гроза что это такое как объяснить ребенку
Откуда берется гром и молния
Многие люди испытывают необъяснимый страх во время грозы. Особенно громкие раскаты грома и яркие вспышки пугают детей. Почему так происходит? Действительно ли гроза представляет собой опасность? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, откуда вообще появляется гроза.
В другие сезоны по статистике каждый час на планете происходит около трех тысяч гроз. Это удивительно красивое и завораживающее природное явление. Но при определенных условиях гроза может принести массу неприятностей. Смотреть на молнию через окно намного безопаснее, чем находиться в это время на улице.
Как появляется гром и молния во время грозы
Чтобы понять, почему сверкает молния, нужно знать, что происходит в небе в этот момент. Грозовые облака представляют собой большое количество пара. Их высота составляет несколько километров. Снизу кажется, что темное плотное облако имеет однородную структуру и плавно перемещается по небу.
Маленькие льдинки уходят наверх, заряжаясь при этом положительно. А более крупные спускаются под собственной тяжестью, приобретая отрицательный заряд. Через какое-то время в туче появляется электрические заряды – наверху положительный, снизу отрицательный. Столкновение этих двух зарядов вызывает мощнейшую вспышку, которую мы называем молнией.
Наверное, самый частый детский вопрос о грозе:
Почему сначала молния, потом гром?
Существует легкий способ рассчитать, где находится молния во время грозы. Для этого нужно посчитать, через сколько секунд после удара возникает звук грома. Известно, что скорость звука в атмосфере составляет 300 м/с. Если количество секунд между разрядом и громом разделить на 3, получится расстояние в километрах.
Почему сверкает молния, а грома нет
Как защититься во время грозы
Гром кажется очень страшным явлением, особенно для детей. На самом же деле он не может нанести никакого вреда. Опасна молния, во время которой может случиться несчастье.
При ударе возникает тепловая энергия. Электрический разряд может спровоцировать пожар или убивает человека, когда бьет в дерево, в землю или в дом.
Поэтому люди стараются защитить свои жилища от удара. Длинные металлические стержни устанавливают на крышах зданий или вкапывают в землю. Обычно такую конструкцию называют громоотводом. Это не совсем правильно, так как на самом деле это защита от молнии.
Так же можно объяснить, почему молния бьет человека, если он идет по дороге или по полю.
В зависимости от формы и направления разряда, вспышки делятся на несколько типов:
Что такое шаровая молния
Чаще всего молния представляет собой прямую или зигзагообразную линию. Но иногда наблюдается шаровая молния. Она представляет собой светящийся клубок, пролетающий над поверхностью земли и разрывающийся при контакте с твердым предметом. Это явление является малоизученным. Многие даже не верят в существование шаровой молнии. Однако, удивительные истории, описанные в различных историях, доказывают обратное.
Для того, чтобы изучить механизм, ее нужно снять на фото или видео. Но так как явление это крайне редкое, то никому не удается поймать момент. Ученым приходится довольствоваться рассказами очевидцев. В отличие от обычной молнии, вспышка от которой длится доли секунды, шаровая может находиться в воздухе от нескольких секунд до минуты.
Подробнее о шаровой молнии
Гроза что это такое как объяснить ребенку
Так что же такое гроза?
Грозу «запускает» энергия, которая возникает при конвекции воздуха. Более тёплый воздух поднимается наверх, если запас влаги в верхних слоях достаточный, возникают предпосылки для образования грозы. В верхних слоях атмосферы возникает разность электрических зарядов между кусочками льда из-за их быстрого перемещения. Большая влажность, льдинки и тёплый воздух, поднимающийся от земли, способствуют возникновению грозовых туч.
Интересный факт – молнии бывают не только на Земле. Астрономами были зафиксированы молнии на Юпитере, Сатурне, Венере и Уране. Сила тока в разряде молнии колеблется в диапазоне от 10 тысяч до 100 тысяч ампер, а напряжение может достигать 50 миллионов вольт! Молнии достигают гигантских размеров – до 20 километров. Температура внутри молнии может превышать температуру на поверхности Солнца в пять раз.
Появлению молний в грозу способствует электризация облаков. Происходит это от того, что грозовое облако очень большое. Если верх такого облака находится на высоте семи километров, то его нижний край может нависать над землей на высоте полкилометра. На высоте 3-4 километров вода замерзает и превращается в маленькие льдинки, которые находятся в постоянном движении от восходящих теплых потоков воздуха, поднимающихся от земли.
Сближаясь между собой, разнозаряженные области создают плазменный канал, по которому устремляются другие заряженные частицы. Это и есть молния, которую мы видим. Так как любой ток течёт по пути наименьшего сопротивления, молния выглядит зигзагообразно.
Что рассказать ребенку о грозе и молниях
Занимательная энциклопедия Пумбра: явления природы
Дети лет примерно до 9 черпают знания не так, как мы – взрослые. Мы считаем что-нибудь новым и, соответственно, интересным, когда получаем новую информацию, а дети – когда получают новые впечатления. Поэтому и учить их нужно по-другому.
Как? На этот вопрос отвечают российские педагоги-психологи Виктор Лукша и Тамара Ломбина (да-да, та самая, которая еще и детская писательница). Они придумали свою занимательную энциклопедию, читать которую интересно и совсем не скучно.
Может ли ветер дуть вверх – от земли в небо?
Может. Именно восходящими потоками воздуха (ветрами, дующими вверх) поддерживаются кучево-дождевые облака. У основания таких облаков скорость ветра, дующего вверх, может быть больше 50 узлов (100 км/час). Поэтому они сильно разрастаются по высоте. Их вершины могут подниматься до 12 км и более. Низ кучево-дождевых облаков состоит из капелек воды, верх – где температура меньше ноля градусов – из кристалликов льда. Облака хорошей погоды, похожие на куски ваты, разбросанные по небу, поддерживаются очень слабыми потоками восходящего воздуха. Поэтому они слабо разрастаются по высоте. Время их жизни невелико – 5-40 минут.
Какова толщина молнии?
Молния – это гигантский электрический искровой разряд в атмосфере. Проявляется яркой вспышкой света и сопровождается громом. Молния не бывает короче нескольких сотен метров, обычно ее длина 1-10 километров, а толщина (диаметр) канала, по которому проходит эта гигантская искра всего несколько сантиметров. Температура канала может превышать 25000 градусов.
Почему раскаты грома мы слышим так долго?
Гром – это колебания воздуха под влиянием мгновенного повышения давления в канале на пути молнии. Длительные раскаты грома объясняются тем, что молния имеет очень большую длину, и звук от разных ее участков доходит до нас неодновременно. (Скорость звука в воздухе около 330 метров в секунду).
Зарница – это отдаленная молния, где не видно зубчатого прорыва.
Где каждый день бывает гроза?
Грозы на земле распределены неравномерно. Например, в Арктике гроза бывает раз в несколько лет. В умеренном поясе в каждом отдельном пункте в год бывает несколько десятков дней с грозами. В отдельных районах земли – мировых центрах гроз (Индонезии, Центральной Америке и др.) – число дней в году с грозами может быть больше двухсот. На острове Ява (Индонезия) среднее число грозовых дней в году – 220. Может ли гроза продолжаться в течение 12 часов? Среднее время грозы – около часа, но в тропиках или, например, в горах Кавказа гроза может продолжаться 12-13 часов.
Грозы возникают в мощных кучево-дождевых облаках с вершинами в области температур – 15-20 градусов, то есть на высотах 7-15 километров. Эти облака состоят из смеси капель и ледяных кристаллов. Их пронизывают сильные восходящие и нисходящие потоки воздуха. Скорость ветра достигает десятков метров в секунду (это штормовой ветер). Объем таких облаков составляет несколько сот или даже тысяч кубических километров. Общая масса водяных и ледяных частиц может достигать 100 тонн (и более).
Обыкновенные снежинки – это звезды?
Снежинки – это кристаллы льда, которые образуются в облаках и туманах и выпадают из них.
Снежные кристаллы имеют две основные формы. Они бывают пластинчатые или столбчатые. Пластинчатые – это шестиугольные пластинки и звезды с тремя, шестью и двенадцатью лучами. Столбчатые – это шестигранные столбики и иглы, а также сращенные столбики (ежи). Наблюдаются снежные кристаллы и неправильной формы. Чаще всего встречаются снежинки в виде звезд и ежей. Обыкновенный снег – это крупные снежные кристаллы, выпадающие из облаков, среди которых преобладают звезды.
Почему на разрезе градины видны кольца?
Град – большие замороженные капли, выпадающие при сильных грозах. В таких облаках снег и дождь существуют вместе, рядом. Внутри облака снежинки падают и капли воды замораживаются. Образуются ледяные шарики. При достижении низа облака эти шарики подхватываются мощными восходящими потоками воздуха и поднимаются к вершине грозового облака. У вершины облака ветер дует вверх уже не с такой силой (как у основания) и шарики опять падают вниз. При этом они немного увеличиваются в размерах. Такое движение вверх-вниз (внутри облака) может повторяться несколько раз. Чем больше раз – тем крупнее будут градины. Когда восходящий ветер у основания облака уже не может удержать градины и поднять их вверх, то они выпадают в виде осадков. Если градину разрезать, то можно увидеть кольца (как на срезе дерева). Число этих колец равно числу путешествий градины внутри облака вверх-вниз.
Что такое шаровая молния?
Шаровая молния – редко встречающаяся форма молнии. Она представляет собой светящееся шаровидное тело диаметром 10-20 см. Существует от нескольких секунд до нескольких минут. На территории СНГ в год наблюдается 2-3 тысячи шаровых молний. За свою жизнь шаровую молнию видит один человек из тысячи. Шаровые молнии, которые возникают при ясной погоде, крупнее тех, что возникают во время грозы.
Как возникает шаровая молния?
Иногда шаровая молния возникает рядом с каналом обычной линейной молнии. Однако,
в двух из трех случаев она возникает в грозу из розеток, электрических приборов, радиоприемников, телевизоров, телефонов, батарей отопления и даже гвоздей, вбитых в стену, то есть – из металлических проводников. В девяти из десяти случаев форма такой молнии – шар, иногда – эллипсоид, груша, либо она имеет неправильную форму. Совсем редко – тор (объемное кольцо, наподобие бублика). Обычно шаровая молния движется горизонтально, реже – опускается вниз, совсем редко – поднимается вверх.
Может ли апельсин пролезть в игольное ушко?
Может, если этот апельсин – шаровая молния. Поразительное свойство шаровой молнии – она проникает через щели и узкие отверстия в стене, стекле. Точнее будет сказать – шаровая молния перетекает (переливается) через узкие отверстия и щели.
Зачем зажигают свечи на мачтах кораблей?
Один из путешественников, капитан корабля, так описывает встречу с таинственными огнями на траверсе Балеарских островов: «Вдруг наступила страшная темнота – гром и молния были невиданные. Опасаясь бури, я приказал спустить все паруса. Тогда мы увидели более тридцати огней в виде свечей, зажженных в разных местах мачт. Это были огни святого Эльма. Тот, который находился на флюгере грот-мачты, был более 1,5 футов в высоту (около 45 см). Я послал матроса, чтобы снять его. Влезши наверх, матрос крикнул нам, что огонь шипит, как ракета из сырого пороха. Я велел снять его и принести вниз вместе с флюгером. Но как только матрос снял флюгер, так огонь перескочил на конец мачты, откуда снять его было уже невозможно».
Что такое огни святого Эльма?
Почему огни святого Эльма так называются?
Легенда связывает это явление со святым Эльмом (или Эразмом), покровителем моряков Средиземноморья. Святой Эльм, как рассказывают, умер на море во время сильного шторма. Перед смертью он обещал морякам явиться к ним в том или ином виде, чтобы сообщить, суждено ли им спастись. Вскоре после этого на мачте появилось странное свечение, которое они и восприняли как явление либо самого святого, либо посланного им знака во исполнение своего обещания.
Сколько раз в год облака «падают» на землю?
Вся влага атмосферы (облака, туманы и др.) меняется примерно 37 раз в году. То есть в среднем раз в десять дней вода облаков (и жидкая, и газообразная, и твердая) выпадает на землю.
За какое время Мировой океан «протекает» через живые организмы?
Вода покрывает 71 % поверхности Земли. Основная масса воды Земли сосредоточена в Мировом океане. Примерно за 2 млн лет вся вода Мирового океана проходит через растения и животных – участвует в их обменных процессах.
Какое море самое соленое?
Средняя соленость Мирового океана 3,5 %. В одном литре воды содержится 35 г соли. Самое соленое море на Земле – это Мертвое море. В 1 литре воды этого моря содержится 260 г соли. Утонуть в этом море невозможно. К примеру, соленость нашего Черного моря 1,8 %, Балтийского – 0,7 %.
Про грозу детям
Часто весной и летом бывают грозы — красивое, но опасное явление природы. Дети боятся грозы, их пугает вспышка молний и грохот грома. Им интересно узнать, что такое гроза, какие бывают молнии, почему сначала мы видим молнию, а потом слышим гром.
Чтобы гроза не казалась такой страшной, расскажите о ней подробнее. Знакомое явление уже не так пугает. Объясните детям, как нужно себя вести во время грозы, о мерах безопасности. Прочитайте стихи о грозе, отгадайте загадки, чтобы это явление природы стало более понятным.
Рассказываем детям про грозу
Дети должны иметь элементарные знания о природных явлениях, с которыми мы сталкиваемся часто: дождь, гроза, радуга, солнце, ветер, листопад.
В теплое время года часто бывают грозы, которые сопровождаются молниями.
Гроза — красивое, но очень опасное явление природы. Раньше люди не могли объяснить природу грозы. Они считали, что боги гневаются на людей и посылают »огненные стрелы » на землю.
Сейчас людям известно, что гроза — физическое явление. Возникают они от того, что в одном месте воздух сильно нагревается, в другом — сильно охлаждается. И там, где встречается теплый и влажный воздух с сухим и холодным, образуется грозовая туча. В них возникают электрические разряды — молнии.
Ученые М. В. Ломоносов и Г. В. Рихман доказали электрическую природу грозы.
Грозы образуются в кучевых дождевых облаках. Во время грозы идет дождь и дует сильный ветер.
Молнии — это электрический разряд, проявляется сильной вспышкой света и сопровождается громом. Длина молнии достигает 1-10 км, а температура внутри ее канала — до 30000 градусов. Она сильно нагревает воздух. Он расширяется и с грохотом преодолевает звуковой барьер. Гремит гром.
Вспышки молнии распространяются со скоростью света. Мы ее видим сразу, а потом слышим грохот грома. За 3 секунды звук преодолевает примерно 1 км. Если гром гремит сразу после вспышки молнии, значит, гроза совсем рядом. А если вспышка молнии опережает гром, то гроза — на расстоянии. Чем дальше гроза, тем дольше не слышно грома. Свет распространяется быстрее, чем звук.
Молнии бывают разные:
Молнии способны намагничивать металлические предметы, менять направление компаса. Часто по этой причине корабли терпели крушение.
В городе есть громоотводы — металлические стержни, по которым молния уходит в землю.
Молнии очень опасны. Если они попадут в человека или животное, то способны привести к смерти.
Ребенок боится грозы. Что делать
Гроза всегда пугает детей. Дети боятся ярких вспышек молнии и грохот грома. Возможно, дети уже слышали, что гроза очень опасна и может нанести вред человеку.
Родители с пониманием должны отнестись к страхам малыша перед грозой, не высмеивать его. Рассказать о грозе простым языком, понятным ребенку.
Что делать, чтобы ребенку не было страшно во время грозы?
Во-первых, нужно обязательно остаться дома, если вы видите, что приближается гроза.
Во-вторых, отвлеките малыша чем-нибудь интересным. Можно поиграть в игры с воздушными шарами, похлопать в ладоши, показать, как гремит гром, постучать крышкой от кастрюли.
Отгадайте загадки с малышом про грозу, прочитайте ему стихотворение, расскажите сказку. Можно вместе сочинить новую сказку про грозу, не страшную.
Не стоит обманывать ребенка, что гроза совсем не опасна.
Как вести себя в грозу
Обычно пугает неизвестное явление. Если ребенок боится грозы, нужно ему рассказать о ней и о том, какие есть меры безопасности. Понаблюдайте, как можно определить приближение грозы.
Признаки приближающейся грозы
Меры безопасности во время грозы
Если гроза застала вас дома
Закрыть все окна и двери
не прикасаться к металлическим предметам, они проводят электрический ток.
Отключить мобильные телефоны.
Если через окно или дверь влетела шаровая молния, не двигайтесь, не трогайте ее руками, сидите спокойно.
Если во время грозы вы оказались на улице:
Постарайтесь войти в какое-то здание — магазин, подъезд дома, не оставайтесь на улице.
Если такой возможности нет, держитесь подальше от высоких деревьев, линий электропередач, остановок. Если вы едите на велосипеде, покиньте его, спрячьтесь.
Если вы в машине, то нужно остановиться, закрыть все окна и оставаться в машине, отключить радио.
Во время грозы нельзя купаться в реке, море. Нужно выйти на берег. Если вы в лодке, старайтесь отплыть к берегу, если не получается, лягте на дно лодки.
Гроза застала вас в лесу — не прячьтесь под одиночными деревьями. Молния всегда ищет ближайшую высокую точку. Нельзя находиться в палатке во время грозы, т. к. молния может ударить в металлическую конструкцию.
Найдите невысокие кусты, деревья и укройтесь на время.
В поле — найти низкое место, лечь, снять все металлические предметы с себя и отключить мобильник.
Об этих важных мерах предосторожности не стоит никогда забывать. И учите своих детей мерам безопасности
Интересные факты о грозе
Гроза — природное явление, при котором образуется электрический разряд.
Конспект занятия «Дождь и гроза» в подготовительной группе
Параскун Диана
Конспект занятия «Дождь и гроза» в подготовительной группе
Развивать познавательный интерес к явлениям неживой природы.
1. закрепить знания о круговороте воды в природе;
2. закрепить знания об изменениях в природе после грозы;
3. расширить знания о том, какие места есть на Земле, где не бывает дождя;
4. сформировать представления о молнии, громе;
5. развивать умение находить верное решение для сохранения личной безопасности во время грозы.
Оборудование и материалы: чайник или стакан с горячей водой, накрытый холодным блюдцем; картинки с изображениями разных погодных ситуаций; иллюстративно-раздаточный и демонстрационный материал.
Предварительная работа: накануне занятия с детьми заучить загадки о явлениях, происходящих в природе во время дождя.
Ход занятия
Педагог. «Дождь и гроза» — тема нашего занятия. Объявляю конкурс загадок, отгадками которых являются все явления, связанные с дождливой погодой. Назовите, пожалуйста, эти явления. (Ответы детей). Наградой будут громкие аплодисменты и похвала.
От меня укрываются. (Дождь)
Посмотрел я утром ввысь —
Горы в небо поднялись!
А летят, летят, летят. (Облака)
Один костер весь мир согревает. (Солнце)
Бредут мешки кудрявые.
Из мешков течет вода.
Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (Ветер)
Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром)
Раскаленная стрела тополь свалила у села. (Молния)
За рекой над рощей дальней
Бьет кузнец по наковальне.
Искры в небе голубом! (Гроза)
Дождь прошел, а я осталась на дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались на потеху во дворе.
Но до завтрашнего дня солнце высушит меня. (Лужа)
Под осоку на песок
И лежит и не поднять,
И бежать и не поймать. (Ручей)
Воспитатель усаживает детей так, чтобы всем хорошо был виден показ опыта.
Опыт «Отчего идет дождь?» Внимание!
Дети должны быть предупреждены, что свое место во время опыта никто не покидает.
Горло чайника с горячей водой накрыть холодным белым блюдцем. Через несколько минут блюдце снять, показать, как с него капают капли воды. Дети рассматривают конденсацию пара. Педагог предлагает детям объяснить, почему так происходит.
Педагог предлагает детям рассказать о круговороте воды в природе. Дети выполняют задание.
Педагог. Какое значение имеет дождевая вода для природы? (Ответы детей.) Растения, которые без дождя почти высыхают, после дождя весело поднимаются. Дождевая вода для урожая лучше, чем обыкновенная из-под крана. Приятно пахнет травами после дождя. Вылетают птицы, пчелы и бабочки, которые прятались от дождя. Воздух становится чистым и свежим. Но есть такие места на Земле, где не бывает дождя. Это пустыня. Там никогда не дождя. А там, где нет воды, ничего не растет, там только камень и песок. Есть и такие страны, где почти целый год стоит холодная лютая зима. Мы с вами живем в таких выпадает весной, летом, осенью.
Педагог читает стихотворение.
День весенний, день румяный,
Тучи в небе ни одной.
Хлынул дождик проливной.
Мама тащит кадки, ведра
Только что ведь было вёдро,
И откуда он взялся!
Гуще вырастет пшеница,
Больше яблок уродится,
Зашумят сады листвой,
Н. Саконская
Педагог. Дождь иногда сопровождается грозой. Когда гремит гром и сверкает молния, говорят, что началась гроза. Гроза! Могучее, грозное явление природы!
Педагог читает стихотворение.
Говорила туча туче.
Говорила туча туче:
Ты не видишь — я спешу.
Отвечала туча туче:
— Ты сама сверни-ка лучше.
Не уйдешь с дороги прочь —
Разнесу тебя на клочья!
Раскатился смех в ответ:
— Уступить дорогу? Нет!
Гряну саблей громовой —
И простишься с головой!
— Не пугай, на этот случай
У меня заряд гремучий,
Буду биться я с тобой
. Почернели обе тучи,
Лбы — что каменные кручи.
И, как в поле два быка,
Сшиблись в небе облака.
Вмиг вокруг все потемнело,
В страхе мир закрыл глаза.
Обе тучи то и дело
Мечут огненные стрелы,
Насмерть саблями разя.
Покатил по небу гром,
Сотрясая все кругом,
Тут сверкает, блещет там —
Трах! И небо пополам!
Вдруг расколется Земля!
Педагог формулирует правила поведения во время грозы.
Правила поведения во время грозы:
1. Выключить из сети электрические приборы, если вы находитесь в доме без громоотвода или приборы не имеют заземления.
2. Закрыть окна и форточки (в помещение может влететь шаровая молния).
3. Не прячьтесь под высоким деревом, если гроза застала вас в лесу.
4. Находясь в поле во время грозы, необходимо сесть или лечь на землю.
5. Оказались на холме — постарайтесь быстрее спуститься в низину.
6. Нельзя пережидать грозу в автомобиле.
7. Нельзя во время грозы разговаривать по сотовому телефону.
Игра «Что можно и нельзя делать во время грозы?»
Каждый ребенок выходит с сюжетной картинкой, на которой изображе-но поведение человека во время грозы, показывает ее остальным игрокам и объясняет, правильные ли действия совершает человек, дает личную оценку его поведению.
Примерное содержание сюжетных картинок: в комнате открыта форточка, человек смотрит на молнию; во время грозы ребенок купается в водоеме; дождь, молния, человек на улице разговаривает по сотовому телефону.
Игра «Найди себе укрытие под дождем».
Чтение японской сказки «Человек, который не знал, как укрыть зонт».
«Жил когда-то на свете человек, который никогда в жизни зонта видел. Отправился он гулять. Вдруг дождь. Что делать? Дождь барабанит все сильнее, а спрятаться негде. Пустился человек бежать. Добежал до первого попавшегося дома, под крышу стал. Хозяину дома стало жаль прохожего,он и говорит:
— Хоть мы видимся с вами впервые, но уж больно жалко на
вас смотреть. Дождь идет, а вы без зонта. Возьмите мой. Раскройте зонт поскорей.
А в Японии слова „раскройте зонт поскорей“ и „заткните за пояс“ звучат одинаково. Вот человек, который не знал, как пользоваться зонтом, и решил, что хозяин ему советует зонт за пояс засунуть.
Поблагодарил он хозяина, заткнул зонт за пояс, словно меч, и под дождь выскочил. Долго под дождем шел, совсем продрог.
Так он и шел, пока не повстречал старика.
Итог: Закрепили знания о круговороте воды в природе. У детей сформировалось представление о громе и молнии. Ребята научились находить верное решение для сохранения личной безопасности во время грозы.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Идет дождь» Морозова Ольга Анатольевна «Идет дождь». Конспект занятия по художественному творчеству (рисование) в старшей группе Тема: «Идет дождь».
Беседа с детьми старшей и подготовительной группы «Дождь» Ребята! Представьте, что стоит жаркая летняя пора. На лугах расцвели ромашки, колокольчики, в огородах созревают овощи, в садах наливаются.
Конспект НОД «Летний дождь» для младшей группы Цель: Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы. Развивать умение передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому,.
Конспект ОД с элементами мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа по стихотворению А. Барто «Весенняя гроза» Конспект совместной деятельности по развитию речи с элементами мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа по стихотворению А. Барто.
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Идет дождь» Программное содержание: Учить детей рисовать короткие штрихи и линии, точки, изображая дождик. Знакомить детей с доступными явлениями природы;.
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Дождь» Темой по самообразованию в этом году я выбрала «Нетрадиционные техники рисования», которые часто применяю в работе с детьми. На занятиях.