графический планшет для фотографа зачем
Нужно ли фотографу покупать графический планшет?
Те действия, которые применяются сразу ко всему снимку путем передвигания каких-то ползунков, можно спокойно делать мышью. И мышью это делать даже удобнее, несмотря на наличие планшета.
Для чего нужен графический планшет при обработке фотографий?
Для детальной портретной ретуши: замазывать прыщи и неровности кожи гораздо быстрее и удобнее при помощи пера, чем ночью в тишине раздражать близких щелканьем мышки;
Например, нужно в Photoshop понизить цветовую насыщенность только на волосах модели (чтобы убрать неприятную желтизну со светлых волос). Для этого создаем корректирующий слой «Hue/Saturation» или «Цветовой тон/Цветовая насыщенность», в настройках которого и снижаем цветовую насыщенность (Saturation) примерно на –30. Но при этом цветовая насыщенность снижается по всему слою, а нам нужно применить эти настройки только к участку с волосами.
Берем Кисть (Brush) с мягкими краями и выбираем в палитре белый цвет. В зависимости от случая можно поставить Непрозрачность (Opacity) на 100% (если нужно применить настройки сразу кардинально) или на 20-80%, если нужно добиваться эффекта постепенно. Теперь белой кистью рисуем по нужным участкам на изображении. Важно: проверьте, чтобы была активна именно маска слоя, а не сам слой, иначе вы будете рисовать белым цветом по фотографии и только испортите рабочий слой.
Недостатки работы мышью:
— менее аккуратная работа;
— большая нагрузка на суставы пальцев и кисти руки, что через n-ное количество лет такой работы может привести к неприятным симптомам вплоть до резких болей при попытках работы компьютерной мышью;
— неприятное щелканье левой кнопки мыши при точечной обработке многочисленных однотипных участков фотографии.
Если вы привыкли обрабатывать фотографии мышкой, то первое время будет сложновато привыкнуть к работе с планшетом. Но примерно через неделю (а то и раньше) вы поймете, что работа с графическим планшетом больше похожа на естественные движения – как при рисовании карандашом, ручкой или кисточкой.
Особенности работы с графическом планшетом:
— сначала трудно сориентироваться, потому что планшет лежит горизонтально на столе, а экран монитора стоит вертикально. Мне, например, до сих пор удобнее держать планшет на коленях, а не на столе – это имитирует привычное для меня положение мольберта или подставки под бумагу при рисовании;
Как выбирать графический планшет
Я покупала свой графический планшет для обработки фотографий больше двух лет назад, но с тех пор ситуация на рынке не сильно изменилась. Существует несколько производителей графических планшетов, но лидером отрасли является компания Wacom. В их линейке есть профессиональные планшеты серии Intuos, которые и стоят соответственно. Моего бюджета на тот момент хватало только на очень маленький профессиональный планшет или планшет побольше, но любительской серии Bamboo.
Основными критериями при покупке планшета именно у меня были:
Размер (не менее А5, а лучше А4). Размер А4 – это обычный печатный лист, А5 – это такой же лист, сложенный вдвое. Бывают планшеты и меньшего формата, но лично для меня это показалось очень неудобно – придется постоянно «переносить» руку, а работать длинными штрихами совсем неудобно.
Реагирование на степень нажатия пера (имитация нажатия). Я не вижу смысла покупать более дешевые модели планшетов, в которых нет имитации нажатия пера. Ведь в таком случае вы просто меняете «шило на мыло» — та же самая мышка, только более точная и чуть более удобная. А вот добиться именно точного повторения движений пером с учетом нажатия позволяет добиваться максимального результата при сложной обработке фотографий. Где-то нажали чуть посильнее – эффект наложился сильнее, где-то чуть послабее и т.д. Также если вы не только для обработки фотографий покупаете планшет, то именно эта функция очень важна для тех, кто рисует на компьютере.
Надежность и удобство использования. Тут помогли обзоры, форумы фотографов, графических дизайнеров и художников – тех людей, кто не первый год работает с графическим планшетом. Именно благодаря отзывам на форумах, выбор пал на фирму Wacom, тем более, что она специализируется именно на графических планшетах, а не выпускает все подряд (и планшеты между делом). Также благодаря отзывам и обзорам, я поняла, что для целей обработки фотографий не обязательно покупать планшет профессиональной серии (где помимо реакции на нажатие еще есть реакция на наклон и положение пера, а также много дополнительных функций). Моим запросам вполне подошел планшет серии Bamboo Fun.
После 2,5 лет использования ни разу меня не разочаровал, работает стабильно и без серьезных сбоев. Первый наконечник пера еще до сих пор не вышел из строя, хотя и порядком поистерся (работаю я много и увлеченно). В комплекте с планшетом был приложен набор из 3х запасных наконечников, но я их благополучно потеряла в каком-то из переездов. Именно поэтому наконечник так и не меняю, пока старый реагирует на мои действия.
По опыту знакомых знаю, что у многих художников и особенно усердных ретушеров стирается по 1-3 наконечника в год. Также можно проделать небольшую хитрость: повысить чувствительность пера в настройках графического планшета, тем самым оно будет реагировать даже на незначительное нажатие. За счет этого вам придется работать более легкими штрихами, и вы сможете сэкономить ресурс наконечника (он будет стираться медленнее).
Какие проблемы возникали в процессе эксплуатации планшета Wacom Bamboo:
Для этого в окне настроек пера двойным щелчком выбираем строку «Нажатие и удерживание – Правый щелчок» и в открывшемся окне снимаем галочку с аналогичной функции в самом верху окна. Нажимаем ОК и проверяем результат. У меня после изменения этой настройки перо стало работать в обычном режиме – без зависаний и сбоев.
3. Замена наконечника в пере. К этому прибегайте только в крайнем случае, если перечисленные выше методы «лечения» проблем с планшетом не помогают. Видеоинструкция по замене наконечника графического пера для планшетов Wacom Bamboo приведена ниже. Знание английского не обязательно, промотайте до середины, где показывается сам процесс замены наконечника – все наглядно и понятно интуитивно.
4. Реагирование графического планшета на движения пальцами. Помимо работы пером многие графические планшеты заточены под работу по принципу сенсорного ввода движениями пальцев Touch Pad (Тачпэд). Лично мне эта функция абсолютно не нужна, и при обработке фотографий даже мешает. Потому что при задевании сенсорной поверхности рукой канва с изображением в Photoshop начинает поворачиваться, или изменяется масштаб просмотра изображения. Поэтому я обычно отключаю функцию сенсорного ввода при помощи жестов сразу при каждом подключении планшета (у меня за эту настройку отвечает одна из кнопок прямо на планшете).
Возможно, вам пригодятся некоторые из моих практических советов по выбору и эксплуатации графического планшета для обработки фотографий.
Зачем фотографу и ретушеру графический планшет?
Сейчас все реже у фотографов и ретушеров возникает вопрос нужен ли им графический планшет для обработки фотографий. Но давайте разберемся подробнее – кому и когда он нужен.
Нужен или нет?
В чем же плюсы графических устройств, особенно в сравнении с привычной уже компьютерной мышкой?
Ускорение процесса обработки фотографий
Одни и те же действия с помощью компьютерной мыши и с помощью пера занимают различное количество времени. Более точное позиционирование курсора с графическим планшетом и более удобное положение руки обеспечивают ускорение всех действий.
Точность обтравки изображений
При предметной съемке большую роль в последующей обработке имеет обтравка изображений. В Adobe Photoshop есть для этого два инструмента: «Волшебная палочка» и «Лассо» (обычное и прямолинейное). Профессионалы обычно работают с «Лассо».
А теперь давайте попробуем выполнить простейшее упражнение.
Возьмите лист бумаги и распишитесь на нем. А теперь попробуйте сделать то же самое это с помощью компьютерной мыши. Видите разницу? Как бы хорошо вы не управлялись с мышкой, результат никогда не будет так близок к рукописной подписи. А теперь сделаем это на графическом планшете
Результат максимально приближен к рукописному не случайно – действия рукой выполняются те же самые. То же самое происходит и при обтравке изображений – перо максимально точно обводит объект. Что упрощает процесс работы и значительно ускоряет его.
Нельзя не отметить, что для подобных операций подходит абсолютно любой графический планшет или дисплей XP-PEN. Функция наклона пера не нужна и количество уровней нажатия не имеет значения. Но опытные обтравщики предпочитают выбирать размер планшета поменьше, что бы рука двигалась минимально. Меньше движений – быстрее процесс, меньше усталость. Либо пользуются интерактивными дисплеями – когда работа идет уже непосредственно по изображению. И тоже выбирают размер дисплея поменьше.
Точная обработка мелких деталей
Чем меньше деталь, которую нам надо обработать – тем сложнее сделать это мышкой. Перо в сочетании с наиболее тонкой кистью позволит нам попасть в нужное место с максимальной точность. Пробовали убрать фон за волосами модели с помощью мыши? Попробуйте это сделать на графическом планшете. А еще лучше – на интерактивном дисплее. Процесс не только пойдет быстрее, но и намного точнее.
Естественность при обработке кожи
Количество уровней нажатия пера графического планшета начинает иметь значение в случаях сложной ретуши, особенно когда речь идет о человеческой коже. Ни одна мышь, даже самая дорогая и продвинутая, не обладает подобной функцией. Что же она дает?
Что чаще всего мы делаем при детальной портретной ретуши? Правильно, убираем неровности кожи и замазываем прыщики. Цвет и того, и другого обычно не ровный, и именно сила нашего нажатия на перо даст нам эффект естественного цвета кожи после обработки. Так, прыщик в центре всегда имеет более насыщенный цвет чем по краям. Поэтому в его центре можно пройтись пером сильнее, с максимальной непрозрачностью, а чем ближе к краю – тем легче должны быть наши касания, и тем прозрачнее будет наносимый слой. И тем естественнее эффект. То есть при использовании инструментов точечной коррекции и клонирования простым нажатием пера на планшет мы регулируем степень прозрачности наносимого поверх оригинальной фотографии слоя.
Кстати, небольшой лайфхак: выставите в драйвере своего планшета максимальную чувствительность пера. И тем легче касания вам придется делать.
А еще – у нас есть мастер-класс на эту тему от Елены Лисейкиной «Как обработать портрет и сделать кожу более гладкой».
Естественная прорисовка светотени.
Еще одна ситуация, когда степень нажатия имеет значение – использование техники Dodge&Burn, активно используемой как в портретной ретуши, так и в пейзажной фотографии. Проработка теней и осветление благодаря силе нашего касания пером на графический планшет будет максимально естественной. Сильнее нажали – сильнее эффект. И наоборот. И тем интереснее получится объемность фотографии.
Мышь или графический планшет/интерактивный дисплей?
У вас еще есть сомнения с чем работать? Приезжайте к нам в шоу-рум – и попробуйте сами любой графический планшет или интерактивный дисплей XP-PEN в действии. И если вы работаете на ноутбуке – лучше привозите его с собой, чтобы максимально приблизить условия тестирования к привычным.
Какой именно девайс выбрать во многом зависит от выбранного вами направления съемки, и, соответственно, последующего процесса обработки. Мы же всегда поможем с выбором идеального инструмента лично для вас.
Главное – привычка
Мы время от времени слышим от фотографов: «Да есть у меня графический планшет, попробовал один раз и теперь лежит, не пользуюсь, не удобно». Или это самое «не удобно» слышим на выставках во время самого первого тестирования. Что тут ответишь? Все просто. Художники тоже оценивают всю прелесть использования этого цифрового девайса не с первого момента. Вы уже привыкли выполнять те же самые функции другим инструментом, мышкой, и на то, чтобы перейти на более удобный инструмент вам теперь потребуется немного времени. Уберите мышку и несколько дней работайте только с планшетом. Кому-то хватает одного дня, кому-то нужна неделя. В среднем на привыкание уходит 3-4 дня. И потом вы сами будете удивляться как же раньше могли обходиться без планшета и его пера.
Выбираем графический планшет для фотографа
Для чего нужны графические планшеты?
Традиционным и незаменимым в арсенале компьютерного художника инструментом является графический планшет. Говоря о компьютерном художнике, я подразумеваю довольно широкий спектр специалистов. Это и иллюстраторы, и художники-аниматоры, и дизайнеры в самых различных областях, художники-конструкторы, архитекторы, да и просто многие художники, ранее придерживавшиеся традиционных техник рисования и живописи, с большим энтузиазмом переходят на создание своих шедевров с использованием новых, и в первую очередь компьютерных, технологий. Для каждой из специализаций в большей или меньшей степени предпочтительны разные модели планшетов: как по размеру так и по функционалу.
Надо сказать, что на современном рынке представлен довольно большой выбор графических планшетов как по производителям, так и по модельному ряду. Но бесспорным лидером в этой области уже много лет является фирма Wacom. Например, только в планшетах Wacom применяются технологии, связанные с использованием пассивного пера, то есть стилуса без источника питания внутри (технология PENABLED). Сигнал генерируется самим планшетом, а перо лишь отражает его. Благодаря этому перо становится легче, компактнее, и вы не зависите от батареек, которые могут сесть в любую минуту.
При равных размерах рабочей поверхности и той же чувствительности к нажатию другие производители, как правило, устанавливают более низкие цены на свои планшеты. Это, безусловно, преимущество. Но и недостатков хватает. Эргономичность пера проигрывает из-за необходимости размещения в нем источника питания, есть необходимость увеличивать вес и размер манипулятора. У моделей отсутствует чувствительность к наклону, меньшее разрешение, меньше внимания уделяется дизайну и материалам, из которых изготовлено устройство.
При всем богатстве выбора моделей разных фирм-производителей именно Wacom имеет самый широкий модельный ряд: от простейших и недорогих планшетов серии Bamboo до профессиональных моделей интерактивных мониторов — ЖК-панелей с электромагнитным пером линейки Cintiq. Мы с вами попробуем разобраться во всем этом многообразии и найти решение, которое соответствовало бы вашим потребностям.
На данный момент сложно представить класс компьютерной графики, не укомплектованный графическими планшетами. Хотя еще некоторое время назад это считалось бы верхом шика. Для примера использования графического планшета хотел бы показать вам работы учеников одной московской детской художественной школы — ДХШ им. В. А. Ватагина.
Но не только художникам может быть полезен графический планшет. Возможно его использование вместо привычного манипулятора типа «мышь». Безусловно, самый дешевый дигитайзер дороже навороченной мыши, но и удобство работы пером несоизмеримо выше. А главное — привычней для человека, хотя и далеко от совершенства.
Современному фотографу в своей работе тоже не обойтись без возможностей, которые предоставляют графические планшеты. Прошли те времена, когда фотограф занимался ретушью на отпечатке или пленке при помощи краски и кисти. Снимаете вы на цифровую камеру или пленочную, ретушью и цветокоррекцией вы неизбежно рано или поздно начинаете заниматься на компьютере, с помощью того или иного графического редактора. И только хоть раз попробовав, вы сможете ощутить, насколько удобно использовать графический планшет в работе. И для этого нет необходимости применять в своем творчестве дорогие профессиональные модели. Для начала вполне достаточно любой модели небольшого формата. Намного приятнее работать с редактированием масок и инструментами рисования и ретуши, когда в процессе нет необходимости менять настройки толщины кисти и ее прозрачности, а регулировать эти параметры силой нажима на перо. При таких видах работы планшет позволяет сэкономить значительно больше времени, нежели при использовании мыши.
Вся работа по раскрашиванию черно-белой фотографии в этом примере сделана практически одним инструментом Brush с использованием чувствительности к нажиму и режима смешивания слоев Color. Пером регулировались параметры Opaсity («Непрозрачность») и Size («Диаметр кисти»). Часто для получения цветной фотографии из черно-белой в Photoshop используют Fill Layer. При этом цвет получается достаточно однообразным и неживописным. Я же предпочитаю именно обычные слои, на которых с помощью графического планшета и наношу цвет мазками разных оттенков и интенсивности. Все то же самое можно сделать и обычной мышью, но не за 5 минут, а за 25. Кроме того, пришлось бы использовать больше инструментов, часто менять диаметр кисти, создавать сложные выделения или дополнительные маски. Используя графический планшет, с одинаковой легкостью приводимую в пример фотографию можно сделать цветной как в профессиональном редакторе Adobe Photoshop, так и в чуть менее функциональном Adobe Photoshop Elements, поставляемом бесплатно в комплекте с Wacom Bamboo Fun.
Если преимущества использования планшетов для обработки фотографий вам стали чуть понятнее, то давайте познакомимся поближе с модельным рядом Wacom. Поняв, чем отличается одна модель от другой, вам будет проще сделать выбор.
Bamboo
Bamboo One — самый простой в серии: нет программируемых клавиш на планшете и ластика на пере. Соотношение сторон 4:3. Разрешение 1040 lpi.
Bamboo — имеет полностью настраиваемые четыре клавиши ExpressKeys и сенсорное кольцо Touch Ring. Соотношение сторон 16:10. Разрешение 2540 lpi.
Bamboo Fun — имеет полностью настраиваемые четыре клавиши ExpressKeys и сенсорное кольцо Touch Ring. Модификации двух форматов — A6 и A5. Отношение сторон 16:10. Разрешение 2540 lpi.
Intuos3
Модели этой серии различаются размером и отношением сторон. Intuos3 доступен в форматах А6 wide, А5, А5 wide, А4, А4 Oversize, А3 wide. Все модели имеют настраиваемые кнопки ExpressKeys. У планшетов этой серии в два раза больше градаций чувствительности к нажатию, чем у предыдущей — 1024. Разрешение 5080 lpi. Кроме того, планшеты серии Intuos3 оборудованы полосой прокрутки Touch Strip.
Cintiq
Серия представлена двумя моделями — Cintiq 21UX и Cintiq 12WX. Характеристики абсолютно аналогичны серии Intuos3. Разница лишь в том, что Cintiq — это не просто планшет, а интерактивный перьевой дисплей, своеобразный гибрид дисплея и привычного планшета.
Cintiq 21UX — размер экрана 21.3 дюйма, разрешение 1600×1200 точек.
Cintiq 12WX — размер экрана 12,1 дюйма c высоким разрешением WXGA 1280×800 точек и точностью цвета 24 бит с 16,7 млн. оттенков.
Дополнительные перья
C моделями серий Cintiq и Intuos возможно использование дополнительных перьев, по форме и функционалу напоминающих инструменты, используемые художниками в своей работе вне компьютера. Например: перо-маркер (Art marker), аэрограф (Airbrush), перо с чернильным наконечником (Ink pen). Они моментально распознаются программами, их поддерживающими. В работе с операционной системой и неспециализированными программами они ведут себя, как стандартное перо. Все перья возможно программировать в различных приложениях по своему усмотрению.
Реалистичность действия инструмента с учетом наклона пера лучше всего видно при использовании пера-аэрографа. Если вы являетесь дизайнером, такое перо вам может очень пригодиться. В случае использования планшета для ретуши и обработки фотографий вы без проблем обойдетесь и без него. Программы, используемые для примера, входят в комплект поставки планшета. ArtRage идет в комплекте с Bamboo One и Bamboo Fun, а Corel Painter Essentials — с Intuos3 и Cintiq.
Чувствительность к повороту пера используется в дополнительном устройстве ввода Art marker (перо-маркер). Такое перо может пригодиться для создания каллиграфических надписей и решения некоторых других специфических задач, относящихся, как правило, все же к сфере деятельности дизайнеров, а не фотографов. Но, тем не менее, и это перо мы решили включить в наш небольшой обзор, чтобы показать всю широту возможностей дополнительных устройств ввода при использовании планшета.
Все перья отлично «дружат» с Photoshop. Настройки чувствительностей пера в программе Adobe Photoshop можно найти на панели Brushes.
Выбор планшета
И напоследок: раз уж речь в этой статье зашла о технических параметрах планшетов, попробуем дать небольшой комментарий относительно некоторых из них. Например, младшие модели планшетов имеют меньше градаций чувствительности к нажатию на перо — как правило, 512 вместо 1024 у профессиональных моделей. Но на практике разницу между 512 и 1024 уровнями нажатия заметить сложно (особенно если помнить о том, что в настройках многих инструментов в Photoshop диапазон возможных градаций измеряется в процентах и ограничен 101 значением). Гораздо важнее разрешение планшета. От этого во многом зависит точность позиционирования пера и, соответственно, точность линии как при рисовании, так и при редактировании изображения.
Стоит учитывать и отношения сторон вашего монитора. Если монитор и планшет будут с разным отношением сторон, то вы будете использовать не всю рабочую поверхность устройства или работать с сильным искажением пропорций на планшете.
Если вам требуется часто перемещаться, то подойдут планшеты размером до формата А5. Габариты Intuos3 А5 Wide почти совпадают с 17” широким ноутбуком. Приблизительно такие же размеры имеет Cintiq 12WX, поэтому вполне возможно для перевозки поместить и его в одну сумку (рюкзак) с ноутбуком. С большей вероятностью это будет возможно сделать с планшетами серии Bamboo. Для ноутбуков с маленькими диагоналями 12–13” отлично подойдут планшеты формата А6.
В идеале размер монитора должен быть близок размеру планшета. И если вы — обладатель монитора больше 20”, то планшет формата А6 вам будет явно маловат. Абсолютно все графические планшеты Wacom поддерживают работу в современных операционных системах Widows Xp/Vista и Mac OS X 10.3.9 и выше, подключаются через интерфейс USB, и поэтому без проблем подсоединяются практически к любому ПК. Не требуют дополнительного питания от сети (за исключением интерактивных дисплеев).
На замену основному монитору вполне подойдет Cintiq 21UX или одна из панелей PL-серии. Они могут располагаться на рабочем столе — благодаря оригинальным конструкциям подставок — как в вертикальном, так и в более привычном для планшетов почти горизонтальном положении. Cintiq 21UX, кроме того, оснащен устройством поворота дисплея на 360 градусов (в лежачем положении) и наклона на 10–60 градусов. При относительно высокой стоимости интерактивных дисплеев на сегодняшний день они являются самым совершенным инструментом для работы с компьютерной графикой. Рисовать по дисплею — что может быть проще?
Интерактивные перьевые дисплеи серии PL — это идеальный инструмент для преподавателя. Мне довелось провести несколько лекций, используя 17” модель. Встроенный в панель разъем для подключения второго монитора или проектора позволяет без дополнительных разветвителей проецировать создаваемое изображение на большой экран и при этом находиться лицом к аудитории. К сожалению, панели данной серии не поддерживают чувствительности к наклону пера.
При недостатке свободного места на рабочем столе любой из планшетов может быть размещен буквально на коленках, в том числе и интерактивная панель Cintiq 12WX. Конструкторы Wacom постарались спрятать все необходимые контакты внутри одного совсем не толстого, но достаточно прочного кабеля. В арсенале Wacom существует и беспроводная модель планшета — Wireless pen tablet.
Из личного опыта
В своей работе я использую графические планшеты нескольких размеров. На домашнем рабочем столе – планшет А4 формата (на момент покупки оптимально подходил к имеющемуся 19” монитору). На рабочем месте – A3 Wide в комплекте c монитором 30”. При этом из-за недостатка места всегда мучает вопрос: «А куда бы деть клавиатуру?». Так что большой планшет – тоже не всегда удобно. А вместе с ноутбуком меня всегда сопровождает Intuos3 A5 wide – по-настоящему мобильное решение.
Я часто держу планшет в руках и, будучи правшой, довольно регулярно случайно касаюсь левого Touch Strip, что приводит к ненужному изменению масштаба изображения. Поэтому я его просто отключаю и пользуюсь только правым. С этой точки зрения расположение Touch Ring у планшетов Bamboo и Bamboo Fun в верхней части считаю вполне оправданным и очень удобным. Правые кнопки Exspress Keys чаще всего настраиваю отдельно для каждого приложения. В Adobe Photoshop они, как правило, служат для изменения масштаба и трансформации: соответственно дублируя часто используемые клавиатурные сочетания ctrl/cmd++ (zoom in), ctrl/cmd+- (zoom out), ctrl/cmd+0 (fit on screen), ctrl/cmd+T (free transform). А левые горячие кнопки оставляю с настройками по умолчанию. Впрочем, избыточность настраиваемых органов управления никогда не бывала лишней. Возможно, в своей работе вы с легкостью найдете множество других функций, достойных назначения им горячих кнопок.
Наше резюме
Если вы работаете с компьютерной графикой, то — вне зависимости от сферы деятельности — использование планшета сможет ускорить и облегчить вашу работу прежде всего за счет более привычного для человека способа позиционирования курсора и наличия у пера чувствительности к нажатию. Начать можно с совсем недорогих любительских моделей. Но, как показывает опыт многих знакомых фотографов и дизайнеров, удобство применения планшета способно затмить даже сравнительно высокие цены на профессиональные модели.