готы в наше время кто такие
Дети смерти Готов боялись и убивали. Их жизнь — вечный траур
«Лента.ру» продолжает серию рассказов об эстетике субкультур. В прошлой статье речь шла о байкерах и кафе-рейсерах, сегодня наш рассказ посвящен субкультуре готов. И если для байкеров центр вселенной — это мотоцикл, то для готов огромную роль играет внешний вид.
У каждой субкультуры есть база, вокруг которой она выстраивается. У байкеров и кафе-рейсеров — это мотоцикл, у серферов и скейтеров — доска, у растаманов — религия, у тедди-бойз — одежда, а у панков — музыка. Но первоначальные смыслы со временем меняются. Субкультура готов выросла как подвид движения панков, все отличия которого сводились к преимущественно черному цвету в одежде и готик-року в качестве любимой музыки.
Последняя, собственно, играла основополагающую роль в формировании субкультуры. Но со временем необычная эстетика субкультуры вышла на первый план, и многие готы новой волны пришли в нее ради красивой одежды и яркого внешнего вида. Более того, готический стиль оказал заметное влияние и на высокую моду. Но обо всем по порядку.
Имидж — все
В отличие от многих других субкультур у готов есть день рождения и создатель. В октябре 1967 года музыкальный критик Джон Стикни использовал определение «готический» для того, чтобы описать музыку группы The Doors. В том же году историк музыки Курт Лодер назвал новую композицию All Tomorrow’s Parties группы Velvet Underground «завораживающим готическим рок-шедевром». Тем не менее сам стиль готик-рок сформировался гораздо позже — в конце 1970-х и вырос из постпанка.
Материалы по теме
Парни в фуражках
Готической стали называть атмосферу на концертах таких постпанк-групп, как Siouxsie and the Banshees, Magazine и, конечно же, Joy Division. Помимо оригинального звучания и тематики текстов их выделял среди других постпанк-коллективов и необычный внешний вид, который тут же начал копироваться фанатами. Рецепт создания облика тру-гота первой волны прост и незамысловат: растрепанные волосы, густо подведенные глаза, бледная кожа, обильный пирсинг и total-black в одежде.
Первое время поклонников готики даже называли dark punks — темные панки, так как их стиль отличался от панковского исключительно преобладанием черного цвета. Одним из редких предметов одежды, характерных именно для готов первой волны, были рукава-сетки, которые носили как мужчины, так и женщины. Многие готы продолжали носить ирокезы, которые они модифицировали, выбривая волосы по бокам головы. Но большинство просто обходились растрепанными волосами.
К концу 1980-х популярность готического рока пошла на спад, но это не помешало субкультуре развиваться, а ее эстетике — становиться сложнее. В стилистике одежды наметился явный крен в сторону винтажной одежды в духе викторианской и елизаветинской эпох. У готов складывается свой набор символов: древнеегипетский анх, кресты, серебряные украшения (серебристый — цвет луны и ночи) и запрет на золотые украшения (золотой — цвет солнца и дня). Внешний вид и замкнутая модель поведения готов начинает восприниматься как пассивный протест и уход от общепринятых норм.
В силу того что на первый план вышел именно внешний вид, поведение и мировоззрение, музыка для готов стала лишь сопровождением. Поэтому в 1990-е годы готическая субкультура окончательно вышла за рамки рока. Дарк-металл, дэт-рок, постпанк теперь существовали параллельно с готабилли, дарк-электро, EBM, дарквэйвом и другими стилями, сочетающими эстетику готов с отличной от рока музыкой. Да и классические готы разделились на антикварных готов, киберготов, джипси-готов, стимпанк-готов и вампиров. За пределами западного мира готическая субкультура и вовсе начала мутировать.
Загадочные ГосуРори
Готическая субкультура с ее красивыми костюмами, атмосферой декаданса, обреченности и грусти пришлась ко двору в Японии. Токио стал одной из готических столиц, а сама субкультура тут же дала целый ряд местных ответвлений. Из смеси готического рока, глэм-рока, J-рока и металла родился удивительный стиль Visual kei. Его суть в том, что объектом творчества является не только музыка, но и внешний вид исполнителей.
Одним из его ответвлений стал стиль «готическая Лолита», который иногда еще называют Gothic & Lolita в честь одноименного ежеквартального журнала. Особенности японского произношения превратили gothic Lolita в «госу Рорита» или просто «госу Рори» (в России чаще используется вариант написания «ГосуРори»).
Костюм типичной ГосуРори состоит из длинной черной юбки и корсета или кружевного платья, украшен лентами и оборками. Прическа готической Лолиты должна быть максимально сложной, поэтому представители субкультуры часто пользуются париками. Облик немыслим без зонтика, шляпки и обуви на двойной платформе. Несмотря на то что изначально субкультура ГосуРори была протестом против общества потребления и его ценностей, в 1990-е годы «Лолиты» стали охотно тратить большие суммы денег на дизайнерскую одежду. В частности, любимым брендом ГосуРори стал Vivienne Westwood.
Также появились бренды, специализирующиеся на одежде в стиле EGL — Elegant Gothic Lolita (элегантная готическая Лолита). Одним из первых брендов в новом сегменте рынка стала компания Moi-meme-Moitie известного японского гитариста, модельера и манекенщика Маны.
Милые друзья
Стремительный рост популярности субкультуры готических Лолит среди японок привел к тому, что ее аналог появился и у японских мужчин. Их стиль получил название EGA — элегантный готический аристократ. Аббревиатуры EGL и EGA были придуманы брендом Moi-meme-Moitie для обозначения конкретных линеек одежды, но быстро распространились на весь стиль. Последователи EGA-стиля носят сюртуки, жилетки, цилиндры, рубашки с жабо, длинные плащи и туфли на платформе.
Материалы по теме
Правее правого
И если готическая Лолита так и осталась чисто японским явлением, то аристократические готы стали популярны и на Западе. Их иногда называют викторианскими готами, а их внешний вид не сильно отличается от последователей EGA-стиля: костюмы-тройки, цилиндры, трости, плащи и прочие элементы гардероба достопочтенного джентльмена середины XIX века. Стиль викторианских готесс, в отличие от готических Лолит, более взрослый: длинные кружевные платья с корсетами, вуали, шляпы.
В отличие от ГосуРори викторианские готессы отдают предпочтение бледной коже, как и представители других направлений субкультуры. Если EGL и EGA тусуются в основном в токийском районе Харадзюку вместе с другими представителями японских субкультур, то аристократические готы стараются имитировать образ жизни XIX века с его пикниками, поэтическими вечерами и прогулками на природе.
Черный бизнес
Столь большая роль эстетики для субкультуры готов привела к тому, что вокруг готической моды возникла целая индустрия. Одной из первых компаний, нацелившихся на готов, еще в 1977 году стал английский производитель украшений Alchemy Gothic. Так как в 1977 году ни о какой сформировавшейся субкультуре готов речи еще не шло, ориентировались они скорее на всех любителей постпанка.
А вот созданная в 1991 году в немецком Ульме компания X-tra-X с самого начала специализировалась на производстве одежды именно для готов. За ней последовали такие готические бренды, как Kambriel, Rose Mortem и Heavy Red. Есть у готов и свои производители косметики вроде Urban Decay, а в 2000 году появился готический глянцевый журнал Gothic Beauty. Но, конечно же, мимо готической темы не могли пройти и мейнстримовые бренды.
Материалы по теме
С дымком
Более того, траурная динамика привлекла модельеров даже раньше, чем любителей постпанка. В 1977 году немецкий модельер провел вечеринку Soirée Moratoire Noire: на пригласительных в графе «дресс-код» была надпись: tenue tragique noire absolument obligatoire (черное траурное платье абсолютно обязательно). Впрочем, по-настоящему готика ворвалась на подиумы лишь в конце 1990-х — начале 2000-х. Коллекции в готическом стиле представили Александр Маккуин, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье, Кристиан Лакруа, Филипп Пляйн, Йоджи Ямамото и многие другие.
Дальше других пошел Лагерфельд, который сделал готику своим личным стилем. В 2002 году «кайзер» похудел на 30 килограммов и полностью сменил имидж. С тех пор немецкий модельер носит кожаные штаны или узкие черные брюки, костюмы-тройки со стоячим воротником, кожаные перчатки и длинные плащи.
Повальное увлечение готической эстетикой привело к появлению термина Haute Goth — «высокая готика». Его впервые использовала в 2002 году на страницах The New York Times писательница Синтра Уилсон. Готическое влияние на современную моду выражается в сочетании всегда актуального total-black с такими типичными для субкультуры материалами, как шелк, бархат и кожа, а также с классическим для готов макияжем и аксессуарами.
Из-за привлекательной эстетики субкультуры в итоге готы разделились на тру-готов и позеров. Для первых главное в субкультуре — это музыка и идеология пассивного протеста. Для вторых — стиль. Последние, в свою очередь, ругают тех готов, которые покупают готовую одежду, а не шьют готические костюмы на заказ. В Англии даже сформировалось уничижительное определение mall goth — «гот из гипермаркета». Последним особенно часто грешат подростки, ведь, в отличие от других субкультур, готическая вышла за пределы молодого поколения.
Готическая эстетика привлекает и поколение 40-летних. Они готовы тратить на свой облик тысячи и тысячи долларов и евро, для них проводятся фестивали, куда «готам из супермаркета» вход закрыт. Существуют даже корпоративные готы, признавшие общество потребления и зарабатывающие на жизнь работой в офисе.
Чтобы они могли подчеркнуть свою принадлежность к субкультуре даже на рабочем месте, существует великое множество готических аксессуаров: серьги, запонки, пряжки на ремнях и заколки. Такая вот ирония судьбы. Родившаяся из молодежного протеста против общества потребления субкультура постепенно стала частью этого общества — причем частью, это самое потребление стимулирующей.
Самое удивительное, что с ростом популярности субкультуры вокруг нее стало возникать все больше мифов. Готов критиковали за популяризацию смерти и подстрекательство молодежи к суицидам, обвиняли в разрушении моральных устоев и нравственности, а порой и просто в жесткой форме требовали «пояснить за шмот». Кончилось все трагически — серией нападений хулиганов на готов, некоторые эпизоды привели к тяжелым травмам и даже смертям.
Готы: субкультура, которая пережила всех
Вы идете по улице и видите веселую девушку во всем черном: платье с кружевными оборками, помада, обильная подводка вокруг глаз, ботинки на высокой подошве и даже аксессуары. Девушка веселая — значит, не в трауре. В 2000 году вы бы решили, что она гот. Но в 2019-м… Да, и в 2019 году эта субкультура все еще жива, и у нее немало поклонников.
В серии материалов о субкультурах нулевых, мы уже рассказали вам про субкультуры в целом и об эмо в частности. Сейчас же поговорим о готах и разберемся, почему они не исчезли, как другие субкультуры, и сколько правды в стереотипах о людях в черном.
Чтобы выяснить это, мы поговорили с готессой Кристабель (Татьяной) — организатором регулярных готических встреч в Москве. Она уже 16 лет варится в этой тусовке и помогает другим готам знакомиться, общаться и сохранять субкультуру.
Знакомство с готами
В готику я пришла то ли в 14, то ли в 15 лет — точно уже не помню. В это время у меня еще не было интернета. О субкультуре я узнала из телевизора и информацию черпала из журналов типа “Cool”, “Молоток” и иже с ними. Какое у меня на тот момент было представление о готической субкультуре, думаю, можно и не объяснять: макияж из к/ф “Ворон”, драные колготы на руках, мрачные и совершенно бездарные стишки в стиле “кровь-любовь” — все это проходили многие, очень многие!
Честно, даже трудно объяснить, что меня привлекло в этой субкультуре. Я просто посмотрела на атмосферу тру-готичных клипов, на одежду готов и поняла, что это мое. Это был чисто субъективно-эмоциональный порыв. Так мне говорили многие знакомые готы.
Что для Кристабель главное в этой субкультуре
Молодежные субкультуры в первую очередь формирует музыка, а во вторую — стиль одежды. Но надо признать, что в готике последнее имеет очень важное значение. Не побоюсь даже сказать, что здесь музыка и одежда равносильны. Красивый и стильный аутфит готу просто жизненно необходим!
Отдельный вопрос насчет философии готов. Проблема в том, что в этой субкультуре ищут какой-то глубинный смысл, а его нет. Существует готическая эстетика, но нет никакой готической философии и, о боже, готического мировоззрения! По одной простой причине: эта субкультура аполитична и не связана с какой-либо религией.
Я хорошо помню время, когда все спорили, что же такое “готическое мировоззрение”. Знаете, ответ был у каждого свой. Совершенно! Сейчас же о какой-то общей философии в сообществе не говорят, а разговоры на тему “тру — не тру” вызывают только смех.
О стереотипах
Мне кажется, что стереотипы о мрачных и депрессивных готах-сатанистах, которые любят бродить по кладбищам, остались в 2000-х. И это радует. Хотя полностью эти заблуждения не ушли, особенно прочно они засели в глубинке. Сегодня бытует другой стереотип — после 20 лет быть готом несолидно. Но это отдельная печальная тема. Мама, привет!
Говоря о готике сегодня, то это просто лайфстайл: London after midnight (американская рок-группа, играющая в жанре готик-рок) в плеере, новая фотосессия в эффектном образе, мрачные хештеги #goths #darkness #altgirls в инстаграме, походы на концерты и встречи с друзьями. Собственно, все, как у обычных людей. Потому что готы и есть обычные люди.
И да, по кладбищам мы ходим редко. Почему? Там попросту неудобно сидеть и общаться. Мы выбираем для отдыха более комфортные места: чаще мы встречаемся в кафе, барах, клубах, а на природе закатываем шикарные готические пикники.
Иногда гуляем по красивым историческим кладбищам и фотографируем старинные памятники. Но не более. Для нас это в некотором роде как посещение музея. В целом, кладбища готам интересны, но это вовсе не точки встреч сообщества.
Вообще стереотипов о готах за свою жизнь я слышала немало. Самый смешной из них — отнюдь не самый распространенный: от одного кавказца я услышала, что готы живут по понятиям! Нет, ну вы представляете! 😀
Как другие реагируют на образ Кристабель
Из-за готичной внешности со мной чаще происходили приятные истории. Как-то раз одна маленькая девочка, тыча в меня пальцем, кричала папе: “Я хочу такое же платье!”. Другая девочка однажды назвала подруг принцессами. Ну разве это не мило?
Но однажды я попала в неприятную и даже опасную ситуацию: проходила мимо пьяной компании, и ко мне подлетели два парня, заставили фотографироваться с ними. Я вырывалась, но они попросту меня не отпускали! Остальные ребята из той компании были адекватными и смогли угомонить своих друзей, им было даже стыдно, но легче мне от этого не было.
Почему готы всё еще живы в 2019, в отличие от других субкультур
Я считаю, что это заслуга мощной музыкальной сцены, которая развивалась даже в период упадка субкультуры — 2010—2014 годы. В это время многие готы “оцивилились”, как это у нас называется: парни подстригли свои замечательные гривы, девушки убрали корсеты в шкаф, и прежние готы стали выглядеть как обычные люди. Но все эти ребята продолжали слушать то же, что и прежде, следили за новинками и обсуждали в сети новые клипы любимых команд.
Готическая музыка не ограничивается одним только Gothic Rock. Сюда относится много жанров.
В металльном стиле вроде Symphonic gothic metal есть бессмертные лидеры типа Within Temptation, Lacuna Coil, Epica, Xandria и пр.
Если обращаться к Gothic Rock, то это 69 Eyes, Sisters of Mercy, Clan of Xymox и пр.
Среди клубной готичной электронщины: Dark electro, EBM и пр. — это Hocico, Combichrist, Suicide Commando.
Если рассматривать Darkwave — то это Blutengel, Project Pitchfork, Birthday Massacre.
У готов есть из чего выбрать. Каждое направление готической сцены — это целый мир. Сказать однозначно, какой стиль сегодня в фаворе среди готов, нельзя: каждый выбирает для себя.
Примерно с 2014—2015 годов наблюдается возрождение субкультуры, а с ним и новый виток развития готической моды. Среди готов стал популярен новый стиль одежды — Nu-goth. И нет, это не то, о чем вы подумали 🙂 “Nu” в данном случае — это сокращение от “New” — New goth. Этот стиль более адаптирован под casual и современную моду.
Сейчас готическая мода развивается, субкультура живет, в нее не только возвращаются “старенькие”, но и приходят “новенькие”, все хорошо.
Совместимы ли готы, работа и семья
Знаете, готический образ хорошо уживается со взрослой жизнью. Просто нужно понимать, когда твой тру-готичный облик уместен, а когда нет. В жизни каждого неформала, не только гота, есть выбор: либо немного унять свою индивидуальность и иметь хорошую работу со стабильным заработком, либо всегда одеваться как нравится, но работать где придется с зарплатой “как получится”.
Но тут возникает следующая проблема: в первом случае у тебя достаточно денег, и гардероб ломится от готичных нарядов, но “выгулять” их можно только по выходным. А во втором — одеваться можешь всегда как нравится, но денег на новые тряпки вечно не хватает.
Мне, например, повезло: у меня творческая работа на ТВ и замечательный коллектив, который нормально реагирует, когда я прихожу в офис в ботинках на платформе и в готичном плащике. Но опять-таки я не хожу по офису с черными губами, увешанная пентаграммами. Все в меру.
Бывают и тяжелые случаи, когда готам настолько не везет с коллективом, что они вынуждены скрывать свои аккаунты в соцсетях. Коллеги могут подкалывать человека и воспринимать его несерьезно из-за готических фото у него на странице. Такие дела!
Насчет семьи. Я общаюсь преимущественно с готами от 20 до 35 лет, и среди них не так уж и много родителей. Но насколько в этом замешана субкультура, сказать сложно, так как сейчас в принципе не принято рожать рано.
Но, по моему опыту, готы, которые обзавелись детьми, — вполне себе заботливые и ответственные родители. Единственное, из-за внешнего вида у готов-родителей порой возникают проблемы в общении с учителями.
Зачем быть готом в 2019 году?
Вопрос «зачем?» в принципе звучит странно. Это как: «Зачем тебе карамельный кофе, а не шоколадный?», «Зачем тебе носить футболку Kiss, а не AC/DC?». Некоторые вещи люди просто выбирают, потому что они им нравятся. О вкусах не спорят. А готика — это чистой воды предпочтения, а не попытка что-то донести обществу.
Готы повзрослели: средний возраст людей в черном в 2019 году — 25 лет. Прошло время грустных постиков в онлайн-дневниках и разговорах о “настоящих готах”. И, пережив упадок в 2010—2013 годах, сегодня субкультура чувствует себя хорошо.
Теперь у готов достаточно денег на дорогую одежду и воплощение идей. Сегодня они выглядят более стильно, их фотографии отлично смотрятся в инстаграме. Изменились готы, изменилось и общество: теперь к ним относятся куда дружелюбнее.
За предоставленные фото благодарим Кристабель.
Кто такие готы, есть ли они сегодня? Обзор
Что представляет собой субкультура готов. Слово гот произошло от английского слова варварский, грубый. Как и другие субкультуры, готы стали известны в семидесятых годах в Англии, были участниками панк движения. Сначала участники готы были в основном молодые люди. Однако сегодня среди этой субкультуры можно встретить людей в возрасте от 14 до 50 лет.
Идеология готов. Надо сказать, у этой субкультуры нет четкой своей идеологии, поэтому и участников часто тянет в разные стороны. Всех готов объединяет мировоззрение о культивировании смерти. Участники движения готов представляют своё сообщество как протест против массового сознания, против безвкусицы и всего яркого. Часто готы для познания смысла жизни идут на кладбище.
Кто такие готы?
Есть люди, которые внешне напоминают нам готов, и они даже обижаются, если у них спрашивают об отношении к этой субкультуре. Они отвечают, что необязательно подчиняться какой-то субкультуре, если ты просто внешне отличаешься от большинства людей.
Мода готического движения
У субкультуры готов есть своя разнообразная мода, которая состоит из разных направлений, стилей. Их стиль объединяет такие черты, как, чёрный цвет, иногда он может сочетаться с яркими или пастельным оттенками. Используют в своём образе готы и серебряные украшения, которые для них является символом Луны, и считаются чем-то необычным. Готы не любят золото, потому что это символ обыденности и солнца.
Большинство людей представляет образ готов так, это люди в черной одежде, в основном с чёрными волосами и белым лицом. А на лице очерчены черным глаза и губы. Также готы в своем образе используют чёрно-белые вертикальные полосы, леопардовый принт, у них может быть ирокез или выбритая полоса волос.
Позже у готов появилась мода на викторианскую Готику. Это значит, что девушки могут надевать пышные платья, какие носили в конце XIX века, в одежде могут быть кружева и шляпки.
Также можно услышать сейчас и о ню-готах, которые носят свободную одежду, различные мантии, короткие юбки и футболки, им свойственен урбанистический стиль.
Что представляют из себя готы сегодня
В большей части готическая субкультура распространена на западе, в России меньше. Поэтому готам в России часто сложно найти подходящую одежду. Обычно такую одежду в готическом стиле молодежь надевает в основном на концерты и на свои встречи.
Это связано с тем, что в России люди в редких случаях толерантно относятся к представителям других субкультур, необычно одетые представители какого-то направлении могут стать объектами для унижения или для разборок.
Во всех субкультурах мода постоянно меняется, что-то уходит в прошлое или на второй план, а некоторые вещи остаются актуальными всегда. Можно встретить представителей разных периодов развития субкультуры готов. Обычно их можно увидеть на тематических вечеринках и мероприятиях, это готы которые придерживаются моды восьмидесятых годов, а есть и готы, которые любят современный стиль.
Молодёжь поддерживает больше актуальный сейчас стиль, потому что он отражает современную молодежную моду.
В целом надо сказать, что в последние годы движения готов сильно уменьшилось. В среде молодёжи сейчас актуальна гик-культура. Это когда молодежь объединяется по увлечениям по фильмам, книгам или играм.
Готический фестиваль
У субкультуры готов есть свои музыкальные направления, поэтому есть отдельные концерты и музыкальные коллективы, которые исполняют композиции в рамках этого направления. На таких вечеринках и концертах собирается узкая аудитория, которая поддерживает выбранный готический стиль. Возможно, у них есть своё тематическое заведение или бар, в которых всё ориентировано на готическую целевую аудиторию.
Затяжной прыжок в могилу Как приживалась в России готическая субкультура и почему не прижилась
При упоминании о готах в сознании обычно возникают молодые люди с выкрашенными в белый цвет лицами и черными губами, а также заголовок в одной из газет 2000-х годов «Готы съели эмо». Времена, когда таких персонажей запросто можно было встретить на улицах российских городов, прошли. Но что представляла собой готическая субкультура в России в действительности? Как она зарождалась и во что выродилась? «Лента.ру» решила расспросить об этом тех, кто стоял у ее истоков и до сих пор считает себя ее частью.
У бывшего склада недалеко от метро «Улица 1905 года» толпится странно одетая молодежь. Девушки с белыми от пудры и грима лицами, обильно подведенными черной тушью глазами и черной помадой на губах. Молодые люди тоже не отстают в плане макияжа. В толпе можно увидеть высокие прически — начесы в стиле «взрыв на макаронной фабрике», ирокезы, длинные волосы и забритые виски. Ноябрь 2000-го года, московские готы собираются праздновать День всех святых (Хеллоуин) в только что открывшемся клубе «Точка».
Прохожие бросают неодобрительные взгляды, кто-то интересуется, что здесь происходит — уж не съезд ли сатанистов? Впрочем, собравшимся такое внимание нравится. Молодые люди шутят, смеются и бравируют своим внешним видом. Все они чувствуют себя причастными какой-то большой тайне, недоступной окружающим, адептами нового, доселе неизвестного обществу мира.
Вампиры с рабочих окраин
Западная мода, как известно, приходит в Россию с некоторым опозданием. Готическая субкультура — не исключение. К началу XXI века она была хорошо известна на Западе, уже успела пережить серию взлетов и падений. Начиналось все вовсе не с макияжа и начесов, а с музыки. Термин «готический рок» впервые ввел британский музыкальный критик Джон Стикни для характеристики творчества группы Doors. В 1970-х годах этот термин прочно закрепился за такими постпанковыми коллективами, как Siouxsie and The Banshees, Bauhaus, The Cure и Joy Division.
Датой зарождения самой субкультуры, вероятно, стоит считать 1983 год, когда на экраны вышел фильм о вампирах «Голод» с Катрин Денев и Дэвидом Боуи в главных ролях. Фильм начинался с выступления группы Bauhaus, исполняющей песню Bela Lugosi’s Dead («Бела Лугоши мертв»), посвященную исполнителю ролей вампиров в черно-белых фильмах ужасов. В первых кадрах картины появлялся вокалист группы Питер Мерфи с начесанными волосами и подведенными глазами.
Музыканты относились к своей песне достаточно иронично, но те, кто первый назвал себя готом, восприняли ее — и сам фильм — со всей серьезностью. «Голод» задал направление, по которому субкультура развивается уже более 30 лет.
Если говорить об идеологии тусовки, то к концу 1980-х годов она полностью оформилась: контркультура, противопоставление себя обществу через эскапизм, эстетику смерти, декаданса и все, что с этим связано. Эту эстетику и усваивали первые российские готы в конце 1990-х годов. Но если говорить о музыке, стоит заметить, что еще в советское время отечественная публика была очень хорошо знакома с коллективами, исполняющими то, что можно назвать готик-роком.
Советская готика
«Если приглядеться внимательно к Ленинградскому рок-клубу, подавляющее большинство групп — гот-команда через одного», — говорит Леонид Новиков, бывший музыкальный журналист, основатель петербургской готик-рок группы Para Bellvm, отмечающей в этом году свое 20-летие. Группа «Кино» Виктора Цоя, по его словам, была «воплощением мечты, наш стадионный The Cure», а «Агата Кристи» и «Пикник» — герои советско-российской готик-рок-сцены. Все они, помимо музыкального стиля, исповедовали темную эстетику, ходили в характерных черных одеждах и поддерживали соответствующий имидж.
«В конце 1990-х я общался с полноценными советскими готами в западном понимании, увлекавшимися готической субкультурой еще в 1980-е годы, но никакого полноценного движения тогда не было», — констатирует Андрей «coroner» Наркевич, основатель сайта Gothic.ru, организатор тематических вечеринок и концертов в конце 1990-х и начале 2000-х годов, которого многие считают «отцом российской готики». В СССР, по его словам, действительно были команды, хорошо чувствовавшие контекст — например, «Дурное влияние» или «НИИ Косметики», понимавшие, что происходит в западной музыке, и объявлявшиеся полноценными постпанковыми коллективами. «Но они все равно воспринимались как модная музыка, а не как часть субкультуры, которой на тот момент и не существовало», — заключает Наркевич.
Андрей «coroner» Наркевич
Фото: страница Андрея «coroner» Наркевича в «Одноклассниках»
«Как можно было делать готику, когда у тебя одна сплошная перестройка под носом?» — иронизирует Леонид Новиков. Но, конечно, дело было не столько в самой перестройке, сколько в «железном занавесе», через который информация о чем-то новом проходила с огромным трудом. «Лишь когда развились современные средства коммуникации, начали оформляться какие-то субкультурные движения», — считает Андрей Наркевич.
Отцы-основатели
Несомненно, для большинства российских готов субкультурная жизнь началась именно с сайта Gothic.ru. «Если я чем-то увлекаюсь, то делаю это серьезно и глубоко, и в тему, которая мне интересна, погружаюсь досконально», — рассказывает Наркевич. Так же получилось и в 1993 году, когда он открыл для себя готическую субкультуру.
«В какой-то момент я понял, что если есть люди, которым это тоже интересно, то нечестно с моей стороны не делиться информацией, честнее и правильнее людям как-то рассказывать, подсказывать и способствовать их увлечению», — говорит Наркевич. В результате возник сайт Gothic.ru — как благотворительный информационный проект.
Потом, однако, Наркевич понял, что проект должен быть коммерчески успешным, поскольку, по его мнению, это нужно любому нормально развивающемуся проекту. Он и другие участники Gothic.ru устраивали тематические события в московских клубах, помогали музыкальным группам выпускать альбомы, организовывали концерты. «У нас не было цели «сделать Россию готичной». Мы хотели помочь людям, которые, как и мы, всем этим интересовались», — говорит Наркевич.
В 1997 году сайт Gothic.ru открыл для себя петербуржец Леонид Новиков. Будучи заместителем главного редактора музыкального журнала Fuzz, он иногда делал обзоры интернет-сайтов, и так набрел однажды на детище Андрея Наркевича. В те годы Новиков уже пел в группе Para Bellvm. «Вообще, все было очень странно, — признается он. — Я любил и Bauhaus, и Pearl Jam, и мы думали, что будем играть гранж». Гранжа не получилось, первый состав группы распался из-за музыкальных разногласий. В новом воплощении Para Bellvm уже играл то, что можно было назвать готик-роком.
Параллельно Новиков пытался собрать в Петербурге некую тусовку, объединявшую тех, кто любит готику — конечно же, каждый по-своему. Часть этой тусовки ценила Para Bellvm, часть обсуждала, почему группа «неготична». «Я помню, как на концерт пришел настоящий английский гот Филипп, проклепанный, с ирокезом, куча цацек в носу. И его спрашивают, «Para Bellvm, это же не готика?», а он такой: «Почему не готика, очень даже. Мне нравится»», — со смехом вспоминает Новиков.
Выступление группы Para Bellvm, 2003 год
Фото: из личного архива Леонида Новикова
В 2002 году он организовал первый питерский готический фестиваль Radio Inferno, куда, по его словам, удалось привезти практически все субкультурные группы, существовавшие на тот момент в стране. С тех пор он проводит такие фестивали практически ежегодно. В начале 2017-го Леонид Новиков стал сооснователем культурного центра «Сердце», получив наконец площадку своей мечты. Там выступают самые разные группы, но, вероятно, именно это место можно считать тем островком, на котором до сих пор сохранилась петербургская готика.
Путь в готы
Многие, приходя в готическую субкультуру через музыку, только потом постигали тонкости ее идеологии. Журналистка Анна Жавнерович работала вместе с Леонидом Новиковым в Fuzz и исследовала темное движение параллельно с ним, слушая те же группы, что и он. Музыкант Юрий Ильин, основатель коллектива Lacklustre Mirror, рассказал «Ленте.ру», что купил альбом готик-металлической группы Lacrimosa в ларьке с дисками и кассетами на журфаке МГУ. Художник Александр Горохов нашел на готических вечеринках группы с новым звучанием, оттеняющие музыку звезд 1960-х, которую он слушал с отцом. Человек, представившийся как Павел Happy Phantome, любил альтернативную музыку с фолковыми оттенками и думал, что это и есть готика, а потом самостоятельно изучил вопрос и пришел к тому, что было популярно в субкультуре.
Но имелся и другой путь, причем определенно более популярный. Яркая и необычная внешность гота всегда вызывала интерес у окружающих и привлекала людей со стороны. У Алисы все началось с одежды. «Я тогда еще не знала, кто такие готы, но носила всегда черное, и меня спрашивали, не гот ли я. Я отнекивалась, говорила, что это просто одежда, что всегда любила мрачную тематику», — рассказывает она. Постепенно у нее появились новые друзья и сменились музыкальные вкусы, подруга показала ей сайт gothic.ru, они стали ходить в клуб «Точка» на тематические вечеринки.
— В середине нулевых, когда мне было 14, у меня начался подростковый кризис, который был отягощен разводом родителей и переездом в Россию, — рассказывает Марина Соколова. — Мне активно не понравился новый социум, завести друзей в нем не получалось, и я долгое время чувствовала себя довольно мрачно и одиноко. В 15 лет поехала в летний лагерь и там сдружилась с девочкой в черных одеждах, которая красила губы угольным карандашом. Под конец смены я тоже переоделась во все черное и перешла на угольный карандаш вместо помады. Этот карнавал растянулся на годы.
«Тру» и «валлоимитаторы»
Несомненно, возможность эпатировать окружающих всегда привлекала новых адептов в ряды готического движения. «В те годы мне запомнилась таинственная, загадочная, где-то даже пугающая, но при этом очень притягательная атмосфера», — вспоминает Павел Happy Phantome. С нескрываемым удовольствием он рассказывает о сборе «темных воинов» в «темное воинство», «коим рассекалась прослойка напуганных цивилов».
«У меня был момент эпатажа. Это было ужасно глупо и чудовищно некрасиво — я теперь уверен в этом на 100 процентов», — признается Александр Горохов. Но утверждает, что ему было совершенно не важно, как на него реагировали (хотя вряд ли это так). «Для многих внешний вид был таким нигилизмом, мол, на всех плевать нужно, а я просто на всех плевал, мне не было интересно их мнение», — не без пафоса заявляет он.
Карикатурные штампы гота — всегда быть мрачным, носить черное, думать о смерти и так далее — поддерживались самой тусовкой, хотя и воспринимались большинством иронично. Тем не менее выяснение, кто тут настоящий, а кто так, сбоку припеку, играли очень важную роль и часто скатывались в полный абсурд. «Постоянные разборки, кто «тру», а кто нет, кто круче пьяным уснул в свежевырытой могиле — у каждого есть такой друг», — рассказывает Анна Жавнерович.
Так что же делает гота «настоящим»? Известный готический персонаж по прозвищу Люр (предпочитает, чтобы к нему обращались в среднем роде) считает, что быть «не тру» — значит, следовать моде на что-либо, не понимая сути этого и не вдаваясь в подробности. «Неважно, что ты слушаешь, но если ты считаешь себя частью неформальной субкультуры, важно понимать, откуда она происходит, — вторит ему Елена Bonny. — Иначе это позерство».
Действительно, когда готическая субкультура стала популярной, в нее пришли многие из других тусовок: ролевики, металлисты и другие приносили на темные вечеринки «детей ночи» частички своей культуры». Но больше всего многие «настоящие» готы того времени искренне ненавидели поклонниц популярной финской группы HIM с вокалистом по имени Вилле Валло, игравшей музыку в стиле лав-металл, и подобные ей коллективы стали плодиться на отечественной почве в большом количестве.
Леонид Новиков рассказывает о том, как это было:
— Параллельно готическому движению пошла волна всех этих «валлоимитаторов», — вспоминает он. — Мы даже разогревали одну лав-металлическую группу To Die For. Более пьяных финнов я в жизни не видел. Когда мы закончили играть, наша публика вышла из зала, и оказалось, что у них публики почти не осталось. Мы им дали рабочий барабан, педаль, железо, палочки (они их с собой не привезли). Их барабанщик уснул прямо на ударной установке. Так мы его и оставили спать на барабанах. Это такая параллельная туса, вся с черными ногтями, но идейно невыдержанная.
Анна Жавнерович считает, что фанатки группы HIM существовали совершенно отдельно от готической тусовки. Называет их четвертым сортом, даже не «готическими сосалками». «Они на локальные фесты не ходили, их часто встречали на улицах, но на тусовках клубных их почти не было, они побаивались связываться с настоящими готами», — утверждает она.
«Цитадель»
Если говорить о готическом движении на Западе, то за его расцвет во многом стоит благодарить небольшие субкультурные площадки — такие, как легендарный британский клуб Batcave, в котором в 1980-е успели выступить почти все корифеи темной сцены. Это было настоящее логово, где гот чувствовал себя в компании единомышленников.
В России с этим было сложнее. В связи с тем, что никакого коммерческого успеха у российских музыкантов, играющих соответствующую музыку, не было и не могло быть, не было у отечественных готов и постоянного пристанища. В Москве они собирались на Чистых прудах, вместе с другими неформалами, пили алкогольные напитки, знакомились, расставались и попадали в истории, что, конечно, не способствовало культурной составляющей их досуга.
Однако в 2003 году произошло чудо. Администрация Пришвинского района Москвы выделила инициативной группе молодежи подвал в жилом доме (прежде там располагался бар) под некий «молодежный центр». Сейчас сложно сказать, чем было это продиктовано. Подвал назвали «Цитаделью» — вход был оформлен в виде средневековой сторожевой башни.
«Мы зажили конкретной культурной жизнью, которую создавали сами, — вспоминает Александр Горохов. — Делали диджей-сеты и ставили музыку, чтобы люди танцевали». В подвале проводились вечера поэзии и кинопоказы, концерты, а зимой гостей поили там же сваренным глинтвейном.
Впрочем, что неизбежно в такой ситуации, вскоре «Цитадель» приобрела и функции сквота. «Все были молоды, и у всех были свои проблемы, у кого-то не было работы или мало денег», — продолжает Горохов. Поэтому для многих «Цитадель» стала вторым (а то и первым) домом.
«Поскольку это был ужасно неудобный подвал с какими-то уходящими в никуда катакомбами, ужасными лестницами и каморками, естественно, там выпивали и пытались заниматься любовью», — продолжает Горохов. Но главное, по его словам, все же заключалось в том, что в «Цитадель» можно было прийти, увидеть своих знакомых, прекрасно провести время, обсудить новости.
«Поначалу в «Цитадели» все выглядело оптимистично, но люди, которые что-то там могли делать, постепенно отвалились», — рассказывает Юрий Ильин. Он считает, что жизнь в «Цитадели» закономерно пришла к попойкам, сексу и разбитому унитазу в уборной. «Коричневатые ура-патриоты», приходившие в подвал в выделенные им дни, однажды заявились не в то время, произошла драка с довольно серьезным членовредительством. После этого инцидента, в мае 2004 года, власти города отобрали заведение у готической тусовки. Возможно, именно тогда готика в России потеряла свой последний шанс, хотя готические вечеринки только набирали популярность.
Это было и прошло
«Я себя, конечно, не ощущаю причастным к субкультуре, не слушаю готическую музыку, — признается отец-основатель российского готического движения Андрей Наркевич. — Я не был более 10 лет ни на каких вечеринках, мне ничего не нужно, я не общаюсь практически ни с кем из тех, с кем общался раньше». Ему очень нравится то время, однако он не понимает, зачем заниматься развитием темной культуры сейчас. Он считает, что и на Западе субкультура переживает закономерный упадок и скоро отживет свое.
Выступление готик-рок группы Children of the Gun в клубе «Релакс»
Тем не менее почти все старые готы, опрошенные «Лентой.ру», говорят, что для них все продолжается. Для женщины, скрывающейся за ником Carduus, закончилась отчасти форма, внешние проявления, но остались определенные знания, принципы, музыка. Для Люр готическая субкультура продолжает играть большую роль. «Почему? Потому что я же готокоролева и мегатру!» — заявляет оно. Большинство близких друзей Марины Соколовой — это люди, с которыми она познакомилась еще в подростковом возрасте на блог-портале «Записки бедного готика».
«Я всегда, если честно, посмеивался над теми, кто слушает Deep Purple 30 лет подряд», — говорит Андрей Наркевич. Он считает, что интересы, увлечения человека развиваются, меняются, и это нормально, если человек теряет интерес к чему-то и переключается на что-то новое.
«Одна из причин, почему я перестал организовывать вечеринки и заниматься сайтом, — в определенный момент осознал: все, что я слышал в каких-то новых готических альбомах, это сплошные самоповторы», — объясняет Наркевич. И он понял, что движение зашло в тупик.
По его словам, любая субкультура проходит период роста, зенита и упадка. В период упадка остаются какие-то последователи, но есть ли в них смысл — он до конца не уверен. «Мне кажется, что эти люди цепляются за ниточку, за которую не стоит цепляться», — резюмирует Наркевич.
Где та молодая шпана?
Так что же, российская готика действительно закончилась, а «готы в душе» скоро превратятся в обрюзгшие подобия любителей Deep Purple, вырастят детей и станут есть оливье на Новый год в кругу таких же обывателей? Нет, темная субкультура не умерла. Сейчас танцполы клубов продолжает топтать новая молодежь, носящая черное и слушающая мрачную музыку под названием «витчхаус», а также новую волну пост-постпанковых групп — «Сруб», «Буерак» и подобные им.
— Они идейные, но в какую-то странную сторону, — говорит Анна Жавнерович. — Они курят не настоящие сигареты, а вместо саморазрушения — дудка с ароматом персика и клубники. Та, первая, готическая волна состояла из говнарей, металлистов, довольно ограниченных людей в массе своей, таких же, как и презираемые ими фанатки группы HIM. У нынешних юных даркушников больше возможностей, перед ними весь интернет. Это ускорило становление их субкультуры.
У Андрея Наркевича другое мнение. Он считает, что витчхаус — только музыкальный жанр, за которым не стоит какая-то субкультура. «Люди, просто собирающиеся послушать определенную музыку и по какому-то стечению обстоятельств одевающиеся в одежду конкретного цвета — черного, красного или оранжевого — не являются сплоченной общностью», — утверждает он.
Анна Жавнерович с ним не согласна. «Идеология за всем этим стоит элементарная, от противного. Протестная идеология. Это протест против нас, тридцатилетних, отплясавших свое в почившей «Солянке» и засевших в крафтовых бургерных и хинкальных в подвернутых штанах, — возражает она. — Для малолетних «вичуганов» старые готы — то же самое, что наши старшие родственники со своими майонезными застольями. Они же переживают эмоции, живут чувствами и ставят это незамутненное здесь и сейчас во главу угла».