говорил он между прочим красивее мы так хотим
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Наука и жизнь
О фруктовых садах и кухонных делах
Ольга Маевская, учитель русского языка, литературы и риторики
Опубликовано в журнале « Наука и жизнь » (№ 4, 2013)
Что бы вы сказали о человеке, изъясняющемся, как герой стихотворения В. З. Масса и М. А. Червинского:
Говорил он, между прочим,
«Красив é е», «Мы так х ó чем»,
«Д ó суг, ш ó фер, пр ó цент, з á ем»…
Думаю, ничего хорошего: и необразованный он, и некультурный, и читает мало, и собеседников своих не уважает. Чем же вызвана такая отрицательная оценка, ведь человека этого вы совсем не знаете?
«А мне и не надо знать, — возразите вы, — достаточно того, что я слышу, как он разговаривает». И будете совершенно правы.
Ещё Сократ писал: «Заговори, чтоб я тебя узнал», имея в виду, что речь человека — его важнейшая характеристика. По тому, как и что мы говорим, окружающие составляют о нас впечатление, и изменить его бывает очень сложно.
Помните пословицу: «Встречают по одёжке — провожают по уму»? А ведь речь тоже своеобразная одежда человека, одежда его мыслей. И чтобы окружающие захотели продолжить общение с нами после первого знакомства, речь должна быть по меньшей мере правильной, то есть соответствовать нормам русского литературного языка. А герой стихотворения, приведённого в начале статьи, произносительные (и не только!) нормы языка нарушил.
Поговорим о словах, произношение которых — камень преткновения для многих людей: это прилагательные «сл и́ вовый» и «гр ý шевый».
Уверена, что вы, как и я, часто слышите (не хочется думать, что и произносите!) эти слова как «слив ó вый» и «груш ó вый». Но вдумайтесь: разве сад, в котором растут яблони, яблонёвый? А тот, где растут черешни, — черешнёвый? Слова с таким ударением звучат нелепо.
Что же заставляет нас произносить «слив ó вый» и «груш ó вый» с ударением на суффиксе? Боюсь, здесь сыграло роль влияние русской литературы: все мы помним «Вишн ё вый сад» А. П. Чехова. А раз есть «вишн ё вый», то почему не быть «слив ó вому» и «груш ó вому»?
Дело в том, что до появления пьесы Чехова нормативным было ударение «в и́ шневый», и тому есть масса примеров в литературе.
На кудри мягкие надета
Ермолка ви́шневого цвета.
Михаил Лермонтов
«Какой тебе по нраву: малиновый, аль ви́шневый, инбирный?»
Александр Островский
Константин Сергеевич Станиславский писал о том, как Антон Павлович Чехов изменил первоначальное название пьесы «В и ́шневый сад» (в котором Станиславский не увидел «ничего особенного», что говорит о соответствии этого ударения тогдашней норме) на «Вишн ё вый сад»:
«“Послушайте, не В и ́шневый, а Вишн ё вый сад”, — объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чём идёт речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук «ё» в слове «вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе».
Не будем следовать примеру героев Чехова и станем называть сады сл и ́вовыми и гр ý шевыми, я́ блоневыми и чер é шневыми.
Как известно, сл и ́вовым и гр ý шевым может быть не только сад, но и варенье, приготовленное из этих плодов. Варить варенье удобнее всего на к ý хне, в к ý хонной посуде, а не в «кух ó нной», как часто можно услышать. И вот почему. Вспомните, как произносятся прилагательные, образованные с помощью суффикса «онн»: лекци ó нный, агитаци ó нный, станци ó нный, революци ó нный… На этот суффикс всё время падает ударение, и многие начинают ставить такое же ударение в слове «кух ó нный». Но если посмотреть в словарь, то мы увидим, что прилагательное «к ý хонный» образовалось иначе: путём прибавления к основе «кухн» суффикса «н» и беглой гласной «о». А значит, нет никаких причин ставить в этом слове ударение на суффикс.
Рисунoк Натальи Буш
Текущий рейтинг:
Говорил он между прочим красивее мы так хотим
И.Р. Калмыкова,
г. Ярославль
Занимательные упражнения и игры к разделу
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
Ударение как средство смыслового различения слов
Единственный в городе орган
Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишханова».
Петя очень удивился.
«Мама, – спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце? почки? Какая-то странная заметка!»
Мама рассмеялась и сказала: «Петя, ты перепутал два похожих, но разных по смыслу слова».
Какие же слова спутал Петя? Почему возникла эта путаница?
Странные подарки
Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне».
Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они.
Что перепутал Артем?
Непонятное слово
Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла.
Почему автор поставил ударение?
Знак ударения в письменном тексте обычно не ставится. Почему же он поставлен в данных предложениях?
1. Я приехал в Москву, плачу и плачу. (П.Вяземский) 2. Что это тут, духи или духи? (Л.Н. Толстой) 3. Дела в приказе Большого дворца было много, и дела путаные. (А.Н. Толстой) 4. И чувства и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные. (А.Эфрон)
Особенности русского ударения
Ударение в русском языке очень своеобразно. В чем его специфика?
Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (воля, город), и на второй (свобода, природа), и на третий (молоко, молодой) и т.д. Такое ударение называется также разноместным.
В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, во французском и турецком языках оно всегда падает на последний слог. Сравни французские слова: одеколон, эскимо, пломбир, туалет, пальто, комбинезон, салют, Париж, дебют.
В польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог: Варшава, Освенцим, Краков, Сопот, Висла, Зелена Гура, Вроцлав, Познань. В чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог. Возьмем чешские слова: Прага, Карловы Вары, чехи, Влтава – и венгерские: Венгрия, Ференц Лист, Шандор Петефи, Ференц Ракоци.
Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова.
Например: понять – понял – поняла;
Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в произведениях других поэтов и писателей.
Гремит музыка полковая.
Вертит очками так и сяк.
Ворон не жарят, не варят.
А как же читать эти строчки нам, современным людям? Произносить их нужно по-старому, в соответствии с нормой XIX века, так как при изменении ударения на современный лад «ломаются» размер и ритм стиха, исчезают его слаженность, гармоничность.
Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах. Так, если раньше можно было произносить только договор, то сейчас допустимым является и договор. Это касается и таких слов, как камбала, кулинария, феномен, ракушки, августовский. Если раньше такие варианты их произношения, как камбала, кулинария, ракушка, феномен, августовский, считались нелитературными, то теперь они являются допустимыми.
Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей. Очень часто возникают сомнения, как произносить то или иное слово. В этих случаях неоценимую помощь вам окажут словари – орфоэпические, толковые, энциклопедические.
Задания, игры, упражнения
Правы ли классики?
Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов XIX века. Как вы думаете, не является ли ошибочным ударение в выделенных словах? Неужели Пушкин, Крылов и Некрасов ошибались? Можно ли исправить текст?
И долго с бурными волнами
Боролся опытный гребец.
Воротись, дурачина, ты к рыбке:
Поклонись ей, выпроси уж избу.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Мы, старики, уж нынче не танцуем,
Музыки гром не призывает нас.
Известно, что слоны в диковинку у нас –
Так за слоном толпы зевак ходили.
Ищем произносительные архаизмы
В приведенных ниже парах слов одно слово является по своему произношению устаревшим. Найдите такие устаревшие слова.
Проверь себя
Прочитайте варианты произношения слов. В каком варианте вы произносите приведенные слова сами? В какой речи – официальной или разговорно-обыденной – используете вы эти варианты?
Закончи текст
Прочитайте незаконченные тексты. Ответьте на вопросы. Придумайте концовки текстов.
а) Эту историю рассказал известный русский ученый-лингвист Р.А. Будагов:
«Как-то я слушал по радио передачу для детей «В мире животных». Научный сотрудник Московского зоопарка интересно и увлекательно рассказывал о том, как у медведицы в неволе родились медвежата и какие они забавные. И вдруг прозвучало: «Новорожденные чувствуют себя хорошо». Я выключил радио. И все из-за того, что. »
Почему же выключил радио известный ученый?
б) А вот какой случай привел ученый Р.А. Будагов из собственной практики:
«Читая лекцию о культуре языка в подготовленной аудитории, я неожиданно для самого себя поставил неправильное ударение в слове принявший и сейчас же заметил насмешливые огоньки в глазах моих слушателей – «ишь, поучает, а сам. ». Я почувствовал, что потеряю внимание и доверие аудитории, если не исправлю ошибку. Пришлось извиняться и повторить предложение с правильным ударением: принявший».
С каким ударением произнес слово принявший известный ученый во второй раз, то есть правильно?
А все из-за того, что ударение в первом слове было поставлено неправильно. Вспомним Максима Горького – «рождённый ползать летать не может». Ударение остается на том же слоге и в слове новорождённый.
Правильно говорить принявший.
Фельетон
Прочитайте стихотворный фельетон В.Масса и Н.Червинского. Выпишите выделенные слова, поставьте правильные ударения. Какое впечатление произвел на вас человек, изображенный в фельетоне?
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
Коварный творог
Прочитайте шутливое стихотворение и скажите, как не нужно произносить слово творог?
Какую произносительную ошибку допустил кассир? Как правильно сказать?
Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог.
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!».
Ответ. В разговорно-бытовой речи допустим и тот, и другой вариант произношения слова творог. Но в соответствии со строгими литературными нормами лучше говорить творог. А кассирша должна была сказать распродана.
Догадайся по рифме
Правильно поставить ударение в слове помогают поэтические тексты, где нужное ударение подсказывает рифма. Прочитайте отрывки из стихотворений и определите ударение в выделенных словах.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала.
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
Стоит девочкам начать,
Дай им только волю, –
Будут целый день качать
И баюкать Лелю.
И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лен – на всем своем массиве, –
Приподнятый, выравнивался сам
И день за днем все делался
красивей.
Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.
Погиб! К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Рассказ школьного портфеля
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет. »
«Закрыт магазин на обед. »
«Хозяйка моет стаканы. »
«Секёт свеклу. »
«Пекёт блины. »
И до меня дошел черёд:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Выучи наизусть
Обратите внимание на ударения в выделенных словах. Выучите наизусть это стихотворение.
Выполняя договоры,
Инженеры и шофёры,
Столяры и маляры –
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы.
Рифма-помощница
Вставьте вместо точек слова, расставляя ударения. А поможет вам в этом рифма.
Отгадай загадки
Запоминать слова с правильно поставленным ударением помогают загадки. Например, такие:
Мнемонические пары
Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.
договор – приговор – разговор
каталог – диалог – некролог
шофёр – монтёр
облегчить – полечить
звонит – говорит
столяр – маляр
документ – инструмент – медикамент
портфель – щавель
средства для детства
Игра «Кто быстрее?»
Распределите слова в три столбика: в первый – слова с ударением на первом слоге; во второй – слова с ударением на втором слоге; в третий – с ударением на третьем слоге.
Побеждает тот, кто сделает быстрее и не ошибется.
Контрольный лист
километр
красивее
квартал
каталог
баловать
банты
ворота
газопровод
договор
заржаветь
звонит
магазин
молодёжь
медикаменты
начать
нефтепровод
обеспечение
партер
портфель
распоясался
случай
столяр
танцовщица
украинский
шофёр
щавель
Соревнование на лучшего диктора
Расставьте в словах ударения. Кто это сделает без ошибок, тот победитель.
Алфавит, арест, диалог, документ, каталог, квартал, километр, комбайнер, магазин, медикаменты, мельком, морковь, призыв, портфель, процент, случай, столяр, свекла, цемент, шофер, щавель, молодежь, звонить, ремень.
Говорил он между прочим красивее мы так хотим
В стихотворном фельетоне В. Масса и М. Червинского «Между прочим» есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи:
Говорил он, между прочим,
«КрасивЕе», «Мы так хочим»
«ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, пОртфель, билитень»
«ПОверх плана выполняем»
«Агент звОнит цельный день».
Найдите и исправьте.
Многие краткие причастия имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме единственного числа женского рода, где оно переходит на окончание:
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО! РАДУЙ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИХ!
АфЕра (не афёра), акрОполь, баловАть, балОванный, баловАться,
бАрмен, бАрменша, бензопровОд, диспансЕр, жалюзИ.
ТЕфтели были в сковороде,
Тушились, варились в крутом кипятке.
С картофелем съели мы ТЕфтели эти,
Теперь все сидим на строгой диете.
Посадили мы щавЕль,
Он родился вкусный.
Ешьте, ешьте, детвора,
Это с нашего двора.
Я бегу быстрей от брата
И в крапИву бух ногой.
Ох, как плакала я долго,
Брат смеялся надо мной.
Речь без ошибок – соблюдение речевой нормы. Орфоэпические нормы. урок в 5 классе
Описание презентации по отдельным слайдам:
Речь без ошибок – соблюдение речевой нормы. Орфоэпические нормы Заговори, чтоб я тебя узнал. Сократ
Что мы сегодня узнали? 1 – все задания были понятны, 2 – выполнил быстро и правильно, 3 – выполнил быстро, но с ошибками, 4 – выполнил самостоятельно, 5 – выполнил с помощью учителя
Помогите Бобке составить правильную запись. Запишите её. Самым находчивым из всех Бобкиных пальцев оказался безымянный палец левой руки. Позже Бобка даже собирался вылепить его из глины, а внизу поставить подпись: «Памятник безымянному пальцу, который спас всех других пальцев и всего остального меня». И он бы обязательно это сделал, но, к сожалению, не был уверен, что такая подпись правильна.
Какие нормы нарушены? Запишите выделенные слова, внесите, если нужно исправления, поставьте правильные ударения. Говорил он, между прочим, «красивЕе», «мы так хочим», «дОсуг, шОфер,прОцент, зАем, квАртал, пОртфель, бюлитень», «пОверх плана выполняем», «Агент звОнит целый день». В.Масса, М.Червинский
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1197267
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.