группа сплин почему так называется
«Сплин»: история становления самой популярной рок-группы России
«Будь моей тенью, скрипучей ступенью…»
В моей меломанской жизни случилось три смешных ошибки. Последняя произошла в 2000-м, когда слушая Soulfly долго не понимал: почему голос вокалиста так сильно похож на Макса из Sepultura. Тогда же, но чуть раньше, не верилось в отсутствие участия «Агаты Кристи» в создании знаменитой песни из «Брат 2». Продавец аудиокассет знатно посмеялся, объясняя, что это «Би-2». Композиция, само собой, называлась «Полковнику никто не пишет».
Первая родилась в 1996, при прослушивании второго полноформатника «Сплина», принятого за «Наутилус». Такое вот вышло знакомство с творчеством бывших ленинградцев и голосом Саши Васильева, чей день рождения приходится на 15 июля и четверг текущей недели. О них, коллективе, сумевшем появиться на свет в «конце прекрасной эпохи», и поговорим в статье.
Менталитет 1990-х
В статье, посвящённой Виктору Цою, мы писали о русском роке и группах, родившихся в СССР. Затронули тему упадка и экспериментов, постарались упомянуть главные вехи становления коллектива. Но прежде чем рассказать про яркого представителя «новой волны», предлагаем немного ностальгии.
Девяностые и русский рок смогли ужиться, переварив буйное «варево» московского, ленинградского и свердловского рок-клубов времён СССР. Урал подарил слушателям «Агату Кристи» – один из наиболее популярных коллективов того периода, сумевший пробиться посреди попсы и «фанеры». Братья Самойловы, явно знающие о The Cure куда раньше основных поклонников, сделали почти невозможное – заразили декадансом и лихой яростной чушью своих песен всю страну. «Я на тебе как на войне», главный хит Самойловых, долгие годы будет гимном середины 1990-х.
Сергей Чиграков и вся «Чиж и Ко», возникшие как чёрт из табакерки, покорили страну странной эстетической смесью ламповых кухонных посиделок, почти блюзом и ностальгией по дворовым песнями семидесятых. Выглядящие словно давно забытые хиппи, поющие свои «Каморку за актовым залом», «На поле танки грохотали» и, конечно же, «Фантом», эти парни оказались практически наследниками русского рока, появившимися, как и Гэндальф, вовремя.
«Сплин», родившись в культурной столице, чуть не занял место позднего «Наутилуса», но смог вовремя сделать «финт ушами» и обрести самобытность, играя странную смесь русской смысловой наполненности и энергичной мелодики брит-попа.
На самом излёте этого странного времени русская рок-музыка пополнилась двумя совершенно разными сенсациями: Земфирой Рамазановой и «Королем и Шутом». Пробившиеся нескрываемо-гранжевой яростью «Ромашек» и мужиками с «пивом да мясом», они замкнут русский рок, в нулевых ставший трендом, косящим под Запад.
Почему, собственно, «Сплин»?
Название музыкального коллектива и Санкт-Петербург взаимосвязаны прочнее прочного: как скрип и ступени, компьютерные игры и Дюк Нюкем, жевательная резинка «Орбит» и сахарозаменитель. Но при этом, с названием группы связан забавный факт: написание на латинице превращало духовно-философскую смесь грусти, тоски и пресыщенности в… Самую обычную селезёнку. Потому верный вариант англоязычного написания – Splean.
«Сплин» мог не состояться, случись в далёком 1988 более удачное стечение обстоятельств. Именно тогда группа «Митра», где на вокале находился Александр Васильев, проходила прослушивание в легендарном Ленинградском рок-клубе. Прослушивание окончилось неудачей, и спустя десяток лет лицо, принявшее негативное решение по «митраистам», смогло лишь снова и снова повторять нашему имениннику:
– Ну как же я смог вас запороть тогда, а? Как?!
К общей и личной радости настроя и задора Васильева хватило на последующие заходы. Любовь к рок-музыке свела его с теми людьми, которые в далёком 1996 записали «Коллекционер оружия». Со второго студийного альбома и началась популярность парней из Северной Столицы. Через год они записали «Фонарь под глазом» – третий альбом, который задал высокую планку дальнейшего творчества. Возможно именно из-за неё следующий полноформатник некоторые старые фанаты предали анафеме. Причиной тому стала всего лишь одна песня – «Орбит без сахара».
Былое и настоящее
Один из главных синглов 1998 года, записанный на квартире Дмитрия Спирина из «Тараканов», оказался лихим и попсовым (по мнению некоторых слушателей). Может быть, роль сыграли песни «Чашка кофию» и «Какао-какао», звучавшие отовсюду и создающие эффект «единой волны» с ритмичным рассказом обо всём от «Сплина». Или таким образом проявили себя консервативные настроения многих любителей вчерашнего андеграунда, который постепенно становился мейнстримом.
Постепенно аргументы о «продажности», лейтмотив в сторону большинства групп, уходивших в ротацию «Нашего радио», закончились. Русский рок, поддержанный Козыревым, взял своё, потраченное в девяностых, отыгрался в первой половине нулевых. И «Сплин» с его бессменным вокалистом поучаствовал в том расцвете в полном объёме.
«Гранатовый альбом», принёсший коллективу невероятную известность на постсоветском пространстве сейчас воспринимается иначе. Таким же качественным и интересным, как Load и ReLoad Metallica, в 2021 считающихся «классикой». Время, как известно, всё расставляет на свои места.
И также, как оно примирило поклонников с потерями состава, не сумевшего удержаться в оригинальном состоянии. Причины, как водится у творческих личностей, оказались разными, но главное осталось неизменным – группа «Сплин» существует, выступает, поёт, выпускает новые песни и радует этим всех тех, кто любит настоящий «фирменный» звук парней с берегов Невы.
Это ли не прекрасно?
Хочется послушать их прямо сейчас? Проникнуться магией песен, где слова нанизаны одно за другим, как жемчуг в ожерелье?
В таком случае рекомендуем к прочтению «Сплин. Весь этот бред». Книга от Александра Васильева собрала на своих страницах всю лирику, созданную этим удивительным человеком. Поэтом, музыкантом и настоящим рок-н-рольщиком. Само собой, интеллигентным, как и полагается выходцу из Северной Пальмиры.
P. S. «Родригес будет жить еще долго…». Родригес – просто кот знакомой Александра Васильева.
Как образовалась группа «Сплин»
В современной отечественной рок-музыке найдется не так много имен, которые смело можно назвать культовыми. Группа «Сплин» – одна из них. Вот уже больше 20 лет музыканты радуют поклонников своим творчеством, которое с каждым годом становится только глубже и проникновеннее.
А началось все в 1994 году в Санкт-Петербурге. Именно этот год бессменный лидер группы Александр Васильев считает датой рождения «Сплин». Костяк будущего коллектива сложился еще в 1986 году, когда Васильев вместе с бас-гитаристом Александром Морозовым организовали студенческую группу «Митра». Первые записи будущие рок-звезды делали в домашних условиях, используя для этого перерывы между занятиями в институте. Особых успехов «Митра» не добилась, но именно этот юношеский проект стал прообразом «Сплин». В 1992 году Васильев, отслужив два года в армии, вновь возвращается к музыке. Через год к нему присоединяется Александр Морозов и клавишник Николай Ростовский. Чтобы заработать денег на выпуск дебютного альбома, музыканты устраиваются монтировщиками в театр и участвуют в рекламе. Наконец пластинка «Пыльная быль» была записана. В её основу легли песни, которые Васильев написал, пока проходил службу. 27 мая 1994 года участники группы отметили выход альбома в ресторане, где познакомились с барабанщиком Николаем Лысовым, который впоследствии присоединился к основному составу. Эта дата считается официальной точкой отсчета истории группы «Сплин».
Своё название коллектив взял из строчки поэта Саши Черного, стих которого был использован для песни «Под сурдинку»:
Как молью изъеден я сплином…
Посыпьте меня нафталином,
Сложите в сундук и поставьте меня на чердак,
Пока не наступит весна.
Альбом «Пыльная быль» быстро стал в Санкт-Петербурге популярным. Несколько песен из него взяли в эфир местные радиостанции, а группу стали приглашать для выступлений рок-клубы. Через год «Сплин» записывает демо-версию альбома «Коллекционер оружия». Решив, что пришло время покорять столицу, музыканты отправляются в Москву, захватив с собой свои записи. В результате группа подписывает контракт со звукозаписывающей студией «SNC», а клип на песню «Будь моей тенью» попадает в эфир ОРТ. В 1996 году в свет выходит полноценный альбом «Коллекционер оружия». Группу приглашают на фестивали «Поколение» и «Наполни небо добротой». «Сплин» начинает обретать всероссийскую популярность. Успех закрепил альбом «Фонарь под глазом», который включал такие хиты, как «Моя любовь», «Давай, лама», «Бонни и Клайд».
Но настоящий прорыв случился в 1998 году. Подписав контракт с новой студией «ОРТ Рекордз», «Сплин» выпускает пластинку «Гранатовый альбом», реклама которого проходит под слоганом «Последняя легенда русского рока». Песни из альбома «Орбит без сахара» и «Выхода нет» и снятые на них клипы моментально обретают популярность, возглавив все значимые хит-парады. «Сплин» становится едва ли не самой востребованной рок-группой в стране, собирая многотысячные залы и обретая с каждым концертом все новых и новых фанатов. Некоторые музыканты не выдерживают плотного гастрольного графика: в группе сменяется клавишник и барабанщик.
В 1999 году Александр Васильев и «Сплин», стремясь отойти от прежнего звучания, записывают материал для диска «Альтависта», сильно отличающийся от «Гранатового альбома». Группа доказывает своим поклонникам, что не собирается идти по пути наименьшего сопротивления, выпуская однотипные композиции на манер тех, что когда-то нашли отклик в сердцах слушателей. Новое зрелое звучание помогло коллективу найти свою нишу в рок-сообществе.
2001 год ознаменовался сразу двумя нашумевшими работами: вышел сингл «Феллини» в дуэте с группой «Би-2» и очередной альбом, получивший название «25-й кадр». Песни «Моё сердце» и «Остаемся зимовать» собирают множество наград, а композиция «Линия жизни» включена в официальный саундтрек фильма «Брат 2».
В 2003 году группа записывает альбом «Новые люди», который критики назвали экспериментальным из-за разнонаправленности треков, а через год макси-сингл «Романс» с тремя вариантами песни, покорившей поклонников искренней поэтичностью и мелодичностью.
Диск «Реверсивная хроника событий», записанный в 2004 году, помимо «Романса» включал еще 14 треков, звучание которых варьировалось от мягко-лиричного до жестко-рокового. Через несколько месяцев стало известно, что в группе опять произошли изменения состава.
Следующий альбом группы «Сплин» увидел свет в 2007 году. «Раздвоение личности» – это одна из самых интересных работ музыкантов, которую характеризует философский и несколько мрачноватый контекст, выражающийся не только в текстах, но и в звучании. В альбом, помимо прочих треков, вошла и композиция «Маяк», написанная на стихи В. Маяковского «Лиличка! Вместо письма».
В 2009 году «Сплин» выпускает альбом «Сигнал из космоса», в который вошло рекордное количество треков. 18 композиций, работа над которыми заняла два года, были записаны в течение 10 дней. Сам Александр Васильев так прокомментировал свои ощущения, связанные с новой пластинкой: «В альбоме 18 песен, все они посвящены одной и той же теме — как бы свалить с этой планеты».
2012 год ознаменовался выходом одиннадцатого по счету альбома группы. «Обман зрения» был неоднозначно принят критиками, но фанатам сразу пришлись по душе новые композиции. «Чудак», «Дочь самурая», «Летела жизнь» – треки, которые обеспечили альбому признание публики.
Свой 20-летний юбилей «Сплин» отметил так, как и полагается профессиональным музыкантам – выпуском нового альбома. «Резонанс» было решено разделить на две части, первая из которых увидела свет 1 марта, а вторая – 24 сентября. Новую работу Александр Васильев назвал вневременной, поскольку песни с «Резонанса» повествуют не о современной действительности, а о том, что беспокоит человека во все времена.
Сегодня смело можно сказать, что «Сплин» – это уникальное явление в отечественной рок-музыке. Группа не только не теряет популярность, но и с каждым годом набирает обороты, все время находясь в поиске новых форм и идей. Лирика Александра Васильева была отмечена наградой «Поэзия года» (2004), что еще раз подтверждает ту особую роль, которую группа играет в российской культурной жизни. Поклонники всегда с нетерпением ждут новые работы музыкантов, ведь «Сплин» – это настоящий символ нового русского рока, чья музыка сформировала уже не одно поколение.
Откуда группа «Сплин» взяла свое название
Название группы возникло благодаря строкам стихотворения русского поэта Серебряного века Саши Чёрного на основе которого была создана песня «Под сурдинку» из первого альбома группы («Пыльная быль»)
Как молью изъеден я сплином…Посыпьте меня нафталином,Сложите в сундук и поставьте меня на чердак,Пока не наступит весна.
Подобный английскому сплину,Короче: русская хандра Пушкин А С
Чёт у него глаза как у надвиганного.
Если не ошибаюсь сплин это что-то похожее на грусть
Интересно, а вибрация есть?
Что в имени твоём?
Здоровайся с соседями!
Сегодня подымаюсь по подъездной лестнице, навстречу спускаются соседи, мама с дочкой лет пятнадцати. Может, чуть младше. Я их всего пару раз видел. Так вот, дальше.
Мама со мной здоровается, а дочь просто мазнула по мне пустым взглядом. Я в ответ поздоровался, а на то, что девочка промолчала, я и внимания не обратил.
Мудрость приходит с годами
Плитку положил? Положил
Полное согласие
Ответ на пост «Мастер парковки»
Заметил одну особенность. Всегда выходцы из горных республик при конфликтах с другими мужчинами используют 2 фразы:
То есть эти джигиты в пылу ссоры выплескивают первое что им приходит на ум при виде другого мужчины.
После этого у возникает вопрос.
А есть ли в аулах женщины вообще?
Миллионы американцев отказываются работать, назревает глобальное восстание среднего класса
Маленькая оговорка: я никоим образом не поддерживаю коммунистические взгляды марксизм-ленинизма. Я не стесняюсь признать их правоту там, где они действительно правы. Тем не менее, данную статью не следует принимать за выражение поддержки коммунизму, даже если между строками можно уловить знакомый мотив.
Все внешние линки на английском языке. Опубликованные в статье картинки переведены на русский.
Тем, кому лень читать всё написанное (а скорее всего, я таких постов сделаю несколько), обобщу популярные в этом движении взгляды:
— Отдавать большинство жизни работе бесмыссленно, и мы должны перестроить общество так, чтобы можно было мало работать, или даже не работать вообще. Мы делаем это сегодня лишь по собственному согласию, и пора это согласие забрать обратно. Самостоятельная ценность человека не зависит от его работы, а наоборот, противоречит ей.
— Ни один миллиардер не нажил миллиарды честным и полезным трудом, а только через организованную эксплуатацию других и манипуляции через созданные богатыми же механизмы, такие, как фондовый рынок. Деньги миллиардеров не принадлежат миллиардерам, и нужно найти способ ими воспользоваться. Честному человеку невозможно полностью себя обеспечить на все случаи жизни, и государство должно создать механизмы социальной безопасности и обеспечения.
— Ключом к переменам являются бойкоты, массовые самоувольнения, взаимоподдержка и создание профсоюзов. Солидарность работников и открытое обсуждение уровней зарплат, поведения работодателей и упоминание имён мест работы ушедшими сотрудниками перестало быть табу.
— Нет никакого двуличия в том, чтобы критиковать и подрывать капиталистическую систему, одновременно участвуя в ней, поскольку это участие вынужденное.
Другими словами, сам капитализм ставится под вопрос.
Всего одного, ребята, я вам точно говорю. Всего одного миллиардера съедим, и остальные сразу же станут послушными.
Летом 2021 американские новости начали обращать внимание, что работодатели в определённых областях затрудняются найти новых работников, тогда как старые массово увольняются. Первым звоночком стали исследования нескольких крупных компаний, в которых опросы показали, что подавляющее большинство работников допускают и желают смену места работы, когда работодатели начали говорить о возвращении в нормальный рабочий режим в офисе. Тогда ещё предположили, что это временное явление, связанное с эпидемией.
Такой подход, да ещё и в американском масштабе, создал раздольное поле паразитам типа менеджеров среднего звена и директоров, задача которых не делать работу, а надзирать за теми, кто её делает на самом деле. Уверен, что многим читателям это хорошо знакомо и без США. Поскольку сложность производства и планирования постоянно увеличивалась, идиллия американского капитализма, построенная на фундаменте личной самостоятельности, начала подтачиваться новообразованным классом управленцев, которые создали иллюзию собственной необходимости. Стало совершенно нормальным явлением, что управляющий директор компании, который формально является таким же работником, получает в десятки, а то и сотни раз больше денег, чем персонал, которым он управляет, не говоря уже о многомиллионных бонусах, «золотых парашютах», яхтах и самолётах.
Если, условно говоря, садовник в 50х на свою зарплату мог купить дом под разумную ипотеку, а то и просто отложив наличные, мог содержать жену и отдать в колледж двоих детей, то в 70х для этого требовалось, чтобы работали оба супруга, а в 90х это стало уже неподъёмным без внешнего финансирования. Сейчас же во многих случаях двух работ не хватает для того, чтобы оплатить автомобиль, еду, ипотеку и медицинскую страховку. Соответственно, дети и собственность стали дорогим удовольствием, и среди традиционно зажиточных членов (читайте: белых) общества начался упадок рождаемости и владения недвижимостью.
С другой стороны, за последние десятилетия США сделали значительные шаги в улучшении федерального и местного законодательства о труде. Были проведены большие реформы и созданы органы надзора, через которые работник может получить ему причитающееся. Чем
больше наглели работодатели, тем больше работники узнавали о положенной им законом защите от такой наглости и пользовались своими правами. На американских форумах всё чаще и чаще стали появляться конкретные советы о том, как наказывать ворующие зарплату бизнесы самостоятельно, без расходов на адвоката, и делать это перестало быть зазорным.
Когда пандемия заставила работодателей отправлять работников по домам, очень быстро выяснилось, что менеджеры ничем особенно полезным не занимаются, и прибыльная компания без них становится ещё более прибыльной. В свою очередь, менеджеры начали осознавать, чем им угрожает удалённая работа их подчинённых, и начали всеми правдами и неправдами пытаться от неё избавиться. Работники же, свыкшись с удобством работы из дома, и заметным улучшением в своём настроении, вдруг начали получать требования являться в офисы, устанавливать на рабочие компьютеры и телефоны достаточно фашистские приложения контроля, расписывать по часам свои рабочие занятия и планы, проводить разные ненужные собрания и прочие ранее нормальные менеджерские изобретения, которые теперь стали казаться дикостью. Зачастую это сопровождалось угрозами штрафов, урезания заработной платы и увольнения, в том числе незаконным образом.
Сочетание пандемии, интернета, упадка дохода, усталости и ненависти наконец превратило разрозненные ощущения среднего класса в массовое течение.
Обёрнутая в платочек эффективности социопатия менеджеров перерасла в невиданную
жестокость, и началось массовое противостояние. Так, например, один из членов сообщества /r/antiwork выложил фотографию его переписки с начальником, где тот требует от него явиться на работу в выходной, который работник взял в связи со смертью отца. Начальник открыто говорит ему «перестать быть страдальцем». Работник же немедленно извещает его об увольнении и посылает на несколько весёлых букв. Раньше такое считалось бы изолированным инцидентом, услышав о котором, многие бы удивились. Теперь же это норма. Этот пост получил 150 тысяч голосов и был прочитан миллионами. Вот ещё пример: одна работница уволилась, и начальство потребовало от другого сотрудника выйти на работу в субботу, после непрерывных 8 рабочих дней. Он отказался; начальник попытался угрожать увольнением и потерей медицинской страховки, и был немедленно послан, работник уволился на месте.
Пандемия, интернет и государственная помощь помогли американскому рабочему классу усвоить совершенно новую для него истину: нет принципиальной разницы между изнуряющей работой под эффективным менеджером, который постоянно тебя унижает, и за которую платят гроши, на которые ты едва ли можешь оплатить наёмную комнату, и безработицей. Американцы стали массово отправлять начальство в известные пешие походы и увольняться, создав кризис, масштабы которого только начинают выясняться. Таким образом, в США пустило корни то
«НИКТО НЕ ХОЧЕТ БОЛЬШЕ РАБОТАТЬ»
Конечно, большинству бизнесов и в голову не пришло поднимать зарплату, улучшать условия труда и отношение к обычному работнику. Вместо этого, они решили просто свалить вину на новое поколение и потакающее ему правительство, а кризис просто переждать. Но кризис, похоже, переживёт их. Американский интернет переполнен фотографиями закрытых
ресторанов с жалобными письмами на дверях. В Британии треснула индустрия грузоперевозок, что привело к опустению полок магазинов в некоторых местах и кризису доставок горючего. Правительство и работодатели опять заговорили о ленивых водителях, которые просто не хотят работать, субсидиях за счёт налогоплательщиков и ввозе дополнительной зарубежной рабочей силы; никто, естественно, не захотел расставаться со своими собственными деньгами. В Китае
обнаружилось подобное движение, символом которого стало бездействие лёжа. В Германии, Австралии и других странах работники тоже начинают вести себя подобным образом.
например, в ориентационном пакете торговой сети Wallmart прямо говорится о том, как получать от государства дотации на еду, поскольку на зарплату не выжить, что стоит государству миллиарды в социальных программах; складские работники компании Amazon описывают компьютерные алгоритмы, которые следят за их производительностью, вынуждая их писать в бутылки и плакать в специально отведённых для этого боксах. Создаются и распространяются памфлеты, памятки о правах работников, заметки, систематизирующие происходящее и другие агитационные материалы. Потихоньку отмечается повышение зарплат в отдельных филиалах торговых сетей.
Кроме того, медленно, но верно отпадает глубоко въевшийся в американскую ментальность страх называть имя бывшего работодателя, который плохо с тобой обошёлся, поскольку всегда можно получить иск о клевете. Теперь же всё больше и больше работников рассуждает так: им с меня взять нечего, а когда другие услышат о том, что компания пытается судить бывших работников, никто там работать больше не будет никогда, и им конец. А это, в свою очередь, означает, что компании, которые зиждятся на высасывании крови и нервов из работников, не
образом положа им конец.
В следующих эпизодах взглянем на конкретные примеры движения, сделаем обзор прессы, поговорим об истории профсоюзов и трудовых движений, а затем поразмышляем о том, что будет дальше.
Заказал пиццу детишкам, а её привезла учительница математики моей дочери. У неё степень магистра, а она зарабатывает меньше моей тупой сраки и вынуждена развозить пиццу, чтоб свести концы с концами. Это не та американская мечта, которую нам втюхивают