Кочевание повлияло на усовершенствование чего

Глава II. Казахстан в эпоху железа. Возникновение кочевого скотоводства

Железный век делится на два периода:

Широкое использование железа племенами, населявшими территорию Древнего Казахстана, началось в VIII–VII вв. до н. э. В эпоху железа произошло дальнейшее развитие родовых отношений. Рост населения, дальние перекочевки со скотом, необходимость защищать свои территории от врагов привели к тому, что родоплеменные отношения стали еще теснее. Роды начали объединяться в племена, а племена – в племенные союзы. Среди них были племенные союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов. В раннем железном веке завершилось формирование кочевого скотоводческого хозяйства.

Одна из главных причин появления кочевого скотоводства – изменение климата. Потепление и осушение климата, учащение засух мешало земледелию. Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок. Это еще одна из причин перехода к кочевому скотоводству.

Средства к существованию кочевники могли получать из самых разных источников: кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусств (музыка, театр), наемный труд или даже грабеж или военные завоевания. Поскольку животным были постоянно необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер).

Юрта у кочевников была очень простой и удобной. Она была удобной для кочевания быстро собиралась, а зимой кочевники жили в кирпичных или в каменных домах. В центре юрты был очаг, кочевники считали его святым и оберегали. Недалеко от поселка было родовое кладбище. Посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес развивалось оседлое земледельческое хозяйство.

Скотоводство в древнем Казахстане распространялось на территории

Племена, населявшие территорию Казахстана, начали использовать железо в

Кочевники преимущественно разводили

На территории Казахстана развивалось искусство плавки и обработки цветных металлов в эпоху

Период позднего железа

Кочевание повлияло на усовершенствование

Переносное жилище кочевников

Опустынивание казахстанских степей произошло примерно к концу

Оседлое земледельческое хозяйство развивалось

Кочевники в отличии от охотников и собирателей

Причина(-ы) перехода древних жителей Казахстана к кочевому скотоводству

К деревянному каркасу юрты относится(-ятся) часть(-и)

Чистое кочевание сформировалась в древности

Издревле полукочевое скотоводство получило распространение

Источник

Кочевничество и основные этапы его развития. Специфика кочевого способа производства.

Существует комплекс причин, способствовавших возникновению кочевого скотоводства в евразийских степях. Полагается, что этот переход является следствием действия различных факторов. Как одна из основных предпосылок возникновения кочевничества отмечается аридность географической среды, где земледелие возможно только при наличии ирригации; состав стада, максимально приспособленного к условиям окружающей среды; наличие верховых животных и транспортных средств, развитая имущественная дифференциация. К числу главных предпосылок можно отнести степень дифференциации труда между скотоводами и земледельцами.

В евразийских степях определяющее влияние на переход к пастушеству, а затем и к кочевому скотоводству сыграло коневодство. Использование лошади продвинуло древнее население степи далеко вперед. Кочевники использовали все универсальные возможности лошади как транспортного, пищевого, военного средства. Лошадь помогала беречь другой скот, отвоевывать его у других и даже облегчала им доступ к траве, разбивая своими копытами снежный покров. Наиболее ранние элементы хозяйственно-культурной системы евразийских степей появились в эпоху неолита-энеолита.

В ходе археологических раскопок на поселении энеолитического времени Ботай были обнаружены останки более 70 тысяч особ лошадей. В удельном весе костные останки лошадей составляет 99,9 % всех костей, найденных здесь.

В 111-11 тыс. до н.э. в Великой степи существовал комплекс типа хозяйствования, где сочетались коневодство, земледелие и металлургия. Но значительная часть населения вела подвижный образ жизни.

Но, несмотря на существование двух последних форм, в эпоху гуннов кочевое скотоводство было доминирующим видом хозяйственной деятельности в Великой степи.

К числу особенностей, определяющих специфику кочевого общества, относятся:

1. Скотоводство как преобладающий род хозяйственной деятельности;

3. Периодически сезонная подвижность;

4. Участие в перекочевках большой части населения;

5. Преобладание натуральных форм хозяйства.

Следовательно, кочевничество можно определить как особый род производственного хозяйства, где преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочевки.

Говоря о том, что кочевничество есть яркий результат и самостоятельная ветвь эволюции человечества, мы должны уяснить для себя, что история кочевничества тесно связана со всемирно-историческим процессом. В древней фазе развития кочевники доминировали в Евразийском мире, и вклад их в становление человечества чрезвычайно огромен. Общность древней истории всего Евразийского континента определялась активными миграциями и завоеваниями кочевых народов Центральной Азии. Великие движения кочевых орд из степи в Европу, в Западную и Южную Азию и даже на территорию Северной Африки подталкивали вперед человечество и его прогресс. В ходе этих движений происходило образование государств, общественных институтов и своеобразных динамичных культур. В средние века кочевничество выступало как активная государствообразующая сила. Но она не порождена номадизмом как таковым. Государствообразующим фактором является прежде всего соединение кочевников и земледельцев. Кочевники воедино связывали многочисленный конгломерат локальных культур, творили единую конструкцию мировой истории. Новое время круто изменило расстановку сил в Евразии, было нарушено шаткое равновесие между оседлостью и кочевничеством. Причиной падения культуры казахов- кочевников является не только военная и экономическая экспансия России и Китая в XVIII-XIX веках. Она кроется гораздо глубже: начало кризиса датируется XV веком, когда Центральная Азия теряет свое былое значение доминанты в евро-азиатских отношениях. Впоследствии в новейшее время были нарушены и уничтожены существовавшие тысячелетиями жизненные коммуникации кочевников, производительные силы, культура.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Источник

Глава II. Казахстан в эпоху железа. Возникновение кочевого скотоводства

Железный век делится на два периода:

Широкое использование железа племенами, населявшими территорию Древнего Казахстана, началось в VIII–VII вв. до н. э. В эпоху железа произошло дальнейшее развитие родовых отношений. Рост населения, дальние перекочевки со скотом, необходимость защищать свои территории от врагов привели к тому, что родоплеменные отношения стали еще теснее. Роды начали объединяться в племена, а племена – в племенные союзы. Среди них были племенные союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов. В раннем железном веке завершилось формирование кочевого скотоводческого хозяйства.

Одна из главных причин появления кочевого скотоводства – изменение климата. Потепление и осушение климата, учащение засух мешало земледелию. Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок. Это еще одна из причин перехода к кочевому скотоводству.

Средства к существованию кочевники могли получать из самых разных источников: кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусств (музыка, театр), наемный труд или даже грабеж или военные завоевания. Поскольку животным были постоянно необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер).

Юрта у кочевников была очень простой и удобной. Она была удобной для кочевания быстро собиралась, а зимой кочевники жили в кирпичных или в каменных домах. В центре юрты был очаг, кочевники считали его святым и оберегали. Недалеко от поселка было родовое кладбище. Посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес развивалось оседлое земледельческое хозяйство.

Скотоводство в древнем Казахстане распространялось на территории

Племена, населявшие территорию Казахстана, начали использовать железо в

Кочевники преимущественно разводили

На территории Казахстана развивалось искусство плавки и обработки цветных металлов в эпоху

Период позднего железа

Кочевание повлияло на усовершенствование

Переносное жилище кочевников

Опустынивание казахстанских степей произошло примерно к концу

Оседлое земледельческое хозяйство развивалось

Кочевники в отличии от охотников и собирателей

Причина(-ы) перехода древних жителей Казахстана к кочевому скотоводству

К деревянному каркасу юрты относится(-ятся) часть(-и)

Чистое кочевание сформировалась в древности

Издревле полукочевое скотоводство получило распространение

Источник

Кочевание повлияло на усовершенствование чего

Светлана Михайловна Ионова, Ольга Анатольевна Энговатова

Шпаргалка по истории экономики

Кочевничество – особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. Кочевничество возникло в ходе общественного разделения труда при выделении скотоводства в самостоятельный вид хозяйства. Кочевничество зародилось в конце II – начале I тысячелетия до н. э. в среде горно-степных племен Евразии. С ростом производительных сил и заселением новых областей часть племен переходила в степях, полупустынях и пустынях от оседлого и полуоседлого пастушеского скотоводства к подвижному скотоводству. В течение I тысячелетия до н. э. и в первые века нашей эры кочевничество получило большое распространение в Центральной, Средней и Западной Азии, Причерноморье, позднее – в Северной Африке. Кочевничество способствовало росту поголовья скота, освоению ранее незаселенных областей аридной зоны, развитию связей между племенами. Наиболее приспособленными для кочевничества животными оказались овцы, лошади, верблюды и козы. В арктической зоне в сравнительно позднее время под влиянием южных скотоводческих племен сложилось кочевое оленеводство. Скотоводство, составлявшее основное занятие кочевников и полукочевников, сочеталось с земледелием, торговлей, охотой. В различных природных условиях сложились разные формы кочевания: «меридиональное» (стада перегонялись летом на север, зимой – на юг.), «пустынное» (кочевание от колодца к колодцу или вокруг колодца), «вертикальное» (кочевание с зимних пастбищ, расположенных в долинах, на летние высокогорные). Для кочевничества характерно устойчивое сохранение пережитков племенной структуры. В кочевые группы для выпаса скота и перекочевок объединялись племенные подразделения; существовали племена и союзы племен.

У кочевников была развита частная собственность на скот, общинная форма собственности распространялась на пастбища и источники воды. Вожди и зажиточные скотоводы, используя свою власть и экономическое положение, захватывали лучшие участки пастбищ в личное пользование. Эксплуатация скрывалась под разными формами соседской помощи. Длительное время сохранялись патриархальные формы рабства, продажа рабов, захваченных во время военных набегов. Сущность и характер общественного разделения труда обусловливали необходимость экономических, политических и культурных связей между кочевниками-скотоводами и оседлыми земледельцами. Мирные отношения иногда прерывались враждебными столкновениями. В истории нередко образование кочевниками крупных временных объединений («кочевых империй»), иногда превращавшихся в мощные феодальные государства, на территориях с оседлым земледельческим населением (государственные образования в монгольское и послемонгольское время в Средней Азии, Иране и др.). В феодальную эпоху в условиях кочевничества производство развивалось медленно, что задерживало развитие социальных отношений. С конца XIX в. начался кризис кочевого скотоводства, вызванный развитием капиталистическогоживотноводства и распространением механического транспорта, вследствие чего часть кочевников перешла на оседлый образ жизни.

Появление оседлого образа жизни неразрывно связано с мощным скачком в развитии производительных сил при переходе от раннего к позднему палеолиту. Подъем сказался в возникновении новой техники обработки камня. Новая техника позволяла создавать специальные орудия – скребки, резцы, ножи. Наряду с камнем в употребление вошли кость и рог, из которых изготовлялись шилья, иглы с ушком.

В качестве жилищ люди продолжали использовать пещеры, но наряду с ними распространились большие искусственные жилища – наземные и землянки. В позднем палеолите широко представлены жилища с каркасом из костей животных.

Трудились в общине все, но по-разному. Люди разного пола и возраста выполняли различную работу. Поэтому ученые называют это половозрастным разделением труда. Когда люди перешли к оседлому образу жизни, они стали хоронить умерших поблизости от своих жилищ. Их ощущение связи именно с человеческими существами, жившими в прошлом, усилилось. В жизни такой общины начинают играть большую роль представления о предках, которые первыми пришли на место поселения, стали его основателями, начали обрабатывать землю.

Обмен в то время стал особой формой общения (денег тогда еще не было). Те, кто участвовал в нем, получали не просто материальную выгоду: обменивались нужными вещами и сырьем, заключали дружественные союзы между целыми селениями, договаривались о совместных действиях против общих врагов, заключали браки. Такие сделки сопровождались пиршествами, которые как бы закрепляли договоры. Совместная трапеза еще в первобытные времена стала знаком общности интересов людей, их добрых намерений, обрядом, который гарантировал мир и благополучие.

Представления людей нового каменного века о природе стали более содержательными и разнообразными. Расширялись познания о свойствах минералов. В эту эпоху впервые начали обрабатывать самородную медь.

Наблюдения за движением небесных светил, сменой фаз луны и изменениями в жизни животных позволили уловить связь между этими явлениями. Чтобы заручиться поддержкой сил природы, к ним обращались во время обрядов, им предлагали вкусную пищу. Охотники заклинали зверей, чтобы те согласились быть убитыми, обещая им за это угощение, а потом новое рождение.

3. ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

Для присваивающего хозяйства характерно наличие двух отраслей – собирательства и охоты. Это составляло основу их жизни. Охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие человеческих коллективов.

Объектами охоты в зависимости от фауны той или другой области были различные животные. В тропической зоне это были гиппопотамы, антилопы, дикие быки. В более северных областях охотились на лошадей, оленей, кабанов, пещерных медведей и львов. Культурный слой содержит останки сотен тысяч животных.

Охота на крупных животных требовала большого числа охотников. Древнейшие люди пугали зверей шумом, огнем, забрасывали камнями и гнали к глубокому обрыву. Животные падали и разбивались, людям оставалось только добить их. Охота была той формой трудовой деятельности, которая больше всего стимулировала организованность первобытного человеческого стада, заставляла его членов все теснее сплачиваться в трудовом процессе и демонстрировала силу коллективизма.

Животную пищу первобытные люди получали не только от охоты на млекопитающих, также они убивали земноводных, мелких грызунов.

Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях стадных форм поведения. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в которых были сильно выражены социальная связь и взаимопомощь.

Воздействие природного окружения и усложнение деятельности людей привели к появлению около 250 тыс. лет назад древней разновидности человека разумного – неандертальца. Неандертальцы стали заселять юг Европы, Азии, Африки. В ту пору высокого уровня развития достигла техника изготовления каменных орудий. Многие из них делались из пластин правильной формы. Именно в это время сложились формы многих вещей, которые потом стали делать из металла, – наконечников копий, кинжалов, ножей.

Источник

класс. Казахстан в эпоху железа. Глава II

Возникновение кочевого скотоводства

Железный век делится на два периода:

1. Ранний железный век (VIII-III вв. до н.э.)

2. Поздний железный век (III в. до н.э. – V в. н.э.)

Люди использовали лошадей как транспорт и как еду. Они хорошо переносили холод, под снегом могли найти себе еду. Появление металла в основном помогла хорошо использовать возможности лошадей. На кое пастухи могли пасти свой скот очень долго. В начале древние жители пасли скот вблизи поселений.

На территории Западного Казахстана распространенным животным было верблюд. Он мог надолго терпеть жажду и не искать себе еды. В основном его использовали в качестве транспорта.

В эпоху железа на территории Казахстана роды начали объединяться в племена. Пичиной объединение было в том, что когда кочевники переселялись на них часто нападали и чтобы защититься они начали объединяться. Например: саки, уйсуны, кангюй, гунны и сарматы. В результате племенных союзов возникли государства.

Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников — кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, различные виды искусства (музыка, театр), наемный труд или даже грабеж или военные завоевания.

Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер).

Юрта у кочевников было очень простым и удобным. Оно было удобным для кочевания быстро собиралось. А зимой кочевники жили в кирпичных или в каменных домах. В центре юрты был очаг, кочевники считали его святим и оберегали. Недалеко от поселка было родовое кладбище.

Посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха.

В Западном и Центральном Казахстане образовалось чистое кочевание, а в Южном Казахстане у берегов рек Шу, Сырдарья развивалось земледелие.

Вопросы к конспектам

В каких частях распространялась скотоводства в древнем Казахстане:

В какую эпоху на территории Казахстана развивалась искусство плавки и обработки цветных металлов:

В отличие кочевников от охотников и собирателей:

Во время кочевания верблюды могли поднимать:

Каких животных кочевники преимущественно разводили:

Кочевания повлияло на усовершенствованию:

Назовите период позднего железа:

Опустынивание казахстанских степей было примерно к концу:

Переносное жилище кочевников:

Племена населявшие территории Казахстана начали использовать железа в:

Основы жизнеобеспечения кочевого скотоводства

Переход к кочевому скотоводству и, тем самым, к кочевому образу жизни стал единственно возможным способом решения острейших проблем. Важнейшим из них было природно-климатическое изменение.

В середине II тыс. до н.э. началось опустынивание казахстанских степей. В новых климатических условиях продолжение прежних методой хозяйствования стало невозможным. Так постепенно начиная с раннего железного века, скотоводы переходили к кочевому образу жизни.

Кочевничество – исторически сформировавшаяся хозяйственно культурная, общественная система.

Причиной возникновению кочевого скотоводство в Казахстане было несколько:

В) Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокруг стоянок (Одна из причин перехода к кочевому скотоводству – резкое увеличение поголовья скота).

Г) В отличие от охотников и собирателей, кочевники сами производили продукцию. В поголовье преобладали овцы и лошади, численность коров была небольшая.

Древние жители пасли свой скот около поселении. Вдали от поселения находилось родовое кладбище. Кочевники усовершенствовали конское снаряжение, изобретя стремена, удила, седло.

Они изобрели штаны, стремена, кочевая повозку, изогнутую саблю, юрту.

В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд; На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше; Для юга страны характерно преобладание овец; В некоторых горных местностях развивался отгонный тип хозяйства.

Вопросы к конспектам

В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл:

Во время кочевого скотоводство на них часто нападали. Это привело к:

Древний праздник дошедших до нас, которого праздновали 3000 лет назад кочевые народы:

Из скольких жилищ состояло зимовка кочевников в эпоху бронзы:

Какое хозяйство было первым у первобытных людей:

Народные собрании проходили:

Опустынивание казахстанских степей началось в середине:

Отгонный тип хозяйства развивалась в:

Скотоводческая культура делится на:

Скотоводы переходили к кочевому образу жизни с:

Общественный строй саков и их расселение

В 8-3 вв. до н.э. на территории Казахстана проживала племя саков. Саки делились на три группы:

1. Саки-тиграхауда («носящие остроконечные шапки»)

2. Саки-парадарайа («заморские саки»)

3. Саки-хаумаварга («изгота вливали хаома»)

Во времена сакской эпохи военное дело было очень силно развито. Начали формироваться государство.

Саки-тиграхауда жили на территории Жетысу (Семиречье), подножье Тянь-Шаня, среднее течение Сырдарьи и в северном Кыргызстане, Ташкенте. Они в основном обитали в Жетысу и в Южном Казахстане. Саки-парадарайа жили на территории Приаралье и низовья Сырдарьи. (Северное Причерноморье, Северный и Центральный Казахстан, низовья Амударьи). Саки-хаумаварга жили на территории долина реки Мургаб (река в Туркмении и Афганистане).

Сакское общество состояло из трех слоев:

1. Жрецы – носили белую одежду

2. Войны – носили красную или желто-красную

3. Крестьяне (скотоводы, земледельцы) – носили желтую или синую

В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.

Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия.

Самое большое количество курганных могильников саков сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока.

Основным видом хозяйства саков было скотоводство в сочетании с земледелием. Развивались три основных направления скотоводства:

Вопросы к конспектам

В районе современного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу жили:

Воины саков на индоиранском языке назывались:

Даи, аргиппеи, исседоны, массагеты населяли:

Жрецы одевали одежду:

Какое было положение женщин в сакском обществе:

Кого называли «ратайши» у саков:

Кто из древнегреческий писателей говорил: «Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву».

На какой части Казахстана появился традиционный очаг земледелия:

Сакское общество в основном состояло из:

Хозяйство и быт саков

Сакские племена веди кочевую образ жизни. Обычно кочевали от озера к озеру или от колодца к колодцу около водных источников. Жили саки в юртах, которые были установлении на четырех или шести колесник повозках. Во время охоты или войны они передвигались на куйме. Они были на двухколесными. Повозки обычно запрягали лошадями или верблюдами.

В 6-3 вв. до н.э. саки установили торговую связь с Китаем, Индией и Персией. Это доказывают найденные китайские зеркала, изделии из Персии в погребениях сакских знати.

Часть саков занимались земледелием. Археологи нашли оросительные канал возле скотоводческих поселений городища Чирик-Рабат на территории нынешней Кызылординской области. Постепенно у саков увеличивалось число оседлых поселений, развивались ремесло и торговля, возникли города.

Основным видом хозяйства саков было скотоводство в сочетании с земледелием. Развивались три основных направления скотоводства.

Кочевое скотоводство хорошо развивалась в степях Западного и отчасти Центрального Казахстана. Ему характерно круглогодичное кочевание: кыстау, жайлау, коктеу, куздеу. Полукочевое скотоводство развивалась в степях восточного и северного Казахстана, Жетысу, ряде районов Центрального Казахстана, у подножия Тань-Шаньских гор. У них были зимние и летние стоянки. Оседлое скотоводство хорошо развивалась на юге Казахстана, долинах рек Сырдарьи, Чу, Талас и Келеса.

Греческий историк Ксенофот рассказывал что персидский царь был готов отдать свое царство за сакского коня.

Важную роль в скотоводстве играли овцы, дававшие мясо, шерсть, шкуры. Были распространены крупные овцы, близкие к современной породе курдючных овец. Было развито в степных и полупустынных районах Казахстана. Верблюдов использовали как верховое и вьючное животное. Они давали шерсть, мясо и молоко.

Вопросы к конспектам

В каком веку саки установили торговую связь с Китаем, Индией и Персией:

Городища Чирик-Рабат находиться в:

Кто из греческих историков рассказывал что, персидский царь был готов отдать свое царство за сакского коня:

На сколько групп делились саки:

Основным хозяйством саков было:

Племя саков проживала на территории Казахстана в:

Сколько было основных направления скотоводства у саков:

Укажите длину меча акинак:

Укажите название жилище саков, на котором они передвигались во время охоты или войны:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *