графтио кто это такой

Генрих Графтио — человек, покорявший реки

По материалам лекции Н. Б. Риктер 7.10.2019

На одном из старейших некрополей Санкт-Петербурга — Большеохтинском кладбище — есть скромное захоронение, где покоится человек, отвечавший за энергетику нашей страны до середины XX в. В его честь названы улицы и посёлки, установлены мемориальные доски. Мы знаем о нём всё и не знаем ничего, ведь мемуары, воспоминания, отрывочные сведения растворены в обилии литературы или вовсе не изданы. Но мы всё-таки постараемся узнать, что за человек был Генрих Графтио — человек, покорявший реки.

Генрих Осипович Графтио родился 26 декабря 1869 г. в городе Динабург (сейчас — Даугавпилс) в семье потомственного инженера-путейца. Он был из дворянского рода, корнями уходящего в Нидерланды: его дед, оказавшись в конце XVIII в. в Петербурге, принял российское подданство.

Генрих, окончив гимназию в Симферополе, получил два высших технических образования: 1892 г. на физико-математическом факультете в Новороссийском университете, а в 1896 г. — в петербургском институте Корпуса инженеров путей сообщения. Затем он на пять лет покинул Россию для получения практического опыта в Европе и США, чтобы потом применить его в своей стране.

графтио кто это такой. Смотреть фото графтио кто это такой. Смотреть картинку графтио кто это такой. Картинка про графтио кто это такой. Фото графтио кто это такой

Вернувшись на родину, Графтио разрабатывал многочисленные новаторские инженерные проекты. Практически все они получали одобрение, но из-за неподходящей финансовой или политической ситуации большинство из них ложилось «в стол». Пожалуй, главное слово, характеризующее Генриха Осиповича в это время — терпение. Но в 1917 году он практически разуверился, что сбудется его детская мечта. А мечтал Графтио о скоростных поездах. И понимал, что для этого нужна дешёвая электрическая энергия. Соответственно, нужно построить станции, вырабатывающие энергию.

Мечта о поездах так или иначе воплощалась в разных вариациях. Например, Графтио разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитена» от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная. А в 1907 году инженер спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге. 29 сентября открылся маршрут протяжённостью чуть более двух километров, от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару, затем через Николаевский мост на Васильевский остров и дальше по 8-й линии до Большого проспекта. Примечательно, что первый трамвай вёл сам Генрих Осипович. И когда стали спрашивать, а кто вагоновожатый, по толпе прошелестело: «Какой-то граф Тио…».

графтио кто это такой. Смотреть фото графтио кто это такой. Смотреть картинку графтио кто это такой. Картинка про графтио кто это такой. Фото графтио кто это такой

Кстати, второй раз (и этот эпизод отражён в советском фильме 1979 г. «Инженер Графтио» с Анатолием Папановым в главной роли) его фамилия сыграла с ним аналогичную шутку перед началом строительства Волховской ГЭС, когда местные жители удивлялись, что какой-то граф Тио открывает им митинг.

Надо заметить, что Графтио был абсолютно аполитичен, до революции не участвовал ни в каких сходках и митингах и к 1917 году подошёл с репутацией человека, совершенно не интересующегося политикой. По иронии судьбы, именно политические события изменят его судьбу.

графтио кто это такой. Смотреть фото графтио кто это такой. Смотреть картинку графтио кто это такой. Картинка про графтио кто это такой. Фото графтио кто это такой

Графтио было уже почти 50 лет, когда его вызвали в Совнарком и предложили заняться реализацией давней мечты: постройкой ГЭС. Интересно, что Генрих Осипович поначалу отказался. Ведь если проект, который был готов ещё до 1910 года, не был осуществлён до 1914 года, то как его реализовать в условиях гражданской войны? Изменить решение его уговорила супруга.

графтио кто это такой. Смотреть фото графтио кто это такой. Смотреть картинку графтио кто это такой. Картинка про графтио кто это такой. Фото графтио кто это такой

«За спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина» — гласит английская пословица. Жену и музу Графтио звали Антонина Адамовна, но Генрих Осипович всегда называл её Тоней. Неизвестно, где они познакомились (возможно, это случилось на одной из его публичных лекций) и где и когда венчались (называют и 1907, и 1912 годы.). Злые языки поговаривали, что без Антонины Адамовны не принималось ни одно решение, а объекты сдавались либо в день её рождения 22 декабря, либо в день бракосочетания 19 декабря.

графтио кто это такой. Смотреть фото графтио кто это такой. Смотреть картинку графтио кто это такой. Картинка про графтио кто это такой. Фото графтио кто это такой

Известен случай, когда на стройке Волховской ГЭС у Генриха Осиповича слетело обручальное кольцо и упало в раствор бетона. Графтио пообещал большое денежное вознаграждение тому, кто это кольцо достанет. Кольцо было найдено и возвращено владельцу.

графтио кто это такой. Смотреть фото графтио кто это такой. Смотреть картинку графтио кто это такой. Картинка про графтио кто это такой. Фото графтио кто это такой

При супруге, которая очень пеклась о здоровье мужа, Графтио не решался курить свою любимую трубку финского образца.

Антонина Адамовна училась в гимназии Оболенской вместе с Н. К. Крупской, знала пять языков и бухгалтерское дело. Помогала мужу составлять сметы. При строительстве Волховской ГЭС она была официально принята на должность личного секретаря «без оклада и пайка» и до последнего дня Генриха Осиповича являлась его незаменимой помощницей.

графтио кто это такой. Смотреть фото графтио кто это такой. Смотреть картинку графтио кто это такой. Картинка про графтио кто это такой. Фото графтио кто это такой

«Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность?» — писал Герберт Уэллс и… ошибался.

Немалая заслуга принадлежит именно Генриху Графтио с его одержимостью идеей, исполнительностью, пунктуальностью и отношением к делу. Он говорил: «Качество должно иметь только один сорт — первый, и гидроэлектростанция должна стоять также незыблемо как египетские пирамиды». И ведь стоит же сих пор, бесперебойно служат людям! И Волховская, и Нижне-Свирская, заработавшая на полную мощность почти на 10 лет позже, получившая имя Графтио.

В Ленинграде и Перми появились улицы имени Графтио, были установлены мемориальные доски. В Молдавии и Казахстане были посёлки, названные в честь человека, «зарядившего» страну.

графтио кто это такой. Смотреть фото графтио кто это такой. Смотреть картинку графтио кто это такой. Картинка про графтио кто это такой. Фото графтио кто это такой

Хотелось бы, чтобы о Генрихе Осиповиче вспоминали не только в какие-то круглые даты. Видя трамвай, включая электрические лампочки, вспоминайте о тех людях, благодаря которым в нашей жизни появился этот комфорт.

Источник

Графтио, Генрих Осипович

Содержание

Биография

Генрих Графтио родился 14 декабря (26 декабря по новому стилю) 1869 года в городе Динабург [1] в семье железнодорожника, потомка дворянского рода из Нидерландов. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе в 1892 году и Петербургский Институт Корпуса инженеров путей сообщения в 1896 году, с 1896 года по 1900 год изучал гидроэлектрические станции и электрические железные дороги в Европе и США.

В 1900—1917 годах проектировал и строил железные дороги, составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, ГЭС «Белый Уголь» на реке Подкумок (1903), ГЭС на реке Вуоксе (около 1905), на реке Малая Иматра (1905), на реке Волхов (1911), а также, по предложению городских властей Петербурга спроектировал и организовал движения электрического трамвая в Петербурге, открытое 29 сентября 1907 года маршрутом протяжённостью чуть более двух километров (от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару, затем через Николаевский мост на Васильевский остров и дальше по 8-й линии до Большого проспекта) и продолженное позже ещё двумя созданными Графтио трамвайными линиями. Под его руководством была построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов.

В 1912 году вместе с инженером Е. Палицыным по заказу Управления внутренних водных путей разработал проект гидроэлектростанции на Петропавловских порогах реки Волхов для снабжения энергией столичного железнодорожного узла. Но вмешательством «Общества электрического освещения 1886 года», снабжающим Петербург электроэнергией от своей тепловой станции, и опасавшихся негативных последствий возведения плотины землевладельцев, воплощение проекта было отложено на неопределённый срок.

В 1917 году разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитэна» от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная в Петрограде.

После смены власти, весной 1918 года года возглавил Электрожелдор — управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны.

Через два года стал одним из вдохновителей Комиссии государственной электрификации России, созданной под патронажем Ленина, и непосредственным автором разделов плана ГОЭЛРО «Электрификация и транспорт» и «Электрификация Кавказского района».

В начале 1921 года возглавил строительство Волховской ГЭС, где с 1918 года работал помощником главного инженера приостановленного в связи с Гражданской войной строительства. Был арестован 11 марта 1921 года Петроградской ЧК вместе со всем руководством Волховстроя. Освобождён как «крупный специалист» постановлением о «непричастности к делу» после личного вмешательства Ленина и Кржижановского.

В 1927—1935 годах руководил строительством Нижнесвирской ГЭС, где впервые в практике мирового гидростроительства реализовал опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах, положив в основу строительства принцип распластанного основания.

Работу по сооружению гидроэлектростанций сочетал с научными исследованиями. Под его редакцией публиковались бюллетени, а также «Материалы по исследованию р. Волхова и его бассейна» (1924—1929).

В 1938—1945 годах являлся главным инспектором по строительству гидроэлектростанций Наркомата тяжёлой промышленности СССР, затем Наркомата электростанций и электропромышленности СССР и Наркомата электростанций СССР. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов занимался эвакуацией в Среднюю Азию и вводом в строй энергетического оборудования. Вернувшись в Ленинград активно участвовал в процессе восстановления энергетического потенциала города.

Умер 30 апреля 1949 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. Надгробный памятник украшен изображениями и датами основных строек его жизни. [3]

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

1914—1949 — доходный дом — Александровский проспект (Санкт-Петербург), 15, кв. 3.

Награды

Память

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Графтио, Генрих Осипович» в других словарях:

Графтио Генрих Осипович — Генрих Осипович Графтио Дата рождения: 14 (26) декабря 1869(18691226) Место рождения: Динабург, Витебская губерния, Российская империя Дата смерти: 30 апреля 1949 Место смерти: Ленинград, РСФСР, СССР Гражданство … Википедия

Графтио Генрих Осипович — [14 (26). 12.1869, Двинск, ныне Даугавпилс, 30.4. 1949, Ленинград], советский учёный энергетик и инженер, один из пионеров отечественного гидроэнергостроительства, академик АН СССР (1932). Окончил Новороссийский университет в Одессе (1892) и… … Большая советская энциклопедия

Графтио Генрих Осипович — (1869—1949), учёный и инженер, один из пионеров отечественного гидроэнергетического строительства, академик АН СССР (1932). Окончил Новороссийский университет в Одессе (1892) и Петербургский институт инженеров путей сообщения (1896).… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ГРАФТИО Генрих Осипович — (1869 1949) российский ученый и инженер, один из пионеров отечественного гидроэнергетического строительства, академик АН СССР (1932). Участник составления плана ГОЭЛРО. Руководитель строительства Волховской и Нижнесвирской гидроэлектростанций и… … Большой Энциклопедический словарь

Графтио Генрих Осипович — (1869 1949), учёный и инженер, один из пионеров отечественного гидроэнергетического строительства, академик АН СССР (1932). Окончил Новороссийский университет в Одессе (1892) и Петербургский институт инженеров путей сообщения (1896). В 1900 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Графтио, Генрих Осипович — (род. 1869) крупный инженер, специалист по гидроэлектрическим станциям, электропередаче и электрификации железных дорог. Автор проекта и строитель Волховской гидроэлектрической станции. По окончании в 1896 Института инженеров путей сообщения, Г.… … Большая биографическая энциклопедия

Графтио Генрих Осипович — (1869 1949), учёный и инженер, один из пионеров отечественного гидроэнергетического строительства, академик АН СССР (1932). Участник составления плана ГОЭЛРО. Руководитель строительства Волховской и Нижнесвирской ГЭС и др. * * * ГРАФТИО Генрих… … Энциклопедический словарь

Графтио, Генрих — Генрих Осипович Графтио Дата рождения: 14 (26) декабря 1869(18691226) Место рождения: Динабург, Витебская губерния, Российская империя Дата смерти: 30 апреля 1949 Место смерти: Ленинград, РСФСР, СССР Гражданство … Википедия

Графтио — Графтио, Генрих Осипович Генрих Осипович Графтио Г.О. Графтио Дата рождения: 14 (26) декабря 1869(1869 12 26) Место рождения: Динабург … Википедия

Источник

Графтио Генрих Осипович

Инженер-электротехник, один из основателей российского гидроэнергостроительства

графтио кто это такой. Смотреть фото графтио кто это такой. Смотреть картинку графтио кто это такой. Картинка про графтио кто это такой. Фото графтио кто это такой

Генрих Графтио родился 26 декабря 1869 года в городе Даугавпилс в семье железнодорожника, потомка дворянского рода из Нидерландов. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе и Петербургский институт Корпуса инженеров путей сообщения. После окончания учебы молодой специалист уехал на стажировку за границу. На крупнейших заводах Европы и США он ознакомился с новейшими образцами парогенераторов, турбин, электродвигателей. По возвращении в Россию Графтио начал активную деятельность, направленную на ускоренное развитие отечественной гидроэнергетики и электрификацию железных дорог. Графтио спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге по нескольким маршрутам. Первая линия протяженностью чуть более двух километров была открыта 29 сентября 1907 года. В 1907–1911 годах составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, а также ГЭС в Волхове (1910–1911 годы).

С 1907 года Графтио преподавал в Петербургском (Ленинградском) электротехническом институте (с 1921 года — профессор). Член комиссии по разработке плана ГОЭЛРО, непосредственно руководил секцией по электрификации Кавказского района и секцией транспорта.

В 1912 году вместе с инженером Е. Палицыным по заказу Российского государственного управления внутренних водных путей разработал проект гидроэлектростанции на Петропавловских порогах реки Волхов для снабжения энергией столичного железнодорожного узла. Но из-за вмешательства «Общества электрического освещения 1886 года», снабжающего Петербург электроэнергией от своей тепловой станции, и опасавшихся негативных последствий возведения плотины землевладельцев воплощение проекта было отложено на неопределенный срок. Убытки для государства составили свыше 1 миллиона золотых рублей.

В 1917 году разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитэна» от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная в Петрограде. После смены власти весной 1918 года Генрих Графтио возглавил Электрожелдор — управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны. Через два года он стал одним из вдохновителей Комиссии государственной электрификации России, созданной под патронажем Ленина.

Главное детище и гордость Генриха Графтио — Волховская ГЭС в Ленинградской области. В январе 1918 года по поручению Ленина Графтио составил смету Волховстроя. 14 июля 1918 года был вызван в Москву, в Совнарком, где под председательством Ленина рассматривался вопрос о Волховстрое. По личному указанию В.И. Ленина в 1921 году возглавил строительство Волховской ГЭС, где еще с 1918 года работал помощником главного инженера, приостановленного в связи с Гражданской войной, и строительство Свирской ГЭС — Свирьстрой. Возведение гидроэлектростанции длилось с перерывами восемь лет и было завершено в 1926 году. На ГЭС было установлено 8 турбоагрегатов суммарной мощностью 64 тыс. кВт. Четыре из них были изготовлены ленинградским заводом «Электросила», что ознаменовало начало развития отечественного гидроэнергомашиностроения.

Возведение крупнейшей ГЭС решило проблему энергоснабжения Ленинграда и области. Кроме того, благодаря созданному плотиной подъему уровня реки и постройке шлюза было обеспечено безопасное сквозное судоходство по реке Волхов на всем ее протяжении.

Графтио был арестован 11 марта 1921 года Петроградской ЧК по «делу Свирьстроя», вместе со всем руководством Волховстроя, и освобожден как «крупный специалист» постановлением о «непричастности к делу» после личного вмешательства Ленина и Кржижановского. Однако «делом Свирьстроя» был сорван весь строительный сезон 1921 года, строительство Нижне-Свирской ГЭС вновь началось в 1928 году и было закончено в 1933 году, в основном силами заключенных. Впервые в практике мирового гидростроительства был реализован опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах — девонских глинах. Вопреки предложениям иностранных советников возводить плотину с глубоким заложением на кессонах для передачи упора на нижние слои грунта, Г.О. Графтио положил в основу строительства принцип распластанного основания, обеспечившего высокую эффективность и надежность сооружения. Разработанная ученым технология строительства ГЭС на мягком грунте впоследствии позволила возводить такие сооружения на Волге и других реках.

Чудом Графтио удалось избежать «геноцида инженеров» 1937 года: Сталин не репрессировал, а перевел в систему Академии наук (иначе говоря, «сослал в науку») главных творцов плана ГОЭЛРО. 29 марта 1932 года, минуя все промежуточные ступени, действительными членами Академии наук СССР по отделению математических и естественных наук (гидроэнергетика) стали И.Г. Александров, Б.Е. Веденеев, А.В. Винтер и Г.О. Графтио.

Все свои творения инженер посвящал неизменной музе — любимой жене Антонине Адамовне, которая всю жизнь трудилась в качестве его секретаря. Так, пуск и Нижне-Свирской, и Волховской ГЭС состоялись 19 декабря, в день их свадьбы.

Генрих Осипович свободно владел английским, французским, немецким, итальянским и шведским языками. Выдающийся инженер, организатор производства, а с 1932 года и «промышленный академик», Графтио уделял большое внимание подготовке и формированию высших технических кадров. Начиная с 1907 года и до конца своей жизни он преподавал в Петербургском (Ленинградском) электротехническом институте (Аптекарский пр., 3), с 1921 года был там профессором, а в 1924–1925 годах — директором. Умер инженер 30 апреля 1949 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.
http://museum.power-m.ru/plants/elektrosila/museum/persony/1917-1945/graftio/

Выдающиеся энергетики России: Г. О. Графтио (1869–1949)

Генрих Осипович Графтио родился в семье железнодорожного техника. Благодаря усилиям родителей, своим упорству и способностям он получил два высших образования. Закончив в 1892 году физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, а в 1896 году Петербургский институт инженеров путей сообщения, молодой специалист уезжает на стажировку за границу. Работая на крупнейших заводах Европы и США, он знакомится с новейшими образцами парогенераторов, турбин, электродвигателей, обретает практический опыт по эксплуатации и ремонту энергетического оборудования.

По возвращении в Россию Г. О. Графтио разворачивает активную деятельность, направленную на ускоренное развитие отечественной гидроэнергетики и электрификацию железных дорог. В качестве практических мер молодой специалист предпринимает ряд поездок по югу страны. В 1900 году он обследует водотоки восточного берега Черного моря – от Новороссийска до реки Кодори, а в 1904 году проводит изыскания в бассейне реки Бомбак-Чай. Целью экспедиций была проработка возможности возведения гидроплотин и использования полученной электроэнергии взамен паровой на железнодорожном транспорте. Одновременно под его руководством решаются вопросы строительства магистралей Гербы – Ченстохов, Бахчисарай – Ялта, Салхино – Караклис. Эти проекты получили поддержку научно-технической общественности и административных кругов России, но реализация их была отложена из-за чрезмерно больших капиталовложений.

В 1906 году Г. О. Графтио приступает к разработке вопросов строительства трамвайной сети в Петербурге. Под его руководством возводится центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, прокладывается более 100 километров линий электрических контактных проводов, строится пять электроподстанций, возводится три вагонных парка и оборудуются более 100 моторных трамвайных вагонов.

В целях решения проблемы бесперебойного энергообеспечения промышленности и коммунально-транспортных служб Петербурга Графтио предпринимает несколько комплексных экспедиций по изучению рек Невы, Волхова, Свири, Малой Иматры, Вуоксы. В этой работе принимают участие сотрудники Военно-топографического управления Министерства путей сообщения, а также большой отряд студентов Петербургского электротехнического института. В результате были получены ценные топографические, геологические и гидрологические материалы. Они составили основу проектной документации по строительству гидроэнергетических объектов области, крупнейшим из которых была Волховская ГЭС. Практическая возможность возведения станции открылась только после прихода к власти большевиков и смены в стране политического режима.

Пришедшие в 1917 году к власти большевики словом и делом заявили о намерении электрифицировать Россию. Графтио был приятно удивлен. Настороженность в отношении нового руководства страны и неприятие практических методов его действий были потеснены в душе гидростроителя надеждой и ожиданием своей востребованности.

Сооружение Волховской ГЭС было одним из первых и главных пунктов ленинской программы электрификации. Уже в декабре 1917 года Ленин предпринимает ряд конкретных шагов по развертыванию строительства. Позже Графтио об этом вспоминал: «Примерно в декабре 1917 г. ко мне на квартиру приезжал Смидович с предложением доложить о возможности осуществления запроектированной мною Волховской гидростанции. Я сразу и охотно согласился. В январе 1918 г. по поручению Владимира Ильича я составил смету. 14 июля 1918 г. меня вызвали в Москву, в Совнарком, где рассматривался вопрос о Волховстрое. В 1919 г. мы построили на Волхове бараки для рабочих, материальные склады и другие самые необходимые сооружения».

Неверие и настороженность в отношении большевиков и их лидера – поначалу Графтио обращался к Ленину не иначе как сухо и официально: гражданин Ленин – уступили место чувствам уважения, согласия, а позже – и признательности. Объяснялось это прежде всего повседневной включенностью руководителя страны в «волховское дело» – без этого строительство ГЭС было бы просто невозможным. От материально-финансового и кадрового обеспечения работ до выделения подвод под перевозку теса и инвентаря – таков был круг постоянных забот Ленина о «деле архиважном и прописном для нужд красного Питера».

Ленин умел очаровывать собеседников и делать их союзниками. Его личное обаяние и одержимость электрификацией навсегда расположили к себе доверчивого и искреннего Графтио. Руководитель Волховстроя вспоминал: «Работа продвигалась медленно. Шла гражданская война, молодая Республика переживала тяжелые дни. На строительстве не было людей. Во время работы на Волховстрое мне приходилось лично встречаться с Владимиром Ильичем и несколько раз обращаться к нему с письмами и телеграммами по вопросам работы на стройке.

Первое личное вмешательство В. И. Ленина было по моей просьбе, когда нам препятствовали заказать турбины для Волховской ГЭС.

Другой раз я был у Владимира Ильича по вопросу об отпуске денег. Ленин был очень прост и обаятелен в обращении. Когда я пришел на заседание Совнаркома, Владимир Ильич пригласил меня сесть к нему ближе и рассказать о всех наших нуждах, и все наши просьбы были удовлетворены».

Сближению строителей новой жизни способствовало постоянно присутствовавшее у Графтио чувство некоторой неловкости за свою дореволюционную аполитичность. Он стремился зарекомендовать себя в глазах «главного толкача электрификации» лояльным попутчиком и доброжелателем власти рабочих и крестьян. Ленин же, в свою очередь, осознавая незаменимость и нужность «белых воротничков», то есть технократов старой выучки, оказывал Графтио покровительство и содействие во всех, в том числе и житейских, делах. А в этом «вполне наш спец» очень нуждался. Руководитель государства личным вмешательством пресек домогательства председателя комбеда дома, где проживал выдающийся энергетик, приостановил в отношении инженера происки Петрогубчека, установил ряд социальных льгот, которых Графтио был лишен в силу своего происхождения.

Участвуя в электрификации, руководитель страны одновременно формировал и государственно-правовые основы власти большевиков на перспективу. Так, в борьбе с волокитой в поставках оборудования на Волховстрой Ленин пунктирно обозначил свое видение основ пролетарской юриспруденции, которое впоследствии обернулось колоссальной трагедией для страны и народа. В письме к Наркому юстиции Д. И. Курскому он требовал: «…поставить дело волокитчиков на суд; добиться ошельмования виновных; …подобрать 4-6 случаев «поярче» и сделать из каждого суда политическое дело; найти 2-3 умных «экспертов» из коммунистов позлее и побойчее, чтобы научиться травить за волокиту». Волокиту в рамках Волховстроя победили и оборудование доставили. Графтио искренне благодарил Ленина, коммунистов, пролетарскую власть в целом.

В 1920 году по предложению Г. М. Кржижановского талантливого энергетика ввели в руководящий состав Комиссии ГОЭЛРО. Им были подготовлены два крупных раздела плана «Электрификация и транспорт» и «Электрификация Кавказского района». После завершения работы Комиссии Графтио возвратился к своему главному детищу – Волховской ГЭС.

Строительство гидроэлектростанции длилось с перерывами восемь лет, и было завершено в 1926 году. На Волховской ГЭС было установлено 8 турбоагрегатов суммарной мощностью 64 тыс. кВт. Четыре из них были изготовлены Ленинградским заводом «Электросила», что положило начало развитию отечественного гидроэнергомашиностроения. Возведение крупнейшей ГЭС решило проблему энергоснабжения Ленинграда и его области. Кроме того, благодаря созданному плотиной подъему уровня реки и постройки шлюза, было обеспечено безопасное сквозное судоходство по реке Волхов на всем ее протяжении.

Опыт по возведению Волховской станции был продолжен и развит Г. О. Графтио на строительстве Нижне-Свирской ГЭС. Возглавив Свирьстрой, талантливый инженер решил ряд сложных научно-технических проблем. Впервые в практике мирового гидростроительства был реализован опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах – девонских глинах. Вопреки предложениям американских советников возводить плотину с глубоким заложением на кессонах для передачи упора на нижние слои грунта, Г. О. Графтио положил в основу строительства принцип распластанного основания, обеспечившего высокую эффективность и надежность сооружения.

За пять лет строительства (1928–1933) был сооружен сложнейший гидроузел, состоящий из бетонной водосливной плотины, гидростанции, судоходного шлюза и береговых земляных дамб, вынуто около 5 млн. кубометров грунта, уложено 600 тыс. кубометров бетона и железобетона, смонтировано более 4,5 тыс. тонн гидротехнических металлоконструкций. Все гидрогенераторы станции были изготовлены на Ленинградском заводе «Электросила». Впервые в стране была построена ЛЭП Нижне-Свирская ГЭС – Ленинград напряжением 220 киловольт.

Об опыте возведения Нижне-Свирской ГЭС Г. О. Графтио сделал полуторачасовой доклад на заседании Шведского общества инженеров. Выражая мнение собравшихся, известный ученый и инженер Даландер сказал: «Прежде мы были приучены к тому, чтобы обращать взоры к великой стране на западе, чтобы искать там наибольшее в мире. Впредь мы будем искать это наибольшее на востоке».

Сталин находит оригинальное и по-своему неуязвимое решение. Он переводит в систему Академии наук (попросту говоря, ссылает в науку) главных творцов плана ГОЭЛРО. В 1932 году, минуя все промежуточные ступени, действительными членами АН стали И. Г. Александров, Б. Е. Веденеев, А. В. Винтер и Г. О. Графтио. Официальным аргументом для избрания были их заслуги в возведении флагманов гидроэнергетики, в том числе Волховской и Свирской ГЭС. Независимость, авторитет, масштабы личности, знания «полководцев народного хозяйства» (так их называл очутившийся чуть раньше в аналогичной ситуации Кржижановский) были в одночасье нейтрализованы. Стрелки их очевидного партийно-советского и хозяйственного роста были переведены в неторопливо-кабинетное русло академического бытия.

Выдающийся инженер, организатор производства, а с 1932 года и «промышленный академик» Графтио уделял большое внимание подготовке и формированию высших технических кадров. Начиная с 1907 года, и до конца жизни он преподавал в Петербургском электротехническом институте. В годы войны Г. О. Графтио отдавал все свои знания и опыт организации эвакуации в Среднюю Азию энергетического оборудования и ввода его в строй. После возвращения в Ленинград он, несмотря на преклонный возраст, активно включился в процесс восстановления энергетического потенциала столицы на Неве. За заслуги перед Родиной выдающийся энергетик был награжден многими орденами и медалями. Его имя присвоено Нижне-Свирской ГЭС и улице в Санкт-Петербурге, на которой расположено общежитие студентов Электротехнического института, где он проработал более четырех десятилетий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Генрих Осипович Графтио
графтио кто это такой. Смотреть фото графтио кто это такой. Смотреть картинку графтио кто это такой. Картинка про графтио кто это такой. Фото графтио кто это такой
Г. О. Графтио
Дата рождения: