения мальчишек в той стране, их игры, их жизнь. Правда есть моменты в книге, которые теперь оцениваю совсем по другому. Как они поднимали мятежи в школе, по другому оцениваю дореволюционную строгость в гимназии. Но это нормально: время идет, появляется опыт, меняются взгляды на жизнь. Но в любом случае книга замечательна!
Прочитана в рамках АФМ, большое спасибо за совет Liben
Рецензия на книгу «Кондуит и Швамбрания»
Лучшая цена:
293
«Ты хочешь лишить современность права на мечту. Это неверно!»
«Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль
Персонажи. Все герои данной повести описаны автором невероятно чётко. Прозвища персонажей, их поступки, речь – всё это позволяет читателю понять и прочувствовать их внутренний мир. Каждый герой вызывает яркие эмоции: симпатию и сопереживание, жалость, презрение и т.д. Никто не оставляет равнодушным. Персонажи повести представляются настолько настоящими и живыми, что невозможно не поверить в их подлинность. Все их действия удивительно естественны и правдоподобны, у каждого имеются свои мотивации для поступков, которые вытекают из их собственного жизненного опыта и его восприятия.
Сюжет. Сюжет данной книги очень логичен по своей сути. Автором показан путь взросления двух мальчишек, этапы их развития и восприятия реальности. Реакции ребят на происходящие в окружающем мире события, сначала находят отражение в их собственной сказочной стране, в которой они отрицают всё то, что им не нравится и кажется несправедливым. Однако реальность постепенно вторгается в их выдуманный мир, и он становится всё больше похожим на настоящую жизнь, пока, наконец, она полностью не завладевает их умами и мыслями. На протяжении всей книги мы можем наблюдать постепенные метаморфозы, происходящие в фантастической стране, которые ведут в конечном итоге к её ненужности и гибели. В свою очередь динамичность повествования делает сюжет очень увлекательным, не даёт читателю заскучать и позволяет пройти этот путь вместе с главными героями этой книги.
Основная мысль. Основная мысль данной книги, на мой взгляд, заключается в том, что именно благодаря «детской мечте», человек воспитывает в себе лучшие качества, а именно «практический идеализм», который так необходим в борьбе за справедливую реальность, ведь «здесь проявляется наше стремление сквозь все препятствия двигаться вперёд». Книга учит читателя мечтать, с улыбкой встречать все жизненные трудности на своём пути и всегда стремится к лучшему.
Оригинальность. Идея данного произведения необычайно оригинальна. Герои создают свой собственный исключительный волшебный мир, в котором отражаются их индивидуальные особенности восприятия реальности. Бурная фантазия мальчишек, вплетаясь в их настоящую жизнь, образует огромное количество забавных и непредсказуемых ситуаций. А то, что повесть основана на реальных событиях из жизни автора, служит ярчайшим доказательством её неповторимости.
Отображение. Автору удалось воплотить свою идею самым понятным и доступным для маленьких читателей образом – посредством сказочного повествования вкупе с простотой и лёгкостью изложения, а также благодаря изрядной доле юмора. Фантастическое допущение этой книги заключается в существовании некой вымышленной страны – Швамбрании, которую выдумали двое мальчишек. В этой стране есть всё, что полагается: правители, поданные, войны, приключения, смертность и т.д. Именно фантастическая составляющая помогает писателю раскрыть свой замысел перед юными читателями.
Однако все эти приёмы не только не делают книгу менее интересной для взрослых, но и, наоборот, позволяют насладиться в полной мере всей прелестью игры образов и слов в данном произведении. Оба мира, вымышленный и реальный, представляются настолько ярко, подробно и красочно, что невозможно не проникнуться той теплотой и любовью, с которой писатель описывает нам их.
Общественное значение. Несмотря на социалистический уклон произведения, отсутствует ощущение пропаганды со стороны писателя. Повесть лишь отражает жизненные реалии и настроения того времени, описывает отношение окружающих к происходящим изменениям, а именно к Октябрьской революции 1917 года, свержении монархии и установлении новых порядков. В повести присутствуют персонажи, разделяющие разные мнения по политическим вопросам. Автор даёт читателю самому сделать собственные выводы, отражая лишь свой личный опыт и воспоминания. Тем не менее, книга побуждает действовать на благо своей страны, делать себя и окружающий мир лучше, мечтать и воплощать свои мечты в реальность, быть двигателями прогресса.
Внелитературные достоинства. Книга, несомненно, интересна в социально-историческом смысле, так как отражает быт и нравы дореволюционной и послереволюционной России начала XX века. Продвигаясь по сюжету данной повести можно чётко проследить, какие именно изменения произошли в образовательной, культурной, здравоохранительной и других сферах жизни общества.
Востребованность. Тема, поднятая в данном произведении, безусловно, актуальна и по сей день. Несмотря на то, что книга рассчитана на маленького читателя, она будет очень интересна и полезна взрослым. Ведь она погружает в страну детских фантазий и грёз, позволяя скинуть с себя тяжесть серых будней и окунуться в мир детской непосредственности, вспомнить свои собственные мечты и выдумки, расслабиться и посмеяться. Мечтать важно и нужно в любом возрасте, и необходимо сохранить в себе это, чтобы стремится всегда к чему-то большему и лучшему.
Общее впечатление от книги. После прочтения данной повести остаётся очень приятное чувство лёгкости и вдохновения. Мне, как взрослому читателю, уже невозможно вернуть то чувство детской веры в чудеса и сказки, однако, прикосновение хотя бы на время к чужому миру фантазий позволило отыскать в себе того маленького мечтателя, который был похоронен много лет назад.
Литературный анализ повести «Кондуит и Швамбравия»
Характеристика автобиографической повести советского писателя Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Взаимоотношения между автором, повествователем и героями в произведении. Композиция, сюжет, художественное пространство и отношение к реальности в повести.
Рубрика | Литература |
Вид | сочинение |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.05.2015 |
Размер файла | 16,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
В 1937 году, в год ареста Иосифа Кассиля (Оськи), книга вышла в последний раз. После этого много лет не переиздавалась, но изъята из массовых библиотек не была.
Так случилось, что детство и гимназические годы Льва Абрамовича Кассиля (1905-1970) совпали с событиями, которые потрясли весь мир. Это Первая мировая война и революция 1917 г. в России.
В композиции повести очень важную роль играет повествователь. Он является смысловым и организующим центром, определяет единство, цельность, структуру и тональность произведения. Взаимоотношения между автором, повествователем и героями могут быть самыми разнообразными, в зависимости от художественного замысла. В этом отношении «Кондуит и Швамбрания» представляет весьма любопытное явление. Повествователем является главный герой (Леля). Иногда его повествовательное «я» как бы удваивается и превращается в «мы», включая голос младшего брата (Ося), что особенно характерно для начала повести:
Вечером 8 февраля 1914 года мы с братом отбывали наказание в углу. На 12-й минуте братишку, как младшего, помиловали, но он отказался покинуть меня, пока мой срок не истечет, и остался в углу. Несколько минут затем мы вдумчиво и осязательно исследовали недра своих носов. На 4-й минуте, когда носы были исчерпаны, мы открыли Швамбралию; Мы подвергли мир жестокой критике. Позже мы занесли в список несправедливости и наше воспитание (55); и т. д.
В детской литературе, пожалуй, чаще, чем во «взрослой», герой становится повествователем, рассказчиком. Очевидно, это связано в первую очередь со стремлением писателя отойти в тень, чтобы дать возможность герою и читателю установить предельно доверительные отношения.
Доверяя повествование юному герою, автор отражает действительность с точки зрения ребенка. Эта детская точка зрения позволяет привычные «взрослые» понятия, события показать в неожиданном ракурсе. Более того, поскольку ребенок растет и повседневно меняется, а его время, по словам Б. Житкова, «идет плотней, чем в шекспировской драме», постольку читатель, и юный и особенно взрослый, видит, как день ото дня меняется тональность, характер повествования. Так, в самом начале повести Леля и Оська обнаруживают, что взрослый мир, куда все дети, и они в том числе, стремятся, вовсе не такой приятный, как кажется на первый взгляд.
В «Кондуите и Швамбрании» вплоть до самого эпилога повествование ведет главный герой, лишь изредка в немногочисленных лирических отступлениях проступает голос автора. В эпилоге («Глава с глобусом») повествователь меняется: на смену гимназисту и советскому школьнику Леле приходит писатель, так называемый «биографический автор». Между основным действием повести и событиями, описанными в эпилоге, временной промежуток почти в полтора десятка лет.
Композиция повести выстроена так, что повествователь и биографический автор встречаются на границе развязки и эпилога как герои.
В самой Швамбрании зеркально отражаются события реальности: капитан Арделяр Кейс, персонаж Лёли и Оськи, совершает революцию и свергает тиранию царя Бренабора. Швамбрания вслед за Россией становится свободной республикой.
С детским словотворчеством и детской этимологией связаны многочисленные географические названия: Микстура, Рыбьежирск, Наказань, Порт Фель, Порт Ной, пустыня Кор и Дор. А столкновение детской и взрослой речи создаёт совсем уж комические ситуации, например, в главах «Директор и Оська», «Бог и Оська».
С другой стороны, приметы реальности проникают и в вымышленную страну, а многие её персонажи представляют собой пародию на известных лиц: «Главным швамбранским попом был патриарх Гематоген. Это напоминало патриарха Гермогена. Мы величали Гематогена «ваше неправдоподобие».
Точно так же суровая действительность вторгается и в жизнь маленьких героев повести. В начале произведения это мальчики из интеллигентной семьи, и именно семья защищает их от многих проявлений реальной жизни. кондиут швамбрания реальность герой
Все их проблемы сосредоточены на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, учителями и одноклассниками. Но постепенно семья Лёли и Оськи вовлекается в события гражданской войны: отец мальчиков, врач, уходит на борьбу с эпидемией, и в его отсутствие главой семьи становится старший сын, Лёля.
Детское романтическое представление героев о войне сменяется вполне реальным знанием о ней, и вот уже вчерашние мальчишки наравне со взрослыми участвуют в послереволюционных событиях.
Прощай, прощай, Швамбрания!
За работу пора нам!
Не зевать по сторонам!
Лучше сказки будет быль!
И всё же, несмотря на оптимистический пафос последних стихов, окончательно расставаться с вымышленной страной Лёле и Оське жаль, ведь именно благодаря её существованию из «книжных мальчиков» вырастают настоящие мужчины, именно благодаря Швамбрании в самые тяжёлые времена героям удаётся сохранить лучшие человеческие качества и взять их с собой во взрослую жизнь.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
презентация [16,7 M], добавлен 14.10.2014
Детство как особый период в жизни человека. Периоды детства по Л. Демозу. «Модели» ребенка в западноевропейской культурной традиции. Специфика детской литературы. Детство в повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Детская тема в творчестве М. Твена.
курсовая работа [35,5 K], добавлен 22.04.2011
Место повести «Старик и море» в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести «Старик и море», ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.
дипломная работа [108,6 K], добавлен 14.11.2013
Прага как культурный центр русского зарубежья. Художественное своеобразие повести А. Эйснера «Роман с Европой». Анализ уровней художественной структуры повести. Определение соотношения мотивной структуры повести и лирики А. Эйснера «пражского» периода.
дипломная работа [256,1 K], добавлен 21.03.2016
Социальные проблемы, выделенные в сказке-повести Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Направление, род и жанр произведения. Идейно-эмоциональная оценка сказки. Основные герои, сюжет, композиция, художественное своеобразие и значение произведения.
анализ книги [15,9 K], добавлен 07.04.2017