гото предестинация в воронеже почему так назвали
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Департамент культуры
Воронежской области
Государственное бюджетное
учреждение культуры
Воронежской области
История корабля
«Гото Предестинация» (или «Божье Предвидение») — первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Судно было заложено 19 (29) ноября 1698 г. на верфи Воронежа. Строительством корабля руководил Петр Алексеевич, а в его отсутствии за строительством наблюдали два русских корабельных мастера Федосей Скляев и Лукьян Верещагин.
В проект корабля царь лично внес немало новинок. Киль «Гото Предестинации» состоял из двух брусьев, скрепленных подвижными ершами, что давало важное преимущество при посадке на мель. В иностранных флотах подобное новшество появилось только через 140 лет.
Капитанами корабля в разное время были иностранец Стамати Камер, швед Отто Крестьян, датчанин Нанингъ Генрих, голландец Шхонъ Симон. Команду корабля составляли новобранцы, впервые ставшие матросами, а не приглашенные иностранцы как делалось раньше. Общее количество членов экипажа 253 человека. По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя батарейными палубами, несущий 58 пушек, соответствовал IV рангу.
27 апреля 1700 г. на верфи Воронежского адмиралтейства в присутствии высших чинов государства и иностранных послов «Гото Предестинация» была спущена на воду. 17 апреля 1702 г. корабль был переведен к устью р. Воронеж, а в 1705 г. установлен на камели (плавучий док).
Военно-морская служба «Гото Предестинации» начинается с 1710 г., когда корабль был приведен на камелях в город Азов. В июне 1711 г. «Гото Предестинация» находилась в Таганроге в эскадре Корнелия Крюйса, где участвовала в блокировании азовского побережья от подхода турецкого галерного флота. В июле 1711 г. Петр I сообщил своему азовскому губернатору Ф. М. Апраксину о мире с турками и приказал перевести «Гото Предестинацию» в Санкт-Петербург. В инструкции Апраксину было сказано: «Спешить, но не избегать врага, поступать военным манером с пиратами Средиземного моря, чтобы чести флага не уронить». 14 (25) апреля 1712 г. «Гото Предестинация» прибыла в Константинополь вместе с кораблем «Ластка» и шнявами «Лизет», и «Мункер». Турки отказались пропустить русские суда через укрепления Босфора, и с разрешения Петра Апраксин счел выгодным продать «Гото Предестинациию» с другими судами Азовского военного флота за 26 167 венецианских червонцев (цехинов).
Легендарная «Гото Предестинация» появилась ровно 321 год назад
27 апреля 1700 года на воду был спущен уникальный 58-пушечный корабль
Читать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
Первый неудачный Азовский поход, который сам Пётр I называл «походом о невзятии Азова», доказал необходимость создания российского флота для противодействия турецкому. Лучшим местом для кораблестроения русский государь посчитал Воронеж. 29 февраля 1696 года царь впервые прибыл сюда.
С 1 марта началось строительство верфи, и уже 2 апреля на воду были спущены первые галеры. В мае корабли партиями двинулись по Дону на Азов. Всего в поход отправилось 23 галеры и 4 брандера. 19 июля победа была одержана, крепость взята.
Для дальнейших морских завоеваний требовался флот посерьёзнее. «Морским судам быть!» — решил Пётр I, и Воронеж снова стал чуть ли не самым оживлённым местом России. Со всей страны сюда ехали плотники, столяры, кузнецы, резчики.
Сам же государь в 1697 — 1698 годах отправился в составе Великого посольства в Европу. В Голландии он сразу посетил центр кораблестроения — город Саардам, где ознакомился с верфями и поработал на них топором. А в Амстердаме русского царя вообще зачислили на верфь Ост-Индской компании. Когда фрегат, над сооружением которого в числе прочих трудился и Пётр I, был спущен на воду, ученикам дали свидетельства об овладении мастерством. Аттестат гласил, что Пётр Михайлов «был прилежным и разумным плотником», научился выполнять различные операции кораблестроителя, а также изучил «корабельную архитектуру и черчение планов», столь основательно, «сколько сами разумеем».
С этими знаниями Пётр I вернулся в Россию и тут же их применил: 19 ноября 1698 года заложил на верфи в Воронеже 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). Его киль имел уникальную для того времени конструкцию, способную предотвратить течь в корпусе корабля при ударе о грунт.
Корабль был готов к началу апреля 1700 года. В реке в это время был низкий уровень воды, и потому торжественный спуск «Предестинации» задержался. Состоялся он 27 апреля — ровно 321 год назад. Из Москвы прибыли на церемонию сын Петра I царевич Алексей, сестра Наталья, бояре, иностранцы.
По словам голландского путешественника де Брюина отделка кают поражала роскошью — они были покрыты ореховым деревом. Корма корабля была украшена скульптурными изображениями и богатой резной работой, которая являлась обязательной принадлежностью всех судов того времени.
Сам Пётр I оценивал построенный им корабль как «…весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный».
В 2011 году на Павловском судостроительно-ремонтном заводе состоялась торжественная церемония закладки копии «Гото Предестинации». Павловские мастера делали металлический низ корабля. Деревянный верх был изготовлен на Петрозаводской судоверфи в Карелии. Корпус разбирали на 58 секций, перевозили в Воронеж и снова собирали, но уже на плаву — на нижней металлической части. Её с помощью 2 буксиров доставили по рекам Дон и Воронеж в Воронежское водохранилище 25 июля 2013 года.
27 июля 2014 года после трёхлетней работы корабль был спущен на воду. (Пётр I строил «Гото Предестинацию» два).
Сейчас красавица копия пришвартована в том самом месте, где три сотни лет назад зародился оригинал — у Успенского Адмиралтейского храма. В корабле действует музей военно-морского флота.
Подробнее о том, где в Воронеже находился шатёр Петра I, какой инструмент для кораблестроительных работ закупали аж в Швеции, за что казнили и как наказывали воронежцев в те времена, читайте в полной версии материала в «МОЁ! Плюс».
Если вы хотите, чтобы ваши сообщения публиковались на «МОЁ! Online» без предварительной модерации, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
= 1 комментарий в режиме инкогнито
Использование режима инкогнито не даёт права нарушать правила общения на сайте!
Сетевое издание, зарегистрировано 30.12.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-60431 от 30.12.2014 г.
Учредитель: ООО «Издательский дом «Свободная пресса»
Главный редактор редакции «МОЁ!»-«МОЁ! Online» — Ирина Викторовна Булгакова
Редактор отдела новостей «МОЁ! Online» — Полина Александровна Листопад
Адрес редакции: 394049 г. Воронеж, ул. Л.Рябцевой, 54
Телефоны редакции: (473) 267-94-00, 264-93-98
Мнения авторов статей, опубликованных на портале «МОЁ! Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ!» и портала «МОЁ! Online».
Есть интересная новость?
Звоните: (473) 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web@kpv.ru, moe@kpv.ru
По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь:
или по телефону в Воронеже: (473) 267-94-13, 267-94-11, 267-94-08, 267-94-07, 267-94-06, 267-94-05
Подписка на новости: RSS
Наш партнёр:
Альянс руководителей
региональных СМИ России
Данные погоды предоставляются сервисом
Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2021. Любые материалы, размещенные на портале «МОЁ! Online» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права. Права ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «МОЁ! Online», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник. Все вопросы можно задать по адресу web@kpv.ru. В рубрике «От первого лица» публикуются сообщения в рамках контрактов об информационном сотрудничестве между редакцией «МОЁ! Online» и органами власти. Материалы рубрик «Новости партнёров» и «Будь в курсе» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы. Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение.
Хроники РИА «Воронеж»: «Гото Предестинация»
Хроники РИА «Воронеж»: «Гото Предестинация»
В воскресенье, 27 июля, в День военно-морского флота, в Воронеже торжественно открылся корабль-музей «Гото Предестинация». Над судном подняли триколор, а торжества на берегу продлятся с утра до вечера. История современного двойника первого русского линейного корабля – в обзорном тексте РИА «Воронеж».
XVII век. Предвидение Петра
Старинный 58-пушечный линкор построили по проекту Петра I, некоторыми работами император руководил лично. Он же назвал судно «Гото Предестинацией», «Божьим Предвидением» – от немецкого Gott, «Бог», и латинского praedestinatio, «предопределение». В целом строительство шло под руководством известного в будущем корабельного мастера Федосея Скляева. Работы начались осенью 1698 года, а весной 1700 года корабль спустили на воду. «Гото Предестинация» стал первым русским кораблем, в создании которого не принимали участия иностранные мастера.
Первый российский двупалубный линкор был в длину 38 м, в высоту – около 40 м. На создание корабля Петр I не жалел денег. «Гото Предестинация» был украшен резьбой и барельефами в стиле барокко. Капитанская каюта была отделана орешником. На корме охристого цвета – фигура скорпиона. Нос украшали лев в короне, ангелы, дельфины.
Даже на портах для пушек были позолоченные венки, а борта корабельных шлюпок украшала резьба, рассказал в 2010 году нашим коллегам из «Коммунара» историк, член рабочей группы проекта «Воронежская адмиралтейская верфь» капитан первого ранга Валерий Расторгуев.
«Гото Предестинация» воевал на Азове. В 1712 году его продали туркам и переименовали в «Московский капудание». В 1718 году линкор признали непригодным и продали на слом.
2009-2010 годы. Возвращение легенды
Идею воссоздать «Гото Предестинацию» озвучил в конце 2009 года глава региона Алексей Гордеев. Он заявил, что корабль станет музеем военно-морского флота и будет не закрепленным на одном месте экспонатом, а сможет курсировать по акватории Воронежского водохранилищ. Помимо самого судна проект предполагал обустройство береговых сооружений – создание историко-культурного комплекса «Воронежская адмиралтейская верфь».
Фото Михаил Кирьянов
Зимой 2010 года рабочая группа приступила к созданию чертежей на основе архивных документов. Однако большинство документов той эпохи, касавшихся постройки первого линкора не сохранились. При создании копии петровского корабля использовались записки из госархива, а также картины и гравюры тех времен, в том числе наиболее детальную акварель картографа Бергмана.
Он зарисовал корабль с натуры по просьбе Петра I. Модель линкора выставлена в Воронежском краеведческом музее. Копия «Божьего Предвидения» стала боле современной: на линкоре появилось машинное отделение, и парусник стал самоходным.
Фото Андрей Архипов
В июле того же года, во время первого в Воронеже совещания Морской коллегии при Правительстве РФ, на Адмиралтейской площади колокололитейный завод Анисимова (фирма «Вера») отлили корабельную рынду, судовой колокол – это стало символической точкой отсчета строительства «Гото Предестинации».
В ноябре, к 425-летию Воронежа, Центробанк выпустил юбилейную золотую монету 999 пробы номиналом 1000 рублей с изображением «Гото Предестинации». Всего таких коллекционных «тысячерублевок» изготовили 500 штук.
В январе 2011 года региональные власти объявили открытый аукцион на право строительства действующей копии корабля. Начальная стоимостьконтракта составила 300 млн рублей.
2011-2013 годы. Две верфи для «Гото»
Взяться за масштабную работу были готовы многие, в том числе иностранные компании. Но победителем оказался судостроительный завод в Павловске Воронежской области. В середине июня 2011 года здесь прошла церемония закладки точной копии первого 58 пушечного линейного корабля российского флота «Гото Предестинация».
– Этот город заслуживает того, чтобы здесь был восстановлен спроектированный Петром I корабль – первые верфи появились именно в Павловске, – сказал на церемонии закладки Алексей Гордеев.
Действительно, 300 лет назад, в 1711 году, в Павловске на вновь основанной верфи было построено три первых военных корабля.
Фото с официального сайта верфи «Варяг»
В Павловске делали металлическое основание «Гото Предестинации». Деревянный корпус изготавливала верфь «Варяг» в Карелии. Она специализируется на строительстве исторических кораблей. Как рассказал журналистам РИА «Воронеж» директор верфи «Варяг» Павел Мартюков, работать над копией линкора было труднее, чем над другими заказами.
По его словам, такой большой парусник – первый в истории новой России. Кроме того, у нового «Гото» был конкретный прототип, но данных об оригинальном корабле сохранилось немного.
– Петр I был человеком творческим. Он взял в качестве прототипа английский корабль, мачты выполнил по голландским пропорциям, а некоторые элементы судостроители заимствовали из Венеции. Нам надо было поставить себя на место рабочих того времени и понять, какого стиля была та или иная деталь. Словом, было непросто, но признаюсь, я доволен результатом. Я смотрю на корабль – он правильный. Мне кажется, Петру I он бы понравился.
Работа на обоих верфях шла около двух лет. В июле 2013 года металлический корпус будущего плавучего музея отправился в первое плавание от причала павловского судоремонтно-судостроительного завода вверх по течению Дона в Воронеж. Его буксировали два теплохода со скоростью 4-5 км/ч.
Фото Леся Полякова
Через четыре дня корабль добрался до Воронежа.
2013 год. Линкор в воронежской гавани
Фото Леся Полякова
Еще сутки потребовались, чтобы пригнать металлический корпус будущей «Гото Предестинации» к Адмиралтейской площади, где корабль встал на якорь на дострой.
Фото с сайта верфи «Варяг»
В конце августа 2013 года в Воронеж из Петрозаводска начали переправлять деревянный корпус «Божьего Предвидения». Копию петровского линейного корабля разобрали более чем на 30 секций. Для их транспортировки в Воронеж потребовалось три десятка 12-метровых большегрузов. Каждый рейс продолжался почти два дня.
Деревянный корпус корабля строили 25 рабочих верфи «Варяг». Главным отличием копии «Гото Предестинации» в том, что она выполнена не из дуба, каким был оригинал, а из нижней части ствола карельской сосны с использованием специальных пропиток, в том числе противопожарных.
– В то время, когда строили линкор Петра I, корабельных дубов в империи росло больше. Впрочем, с учетом современных средств защиты дерева сосна вполне может сравниться по качеству с дубом XVII-XVIII веков, – пояснил корреспонденту РИА «Воронеж» директор верфи Павел Мартюков.
Фото Михаил Кирьянов
Впервые увидеть очертания будущего корабля-музея воронежцы смогли в сентябре на День города-2013, когда в честь праздника открыли импровизированную верфь, строительную площадку. Однако на палубу горожан не пускали, так как работы были в самом разгаре.
Фото Роман Демьяненко
Монтаж деревянного корпуса продолжался всю зиму.
Фото пресс-центр правительства Воронежской области
Весной-2014 началось благоустройство берега вблизи стоянки «Гото Предестинации». В проекте предусмотрены информационный киоск, понтонный причал для швартовки корабля, лавочки, туалеты, озеленение территории, а также сети коммуникаций.
Фото Роман Демьяненко
Параллельно продолжались и работы на самом корабле – началась установка мачт. По словам начальника техотдела Павловского судоремонтно-судостроительного завода Александр Щеглов, который руководит строительством корабля, высота фок-мачты, первой мачты, которую установили, – 36 м, грот-мачты – около 40 м.
2014 год. Новая миссия «Гото Предестинации»
Фото пресс-центр правительства Воронежской области
В апреле врио руководителя регионального департамента культуры и архивного дела Елена Ищенко сообщила, что экспозицию корабля-музея «Гото Предестинация» составят более 730 предметов.
Фото Михаил Кирьянов
А экскурсии на корабле музейные работники будут проводить в костюмах Петровской эпохи. Однако экипаж, в том числе капитан, будут одеты по-современному, чтобы «не перенасыщать экспозицию».
Фото пресс-центр правительства Воронежской области
Предполагается, что корабль будет поднимать паруса дважды в год – на День ВМФ и День города. По техническим условиям корабль с парусами не сможет стоять у берега, их просто оторвет ветром доложил начальник техотдела Павловского судоремонтно-судостроительного завода Александр Щеглов, который руководит строительством корабля врио губернатора Алексею Гордееву во время майской инспекции корабля.
Фото Андрей Архипов
В июне напротив Адмиралтейской церкви спустили на воду причальный понтон для корабля «Гото Предестинация», главный элемент причального комплекса.
Фото Михаил Кирьянов
В начале июля «Божье Предвидение» вышел в первое плавание – на ходовые испытания.
Экспозиция музея станет доступна для посещений ориентировочно ко Дню города в сентябре.
Символ Воронежа. Как «Гото Предестинация» вернула городу славу колыбели русского флота
Копию линейного корабля спустили на воду 5 лет назад.
Для просмотра видео включите поддержку javascript в браузере, или используйте браузер, который поддерживает HTML5 видео
Копия первого российского линейного корабля в этом году отмечает маленький юбилей. Современную «Гото Предестинацию» спустили на воду Воронежского водохранилища 5 лет назад. Воссоздали корабль за три года – это почти в два раза дольше, чем заняло строительство такого же судна во времена Петра Великого. Сам же оригинал в следующем году тоже празднует юбилей – 320 лет со дня ввода в эксплуатацию.
Современная «Гото Предестинация» внешне – точная копия оригинала, но младше своего предшественника более чем на 3 сотни лет. Первый российский линейный корабль спустили на реку Воронеж в 1700 году. Интерьер, правда, тут наверняка отличается – о нём сохранилось мало описаний. Одно известно точно – судно было заполнено как муравейник. Во время военных действий здесь служили более 250 человек.
«Гото Предестинация» – корабль действующий. И даже пушки здесь настоящие. Каждая калибром 3 фунта. Правда, залп из них слышен был только один раз. На открытии судна.
Действующих пушек здесь сейчас 8. Остальные – бутафория. У оригинала было 56 боевых орудий. Ходит современный корабль в отличие от предшественника не под парусами – внутри стоит дизельный двигатель. И хотя до таких инженерных новшеств три века назад было ещё далеко, удивляли другим.
– Киль «Гото Предестинации» состоял из двух брусьев подвижных, скреплённых между собой ершами. Какое преимущество давало это устройство. Если корабль садился на мель, нижний киль скользил и отстегивался. То есть, корабль мог идти дальше, не получив пробоины. Подобное новшество в иностранных флотах появится уже спустя 140 лет. В Англии это появится уже на закате парусного флота. А у нас начало 18 века, изобретатель царь Пётр Первый, – рассказала заведующая отделом истории создания ВМФ Воронежского областного краеведческого музея Елена Селезнёва.
Первый памятный знак «Гото Предестинации» в Воронеже появился в 1996 году. Стальную доску на Успенском адмиралтейском храме установили по инициативе краеведов. Цена вопроса, рассказывают, была небольшая – сотрудники одного из заводов изготовили её за бутылку горячительного напитка.
– 19 ноября Петр Первый прибыл в Воронеж. И так заложили на государственном адмиралтействе, которое находилось рядом с церковью этот корабль. И так он назвал его – «Божье предвидение». А второе название по латыни «Гото Предестинация».
Здание Успенского адмиралтейского храма – единственное в Воронеже, сохранившееся со времён Петра Первого. Рядом с ним и зарождался военно-морской флот страны. По данным краеведов, с 1695 по 1712 годы на территории Воронежского адмиралтейства было создано более тысячи кораблей. Не считая различных вспомогательных судов. Для тех времён цифра фантастическая. Между тем, Родиной ВМФ Воронеж долго не признавали. Одно из доказательств – морской устав петровских времён. В документе тогда сообщили – в Воронеж созывают европейских специалистов.
«Усмотрено место к корабельному строению угодное на реке Воронеж, под городом того же имени. Призваны из Голландии мастера и в 1696 году началось новое в России дело, строение великим иждивением кораблей, галер и прочих судов».
– Здесь был создан сильнейший флот Европы. Отсюда все традиции морские появились. Это отдельный город на воде. И по моим подсчётам, если до начала кораблестроения Воронеж насчитывал где-то 10-12 тыс. человек, то с началом строительных работ в самом Воронеже и окрестностях проживало около 200 тыс. человек. Сравнить с Москвой – там на тот момент насчитывалось где-то около 25-27 тыс. человек, – отметил краевед Валерий Расторгуев.
Между тем, помимо «Гото Предестинации» в Воронеже могут появиться и другие «морские» памятники. Краеведы планируют создать целую Аллею морской славы – с монументами и памятными досками воронежцам, которые в разное время внесли вклад в развитие военного флота. Сейчас ищут место. Впрочем, надеются, что они всё же появятся где-то неподалеку от Адмиралтейской площади.