Как используется спутниковая система контроля транспорта для расчета расхода согласно нормам?
Для этого используются точные данные о пробеге автомобиля, поступающие от системы спутникового слежения. Точность данных определяется тем, что они формируются с использованием спутниковых данных, без подключения к штатному одометру автомобиля. В случае, если используется сертифицированная система, прошедшая соответствующие испытания, погрешность в определении пробега не превышает 1,5 %.
Контроль пробега и расхода топлива с помощью Voyager
С помощью данного отчета, вы cможете получить информацию о ежедневном и общем точном пробеге автомобиля, продолжительности работы, суммарном времени движения и стоянок и соблюдении скоростного режима. Введя в настройках программы зимние/летние нормативы расхода топлива, можно получить отчет о расходе топлива по данным спутниковой системы. Расчет ведется от времени движения, либо от пробега.
Получите консультацию по телефону 8 800 555-10-38
Какие нормы используются для расчета расхода топлива?
В 2011 году используются нормы распоряжением Минтранса N АМ-23-р от 14 марта 2008 г. Ниже приведен список различных марок автомобилей с указанием базовой нормы расхода топлива на 100 км согласно данному распоряжению. Также вы можете использовать паспортные нормы, указанные в документации к автомобилю.
При этом данные о расходе корректируются следующим образом: при эксплуатации автомобиля в зимний период добавляется следующие коэффициенты: Юг: +5%. +7%,Центр, Урал: +10%. +12%, Сибирь, Север: +15%, Крайний Север: +18%. +20%. При эксплуатации транспорта в городах с населением: свыше 3 млн. человек +25%; от 1 до 3 млн. человек +20%; от 250 тыс. до 1 млн. человек +15%; от 100 до 250 тыс. человек +10%.
Поправки
Для старых автомобилей используются поправки:cтарше 5 лет, пробег больше 100 тыс. км. +5%,cтарше 8 лет, пробег больше 150 тыс. км. +10%.
При использовании кондиционера или климат-контроля+7%. Для маршрутного пассажирского транспорта: +10%. При перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов: +15. 35%. При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза: +10%. При использовании прицепа: с дизельным двигателем: +1,3 л/100 км, с бензиновым двигателем: +2 л/100 км.
Спутниковая система контроля транспорта используется для автоматического получения точных данных о пробеге транспортного средства, которые применяются при расчете расхода топлива по следующим схемам:
Формула расчета для грузовых автомобилей и тягачей
Для грузовых бортовых автомобилей, седельных тягачей, тягачей с прицепами и автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) (1 + 0,01 х D), (3)
Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,
Также, спутниковая система может использоваться для подсчета ходок (ездок) самосвала:
Формула расчета для самосвалов
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х Hsanc х S х (1 + 0,01 х D) + Hz х Z, (4)
Hsanc = Hs + Hw х (Gпр + 0,5q), л/100 км,
Формула расчета для автобусов
Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х Hs хS х (1 + 0,01 х D) + Hот х T, (2)
Время работы отопителя автобуса может автоматически контролироваться спутниковой системой контроля.
Нормы расхода топлива для отечественных тягачей
Марка тягача
л/100км
БелАЗ-6411
95,0
БелАЗ-7421
100,0
ГАЗ-52-06
22,0
ГАЗ-63
26,0
ЗИЛ-130
31,0
ЗИЛ-131
41,0
ЗИЛ-133
26,7
ЗИЛ-137
42,0
ЗИЛ-157
38,5
ЗИЛ-4415
42,0
ЗИЛ-4416
41,0
КамАЗ-4410
27,9
КамАЗ-5410
25,0
КамАЗ-5425
21,4
КамАЗ-6460
25,8
КрАЗ-255В
40,0
КрАЗ-260
40,0
КрАЗ-6443
40,0
МАЗ-537
100,0
МАЗ-5432
26,0
МАЗ-5440
17,8
МАЗ-5433
23,0
МАЗ-642201
33,5
МАЗ-7310
98,0
МАЗ-7916
138,0
МАЗ-MAN-543268
20,0
Урал-375
49,0
Урал-377
44,0
Урал-4420
31,0
Нормы расхода для импортных тягачей
Марка тягача
л/100 км
DAF FT/FA 95 XF 380
19,0
DAF 95.XF 430
16,5
Iveco-190.33
25,0
Iveco 190.36/PT
19,0
Iveco 190.36 PT Turbo Star
16,0
Iveco-190.42
27,0
Iveco 440 E 47
17,5
Iveco AT440 S43
16,9
Iveco MP440 E42
19,8
MAN 19.463 FLS
16,0
MAN 19.372
17,0
MAN 26.413
19,7
MAN 26.414
16,6
MAN 26.463 FNLS
17,0
MAN F 2000
22,3
MAN TGA 18.350
15,5
Mercedes-Benz-1635
23,0
Mercedes-Benz 1733
17,4
Mercedes-Benz 1735
23,7
Mercedes-Benz 1832
17,1
Mercedes-Benz 1838
24,0
Mercedes-Benz 1840
17,0
Mercedes-Benz 1850
20,4
Mercedes-Benz-2232S
27,0
Mercedes-Benz 2653 LS 33
19,5
Mercedes-Benz 3340 Actros
24,0
Renault AE 430 Magnum
18,9
Renault R 340 ti 19T
19,0
Scania P114
18,7
Scania R 113
16,0
Scania R 124 LA
16,0
Scania R 420
17,7
Scoda-706PTTN
25,0
Tatra-815TP
48,0
Volvo-1033
22,0
Volvo F-8932
15,7
Volvo FH 12
15,7
Volvo FH 12/380
15,0
Volvo FH 12/420
16,5
Нормы расхода топлива для отечественных малотоннажных грузовиков
Марка грузовика
л/100км
ГАЗ-2310 «Соболь»
14,7
ГАЗ-2705
15,0
ГАЗ-330210 «Газель»
16,0
ГАЗ-3302 «Газель»
16,5
ГАЗ-33027 «Газель»
17,0
ГАЗ-33104 «Валдай»
17,3
ГАЗ-52
22,0
ГАЗ-63
26,0
ГАЗ-66
28,0
ЗИЛ-130
31,0
ЗИЛ-131
41,0
ЗИЛ-133Г
38,0
ЗИЛ-138
42,0
ЗИЛ-150
31,0
ЗИЛ-151,-157
39,0
ЗИЛ-4331
25,0
ЗИЛ-4333
34,5
ЗИЛ-4334
25,3
ЗИЛ-5301
14,8
КамАЗ-4310
31,0
КамАЗ-43114R
32,0
КамАЗ-5320
25,0
КамАЗ-53212
26,4
КамАЗ-65201
46,5
КрАЗ-255Б
42,0
КрАЗ-257
38,0
КрАЗ-260
42,5
МАЗ-514
25,0
МАЗ-516
26,0
МАЗ-53352
24,0
МАЗ-53371
26,2
МАЗ-543
98,0
МАЗ-6303
26,0
МАЗ-7310
98,0
УАЗ-3303
16,5
УАЗ-33032
21,5
УАЗ-451
14,0
УАЗ-452
16,0
Урал-355
30,0
Урал-375
50,0
Урал-377
44,0
Урал-4320
32,0
Нормы расхода топлива для импортных малотоннажных грузовиков
Марка грузовика
л/100 км
Avia A-20H
11,0
DAF 95.350
23,5
Magirus 232 D 19L
24,0
Ford Transit 2.5D
8,4
Ford Transit 350
10,2
Ford Transit Connect 1.8TD
8,2
Ford Transit FT-190L
9,0
Iveco ML 75E
21,4
Iveco 50.9
13,8
Iveco 65.10
14,6
Iveco 79.12
14,7
Iveco Euro Cargo
19,4
MAN 15.220
22,0
MAN 15.224 LC
22,6
MAN 8.145 4.6D
15,4
Mercedes-Benz 1843
25,6
Mercedes-Benz 1317
20,7
Mercedes-Benz 1838L
25,8
Mercedes-Benz 2640 L Actros
23,8
Mercedes-Benz 312D
11,5
Mercedes-Benz 408D
10,0
Mercedes-Benz 609D
14,3
Mercedes-Benz 809D
13,31
Mercedes-Benz 811D
13,8
Mercedes-Benz 813D
14,1
Mercedes-Benz 814D
18,9
Mercedes-Benz LP 809/36
17,0
Mitsubishi L400 2.5 D
10,3
Scania R 114 LB 380
21,3
Scania R 124 LB
21,3
Tatra 111R
33,0
Volkswagen Transporter 1.9D 7HK
9,8
Volkswagen Transporter T4 2.5
16,0
Volvo F10
20,9
Volvo FL 10
27,0
Volvo FL 608
19,7
Volvo FL 614
21,2
Volvo FL 626 5.5D
25,0
Нормы расхода топлива отечественных автобусов и микроавтобусов
Марка автобуса
л/100км
АТС-3285 (14 мест)
16,3
Волжанин-5270 (гор. 100 мест)
34,8
Волжанин-528501 (пригор. 49 мест)
35,8
ГАЗ-221400 «Газель» (14 мест)
17,5
ГАЗ-2217 «Баргузин» (6 мест)
13,3
ГАЗ-22171 «Соболь»
10,2
ГАЗ-22175 «Баргузин» (11 мест)
14,5
ГАЗ-3221 «Газель» (9 мест)
18,8
ГАЗ-32213 «Газель» (13 мест)
16,9
ГАЗ-32213 Дизель Turbo (13 мест)
11,0
ЛАЗ-52073 (м/г)
24,5
ЛАЗ-6205 (гор.)
47,5
ЛАЗ-697
43,0
ЛиАЗ-5256 (гор. 114 мест)
35,6
ЛиАЗ-5256 М (м/г 41 место)
22,5
ЛиАЗ-525610 (гор. 117 мест)
36,1
ЛиАЗ-525645-01 (пригор. 94 места)
35,0
ЛиАЗ-677 (гор. 110 мест)
42,0
ЛиАЗ-677М (пригор. 88 места)
58,0
МАЗ-103 (гор. 95 мест)
37,7
МАЗ-105-060 (гор. 150 мест)
47,5
РАФ-2203
15,0
РАФ-220302
18,0
УАЗ-2206 (11 мест)
17,2
УАЗ-452
17,0
Нормы расхода топлива импортных автобусов и микроавтобусов
Для седельных тягачей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами по соотношению (3).
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Hsanc = Hs + Hw * (Gпp + 0,5 * q), л/100 km
Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:
– до 0,25 л жидкого топлива (до 0,66 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;
– до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1,0 л.
В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлива так же, как и для бортовых автомобилей (соотношение 3).
Для автомобилей-фургонов нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям (по соотношению 3). Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента – до 10% к базовой норме.
Нормативный расход топлива для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:
Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля. Нормы расхода топлива для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России, Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.
Примеры задач
Определите количество крытых 4-осных вагонов для перевозки 60 т хлопка. Исходные данные представлены в табл. 1.
Примеры расчета нормативного расхода топлив (в примерах приводятся условные цифры)
С последними изменениями от: 14 мая 2014 г., 14 июля 2015 г., 6 апреля 2018 г., 20 сентября 2018 г.
1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль BA3-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля BA3-217030 Приора составляет Hs = 8,2 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек составляет D =15%.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 8,2 х 180 х (1 + 0,01 х 15)= 17,0 л.
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-111840 Калина составляет Hs = 8,0 л/100 км;
надбавка за работу в горной местности на высоте от 801 до 2000 м над уровнем моря составляет D = 10% (среднегорье).
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 8,0 х 220 х (1 + 0,01 х 10) = 19,4 л.
3. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Волга Сайбер, работавший в городе с населением 1,5 млн. человек в зимнее время, совершил пробег 85 км.
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Волга Сайбер составляет Hs = 11,0 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 1,5 млн. человек составляет D=25%, за работу в зимнее время D=15%.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 11,0 х 85 х (1 + 0,01 х 40) = 13,1 л.
4. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Daewoo Nexia, оборудованный кондиционером и работавший в городе с населением 150 тыс. человек, совершил пробег 115 км.
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Daewoo Nexia составляет Hs = 8,2 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D=10%, при использовании кондиционера при движении автомобиля составляет D=7%.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 8,2 х 115 х (1 + 0,01 х 17) = 11,0 л.
5. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Mercedes-Benz S500, оборудованный установкой климат-контроль, в зимнее время за рабочую смену в городе с населением 4 млн. человек совершил пробег 75 км, при этом, вынужденный простой автомобиля с работающим двигателем составил 2 часа.
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Mercedes-Benz S500 составляет Hs = 14,8 л/100 км;
время вынужденного простоя с работающим двигателем Т=2,0 часа;
надбавка за работу в городе с населением 4 млн. человек составляет D=25%;
за работу в зимнее время D=10%;
при использовании установки климат- контроль при движении автомобиля D=10%;
Дополнительный расход топлива на простой автомобиля с работающим двигателем составит:
Qн = 0,01 х Hs х D х T = 0,01 х 14.8 х 20 х 2 = 5,92 л.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Qдоп = 0,01 х 14,8 х 75 х (1 + 0,01 х 45) + 5,92 = 22,0 л.
6. Из путевого листа установлено, что городской автобус НефАЗ-5299-10-15 работал в городе с населением 2 млн. человек в зимнее время с использованием штатных отопителей салона, совершил пробег 145 км при времени работы на линии 8 ч.
транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса НефАЗ-5299-10-15 составляет Hs = 39 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 2 млн. человек составляет D=20%; за работу в зимнее время составляет D=8%;
норма расхода топлива на работу отопителя составляет Hот = 2,5 л/ч
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Hот = 0,01 х 39,0 х 145 х (1 + 0,01 х 28) + 2,5*8 = 92,4 л.
7. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль КамАЗ-43253-15 при пробеге 320 км выполнил транспортную работу в объеме 1750 т*км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-43253-15 составляет Hs = 24,2 л/100 км;
норма расхода дизельного топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1.3 л/100 т*км;
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х (Hs х S + Hw x W) = 0,01 х (24,2 х 320 + 1,3 х 1750) = 100,2 л.
8. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-65117-62 с прицепом выполнил транспортную работу в объеме 8400 т км в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800-2000 м и совершил общий пробег 470 км.
— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-65117-62 составляет Hs = 26,0 л/100 км;
— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т*км;
норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляет Hg = 1,3 л/100 т*км;
— надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = 10%;
— масса снаряженного прицепа Gпр = 4,2 т;
— норма расхода топлив на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-65117-62 с прицепом ГКБ- 8350 составляет:
Hsan = Hs + Hg х Gпр = 26 + 1,3 х 4,2 = 31,5 л/100 км.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х (31,5 х 470 + 1,3 х 8400) х (1 + 0,01 х 18) = 303,6 л.
9. Из путевого листа установлено, что седельный автомобиль-тягач МАЗ-5440-А8 с полуприцепом выполнил транспортную работу в объеме 16200 т*км при пробеге 600 км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
базовая норма расхода топлива на пробег для тягача одиночного МАЗ-5440-А8 составляет Hs = 18,7 л/100 км;
— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т*км;
— масса снаряженного полуприцепа Gпр = 8,0 т;
— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5440-А8 с полуприцепом без груза составляет:
Hsan = Hs + Hg х Gпр = 18,7 + 1,3 х 8,0 = 29,1 л/100 км.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) = 0,01 х (29,1 х 600 + 1,3 х 16200) = 385,2 л.
10. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-65115, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 185 км, выполнив при этом m=20 ездок с грузом. Работа осуществлялась в карьере.
транспортная норма расхода топлива на пробег для автомобиля-самосвала КамАЗ-65115 (с коэффициентом загрузки 0,5) составляет Hs = 36,8 л/100 км;
норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет Hz = 0,25 л;
надбавки при обкатке автомобилей, вышедших из капитального ремонта D = 10%;
на работу в карьере D = 25%.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Hz х m = 0,01 х 36,8 х 185 х (1 + 0,01 х 35) + 0,25 х 20 = 96,9 л.
11. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок и снижений.
Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлив определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,08 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.
— базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет Hs = 27,7 л/100 км;
— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т*км;
— масса снаряженного самосвального прицепа Gпр = 4,5 т;
— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом составляет:
Hsan = Hs + Hw Gпр = 27,7+ 1,3 х 4,5 = 33,6 л/100 км.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х [Hsan х S+ Hw х (S’ х G’ + S» х G»)] = 0,01 х [33,6 х 240 + 1,3 х (115 х 13 + 80 х 16)] = 116,7 л.
12. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон Fiat Ducato 2.3TDI, работая в черте города с населением 150 тыс. человек с частыми остановками, совершил пробег 120 км.
базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона Fiat Ducato 2.3TDI составляет Hs = 10,8 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D=10%;
надбавка за работу с частыми технологическими остановками D = 8%;
надбавка за работу без учета перевозимого груза D = 10%.
Нормативный расход топлива:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 10,8 х 120 х (1 + 0,01 х 30) = 16,9 л.