градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Градиентный фильтр и с чем его едят?

Начнем с конца. Что такое градиентный фильтр и зачем он нужен? Это круглый или прямоугольный прозрачный стеклянный или пластиковый аксессуар, который закрашен с плавным переходом (градиентом) от одного края к другому. Сие приспособление одевается на объектив с помощью резьбового соединения либо же с помощью специального крепления для квадратных фильтров.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Логичный вопрос, зачем оно надо? Все очень и очень просто. Градиентные фильтры придуманы для того что бы на одну часть фото попало меньше света чем на другую. Самый очевидный пример, это съемка пейзажа, при которой чаще всего верхняя часть снимка (небо) получается пересвеченной. При «обратной» настройке экспозиции получается нормальное небо, но черная земля. С помощью градиентного фильтра можно получить хороший снимок в один кадр.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Еще одной важнейшей характеристикой градиентного фильтра есть переход от темной части к светлой. Этот переход имеет различную плотность и плавность, что позволяет применять фильтр в различных условиях.

Так же градиентные светофильтры могут быть цветными.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Цветные градиентные фильтры применяются по отдельности или по несколько штук. Такие аксессуары позволяют придать изображению различные тона, иногда совершенно безумные. Все зависит только от фантазии и необходимостей автора фото.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Разница между круглым и прямоугольным фильтром

Производителей светофильтров есть великое множество, самые известные производители круглых фильтров это B+W и Marumi. Такой светофильтр накручивается на объектив с размещением темной стороны к необходимой части кадра. Прямоугольные объективы выпускают такие бренды как Lee Filters или Cokin. Эти фильтры ставятся в специальный держатель.

Так же уделю два слова и дешевым китайским светофильтрам, которые, как и все китайское имеют право на существование. Среди этих товаров, есть хорошие фильтры, нормальные и очень плохие. Какой вид и качество попадет лично вам, сказать никто не может. Однако же цена целого набора такого оборудования может стоить в десять раз меньше одного фирменного аксессуара. Решать только вам.

Круглый светофильтр градиентный хорош тем, что производители, следящие за своими изделиями, делают его из качественного стекла, да еще и могут добавить многослойное просветление. Минусом может быть то, что линия разделения проходит прямо посередине стеклышка. Поэтому, как бы вы его не крутили композицию кадра нужно строить исходя из этого условия. В общем, этот нюанс может оказаться большой помехой, особенно в том случае если горизонт сильно смещен из центра. А если вспомнить элементарные правила построения композиции, то так бывает в большинстве случаев.

Прямоугольные фильтры, крепящиеся через специальный держатель, представляют собой нечто совершенно другое. Возьмем, к примеру, светофильтры Cokin. Они сделаны из пластика и естественно на них нет просветления. Многие фотографы сразу же отмахиваются от них, так как пластик это просто нечто ужасное! И, тем не менее, такой фильтр с фирменным держателем можно не только крутить, но и двигать вверх-вниз столько, сколько вам может захотеться! Цена на эти фильтры, так же сильно отличается от стеклянных собратьев, причем в меньшую сторону. Такие фильтры нельзя игнорировать, обратите на них свое внимание.

Источник

Градиентные ND фильтры. Что нужно знать

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Вы, наверное, слышали фразу «градиентный фильтр нейтральной плотности» или «градиентный ND фильтр». Если вы начинающий фотограф, возможно, вы не в курсе её значения. Градиентные фильтры нейтральной плотности (другими словами, градиентные ND фильтры) используют для управления освещённостью различных областей кадра и распределением тонов на снимке, создавая изображение близкое к тому, которое «видит» зрительная система человека.

Многие профессиональные пейзажисты используют данный фильтр. Давайте узнаем, что эти фильтры представляют из себя и когда их следует применять.

Представьте, глядя на яркий расцветающий во всех красках восход, небо, залитое жёлтыми и оранжевыми цветами. Освещение создаёт сильные контрасты, но если вы будете переводить взгляд с одних частей снимаемой сцены на другие, вы легко различите детали как на интенсивно светящемся небе, так и на тёмном рельефе под ним. Вы заметите, что пейзаж фактически можно разделить по освещённости на две области: одна находится ниже уровня горизонта, другая – выше.

К сожалению, до тех пор, пока вы чем-то не затемните часть кадра, соответствующую области над уровнем горизонта, разница в освещённости «верхней» и «нижней» областей будет оставаться настолько большой, тоновый диапазон снимаемой сцены настолько широким, что с помощью современных фотографических технологий вы не сможете «охватить» его целиком. Соответственно, происходит потеря деталей, запечатлённое камерой изображение совершенно отличается от той картинки, которая создаётся нашей зрительной системой.

Градиентный ND фильтр располагается так, чтобы его «затемняющая» часть закрывала часть кадра, соответствующую наиболее светлой области неба. В таком положении он может значительно уменьшить разницу в освещённости верхней и нижней части кадра (прим. переводчика – другими словами, сузить тоновый диапазон). Теперь снимаемую сцену можно запечатлеть в одном снимке.

Применяем градиентный фильтр нейтральной плотности

Шаг 1. Фотографируйте в ручной режиме

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Используйте режим «M» – ручной режим съёмки. С установленным фильтром у камеры могут возникнуть сложности с корректным определением экспозиции. Если вы снимаете пейзаж, установите значение диафрагмы равным 11 или 16 и наведите резкость на объект, удалённый от вас примерно на треть расстояния до последнего значимого объекта в сцене, например, до линии горизонта.

Шаг 2. Замерьте уровень освещения

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Настройте в фотоаппарате режим замера экспозиции по всему кадру – оценочный (или матричный). Тогда камера будет рассчитывать экспозицию, оценивая кадр по всей его площади. В точечном и центрально-взвешенном режимах экспозамера электронику могут «сбить с толку» очень светлые области снимаемой сцены (ознакомьтесь с нашим руководством «Применение ручного экспонометра»).

Шаг 3. Оцените гистограмму

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Сделайте «пристрелочный» кадр. Проследите по гистограмме, что градиентный фильтр уменьшает тоновый диапазон настолько, чтобы на ней не наблюдались «пересветы» в светлых областях изображения и «завалы» в тёмных областях.

Если гистограмма отстоит далеко от правого края, то, скорее всего, плотность фильтра слишком велика в данной съёмочной ситуации (изучите наше руководство «Читаем гистограмму вашего пейзажа»).

Располагаем градиентный фильтр правильно

Важно помнить, что положение градиентного фильтра (выше-ниже) создаёт или разрушает фотографию. Что может быть проще случая, когда напротив вас в снимаемой сцене ровная линия горизонта? Однако, тематические сайты и издания полны пейзажами, на которых видна граница между «затемняющей» и прозрачной частями градиентного фильтра.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

На фотографии выше видно, что градиентный фильтр с «быстрым» переходом, поглощающий свет на 8 EV (прим. переводчика – другими словами, через «затемняющую» часть фильтра проходит в 16 раз меньше света, чем через прозрачную), установлен слишком низко. К тому же, линия перехода наклонена в кадре относительно линии горизонта.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

Снимок выше той же сцены демонстрирует правильное положение градиентного фильтра. Последний поглощает свет лишь от полоски неба, не «заползая» на нижнюю часть кадра.

Об особенностях градиентных ND фильтров

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

Градиентный фильтр нейтральной плотности не следует путать со своим «родным братом» – фильтром нейтральной плотности (ND фильтр). Несмотря на то, что они создают одинаковый эффект, в отличие от ND фильтра, который затемняет кадр по всей площади, градиентный ND фильтр обладает затемняющим свойством лишь на одной своей половине.

Также градиент характеризуется «быстротой» перехода: короткий, резкий, переход («hard-step») и длинный, плавный, переход («soft-step»). Градиентный фильтр с коротким переходом следует применять в сюжетах с ярко выраженной границей между затемняемой и нетронутой частями кадра, например, в съёмке морских пейзажей. В то время как, градиентный фильтр с длинным переходом используется, когда граница между разноосвещёнными областями неравномерна, неочевидна.

Наравне с ND фильтрами градиентные ND фильтры различаются по степени поглощения света. Наиболее распространены ND2, ND4 и ND8. Большинство фотографов покупают набор градиентных фильтров, чтобы быть подготовленными к разнообразным условиям освещения. Вы можете приобрести держатель под пластинчатые фильтры, с помощью которого можно закреплять фильтры перед передней линзой объектива. Однако, после недолгих тренировок можно научиться держать градиентный фильтр рукой.

Как и для всего фотографического оборудования в выборе градиентных ND фильтров существуют свои подводные камни и требуется поиск компромиссного решения. Градиентные фильтры линейны, поэтому производимый ими эффект однороден по всей поверхности.

Это означает, что прибрежное солнце, закатывающееся за глыбы скал, или небо на фоне городских строений, или отдельно растущие деревья будут изображены силуэтами, вместо того чтобы оставаться различимыми для глаза зрителя. Если вы видите, что применение градиентного фильтра очевидно, у вас не остаётся другого выбора, кроме как прибегнуть к цифровой обработке изображений.

Однако, в пейзажной фотографии в относительно простых сюжетах нет ничего более быстрого и приемлемого по производимому эффекту, чем выравнивание освещения с помощью градиентного ND фильтра.

С практикой, при должном внимании к положению фильтра, «градиенты» помогут создать вам фотографии профессионального качества.

Автор статьи: J. Meyer

Источник

Градиентные ND фильтры. Что нужно знать

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Вы, наверное, слышали фразу «градиентный фильтр нейтральной плотности» или «градиентный ND фильтр». Если вы начинающий фотограф, возможно, вы не в курсе её значения. Градиентные фильтры нейтральной плотности (другими словами, градиентные ND фильтры) используют для управления освещённостью различных областей кадра и распределением тонов на снимке, создавая изображение близкое к тому, которое «видит» зрительная система человека.

Многие профессиональные пейзажисты используют данный фильтр. Давайте узнаем, что эти фильтры представляют из себя и когда их следует применять.

Представьте, глядя на яркий расцветающий во всех красках восход, небо, залитое жёлтыми и оранжевыми цветами. Освещение создаёт сильные контрасты, но если вы будете переводить взгляд с одних частей снимаемой сцены на другие, вы легко различите детали как на интенсивно светящемся небе, так и на тёмном рельефе под ним. Вы заметите, что пейзаж фактически можно разделить по освещённости на две области: одна находится ниже уровня горизонта, другая – выше.

К сожалению, до тех пор, пока вы чем-то не затемните часть кадра, соответствующую области над уровнем горизонта, разница в освещённости «верхней» и «нижней» областей будет оставаться настолько большой, тоновый диапазон снимаемой сцены настолько широким, что с помощью современных фотографических технологий вы не сможете «охватить» его целиком. Соответственно, происходит потеря деталей, запечатлённое камерой изображение совершенно отличается от той картинки, которая создаётся нашей зрительной системой.

Градиентный ND фильтр располагается так, чтобы его «затемняющая» часть закрывала часть кадра, соответствующую наиболее светлой области неба. В таком положении он может значительно уменьшить разницу в освещённости верхней и нижней части кадра (прим. переводчика – другими словами, сузить тоновый диапазон). Теперь снимаемую сцену можно запечатлеть в одном снимке.

Применяем градиентный фильтр нейтральной плотности

Шаг 1. Фотографируйте в ручной режиме

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Используйте режим «M» – ручной режим съёмки. С установленным фильтром у камеры могут возникнуть сложности с корректным определением экспозиции. Если вы снимаете пейзаж, установите значение диафрагмы равным 11 или 16 и наведите резкость на объект, удалённый от вас примерно на треть расстояния до последнего значимого объекта в сцене, например, до линии горизонта.

Шаг 2. Замерьте уровень освещения

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Настройте в фотоаппарате режим замера экспозиции по всему кадру – оценочный (или матричный). Тогда камера будет рассчитывать экспозицию, оценивая кадр по всей его площади. В точечном и центрально-взвешенном режимах экспозамера электронику могут «сбить с толку» очень светлые области снимаемой сцены (ознакомьтесь с нашим руководством «Применение ручного экспонометра»).

Шаг 3. Оцените гистограмму

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Сделайте «пристрелочный» кадр. Проследите по гистограмме, что градиентный фильтр уменьшает тоновый диапазон настолько, чтобы на ней не наблюдались «пересветы» в светлых областях изображения и «завалы» в тёмных областях.

Если гистограмма отстоит далеко от правого края, то, скорее всего, плотность фильтра слишком велика в данной съёмочной ситуации (изучите наше руководство «Читаем гистограмму вашего пейзажа»).

Располагаем градиентный фильтр правильно

Важно помнить, что положение градиентного фильтра (выше-ниже) создаёт или разрушает фотографию. Что может быть проще случая, когда напротив вас в снимаемой сцене ровная линия горизонта? Однако, тематические сайты и издания полны пейзажами, на которых видна граница между «затемняющей» и прозрачной частями градиентного фильтра.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

На фотографии выше видно, что градиентный фильтр с «быстрым» переходом, поглощающий свет на 8 EV (прим. переводчика – другими словами, через «затемняющую» часть фильтра проходит в 16 раз меньше света, чем через прозрачную), установлен слишком низко. К тому же, линия перехода наклонена в кадре относительно линии горизонта.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

Снимок выше той же сцены демонстрирует правильное положение градиентного фильтра. Последний поглощает свет лишь от полоски неба, не «заползая» на нижнюю часть кадра.

Об особенностях градиентных ND фильтров

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

Градиентный фильтр нейтральной плотности не следует путать со своим «родным братом» – фильтром нейтральной плотности (ND фильтр). Несмотря на то, что они создают одинаковый эффект, в отличие от ND фильтра, который затемняет кадр по всей площади, градиентный ND фильтр обладает затемняющим свойством лишь на одной своей половине.

Также градиент характеризуется «быстротой» перехода: короткий, резкий, переход («hard-step») и длинный, плавный, переход («soft-step»). Градиентный фильтр с коротким переходом следует применять в сюжетах с ярко выраженной границей между затемняемой и нетронутой частями кадра, например, в съёмке морских пейзажей. В то время как, градиентный фильтр с длинным переходом используется, когда граница между разноосвещёнными областями неравномерна, неочевидна.

Наравне с ND фильтрами градиентные ND фильтры различаются по степени поглощения света. Наиболее распространены ND2, ND4 и ND8. Большинство фотографов покупают набор градиентных фильтров, чтобы быть подготовленными к разнообразным условиям освещения. Вы можете приобрести держатель под пластинчатые фильтры, с помощью которого можно закреплять фильтры перед передней линзой объектива. Однако, после недолгих тренировок можно научиться держать градиентный фильтр рукой.

Как и для всего фотографического оборудования в выборе градиентных ND фильтров существуют свои подводные камни и требуется поиск компромиссного решения. Градиентные фильтры линейны, поэтому производимый ими эффект однороден по всей поверхности.

Это означает, что прибрежное солнце, закатывающееся за глыбы скал, или небо на фоне городских строений, или отдельно растущие деревья будут изображены силуэтами, вместо того чтобы оставаться различимыми для глаза зрителя. Если вы видите, что применение градиентного фильтра очевидно, у вас не остаётся другого выбора, кроме как прибегнуть к цифровой обработке изображений.

Однако, в пейзажной фотографии в относительно простых сюжетах нет ничего более быстрого и приемлемого по производимому эффекту, чем выравнивание освещения с помощью градиентного ND фильтра.

С практикой, при должном внимании к положению фильтра, «градиенты» помогут создать вам фотографии профессионального качества.

Автор статьи: J. Meyer

Источник

БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА

Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Сегодня я подготовил небольшой обзор градиентных светофильтров от B+W. Весьма полезная в пейзажной фотосъемке вещь, которую многие начинающие фотолюбители почему-то не используют.

Для чего нужны градиентные светофильтры

Если вы будете наблюдать внимательно за освещенностью неба и земли (как и положено пейзажному фотографу), то заметите, что утром и вечером наличествует большой перепад яркости между ними. Утром и вечером земля ужё черная т.к. солнце на неё почти не попадает, а небо еще светлое т.к. солнце полностью не село.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Грубо данную картинку можно представить в оттенках серого так.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Если я буду экспонироваться на тёмную землю, то получу полностью переэкспонированное небо. Если буду экспозицию ставить по небу, где есть яркое солнце, то получу черную землю, которую без почти полной потери цвета не вытащить потом в RAW конвертере. К сожалению, современные фотокамеры не могут иметь такую же широту восприятия яркостей как наш глаз и чтобы иметь возможность зафиксировать красоту в полной мере нужно выровнять экспозиции для неба и для земли.

Для таких кадров имеет смысл использовать градиентный светофильтр.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Здесь использован градиентный светофильтр B+W F-Pro 702 Graduated ND filter 25% MRC (для выравнивания освещенности между относительно светлым небом и тёмной водой) и тонкий сплошной ND фильтр B+W XS-PRO ND1000 MRC Nano (для «замораживания» воды).

камера: FUJIFILM GFX 50s
параметры съемки: f8, 30 sec, iso 100

Постепенно Солнце садится и освещенность в кадре выравнивается.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Здесь уже бесполезно использовать градиентный светофильтр.

Днём тоже зачастую встречаются сюжеты, где по каким-то причинам небо оказывается слишком светлым. Например, когда я снимал Смольный собор, вдалеке в небе висела дымка и небо казалось белёсым. Фильтр B+W F-Pro 701 Graduated ND filter 50% MRC привнёс легкое затемнение неба, которое сделало его чуть более выразительным.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Практический пример использования градиентного фильтра

Пример я отснял на рисовых полях Индонезии. Снимал в горной местности, внизу простирались зелёные поля, а вверху плыли неторопливые белые тучки. Солнце светило весьма ярко, так что белые тучки были намного ярче чем рисовые поля.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Объектив у меня был Canon TS-E 24/3.5 II для которого имелся градиентный светофильтр B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC, т.е. с градиентом в одну ступень. Но и это уже лучше, чем ничего т.к. вытащить из переэкспозиции небо было бы нереально и также хотелось сохранить насыщенный зеленый цвет травы на полях.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

В результате я получил такую картинку.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

А если бы я не использовал градиент, то мне было бы сложно затемнять синий цвет, который был бы почти выбит на всей поверхности неба. В идеале здесь пригодился бы фильтр на 2 ступени, чтобы не нужно было обращаться к настройкам ACR, но получилось хорошо, я не зря взял этот градиент на 82 мм.

Какие на сегодняшний день существуют градиентные светофильтры у B+W

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

На сегодняшний день выбор не так велик, есть две основные серии (701 и 702) и весь список такой:

— B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC,
— B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC,
— B+W 701 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm sheet filter,
— B+W 702 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm sheet filter.

Два последних пункта это прямоугольные светофильтры и про них в этой статье мы не будем говорить.

НаименованиеСтупени экспозицииПропускание, %
B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC150
B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC225
B+W 701 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm (прямоугольный)150
B+W 702 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm (прямоугольный)225

B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

B+W 701 Graduated ND Filter 50 %

Данный светофильтр даёт затемнение на одну ступень экспозиции и имеет мягкую границу перехода к части фильтра без затемнения.

B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

B+W 702 Graduated ND Filter 25 %,

Данный светофильтр даёт затемнение в две ступени экспозиции и имеет мягкую границу перехода к части фильтра без затемнения.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Градиентное затемнение осуществляется за счёт специальных тонких плёнок и маскирования просветления. На фото вы видите градиент с мягким краем.

Более подробно по технологии градиентных фильтров B+W от компании Schnieder в ответ на мой запрос:

The gray gradient is applied by means of thin-layer technology. The special coating process requires a special masking. This is associated with certain manufacturing tolerances, with the result that the graduation boundary is not exactly parallel. because this transition is outside the focus range, the effect is not visible and there is no static transition.

Технология серого градиента представляет собой нанесение тонких плёнок. Технология нанесения пленок включает в себя применение специальных масок. С этим связаны допуски производства, которые приводят к тому, что градиент не является идеально ровным, но это допустимо т.к. линия перехода находится вне зоны фокуса и не заметна на снимке.

Плюсы и минусы различных типов градиентных светофильтров

Среди градиентных светофильтров, в первую очередь, нужно сделать разделение на круглые и прямоугольные.

Круглые более компактные и всегда изготовлены из стекла.

Прямоугольные градиентные светофильтры чаще всего изготавливаются из акрила CR-39 и занимают значительно больше места (100 х 100 мм, 100 х 150 мм, 150 ч 170 мм и т.д.). Чем фильтры крупнее, тем легче их случайно сломать или поцарапать.
Исключением являются фильтры MPTV от Schneider Kreuznach и ранее описанные мной Hitech Firecrest — оба варианта стеклянные.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Круглые градиентные светофильтры, как правило, имеют некоторую существенную толщину т.к. они идут в стандартной оправе, а прямоугольные устанавливаются в специальный держатель и потому их использование на сверхширокоугольных объективах ограничено только величиной самого фильтра.

Зато круглые градиентные светофильтры могут быть просто накручены на объектив, в том числе поверх других фильтров, а прямоугольные нуждаются в установке специального держателя — компендиума, который в случае хороших прямоугольных светофильтров стоит вполне приличных денег.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Также стоит отметить важный момент. Все светофильтры делятся на просветленные и без просветления. И, к сожалению, должен отметить, что все прямоугольные светофильтры, в том числе достаточно дорогие, просветления не имеют. Например, это касается светофильтров LEE.

А вот прямоугольные градиентные светофильтры B+W Graduated ND Filter серий 701 и 702 имеют мультипросветление, которое позволяет им лучше держать контровый и боковой свет без падения контраста и дополнительных бликов.

Итоги и впечатления от пользования

Должен сказать, что градиентные светофильтры B+W радуют качеством исполнения. Чем больше я снимаю, тем больше «придираюсь» к качеству снимков и замечаю огрехи своих и чужих инструментов. Разбирая свои старые снимки удивляюсь, что выбрать из них что-то достойное сегодняшнего уровня уже сложно.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

При съемке использован светофильтр B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC 77мм на объективе Canon EF 100/2.8L IS USM через понижающее переходное кольцо 77->67.

Меня радует обстоятельство, что светофильтры B+W Graduated ND Filter претендуют на то чтобы надолго задержаться в моем рабочем наборе светофильтров.

Бонус — светофильтры в путешествии, собираемся в дорогу

Давно хотел поделиться с вами информацией по своему набору используемых светофильтров. В отпуск я взял такой комплект светофильтров (это не всё что есть у меня, а только то что я собирался использовать). Кстати, вышла уже третья часть про Индонезию

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Поляризационный светофильтр крайне полезная вещь, потому я беру его всегда. В данном случае у меня их в наборе 3шт, под каждый объектив. B+W Circular Polarizer F-Pro S03 MRC на 82 мм под Canon TS-E 24/3.5 II (пейзаж с шифтом и фрагменты с тилтом), B+W XS-Pro HTC KSM Pol-Circ MRC-Nano 67mm на Canon 100/2.8L IS USM (макро и теле), B+W Circular Polarizer F-Pro S03 MRC на 77 мм под Canon 24-70/2.8L (повседневные фото, ростовые портреты).

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Разница в съемке с поляризатором и без него огромна. И разница эта вовсе не в синем небе, а в насыщенности цветов, которую иначе не получить.

B+W XS-PRO ND1000 MRC Nano 77 мм сразу на три объектива по необходимости съемки текущей воды. Для 100 мм объектива у которого 67 мм диаметр под фильтр есть step-up ring, а для тилт-шифта у которого 82 мм есть step-down ring. Всё запасено заранее.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

B+W 106M ND 1.8-64X 77mm (1066168) это просто менее плотный затемняющий фильтр и в стандартной оправе. Разбогатею — поменяю на тонкую оправу т.к. для пейзажа лучше всегда в запасе иметь в тонкой оправе. Но он работает до 24мм фокусного расстояния, так что тоже сгодится на все три объектива. ND1000 иногда оказывается слишком плотным, всё-таки он используется в основном днем и вечером, а на самом закате лучше ND64. Вообще-то у меня полная коллекция затемняющих светофильтров от ND2 до ND1000, в том числе варио, но вот незадача — они все на диаметр под светофильтр 67 мм, так что сгодятся нынче только для Canon 100/2.8, а мой любимый объектив сейчас Canon TS-E 24/3.5 II. Не нужно меня троллить по поводу цейсов, они особенные. Но нет у них тилт-шифта. А вес рюкзака сильно ограничен моими физическими возможностями и лимитом на провоз багажа авиакомпании.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Вес фоторюкзака получился 18 кг вместе с планшетом и макбуком про 15″.

Также вы видите на картинке упомянутые в статье фильтры B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC и B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC. Честно говоря, я бы взял один на 25% (-2 ступени), но он у меня на 77 мм и может виньетировать.
В идеале я бы хотел на 3 ступени, но B+W сейчас на 3 ступени градиентов не выпускает, а я для экономии места и большей прочности беру только круглые.

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

Тему контрастных светофильтров (091 — красный, 040 — оранжевый, 022 — жёлтый) я еще не раскрыл до конца, а имеющимся опытом поделюсь с вами в отдельной статье. Лавры Анселя Адамса не дают мне спать 🙂

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Смотреть картинку градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Картинка про градиентный фильтр для объектива зачем нужен. Фото градиентный фильтр для объектива зачем нужен

В правом столбце на общем снимке фильтров — инфракрасные фильтры (все, которые выпускаются на сегодняшний день и доступны для широких масс: 093, 092 и R72) и ультрафиолетовый фильтр, который позволяет снимать в ультрафиолете B+W 403.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *