государство воздействует на характер распределения доходов в экономике такими способами как

1. Правовая функция государства заключается в создании, развитии и поддержании правовых основ функционирования экономики.

Действуя от имени и в интересах общества в целом, государство устанавливает общеобязательные правила поведения экономических агентов, институционально закрепляет их в форме законов и других нормативно-правовых актов, а также осуществляет контроль за их соблюдением.

Государство гарантирует соблюдение прав собственности, законодательно регулирует статус различных субъектов рынка, определяет их взаимные права и обязанности, а также устанавливает круг допустимых видов экономической деятельности. Оно обладает монопольным правом арбитра в конечной инстанции.

Государственные власти применяют различные виды санкций (административные, финансовые и т.п.), реализуя тем самым законное право принуждения.

· решения верхнего уровня определяют общие приоритеты и направления использования государственных средств. Они формируют стратегию экономической политики страны на несколько лет вперед в виде концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу (на 10 лет), а также среднесрочных программ развития страны, разрабатываемых на период от 3 до 5 лет;

3. Перераспределение. Содержание перераспределительной функции государства заключается в изменении тех пропорций распределения доходов и богатства в обществе, которые складываются в рамках рыночной системы, с целях достижения социальной справедливости.

Государство может воздействовать на характер распределения доходов в экономике двумя основными способами:

· путем косвенного регулирования экономики, например, гарантирование цен сельскохозяйственным производителям, законодательство о минимальных ставках заработной платы, налоговые мероприятия (введение прогрессивного подоходного налога с целью изменить распределение доходов в пользу бедных слоев населения). Однако, как отмечают многие исследователи, подобные методы регулирования имеют ограниченное влияние на размеры доходов различных социальных групп;

Любые программы перераспределения требует затрат на его организацию, причем эти затраты растут с увеличением масштабов таких программ. Более масштабное перераспределение требует ужесточения контроля за высокими доходами, а также обоснования и учета дополнительных категорий получателей пособий.

В силу этих и других причин в разных странах периодически проводятся реформы, направленные на сокращение и оптимизацию перераспределительных программ. Их проведение требует глубокого обоснования и наличия политической воли, поскольку подобные реформы относятся к числу непопулярных мер и могут встретить серьезное сопротивление в обществе.

4. Стабилизационная функция государства. Заключается в поддержании устойчивости основных параметров экономики (объема производства, занятости, инвестиций, денежной массы, курса национальной валюты и др.) за счет государственных ресурсов. Задачей государства является сглаживание естественных колебаний рыночной системы с целью обеспечения стабильности в экономике и обществе.

Необходимость проведения стабилизационной политики государства определяется следующими основными моментами. Интересы отдельных фирм и общества в целом могут не совпадать. То, что является положительной тенденцией с точки зрения фирмы (например, массовый приток в страну дешевой рабочей силы из соседних государств), для страны в целом может быть нежелательно. Частные фирмы не могут брать на себя обязательства, выходящие за пределы сферы их деятельности. Они не могут самостоятельно регулировать уровень инфляции, безработицы, темпы роста ВВП и другие макроэкономические пропорции. Однако, они учитывают эти показатели при планировании бизнеса и чутко реагируют на изменения макроэкономической ситуации. Именно поэтому регулирование экономической системы с позиции общенациональных интересов – это задача государства.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Механизм распределения доходов состоит из трех блоков.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Тема 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Рыночный механизм распределения, регулирования и дифференциации доходов.

Способы изменения дифференциации доходов.

Исходные положения концепции реформы распределения.

Пенсионная система в РФ.

Начало рыночных реформ в России сопровождалось не только падением реального среднего уровня населения, но и нарастающими масштабами неравенства в их распределении. За годы реформ произошли кардинальные изменения в распределении доходов и национального богатства страны между различными слоями населения России. Появляется необходимость в «косвенном» регулировании хозяйственных отношений со стороны государства.

Хозяйственные отношения между людьми существуют столько, сколько существует человеческое общество. Однако здесь уже присутствовало определение суждения относительно способов и методов хозяйствования, таких как производство, распределение, обмен и потребление. Как и во всяком производственном отношении в распределении можно выделить материально-вещественное содержание (распределение продукта) и социальную форму (отношения между людьми по поводу этого процесса). Распределение из натурально-вещественной формы продукта (натуральное хозяйство – распределяется между участниками производства) переходит в распределение стоимости от реализации продукта, т. е. распределение дохода.

Формирование и распределение доходов в условиях рынка строятся на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на предлагаемый ресурс и предложения этого ресурса на рынке. Собственники рабочей силы, участвующие в производственной деятельности, получают доходы в зависимости от качества и количества выполненной работы. Собственники средств, производства и денежного капитала получают доход в зависимости от величины собственности в денежном выражении и условий ее реализации. Эти формы доходов представляют собой прибыль и процент. Владелец получает доход в форме арендной платы за предоставляемую арендатору землю для соответствующего использования. В основе распределения доходов в рыночной экономике лежит распределение, диктуемое собственностью на средства производства и рабочую силу.

В условиях товарного производства материально-вещественное распределение продукта остается материальной основой распределения, но начинает носить внутрипроизводственный характер. В структуре распределительных отношений выделяются следующие уровни:

• распределение орудий производства – предмет анализа рынков капитала;

• распределение членов общества по родам производства – предмет анализа рынка труда;

• распределение продукта – предметов потребления между участниками производства – предмета анализа распределения доходов в обществе.

Формирование и распределение доходов в рыночной экономике происходит при непосредственном участии государства, которое практически во всех экономически развитых странах осуществляет государственное регулирование этими процессами.

В экономической теории сложились два подхода к распределению доходов:

1. Функциональный, в соответствии с которым выделяется функциональное или факториальное, горизонтальное распределение – в зависимости от выполняемой каждым фактором производства функции в процессе производства:

заработная плата – за работу, рента и процент – за ресурсы, находящиеся в чьей-то собственности, прибыль – предпринимательский доход.

2. Персональный – персональное (личное), вертикальное распределение доходов, т. е. распределение доходов среди домохозяйств.

Функциональное распределение характеризует распределение между факторами производства, прежде всего, между трудом и капиталом. Под доходами каждого фактора понимается доля его участия в производственном продукте и произведенной прибыли. Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используются показатели номинального и реального дохода. Номинальный доход – это количество денег, полученное в определенный период отдельным лицом. Если из этого дохода вычесть налоги и обязательные платежи, то мы получим располагаемый доход, который будет использован на потребление и накопление.

Роль распределения в экономической системе определяется выполняемыми распределением функциями:

1. Первичное распределение (на основе собственности);

2. Вторичное распределение (государство может воздействовать на характер распределения доходов в экономике двумя основными способами:

• во-первых, путем косвенного регулирования экономики. Примеры подобного регулирования очень разнообразны. К ним относятся, например, гарантирование цен сельскохозяйственным производителям, законодательство о минимальных ставках заработной платы, налоговые мероприятия (введение прогрессивного подоходного налога с целью изменить распределение доходов в пользу бедных слоев населения). Однако, как отмечают многие исследователи, подобные методы регулирования имеют ограниченное влияние на размеры доходов различных социальных групп;

во-вторых, с помощью трансфертных платежей пенсий, пособий, стипендий и других форм выплат, выплачиваемых за счет государства. Специфика данной формы регулирования состоит в том, что трансфертные платежи являются нерыночными доходами. Они предназначены тем социальным группам, которые полностью или частично исключены из рыночного механизма распределения доходов. Следовательно, их наличие не корректирует, а дополняет работу рыночной системы;

3. перераспределение (осуществляется с помощью государства, фондов, финансовых институтов). Содержание перераспределительной функции государства заключается в изменении тех пропорций распределения доходов и богатства в обществе, которые складываются в рамках рыночной системы, в целях достижения социальной справедливости. Конкуренция в условиях свободной рыночной экономики представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на ее основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем это желательно для общества. Чрезмерное имущественное расслоение населения может порождать социальные конфликты и, как следствие, несет угрозу для стабильного развития страны.

Практически любое вмешательство государства в экономику оказывает влияние на благосостояние граждан. Например, ограничение или поддержка определенных видов хозяйственной деятельности, введение налогов или расширение бюджетных расходов приводят к тому, что доходы одних категорий населения растут, а других – снижаются. Перераспределение доходов далеко не всегда является целенаправленным и может быть вызвано применением мер, преследующих совсем иные задачи.

Власти демократических стран стремятся к тому, чтобы общество оценивало государственные программы перераспределения как справедливые. Перераспределение основано на изъятии доходов у определенных категорий населения, что в свою очередь предполагает принуждение. Оно не может быть эффективным при отсутствии общественной поддержки.

Однако перераспределительные программы имеют не только позитивные, но и негативные последствия. Они снижают стимулы к труду у получателей социальных пособий. Например, определенные категории населения предпочитают не искать работу, а жить на пособия по безработице. Таким образом, осуществление государственных выплат в пользу ущемленных социальных групп может увеличить их численность, что неэффективно с точки зрения экономики в целом. Перераспределение оказывает дестимулирующее влияние на тех, кто трудится с большей производительностью и соответственно получает большие доходы. В частности, введение повышенного налогообложения самых высоких доходов означает, что обеспеченные категории населения будут все больше стремиться к уклонению от налогов. В итоге, чрезмерное стремление к перераспределению доходов может подорвать его собственную основу. Наконец, любые программы перераспределения требуют затрат на его организацию, причем эти затраты растут с увеличением масштабов таких программ. Более масштабное перераспределение требует ужесточения контроля за высокими доходами, а также обоснования и учета дополнительных категорий получателей пособий.

В силу этих и других причин в разных странах периодически проводятся реформы, направленные на сокращение и оптимизацию перераспределительных программ. Их проведение требует глубокого обоснования и наличия политической воли, поскольку подобные реформы относятся к числу непопулярных мер и могут встретить серьезное сопротивление.

Механизм распределения доходов состоит из трех блоков.

Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.

Второй блок – это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным вмешательством в процесс рыночного, социально индифферентного распределения доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов.

Третий блок – распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой.

Особенности распределения в переходной экономике определяет третий блок распределительных механизмов в силу его высокой «эффективности». Это обусловлено существенными институциональными изменениями. Традиционно выделяются два институциональных условия, выступающих необходимой основой формирования рынков: институт частной собственности и свобода заключения контрактов (вернее, их конкурентное заключение, предусматривающее выбор способа контрактации). Относительно низкие доходы большинства наемных работников в России определяются отсутствием институциональной составляющей, необходимой для развитого рынка труда.

Распределение доходов также зависит от того, кто выступает в качестве институционального инноватора. Например, на российском рынке труда основным институциональным инноватором является государство. Это обусловлено в первую очередь тем, что почти половина (49%) занятых нанимается государством, а также неорганизованностью и отсутствием реальной конкурентной силы у предложения труда и представляющих его профсоюзов. Фиксируя низкий уровень оплаты (с законодательным установлением и регулированием минимальной оплаты труда) в госсекторе и ограничивая заработную плату в предпринимательском секторе высокими налогами на фонд заработной платы (единый социальный налог), государство тем самым стимулирует создание, наряду с легальным, сопоставимых по емкости теневого рынка, а также рынка вторичной занятости.

Решение комплекса вопросов по социальной защите населения рассматривается в рамках реализации следующих принципов.

Во-первых, государственная социальная защита должна быть гарантирована любому гражданину страны во всех принимаемых юридических законах социально-экономической направленности. Это создает определенную стабильность положения каждого человека, если такая политика не носит разовый характер.

Во-вторых, социальная защита предполагает дифференцированный доход к различным категориям граждан. Меры по социальной защите инвалидов и здоровых трудоспособных людей не могут быть одинаковыми и теми же, они должны быть различными. Если первым необходима социальная защита и полное обеспечение, то вторым государство должно гарантировать возможность пользовать свои способности в трудовой деятельности.

В-третьих, в целях своевременной реакции на изменения экономической конъюктуры в стране необходимы меры предупреждающего характера. Особенно относятся к индексации доходов населения в периоды роста инфляции.

Источниками средств социальной защиты предусматривается использование государственного бюджета, средств работодателя и других средств из благотворительных фондов.

Источник

Основные проблемы, изучаемые макроэкономикой

Главная > Контрольная работа >Экономика

При производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой «третьей стороной» выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения.

Сегодня государство использует либо метод прямого контроля, либо финансовые стимулы для того, чтобы заставить фирмы снизить уровень вредных побочных эффектов или увеличить благоприятную для общества и окружающей среды деятельность.

Охрана окружающей среды – это глобальная проблема, захватывающая интерес всего мира, так как невозможно даже в крупной стране локализовать вредные последствия развития производства. Поэтому в настоящее время в области экологии развивается международное сотрудничество, многие проблемы решаются путём совместных действий различных государств.

Перераспределение доходов относится к числу некоторые экономических задач правительства, и имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. А так же является одной из экономических функций государства.

Содержание перераспределительной функции государства заключается в изменении тех пропорций распределения доходов и богатства в обществе, которые складываются в рамках рыночной системы, с целях достижения социальной справедливости. Конкуренция в условиях свободной рыночной экономики представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на ее основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем это желательно для общества. Чрезмерное имущественное расслоение населения может порождать социальные конфликты и, как следствие, несет угрозу для стабильного развития страны.

Государство может воздействовать на характер распределения доходов в экономике двумя основными способами:

во-первых, путем косвенного регулирования экономики. Примеры подобного регулирования очень разнообразны. К ним относятся, например, гарантирование цен сельскохозяйственным производителям, законодательство о минимальных ставках заработной платы, налоговые мероприятия (введение прогрессивного подоходного налога с целью изменить распределение доходов в пользу бедных слоев населения). Однако, как отмечают многие исследователи, подобные методы регулирования имеют ограниченное влияние на размеры доходов различных социальных групп;

Власти демократических стран стремятся к тому, чтобы общество оценивало государственные программы перераспределения как справедливые. Перераспределение основано на изъятии доходов у определенных категорий населения, что в свою очередь предполагает принуждение. Оно не может быть эффективным при отсутствии общественной поддержки.

Однако, перераспределительные программы имеют не только позитивные, но и негативные последствия. Они снижают стимулы к труду у получателей социальных пособий. Например, определенные категории населения предпочитают не искать работу, а жить на пособия по безработице. Таким образом, осуществление государственных выплат в пользу ущемленных социальных групп может увеличить их численность, что неэффективно с точки зрения экономики в целом. Перераспределение оказывает дестимулирующее влияние на тех, кто трудится с большей производительностью и соответственно получает большие доходы. В частности, введение повышенного налогообложения самых высоких доходов означает, что обеспеченные категории населения будут все больше стремиться к уклонению от налогов. В итоге чрезмерное стремление к перераспределению доходов может подорвать его собственную основу. Наконец, любые программы перераспределения требует затрат на его организацию, причем эти затраты растут с увеличением масштабов таких программ. Более масштабное перераспределение требует ужесточения контроля за высокими доходами, а также обоснования и учета дополнительных категорий получателей пособий.

В силу этих и других причин в разных странах периодически проводятся реформы, направленные на сокращение и оптимизацию перераспределительных программ. Их проведение требует глубокого обоснования и наличия политической воли, поскольку подобные реформы относятся к числу непопулярных мер и могут встретить серьезное сопротивление в обществе.

В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.

Государство может помогать отдельным группам населения. К примеру, оно может предоставлять субсидию на первый взнос при покупке жилья.

Самая новая и в некоторых отношениях самая важная функция государства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, т. е. помогать частной экономики обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен.

Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень цен производства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объёма расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов.

Существуют две неблагоприятные ситуации:

— Инфляция. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объём совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно может этого достигнуть главным образом сокращением собственных расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.

Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: ее подъемы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.

Макроэкономика рассматривает как изменение объемов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.

Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

— определение объема и структуры национального продукта и НД;

— выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;

— анализ природы инфляции;

— изучение механизма и факторов экономического роста;

— рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

— исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

— теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

По сути, все современные макроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование, то есть в их основе лежат определенные поведенческие микроэкономические модели, результаты которых агрегируются и затем исследуются на макроуровне. Основным проблемным местом остается теория агрегирования, которая также активно развивается. Агрегирование необходимо не только в теории, но и на практике (при сборе и обработке статистических данных, которые составляют основу для эмпирического анализа). В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее. Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.

Изучив курс можно сделать следующие выводы:

• Макроэкономический анализ тесно взаимосвязан с микроэкономическим анализом, являющимся для него базой, что обусловлено единством экономических процессов в масштабе экономики в целом.

• В отличие от долгосрочной перспективы, в которой динамика макропоказателей носит поступательный характер, в краткосрочной перспективе она является возвратно-поступательной, проявляясь их значительными колебаниями.

• Базовая макроэкономическая модель позволяет сформулировать предпосылки нестабильности и условия, однако единого подхода к управлению стабильностью не существует.

6. Список используемой литературы

Виноградов В.В. Экономика России – М: Юристъ, 2002.

Ермишин П.Г. Основы экономической теории – М: 1994.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *