Коэффициент вариации по 223 фз что не должно превышать
Как обосновать НМЦД по 223-ФЗ в 2021 году
Расшифровка НМЦД — это начальная (максимальная) цена договора по 223-ФЗ. В 2021 году ее обоснование стало обязательным для всех заказчиков.
Скачать Федеральный закон № 86-ФЗ от 05.04.2021 с официального интернет-портала правовой информации |
Скачать образец обоснования цены договора с единственным поставщиком по 223-ФЗ |
Скачать образец обоснования НМЦД методом анализа рынка на поставку товаров |
Скачать образец обоснования НМЦД проектно-сметным методом в 2021 году |
Обоснование НМЦД по 223-ФЗ обязательно с 15.07.2021
05.04.2021 на портале правовой информации опубликовали Федеральный закон № 86-ФЗ от 05.04.2021, который обязал заказчиков обосновывать начальную цену договора в закупках отдельными видами юридическим лицам.
Заказчики внесли коррективы в локальные положения, уточняя порядок обоснования:
По нормам закона № 223, НМЦ в закупках — это начальная (максимальная) или ориентировочная стоимость с формулой расчета (указанием цены за единицу товара). Порядок определения этой цифры организации разрабатывают самостоятельно и закладывают в положение о закупках.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили путеводитель по спорам из-за неуказания НМЦД. Используйте его бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Как обосновать НМЦД: пошаговая инструкция для заказчика
Закон о закупках товаров, работ, услуг уточняет, где заказчик по 223-ФЗ указывает НМЦД: в извещении о покупке, тендерной документации, планах. Вот пошаговая инструкция, как подготовить обоснование стоимости договора:
Шаг 1. Сформулировать возможные методы расчета. Большинство заказчиков за основу берут методы, которые закреплены в статье 22 44-ФЗ. Основные из них:
Также компания вправе предусмотреть особые методы обоснования НМЦ. Например:
Шаг 2. Привести порядок определения формулы цены по 223-ФЗ и допустимые значения коэффициента вариации цен по 223, позаимствовав сведения из приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013, который берут за основу заказчики, закупающие по 44-ФЗ. Для калькуляции таких услуг, как ОСАГО, понадобятся тарифы и формулы из указания Банка России от 28.07.2020 N 5515-У. Также понадобится специальная формула, которую используют для закупок с неясным объемом. В качестве основы подойдет стандартная формула расчета, где значение объема выступит в роли переменной:
Шаг 3. Закрепить, каким способом заказчики по 223-ФЗ определяют НМЦД, в локальном положении. Отдельно прописать методологию определения цены для каждого способа и привести формулы расчета.
Шаг 5. Включить данные о НМЦД в извещение о закупке и тендерную документацию, добавив в нее дополнительный блок «Расчет-обоснование НМЦД».
Шаг 6. Опубликовать извещение и расчет в составе документации при размещении заказа. Показываем, как определить начальную максимальную цену для закупок услуг естественных монополий по 223-ФЗ в этом году:
Закон разъясняет, допускается ли указать ориентировочную цену по 223-ФЗ: да, если заранее неизвестен точный объем покупки (пп. 5 ч. 9 ст. 4 223-ФЗ). Например, при заключении договора на поставку запасных частей. Тогда же используют сведения о стоимости единицы товара вместо НМЦД и формулу.
Для закупок у единственного поставщика заказчики чаще всего в положении о закупке прописывают, что обосновывать начальную (максимальную) цену договора с единственным поставщиком в рамках закона № 223 не требуется.
Но есть и те, кто прописывает специальный порядок такого обоснования.
Примеры обоснований
Чаще всего заказчики используют для обоснования НМЦД анализ рынка. Для расчета используют коммерческие предложения по 223-ФЗ для обоснования цены, по аналогии с Федеральной контрактной системой.
Пример, как обосновать стоимость тендера проектно-сметным методом:
Разъяснения по теме
Как определять начальную (максимальную) цену договора для проведения закупок, заключения и исполнения договоров и исчисления НДС применяющим УСН индивидуальным предпринимателям
Опыт работы в сфере госзаказа более 10 лет (скорая помощь, театр им. Н.П. Акимова, Биржа — торги для Газпрома, Транснефти). Высшее образование по специальности «Финансы и кредит» (Университет при МА ЕВРАЗЭС), дипломированный эксперт по госзакупкам.
Обоснование цены договора стало обязательным для заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ
Автор: Зайцева Г. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
У автономных учреждений, работающих по Закону № 223-ФЗ, появится еще одна обязанность – обосновывать начальную (максимальную) цену договора. Для этого надо прописать порядок обоснования цены в своем положении о закупке. В чем суть изменений? С какого момента руководствоваться новыми нормами и как подготовиться к их применению?
Поправки, оформленные в виде законопроекта № 1046332-7, Государственная дума приняла в окончательной редакции 17 марта 2021 года, а Совет Федерации одобрил 31 марта. Президент РФ подписал Федеральный закон от 05.04.2021 № 86-ФЗ, он вступил в силу 16 апреля 2021 года. После этой даты у заказчиков есть 90 дней, чтобы подготовиться к исполнению новых норм.
Что добавить в положение о закупке?
В силу ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ (в новой редакции) в положении о закупке заказчик помимо прочего должен обозначить для себя единые правила определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора. Речь здесь идет и о договорах, заключаемых с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Прописать потребуется в том числе порядок:
определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора;
определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги;
определения максимального значения цены договора.
В то же время в документации о конкурентной закупке порядок формирования цены договора указывать не нужно (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в новой редакции) – ведь правила определения цены, распространяющиеся на все закупки заказчика, теперь должны быть отражены в положении о закупке. Но в документацию надо будет включить обоснование цены договора (единицы товара, работы, услуги) для конкретного случая закупки. В том числе понадобится внести информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и другие обязательные платежи.
Таким образом, поправки Закона № 223-ФЗ скажутся на закупочной деятельности автономных учреждений следующим образом.
1. Заказчики не потеряют самостоятельности в установлении порядка определения цены договора. Но они обязаны отразить этот порядок в своем положении о закупке.
2. Правила определения и обоснования цены договора станут общими для всех закупок заказчика. В отношении конкретного предмета закупки отдельно прописывать такой порядок не понадобится. Но и произвольно менять его при проведении той или иной закупки не получится – все регламентируется положением о закупке.
3. Разработанный заказчиком порядок определения и обоснования цены договора должен охватывать и закупки у единственного поставщика. Прежняя редакция Закона № 223-ФЗ этого не требовала, поскольку в силу ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) извещение и документацию о закупке у единственного поставщика (если иное не оговорено в собственном положении о закупке). Но именно в этих документах раскрываются сами суммы договоров и порядок их формирования. То есть раньше прозрачных правил определения цены договора с единственным поставщиком не было, но после вступления поправок в силу такие правила появились.
4. Порядок формирования цены, установленный в прежней редакции п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, и единые правила, которые теперь должны быть прописаны в положении о закупке, направлены на одно – на максимальное раскрытие информации о цене договора. С одной стороны, используя такой порядок, участник закупки формирует свое ценовое предложение. С другой стороны, заказчик обосновывает, почему он готов заплатить исполнителю договора ту или иную сумму.
Зачем понадобились изменения?
В пояснительной записке к проекту № 1046332-7 сказано, что наделение заказчиков новой обязанностью призвано повысить эффективность закупок в рамках Закона № 223-ФЗ и минимизировать коррупциогенные проявления. Единые для всех закупок заказчика правила формирования цены позволят раскрыть ее составляющие (например, объемы необходимых товаров, работ, услуг, их стоимость, дополнительные расходы), что облегчит жизнь участникам, снижая барьеры при допуске к закупкам. Участникам закупки будет проще формировать свои ценовые предложения с учетом раскрываемой заказчиками информации о цене договора.
На необходимость совершенствования механизма определения начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по Закону № 223-ФЗ, неоднократно указывали ФАС и Минфин. Финансовое ведомство и выступило разработчиком законопроекта № 1046332-7.
Как применять новые нормы?
Автономные учреждения, как и остальные исполнители Закона № 223-ФЗ, должны включить порядок определения и обоснования цены договора в свои положения о закупке в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок – до 15 июля 2021 года. В течение этого срока положение о закупке надо не только скорректировать, но и утвердить, а затем разместить его актуальную версию в ЕИС. До момента, пока актуализированная версия положения не опубликована в ЕИС (но в пределах установленного переходного периода), можно проводить закупки по прежним правилам.
Иными словами, если извещение либо приглашение принять участие в закупке было размещено до публикации скорректированного положения, такая закупка завершается по правилам, действующим на дату размещения извещения (направления приглашения). Если же извещение или приглашение выложено в ЕИС после опубликования доработанного положения (пусть и в пределах установленного переходного периода), проводить и завершать такую закупку надо по новым правилам – обосновывая цену договора.
Но если автономное учреждение в установленный срок не опубликует актуализированное положение о закупке, с 15 июля оно будет считаться неразмещенным в ЕИС. Тогда придется руководствоваться при закупках Законом № 44-ФЗ.
Что учесть при подготовке?
Порядок формирования цены договора заказчики и раньше устанавливали самостоятельно (правда, в отношении каждой конкурентной закупки, а не в виде единых правил). Определенная практика применения данной нормы уже наработана. Так, разъяснения по этому вопросу давал Минфин, а участники закупки, антимонопольные органы и суды иногда усматривали соответствующие нарушения в действиях заказчиков. При разработке или уточнении собственных правил обоснования начальной (максимальной) цены договора автономным учреждениям нелишне изучить комментарии ведомств и судебную практику.
В частности, Минфин в Письме от 12.05.2020 № 24-01-07/38082 сообщал следующее. При установлении начальной (максимальной) цены договора заказчик, работающий по Закону № 223-ФЗ, должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг). В порядке обоснования цены договора можно прописать в том числе необходимость учета НДС при формировании цены.
А Федеральная антимонопольная служба в Письме от 22.08.2018 № АД/66562/18 указала на недопустимость установления нескольких значений цены. Ведомство отметило, что при определении начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно ее значение для всех участников (независимо от применяемой ими системы налогообложения). При этом надо указать, содержит ли установленная цена НДС. В свою очередь, наличие нескольких значений начальной (максимальной) цены договора не соответствует положениям Закона № 223-ФЗ. Это может привести к неоднозначному толкованию участниками закупки данной информации – участники могут необъективно оценить свои возможности при установлении в заявке ценового предложения.
Позицию ФАС подтверждает и судебная практика. Например, АС ДВО в Постановлении от 11.12.2020 № Ф03-4451/2020 по делу № А59-1980/2020 признал вину заказчика и правомерность его привлечения к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Заказчик сформировал две цены договора – для участников, применяющих общую систему налогообложения и УСНО. Он полагал, что установление одного значения начальной (максимальной) цены для участников, находящихся на разных режимах налогообложения, ведет к созданию преимущественных условий. Но арбитры посчитали иначе: значение начальной (максимальной) цены договора должно быть одно для всех. Законом № 223-ФЗ и налоговым законодательством не предусмотрено варьирование цены закупки в зависимости от применяемой системы налогообложения. Наличие обязанности по уплате НДС у одних поставщиков и отсутствие такой обязанности у других – это их предпринимательский риск. Договор заключается на условиях, указанных в извещении и документации о закупке, по цене, предложенной победителем, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.
В другом споре, возникшем между счетной палатой и автономным общеобразовательным учреждением, повод для разбирательства был похожим – установление цены договора с НДС или без НДС. Но дело приняло иной оборот (Постановление АС УО от 29.06.2020 № Ф09-3446/2020 по делу № А60-39708/2019). Школа организовала электронный аукцион на выполнение ремонтных работ и определила начальную (максимальную) цену договора с НДС. По результатам закупки договор был заключен с ИП, а сумма указана уже без НДС. При этом вместо суммы НДС в общую стоимость включили строку «Прибыль подрядчика по результатам аукциона» в размере 690 тыс. руб.
Счетная палата, а затем суды первой и кассационной инстанций признали, что договор заключен на иных условиях, чем те, что определены в извещении и аукционной документации. Закон № 223-ФЗ не содержит обязательных для заказчиков правил, предписывающих уменьшить цену договора на размер НДС, исключить формулировку об НДС либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с НДС и без НДС, то есть разработать условия документации и сформировать цену договора в зависимости от применения системы налогообложения участником закупки. Включение в общую стоимость строки «Прибыль подрядчика», не предусмотренной документацией о закупке и законодательством РФ, привело к необоснованному перечислению исполнителю договора бюджетных средств. Учреждение должно вернуть незаконно использованные средства в размере 483 тыс. руб. Верховный суд поддержал это решение и не стал пересматривать дело (Определение от 12.10.2020 № 309-ЭС20-14275).
Итак, автономные учреждения должны до 15 июля установить порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора и включить его в положение о закупке. При этом, если в силу ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ АУ обязано руководствоваться типовым положением, утвержденным органом-учредителем, всю работу проделает именно он. Учреждению же потребуется внести новые пункты типового положения в свое положение о закупке, утвердить актуальную версию правового акта на заседании наблюдательного совета, опубликовать ее в ЕИС и начать применять принятые нормы.
Коэффициент вариации по 223 фз что не должно превышать
Нередки в закупочной деятельности заказчиков случаи обжалования участниками закупки положений документации, касающихся методики расчетов и обоснования НМЦД, а также проведения проверочных мероприятий органами внутреннего государственного или муниципального финансового контроля как планового, так и внепланового характера.
Представленный справочный материал о порядке обоснования НМЦД поможет заказчику обеспечить результативность закупки. В справке Вы сможете найти необходимую информацию о рекомендуемых антимонопольными органами основах расчета и обоснования НМЦД, базовых и специальных методах обоснования НМЦД, а также узнаете о типичных ошибках и трудностях, с которыми приходится сталкиваться заказчикам при расчете НМЦД, и об экспертных рекомендациях по их предотвращению.
Используя данный справочный материал, вы существенно сэкономите свое время при определении НМЦД, избежите нарушений порядка расчета, жалоб на необоснованность цены от участников закупки и проверок со стороны надзорных органов.
Общие принципы расчета начальной (максимальной) цены договора по 223-ФЗ
Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг видами и категориями юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ.
Заказчики при проведении закупки обязаны руководствоваться Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», иными нормативными правовыми актами РФ, а также Положением о закупке, утверждаемым ими самостоятельно (ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).
Необходимость установления (указания) заказчиками НМЦД при проведении закупок обозначена законодательно в следующих нормах:
1. Положение о закупке должно содержать порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения договора (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).
2. Извещение о закупке должно содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формулу цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (п. 5 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).
3. Документация о закупке должна содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формулу цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (п. 5 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).
Например, при закупке услуг ОСАГО заказчик может указать, что цена договора (в данном случае размер страховой премии) определяется по формуле (п. 12 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, предусмотренного Указанием Банка России от 28.07.2020 N 5515-У):
ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС
При этом полученная по результатам расчета цена не может превышать максимальное значение цены договора.
Указывать цену единицы товара (работы, услуги) и максимальное значение цены договора целесообразно в случаях, когда определить их объем невозможно. Например, если предметом закупки являются работы по техническому обслуживанию оборудования, заказчик может определить цену единицы таких работ и максимальную цену договора. Фактическая же стоимость работ будет зависеть от того их объема, который потребуется заказчику и будет осуществлен.
4. Документация о закупке должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин налогов и других обязательных платежей (п. 7 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ).
Декларативное закрепление обязанностей заказчиков при обосновании и расчете НМЦД определяет и ряд трудностей в толковании Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ.
Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) по 44-ФЗ и 223-ФЗ: образец + обоснование
Разберемся в понятии «НМЦК» и для чего оно введено, какие же методы определения существуют на данный момент. А также узнаем, какими нормативными документами регулируется.
Тема определения и обоснования НМЦК очень обширна, полна нюансов и множества вопросов. Информация адресована заказчикам, но и поставщикам не стоит проходить мимо.
НМЦК — что это и для чего требуется?
Чтобы получить бесплатную консультацию в рамках тендерного сопровождения — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Определение НМЦК производится заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке.
Какие встречаются ситуации при определении НМЦК?
Давайте рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:
Особенности размещения извещения в ЕИС
Извещение размещается на сайте ЕИС в сроки, приведенные ниже, в зависимости от способа закупки и размера НМЦК:
Наименование закупки | НМЦК | Срок размещения на сайте ЕИС |
Открытый конкурс в электронной форме | При любом размере | Не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок |
Электронный аукцион | Более 3 млн. руб. | Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания подачи заявок |
Электронный аукцион | 3 млн. руб. и менее | Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок |
Запрос котировок в электронной форме | При любом размере | Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок |
Запрос предложений в электронной форме | При любом размере | Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса |
На что влияет НМЦК?
От размера НМЦК зависит не только стоимость товара, но и другие особенности закупки, например:
Антидемпинговые меры заказчик применяет, когда поставщик снизил НМЦК больше, чем на 25%. В этом случае:
Для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) правительство установило более мягкие требования. В этом случае заказчик должен:
Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ
Определение НМЦК регламентируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Методы определения и обоснования заказчиком НМЦК, а также цены контракта, заключенного с единственным поставщиком по 44-ФЗ
Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка)
Этот метод является самым распространенным и применяется в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при сравнении рыночных цен идентичных товаров, работ, услуг, которые планируется выставить на торги, или при отсутствии подобных товаров, работ, услуг.
При использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) сведения о стоимости должны быть получены путем сопоставления с условиями будущей закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.
При указанном методе заказчик вправе применять обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг согласно различиям в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.
При расчете этим методом заказчик должен провести:
Анализ общедоступных цен
В целях применения данного метода могут использоваться:
Заказчик должен искать цены только на идентичные или однородные товары.
Идентичные товары | Однородные товары | |
---|---|---|
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики | Одинаковые | Коммерчески сопоставимые |
Качество | Не отличается | Не отличается |
Страна происхождения | Одна | Одна |
Производители | Не отличаются | Имеют одинаковую репутацию |
Например, если две тротуарные плитки одного производителя изготовлены из одинаковых материалов, имеют одинаковые характеристики, но отличаются по цвету — это идентичные товары. Но если они имеют одинаковые характеристики и сделаны из одного материала, но разными производителями, то это однородные товары.
Какую информацию заказчик не вправе использовать при определении НМЦК?
Состав запроса поставщику на предоставление информации о цене:
Цены из реестра контрактов можно увеличить в зависимости от того, каким способом осуществлялась закупка:
Вид закупки | На сколько можно увеличить цену контракта |
---|---|
Конкурс | увеличение не более чем на 10% |
Аукцион | увеличение не более чем на 13% |
Запрос котировок | увеличение не более чем на 17 % |
Запрос предложений | увеличение не более чем на 17 % |
Закупка у единственного поставщика | цена не корректируется |
Расчет коэффициента отклонения
В целях выявления однородности совокупности цен рекомендуется использовать коэффициент вариации, который определяется по формуле (рисунок 1):
Если коэффициент меньше 33 % — цены можно использовать для расчета НМЦК.
Эти цены должны быть однородными — то есть не сильно отличаться в размере. Проверить однородность цен можно при помощи коэффициента отклонения.
Расчет НМЦК методом анализа рынка
НМЦК данным методом определяется по формуле (рисунок 2):
Рекомендации заказчику при использовании метода сопоставимых рыночных цен
Нормативный метод
Суть нормативного метода состоит в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, руководствуясь требованиями ст. 19 44-ФЗ, если такие требования устанавливают предельные значения цен товаров, работ, услуг.
При определении НМЦК данным методом используется информация о предельных ценах, размещенная в ЕИС.
Нормативный метод можно использовать вместе с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного по формуле согласно п.4.2 Рекомендаций.
Определить НМЦК данным методом можно по формуле, приведенной ниже (рисунок 4):
Тарифный метод
Данный метод используется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат регулированию государством или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым тарифам.
Государство регулирует цены на некоторые товары и услуги, например на:
Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.
Формула для определения НМЦК тарифным методом (рисунок 5):
Проектно-сметный метод
Данный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на:
В этих случаях заказчик рассчитывает НМЦК в проектной документации. Для этого он:
Эти документы проверяет государственная экспертиза. По результатам экспертизы заказчик получит два заключения:
Если при проверке в проекте или стоимости работ найдут нарушения, которые можно устранить, документацию отправят на доработку. В этом случае заказчик должен будет устранить все нарушения и повторно отправить документы на проверку.
Если заказчик не согласен с заключением, он может оспорить его в суде.
Затратный метод
Этот метод вступает в силу, когда невозможно использовать названные методы, либо нужно их дополнить. Суть метода состоит в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли. При этом учитываются обычные (прямые и косвенные) затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Сведения об обычной прибыли для определенной сферы деятельности получает заказчик путем анализа контрактов, расположенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
Заказчики редко применяют этот метод, ведь, чтобы правильно рассчитать цену, они должны хорошо разбираться в специфике работы поставщика. Они должны учесть все расходы, например, на:
Важно сформировать цену правильно, ведь если заказчик ошибется в расчетах его могут оштрафовать.
Если вышеназванные методы для определения и обоснования НМЦК применить невозможно, то заказчик использует иные методы. Но в этом случае он должен сформировать обоснование невозможности применения указанных методов.
Онлайн-калькулятор расчета НМЦК
В настоящее время существует проект «Контрактная система в действии». В целях его реализации Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) предоставляет заказчикам бесплатный интернет-сервис: калькулятор расчета НМЦК. Эта программа значительно облегчит подготовку к торгам.
Чтобы получить бесплатную консультацию в рамках тендерного сопровождения — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Калькулятор предназначен для расчета цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с Методическими рекомендациями.
С помощью сервиса можно рассчитать коэффициент вариации, среднее квадратичное отклонение. Также он дает цены прошлых периодов к текущему уровню цен и производит корректировку цены в зависимости от способа закупки, явившейся источником информации о цене.
По итогу предоставляется услуга скачивания обоснования НМЦК по форме, рекомендуемой Минэкономразвития РФ, а также таблицы расчета с полученными данными.
Таблица расчета на сайте НАИЗ выглядит следующим образом:
Таблица 2.
№ | Цена 1 | Цена 2 | Цена 3 | Цена 4 | Цена 5 | Количество | Средняя арифметическая цена | Среднее квадратичное отклонение | Коэффициент вариации цен (не должен превышать 33 %) | Расчет НМЦК |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 |
Идентичные и однородные товары, работы и услуги. Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК3
Далее рассмотрим, какие товары, работы, услуги относятся к идентичным, а какие к однородным.
Идентичными товарами, работами, услугами являются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характеристики. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация.
К однородным товарам относятся товары, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов. Это позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
Чтобы получить бесплатную консультацию в рамках тендерного сопровождения — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Однородными работами, услугами являются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг считаются сопоставимыми в том случае, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие итоги или эти различия могут быть учтены с использованием необходимых корректировок таких условий.
Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Производится согласно методическим рекомендациям, описанных в ч.20 ст.22 44-ФЗ.
Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК:
Правительство Российской Федерации оставило за собой право установления полного списка источников информации, которые могут применяться для определения НМЦК.
Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы устанавливаются методические рекомендации по применению методов определения НМЦК. В качестве дополнения к методическим рекомендациям, указанным в ч.20 ст.22 44-ФЗ, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения НМЦК согласно ч.12 ст.22 44-ФЗ.
Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК в некоторых сферах закупок
Образец обоснования НМЦК
Обоснованием начальной (максимальной) цены контракта называется документ с расчетом, к которому прикладывается информация и документы, являющиеся основанием выполнения такого расчета. В данном документе не указываются наименования поставщиков, представивших информацию. Обоснование подлежит размещению в сети «Интернет».
Оригиналы, использованных при определении, обосновании НМЦК документов (скриншоты, изображения страниц сайтов), нужно сохранять с документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями 44-ФЗ.
Для образца мы взяли на сайте ЕИС конкретное обоснование НМЦК закупки производимой в Краснодарском крае (рисунок 6).
Содержание образца:
Дальше приведен Раздел I. Сметная стоимость в текущих ценах, где приводится наименование затрат и их стоимость согласно сметной документации в текущих ценах (рисунок 7):
В Разделе II. Начальная (максимальная) цена указано значение НДС, а также сумма контракта с учетом НДС. В самом низу документа указаны фамилии уполномоченных лиц, составивших и проверивших его. В нашем случае это инженер и главный инженер организации (рисунок 8).
На этом наша статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, задавайте их в форме обратной связи или по телефону: 8(800) 201-12-78