грешники все так же исповедуются грешникам

FACE — Заточка

Слушать FACE — Заточка

Текст FACE — Заточка

Я знаю, бедность — это кросы на двоих.
Мы делили то, что делишь в одного на четверых.
В наш квадрат нельзя было зайти, в твой залететь можно.
Мы из тех, кому ты был, есть, будешь должен.

Свечи в церквях стоят больше хлеба в магазине.
Те, кто служат там — развозят ш*юх на лимузинах.
Говорят, что близко к Богу, но их нет в небесах.
На блатных номерах дьякон мчит прямо в Ад.

Грешники всё также исповедоваются грешникам.
Люди доверяют свою душу пересмешникам.
Люди верят в то, что можно: красть, убивать, изменять;
Бог любит прощать, они будут продолжать.

Но даже если Бог и есть, то не для этих целей —
Чтобы потакать всем вашим жалким, ё**ным грехам.
Бог любит карать. Здесь, Бог — это власть. Есъм.
Бог не простит вас. Бог — это казнь, е!

Я такой же как и вы, я мыслил точно так же —
Убить кого-то, чтобы обратить внимание старших.
По новостям всё так же — в России счастлив каждый;
Но если ты молчишь, то не переживай, мы скажем.

Дети режут и стреляют в себя и в других детей.
Дети ненавидят и убивают учителей.
Алкогольный образ жизни первых — классика страны.
Привыкайте к новой классике — с**цид вторых.

Я вижу у людей в глазах одно бессилие.
Здесь жертва виновата, если её изнасилуют.
Глупость, грубость, вороство, в их руках сила.
У свободы слова здесь пж, это Россия.

Источник

Грешники все так же исповедуются грешникам

грешники все так же исповедуются грешникам. Смотреть фото грешники все так же исповедуются грешникам. Смотреть картинку грешники все так же исповедуются грешникам. Картинка про грешники все так же исповедуются грешникам. Фото грешники все так же исповедуются грешникам

грешники все так же исповедуются грешникам. Смотреть фото грешники все так же исповедуются грешникам. Смотреть картинку грешники все так же исповедуются грешникам. Картинка про грешники все так же исповедуются грешникам. Фото грешники все так же исповедуются грешникам

либертарная теология запись закреплена

Простите, но — новый альбом FACE. И на всякий случай: это (видит Бог) не великая поэзия и не великая музыка, но интересно же как некоторые важные темы отображаются в современной популярной культуре, в том что будут слушать сотни тысяч людей — это как соцопрос (и я так надеюсь, друзья, что вы не будете отписываться, а поймёте меня и превозможете своё отвращение к популярной культуре ради интереса по другим темам — если у вас есть таковое отвращение; это гордыня, не верьте своему чувству). Как вы верно знаете наш поэт несколько сменил тематику и занялся социальными проблемами. Но что мне однако здесь интересно: один из самых популярных рэперов (ничего с этим не поделаешь, да и надо ли) обращается не к просто к социально-политической тематике — при этом, что радует, особо оттаптываясь на «продажности» мира, не ограничивается «либеральной» повесткой — не просто к критике положения в стране, не просто к критике клерикализации, статьи об оскорблении чувств верующих (а верующие будут наказаны за это позорище) и лицемерия клириков — но совмещает все это с чем то таким, что можно было бы при желании назвать богооставленностью. Особенно мне здесь интересно именно это совмещение видения гниения социального и гниения так сказать экзистенциально-метафизического. Интересно, что здесь «Бог» это две фигуры, часто одновременно: «русский бог» — жестокий, страшный, воплощение гниения страны, бог ментов и попов и «Бог» — подлинный Бог. И если вам кажется, что я загоняюсь, то как минимум: как бы то ни было обилие религиозной образности обращает на себе внимание. (Я понимаю, что он в последнем треке издевается над «оскорбленными верующими; но он паразитирует на религиозной эстетике — и поэтому это вставляет — если вставляет). Давайте посмотрим несколько цитат:

Мне предлагали деньги, они были в нашей крови
Чтоб рекламировать всех тех, кто нас в ней утопил

Наблюдаю за Россией, бесконечное бессилие
Толпы молят о пощаде, но целуют идолов
Идолы в ответ лишь представляют собой иродов

Бог нас не услышит, Бог уже не дышит
Как тебе живётся в твоей комнате в Мытищах?

Я гонялся за светом, теперь он слепит глаза
Город цвета панелек из розового стекла
Десять тысяч наличных и это десять грина
Они молились на них, я их кидал из окна

Кто ты такой, чтоб судить меня, смертный?
Запомни, нам лишь всевышний судья
Ваша мать — коррупция, наша мать — верность
Но вам при этом — Бэнтли, а нас — в лагеря
Нет, свою вину я перед вами не признаю
Под ребро копьё и пусть меня распинают
Мой отец ждёт меня у ворот Рая
А пока 105-ая — 162-ая

Никакой любви для них, это правда
Если я умру сегодня, значит, так надо
Каждый новый день здесь — как новая драма
Золотые купола, мечети и храмы

Наши люди видят звёзды, но не по ночам
Я лично видел звёзды только на чужих плечах
Для кого Иисус, но для моих пацанов Аллах
Всё вокруг — Харам, всем своим пацанам Салам
Нахуй полицию, РУВД, МВД

Все не влезло — см. продолжение в комментариях

Источник

Законы раскаяния. Главы 1—2

Глава 1

§2. Козел отпущения служил искуплением для всего Израиля, и поэтому первосвященник произносил над ним исповедь от имени всего Израиля, как сказано: «И исповедается над ним во всех грехах сынов Израиля» (Ваикра, 16:21). Козел отпущения искупает все нарушения законов Торы: как тяжкие, так и легкие; как совершенные по неведению, так и умышленные; как те, о которых знает совершивший их, так и те, что остались неизвестными ему, — однако лишь в том случае, если грешник раскаялся. Тому же, кто не раскаялся в своих грехах, прощаются только легкие нарушения. Что относится к легким нарушениям и что к серьезным? К серьезным — все грехи, наказуемые смертной казнью или истреблением души; ложная и напрасная клятвы, хотя и не караются истреблением души, также относятся к тяжким проступкам. Нарушение всех прочих запрещающих заповедей и всех предписывающих, за неисполнение которых не полагается истребление души, — называется легким.

§3. В наше время, когда нет Храма и нет жертвенника, на котором приносились очистительные жертвы, только раскаянием можно заслужить прощение. Раскаяние искупает все грехи. Даже тому, кто грешил всю жизнь, но раскаялся в последний свой день, не вспомнят его грехов, как сказано; «И грехи злодея не будут тяготеть над ним и тот день, когда он раскается в своем злодействе» (Йехезкель, 33:12). Йом-Кипур очищает тех, кто раскаялся в своих грехах, как сказано «Ибо в этот день будут прощены грехи ваши» (Ваикра, 16:30).

Глава 2

§2. В чем состоит раскаяние? Грешник оставляет свой грех, и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не совершать более греха, как сказано: «Да оставит грешник путь свой и преступный человек — замыслы свои…» (Йешаяу, 55:7). И он сожалеть о совершенном, как сказано: «Ибо одумавшись, я начал сожалеть о содеянном и, осознав свою вину, я в досаде ударил себя по бедру, устыдился и смутился, ибо покрыл себя позором грехов юности своей» (Ирмияу, 31:18) — и призывает в свидетели Того, Кому ведомо тайное, что никогда более не совершит этого греха, как сказано «Не назовем более богом нашим творение наших рук» (Oшеа, 14:4). Кроме того, следует исповедаться и выразить словами все эти мысли, все решения, которые человек принял в сердце своем.

§3. Всякий, кто произносит слова исповеди, но в душе своей не принял решения оставить свой грех, подобен тому, кто окунается в очистительный водоем, держа в руке нечистого гада, — такому человеку омовение не поможет до тех пор, пока он не отбросит эту тварь; и сказано так: «Тот, кто исповедуется и прекращает грешить, будет помилован» (Мишлей, 28:13). В исповеди следует рассказать о совершенном грехе, как говорится о том в Торе: «Совершил этот народ великий грех: сделал себе золотого идола» (Шмот, 32:31).

§4. Пути раскаяния таковы: раскаявшийся постоянно вопиет ко Всевышнему, слезно молит Его; раздает милостыню, насколько позволяет ему его достаток, и удаляется как можно дальше от соблазна, который ввел его в грех, и берет себе новое имя, как бы говоря этим: «Я — другой человек, не тот, кто грешил», и изменяет все свои поступки к лучшему, и идет прямым путем, и покидает свой дом — ведь скитания искупают грех, ибо приучают человека к скромности и смирению.

§6. Хотя и раскаяние, и мольба действенны всегда, в десятидневный период от Рош а-Шана до Йом-Кипур они имеют особую силу и принимаются сразу, как сказано: «Ищите Г-спода, когда можно Его обрести, призывайте Его, когда Он близко» (Йешаяу, 55:5). Сказанное относится лишь к отдельному человеку; общине же Всевышний внимает в любое время, если люди раскаиваются и взывают к Нему от всего сердца, как сказано: «Есть ли еще такой великий народ, к которому Б-г так близок, как близок к нам Г-сподь, Б-г наш, отвечающий нам всякий раз, когда мы взываем к Нему!» (Дварим, 4:7).

§7. Йом-Кипур — время раскаяния для всех, для отдельного человека и для общины; это окончательный срок для прощения и отпущения грехов Израиля, поэтому в этот день все должны раскаяться в своих грехах и исповедаться. Закон об исповеди в Йом-Кипур предписывает произнести ее в первый раз в канун этого дня, до последней трапезы перед постом, — на тот случай, если человек во время еды подавится и умрет, не успев исповедаться. Несмотря на то, что была произнесена исповедь перед трапезой, в Йом-Кипур вновь исповедуются вечером в молитве маарив и днем в молитвах шахарит, мусаф, минха, неила. В каком месте молитвы произносится исповедь? Каждый произносит ее после своей личной молитвы посланник общины включает ее в четвертое благословение при повторении молитвы вслух.

§9. Раскаяние и Йом-Кипур искупают только вину перед Всевышним — например, вину того, кто ел запрещенную пищу или совершил прелюбодеяние. Но тому, кто виновен перед другим человеком — например, нанес ему телесное повреждение, или проклял его, или ограбил, — грех не простится вовек, если он не заплатит ближнему то, что тому причитается, и не помирится с ним. Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощения. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы тот его извинил. Если обиженный все же не прощает, виновный должен привести трех его друзей, и те попросят за него прощения. Вновь не простил обиженный — приводят еще трех друзей, если и это не помогло — еще трех. Если и на третий раз обиженный не простит обидчика — тот не обязан более просить прощения, и не желавший простить несет вину на себе. Если обиженный был учителем обидчика, тот должен просить прощения, если понадобится, тысячекратно — до тех пор, пока учитель не извинит его.

Источник

О повторяющихся грехах

Таин­ство Пока­я­ния – одно из семи Таинств Пра­во­слав­ной Церкви, через уча­стие в кото­ром, чело­век, при­нося пока­я­ние перед Богом, полу­чает отпу­ще­ние грехов посред­ством види­мого дей­ствия свя­щен­ника – про­чте­ния раз­ре­ши­тель­ной молитвы. Совер­ши­те­лем Таин­ства явля­ется Сам Бог, свя­щен­ник лишь сви­де­тель перед Ним. Это опре­де­ле­ние зна­комо, пожа­луй, всем воцер­ко­в­лён­ным пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам. На первый взгляд, все пре­дельно понятно – пришел на испо­ведь, испо­ве­дался и Гос­подь про­стил тебя. Живи, радуйся и больше не греши. На деле все обстоит иначе – очень часто люди каются на испо­веди в одних и тех же грехах, повто­ряют их на про­тя­же­нии многих лет. Почему это про­ис­хо­дит? Что делать, как можно это изме­нить?
О духов­ных и пси­хо­ло­ги­че­ских аспек­тах повто­ре­ния грехов на испо­веди: про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков, руко­во­ди­тель моло­деж­ного отдела Бакин­ско-Азер­бай­джан­ской епар­хии и Ната­лья Яра­сова, пси­хо­лог-кон­суль­тант Мис­си­о­нер­ского отдела Туль­ской епар­хии РПЦ МП.

Отец Дио­ни­сий: Без­греш­ных людей не суще­ствует, каждый согре­шает в той или сте­пени. Нерас­ка­ян­ный же грех губит чело­века. Поэтому Гос­подь даро­вал нам вели­кую милость – Таин­ство пока­я­ния. Мне, как свя­щен­нику, при­хо­дится слу­шать очень разные испо­веди. Заяв­лен­ная про­блема цик­ли­че­ского повто­ре­ния грехов суще­ствует, и порой стоит довольно остро. Чело­век может при­хо­дить на испо­ведь, каяться в грехах, очень горячо, искренне, слезно, но через неко­то­рый про­ме­жу­ток вре­мени опять повто­рять их. Первое, что при­хо­дит на ум – чело­век сла­бо­во­лен, у него просто не хва­тает реши­мо­сти и силы воли рас­статься с грехом. И это, дей­стви­тельно, так. Одна­жды приняв грех, согла­сив­шись с ним, чело­век зара­жа­ется этой духов­ной гадо­стью, она как магнит к металлу при­ли­пает. А поскольку грех зача­стую связан с полу­че­нием плот­ского удо­воль­ствия, то он еще и «сладок». Тяжело рас­ста­ваться с тем, что при­но­сит удо­воль­ствие, усилий воли не хва­тает.

Однако, суще­ствуют не только сла­дост­ные плот­ские грехи, но и те, кото­рые не при­но­сят ника­кого удо­воль­ствия. Напри­мер, супруги систе­ма­ти­че­ски ссо­рятся, скан­да­лят. Грех? Да. И удо­воль­ствия тут ника­кого, одни про­блемы. И каются в этом искренне. А толка ника­кого, из раза в раз одно и то же.

Суть же пока­я­ния не в том, чтобы кон­ста­ти­ро­вать факт нали­чия греха. Этого мало. Нашему рус­скому «пока­я­нию» в гре­че­ском языке соот­вет­ствует термин «мета­нойя» (μετάνοια) – изме­не­ние ума, пере­осмыс­ле­ние. Значит для того, чтобы пока­я­ние было дей­ствен­ным, необ­хо­димо пере­осмыс­ле­ние жизни, изме­не­ние мыш­ле­ния, отказ от совер­шен­ного греха. Пере­осмыс­ле­ние это, с после­ду­ю­щим изме­не­нием, может быть лишь в свете еван­гель­ского учения. Это и есть насто­я­щее пока­я­ние, а не просто рас­сказ о своих грехах на испо­веди.

Всякое дей­ствие вызы­вает про­ти­во­дей­ствие. Жела­ние не гре­шить неми­ну­емо встре­ча­ется с иску­ше­нием, а полем битвы ста­но­вится чело­век. Цер­ковь имеет бога­тый духов­ный опыт, свя­то­оте­че­ское насле­дие. Все это в помощь пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину в деле пока­я­ния. Воис­тину, духов­ного опыта многих поко­ле­ний более, чем доста­точно для того, чтобы найти свой путь исправ­ле­ния. Но хочется еще и поду­мать о том, какие пси­хо­ло­ги­че­ские про­цессы про­ис­хо­дят в созна­нии каю­ще­гося чело­века, и что может при­во­дить к цик­лич­ному повто­ре­нию грехов.

Ната­лья: Дей­стви­тельно, очень многие грехи чело­век нередко совер­шает вновь и вновь. И это верно для чело­ве­че­ской жизни в целом: чело­век может посто­янно «вля­пы­ваться» в одни и те же про­блемы, насту­пать на те же грабли, ходить по кругу.

В одном фильме есть такой диалог: «Знаешь, почему люди не меня­ются? – Почему? – Не хотят!».

Самым глав­ным пре­пят­ствием на пути к изме­не­нию, отказу от греха, дей­стви­тельно, явля­ется неже­ла­ние самого чело­века меняться. Ведь даже если грех совсем не сладок, это не значит, что у чело­века нет причин оста­ваться с ним. В пси­хо­ло­гии есть поня­тие вто­рич­ной выгоды. Так назы­вают то, что удер­жи­вает чело­века в его про­блем­ном состо­я­нии. Это, чаще всего, какое-то бес­со­зна­тель­ное пре­иму­ще­ство. Даже у болез­ней есть такие выгоды, кото­рые могут мешать исце­ле­нию. Напри­мер, боль­ной ребе­нок может полу­чать мак­си­мум вни­ма­ния от роди­те­лей, чув­ство­вать себя нужным и зна­чи­мым. И если, будучи здо­ро­вым, он тепла недо­по­лу­чает, а стоит ему забо­леть, с ним носятся, как с писа­ной торбой, то резуль­тат нетрудно пред­ска­зать: такой ребе­нок будет болеть часто и с удо­воль­ствием. Не спе­ци­ально, не осо­зна­вая ничего — подоб­ное пове­де­ние обычно выби­ра­ется инстинк­тивно. Для взрос­лых, кстати, это тоже верно.

А ведь гре­хов­ная страсть – это тоже своего рода болезнь. И если она даёт чело­веку какое-то внут­рен­нее, не оче­вид­ное на первый взгляд удо­вле­тво­ре­ние, то ему будет вдвойне сложно бороться с такой стра­стью. Такие вот вто­рич­ные выгоды непро­сто осо­знать без тща­тель­ного само­по­зна­ния, без работы над собой. А ведь они зача­стую явля­ются истин­ным пово­дом для греха. И иногда одно лишь осо­зна­ние этих причин может при­не­сти исце­ле­ние.

Мне известны случаи, когда чело­век бросил курить не силь­ней­шим напря­же­нием воли и само­дис­ци­пли­ной, а одно­мо­ментно, раз и навсе­гда – осо­знав, зачем лично ему куре­ние.

Но чаще всего усилия нужны и для осо­зна­ния, и для того, чтобы на основе этого нового пони­ма­ния исправ­лять себя.

Под­го­товка к испо­веди должна быть глу­бо­ким ана­ли­зом своей души, а не просто при­зна­нием того, что вот такой-то грех у меня есть. Наша жизнь – не набор отдель­ных поступ­ков, а свя­зан­ные между собой выборы и их послед­ствия. Но осо­знать все и сразу мы не можем, а неко­то­рые, чего уж там, и не ста­ра­ются тща­тельно «копаться в себе».

В любом случае, на испо­ведь чело­век «при­но­сит» опре­де­лен­ные грехи, а не всю сово­куп­ность своих грехов.

Однако чаще всего один грех тесно связан с другим. Или даже не с другим грехом, а со стра­стью, кото­рую чело­век как бы игно­ри­рует – или реально не заме­чает в себе.

При­веду пример: в моей прак­тике очень часто при­хо­дится стал­ки­ваться с тем, что чело­век отри­цает свои обиды. Он знает, что оби­жаться плохо, грешно, поэтому уве­ряет себя в том, что не оби­жа­ется. Но не осо­зна­вать, не при­зна­вать обиду – не значит «не оби­жаться». Если обида есть, то, даже не осо­зна­вая ее, чело­век посто­янно внут­ренне про­ти­во­стоит дру­гому, и в их отно­ше­ниях воз­ни­кают серьез­ные про­блемы. С точки зрения гре­хов­ных стра­стей обида – это скры­тый гнев, зло­па­мят­ство, памя­то­зло­бие. И послед­ствия у нее могут быть самые разные. Это посто­ян­ное непо­ни­ма­ние, напря­жен­ная атмо­сфера в семье (и на этом фоне нев­розы и пси­хо­со­ма­ти­че­ские забо­ле­ва­ния у самого чело­века). Могут быть и скан­далы.

И покуда на испо­ведь чело­век будет при­но­сить именно грех ссор, ругани, а грех своего зло­па­мят­ства не заме­чать, то его борьба с грехом будет подобна уборке снега во время сне­го­пада – только убрал, а снег снова напа­дал. Или можно при­ве­сти пример с убор­кой сор­ня­ков – если ботву сре­зать, остав­ляя корни, то сорняк неиз­бежно будет снова вырас­тать.

Отец Дио­ни­сий: Несо­мненно, при­чинно-след­ствен­ные связи есть во всем, и если чело­век до испо­веди поста­рался рас­пу­тать хоть один клубок своих грехов и стра­стей, то пока­я­ние на испо­веди более осмыс­лен­ное. Но гораздо чаще люди гово­рят именно о след­ствиях, и порой даже не заме­чают в этих след­ствиях своих грехов. Что каса­ется обид, по моим наблю­де­ниям, это одна из самых слож­ных про­блем, с кото­рой стал­ки­ва­ются многие. Часто при­хо­дится слы­шать, что чело­век не может про­стить кого-то. Это состо­я­ние «непро­ще­ния» может длиться годами, даже деся­ти­ле­ти­ями. Так сильно обиды вгры­за­ются в душу и созна­ние. Но если быть объ­ек­тив­ным, то обида – это про­из­вод­ная уязв­лен­ной гор­дыни. Если даже обида нане­сена неза­слу­женно, все равно реак­цию на нее дик­тует соб­ствен­ное само­мне­ние, попро­сту – гор­дыня. И даже если чело­век начи­нает убеж­дать себя в том, что про­стил, внешне ста­ра­ется не про­яв­лять обиду, то в душе все равно сидит этот червь и грызет. Порой эти нега­тив­ные чув­ства все же выплес­ки­ва­ются, и послед­ствия могут быть очень непро­стыми.

Грех – как снеж­ный ком, обра­зу­ется из неболь­шого снежка, бро­шен­ного по склону. Ска­ты­ва­ясь, ком ста­но­вится все больше и пре­вра­ща­ется в лавину, кото­рая сме­тает всё на своем пути. Если грех засел глу­боко, а чело­век тешит себя мыслью, что ничего страш­ного не про­ис­хо­дит, и на самом деле при­чи­ной своих про­блем явля­ется не он сам, а близ­кие, то рано или поздно «лавина» снесет и близ­ких, и его самого. Согла­сие с грехом и попытка оправ­дать себя в нем – одна из причин цик­лич­но­сти рас­ска­зов об одних и тех же грехах на испо­веди. И чело­век совсем не лука­вит, когда гово­рит «ста­ра­юсь, а ничего не полу­ча­ется». Он искренне ста­ра­ется бороться с послед­стви­ями греха, с пло­дами уязв­лен­ной гор­дыни, кото­рые выра­жа­ются, напри­мер, в скан­да­лах, при­дир­ках, но не ощущая себя винов­ным в том, что не может про­стить, ищет при­чины в близ­ких. Чело­веку вообще гораздо проще при­знать винов­ным не себя, а кого угодно или что угодно. А вот найти в глу­бине своего созна­ния тот самый началь­ный грех, кото­рый поро­дил «лавину», намного слож­ней.

Или вот еще излюб­лен­ная мно­гими фраза «бес попу­тал» — как оправ­да­ние соб­ствен­ных грехов. Пере­кла­ды­ва­ние вины – я ни при чём, это все бес вино­ват. Бес, несо­мненно, вино­ват, но разве на испо­веди мы гово­рим о его вине? Так посту­пил Адам, когда на вопрос Бога о том, не ел ли он плодов запре­щен­ного древа, отве­тил: «жена, кото­рую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт.3:12 ). Все вокруг вино­ваты, а я нет. Если чело­век будет так посту­пать посто­янно, не при­зна­вая или не видя соб­ствен­ного греха, то и каяться в после­ду­ю­щих, про­из­вод­ных от него грехах, он тоже будет посто­янно.

Ната­лья: Само­оправ­да­ние – это очень рас­про­стра­нен­ное явле­ние. Хуже всего то, что оно сейчас соци­ально одоб­ря­ется. Более того, даже стало частью меди­цин­ских и пси­хо­ло­ги­че­ских реко­мен­да­ций – причем отнюдь не в ситу­а­циях само­ед­ства, когда чело­век раз­ру­шает себя.

В сере­дине про­шлого века извест­ный фан­таст Жерар Клейн напи­сал про­из­ве­де­ние, в кото­ром повто­рил прин­цип «Писем Бала­мута» К.С.Льюиса, изла­гая от лица лите­ра­тур­ного дья­вола неко­то­рые духов­ные ошибки, кото­рые пре­пят­ствуют пока­я­нию. К сожа­ле­нию, Клейн поло­жил в основу своего рас­сказа «Ад есть ад» идею, дале­кую от хри­сти­ан­ского пони­ма­ния пока­я­ния и греха. В его про­из­ве­де­нии все постав­лено с ног на голову и те, кого не мучает совесть, у кого нет пока­я­ния, в ад как раз не попа­дают: «В ад могут отправ­ляться только те люди, кото­рые сознают свои пре­ступ­ле­ния и несут за них ответ­ствен­ность». Но при этом клей­нов­ский дьявол как раз ана­ли­зи­рует – почему люди не испы­ты­вают чув­ства вины. А если учесть, что автор изучал пси­хо­ло­гию в Сор­бонне, то можно пред­по­ло­жить, что он знал, о чем гово­рит. Клю­че­вой пре­гра­дой для пока­я­ния он назы­вает «осла­бев­шее чув­ство ответ­ствен­но­сти». Клейн в своем рас­сказе выво­дит, можно ска­зать, «прин­цип фун­да­мен­таль­ной без­от­вет­ствен­но­сти» и при­чины его видит в соци­аль­ном воз­дей­ствии. Он гово­рит о паде­нии мораль­ных устоев и о слож­но­стях, воз­ник­ших из-за того, что люди много путе­ше­ствуют, узнают о раз­ли­чиях морали в разных краях и исполь­зуют это раз­ли­чие для само­оправ­да­ния (что уж гово­рить о совре­мен­ных СМИ и интер­нете!).

“Но самым серьез­ным, самым тра­ги­че­ским явля­ется вме­ша­тель­ство пси­хо­ло­гов. Это они пока­зали людям, что такое чело­век в своей сути. Они поста­вили людей лицом друг к другу, объ­яс­нили им, что, скорее всего, они просто больны, что им, быть может, сле­дует поле­читься, но что они ни в коей мере не вино­ваты, что древ­ний ком­плекс вины был худшей из лихо­ра­док, лихо­рад­кой скры­той, зараз­ной, зло­ка­че­ствен­ной, но все же изле­чи­мой. Они сде­лали людям при­вивку против чув­ства вины и теперь жалеют пре­ступ­ни­ков, окру­жают их вни­ма­нием и пре­ду­пре­ди­тель­но­стью, казнят их почти тайно, если счи­тают, что это все-таки надо сде­лать, и вдо­ба­вок испы­ты­вают по этому поводу угры­зе­ния сове­сти. А теперь еще пришел черед социо­ло­гов. Они уже давно норо­вят воз­ло­жить на все обще­ство ответ­ствен­ность за дурное пове­де­ние каж­дого отдель­ного чело­века. И им верят. Это просто ужасно”.

И ведь на самом деле много лет в рамках моей люби­мой пси­хо­ло­гии успешно боро­лись с нор­маль­ными про­яв­ле­ни­ями души. И, к сожа­ле­нию, доби­лись нема­лых успе­хов: совесть многие теперь счи­тают ата­виз­мом, жажду Бога – при­ми­тив­ным уров­нем суще­ство­ва­ния, со стра­стями не только не счи­тают нужным бороться, но даже наобо­рот – мно­же­ство тре­нин­гов направ­лено на «про­буж­де­ние инстинк­тов», ответ­ствен­ность за пове­де­ние чело­века воз­ла­гают на обще­ство, на семью, на пред­ков (даже тех, кото­рые еще в пеще­рах жили) – на всех, кроме него самого.

Я ни в коем случае не хочу ска­зать, что пси­хо­ло­гия – это одно­значно плохо. Я сама прак­ти­ку­ю­щий пси­хо­лог. Но в пси­хо­ло­гии суще­ствует мно­же­ство школ и учений, многие совре­мен­ные пси­хо­ло­ги­че­ские методы про­ти­во­ре­чат даже науке. Псев­до­пси­хо­ло­гия – вообще отдель­ная тема. Именно подоб­ные учения и при­вели к столь пла­чев­ным послед­ствиям.

Но я сама чело­век пра­во­слав­ный, поэтому для меня важно, чтобы пси­хо­ло­гия не шла враз­рез с пра­во­слав­ным уче­нием. И, слава Богу! – сейчас снова, как и в 17 веке, когда в Киево-Моги­лян­ской ака­де­мии только начали пре­по­да­вать науку о душе, хри­сти­ан­ская пси­хо­ло­гия рас­смат­ри­вает пси­хику во вза­и­мо­связи с Богом. А значит, учи­ты­вает, что жажда Бога и Страх Божий, мораль и совесть, ответ­ствен­ность за свои поступки – это все реаль­ность.

Пра­во­сла­вие – это словно остров здра­во­мыс­лия, кото­рый хранит свод правил здо­ро­вой души. Даже совер­шенно неве­ру­ю­щие, бого­бор­че­ски настро­ен­ные кли­енты не раз гово­рили мне, что Еван­ге­лие – это пре­крас­ный пси­хо­ло­ги­че­ский само­учи­тель.

Но совре­мен­ные пра­во­слав­ные люди, хоть и стре­мятся испол­нять запо­веди, но все же живут в обще­стве и про­пи­ты­ва­ются его ядом. На приеме в Мис­си­о­нер­ском отделе у меня чаще бывают именно пра­во­слав­ные люди, ищущие пра­во­слав­ного пси­хо­лога. При этом у меня был даже случай повя­зан­ного, пока я не видела, на ножку стола платка для заго­вора «черт-черт, пошу­тил и отдай» — чтобы найти поте­рян­ную сережку. А уж по рукам, сту­ча­щим по столу, чтобы не сгла­зить (после 3‑х плев­ков через левое плечо) хоть стучи линей­кой, как в старых школах.

Это свя­зано еще и с рели­ги­оз­ным неве­же­ством – люди зача­стую просто не осо­знают, что их пове­де­ние про­ти­во­ре­чит пра­во­сла­вию. И даже если чело­век знает, что те или иные вещи недо­пу­стимы для пра­во­слав­ных, знание не всегда равно пони­ма­нию. Если внут­ренне чело­век не согла­сен с запре­том, то он найдет, чем себя оправ­дать. И тогда на испо­веди он будет рас­ска­зы­вать, что грешен – зная пра­вила, но не чув­ство­вать этого на самом деле. А так грех не иско­ре­нить.

Про­ти­во­сто­ять всем соблаз­нам оправ­даться, снять с себя вину неимо­верно сложно. Ведь от чув­ства вины больно. От него хочется изба­виться. А пока­я­ние – это про­цесс сам по себе непро­стой, болез­нен­ный. Поэтому и выби­рают люди более «про­стые» спо­собы избав­ле­ния от вины, оправ­ды­вая себя.

Само­оправ­да­ние, дей­стви­тельно, может быть важным в ситу­а­циях, где от чело­века ничего не зави­сит, где он не может объ­ек­тивно отве­чать за про­ис­хо­дя­щее. Напри­мер, если чело­век будет обви­нять себя лично в том, что на другом конце света про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние, это уже ненор­мально. Чело­веку нужно четко пони­мать гра­ницы своей ответ­ствен­но­сти. Но я при­вела пример, совсем уж явно пока­зы­ва­ю­щий пре­делы здра­во­мыс­лия. В обыч­ном обще­нии чело­век зача­стую точно так же обви­няет себя нера­зумно, забы­вая, что не вла­стен над другим чело­ве­ком, что у дру­гого есть данная Богом сво­бод­ная воля, право на выбор. Соот­вет­ственно, и ответ­ствен­ность за этот выбор лежит на самом чело­веке. В подоб­ных слу­чаях само­оправ­да­ние — лишь дей­ствие здра­вого смысла, адек­ват­ное миро­вос­при­я­тие.

Но совсем другое дело, когда чело­век оправ­ды­вает себя в тех ситу­а­циях, где он может что-то изме­нить, где многое зави­сит от его пове­де­ния. Пока чело­век будет взва­ли­вать вину на других, избе­гать работы над собой, борьбы с соб­ствен­ными стра­стями, он так и будет ходить по замкну­тому кругу.

Есть и другая край­ность — даже многие пра­во­слав­ные люди уве­рены, что обви­не­ние себя во всех грехах явля­ется образ­цом доб­ро­де­тели. Но это не так: чрез­мер­ное уто­па­ние в соб­ствен­ных грехах (осо­бенно без надежды на про­ще­ние) это своего рода иска­жен­ное само­лю­бо­ва­ние «я настолько грешен, что недо­стоин про­ще­ния». Это — скры­тая гор­дыня.

Часто при­хо­дится слы­шать на испо­веди фразу «грешен во всех грехах». Очень лег­ко­мыс­лен­ная фраза и, по боль­шей части, с реаль­ным поло­же­нием вещей ничего не име­ю­щая. Стоит назвать парочку дей­стви­тельно страш­ных грехов, как чело­век в ужасе отска­ки­вает – нет, нет, такого не делал. Полу­ча­ется, что идя на испо­ведь, он совер­шенно не думал о пока­я­нии, но пола­гает, что это очень по-пра­во­слав­ному – каяться во всех грехах сразу. Такое неот­вет­ствен­ное отно­ше­ние к испо­веди не дает долж­ного резуль­тата.

Инте­ресно и другое явле­ние – «повсе­днев­ные» грехи, в кото­рых каются, пожа­луй, еще чаще, чем во «всех сразу». Попытка ана­лиза этого явле­ния отча­сти при­вела меня к сло­жив­шейся в РПЦ прак­тике обя­за­тель­ной испо­веди перед при­ча­стием. Сейчас у нас суще­ствует жест­кая при­вязка испо­веди к при­ча­стию, хотя это два само­сто­я­тель­ных Таин­ства. Не скажу, что прак­тика плоха, как раз наобо­рот, если со всей ответ­ствен­но­стью под­хо­дить к ней. Если чело­век при­ча­ща­ется часто, то и испо­ве­ду­ется часто. С одной сто­роны – это пре­крас­ная воз­мож­ность загля­нуть в себя и не поте­ряться в обилии соб­ствен­ных грехов. Частая испо­ведь дис­ци­пли­ни­рует, если совер­ша­ется с долж­ным усер­дием и осо­зна­нием. Редкая испо­ведь – это плохо, поскольку многие грехи просто забы­ва­ются. Но что делать, если с момента послед­ней испо­веди чело­век не совер­шил тяжких грехов, кото­рые явно ведут его к отпа­де­нию от Церкви, и в кото­рых должен непре­менно пока­яться на испо­веди? Живет по Еван­ге­лию – любит Бога и ближ­них, ста­ра­ется помо­гать всем, не осуж­дает, не сквер­но­сло­вит. Он, конечно, не без­гре­шен, но и ярым греш­ни­ком не явля­ется. Хотя, чаще бывает по-дру­гому – чело­век грешит, но не заме­чает своих грехов, не осо­знает их, духовно не вни­ма­те­лен к себе и к тому, что совер­шает по отно­ше­нию к ближ­нему. В обоих слу­чаях идти на испо­ведь без грехов как-то непра­вильно, не святой ведь – раз­мыш­ляет чело­век. Хотя святые и не счи­тали себя без­греш­ными, как раз, наобо­рот. Но стоит поду­мать о том, что грехи есть и надо в них испо­ве­до­ваться, так «на помощь» при­хо­дят так назы­ва­е­мые «повсе­днев­ные» грехи, кото­рые, по опре­де­ле­нию, совер­шает всякий. Чело­век начи­нает искать в себе эти грехи, и непре­менно обре­тает. А если не обре­тает, но при­ду­мы­вает их себе. Но вот неза­дача – они же «повсе­днев­ные», то есть повто­ря­ю­щи­еся изо дня в день. А значит, и изба­виться от них невоз­можно, поскольку «грешим мы все и каждый день». В итоге чело­век тащит на испо­ведь целый ворох грехов, в кото­рых глу­боко не кается, поскольку испра­вить апри­ори не может в силу их «повсе­днев­но­сти». И так из раза в раз, из года в год, повто­ряя одни и те же грехи на испо­веди. Этому еще спо­соб­ствуют мно­го­чис­лен­ные «посо­бия для каю­ще­гося» с пере­чис­ле­нием неимо­вер­ного коли­че­ства грехов. Такие сбор­ники очень рас­про­стра­нены и пере­да­ются из рук в руки. В основ­ной своей массе они несут больше нераз­бе­рихи, чем пользы. Хотя есть очень хоро­шие и умные книги на эту тему. Напри­мер, «Опыт постро­е­ния испо­веди» архи­манд­рита Иоанна Кре­стьян­кина.

А что же делать? Надо пере­стать име­но­вать грехи повсе­днев­ными и вос­при­ни­мать их тако­выми. Если думать, что согре­ша­ешь каждый день и никак это не изме­нить, то и жела­ния что-то менять не воз­ник­нет. Надо при­знать, что «повсе­днев­ные грехи» – это не только немощь и сла­бо­во­лие, но часто само­уте­ше­ние и само­оправ­да­ние. К соб­ствен­ным грехам стоит отно­ситься серьезно, а не вос­при­ни­мать их как нечто есте­ствен­ное и само собой разу­ме­ю­ще­еся. Искрен­нее пока­я­ние пре­об­ра­жает чело­века, появ­ля­ется жела­ние исправ­ле­ния и духов­ная борьба. Нельзя ска­зать, что грехи пре­кра­тятся вовсе, но цик­ли­че­ски повто­ря­ю­щихся грехов станет меньше, они пере­ста­нут быть «повсе­днев­ными».

К ска­зан­ному о само­ед­стве необ­хо­димо доба­вить, что стоит отли­чать само­ед­ство, осно­ван­ное на необ­хо­ди­мо­сти посто­ян­ного поиска грехов в себе перед испо­ве­дью, от само­ед­ства как оче­вид­ной пси­хи­че­ской про­блемы. Тут уже свя­щен­ник без спе­ци­аль­ных знаний вряд ли сможет помочь.

Ната­лья: Да, если у чело­века есть пси­хи­че­ские забо­ле­ва­ния, необ­хо­дима помощь врача-пси­хи­атра.

Но здо­ро­вым людям стоит узна­вать о хри­сти­ан­стве, чтобы лучше пони­мать смысл Таинств. Насколько я знаю, испо­ведь порой вообще вос­при­ни­мают не как таин­ство Пока­я­ния, а как воз­мож­ность пого­во­рить со свя­щен­ни­ком и полу­чить от него совет.

Или же испо­ведь пони­мают как фор­маль­ное дей­ствие, кото­рое необ­хо­димо совер­шить, чтобы полу­чить отпу­ще­ние грехов. И глав­ным ста­но­вится не пока­я­ние, а уча­стие в Таин­стве само по себе – сходил на испо­ведь, рас­ска­зал свя­щен­нику о грехах, «поста­вил галочку» и успо­ко­ился до сле­ду­ю­щего раза.

«То есть для такого чело­века задача не в том, как бы пока­яться, а в том, как бы не попасть в адскую муку! Насто­я­щее пока­я­ние – осо­знать свои пре­гре­ше­ния, испы­тать за них боль, попро­сить у Бога про­ще­ния и после этого поис­по­ве­до­ваться» (прп. Паисий Свя­то­го­рец).

А полу­ча­ется, что этого насто­я­щего пока­я­ния, изме­не­ния ума, изме­не­ния всей жизни тут и нет. Словно ребе­нок просит про­ще­ния у роди­те­лей, лишь бы его не нака­зы­вали, но при этом не пони­мает, что пло­хого он сделал, что ему нужно изме­нить. Неуди­ви­тельно, что при таком под­ходе грехи оста­ются с чело­ве­ком, и он из раза в раз на испо­ведь при­хо­дит с одним и тем же спис­ком.

Отец Дио­ни­сий: Вы абсо­лютно правы – многие люди исполь­зуют испо­ведь как воз­мож­ность беседы со свя­щен­ни­ком, воз­мож­ность полу­чить совет или услы­шать мнение батюшки по тому или иному поводу. Про­ис­хо­дит под­мена поня­тий – вместо пока­я­ния просто раз­го­вор. Хотя этот раз­го­вор вполне можно было бы пере­не­сти на другое время, а на испо­веди гово­рить именно о грехах, каяться в них. При­ходя на испо­ведь, чело­век должен четко пони­мать, что и зачем он делает, и свя­щен­ник не должен пота­кать жела­нию пого­во­рить вместо испо­веди.

Что же каса­ется духов­ного про­све­ще­ния, то необ­хо­димо ска­зать, что это не только прямая обя­зан­ность свя­щен­ника, но и пер­во­оче­ред­ная обя­зан­ность любого хри­сти­а­нина по отно­ше­нию к себе. Сейчас, слава Богу, пра­во­слав­ная лите­ра­тура на любую тему очень доступна. Если люди будут изу­чать основы пра­во­слав­ной веры, то многих недо­умен­ных ситу­а­ций можно будет избе­жать.

Ната­лья: В конце хоте­лось бы еще раз пере­чис­лить те наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные и рас­смот­рен­ные выше фак­торы, спо­соб­ству­ю­щие частому или цик­ли­че­скому повто­ре­нию одних и тех же грехов на испо­веди:

Отец Дио­ни­сий: Вну­ши­тель­ный полу­чился список, хотя и он не полный. Оче­видно, что все зави­сит от кон­крет­ного чело­века и кон­крет­ных ситу­а­ций. Слу­ча­ется так, что чело­век вынуж­денно совер­шает один и тот же грех, не может испра­виться, поскольку исправ­ле­ние ситу­а­ции не зави­сит от него. Но это ред­кость.

Слу­ча­ется и иная про­блема – неоче­вид­ное для каю­ще­гося, недо­ве­рие Богу, отсут­ствие веры в дей­ствен­ность Таин­ства пока­я­ния. Чело­век просто не верит в воз­мож­ность своего духов­ного пре­об­ра­же­ния через пока­я­ние. Это может сопро­вож­даться само­ед­ством и само­уни­чи­же­нием. Логика там такая – я посто­янно грешу, изме­ниться не могу, значит, Бог меня не про­стит. Конечно, это заблуж­де­ние, ибо «невоз­мож­ное чело­ве­кам воз­можно Богу» ( Лк.18:27 ). Бог исце­ляет и пре­об­ра­жает, пола­га­ю­щийся только на свои силы долго не про­тя­нет. Чело­век не спа­са­ется сам по себе, Хри­стос спа­сает его от раб­ства греха. Нужно дать воз­мож­ность Христу дей­ство­вать в нас через уча­стие в Таин­ствах.

И еще очень важно не забы­вать о мно­го­ве­ко­вом опыте Церкви. Было бы очень глупо, если хри­сти­а­нин пола­гался лишь на соб­ствен­ное разу­ме­ние в деле пока­я­ния и духов­ного воз­рож­де­ния. Цер­ковь, бережно сохра­няя накоп­лен­ные веками знания, дает воз­мож­ность своим верным чадам исполь­зо­вать их для духов­ного ста­нов­ле­ния. Суще­ствует такая наука – аске­тика, изу­ча­ю­щая сущ­ность хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства. На первый взгляд может пока­заться, что аске­тика – это наука о мона­ше­стве и необ­хо­дима она лишь узкому кругу людей. Но отнюдь, аске­тика может быть полезна любому хри­сти­а­нину, поскольку она не явля­ется абстракт­ной, ото­рван­ной от духов­ной жизни наукой, не явля­ется неким тайным зна­нием для посвя­щен­ных, но дает знания, кото­рые могут быть вос­тре­бо­ваны в реаль­ной прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти хри­сти­а­нина. Аске­тика опи­ра­ется на знания, пере­дан­ные Церкви хри­сти­ан­скими подвиж­ни­ками (аске­тами), уже про­шед­шими более или менее дли­тель­ный путь духов­ного воз­рож­де­ния и пре­об­ра­же­ния. По опре­де­ле­нию прп. Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина: «Подвиж­ни­че­ство есть искус­ство или наука, име­ю­щая своей конеч­ной целью полу­че­ние Цар­ства Небес­ного, а бли­жай­шей зада­чей – дости­же­ние чистоты сердца, без кото­рого невоз­можно полу­чить первое». Поскольку пока­я­ние – это при­ми­ре­ние с Богом, а конеч­ная цель для любого хри­сти­а­нина – Цар­ство Небес­ное, то аске­тика ука­зы­вает путь к духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ству и соеди­не­нию с Богом через пла­но­мер­ное и созна­тель­ное упраж­не­ние в хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях. Таким обра­зом, изучая аске­тику, хри­сти­а­нин найдет для себя мно­же­ство знаний, накоп­лен­ных веками, кото­рые помо­гут ему осо­знать при­чины соб­ствен­ной гре­хов­но­сти и найти пра­виль­ные и про­ве­рен­ные пути борьбы с гре­хами. Хочется поже­лать чита­те­лям искрен­него пока­я­ния, духов­ного пре­об­ра­же­ния и укреп­ле­ния в вере.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *