группа зпр в детском саду что это такое
Группа ЗПР в детском саду — плюсы и минусы
Перед родителями, чьи дети имеют диагноз ЗПР (задержка психического развития), рано или поздно встаёт вопрос: отдавать ли ребенка в специализированную коррекционную группу детского сада или оставить в обычной.
Для начала рассмотрим отрицательные стороны и попробуем разобраться, чего в них больше – правды или родительских страхов. Конечно, каждой маме её ребенок, пусть немного и не такой как все, видится всё равно в коллективе обыкновенных ребятишек, за которыми ее чадо будет «тянуться» и, в конце концов, дотянется до такого же уровня развития. Однако мало кто сознает, что ребенку, отстающему в психоречевом развитии, в коллективе среди обычных детей будет достаточно тяжело в силу того, что он не сможет наравне со всеми принимать участие в игровых занятиях или такими же темпами, как и все, усваивать учебный материал. Подобное состояние вполне может сказаться и на его поведении: агрессивность, нервозность, — вот далеко не полный перечень возможных побочных эффектов. К тому же, если рассматривать ситуацию с заполняемостью детских садов в настоящее время, можно с уверенностью говорить о том, что при количестве детей в группе от 30 до 50 человек никакого особенного внимания, в котором так нуждаются дети с задержкой развития, оказать просто физически невозможно.
Основной же минус нахождения в группе ЗПР базируется на детской особенности копировать поведенческие элементы сверстников, и, конечно же, как правило, негативные. Что и говорить, в группе компенсирующей направленности негативные поведенческие реакции явление совсем не редкое. В этом случае можно только порекомендовать родителям больше уделять внимания детям, обеспечивая этим корректировку поведения.
Зато положительная сторона пребывания ребенка в компенсирующей группе гораздо важнее, чем недочеты в поведении. Ведь группа ЗПР это, в первую очередь, специалисты, которые будут заниматься с отстающим ребенком каждый день по определенной программе. Систематизация и методичность, — вот те два кита, на которых стоит коррекционная работа с дошкольниками, имеющими задержку психического развития. Кроме обычных воспитателей с детьми работает логопед, дефектолог, инструктор ЛФК и психолог. А в выходные и праздничные дни эстафету принимают родители, которые помогают выполнять детям задания, выдаваемые дефектологом и логопедом каждую неделю.
Такая коллективная работа приносит достаточно эффективные плоды, вот почему к окончанию детского сада подавляющее большинство воспитанников коррекционных групп поступают в обычную массовую школу. И напротив, те дети, с которыми не была проведена необходимая дошкольная подготовка с учетом психофизических особенностей, имеют гораздо больше шансов очутиться в итоге в коррекционной школе.
Поэтому, если вы как родитель замечаете отставание вашего ребенка в интеллектуальной сфере, и это в дальнейшем находит подтверждение в вердикте ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), то, при наличии территориальной доступности такой группы, пребывание ребенка в ней действительно целесообразно и даже необходимо.
Общий или коррекционный сад?
Иногда родители детей с особенностями развития оказываются на распутье, в какой детский сад отдать своего ребенка: в частный или государственный, обычный, надеясь, что ребенок догонит сверстников, или в компенсирующий.
Что такое коррекционный детский сад?
Детский сад компенсирующего (коррекционного) вида— это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в котором созданы условия для всестороннего развития, лечения и коррекции таких детей.
Отличительной особенностью компенсирующих садов является то, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники соответствующего профиля, детские психологи.
Количество детей в группах таких садов, как правило, не превышает 10-16 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку в необходимом объеме.
Поскольку количество мест в группах компенсирующего вида ограничено, это привело к тому, что дети вынуждены стоять в очереди для получения места достаточно длительное время, а в логопедических садах и группах иногда наблюдается переполнение.
Регулярность занятий в специальных группах, объединяющих детей с равным уровнем развития и схожими отклонениями, позволяет целенаправленно и углубленно проводить коррекцию дефектов, дисциплинирует детей, дает позитивные результаты в подготовке к обучению в школе. В то же время на практике часто встречаются ситуации, когда в логопедической группе оказываются дети с выраженными умственными, поведенческими и/или эмоционально-волевыми проблемами, что создает трудности осуществления образовательного процесса во всей группе.
Практически во всех коррекционных садах проводятся занятия с родителями, помогающие им лучше понять проблемы своего ребёнка с ОВЗ и создать дома благоприятные условия.
Приём детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Виды коррекционных детских садов
Виды коррекционных детских садов раньше определялись категориями воспитанников:
1-2 — неслышащие и слабослышащие дети;
3-4 — незрячие и слабовидящие;
5 — дети, имеющих тяжелые нарушения речи;
6 — дети с патологией опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП)
7 — дети с задержкой психического развития (ЗПР и ЗПРР).
8 — дети, имеющие интеллектуальную недостаточность (умственную отсталость) и с расстройством аутистического спектра (РАС).
Сейчас все чаще встречаются сады комбинированного вида, где в здании одного детского сада могут быть общеобразовательные группы и группы компенсирующей направленности.
В компенсирующие детские сады для глухих и слабослышащих детей прием осуществляется по направлениям ПМПК с 1,6 до 7 лет в младшие, средние, старшие и подготовительные группы со щадящим режимом или круглосуточного пребывания.
Основные коррекционные занятия проводятся дефектологом-сурдопедагогом (развитие речи, слуховое восприятие, обучение звукопроизношению, помощь в использовании слуховых аппаратов), логопедом, психологом. Воспитатели и другие специалисты проводят занятия по музыке, физическому, художественно-эстетическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром. Дети находятся под постоянным наблюдением врачей соответствующего профиля.
Компенсирующие сады для детей с нарушением зрения оснащены специальным оборудованием и пособиями для незрячих и слабовидящих детей (шрифт Брайля, оптические, технические средства, аудиобиблиотеки, рельефный наглядный материал). Поскольку нарушение зрения влияет и на развитие устной и письменной речи, создающее трудности в общении и в дальнейшем получении общего образования, кроме воспитателей с детьми работают дефектологи-тифлопедагоги, врачи (офтальмолог, психоневролог и педиатр), логопеды, музыкальный работник и другие специалисты. Щадящий режим даёт возможность для восстановления зрения.
Детские сады для детей с нарушениями речи, логопедические сады. Основным инструментом общения людей является речь, а количество детей, имеющих речевые проблемы, с каждым годом растет, поэтому практически в каждом дошкольном учреждении работает логопед. Но есть также логопедические группы в садах комбинированного вида, логопункты в компенсирующих садах и логопедические сады. Как разобраться, в какой мере нужен логопед ребёнку?
Логопедическая группа в садах комбинированного вида (старшая и подготовительная) предназначена для обучения детей с незначительными, поддающимися коррекции, нарушениями речи. Посещение такой группы может быть рекомендовано ПМПК с 4 лет (иногда – с 3 лет). В этом возрасте дети начинают осознавать свою речь, а специалисты диагностируют нарушения. Специальное оснащение группы, особый режим дня, небольшое количество детей, интенсивная индивидуальная работа и коррекционная направленность занятий в течение всего дня — условия, которые при регулярном посещении сада обеспечивают устранение речевых дефектов и квалифицированную подготовку к школе.
Направления в логопедические группы детских садов выдаются детям с сохранным интеллектом и слухом по рекомендации ПМПК.
Если ребенок не говорит в возрасте 3-4 лет, кроме задержки речевого развития имеется и задержка психического развития, эмоционально-волевой сферы. Для комплексного решения проблемы они могут быть направлены в компенсирующий детский сад (7 вид), в группу для детей с ЗПР и ЗПРР.
В логопедический сад попадают дети с тяжелыми нарушениями речевой функции (например, с алалией). Основное время обучения в строгом распорядке дня отводится на коррекцию речевых нарушений, формирование правильного звукопроизношения, артикуляционной гимнастике, развитию фонематического слуха. Также обязательно проводится логопедический массаж. По адаптированным образовательным программам с детьми работают дефектологи, логопеды, психологи, используя эффективные формы работы: фронтальную, способствующую формированию навыков слушания, узнавания и исправления речевых ошибок; занятия в микрогруппах, объединяющие малышей с похожими дефектами, индивидуальную — основную в коррекции речевых нарушений для каждого ребенка.
Воспитатели проводят занятия по основным предметам. Большое внимание уделяется музыкальным занятиям, развитию чувства ритма.
В коррекционных детских садах для детей с нарушениями других функций (проблемы слуха и зрения), имеющих ещё и вторичные речевые расстройства, открывают логопункт, функционирующий с учетом основной коррекционной программы.
Детские сады для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ДЦП имеют хорошую материально-техническую базу: специальные спортивные площадки, бассейн, тренажерные и спортивные залы, компьютерные классы, кабинеты специалистов для проведения коррекционных занятий и лечебных процедур (физиотерапия, ЛФК, массаж, водо- и грязелечение), оснащены медоборудованием, колясками, приспособлениями для передвижения, обеспечены специальными игрушками, дидактическими пособиями. Коррекционные занятия проводят педагоги-дефектологи, логопеды, инструкторы ЛФК, наблюдают врачи: ортопеды, психиатры, неврологи.
Причиной для направления в сады для детей с задержкой психического развития (ЗПР) является нарушение темпа развития, при котором отдельные психические функции (память, мышление, моторика, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера) не соответствуют принятым возрастным нормам. Дети с ЗПР обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в дошкольном и младшем школьном возрасте успешно преодолевают отставания. С помощью педагогов-дефектологов, детских психологов, неврологов, психиатров и других специалистов они приобретают знания, умения и навыки, догоняя в развитии своих нормотипичных сверстников. При успешной коррекции ежегодно, по заключению ПМПК, дети могут быть переведены в детский сад другого вида.
Для детей с нарушениями аутистического спектра во многих городах России создаются бюджетные центры аутизма, специалисты которых оказывают помощь детям с нарушениями психики. В центрах помимо школ есть дошкольные отделения, осуществляющие подготовку особенных детей к обучению в школе. Принцип преемственности и непрерывного образования дает возможность выпускникам такого детского сада безболезненно продолжить обучение в начальной школе в привычной среде.
В коррекционные сады VIII вида для детей с диагнозом «Умственная отсталость» принимают детей 4-8 лет с неосложнённой формой интеллектуальной недостаточности. Основная деятельность специалистов направлена на развитие нарушенных функций с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка и подготовку к обучению в специальной коррекционной школе.
Детей с тяжёлой формой умственной отсталости и нарушениями психики направляют в учреждения социального обеспечения и здравоохранения.
Родители детей, имеющих явно выраженные и тяжелые нарушения, однозначно выбирают коррекционный сад.
В тех семьях, где растёт малыш с незначительными, на взгляд родителей, проблемами, и возникает дилемма, в какой же сад отдавать ребенка, в общий или в коррекционный.
Например, часть родителей считает, что в логопедическом саду их ребенок, имеющий незначительные дефекты речи, станет разговаривать еще хуже, общаясь с детьми, у которых отклонения очевидны и более сложные. Логопеды отвечают на это, что имеющиеся навыки речи ребёнок не потеряет, а регулярные занятия со специалистами любому пойдут на пользу.
Многочисленная группа родителей боится отдавать ребенка в коррекционный сад, несмотря на показания, так как это может закрыть двери для их ребенка в престижную школу или лицей. Это действительно так, но относится только к детям с серьёзными нарушениями, плохо поддающимися коррекции. Напомним, что цель пребывания ребенка в специализированном детском саду – получить квалифицированную помощь в коррекции дефектов развития речи и максимально эффективно подготовить его к школе.
Стыдясь диагноза, который может стать препятствием к получению наилучшего образования их ребенком, и удовлетворяя свои амбиции, некоторые родители устраивают детей в обычный сад. Тем самым они часто обрекают малышей на одиночество среди здоровых сверстников и отсутствие необходимой помощи специалистов.
Среди родителей бытует мнение, что резкая смена детского сада или группы способствует возникновению стресса у детей, поэтому не хотят переводит ьсвоего ребенка из обычного сада в коррекционный. Но если ребёнок поменял коллектив для того, чтобы устранить проблемы развития, то он вместе с необходимой помощью специалистов получил ещё и первые навыки стрессоустойчивости. После детского сада будет школа и взрослая жизнь, а от стрессовых ситуаций оградить невозможно. Избежать сильного стресса малышу может помочь соблюдение правил адаптационного периода.
Инклюзивное образование в России
Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС законодательно обеспечивают право любого человека на образование, независимо от его физических, психических и интеллектуальных особенностей и возможностей.
Инклюзивное образование обозначено в государственном стандарте как передовая система совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей.
Инклюзия может оказать помощь особенному ребенку, сделать добрее и отзывчивее нормотипичных детей, но для этого необходимы определенные условия:
Политика государства в отношении развития и образования детей с ОВЗ подразумевает модернизацию среды: улучшение материально-технической базы, подготовку кадров, изменение сознания граждан. Идеи и проекты инклюзивного образования все еще далеки от совершенства по объективным причинам, ведь в жизни мы пока часто встречаем:
Иногда особенный ребенок, по убеждению и желанию родителей, попадает в обычный садик, и для детей группы, в которую его определили, начинается невыносимая жизнь. Мама считает, что общение с окружающими детьми позитивно влияет на её малыша, а родители остальных детей будут винить особенного ребенка во всех негативных метаморфозах, происходящих с их детьми, пусть даже особенный ребенок будет совершенно не при чем. В этой ситуации от общения разных по развитию детей страдают все: обычные дети избегают контакта с особенным, получая негатив от этого общения; ребенок с ОВЗ оказывается непонятым и одиноким; нервничают родители всех детей; воспитатель уделяет много внимания одному ребенку, обделяя других, либо – наоборот, причём ни то, ни другое не способствует гармоничным отношениям в группе. А чтобы воспитывать милосердие, необходимо равномерное внимание педагога ко всем детям. В итоге коррекции недостатков развития ребенка, нуждающегося в ней, не происходит, а здоровые дети чувствуют себя некомфортно или проявляют равнодушие, а порой и агрессию по отношению к ребенку с ОВЗ.
Инклюзивная система образования широко обсуждается, имеет свои плюсы и минусы, но пока в России она не прижилась — слишком много изменений в обществе должно для этого произойти.
Есть родители, которые считают, что лучше подготовить ребенка с ОВЗ к школе без посещения ДОУ, занимаясь индивидуально со специалистами и не травмируя психику малыша, но лишая его возможности полноценной социализации. Также эффект от ежедневных занятий квалифицированных специалистов с особенными детьми в коррекционном саду несопоставим с полезностью эпизодических занятий дома или в дополнение к обычному детскому саду.
Решая вопрос о том, какой сад должен посещать ребенок, стоит прислушаться к мнению специалистов и рекомендациям ПМПК. Без особой необходимости ребенка с незначительными нарушениями в коррекционный сад не отправят.
Желаем всем родителям оставаться благоразумными и действовать в интересах своего ребенка!
Последние несколько лет к проблеме задержки психического развития наблюдается повышенный интерес. Связано это с тем, что такое отклонение в психическом развитии является неоднозначным, существует множество причин, предпосылок и следствий его возникновения. Поэтому данное явление, такое сложное по своей структуре, требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае.
Задержка психического развития (ЗПР) относится к категории слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет таких тяжелых патологий развития, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, двигательной системы, слуха или зрения. Главные трудности, которые такие дети испытывают, связаны прежде всего с обучением и социальной адаптацией.
Происходит это потому, что темпы созревания психики при задержке развития замедлены. Кроме того, у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться как по степени, так и повремени проявления.
Попытаемся выделить ряд особенностей развития, характерных для большинства детей с задержкой психического развития.
Нарушение восприятия обычно проявляется в затруднениях при построении целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая особенность восприятия обычно является причиной ограниченности знаний об окружающем мире. Также нарушены скорость восприятия и пространственная ориентировка.
Память у детей с ЗПР также имеет определенную особенность:они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем информацию словесного характера.
Темп развития речи при ЗПР, как правило, также замедлен. Другие же особенности речевого развития обычно зависят от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: в одних случаях может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, в других случаях наблюдается системное недоразвитие речи.
Отставание в развитии мышления при ЗПР обнаруживается в первую очередь во время решения задач словесно-логического характера. К началу школьного обучения дети с ЗПР, как правило,не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
При этом ЗПР не является непреодолимым препятствием на пути к освоению общеобразовательной программы обучения. Однако, программа эта должна быть скорректирована в соответствии с особенностями развития ребенка.
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие:
1) Неблагоприятное течение беременности:болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп); хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы); токсикозы, особенно второй половины беременности; токсоплазмоз; интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
2) Патология родов:травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);асфиксия новорожденных и ее угроза.
3) Социальные факторы:педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.
Задержку психического развития принято делить на четыре группы:
Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.
Таким образом, в данном случае наблюдается явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Следствием этого является отсутствие у ребенка представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.
Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.
Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
Ирина Ивановна Брюханова
Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Что такое задержка психического развития?
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР.
Кто эти дети?
Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей.Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.
Большое значение имеет именно педагогическая работа воспитателя c детьми при задержке психического развития.
Работу c такими детьми провожу прежде всего в условиях повседневной жизни в группе,на занятиях: развитии речи, ознакомлении c окружающим миром, лепки, аппликации, рисовании (c дошкольниками);вне занятий: игры c конструктором, развивающие игры, познавательной кр учебной сфере, беседе,в трудовой деятельности: работа в уголке природы, труд в спальнях, работа в огороде. С детьми проводятся индивидуальные занятия на различную тематику.
Teпepь я хочу рассказать более подробно o каждом виде деятельности работы с детьми при ЗПР.
В своей работе стараюсь уделять постоянное внимание каждому ребёнку. Общаясь c детьми, стараюсь построить с ними доверительные отношения, Поэтому, разговаривая с ребёнком, чаще надо приседать перед ним, чтобы общение происходило “глаза в глаза”. Общаясь с воспитанником необходимо всегда называть его по имени, так как это свидетельствует о заботе взрослого о ребёнке: “Меня назвали по имени, значит, на меня обратили внимание, меня выделили”. Необходимо различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть плохое поведение. Стараюсь помочь ребёнку оценить своё поведение, поступки, действия. В беседе с ребенком, стараюсь подвести его к тому, чтобы он сам оценил свой поступок,говорю ему: “Ты хороший, но поступил не совсем правильно”.
В общении c ребёнком необходимо избегать сравнений со сверстниками, так как наши дети испытывают неуверенность в себе, и болезненно реагируют на это, считают, что их не любят. Лучше сравнить поведение ребёнка вчера c его поведением сегодня.
Использую в работе методику “Дерево поступков. У детей группы занижена самооценка, узкий кругозор, скудный словарный запас, ослаблены все познавательные процессы.
В своей работе использую такие технологии:
— арт – терапия или терапия творчества. Через рисунок, сказку, игру ребенок выражает свои эмоции и внутренние конфликты. Это помогает ему понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, снятию напряжения, развитию навыков общения, эмпатии и творческих способностей.
— сказкотерапия – это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире. Дети учились составлять сказку на предложенную тему, изображали ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра; “, в результате у детей развивается творческое воображение, ребенок учится сочинять продолжение для старых сказок, придумывать новые сказки по новым вопросам.
— песочная терапия (снятие агрессии, развитие мелкой моторики рук)
Дети c з. п. р. обычно обучаются в коррекционной школе. В группу попадают дети, которые намного отстают от своих сверстников. С обучением у детей связаны отрицательные эмоции. Для таких детей,характерны: низкая познавательная активность, узкий кругозор, отрицательное отношение к учению, в то же время эти дети нередко обладают любознательностью, творческой энергией.
У детей с зпр замедленная реакция. Очень хороший метод работы (реально вижу результат, как “переборка круп”.На практике это происходит следующим образом:
1 этап: смешиваю горсть риса и горсть гречки (отделить рис от гречки);
2 этап: задание выполняем тоже, но маршируем;
3 этап: задание выполняем тоже, но рассказываем стихи.
Результат: заторможенность пропадает, дети становятся более активными.
Свою работу c дошкольниками строю исходя из рекомендаций психолога, индивидуально с каждым ребёнком. Чтобы сосредоточить внимание у дошкольников на занятиях математики использую в работе игру “Цифровая таблица”,Задание: постарайся, как можно быстрее находить, показывать, называть вслух цифры от 1 до 10).
На занятиях лепки, аппликации, рисовании развиваю мелкую моторику пальцев рук, воспитываю любовь к окружающему миру, природе, аккуратность, опрятность в работах.
В играх развиваю y детей навыки культурного общения, учу быть дружными, с любовью относиться друг к другу.
Дети с зпр отлично трудятся. С каким желанием они убирают свои спальни, игровые, приучают малышей трудиться вместе с ними.
В летний период активно работают на огороде группы. Выращенные цветы украшают спальни. Укроп, петрушку используют на кухне.
Все это дает осознать ребенку свою нужность. Дети чувствуют себя одной семьей.
Трудовое обучение осуществляется и на занятиях по ручному труду. Дети вместе c воспитателями изготавливают замечательные поделки. Обучение труду играет огромную роль во всём психическом развитии ребёнка, в его умственном и нравственном воспитании.
Контролирую каждый день пребывания ребенка в группе.
При любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при любой тяжести этого отклонения для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития. Цель коррекционной работы не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие и социальная адаптация. Нужно активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей. У детей с ЗПР большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Значит, цель проведения коррекционной работы –помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка.
Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.
Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития Психологическое сопровождение- это система профессиональной деятельности педагога- психолога, направленная на создание оптимальных условий.
Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) одной из приоритетных областей личностного.
Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности,.
Характеристика диагностической программы для развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития В целях подробного исследования проблемы развития памяти у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития в психологии.
Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.
Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.
Особенности представлений об окружающем мире у детей 4–5 лет с задержкой психического развития Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает.
Система закаливающих процедур в группе детей с задержкой психического развития 6–7 лет Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания.