грехи вопиющие к небесной каре что значит
Смертные грехи вопиющие на небо об отмщении за них
Грехи против Господа Бога
Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или не точное соблюдение их, рабочее дело в праздники.
Грехи против ближнего
Грехи против самого себя
Праздные или скверные мысли в душе. Желания зла ближнему. Лживость слова, речи. Раздражительность. Строптивость или самолюбие. Зависть. Жестокосердие. Чувствительность к огорчениям или обидам. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Сквернословие. Песни соблазнительные. Нетрезвость и многоядение. Блуд. Прелюбодеяние. Неестественный блуд. Неисправление своей жизни.
Из числа всех сих грехов против десяти Заповедей Божиих некоторые, достигая в человеке высшей ступени развития своего, переходя в порочные состояния и ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются тяжкими особенно и противными Богу.
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели
2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.
4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло.
6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.
7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.
Грехи хулы на Духа Святого
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.
Грехи, вопиющие небу об отмщении за них
Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех.
Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.
Что не простится?
О чем только ни спрашивают приходского батюшку: куда девать выцветшие иконки и можно ли снимать крестик в бане, как устраивать поминки в пост и кому молиться для успешного ведения бизнеса… На фоне бесчисленного множества подобных «религиозно-бытовых» моментов услышать подлинно важный вопрос, касающийся духовной жизни, священникам приходится не часто. Поэтому таким вопросам церковнослужители всегда бывают рады: до тех пор пока они возникают, интерес к духовной жизни в обществе сохраняется. Разобраться с некоторыми из них сегодня нам поможет настоятель прихода храма в честь Георгия Победоносца города Дзержинска иерей Арсений Семенов.
Как подготовиться к хирургической операции в духовном плане? Врач не гарантирует благополучный исход, есть весомая доля риска.
— Человек состоит из души и тела. Святые отцы всегда говорили: если болит душа, то и тело страдает, и наоборот. Перед госпитализацией вам следует сходить на исповедь к священнику и причаститься Святых Христовых Таин. Не следует забывать, что кроме больничных лекарств, которые человек должен употреблять для укрепления своего здоровья, существует и святыня, к которой нужно прибегать как можно чаще: святое масло от мощей угодников Божиих, просфора, святая вода. И, конечно, молитвы и акафисты угодникам Божиим. Особенно будет полезно на больничной койке до начала операции самостоятельно прочитать акафист святителю Луке Крымскому или целителю Пантелеимону. Просите родных и близких пойти в храм в день операции и помолиться о благополучном ее исходе для вас.
К сожалению, жители Нижегородской области забывают о том, что преподобный Серафим Саровский был прославлен как за свою подвижническую богоугодную жизнь, так и за массовые случаи исцеления людей в его источниках.
Самое же главное, чтобы человек, идущий на операцию, осознавал в своем сердце и разуме простую истину о том, что на все воля Божия. Если эти слова для вас что-то значат, то и человеческий страх перед операцией не будет сильно терзать вашу душу.
Что уместно дарить знакомому священнослужителю на именины или день хиротонии?
— Спросите у ваших знакомых. Ведь чтобы сделать кому-то подарок, мы часто советуемся с его близкими или знакомыми. Православному человеку, особенно в церковные праздники, желательно дарить то, что, по вашему мнению, принесет пользу для его души.
Есть ли непростительные грехи?
— В Евангелии от Матфея Христос отвечает фарисеям: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32). Иисус исцелил бесноватого, слепого и немого, фарисеи же истолковали это так, будто Он изгонял бесов силой «князя бесов» Веельзевула. Хотя все вокруг прекрасно знали, что сделано это силой Бога и Духом Божиим! И фарисеи прекрасно знали об этом, но из черной зависти намеренно клеветали на Спасителя, выдавая Дух Божий, которым Он действовал, за дух нечистый, бесовский. Такая клевета, действительно, отсекает человека от благодати Божией и лишает его вечной жизни. Это и есть хула на Духа Святого, о которой предупреждал Иисус.
Также мы знаем, что грех самоубийства никогда не простится человеку. Хотя родственники этих людей не сдаются и просят Бога о помиловании этих душ. Однако Церковь лишает самоубийц церковного погребения и запрещает молиться за них при совершении проскомидии и панихиды.
В нынешнее время хулой на Святого Духа считают прямое богоборство. Когда человек не просто не верит в существование Бога, но ставит себе целью уничтожать все то, что создал Бог.
Что значит «грехи, вопиющие об отмщении»?
— К таким грехам относятся умышленное человекоубийство (в том числе аборт, в особенности же отцеубийство и братоубийство), напрасное притеснение убогих, беззащитных людей, вдов и сирот, лишение нуждающихся последнего куска хлеба или денег, добытых потом и кровью, содомский грех, огорчение и обиды родителям вплоть до дерзких побоев. Перечисленные грехи не свойственны человеку. Они противоестественны и не считаются проявлением человеческой слабости. Грехи эти редко исповедуются, поскольку сами по себе свидетельствуют о тяжелом греховном состоянии души и ее неспособности к раскаянию. За грех, вопиющий на небо, наказание следует уже при жизни человека, причем может постигнуть и его детей, и даже потомков. Такого рода фактов Церковь знает множество.
Я был у друга на венчании свидетелем (держал венец). Может ли он теперь быть у меня, или свидетель должен быть холостым?
— Свидетелем на венчании может быть и холостой, и женатый человек.
Отвечают ли дети за грехи родителей? Откуда в народе поговорка о том, что Бог наказывает до седьмого колена?
— Это слова Священного Писания, а не народная поговорка. «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх 20:5–6). Это слова Ветхого Завета.
В Ветхом Завете отношения между Богом и людьми строились не так, как в Новом. В новозаветное время, в котором мы с вами сейчас живем, следует делать акцент больше не на ответственности детей за грехи родителей, а на влиянии греха отца или матери на духовное или физическое здоровье их ребенка.
В духовной литературе часто пишут про старцев, а где они, кто они? Или это просто престарелые священники? В Нижегородской епархии есть сейчас старцы?
— Престарелого священника можно назвать старцем ввиду его возраста. Однако в духовной литературе имеют в виду иных старцев. Эти люди смогли стяжать благодать Святого Духа, и с ее помощью Господь открывает им насущную и будущую жизнь приходящего человека. Но не следует их сравнивать с всезнающими и видящими будущее людьми. Ведь Господь открывает им лишь то, что полезно для приходящего человека в момент молитвы. Старец может потерять ключи от своей кельи и будет не в состоянии вспомнить, где они, или найти их.
Тем, кто ищет старцев, я бы посоветовал обратить внимание на следующие вещи: во-первых, преемственность — на старчество должен благословить другой старец монастыря; во-вторых, старцы должны жить в монастырях и там подвизаться; наконец старец редко будет использовать повелительное наклонение, в основном они дают совет человеку, оставляя за ним право выбора.
Подготовил Дмитрий Романов
Картина: Василий Поленов — Христос и грешница
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Виды грехов
Сын мой! Если ты согрешил,
не прилагай более грехов и о прежних молись.
Беги от греха, как от лица змея; ибо,
если подойдешь к нему, он ужалит тебя.
Всякое беззаконие как обоюдоострый меч:
ране от него нет исцеления.
Сир. 21; 1-2,4.
Богу противен каждый грех, но не все грехи одинаковы и поэтому по-разному судятся. Различие между грехами и тяжесть последствий для человека зависят от того, к какой силе души принадлежит грех (к уму ли, к чувству или воле), какое участие принимал в нем человек и т.д.
Есть грехи вожделения или чувства. К ним относятся серебролюбие, славолюбие, сластолюбие и пр.
Наконец, есть грехи воли или раздражительной части души. Это: зависть, ненависть, вражда, злословие и прочие проявления гнева вплоть до убийства.
Сегодня, в эпоху плюрализма, свободы вероисповедания и свободы слова не считается зазорным вскользь ругнуть Православную Церковь за консерватизм, а иерархов за неподобающее поведение, посмеяться над «застывшей догмой» и «православной отсталостью». В моде религиозное творчество и «поиски духовного пути», увлечения восточными философиями, Блаватской, астрологией, гаданиями и магизмом. И это все у нас не только за грех не считается, но и является признаком «свободного сознания» и широты взглядов.
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).
Грехи против Господа Бога
Грехи хулы на Духа Святого
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
Потеряв надежду на спасение, мы уже не хотим спасения, а полностью погружаемся в свою депрессию. А, как уже говорилось, Господь не может навязывать нам Свою милость, насильно спасая нас от наших страстей.
Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.
К этому перечню можно добавить и сознательные грехи, порожденные злостью против Бога или Его мира.
Грехи хулы на Духа Святого страшны тем, что закрывают от нас Царствие Небесное. Это не значит, что в них нельзя раскаяться. Можно, как и во всех других, кроме самоубийства. Но пока мы предаемся этим грехам, Царствие Небесное для нас недостижимо, потому что душа наша в этот момент как бы мертва.
Грехи, вопиющие к небу об отмщении за них
Умышленное человекоубийство, в частности аборты, а в особенности отцеубийство, братоубийство и цареубийство.
Растление малолетних и вовлечение их в греховную жизнь.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостыни, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Стоит ли говорить, что сейчас последнее происходит сплошь и рядом, давно вошло в порядок вещей и никого не удивляет. Наоборот, восхищение и, возможно, даже недоумение вызовет какой-нибудь надзиратель, который не притесняет заключенных, а обращается с ними хоть и без особой нежности, но просто как с живыми людьми.
Огорчения и обиды родителей до дерзких побоев их.
Перечисленные грехи не свойственны человеку. Они противоестественны и не считаются проявлением слабости человеческой. Грехи эти редко исповедуются, поскольку сами по себе свидетельствуют о тяжелом греховном состоянии души и неспособности ее к раскаянию.
Впрочем, сейчас ситуация несколько изменилась. В современном мире многие из этих грехов, как уже было сказано, являются нормой, то есть в светском обществе не воспринимаются как дурные поступки. А, следовательно, порой относятся к категории неведомых, как бы неосознанных. Так, молодая девушка, совершающая аборт, часто просто элементарно не понимает, что она делает. Детоубийство превратилось в обычную операцию, которую общество если и не поощряет, то, по крайней мере, считает вполне допустимой.
Склонность к диким проявлениям греха и доведению всякого греха до его извращенной формы в ХХI веке тоже превратились в своего рода пристрастие (подробнее речь об этом пойдет в главе «Срасти в современном мире»).
Эта общая атмосфера, в которой растет и воспитывается современный человек, формирует у него настолько исковерканные, неправильные представления о «хорошем» и «плохом», что голос совести, по сути являющийся голосом Божьим, часто просто не узнается и заглушается человеком: его принимают за узость взглядов, ограниченность, консервативность.
Гордость до самообожания, презирающая всех, требующая от других раболепства, желающая стать равным Богу.
Жадность к деньгам, соединенная большей частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.
Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям.
Гнев, не примирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.
Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.
Эти грехи по названиям своим во многом перекликаются с названиями страстей, и неслучайно. Предаваясь в сильной мере одному из них, человек становится рабом своего греховного пристрастия, он лишается большой части своей свободы, лишается способности трезво мыслить, контролировать свои поступки. Смертные грехи заглушают совесть человека, делают его враждебным к Богу, лишают возможности раскаяться из-за гордости, ложного стыда, отчаяния, общего помутнения души.
Помимо вышеупомянутых тяжких прегрешений, существуют еще наши бытовые повседневные грехи, которые мы часто даже не замечаем. Святые отцы и подвижники классифицировали эти грехи, в основном, по тому, против кого они направлены.
Таким образом, выделяется три типа грехов (пояснения по поводу отдельных грехов см. в ч. II этой книги):
Это разделение, хотя и довольно четко, тем не менее не совсем однозначно. Конечно нарушая любую заповедь, человек грешит тем самым против Бога и против себя, поскольку любой грех не только нарушает волю Божию, но и отдаляет от человека Царствие Небесное.
Из книги Галины Калининой «Что играет мной?»
Издательство Лепта
Смертные грехи, которые вопиют небу об отмщении за них
Смертные грехи, которые вопиют небу об отмщении за них
1. Вообще умышленное человекоубийство, в том числе аборты, а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).
2. Содомский грех.
3. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
4. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
5. Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.
Читайте также
Молитва об отмщении за кровь христиан
Молитва об отмщении за кровь христиан Отцы мои, братия и чада. В настоящее время нас постигло нашествие арабов[919], стремящихся захватить в свои руки множество христиан – мужей, жен, старцев, младенцев и всякий возраст. И вот одни падают от их меча, и невинная кровь
Смертные грехи
Смертные грехи Основанием твоего священного делания, первым камнем этого разумного строения является твердое убеждение и бесповоротное решение сердца тысячу раз умереть, прежде чем совершить смертный грех.Христианин должен быть безгранично верен и предан своему Богу.
Беды, которые происходят с Иовом, не являются наказанием за его личные грехи
Беды, которые происходят с Иовом, не являются наказанием за его личные грехи Один из основных уроков книги Иова заключается в том, что беды, которые с ним происходят (и которые, как правило, вообще происходят с людьми), не являются карой за личный грех.Друзья Иова стараются
3) Грехи, вопиющие к небу об отмщении за них.
Факты вопиют.
Факты вопиют. Нет сомнения, что современная жизнь не способствует психическому здоровью людей. Социальная напряженность в обществе ежегодно возрастает. С другой стороны, налицо нравственный кризис. Многие люди оказались в состоянии духовного вакуума: не имея в сердце
Особые смертные грехи: хула на Духа Святого
Особые смертные грехи: хула на Духа Святого К этим грехам относятся:1. Чрезмерное упование на Бога, или продолжение тяжкогреховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.2. Отчаяние, или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию
Нелепость предположения, что Бог наказывает мертвых за грехи, которые они совершили бы, если бы продолжали жить
Нелепость предположения, что Бог наказывает мертвых за грехи, которые они совершили бы, если бы продолжали жить 22. Ведь для того, чтобы не говорить мне о том, сколь [несомненно] возможно Богу обращать к Своей вере отвращенные и противящиеся воления людей и так действовать
Смертные грехи
Смертные грехи Как мы уже упоминали ранее, смертными в христианстве называют такие грехи, которые ведут к смерти духовной. По мнению Православной церкви, избавиться от них поможет только чистосердечное раскаяние на исповеди и точное выполнение епитимьи. Священное
Смертные грехи и противопоставляемые им добродетели
Смертные грехи и противопоставляемые им добродетели Каждому из семи смертных грехов противопоставляется одна из христианских добродетелей. Нет таковой только для уныния – одной из самых тяжелых для человека страстей. А вот для «страшного» греха гордыни существует не
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему, словом – гордость до самообожания.2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам,
Грехи, вопиющие небу об отмщении за них
Грехи, вопиющие небу об отмщении за них Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех.Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.Удержание у
Противъ техъ, которые спрашиваютъ: зачемъ Богъ, сотворивъ человека ленивымъ на добро и удобопреклоннымъ на зло, потомъ наказываетъ его за грехи?
Противъ техъ, которые спрашиваютъ: зачемъ Богъ, сотворивъ человека ленивымъ на добро и удобопреклоннымъ на зло, потомъ наказываетъ его за грехи? Предлагаемый переводъ сделанъ съ текста Мюнхенской рукописи, въ первый разъ отпечатанной, въ Греческомъ подлиннике,
Письмо 54 братьям Радославу и Милосаву, на их вопрос о камнях, которые вопиют [95]
Письмо 54 братьям Радославу и Милосаву, на их вопрос о камнях, которые вопиют [95] Когда Господь последний раз входил в Иерусалим, народ вышел Ему навстречу. Множество глаз с удивлением смотрело на Него, и множество уст восклицало: осанна Сыну Давидову! благословен Царь
Часть IV. О грехе, добродетели, милостыне и монашеских обетах
1. О грехе
748. Что такое грех?
Грех есть сознательное и добровольное нарушение заповедей Божиих.
749. Как и чем грешат?
1) словом, делом, помышлением, желаниями;
2) забвением добрых дел.
750. Как разделяются грехи по их тяжести?
Грехи делятся на легкие и тяжкие, или смертные.
751. Кто совершает тяжкие грехи?
Тяжкие грехи совершает тот, кто в важных делах сознательно и добровольно нарушает заповеди Божии.
752. Почему называются тяжкие грехи смертными?
Тяжкие грехи потому называются смертными, что через них мы лишаемся благодати Божией и становимся достойными вечной смерти, вечных мук.
753. Как мы различаем грехи, как их делим?
Мы различаем следующие грехи:
2) грехи против Святого Духа;
3) грехи, вопиющие к небу;
754. Какие грехи главные?
7) леность и отчаяние.
755. Почему именно эти грехи называются главными?
Эти грехи потому и называются главными, что каждый из них является как бы источником, побудительной причиной для других новых грехов.
756. Кто считается гордым?
Гордый тот, кто себя считает лучшим, чем он в действительности есть, и требует, чтобы другие его почитали больше, чем он заслуживает.
757. Кто любостяжатель?
Любостяжатель тот, кто слишком любит свое имущество и оставляет втуне дела милосердия.
758. Кто считается распутным?
Распутный тот, кто предается бесстыдным мыслям и желаниям и кто говорит и поступает бесстыдно.
Завистлив тот, кто злится, когда другому что-либо хорошо удается, и кто желает своему ближнему, чтобы ему всегда было плохо.
760. Кто невоздержан?
Невоздержан тот, кто слишком много ест или пьет.
761. Кто предается гневу?
Предается гневу тот, кто злится, когда ему что-либо не нравится.
762. Кто считается ленивым?
Ленивый тот, кто уклоняется от работы и предпочитает ничего не делать. Пояснения:
I. От гордости происходят: осуждение, насмешка, хвастовство, непослушание, честолюбие, раздоры, свары. Гордость самый опасный грех; от него произошло все зло на свете, как это явствует из греха первых людей. Бог гордым противится, и совершенно правильно говорят, что гордость предшествует падению. Кто гордится своею красотою или знаниями, того называют тщеславным.
II. От любостяжания происходит жестокость сердца, недоброжелательство, обман, кража, угнетение ближних и убийство. Любостяжатели бывают очень неосмотрительны, в особенности в отношении денег, что является наибольшим злом, как это можно видеть на примере Иуды, предавшего Христа. Любостяжательный человек отказывает даже самому себе и притом в самом необходимом. За ведение и распоряжение своим имуществом каждый ответственен перед Богом и, согласно с волей Божией, должен употреблять его ко благу не только своей семьи, но и своих ближних, а также служить целям религиозным и народным.
III. От блуда происходит отупение ума и религиозного чувства, отвращение к жизни, ужасные болезни, отчаяние, убийство и самоубийство. Апостол Павел говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи. Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ).
V. От невоздержания бывают: грубость, ссоры, распри, апатия к труду и бесстыдство. Спаситель сказал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством. и чтобы день тот не постиг вас внезапно» ( Лк.21:34 ). Последствия невоздержания мы можем видеть из притчи о богаче и бедном Лазаре.
VI. От гнева происходят: распри, ссоры, неприязнь, месть и убийство. Апостол Иаков сказал: «Гнев человека не творит правды Божией» ( Иак.1:20 ).
VII. От лености бывает: заслуженная ею нищета, равнодушие к жизни, дурные желания и беспутная жизнь. Ленивый человек может быть не только в работе, но и в молитве и в посещении служб Божиих. От такой лености происходят равнодушие к религии и к своему спасению, откладывание покаяния и, наконец, часто отчаяние.
763. Кто грешит против Святого Духа?
Против Святого Духа грешит тот:
1) кто дерзостно полагается на милость Божию;
2) кто отчаивается в милосердии Божием;
3) кто к спасительным увещаниям имеет сердце затверделое;
4) кто противится познанию правды;
5) кто нераскаянным остается до самой смерти;
6) кто завидует милости Божией у ближнего своего.
I. Люди дерзостно уповали на милосердие Божие перед всемирным потопом; постоянно мерзко грешили и думали, что Бог их не покарает.
III. К спасительному напоминанию имел затвердевшее сердце Каин, потому он пренебрег, когда Бог предостерегал его. Такое же сердце было и у египетского фараона в отношении к словам Моисея.
IV. Познанию правды противились законники и фарисеи во время служения Спасителя. Они видели, что Спаситель святой жизни, делает всем добро, совершает чудеса; о Нем, как об обещанном Искупителе (Мессии), было пророками предсказано, но они всецело противились очевидной правде и Спасителя за Мессию не признали.
V. Нераскаянным остался до конца разбойник, который был распят по левую сторону Спасителя.
764. Какие грехи вопиют к небу?
Вопиющие к небу грехи суть:
1) умышленное убийство человека;
2) притеснение бедных людей, вдов и сирот;
3) незаконное удержание или снижение платы.
II. В книге Сираха говорится, что слезы, которые льются из глаз притесняемой вдовы, с ее лица, доходят до неба и вопиют к Богу на утеснителей ( Сир.35:15, 18–19 ).
III. Апостол Иаков в своем Послании говорит скупым богачам: «Плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» ( Иак.5:4 ).
765. Когда мы грешим чужими грехами?
Чужими грехами мы грешим тогда, когда сознательно побуждаем другого к совершению злого дела.
I. Иродиада совершила такой грех, когда сказала своей дочери, чтобы она просила у Ирода главу Иоанна Крестителя.
II. Жена Потифара допустила чужой грех тем, что налгала своему мужу, и он невиновного Иосифа заключил в темницу.
III. Чужим грехом также грешим, когда что-либо дурное хвалим и тем способствуем тому, чтобы кто-нибудь из слышавших наши слова совершил хвалимый нами грех.
766. Что обыкновенно склоняет человека ко греху?
Обыкновенно склоняет ко греху человека соблазн и искушение.
767. Является искушение само по себе грехом?
Искушение само по себе еще не является грехом, если мы ему противимся и от себя отвращаем, как то учинил Спаситель, когда был искушаем.
768. Что нужно делать при искушении?
При искушении должно:
1) помнить о смерти и о Суде Божием;
2) осенять себя крестным знамением;
3) просить Бога помочь нам побороть искушение;
4) предаться работе.
769. Что нужно разуметь под поводом ко греху?
Под поводом ко греху нужно разуметь места и лица, кои нас могут легко совратить на грех.
770. Что должно делать, когда некоторыми лицами или местом мы были совращены в грех?
Когда местом или каким-либо лицом мы были совращены в грех, не должно искать общения с ними, но, наоборот, предостерегать себя от сношений с ними.
771. Что говорит нам в нашей душе – что есть добро и что зло?
Что есть добро и что зло, говорит нам в нашей душе голос совести, который нас побуждает к добру и предостерегает от зла.
772. Обязаны ли мы прислушиваться к голосу совести?
Голос совести слушать мы обязаны, потому что он вложен в наши души Самим Богом Творцом.
Когда мы слушаемся голоса совести, мы ощущаем внутреннее успокоение и особенную радость; если же не прислушиваемся – снедает нас душевное беспокойство и неудовлетворенность. Кто не слушает голоса совести, у того совесть тупеет, и такой человек становится недобросовестным. Грех есть наибольшее зло на свете, потому что от него происходят остальные злодеяния.
2. О добродетелях
773. Что такое добродетель?
Добродетель есть к Богу устремленное состояние души, которое нам облегчает исполнять волю Божию.
774. Как обретаем добродетель?
Добродетель обретаем тогда, когда о ней просим Бога и в ней упражняемся.
775. Как разделяется добродетель?
Добродетель разделяется на Божескую и благонравную.
776. Какая добродетель Божеская?
К Божьей добродетели относятся: вера, надежда и любовь.
777. Почему вера, надежда и любовь называются Божьими добродетелями?
Вера, надежда и любовь называются Божьими добродетелями потому, что они направляют нашу душу к Богу и являются основанием для всех остальных добродетелей.
778. Что есть Божеская добродетель веры?
Божеская добродетель веры есть твердое убеждение, что существует Бог и все мы должны соблюдать Его святой закон.
779. Что есть Божеская добродетель надежды?
Божеская добродетель надежды есть упование на Бога и уверенность, что Бог по Своему бесконечному милосердию неустанно о нас заботится и печется о нашем спасении.
780. Что такое Божеская добродетель любви?
Божеская добродетель любви есть сила внутри нас, которая нас притягивает к Богу, чтобы мы Его больше всего любили и были готовы пожертвовать за Него всем.
Апостол Павел говорит: «Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» ( 1Кор.13:13 ).
781. Какие добродетели благонравные?
Благонравные добродетели суть:
1) покорность перед Богом и скромность перед людьми;
3) чистота душевная и телесная;
4) доброжелательный образ мыслей о своих ближних;
7) усердие в работе и молитве.
I. Добродетель ведет к Богу, грех же отвращает от Бога.
II. Добродетель ведет к согласию и братству людей, грех сеет неприязнь и неустройство.
III. Без покорности перед Богом и смирения не может человек преуспевать духовно. Спаситель сказал, что гордый фарисей вышел из храма неоправданным, тогда как смиренный мытарь был оправдан ( Лк.18:10–14 ).
782. Какие главные добрые дела?
Главные добрые дела – молитва, пост и милостыня.
783. Необходимы ли добрые дела?
Добрые дела необходимы; апостол Иаков в своем Послании говорит, что «вера без дел мертва» ( Иак.2:20 ).
784. Как мы должны творить добрые дела?
Добрые дела мы должны творить:
1) добровольно, с любовью к Богу и к Его чести и славе;
2) по закону Божьему.
785. Что такое молитва?
Молитва есть устремление мысли и сердца к Богу и набожная беседа с Господом.
786. Как мы должны молиться?
Молиться мы можем по-разному:
1) громко – чтением или пением;
3) единолично или публично;
4) одни или вместе с другими;
5) стоя или коленопреклоненно.
Мы молимся без слов тогда, когда обращаемся к Богу мысленно, при размышлении о делах Божиих.
787. Как разделяются молитвы по содержанию?
По содержанию молитвы делятся:
1) на молитвы хвалебные;
2) молитвы просительные;
3) молитвы благодарственные.
788. Как должны мы молиться?
Мы должны молиться:
789. О чем мы должны просить Бога?
Бога мы должны просить о том, что нужно нам и нашим ближним ко спасению души и тела.
790. Когда молитва бесцельна?
Молитва бесцельна тогда, когда она не является искренним обращением к Богу или когда творится без внимания.
О тех, кто молится без внимания, сказал Спаситель так: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф.15:8 ).
791. Когда Бог не услышит наши молитвы?
Бог не услышит наши молитвы тогда:
1) когда мы не молимся как подобает;
2) когда просим о том, что не ведет к нашему спасению.
792. Можем ли мы молиться только за себя?
Мы должны молиться не только за себя, но также:
1) за родителей и родственников;
2) за своих духовных наставников и светских начальников;
3) за Церковь Православную и за Отечество;
4) за всех людей, друзей и врагов;
5) за живых и мертвых.
793. Где мы можем молиться?
Молиться мы можем везде – дома и во всяком месте, но особенно должны молиться в храме.
794. Почему лучше всего молиться в храме?
Лучше всего молиться в храме потому, что:
1) храм есть дом Божий, а на святом престоле во святой Евхаристии пребывает Сам Спаситель;
2) наша молитва в храме усиливается совместною молитвою со всеми молящимися.
795. Когда мы должны молиться?
Молиться мы должны часто, а особенно:
2) перед принятием пищи и после принятия пищи;
3) перед работой и по ее окончании;
4) в наших жизненных невзгодах и искушениях.
796. Что особенно должна содержать ранняя молитва?
Ранняя молитва должна содержать прежде всего:
1) благодарение Богу за настоящий день;
2) просьбу, чтобы Он взял нас под Свою святую охрану;
3) просьбу, чтобы Он помог нам исполнить благонравно все повинности настоящего дня и предостерег от греха.
797. Что, главным образом, должна содержать молитва вечерняя?
Молитва вечерняя должна содержать прежде всего:
1) благодарение Богу за прожитый день;
2) просьбу о спокойном сне и о прощении грехов, которые мы в течение дня допустили.
798. Как мы должны молиться перед принятием пищи?
Перед принятием пищи мы должны молиться так: читаем «Отче наш», а потом: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие сие, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь».
799. Как мы должны молиться после принятия пищи?
После принятия пищи мы должны молиться так: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ. Не лиши нас и небеснаго Твоего царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси Спасе, мир даяй им, прииди и к нам и спаси нас. Аминь».
800. О чем мы должны молиться перед работой?
Перед работой мы должны молиться о том, чтобы Господь благословил наш труд.
801. О чем мы должны молиться по окончании работы?
По окончании работы мы должны благодарить Бога за помощь, которую Он нам подал при работе.
802. О чем мы должны молиться при тяготах и искушениях?
При бедах и искушениях мы должны молиться, чтобы Господь нас не оставил и избавил нас от них.
803. Какие дни мы особенно должны посвящать молитве?
Особенно мы должны посвящать молитве воскресенье и праздники.
I. Полагайся на волю Божию, и Он всегда услышит твою просьбу.
II. Привыкни к тому, чтобы пред каждой молитвой простил в сердце своем всех, кто тебя обидел.
III. При молитве не спеши.
IV. Господь нам напоминает, чтобы мы молились непрестанно и при всех обстоятельствах и нуждах ( Лк.18:1 ). Неустанно же молится тот, кто в каждый момент – когда работает или отдыхает, когда что-либо делает, чувствует присутствие Бога. О таком христианине можно сказать, что все его дела и начинания являются молитвою. Такой человек живет в Боге, и Бог живет в нем.
3. О молитве Господней
804. Какая молитва самая главная?
Главной молитвой является «Отче наш», или молитва Господня.
805. Почему молитва Господня считается главной?
Молитва Господня является главной потому, что она содержит в себе все, о чем мы должны молиться.
806. Почему «Отче наш» называется молитвой Господней?
«Отче наш» называется молитвой Господней потому, что ей научил апостолов Сам Господь Иисус Христос.
807. Как читается молитва Господня?
Молитва Господня читается так: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь» ( Мф.6:9–13 ).
808. Как делится молитва Господня?
Молитва Господня делится на призывание, семь прошений и славословие.
809. Как читается призывание в молитве Господней?
Призывание в молитве Господней читается так: «Отче наш, Иже еси на небесех».
810. О чем нам напоминают слова «Отче наш»?
Слова «Отче наш» нам напоминают, что Бог всех нас Отец, и в своих молитвах мы должны к Нему прибегать как дети, с любовью и верою, но не со страхом.
811. Должен ли христианин говорить «Отче наш» и тогда, когда молится один?
Каждый христианин должен говорить «Отче наш» и тогда, когда молится один, потому что христианская любовь требует, чтобы мы молились не только за себя, но и за всех людей, особенно за своих единоверцев.
812. О чем нам напоминают слова «Иже еси на небесех»?
Слова «Иже еси на небесех» нам напоминают:
1) что Бог превыше всего, Отец непостижимого величества;
2) что при молитве мы должны возносить свою мысль и сердца к Богу, до самой высоты небесной.
813. Как читается первое прошение молитвы Господней?
Первое прошение молитвы Господней читается так: «да святится имя Твое».
814. Почему мы молимся, чтобы имя Божие, которое само по себе бесконечно свято, святилось?
Хотя имя Божие нам свято, но нужно так молиться, чтобы все люди это признавали и славили Бога.
815. Чем мы можем прославить всесвятое имя Божие?
Прославить имя Божие мы можем славословиями, молитвой и благочестивой христианской жизнью.
Спаситель сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ).
816. Как читается второе прошение молитвы Господней?
Второе прошение молитвы Господней читается так: «да приидет царствие Твое».
817. О чем мы просим во втором прошении молитвы Господней?
Во втором прошении молитвы Господней мы просим:
1) чтобы в наших душах, вместо зла и греха, был только Бог;
2) чтобы все люди были соединены в Святой Православной Церкви;
3) чтобы среди людей были осуществлены начала закона Божьего;
4) чтобы по смерти нашей Господь удостоил нас блаженства.
818. О чем пекутся на этом свете люди, в душах которых Бог?
Такие люди в жизни пекутся о том, чтобы среди людей были любовь, согласие и справедливость и чтобы никто не был притесняем.
Царство Божие на земле превыше всего, но на том свете оно тем более должно воссиять. Апостол Павел говорит, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). Несправедливость, угнетение, рабство и иные утеснения от диавола – противны Царству Божьему.
819. Как читается третье прошение молитвы Господней?
Третье прошение молитвы Господней читается так: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».
820. О чем мы просим, когда говорим «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»?
1) чтобы Господь помог нам исполнять Его святую волю на земле так, как исполняют ее на небе Ангелы;
2) чтобы Господь дал нам силу всегда и в напастях исполнять Его святую волю.
821. Как читается четвертое прошение молитвы Господней?
Четвертое прошение читается так: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».
822. О чем мы просим, говоря: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»?
Мы просим, чтобы каждый день Господь даровал нам хлеб и все необходимое для тела и души.
823. Какие главные потребности нашего тела?
Главные потребности нашего тела следующие: пища, одежда, жилище.
824. Что является насущным хлебом нашей души? Насущный хлеб нашей души это:
2) Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа;
3) каждая искренняя молитва.
Спаситель сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ), и дальше – «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ).
825. Как читается пятое прошение молитвы Господней?
Пятое прошение читается так: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
826. О чем нам напоминает пятое прошение молитвы Господней?
Пятое прошение нас обязывает просить Бога простить нам наши грехи, как мы, в свою очередь, должны прощать всем, кто нас обидел.
827. Необходимо ли прощать обидевших нас, чтобы получить от Бога прощение наших согрешений?
Сие необходимо. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:15 ).
О необходимости прощения Спаситель сказал еще так: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ).
828. Как читается шестое прошение молитвы Господней?
Шестое прошение читается так: «И не введи нас во искушение».
829. О чем мы просим в шестом прошении молитвы Господней?
В шестом прошении мы просим, чтобы Бог предохранил нас от соблазнов и помог нам их преодолеть.
830. Что такое искушение?
Искушение есть греховная мысль или желание, которое нас вводит в грех.
831. Кто нам внушает греховные мысли и желания?
Такие мысли и желания нам внушают:
2) дурные, плохие люди;
3) наша собственная наклонность к греху.
Апостол Петр нам говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» ( 1Пет.5:8–9 ). Апостол Павел говорит: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал.5:16–17 ).
832. Как читается седьмое прошение молитвы Господней?
Седьмое прошение читается так: «Но избави нас от лукаваго».
833. О чем просим мы в седьмом прошении молитвы Господней?
В седьмом прошении мы просим, чтобы Бог предостерег нас от всякого зла, особенно же от грехов.
834. Почему Бог допускает зло на земле?
Бог допускает зло на земле или как следствие грехов, совершенных людьми, или как испытание для нашей веры – насколько она тверда.
835. Как читается славословие в молитве Господней?
Славословие читается так: «Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь».
836. О чем нам напоминает славословие в молитве Господней?
Славословие нам напоминает, что Бог в бесконечной Славе Своей владеет всем светом и может нашу молитву принять, если будет на то Его святая воля.
837. Что значит слово «Аминь»?
Слово «Аминь» означает «так, истинно, да будет»; это изъявление горячего желания, чтобы Бог услышал нашу просьбу.
4. О посте
838. Что такое пост?
Обыкновенный пост это воздержание от мяса, молочных продуктов и яиц; строгий же пост заключается в том, что в один из дней из любви к Богу мы отказываемся от какой бы то ни было пищи вообще, или, по крайней мере, частично.
839. Почему мы постимся?
Мы постимся потому, что Сам Господь Иисус Христос постился и установил необходимость поста.
840. Какой смысл поста?
Смысл поста следующий:
1) чтобы побороть все наши телесные слабости и научиться воздержанию;
2) чтобы самих себя наказать за свои грехи с целью покаяния;
3) чтобы духовно сосредоточиться в молитве и подготовиться к принятию Св. Таин и к прославлению великих праздников.
841. Какая продолжительность постов?
По продолжительности посты бывают однодневные и многодневные.
842. Какие посты однодневные?
1) накануне праздника Богоявления, или Крещения Господня (5 января);
2) в день усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа);
3) в день Воздвижения Креста Господня (14 сентября);
4) в течение всего года в среду и пятницу.
843. Почему мы постимся по средам?
Мы постимся по средам потому, что в этот день Иуда предал Христа.
844. Почему мы постимся по пятницам?
По пятницам мы постимся потому, что в этот день Христос умер за нас на Кресте.
845. В какие седмицы (недели) среда и пятница не являются постными днями?
Среда и пятница не являются постными днями:
1) в седмицу перед Неделей мытаря и фарисея;
2) в седмицу после праздника Воскресения Христова;
3) в седмицу после Троицы;
4) от Рождества Христова до 4 января.
846. Какие посты бывают многодневными?
Следующие посты многодневные:
1. Рождественский, или Филипповский, пост от 15 ноября до Рождества Христова.
2. Великий пост начинается с понедельника по Неделе сыропустной до Пасхальной заутрени.
3. Петровский пост начинается с понедельника после Недели всех святых, т. е. после первого воскресения по Пятидесятнице до 28 июня включительно.
4. Успенский пост перед праздником Успения Божьей Матери, от 1 до 14 августа включительно.
1. Если в наше время люди почти не постятся, это означает большой упадок веры. Христос строго постился, прежде чем начал Свое искупительное служение; сделал же Он это потому, чтобы показать нам пример, так как пост не имел для Него такого значения, как для нас. Постились также апостолы и первые христиане ( Деян.13:3 ). Христос настаивал на необходимости молитвы и поста и пояснил, что много великих и необыкновенных дел можно совершить только молитвой и постом ( Мф.17:21 ). Истинные христиане, следуя примеру Христа, с любовью и добросовестно во все времена сохраняли и сохраняют посты. Так, Ян Амос Коменский в своем Символе веры придавал большое значение постам. Возобновление постов не только желательно, но и необходимо, и если это совершится, то это будет означать, что вера в сердцах людей воскресает. Присоединитесь к тем, кто посты соблюдает. Пост является могучим средством христианской дисциплины для укрепления силы воли, для победы над своими привычками и для духовного усовершенствования.
2. Посты полезны для здоровья. Доктора часто предписывают воздерживаться от некоторых яств. В Православной Церкви постная еда состоит, главным образом, из хлеба, из мучной еды, из овощей и фруктов. Известно, что овощи и фрукты содержат в себе много витаминов, так что тело, лишенное приятной и питательной мясной еды, не страдает от этого.
3. Во время поста необходимо также преодолевать свои скверные привычки, страсти, гнев, ненависть, неприязнь, а также воздерживаться от увеселений, в особенности от танцев, и не устраивать никаких свадебных торжеств.
4. Духовное установление может по важным причинам, касающимся здоровья, пост отдельным лицам сократить или совсем этих лиц от поста освободить.
5. Некоторые христиане накануне Крещения и в страстную пятницу совсем не принимают пищи, в особенности этот благочестивый обычай был распространен в первые времена христианства.
6. Некоторые люди смеются над постами и говорят, что Церковь запрещает определенную пищу, считая ее нечистой. Это не правда. Церковь никакую еду не считает нечистой. Мы воздерживаемся от некоторой еды не потому, что она нечиста, а чтобы следовать Господу Иисусу Христу и по мотивам, указанным в вопросе 840.
7. Рыба с первых времен христианских считается постной пищей, однако в православных монастырях рыбу разрешено есть только иногда, в некоторые особые дни.
5. О милостыне
847. Что такое милостыня?
Милостыня есть каждый поступок телесного и духовного милосердия.
848. Какие поступки телесного милосердия?
Поступки телесного милосердия следующие:
1) накормить голодных;
2) жаждущего напоить;
3) странствующего приютить;
5) посещать и ухаживать за больными;
6) навещать заключенных;
7) мертвых хоронить подобающим образом.
849. Какие поступки духовного милосердия?
Поступки духовного милосердия:
1) молиться за мертвых и живых;
2) направлять сбившихся с пути;
3) наставлять недоумевающих;
4) давать добрые советы нуждающимся в них;
5) утешать скорбящих;
6) не мстить за обиды;
7) прощать хулителей.
I. Будем стараться быть совершенными. Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Он сказал также: «Если хочешь быть совершенным. следуй за Мною» ( Мф.19:21 ).
II. За Спасителем следуют те:
1) Кто любит молиться, постоянно посещает богослужения, любит слушать слово Божие и часто принимает Святые Таины.
2) Кто со вниманием относится к своим мыслям, словам и поступкам так, чтобы в них не было ничего противного воле Божией, кто осторожен в своем общении с людьми, чтобы не иметь побуждения к соблазну, греху, так как Христос сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ).
3) Кто сам себя преодолевает, отказывает себе в приятных вещах, которые не противоречили бы воле Божьей, кто сам себе отказывает в дозволенных вещах с тем, чтобы иметь силу преодолеть и недозволенное. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Лк.9:23 ).
4) Кто совершает свою ежедневную работу по-христиански и так, чтобы было угодно Богу, прилежно, добросовестно, стойко и с мыслью о том, чтобы его работа была угодна Богу.
III. Нравственного успокоения на земле достигает также тот, кто из любви к Богу отказывается от своего имущества и семейной жизни и посвятит свою жизнь искренне и полностью только работе, молитве, чистоте и послушанию, как это исполняют благочестивые монахи в отшельничестве. Было много святых, раздавших из любви к Богу все свое имущество бедным или на нужды благотворения, на народные нужды и на украшение церквей, а сами жили в полной бедности по примеру Христа. Это не есть долг, но это доказывает страстное желание достигнуть полного нравственного совершенства по словам Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.19:21 ).
6. Об обетах
850. Какие есть обеты?
1) добровольная бедность;
2) добровольное отречение от семейной жизни и сохранение чистоты сердца.
851. Какая цель в обетах?
Цель обетов состоит в том, что человек совершенно отказывается от мирских забот и посвящает себя Богу, духовному совершенствованию и добрым делам.
852. Кто в особом обряде дает обеты?
При особом обряде дают обет монахи.
853. Кто может быть монахом?
Монахом может быть каждый православный христианин, как мужчина, так и женщина, не состоящие в браке.
854. Кто дает согласие на принятие в монашество?
Согласие на принятие в монашество дает епископ.
855. Как называется монах, который одновременно является и священником?
Такой монах называется иеромонахом.
856. Как называется монах, который в то же время является и диаконом?
Такой монах называется иеродиаконом.
857. Все ли монахи посвящаются в сан священника или диакона?
Нет. Большинство монахов, наоборот, не имеет священного сана, и среди них только некоторые посвящены в сан священника или диакона.
858. Какой обет предварительно должен принять на себя тот, кто имеет желание быть постриженным в монашество?
Кто желает быть монахом, должен прежде выполнить обет послушничества, по крайней мере в течение года, чтобы убедиться в том, что его стремление к монашеству непреклонно.
859. Как называются желающие принять на себя монашеский обет?
Такие лица называются послушниками или послушницами.
860. Кем является в монашестве игумен?
Игумен – это монах высшего сана.
861. Кем является в монашестве архимандрит?
Архимандрит – это самый высокий сан в монашестве.
862. Кто возводит в сан игумена и архимандрита?
В сан игумена и архимандрита возводит епископ.
863. Кому подчинены монахи?
Монахи подчинены епископу.
864. Как называются люди, которые из любви к Богу отрекаются от мира и посвящают себя пустынножительству?
Такие люди называются пустынножителями или отшельниками.
865. Каждый кандидат в епископы должен быть монахом?
Каждый ли кандидат на епископскую должность непременно должен быть монахом.
Источник: 1168 вопросов и ответов о Православной вере сщмч. Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский. — 2-е изд. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2011. — 399 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»