грот генуя стаксель спинакер что это такое

Методичка яхтсмена. Грот и стаксель

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Большинство небольших современных яхт имеет два паруса – грот и стаксель. Такое судно называется “шлюп” (или бермудский шлюп). Кроме того, шлюп может быть оснащен спинакером – его используют на полных курсах, от галфвинда до фордевинда.

Грот и стаксель – это треугольные паруса (разновидность косых). Они хороши тем, что позволяют идти остро к ветру, то есть когда угол между носом лодки и направлением ветра менее 90°. Именно косые паруса позволили морякам ходить по морю против ветра.

Закрепление стакселя

Стаксель – это передний парус, прикрепленный к штагу своей передней шкаториной. Передний угол стакселя называется – галсовый угол, задний – шкотовый угол, верхний – фаловый.

К форштагу парус крепится ракс-карабинами, а галсовый угол – такелажной скобой у основания леера. Чтобы не путать фаловый и галсовый углы при разворачивании стакселя из мешка, стоит заранее маркировать их. Ракс-карабины лучше пристегивать снизу вверх, и смотреть они должны в одну сторону, чтобы передняя шкаторина не скрутилась. Прикрепите один конец фала к верхней части стакселя, а второй его конец – к крепительной утке, что располагается слева от мачты. Шкоты прикрепляются к шкотовому углу стакселя булинями. Свободные концы размещаются вокруг вант, а потом через шкот-блоки к крепительным уткам у кокпита. Чтобы они не выскочили, их нужно закрепить узлами-восьмерками. Галсовый угол паруса крепится к носу лодки стаксель-галсом. Фаловый угол стакселя тянется вверх с помощью стаксель-фала.

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Закрепление грота

Грот – задний парус, прикрепленный к мачте передней шкаториной с помощью ползунов грота, а к гику – нижней шкаториной. Задняя шкаторина свободна.

Грот начинают закреплять снизу. Для этого нижнюю шкаторину (то есть ликтрос, которым обшивается край паруса) вставить в ликпаз гика. Дойдите до конца гика, начав со шкотового угла вертлюга гика. Свободный конец гика обычно поддерживается топенантом или опорным сектором. Закрепите сначала галсовый, а затем штоковый угол паруса. Оттяжками на нижней шкаторине расправьте морщины.

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Для увеличения площади паруса и для того, чтобы он лучше держал форму, используются латы – деревянные или пластиковые вставки, которые помещают в латкарманы, нашитые на задней шкаторине паруса. Обратите внимание, что латы должны вкладываться без особых усилий, но при этом сидеть в латкарманах достаточно плотно. Крепятся латы рифовым узлом на концах некоторых латкарманов. Латы могут использоваться и на других типах парусов, но чаще и используют именно на гротах. Впрочем, бывают гроты и без лат. Дополнительную площадь называют серпом. Передняя шкаторина крепится к мачте так же, как и нижняя. Затем беседочным узлом (или карабином) фал крепится к фаловосу углу паруса. Грота-фал спускается с правой стороны от мачты к крепительной утке.

В описании процесс установки парусов может показаться сложным и запутанным, но, потренировавшись пару-тройку раз, для вас этот процесс уже не составит и труда и в дальнейшем не будет занимать много времени.

Источник

Парусная яхта с топовым стакселем

Несколько слов об авторе статьи. Александр Александрович Аристов принадлежит к старшему поколению ленинградских яхтсменов. В парусный спорт он пришел в 1931 г., записавшись в яхтклуб на острове Вольном. Ходил на гафельных швертботах, был юнгой на знаменитой яхте «Революции».

Парус определил выбор жизненного пути подростка — он стал моряком торгового флота. Уже в предвоенные годы Александр Александрович был штурманом. Всю Великую Отечественную войну плавал в океанских конвоях между портами советского Дальнего Востока и США.

С приходом мирной жизни А. А. Аристов, капитан дальнего плавании, возглавляющий экипаж торгового судна, ни на один год не прерывал активных занятий парусным спортом. Знакомство с парусами позволило ему стать капитаном трехмачтовой бермудской шхуны «Кодор», переоборудованной при его непосредственном участии из грузового судна в учебный парусник Ленинградского мореходного училища. «Кодор» под командованием капитана А. А. Аристова ходил из Ленинграда на Черное море, бывал в Архангельске, посетил многие порты зарубежных стран.

В последние годы мастер спорта СССР яхтенный капитан А. А. Аристов командовал яхтами с топовым вооружением: «однотонником» таллинской постройки «Садко», польскими яхтами типа «Арктурус» — «Альбатрос» и «Орион» клуба Балтийского морского пароходства. Он участник Операции Парус-74, призер гонок на Кубок Балтийского моря и Международной регаты Гданьского залива 1976 г. Опыт управлении яхтами с топовым вооружением лег в основу его статьи.

Парусное вооружение с топовым стакселем в последние годы получило широкое распространение на крейсерско-гоночных яхтах благодаря тому, что оно позволяет в широких пределах изменять площадь парусов по сравнению с обмерной.

Главной конструктивной особенностью топового вооружения является повышенная жесткость рангоута, особенно мачты. Если рангоут небольших и даже средних по размерам яхт с обычным вооружением можно подстраивать на ходу с помощью такелажа, то при топовом вооружении это исключено, поскольку основная точка приложения нагрузки при работе самых больших парусов оказывается на топе мачты. Поэтому топ мачты должен быть строго зафиксирован в определенной точке относительно корпуса еще при настройке в гавани, иначе огромная генуя, изогнув мачту, нарушит всю настройку рангоута и парусов. Лучше всего настройку такелажа, рангоута и парусов осуществлять при легком или среднем ветре, так как в сильный ветер дефекты настройки менее заметны.

Если грот сшит с несколько увеличенным пузом, желательно придать средней части мачты прогиб вперед, набив передние основные ванты. На «Арктурусе» имеется еще съемный штаг и бакштаги. Этот такелаж служит для дополнительного раскрепления мачты в свежую погоду, а на съемном штаге можно нести малый генуэзский или штормовой стаксель.

Эффективность работы парусного вооружения любой яхты зависит от установки мачты. Яхтсмены зачастую полагаются на точность вытяжки симметричных вант и но проверяют строгую отвесность мачты (на крен), ограничиваясь оценкой установки ее на глаз.

Лучше всего проверить правильность установки мачты заранее. В тихую погоду в закрытой гавани это можно сделать с помощью отвеса, поднятого на грота-фале, но предварительно надо убедиться в том, что сама яхта не имеет крепа и дифферента. Можно также к грота-фалу прикрепить конец стальной рулетки, выбрать фал и приложить рулетку сначала к ватервейсу одного борта, затем другого в симметричных точках.

Хорошо настроенная яхта должна идти в бейдевинд при ветре 3—4 балла с оставленным румпелем.

Стаксель

Поскольку генуэзский стаксель при топовом вооружении в два раза больше грота по площади, на лавировке он является главным тянущим парусом. От того, как сшит стаксель и как он поставлен, зависят скорость хода и крутизна курса яхты по отношению к ветру. Лучше всего иметь полномерный и относительно пузатый стаксель. Во-первых, такой парус всегда можно сделать более плоским, сильно набив такелаж (фал, шкот и галс). Во-вторых, при необходимости его нетрудно перешить. Плоский стаксель имеет худшие аэродинамические качества и тянет плохо, особенно в слабый и средний ветер. Если шкот такого стакселя на бейдевинде немного не добрать, судно «теряет крутизну», а если добрать, как нужно, он становится плоским и яхта теряет ход. Исправить плоский парус почти невозможно.

Лучший покрой для больших стакселей — с центральным швом, при расположенип полотнищ строго перпендикулярно задней и нижней шкаторинам. Если по задней шкаторине полотнища окажутся приподнятыми выше перпендикуляра, при выбранном шкоте она будет загибаться на ветер, тормозить ход и отдувать воздух на грот. Если швы пойдут ниже перпендикуляра, задняя шкаторина отваливается под ветер и полощет, также отбрасывая на грот сбегающие потоки воздуха.

По нижней шкаторине стакселя для увеличения площади делается положительный серп около 2% ее длины, а для придания аэродинамического профиля в нижних сечениях — несколько небольших закладок.

Генуэзский стаксель

Стаксель определяет крутизну бейдевинда, а значит и успех на лавировке. При его постановке надо добирать стаксель-фал так, чтобы передняя шкаторина была набита сильнее штага, так как ликтрос вместе с фалом в два раза длиннее штага и гораздо тоньше его, они вытягиваются на ходу гораздо больше.

Большое значение для тяги генуи имеет правильная установка блока стаксель-шкота. Теоретически считается, что стаксель-шкот должен быть направлен по линии центрального шва паруса. Но так как задняя шкаторина стакселя длиннее нижней и имеет отрицательный серп, ползун блока шкота надо подвинуть вперед, чтобы обе шкаторины при выбирании шкота обтягивались равномерно. Найти правильное положение блока можно только опытным путем, причем полезно сделать отметки на погоне или ватервейсе. При усилении ветра блок стаксель-шкота надо сдвигать назад. На больших и широких яхтах стаксель-шкот проводят между леерным ограждением и вантами.

Если в ходе лавировки необходимо пройти небольшой отрезок дистанции в галфвинд и вы не хотите менять стаксель или передвигать вперед блок стаксель-шкота (это в свежий ветер сделать трудно, а порой и невозможно), удобно использовать оттяжку (контр-шкот). Он изготовляется из троса, на одном конце которого заращивается гак, закладываемый в скобу на шкотовом углу генуи. Контр-шкот проводят через блок, закрепленный в районе вант, и затем выводят на одну из палубных лебедок. Когда нужно увалиться, потравливают шкот и обтягивают оттяжку так, чтобы верхняя часть генуи не отваливалась под ветер и работала полноценно. На галфвинде можно также дополнительно поставить малую Геную па внутреннем штаге.

У яхт с топовым вооружением на курсе бейдевинд грот работает как нижнее (меньшее со площади)крыло биплана. Поскольку задняя часть генуи далеко заходит за него, грот должен быть более плоским, чем при обычном вооружении. В противном случае парус будет полоскать от потоков воздуха, срывающихся со стакселя.

На гроте из дакрона для придания рациональной формы по центральному шву и передней шкаторине необходимо сделать закладки, а по нижней — положительный серп со стрелкой в 1,5—2% ее длины. На гроте из лавсана закладки делаются только по центральному шву, а по передней шкаторине — положительный серп со стрелкой примерно в 1 % ее длины; серп по нижней шкаторине должен составлять 1,5—2%. Величина серпа и расположение лат по задней шкаторине регламентируются правилами обмера, но надо помнить, что задняя шкаторина должна быть достаточно жесткой.

Парус с загибающейся на ветер шкаториной работает на задний ход, на привод к ветру и способствует увеличению крепа. Шкаторина, отваливающаяся под ветер, вибрирует и создает тормозящие завихрения за парусом.

Если необходимо сделать грот более плоским, нужно набить оттяжку гика. Гик прогнется вниз и уберет пузо грота. На курсах галфвинд и бакштаг оттяжка не дает гроту закручиваться, на курсе фордевинд она заменяет завал-тали, если ее заложить за основание талрепа подветренной ванты.

При усилении ветра ползун на погоне гика-шкота рекомендуется сдвигать ближе к подветренному борту.

Спинакер

Под спинакером яхты в сильный ветер развивают скорость, близкую к режиму глиссирования, когда кормовая половина подводной части и особенно руль идут в сильно возмущенной воде, что ухудшает управление и заставляет непрерывно работать рулем. В такой ситуации реакция рулевого должна быть мгновенной, а шкоты спинакера готовыми к немедленной отдаче, если рулевой не справится, когда яхта пойдет на привод.

В чем же ошибка? Дав команду травить брас, я не учел, что спинакер уйдет назад и будет приводить яхту еще сильнее, — нужно было травить шкот.

Мне запомнился эпизод уборки спинакера в штормовую погоду из фильма о кругосветной гонке яхт 1973 года, где показано, как Чей Блитт ведет «Грейт Бритн II» на подходе к мысу Горн при попутном ветре 8 баллов. Когда Блитт решил убрать спинакер, потравили брас и топенант, положили спинакер-гик на штаг и обтянули оттяжку. Потом один человек пробрался на бак и дернул патентованный карабин браса. Галсовый угол выхлестнулся и спинакер развился по ветру, как огромный флаг на фале и шкоте. Убрать его теперь уже не составляло большого труда.

Такелаж спинакера должен быть рассчитан на рабочую нагрузку при ветре не менее 7 баллов, а фал обязательно изготовлен из стального троса. Шкот и брас должны быть снабжены не скобами, а карабинами с откидывающимися спинками, в крайнем случае — большими карабинами, которые используются на стакселях. Карабин должен быть и на коренном конце галса, через него пропускают брас. Ходовой конец галса должен крепиться на утке, находящейся на спинакер-гике, чтобы сам гик можно было свободно двигать по рельсу вдоль мачты. Чем полнее курс, тем выше рекомендуется ставить спинакер-гик и наоборот.

Между мачтой и штагом полезно, основать два-три шпрюйта, предохраняющих спинакер от закручивания вокруг штага, а на леерном ограждении бака закрепить сетку, чтобы спинакер не мог упасть за борт при уборке.

Желательно иметь два оснащенных такелажем спинакер-гика, мешок для спинакера оборудовать обручем и Двумя штертами для привязывания его вверху и внизу.

На фордевинде рекомендуется не добирать спинакер-фал до блока на 40—60 см. В таком положении он будет менее закрыт другими парусами, а общий ЦП уйдет вперед, благодаря чему облегчится управление яхтой. Шкот и брас не нужно выбирать втугую, чтобы парус не потерял свою сферическую форму, которая обладает лучшими тяговыми свойствами.

Не обязательно проводить шкот и брас на корму. Иногда лучше установить блоки немного позади миделя, тогда спинакер меньше задирается вверх, яхту не так сильно водит на попутной волне, больше раскрывается парус.

Если в свежую погоду надо сделать поворот фордевинд, лучше убрать спинакер, положив его на баке и затем поставить с другого борта перед самым поворотом, пока он прикрыт гротом. После уборки спинакера его нужно сразу же проверить и уложить в мешок в готовом к постановке виде. Уборку спинакера облегчает снасть с карабином или гачком на конце, с помощью которой можно зацепить шкот и подтянуть парус на палубу.

Дополнительные паруса

В комплектацию яхт типа «Арктурус» с 1975 г. стали включаться несколько дополнительных парусов. Нейлоновый генуэзский стаксель (на западе называется спнакер, у нас — балун), сшитый из ткани для тяжелых спинакеров и обликованный стальным тросом по передней шкаторине, но без карабинов, неплохо тянет в бейдевинд при слабых ветрах, так как почти не гаснет. Но главным образом его используют на курсе фордевинд вместе со спинакером, неся на противоположном борту в слабый и средний ветер. Ставить этот парус удобно из метка, как спинакер, причем так, чтобы он был чисто впереди всех снастей. Галс должен быть заложен в пределах основания переднего парусного треугольника, Применять жесткую распорку для шкотового угла нельзя, по шкот можно провести на грота-гик. Этот парус должен иметь два шкота: один двойной на случай лавировки и другой одинарный, когда он ставится вместе со спинакером.

Подспинакерный стаксель № 1 — узкий, высокий (до топа мачты) парус из спинакерной ткани. Ставится он без карабинов вместе со спинакером на курсах галфвинд и крутой бакштаг.

Подспинакерный стаксель № 2 — низкий широкий парус из такой же ткани, без карабинов. Ставится на курсе бакштаг. Он перекрывает все свободное пространство переднего треугольника ниже грота и спинакера.

Кливер (стаксель с высоким: шкотовым углом) и малая генуя ставятся соответственно на топ- и внутреннем (съемном) штагах на курсах полный бейдевинд и галфвинд, когда большая генуя работает плохо, а спинакер нести нельзя.

На современной гоночной яхте открытого моря обязательно должен быть второй грот и три спинакера: полномерный легкий, немного более плоский тяжелый для бакштага и сильных ветров и специальный для галфвинда (со стальным ликтросом по одной из боковых шкаторин которая при постановке всегда должна быть передней).

На яхтах типа «Арктурус», как и на всякой широкой яхте, полезно иметь толбой — узкий высокий стаксель из легкого, по прочного дакрона, который ставят между мачтой и передними парусами.

Штормовые паруса

Площадь штормовых парусов (грота и стакселя) должна составлять примерно 50% обмерной парусности. Кроме того, желательно иметь штормовой трисель, по площади равный зарифленному штормовому гроту.

Штормовые паруса лучше шить из прочной хлопчатобумажной ткани, более мягкой и удобной при работе в штормовых условиях, чем жесткий и скользкий дакрон. (Правда, недостатком хлопчатобумажных парусов является их большой вес и необходимость в тщательном уходе.)

Штормовые паруса для прочности лучше шить, располагая полотнища параллельно задним шкаторинам — их форма будет нисколько не хуже обычно скроенных.

Трисель для прочности можно обликовать по задней шкаторине растительным тросом. Штормовой грот шьется без серпа или с отрицательным серпом по задней шкаторине, но обязательно с латами.

Источник

Грот генуя стаксель спинакер что это такое

Такелаж (rig) – все снасти на судне, служащие для крепежа рангоута
и управления парусами. Такелаж делится на стоячий и бегучий.

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Стоячий такелаж – standing rigging (ванты-shrouds, штаги-stays и пр.) – неподвижные снасти (потому и «стоячий») для расчалки и поддержания в рабочем положении мачты. Чтобы мачта не завалилась ни вперед, ни назад существуют штаги – передний (форштаг) и задний (ахтерштаг). Чтобы не упала вбок – есть ванты. Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках – вант-путенсах (chainplate) и штаг-путенсах, надежно закрепленных в корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется винтовыми стяжками – талрепами (turnbuckle).

Бегучий такелаж (running rigging) – подвижные снасти для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, подъема и спуска сигналов, грузов и шлюпок. На бермудском шлюпе два основных типа бегучего такелажа – фалы и шкоты.

Фалы (halyards) предназначены для подъема парусов или частей рангоута.

Грота-фал (main halyard) – для подъема грота, стаксель-фал (jib halyard) – для подъема стакселя.

Шкоты (sheets) – служат для управления парусами или подвижным рангоутом.

Стаксель-шкоты (jib sheets) – для управления стакселем.

Гика-шкот (main sheet) для управления гиком и соответственно – углом атаки ветра к гроту. Проводка гика-шкота расположена снизу от гика. А проводка грота-шкота – сверху от гика.

Грота-шкот крепится к шкотовому углу грота. Гик в своей верхней части имеет паз, по которому движется ползун. Ползун имеет шкив для проводки грота шкота. Этот шкив нужен для обеспечения горизонтального усилия и снижения усилия при работе с грота-шкотом.

Оттяжка гика (boomvang), как это следует из названия, предназначена для того, чтобы оттягивать вниз гик. В основном используется на полных курсах.

А чтобы было легче разбираться, вот вам заключительная картинка с пояснялками:

Источник

Гид по типам парусного вооружения

Одна или две мачты? Какие паруса существуют и сколько их должно быть?

Чтобы успешно ответить на эти вопросы, для начала целесообразно ознакомиться с основными понятиями и определениями. Итак.

Что входит в понятие «парусное вооружение»

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Парусное вооружение (или по другому парусный гардероб) это не только сами паруса, но и все предметы и устройства, задействованные в установке, уборке и управлении парусами.

Говоря на яхтенном языке, парусное вооружение – это паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут – это все жесткие конструкции, которые используются для несения и обслуживания парусов. Мачта, гик, рея, бушприт – это все рангоут. Элементы рангоута могут быть как неподвижными, так и поворотными.

Такелаж – все тросы (снасти), элементы и системы их крепления. В зависимости от назначения различают:

Главный секрет успеха лодки – правильный выбор корпуса и оснащение его оптимальным парусным вооружением. Какие же для этого существуют возможности?

Как рассчитать оптимальную площадь парусов

В теории, чем больше общая площадь парусов, тем большей скорости может достичь лодка. Несоответствие площади парусности общему весу судна гарантирует досадные неприятности: при недостатке парусов вряд ли стоит надеяться на победу в гонке, а их избыток грозит потерями в рангоуте/такелаже и даже опрокидыванием яхты.

Чем больше рабочая площадь поднятых парусов, тем больше нагрузка на мачты и поддерживающие их снасти. В результате, сильный порыв ветра (шквал) может сломать мачту (-ы) или вывернуть ее из крепления (степса), оборвав крепления (ванты, штаги). Если же мачта и устоит, то под влиянием возросшего кренящего момента, лодка может лечь на борт или перевернуться.

При расчете оптимальной площади парусного вооружения должны учитываться:

Общее правило: чем большим водоизмещением обладает яхта, тем большую площадь парусов она сможет нести с учетом предполагаемого района плавания.

Например, для крупных океанских яхт (3-15 тонн) площадь парусности составляет 30-100 м2 и более, для морских – от 25 до 90 м2, а для лодок прибрежного плавания максимальное значение этого показателя обычно не превышает 60-70м2

Точное же вычисление общей площади парусности для каждой лодки производится индивидуально и по полученным данным формируются рекомендации для подбора соответствующего «гардероба» (типа, формы, размеров/степени зарифленности) для ее плавания в различных погодных условиях.

Типы парусного вооружения по форме и способу крепления грота

Человек всегда стремился максимально упростить управление парусами, сведя к минимуму размеры необходимого для этого рангоута и количество снастей. В результате, мощный рей, необходимый для постановки прямого паруса, был заменен сравнительно небольшим наклонным рейком, нижний конец которого фиксировался галсовой оттяжкой. Сам же парус несколько уменьшился в размерах и приобрел трапециевидную форму. Затем эволюция разделила рей-реёк на две части – верхнюю (гафель и его разновидности) и нижнюю (гик), а парус – на больший задний и меньший передний. Промежуточным звеном оказался вариант, при котором нижний конец заднего паруса крепился к наклонному штоку – шпринтову. На сегодняшний день рейковый парус для яхтинга ушел в прошлое, а шпринтовый можно встретить разве что на швертботах типа «Оптимист».

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Гафельным парусам повезло больше: хотя новые лодки ими вооружают очень редко, подобную оснастку все еще можно встретить на судах, преимущественно предназначенных для катания туристов.

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Интересным эволюционным шагом в развитии гафеля представляется вариант square top, при котором верхняя часть паруса с помощью сравнительно короткого штока растягивается почти перпендикулярно мачте. Благодаря этому заметно возрастает рабочая площадь паруса и эффективность его использования даже при относительно слабых ветрах. Подобное решение пользуется особой популярностью на гоночных лодках, поскольку позволяет нести паруса большей площади без увеличения высоты мачты.

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

На подавляющем же большинстве современных лодок в качестве основных задних парусов используются т.н. бермудские, получившие свое название по месту заимствования – у рыбаков Бермудских островов.

Парус не нуждается в гафеле, поскольку его верхний (фаловый) угол крепится на топе мачты, а нижняя кромка (шкаторина) растягивается на поворотном рангоутном дереве (гике). Поскольку своей специфической формой эти паруса напоминают антенны первых радиопередатчиков, их иногда называют также «парусами Маркони».

Наиболее распространенным вариантом оснащения яхты в наши дни является бермудский шлюп.

Это одномачтовая лодка с треугольным гротом и универсальным набором передних парусов, предназначенных для различных условий плавания.

Рассмотрим подробнее, из чего же состоит типовой современный парусный гардероб.

Виды парусов и их особенности

Стаксель – также треугольный парус, передняя кромка которого крепится на наклонно закрепленном тросе (штаге). При варианте бермудского вооружения это основной передний парус, площадь которого может составлять от 30%-40% (на круизных) до 60% (на гоночных) общей парусности лодки. В последнем случае он работает как основное рабочее «крыло», сообщающее лодке наиболее значимое тяговое усилие. В зависимости от размеров и формы, стаксели подразделяются на несколько типов, предназначенных для использования в различных погодных условиях. Важной дополнительной характеристикой является процентное соотношение площади паруса к площади треугольника, образованного мачтой, грота-штагом и отрезком палубы до места крепления последнего. Так, термины «40%-й» или «75%-й стаксель» означает, что парус перекрывает соответственно чуть меньше половины или 2/3 пространства между штагом и мачтой. В соответствии с размерами, все они обозначаются еще и номерами, причем №1 присваивается парусу самой большой площади.

Генуя – большой и широкий стаксель, предназначенный для эффективного использования слабого ветра. При постановке полной генуи, ее нижний (шкотовый) угол достигает мачты или даже заходит за нее. Перекрывающими называются генуи с коэффициентом более 100%, которые фактически перекрывают переднюю шкаторину грота. В длительном плавании на лодке целесообразно иметь три генуи, которые также нумеруются от большей к меньшей:

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Стаксель-автомат – парус средних размеров при плавании с частой сменой галсов на курсах острый бейдевинд. Его особенностью является установленный на палубе погон (А), по которому перемещается специальная каретка (В) со стаксель-шкотом, пропущенным через блоки (С и D). Для смены галса достаточно переложить руль и стаксель сам переложится на нужный борт.

Наряду со стакселями-автоматами, мореплаватели-одиночки часто используют при лавировке и вариант со стаксель-гиком. В частности, подобное решение выбрал Виктор Языков для своей «Дочери Ветра».

Штормовой стаксель – самый маленький (до 20%, а вообще чем меньше, тем лучше) по размерам, с высоким шкотовым углом, именуемый также «носовым платком». Он предназначен к установке на продолжительное время при сильных ветрах и обеспечивает лодке необходимую управляемость при минимальной нагрузке на мачту и руль. Как правило, это единственный парус, который целесообразно нести при скорости ветра свыше 7 баллов. Он может ставиться как на основном носовом, так и на дополнительном (т.н. бэби-) штаге.

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Спинакер – парус большой площади, выполненный из легкой ткани и имеющий полукруглый профиль. Обычно используется при слабых и умеренных попутных ветрах, на курсах от фордевинда до галфвинда. Популяризации спинакера способствовал опыт Эрика Табарли: в «гардеробе» его Реn Duick V, победившей в гонках через Тихий океан в 1969г. было сразу три таких паруса – 60, 88 и 120 м2. Спинакер ставится на грота-шкоте (при этом стаксель обычно спускают). Парус поднимается за верхний (фаловый) угол, при этом его наветренный конец дополнительно поддерживается спинакер-гиком. Управление осуществляется при помощи брасов и специальных оттяжек. Спинакер весьма красочен и достаточно эффективно выжимает ветер, однако его постановка/уборка, а также маневрирование при плавании под этим парусом требуют значительного опыта. В одиночку выполнить все необходимые для этого операции под силу только профессионалу – недаром чартерные компании предпочитают не включать спинакер в комплект парусов на сдаваемых в аренду лодках.

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Генакер (он же ассиметричный спинакер) – как следует из названия, парус представляет собой попытку совмещения удобства управляемости генуи и расширенных возможностей спинакера. По своим размерам он превышает первую и уступает второму. В отличие от спинакера, генакер может храниться в закрутке на отдельном штаге, что существенно облегчает его постановку. Галсовый угол фиксируется на носу лодки или крепится к бушприту (в т.ч. и выдвижному), а управление осуществляется шкотами, проведенными в третий (шкотовый) угол. Дополнительный рангоут для этого не требуется, однако для повышения эффективности при очень уж слабом ветре, генакер при помощи спинакер-гика выносится на борт, противоположный гроту (постановка «бабочкой»). Этот парус применим в большем диапазоне курсов, чем спинакер. Так, под относительно «плоским» генакером можно идти даже в полный бейдевинд (вместо кливера). Он проще и в обслуживании, однако для успешной работы с этим парусом также требуется предварительная практика. При всех плюсах, есть и важный минус: генакер весьма сложно нести на фордевинде, так что даже при попутном ветре приходится выбирать курсы бакштаг.

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Code Zero – ассиметричный спинакер, специально разработанный для плавания в бейдевинд при слабом ветре (до 25% к 8-узловому ветру). Он получил свое название от маркировки А0, данной парусу его создателями, и по принципу действия напоминает большую геную со свободной передней шкаториной. Позволяя эффективно выжимать ветер на острых курсовых углах, Code Zero обладает и недостатками: существенно увеличивает нагрузку на мачту и вызывает трудности при уборке и укладке, поскольку выполнен из высокопрочных композитных тканей. Кстати, последнее обстоятельство существенно отразилась на цене паруса, поэтому его, в основном, приобретают гонщики-профессионалы.

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Чтобы полноценно использовать возможности современных парусов, необходимо определиться со схемами вооружения и необходимым рангоутом, которые обеспечат их по-настоящему эффективную работу. Иными словами, нужно правильно распределить выбранную площадь парусности между несущими конструкциями рангоута. Сегодня наиболее доступными для яхтсменов-любителей являются сравнительно небольшие лодки с одной-двумя мачтами. Каковы же их особенности, плюсы и минусы?

Что лучше — одна мачта или две?

Парусные гардеробы различаются не только по форме и способу крепления грота, но и по количеству мачт, месте их установки, а также по числу и видам используемых парусов. Наиболее распространенными одномачтовыми лодками сегодня являются шлюп (один передний и один задний парус), тендер (два и более передних паруса при одном заднем) и кэт (только задний парус).

Шлюп – лодка с двумя парусами, расположенными впереди (стаксель) и позади (грот) единственной мачты, которая вынесена чуть вперед от середины корпуса (миделя). В зависимости от соотношения высоты парусов к их ширине, различают шлюпы с длинным и коротким аэродинамическим профилем.

Чем уже и выше парус, тем круче к ветру способна идти лодка. Как правило, шлюпы массовых серий обладают средним аэродинамическим профилем, что делает их более удобными в управлении даже для начинающих яхтсменов.

Наряду с классическими (топовыми), достаточно широко распространены и шлюпы с т.н. дробной оснасткой. В этом случае верхний конец переднего паруса не доходит до самого верха (топа) мачты соотвественно на:

Заметим, что предпочтение дробной оснастке обычно оказывают спорстмены-профессионалы, поскольку она позволяет гибко реагировать на изменения силы и направления ветра, более точно «настраивая» паруса при соревнованиях. Но нет правил без исключений: например, «малышка «Лена», на которой в одиночку совершил кругосветное плавание наш славный соотечественник Евгений Гвоздев, имела оснастку шлюпа 7/8, а 3,6-метровая Acrohc Australis австралийца Сержа Теста была топовым шлюпом.

К преимуществам шлюпов в целом относят:

В качестве немногочисленных минусов чаще всего называют существенное ограничение обзора с подветренного борта при полностью поставленном переднем парусе (стакселе). К тому же, при определенных курсовых углах ветра (бакштаг) паруса может класть на ванты, что снижает эффективность их работы и, как следствие, скорость лодки. Тем не менее, по совокупности своих качеств, шлюпы пользуются повышенной популярностью как среди яхтсменов, так и у чартерных компаний.

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Тендер (куттер) – мачта обычно устанавливается на миделе лодки или даже несколько смещается относительно него в корму. Благодаря этому появляется возможность установить вместо одного два (а то и более) передних паруса на раздельных штагах. В зависимости от места крепления первого из них различают:

В качестве компромиссного варианта можно встретить и тендеры с выдвижным бушпритом (обычно на лодках спецпостройки). Подобные конструкции пользуются особым успехом у любителей плавания под генакером.

По возможностям лавировки против ветра тендеры как правило уступают шлюпам. К тому же, возрастающая (за счет суммарной площади передних парусов) нагрузка на мачту требует компенсации в виде дополнительных оттяжек в корму (штагов). Зато к безусловным плюсам тендеров можно отнести:

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Кэт (или кат) – характеризуется достаточно мощной безвантовой мачтой, максимально смещенной в нос, а также полным отсутствием передних парусов. Мачта жестко устанавливается в килевом степсе, а дополнительным креплением для нее служит палубная консоль. При всей кажущейся странности подобной конструкции, ничего необычного в ней нет: подобные мачты известны на Востоке уже многие сотни лет (китайские джонки и пр.) Задний (и единственный) парус при этом работает подобно крылу, свободу действия и возможности которого при любых курсовых углах не ограничивает стоячий такелаж.

Именно безвантовая мачта и определяет основные преимущества кэта:

Теоретически, отсутствие передних парусов должно существенно ограничивать способности кэта при острых курсовых углах ветра, однако практика показывает, что при умелом управлении он даже под своим единственным (и притом сильно зарифленным) гротом может уверенно обогнать шлюп или тендер. При попутных же ветрах преимущества кэта над парусниками с классическим вооружением (при сопоставимой длине ватерлиний) становятся еще более очевидными.

грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть фото грот генуя стаксель спинакер что это такое. Смотреть картинку грот генуя стаксель спинакер что это такое. Картинка про грот генуя стаксель спинакер что это такое. Фото грот генуя стаксель спинакер что это такое

Наибольшей популярностью среди современных двухмачтовиков пользуются кеч, йол и шхуна. Они различаются соотношением высоты передней и задней мачт и их расположением.

Кеч – первая (грот-) мачта заметно сдвинута вперед от миделя, а вторая, бизань-мачта обладает меньшей высотой и устанавливается ближе к корме, но перед осью (баллером) руля. Площадь бизани составляет порядка 20-25% общей площади парусов, поэтому наряду с гротом она обеспечивает существенное тяговое усилие. Как и тендеры, кечи могут нести два и более паруса перед первой мачтой (стаксельные кечи). Подобный же треугольный парус (бизань-стаксель или апсель) при необходимости ставится между первой и второй мачтами, чем достигается более полное использование даже самого слабого ветра.

Как правило, паруса второй мачты (бизань) и дополнительный стаксель используются при попутных ветрах, а при плавании круто к ветру их спускают, так что кеч практически превращается в тендер, а то и в шлюп (если идет под одним передним парусом).

К основным преимуществам кечей относятся:

К тому же, достаточно высокая задняя мачта является удобным местом для установки радара, радиолокационного отражателя или ветрогенератора. На некоторых кечах топы мачт дополнительно соединены горизонтальным штагом, на котором удобно размещать радиоантенну.

Правда, установка дополнительной мачты с комплектом парусов и соответствующей оснасткой делает лодки подобного типа заметно дороже, зато управлять ими значительно легче, чем шлюпом или тендером подобных же размеров. Не случайно Бернар Муатесье и Робин Нокс-Джонстон отправились в погоню за Золотым Глобусом именно на кечах, а их легендарные Joshua и Suhaili стали родоначальниками целого семейства яхт, особо востребованных для одиночных океанских гонок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *