группа тнр в детском саду что это такое
Тяжелое нарушение речи (ТНР) — что это за диагноз?
В крайней форме ТНР можно проследить лексическое и грамматическое недоразвитие, трудности со связной речью. Из этого следует заторможенное мышление, сложности в чтении и при письме.
Классификация тяжелых нарушений речи
Врачи логопеды выделяют на данное время два варианта классификаций трудности речевого развития у детей дошкольного возраста. На основе патологий сформирована такая клиническая картина:
Исходя из поставленного диагноза, специалисты определяют индивидуальные методы лечения для каждого ребенка.
В Российской Федерации создана другая классификация речевых дефектов у детей. Ее называют психолого-педагогической:
Для полной и правильной диагностики следует рассмотреть нарушения речи по обеим классификациям. В таком случае получится верно выбрать курс лечения.
Причины развития патологии
Очень часто сложно установить причину отклонения https://rechudetey.ru/narushenie-rechi/prichiny.html по одному из признаков, так как проблема состо ит из целого ряда факторов. Специалисты выделяют следующие основные причины ТНР :
Ребенок может плохо развивать свою речь, если у него глухие родители. Наиболее опасными периодами для срыва речевого развития являются 1-2 года и 5-6 лет.
Важно: в некоторых случаях нарушенное развитие речи может быть из-за перенесенных вирусных и бактериальных инфекций.
Обучение детей с ТНР в детских садах
В такой разработке должны быть рассмотрены аспекты психофизического и речевого развития каждого отдельно взятого ребенка. В ней учитываются возможности малыша, план коррекции и адаптации его в социальной сфере. Это означает, что детский сад применяет государственную программу для детей с ТНР, но при этом вносит корректировки с учетом на особенности личности каждого ребенка. Утверждение подобного документа осуществляется заведующей и советом управления.
В каждом дошкольном заведении способны работать сразу несколько подобных директив. Обязательными пунктами должны быть:
Важно: детей с ТНР желательно отдавать в дошкольное учреждение, где до этого уже обучались похожие малыши. Воспитатели и учителя уже имеют немалый опыт в общении с такими ребятами. Им будет намного проще найти общий язык с ребенком.
Также подобным детям полезно будет находиться в обществе с обычными детьми. Они смогут многому научиться и не будут чувствовать себя в изолированными от общества.
Проблемы при обучении детей с ТНР в школах
При таком диагнозе ученикам свойственно замедление восприятия информации. Работоспособность у них находится на пониженном уровне. Ассоциативные связи между слуховой, зрительной и речевой способностями нарушены. Происходят сложности в организации произвольной деятельности. Также в расшифровке диагноза ТНР проявляется ухудшение памяти, отклонения в пространственной ориентировке. Ученики плохо себя контролируют. Заметны нарушения в мелкой моторике, зрительной и слуховой координациях.
При неспособности ребенка к усвоению учебного материала снижается его мотивация к преодолению препятствий. У детей с ТНР понижена самооценка и желание к дальнейшему обучению. Все это приводит к неспособности адаптироваться в школьной среде.
Если не оказывать квалифицированную логопедическую и медико-психологическую помощь, дети не смогут получить качественное обучение.
Технология и методы обучения учащихся
Вместе с требованиями общего типа перед школой становятся и более углубленные задачи для помощи детям с нарушениями речи. Среди них:
Образование детей с особыми потребностями
Под эту категорию попадают дети с нарушением:
Методика обучения включает:
Технология компенсаторного образования
Статистические данные указывают, что более 20% детей имеют различные отставания. Если вовремя не начать устранение дефектов ребенок потеряет адаптацию в учебном процессе.
В качестве компенсаторных функций у детей с ТНР выступают сенсорные системы:
Не менее важным для детей с ТНР выступает педагогическая работа, направленная на:
Основными элементами успешной реабилитации считаются лояльное и понимающие отношение к учащимся.
Заключение
Самым главным аспектом в решении проблем с речью у ребенка является понимание родителей важности сложившейся ситуации. Речь активирует огромное количество процессов в головном мозге человека. Способность правильно выражать свои мысли определяет место ребенка в социуме и влияет на психологическое здоровье.
Только близкие люди могут заметить отставания в разговоре малыша на ранних стадиях развития. Именно в этот момент желательно как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду. Но не стоит возлагать на специалистов львиную долю работы. Важную роль в исправлении дефектов играет родительское внимание и опека. Взрослые должны проявлять терпение и ни в коем случае не осуждать ребенка за отклонения от нормы.
Организация образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Одинцова Т. Д., заведующий ГБДОУ № 79 «Семицветик» Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривает интеграцию действий всех педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования организация работы по реализации содержания ФГОС во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией.
В содержание основных задач педагогического коллектива ДОУ входят:
• Обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучения, создание среды комфортной психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
• Проведение необходимой работы по коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной и общей речевой подготовке к школе;
• Повышение психолого-педагогической культуры компетентности родителей, побуждение их к участию в деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.
Особого внимания требует руководство профессиональной деятельностью педагогического коллектива.Наиболее значимыми направлениями в работе с педагогическими кадрами являются:
-Создание специальных условий для воспитанников с ТНР в группах, логопедических кабинетах, спортивном и музыкальном залах (специальные пособия, оборудование, специальные коррекционно- развивающие технологии, методики);
-Осуществление координации деятельности и постоянного взаимодействия педагогических работников (воспитателей, учителей-логопедов);
-Систематическое повышение квалификации педагогических работников в сфере развития детей с тяжелыми нарушениями речи;
-Организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы;
-Привлечение родителей воспитанников к активному участию в коррекционно – педагогическом процессе.
Реализация ФГОС дошкольного образования в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР требует специфики организации работы педагогов.
Работой по реализации образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, воспитатели группы планируют и осуществляют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» обеспечивают воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. Педагог-психолог организует работу по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Учитель-логопед наряду с коррекционно-развивающей работой помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи и этапа коррекционной работы. Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» реализуют воспитатели, учитель-логопед и педагог-психолог в соответствии со своими функциональными обязанностями. В реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, учитель-логопед и музыкальный руководитель. Образовательную работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физической культуре, воспитатели группы при обязательном подключении учителя-логопеда.
Реализация содержания всех образовательных областей ФГОС предусматривает обязательное взаимодействие всех педагогических работников ДОУ с родителями воспитанников (открытые мероприятия с детьми, совместные образовательные проекты с родителями и детьми, тренинги, консультирование и другие формы работы).
Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечивает целостное всестороннее развитие ребёнка, организуется специальная квалифицированная коррекция развития речи, речевая практика ребёнка, целенаправленное формирование предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функции речи.
Наряду с коррекционно-развивающей работой с детьми с ТНР целесообразно проведение комплекса оздоровительных мероприятий, при этом особое внимание уделяется соблюдению режима дня, общему физическому развитию, доступным формам профилактики заболеваний, закаливанию организма ребенка с учетом медицинских показаний. Развитие двигательных функций и преодоление даже незначительных двигательных нарушений, наряду с ранней стимуляцией моторного развития, способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции.
Система коррекционной работы по преодолению нарушений развития речи у детей осуществляется в результате комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников предполагает выбор и реализацию коррекционно-образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка, преодоление затруднений в освоении основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Педагоги и другие специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка,реализуют следующие профессиональные функции:
• диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной педагогической и психологической диагностики);
• проектную (разрабатывают на основе результатов диагностики индивидуальный маршрут развития);
• сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
• аналитическую (анализируют промежуточные и итоговые результаты реализации образовательных маршрутов).
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи, педагоги ДОУ осуществляют комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на полноценное развитие речевой, интеллектуальной, двигательной и социально-эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника.
1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
3. Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (утверждена распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012).
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
5. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 10.06.2014 года, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014 год.
6. Рабочая программа учителя-логопеда дошкольной образовательной организации, УМЦ «Добрый мир», 2015 год.
7. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под ред. проф. Л. В. Лопатиной, СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014 год.
8. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, Методическое пособие, СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015 год.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Цель: закрепление лексико-грамматических умений и математических представлений на материале русских народных сказок. Интеграция образовательных.
Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хлеб» Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Дифференциация звуков [с], [ш],.
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической.
Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 151 комбинированного вида» Ново – Савиновского района г. Казани.
Организация детского театра в условиях дошкольного образовательного процесса Раздел 1. Автор проекта: Гребенюк Татьяна Алексеевна Должность: музыкальный руководитель Предмет: музыка Стаж педагогической деятельности:.
Применение методики «Мнемотехника» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Применение методики «Мнемотехника» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). В настоящее время.
Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности Речевое дыхание – это вдох и более продолжительный выдох: чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. Последовательность фаз речевого дыхания.
Семинар-практикум «Организация Рппс как условие качества образовательного процесса» Семинар-практикум в рамках сетевого взаимодействия. Тема: «Организация РРПС – как условие качества образовательного процесса» Цели: 1.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной.
Значимость группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях дошкольной организации
Татьяна Петрова
Значимость группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях дошкольной организации
С целью осуществления коррекционной работы, помимо групп общего развития, на базе нашего детского сада «Колосок» функционирует группа компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у 12-ти детей, зачисленных в эту группу психолого-медико-педагогической комиссией в 2019 учебном году.
Преимущества данной группы в том, что занятия в детском саду организовываются учителем-логопедом как групповые, подгрупповые, таки индивидуальные. Специалист «ведет» этих детей, знает специфику имеющихся проблем каждого из них и подбирает индивидуальную коррекционную программу для их устранения. Это очень важно, так как своевременное исключение у детей дошкольного возраста нарушений звукопроизношения ведет к правильному становлению устной речи. На основе устной впоследствии формируется письменная речь, что без этих процессов невозможно дальнейшее полноценное обучение в школе.
Важным принципом работы с воспитанниками группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) является комплексность коррекционного и психолого-педагогического воздействия, что и предполагает установление сотрудничества всех специалистов. Поэтому в общую коррекционную работу включается совместное сотрудничество учителя-логопеда со всеми педагогами дошкольной организации, законными представителями воспитанников и на протяжении всего учебного года применяется комплексный подход в коррекции речи детей.
Воспитанники, имеющие заключения общего недоразвития речи, в нашем саду занимаются по примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) под редакцией Н. В. Нищевой. Эта программа направлена на всестороннее развитие детей с ОНР с применением коррекционного обучения. За два учебных года, воспитанники,находящиеся в группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)получают следующую логопедическую коррекционную помощь: исправляется звукопроизношение, т. е. ставятся и закрепляются в связной речи отсутствующие звуки; проводится коррекция и развитие физиологического и речевого дыхания; развивается общая, мелкая и артикуляционная моторики; развиваются фонематический слух и фонематическое восприятие, правильное представление о зрении, интонационная сторона речи, а также ведется работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова; пополняется и активизируется словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; расширяется представление о предметах, явлениях и событиях, не имевших места в собственном опыте детей. Помимо формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, большое внимание уделяется предпосылкам обучения грамоте, которым предшествует комплексная диагностика речевого и познавательного развития. Воспитанникам предоставляется возможность активного экспериментирования со словом, при этом тактично подсказывается общепринятый образец слова; развиваются навыки словоизменения (согласно принятым нормам); дети знакомятся с разными способами словообразования. У воспитанников вырабатываются навыки осознанного и уместного употребления слов, формируется элементарное представление о предложении. Ведется работа над развитием речевого анализа и синтеза на уровне текста, предложения, слова, слога и звука; формируются графо-моторные навыки. С учетом полученных результатов логопедической диагностики осуществляется планирование дальнейшей коррекционной работы, отбираются наиболее эффективные методы и формы для работы с детьми с общим недоразвитием речи. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития воспитанников в дошкольной организации: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Помимо этого, существенное место отводится развитию логического мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, воображения, формированию пространственного восприятия, развитию творческих способностей детей с ОНР и формированию у них положительных личностных качеств.
Следует отметить,что для наиболее эффективной работы в нашем саду широко используются вспомогательные наглядные средства: информационные стенды в уголке учителя-логопеда и уголках для родителей, где демонстрируется информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, предлагаются конкретные приёмы закрепления у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, которые рекомендуется использовать в семье и т. д.
Группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР) дает детям дальнейшую возможность полностью реализовать свой потенциал в коллективе класса. Ребенок будет испытывать ощущение психологического комфорта, что он не отстающий, желание посещать школу, получать и усваивать новые знания.
Таким образом, благодаря специальной программе, усилию всех педагогов и плотному взаимодействию с законными представителями, дети, выходящие из группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) идут подготовленными к школьному обучению, имея уже определенную базу знаний, в чем и заключается главная цель данной работы.
Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: «Волшебный цветик-семицветик». Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.
Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу» Тема: «Прогулка в сказочном зимнем лесу» Группа: Подготовительная, компенсирующей направленности (ОНР) Оборудование для педагога: Доска.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.
Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта: «Весенние изменения в природе». Проблемное.
Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Город мастеров» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта:«Город мастеров». Проблемное поле.
Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Осень золотая» Тема проекта: «Осень золотая».Проблемное поле проекта: В период детства дети только начинают познавать мир, явления природы. В этот период.
Совместные работы родителей и детей группы компенсирующей направленности Доброго времени суток уважаемые коллеги и друзья МААМОВЧАНЕ! Спешу представить вам совместные работы родителей и детей группы компенсирующей.
Развлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.
Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.