графоманство что это такое
14 способов отличить графомана от наст. писателя
1. Графоман очень болезненно переносит критику и как правило принимает ее в штыки. Он ассоциирует критику с личным унижением и оскорблением, а не с возможностью исправить ошибки и извлечь уроки. Собственно критика ему не нужна, это пустая трата сил и времени. Зачастую такие люди не находя контраргументов, переходят на личность критикуемого, таким образом пытаясь заставить его замолчать и оставить последнее слово за собой.
3. Истинный писатель подвержен сомнениям, он склонен самым тщательным образом переписывать и обновлять свое творение, графоман же уверен, что шедевр создастся его гением, без особого труда. Для этого ему достаточно лишь взять в руки ручку или сесть за компьютер.
5. Графоман зачастую заносчив, крикливо одет, любит употреблять словосочетание «мое творчество» и называть себя при случае и без случая, писателем. Ему нравится похвалиться знакомствами с «Великими мира сего», «вхожестью» в тусовки. В обществе такого, необходимо слушать только его.
7. Истинный труженик слова ставит на первое место качество написанного, и он в этом беспощаден, вплоть до того, что сжигает или уничтожает уже полностью написанную вещь. (Гоголь). Для графомана важно количество в ущерб качеству.
8. В талантливом произведении вы обязательно найдете интересные мысли; графоман же склонен сыпать цитатами известных людей или литературными штампами, самобытность в его творчестве отсутствует или представлена в ничтожных количествах.
9. Инженеры человеческих душ стремятся сделать мир чище, лучше посредством своего творчества, главная же задача графомана – собственное тщеславие, красочные обложки, хлесткие названия, тиражи, появление в СМИ.
11. Писателю не столько важны слава и деньги, как возможность быть понятым, услышанным, а денег лишь бы хватало на самое необходимое, на то, что бы не отвлекаться от главной цели – творчества.
12. Настоящих литераторов отличает всемерная помощь молодым талантам, чего не скажешь про графоманов, которые видят в них конкурентов, которые могут их обойти, отодвинуть на периферию.
13. Писателя отличает обостренное чувство справедливости, нежелание сотрудничать с властями. денежными мешками и зашторенными редакторами, они не хотят развивать модные темы, смаковать жареные факты и копаться в чужом нижнем белье. Графоман ради тиража, призрачной славы перешагнет через все.
14. Писателями не рождаются, у многих людей есть задатки, генетическая предрасположенность к творчеству. Только упорный каждодневный и многолетний труд, оттачивание мастерства, беспощадная критика к себе, рождают поистине великих мастеров слова и знатоков человеческих душ.
Здесь выделив и вставив в адресную строку, вы можете найти полный текст книги «Графоманы и писатели»: https://ridero.ru/books/grafomany_i_pisateli/
Вот информация по справочникам. Кое что интересное на мой взгляд по теме.
Что такое графомания и кто такой графоман
Вспомните, как Цветик учил Незнайку стихи сочинять: «Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи». При этом он ругал Незнайку за то, что тот в качестве рифмы подбирает несуществующие слова. В итоге Незнайка все-таки придумал стихи: «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный». Но стихи ли это? Скорее, графомания во всей своей красе. Давайте разберемся, почему возникает графомания, что это такое и как с этим бороться.
Что такое графомания
Каково значение слова «графомания»? Название образовано от греческих слов grapho – пишу и mania – сумасшествие, безумие, страсть, влечение. Это одержимость сочинительством. В наше время понятие «графомания» имеет негативный оттенок, но так было не всегда. Раньше так называли всех писателей, ведь творец не может создавать без маниакальной тяги к написанию. Лев Толстой сам называл себя графоманом. Современное значение слова несколько иное, так называют бездарных писателей с сумасшедшей тягой к сочинительству.
Графомания – это патологическая тяга к написанию, сочинению при отсутствии соответствующих способностей и знаний. Это многословное, но бессодержательное и бессмысленное написание текстов. Чаще всего графомания встречается в поэзии. Графоман пишет банальные или бессмысленные строки. Он пишет стихи, не обладая творческими и литературными способностями.
Графомания в психологии – это бесконтрольная тяга к сочинительству. Автор постоянно что-то пишет, но вместо ценных продуктов творчества получается бессмыслица. Его труды неинтересны ни читателям, ни критикам, ни редакторам.
Примеры графомании
Грань между талантом и графоманией настолько тонка, что даже некоторые из авторов прошлого удостоились звания графомана в настоящем. Один из них – И.А. Бродский. У него много поклонников, но и не меньше тех, кто не просто не признает его творчество, но и жестко критикует. В графоманстве обвиняли Пастернака, Маяковского, Есенина и много кого еще. Среди современных творцов в графоманстве обвиняют И. Губермана.
Восприятие графомании субъективно, однако можно назвать несколько популярных ошибок, которые допускают графоманы (примеры графомании):
Пример графоманского стиха одного из современных писателей Е. Грачева:
«Ты же замужем ни разу
Не была, я был женат.
На тебе б женился сразу –
Стал бы счастлив, но – не факт».
Графоманскими называют такие произведения, которые не представляют культурной, научной ценности. Они не помогают людям в интеллектуальном, духовном, художественном и ином развитии. Это словесный мусор.
Вспомните людей в караоке, которые не умеют, но любят петь, или тех, кто приходит на музыкальные конкурсы и поет так, что уши в трубочку сворачиваются. Это пример «графомании» в музыке. Примерно так же неприятно читать и слушать то, что написал графоман. Примеры графомании в современном мире преследуют нас на каждом шагу. Например, большинство блогеров, особенно инстаблогеров являются графоманами. Они пишут бессмысленный, бесполезный, неуникальный текст, но считают себя учителями, наставниками других. Некоторые копирайтеры тоже грешат графоманством.
Графомания в психиатрии
Психиатры рассматривают графоманию как психическое расстройство, болезнь души. Притом нередко она выступает симптомом других патологий, например, шизофрении, психопатии, паранойи, маниакального синдрома. Некоторые больные говорят, что их заставляют писать высшие силы, голоса. В психиатрии часто рассматривают еще одно похожее явление – эротографоманию. Это патологическая тяга к написанию любовных, эротических писем.
Кто такой графоман
Значение слова графоман: тот, кто страдает графоманией. Графоман – это человек, который пишет стихи, не имея соответствующих способностей. Он рифмует строки или пишет текст без смысла, структуры и логики, не заботится о содержании и правилах написания.
Графоман – кто это такой, как его называют в народе (не без доли иронии):
Маньяки пера встречаются не только в поэзии, в прозе тоже хватает патологических литераторов. Продукты их «творчества» называют мусором, вбросами, и это еще самые мягкие эпитеты из тех, что встречаются. Согласно словарю Д.Н. Ушакова, графоман – это бездарный, но плодовитый писатель. Не всегда графоманство относится к психиатрии, иногда речь идет исключительно об отсутствии литературных способностей и таланта.
Литературные способности – это свойства личности, позволяющие добиться успеха в литературе. К ним относится:
Отдельное внимание психологи уделяют критериям вербального интеллекта (он тесно связан с литературными способностями):
Признаки наличия творческих способностей:
Графоманы чаще всего не попадают ни под один из вышеназванных пунктов. Они наделены другими чертами:
Чаще всего писаки сочиняют про себя, потому что для другого у них не хватает знаний и опыта. Хотя некоторых графоманов это не останавливает, они пытаются выдать себя за специалиста, профессионала в каком-то деле. Они пишут “научные” труды в той сфере, где ничего не понимают. Если человек описывает себя, то отражает образ Я-идеального, а не Я-реального. Он описывает себя таким, каким хотел бы быть в глазах других людей.
Графоманы стараются издать свою книгу, чаще всего у них получается. В наше время в этом помогают интернет-издания и интернет-издательства. Можно самому выбрать дизайн, напечатать текст, заказать тираж. В интернете можно обойтись без услуг редакторов и корректоров. Такая возможность дала толчок к новому этапу активного развития графомании. Любой желающий может с легкостью, не выходя из дома, издать свое произведение. И никто не обратит внимания на содержание, научность, достоверность написанного. Книга окажется на прилавках магазинов и библиотек.
Признаки графомании
Как распознать графомана? Кто-то предлагает сравнивать количество и качество, якобы одержимые люди всегда пишут много и бессодержательно. Практика же опровергает это. Успешные писатели тоже могут писать много, быть активными и продуктивными. А у графоманов иногда проскальзывают содержательные стихи, написанные по всем правилам литературного жанра.
Как же отличить графомана от начинающего неопытного писателя? Было проведено немало исследований, наблюдений, которые позволили выявить истинные признаки графомании:
Графоманы обожают свое творчество. Если кто-то высказывает пожелания с целью помочь молодому творцу, то тот обвиняет окружающих в зависти, непонимании. Главный клинический признак графомании – очень серьезное отношение графомана к своему творчеству.
Причины графомании
Основная причина – комплекс неполноценности, который запускает защитный механизм реакцию гиперкомпенсации.
Другие причины развития графомании:
Написание строк – попытка человека избавиться от боли, освободить душу, заявить о себе, почувствовать себя активным и ценным членом общества. Бессмысленное сочинение – суррогат общения. Чем больше человек пишет, тем меньше он нуждается в реальных контактах, тем меньше ощущает одиночество.
Графомания не всегда используется как психотерапия. Иногда этим страдают здоровые, но чрезмерно темпераментные люди, лентяи и бездельники, индивиды с повышенной сексуальной активностью. Согласно теории З. Фрейда, нереализованная сексуальная энергия выходит через творчество (сублимация).
Лечение графомании
Программа коррекции подбирается индивидуально, зависит от особенностей проявления графомании. При расстройстве легкой степени тяжести можно использовать метод переключения внимания, то есть предложить клиенту новый вид творчества, новое увлечение. Неплохо перед этим выявить, к чему у него есть склонности.
Если мы имеем дело с графоманией как тяжелым психическим расстройством, то поможет только психотерапевт и медикаментозная терапия. Используется когнитивно-поведенческая психотерапия, семейная психотерапия. Психолог помогает клиенту избавиться от комплексов, душевных травм, неуверенности, робости, заниженной самооценки. Специалист помогает клиенту адаптироваться в социуме, научиться взаимодействовать с людьми, найти новые способы самореализации. В лечении графомании важна поддержка друзей и близких. Больному не хватает любви, внимания, тепла, принятия, ощущение ценности и значимости.
Если речь идет о графомании как результате отсутствие таланта, то нужно его развить. Талант – это следующая стадия развития способностей. Но сначала нужно определить, есть ли у вас литературные задатки. Для этого можно использовать любую психодиагностическую методику, например, диагностику В.П. Ягунковой «Сочинение по картине как одна из методик изучения литературных способностей». Если способности есть, то их нужно превращать в талант.
Схема развития таланта такая: задатки – способности – талант – гениальность. Талант на 99 % состоит из труда, на 1 % из задатков. Многие известные писатели и поэты прошли через стадию графомании. Они набирались мастерства и опыта, развивали свои способности, смогли преодолеть этот этап. В этом случае графоманию можно сравнить с переходным возрастом.
Графомания
Графомания – это термин в психиатрии, который подразумевает под собой патологическое стремление, болезненное влечение или страсть к бесплодному писанию, к написанию текстов, не представляющих из себя культурной ценности, бесполезное сочинительство.
Графомания в психологии – это не поддающаяся контролю тяга писать, результатом которой обычно получается полная бессмыслица. Поэтому произведения графоманов часто не представляют никакого интереса для критиков и читателей. Графомания, как и любое аналогичное заболевание, может иметь и более тяжелые проявления и формы. Подобно другим диагнозам в такой области, мания к бесполезной и никому ненужной писанине не появляется на пустом месте.
Графомания в психологии – это патологическое стремление, непреодолимая страсть личности к сочинительству при отсутствии соответствующих способностей.
Графомания причины
Причинами графомании могут выступать неуверенность, стремление к мудрствованию, отчужденность, обособленность, отстраненность и пр. Так, например, одинокий асоциальный индивид с низкой самооценкой не может найти ни с кем общий язык и выливает свои переживания, мысли на листок бумаги.
Графомания – это своеобразная попытка излить душу на бумаге. Творения графомана представляют собой часть его одинокого и болезненного мира. Психологи выявили следующую закономерность: чем больше человек, страдающий графоманией, сочиняет, тем меньше он перестает нуждаться в реальном, живом общении. Он просто перестает к нему стремиться.
Графоман с помощью написания текстов компенсирует свою потребность в общении. Однако произведения индивида, склонного к графомании, чаще вызывают недоумение, а сам индивид – чувство жалости. Только для самого графомана его творения являются гениальными. Он искренне верит в свою гениальность. По причине нарушения психики человек не может дать адекватную оценку своему состоянию и, поэтому, довольно болезненно реагирует на критические высказывания в свой адрес.
Большинство талантливых писателей учитывают мнение читателей, и это является для них своеобразным позитивным стимулом для дальнейшего профессионального роста. А графоманы этого лишены, следовательно, они не могут профессионально совершенствоваться и развиваться. Именно поэтому их сочинительство не имеет никакой литературной и духовной ценности. Их писанина однообразна и неоригинальна. По прошествии некоторого времени все реальное общение сводится только к демонстрации своих произведений.
Внешний мир, по причине навязывания ему своих творений, начинает сторониться и избегать графомана, однако, это в более тяжелых проявлениях. В более легком проявлении, появление графомании может быть вследствие наступления каких-то временных обстоятельств, например, любимый человек уехал на время, а писательство является лучшей возможностью отвлечься от переживаний, связанных с такими обстоятельствами. Когда любимый человек возвращается, писательство прекращается и «графоман» становится прежним.
Также к причинам графомании относят: чрезмерно живой темперамент, патологическое повышение половых инстинктов, наследственность, отсутствие моральности, праздность и лень.
Графомания признаки
К основным признакам графомании относят необучаемость, неумение работать над собой, неспособность идти прогрессивным путем. Также признаками графомании считают навязчивое повторение образов, нарушение синтаксиса, стилистики, лексики, связанности текста, увлеченность заурядными образами, нетерпимость к критике своих сочинений, неприязнь к печатающимся авторам. Все сочинения графоманов довольно шаблонны и скучны.
Графоманам обычно нравится абсолютно все, что он пишет. Они просто в восторге от своих произведений. Также они получают удовольствие и удовлетворение от процесса написания текстов. Так могут вести себя и настоящие писатели, но у них такое состояние редкость, а у графоманов – обычное состояние.
Люди, страдающие данной манией, очень много пишут. Они постоянно находятся в процессах сочинительства. Графоманы очень навязчиво предлагают окружающим оценить их творчество. Могут рассылать свои опусы, как знакомым людям, так и незнакомым.
Графоманы характеризуются постоянным стремлением быть опубликованными. Чаще всего, люди страдающие графоманией, пишут о себе. Так как для того чтобы писать о чем-то другом у них просто не хватает ни опыта, ни знаний. При этом, изображая себя, они подсознательно описывают себя такими, какими, по их мнению, они должны восприниматься окружающими.
Все графоманы достаточно серьезно относятся ко всей своей деятельности. У них полностью отсутствует чувство юмора. А шуточные высказывания в направлении их творчества просто недопустимы. У них отсутствует самоирония. Также, люди, страдающие болезненной тягой к сочинительству, нередко берут себе звучный и громкий псевдоним.
Совсем необязательно, что все перечисленные признаки должны присутствовать в комплексе. Однако существует один классический признак графомании – очень серьезное отношение к своему писательству.
Графомания лечение
Лечение мании зависит от тяжести проявлений заболевания. Так, начинающему графоману помочь может увлечение каким-нибудь новым хобби, появлением новых интересов. Т.е. если графомания у индивида выражена в слабой форме, то его нужно просто отвлечь от бесполезного бумагомарательства, заинтересовав чем-то другим. А вот человеку с тяжелой формой заболевания требуется специализированное психотерапевтическое и медикаментозное лечение. Медикаментозная терапия заключается в приеме психотропных препаратов или средств нейролептического действия.
Среди терапевтических методов довольно хорошо зарекомендовали себя: семейная психотерапия и когнитивно-поведенческая терапия.
Когнитивно-поведенческая терапия направлена на избавление от робости, неуверенности, отчужденности, повышение самооценки, выработку смелости у пациента. Особенно важным в лечении графомании является поддержка близких и общение с ними. Близкие люди должны окружить графомана заботой и теплотой. Они могут помочь тактичным, ненавязчивым общением с графоманом. Человек, склонный к графомании, должен понять, что есть люди, которым он искренне интересен таким, каким он есть, что он для них является значимой личностью. Только совместно направленные на излечение усилия врача и родных людей помогут графоману отойти от бессмысленного сочинительства.
В некоторых источниках в качестве успешного метода излечения от графомании упоминается лоботомия, т.е. иссечение лобных долей мозга. Однако далеко не все графоманы соглашаются на данную операцию.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Графоманство Графоман
Зараза писать не у всех излечима.
Графомания — это безответная любовь к таланту.
Графоман пишет по внутренней необходимости, настоящий художник — ради денег.
Графоман пишет как попало о прекрасных вещах, талант пишет прекрасно о чем попало.
Творческий кризис у графомана означает, что он выздоровел.
Фазиль Искандер
Графоманство как качество личности – склонность проявлять болезненное влечение и гипертрофированное пристрастие к бездарному, бесплодному писанию, к многословному, пустому и бесполезному сочинительству.
Семья графоманов в магазине: — Милый, возьми упаковку писчей бумаги и на меня, скоро выходные и я собираюсь написать пару глав своего очередного шедевра. Конечно, родная. Я сейчас, только выберу папку для своего портфолио. — А мне бумаги?- Чуть ли не выпрыгивает из штанов маленький сын. — Я тут такое приключение придумал — закачаешься!… Папа, а можно я стану мультипликатором? Я тогда сразу буду и свои книги писать, и мультики по ним рисовать. Так же интереснее! Приходят домой: — Родная, ты не видела запасные ключи от моего кабинета? Ну… задумалась мама-графоман, — Скорее нет. А что? — Просто я дал свою связку поиграть нашему сыну, а теперь тот самостоятельно закрылся в кабинете, захватив все стратегические запасы бумаги!
Графоман убежден, что каждая его фраза и так отточена. Кому не нравится, тот мерзкий завистник, интриган и критикан. Графоман крайне болезненно реагирует на критику. Не требовательный и не строгий к себе, он воспринимает критику, как неприкрытую агрессию со стороны врагов и недоброжелателей. Нужно обладать духовной слепотой, — думает графоман, — чтобы не видеть в моих произведениях совершенства.
Михаил Веллер, касаясь темы графоманства, пишет: «Графоман — это страстный, бескорыстный писатель, который лишен способности к самокритике, к сторонней оценке того, что он делает, и не обладает даром сравнения своего продукта с продуктами других. Такая небольшая интеллектуальная патология».
Признаком графоманства зачастую является скорострельность и плодовитость написанного. Но далеко не всегда. История мировой литературы знает примеры, когда количество и качество написанного не вступали в противоречие. Лопе де Вега (1562-1635) — испанский писатель, поэт и драматург написал более 2000 пьес (425 сохранилось до наших дней). Исследователи творчества Александра Дюма подсчитали, что его плодовитость нашла выражение в шестистах томах. Столько обыкновенному человеку не под силу прочесть за всю жизнь. А с учетом того, что многие представители нынешнего поколения едва умеют читать, результат Дюма может их шокировать, нанести непоправимый вред нервной системе.
Графоманство – это следы невежества на писательской ниве. Большой писатель, прежде чем взяться за перо, кропотливо и упорно будет собирать и анализировать необходимую информацию. Если его героями являются врачи, он не поленится и глубоко изучит жизнь врачей, постарается постичь, хотя бы азы их специальности. Словом, доскональное знание объекта изображения – это визитная карточка настоящего писателя.
Известный мастер пера – Артур Хейли в ходе работы над «Менялами» сумел получить разрешение от двух крупных банков на изучение практически всего механизма работы финансовых институтов — ему даже было позволено присутствовать на совещаниях советов директоров. Работая над черновиком «Вечерних новостей», Хейли, которому тогда было уже 66 лет, прошел в Англии специальный курс противодействия терроризму: он выступал в роли заложника, ел змей на уроках выживания, принимал участие в тренировках по обезоруживанию противника и бою в закрытом помещении. После этого он почти год составлял план книги, разрабатывал характеры героев и структурировал собранный материал. И еще год ушел у него на процесс работы над текстом.
Работая над романом «Детектив», Хейли по привычке досконально изучил материалы: провел несколько недель в рейдах с полицейскими Флориды и получил доступ к архивам. В результате получилось классическое остросюжетное произведение с захватывающим началом и динамично развивающимися событиями.
Графоман самодоволен, самонадеян и необычайно тщеславен. Жажда славы, известности и почестей становится чуть ли не главной мотивацией его существования. Где воцаряется самодовольство, там умирает творческая составляющая разума. Графоман проявляет устойчивое нежелание личностного роста, чурается саморазвития. В жизни нельзя оставаться на одном и том же уровне сознания. Человек либо прогрессирует, либо деградирует. Графоман, в своем ярко проявленном самодовольстве, раз взявшись за перо, затем выезжает на старом багаже знаний. Следствием нехватки знаний графомана, становится недостоверный, примитивный текст с бесконечным числом ляпов и нелепиц. Имея смутное представление об изображаемом объекте, графоман то и дело «садится в лужу».
Когда уровень сознания человека растет, у него меняются вкусы. То, что ранее доставляло удовольствие, сейчас не вызывает никаких эмоций. Большой писатель постоянно самосовершенствуется. Его уровень сознания неуклонно идет вверх. Тем не менее, он самокритичен. Прочитывая свои давние опусы, он может остаться недовольным написанным. Исправить ничего уже нельзя, и это обстоятельство его сильно огорчает.
Графоман – антиперфекционист в литературе. Прочитав свои юношеские стишки, он останется в полном восторге от собственной гениальности. Ему невдомек, почему лауреат Нобелевской премии по литературе, продолжает упорно работать над уровнем своего писательского мастерства. Графоман – это мыльный пузырь на литературном поприще. Раздутое самомнение – ярко проявленное качество его личности. Графоман постоянно обеспокоен, как бы кто-то не присвоил авторство его опусам. Страх перед плагиатом лишает его сна и покоя.
Среди графоманов есть свои мега звезды. Такой звездой был граф Дмитрий Иванович Хвостов — герой бесчисленного множества эпиграмм и анекдотов, признанный еще при жизни настоящим «королем графоманов»:
Д. И. Хвостов «Ивану Ивановичу Дмитриеву»:
«То изломаю ямб, то рифму зацеплю,
То ровно пополам стиха не разделю,
То, за отборными гоняяся словами,
Покрою мысль мою густыми облаками;
Однако муз люблю на лире величать;
Люблю писать стихи и отдавать в печать!»
Для графоманства порой нужно быть состоятельным человеком. Нужно иметь хороший достаток, чтобы самому выкупать свои книги. Хвостов издал семитомное собрание своих сочинений. При этом они выдержали при жизни автора три издания!
Хвостов был по современным понятиям хорошим маркетологом. Обязательными получателями рассылке были архиереи и митрополиты, такие государственные деятели, как Аракчеев и Паскевич, и даже сам прусский король. Однако наиболее лакомым кусочком для графомана были учреждения – здесь он мог поистине развернуться. Так, Академия наук получила от него «в дар» 900 экземпляров трагедии «Андромаха». Мало того: убежденный в своем «призвании» граф рассылал не только стихи, но и свои… бюсты! О том, что он был, к тому же, навязчивым чтецом своих творений, и говорить не стоит.
В литературных кругах бытовал один характерный анекдот. Однажды в Петербурге граф Хвостов долго мучил у себя на дому племянника своего Ф.Ф. Кокошкина (известного писателя) чтением ему вслух бесчисленного множества своих виршей. Наконец, Кокошкин не вытерпел и сказал ему: – Извините, дядюшка, я дал слово обедать, мне пора! Боюсь, что опоздаю, а я пешком! – Что же ты мне давно не сказал, любезный! – отвечал граф Хвостов. – У меня всегда готова карета, я тебя подвезу! Но только что они сели в карету, граф Хвостов выглянул в окно и закричал кучеру: «Ступай шагом!», а сам поднял стекло кареты, вынул из кармана тетрадь и принялся снова душить чтением несчастного запертого Кокошкина.
Из книги Ю. Тынянова «Пушкин»: «Граф Хвостов был замечательное лицо в литературной войне. Среди друзей Карамзина, особенно молодых, были люди, которые как бы состояли при Хвостове, только им и жили, и с утра до вечера ездили по гостиным рассказывать новости о Хвостове… В стихах своих граф был не только бездарен, но и смел беспредельно. Он был убежден, что он единственный русский стихотворец с талантом, а все прочие заблуждаются… У него была одна страсть – честолюбие, и он бескорыстно, разоряясь, ей служил. Говорили, что на почтовых станциях он, в ожидании лошадей, читал станционным смотрителям свои стихи, и они тотчас давали ему лошадей. Многие, уходя из гостей, где бывал граф Хвостов, находили в карманах сочинения графа, сунутые им или его лакеем. Он щедро оплачивал хвалебные о себе статьи. Он забрасывал все журналы и альманахи своими стихами, и у литераторов выработался особый язык с ним, не эзоповский, а прямо хвостовский – вежливый до издевательства. Карамзин, которому Хвостов каждый месяц присылал стихи для журнала, не помещал их, но вежливо ему отвечал: «Ваше сиятельство, милостивый государь! Ваше письмо с приложением получил» и т. д. «Приложением» называл он стихи графа. В морском собрании в Петербурге стоял бюст графа. Бюст был несколько приукрашен: у графа было длинное лицо с мясистым носом, у бюста же были черты прямо античные. Слава его докатилась до провинции. Лубочная карикатура, изображающая стихотворца, читающего стихи черту, причем черт пытается бежать, а стихотворец удерживает его за хвост, висела во многих почтовых станциях».