господи я так его люблю
О, Господи, я так его люблю. Музыка и исп. ЕЛЕНЫ МИЛЕНСКИ
О, Господи, я так его люблю,
И в ярости, и в нежных воплощеньях.
Я кланяюсь тому календарю,
Что начертал тот день для возвращенья.
О, Господи,
я так его люблю.
Теперь расплата? Прерван тот полет
Над радугой надежд и впечатлений.
Все позади: и жар огня, и лед,
И шествие удач без огорчений.
О, Господи,
я так его люблю.
Он рисовал меня, но я не та.
Но пусть тот образ украшает память.
А та любовь – сплошная маета,
С тех первых встреч, как лед пыталась таять.
О, Господи.
я так его люблю.
Рейтинг работы: 32
Количество отзывов: 5
Количество сообщений: 8
Количество просмотров: 734
Добавили MP3 в избранное: 1
© 10.12.2009г. Юрий Слыжов
Свидетельство о публикации: izba-2009-127422
Толю сегодня увидел однако.
Позор на всю Эвропу, я ему СЕМЬ ЛЕТ НЕ ОТВЕЧАЛ. 🙁
Прости, Толь, Гада, видать накрытым столом отвлекли в то время.
«Господи, я люблю Тебя, помоги мне следовать за Тобой!»
Игумения Иулиания: По благословению Патриарха Вы, дорогой отец Ириней, приехали к нам на монашеский симпозиум, чтобы поделиться своими мыслями и мыслями святых отцов о Божественной литургии. «О Едином на потребу. Значение Божественной литургии в жизни монашеского братства» – так назывался Ваш доклад.
Вся наша монашеская жизнь строится вокруг Божественной литургии. Мы живем от одной Литургии до другой, и сегодня Господь сподобил нас вместе помолиться. Мы очень рады, что Вы приехали к нам из далекой Америки, из Сан-Франциско, из храма Святителя Тихона Задонского, в котором служил и при котором жил святитель Иоанн Сан-Францисский.
Святителя Иоанна почитают во всем мире, к Вам все время стекается народ… Мы были бы очень благодарны Вам, если бы Вы смогли приоткрыть нам какие-то моменты, связанные с жизнью и со служением владыки Иоанна.
Архимандрит Ириней: Вначале я хочу сказать большое спасибо Вам, матушка, за приглашение в Россию, в монастырь. Когда мы приступили сегодня к Божественной литургии, кажется, я слышал ангелов, которые и сейчас поют здесь. Не забывайте, что каждый день не только Христос и Богородица, но и все Ангелы – с вами. Такова наша трудная, но радостная монашеская жизнь.
Как сказала матушка, я действительно служу в храме Святителя Тихона Задонского. Именно в этом маленьком приходе жил и молился святитель Иоанн Сан-Францисский. В Сан-Франциско уже десять приходов и два больших собора, но этот приход самый-самый маленький. С виду это обычный маленький домик, только внутри в свое время все было переделано под церковь. Я думаю, что у нас единственная церковь в мире, где алтарь и Горнее место находятся там, где раньше был расположен старый камин. Именно в этом доме святитель Иоанн работал и молился каждый день.
Иконостас был сделан в Шанхае, его привезли оттуда в 1949 году, когда святитель Иоанн приехал в Сан-Франциско с пятьюдесятью детьми. В Шанхае у него был сиротский приют, и с сиротами отец Иоанн приехал сначала на Филиппины, а потом в Сан-Франциско. Именно в Сан-Франциско он купил этот небольшой домик, в котором можно было бы жить вместе и помогать детям взрослеть и становиться настоящими христианами.
Владыка, конечно же, служил архиерейским чином, но в этом маленьком приходе он всегда служил как простой священник. Он носил омофор, но по сути это был не омофор, а платок, который когда-то сшила его мать. Именно так он служил и в последний свой день в Сан-Франциско.
Возможно, Вы знаете, что святитель Иоанн не спал на кровати. В его маленькой келье был стул, на котором он спал от силы один-два часа в сутки. Именно поэтому у него были сильные боли в ногах и именно поэтому иногда он служил Литургию в нашей Церкви босым. Люди думали, что он юродивый, но это, конечно же, не совсем так. Владыка был весьма образованным, умным, интеллигентным человеком, и для него отслужить Литургию было гораздо важнее, чем его собственный комфорт, поэтому он выбирал служить Литургию без обуви. Но конечно, для многих было шоком видеть архиепископа, который служил босым. Дети иногда шептали ему: «Владыка, наденьте ботики». И он послушно обувался. Часто люди приносили ботинки в качестве подарка, так как думали, что у Владыки нет обуви. Поскольку он был очень скромен, всегда с улыбкой принимал ботинки и сразу отдавал их бездомным.
У нас есть очень интересная традиция. Святитель Иоанн всегда исповедовал в своей келье. Мы до сих пор сохраняем эту традицию и принимаем все исповеди в келье Владыки. Даже если исповедуется епископ, мы все равно принимаем исповедь в келье. Мы никогда не называем святителя святым Иоанном, а называем его просто Владыкой. Несмотря на то, что сейчас вместе с нами живет владыка Феодосий, до сих пор, когда мы говорим: «Иди, попроси у Владыки благословение», – все понимают, что мы имеем в виду владыку Иоанна. Поэтому мы приходим в его келью, молимся, просим благословение на день…
Наш приход благословлен, потому что мы ежеминутно каждый день получаем благословение и чудеса от нашего Владыки. Среди нашей братии есть многие, кто видит, как он ходит по монастырю, иногда мы слышим, как он с нами поет, и мы знаем, что это он, потому что у него специфичный голос, который сразу можно узнать.
И еще я расскажу вам, как Владыка узнал о приходе своей смерти. В нашей церкви он служил Литургию последний раз утром. Он был очень радостным, на его лице сияла улыбка. В руках он держал Курскую икону Божией Матери, которую должен был отвезти в Сиэтл, так что он планировал небольшое путешествие в этот день. Владыка вообще много и часто путешествовал, но на этот раз перед тем, как отправиться в путь, он позвал всех детей, всех сирот, которые к тому моменту уже выросли, и попрощался с ними. Одна женщина, которая тогда была еще маленькой девочкой, ее звали Лида, рассказала мне, что Владыка сказал ей, чтобы она приходила к нему, когда он умрет, и разговаривала с ним как с живым. Она, конечно, была очень сильно удивлена, зачем он это говорит, ведь он уезжает всего на несколько дней.
После того, как Владыка со всеми попрощался, он еще раз зашел в Церковь, осмотрел все стены храма и, увидев икону апостола Иуды, снял ее со стены, положил в центре храма, всех благословил и уехал. Никто не знал, почему он выбрал именно эту икону. Этот день не был днем памяти святого. Но спустя три дня раздался телефонный звонок и чадам сообщили, что Владыка умер. Они в слезах пошли молиться в храм, открыли календарь и увидели, что это был день апостола Иуды. Владыка знал, когда умрет, и таким образом пытался утешить своих прихожан.
Та девочка, которой Владыка сказал, чтобы она разговаривала с ним, как если бы он был жив, оказалась очень послушной: она до сих пор с ним разговаривает. Иногда я прохожу мимо нее и слышу, как она говорит: «Владыка, в этом храме так много грязи, его надо почистить…»
Иногда прихожане спрашивают, почему сейчас так мало святы. И я всегда отвечаю, что святых нет, потому что никто не верит, что можно быть святым. Никто не пробует, не пытается жить святой жизнью. Святитель Иоанн читал, слушал Святое Евангелие и следовал Господу. Он знал, что святая жизнь возможна и жил ею. Я думаю, что это один из главных уроков для всех нас. Он говорил: «Это возможно, и, значит, ты тоже можешь это узнать». Когда я понимаю, что у меня так много грехов, я всегда вспоминаю святого Владыку, как мало он спал и как много молился на благо всех нас.
Игумения Иулиания: Вы сказали, что главный урок, который нам преподносит владыка Иоанн, это то, что возможно стать святым. И Господь говорит: «Будьте совершенны как Отец ваш Небесный совершен есть». Святые Отцы говорят, что если человек не стремится к святости, то он не христианин. И мы, естественно, все хотим и стремимся к совершенству, но на пути встречаем разные тернии, искушения. Бывает, ослабеваем, и для нас очень важно общение с людьми, которые тоже идут по этому пути. И мы будем очень благодарны Вам, если Вы скажете нам доброе слово…
Архимандрит Ириней: Я не знаю, смогу ли я вам что-нибудь сказать, потому что не считаю себя хорошим монахом: я просто пытаюсь жить так же, как мы все пытаемся. Действительно, жизнь наша бывает тяжела и, как сказала настоятельница, беседы иногда дают духовную силу, чтобы преодолевать искушения на нашем пути. В моем случае пищей для духа стала возможность увидеть, как живет ваш монастырь и как живут христиане, которые пытаются воплотить жизнь по Евангелию. Все, что я здесь увидел, меня очень сильно обрадовало, все здесь удивительно. Но, как мы уже говорили во время нашей беседы, когда мне показывали монастырь, надо опасаться хвалебных слов, когда ты на пути монастырской жизни. Но, если матушка благословит, я скажу немного о том, как я представляю нашу жизнь.
Один из секретов монастырской жизни в том, что мы все очень похожи. Мы все одинаковы, мужчины и женщины, молоды мы или нет, в монастырской жизни мы все равны и очень похожи друг на друга. Мы все оставили этот мир, оставили наших родных, потому что внутри есть другой мир, есть стремление ко Господу. Каждый из нас на каком-то этапе жизни сказал себе и Богу: «Господи, я люблю Тебя больше, чем всех окружающих, и поэтому я готов покинуть все, чтобы следовать за Тобой».
Ну, и конечно же, вы все помните ваш постриг, помните, как это было. Мы совсем недавно принимали нового монаха в нашу братию, и поэтому для меня это воспоминание очень свежо. Я помню, что желание стать монахом возникло, когда мне было девять лет. Но, когда подошло время пострига, я очень сильно боялся – слишком много было всего нового для меня: новые одежды, новые предметы – все было новым и все меня пугало. И вот во время пострига я очень сильно волновался, что забуду слова, что сделаю что-то не то, и это было ужасное чувство. Я помню, что посмотрел на Царские врата, увидел Евангелие и ножницы, и в этот момент у меня возникло ощущение, что я вижу Самого Господа. Тогда сказал: «Господи, если я забуду все слова, помни о том, что я Тебя люблю и хочу следовать за Тобой».
Монастырская жизнь начинается с этого простого желания, с выражения любви ко Господу. Но жизнь в монастыре не так проста, потому что очень многие вещи отвлекают нас: это и службы, и общение с прихожанами, и визиты. Мы отвлекаемся на внешнее и перестаем смотреть внутрь, удаляем взгляд от нашего внутреннего состояния и забываем ту силу, которая пребывала в нас, когда мы только встали на этот путь. Каждый день монастырской жизни ты начинаешь все больше и больше замечать свои грехи и понимаешь, что сердце становится черным как подрясник. И даже начинаешь думать, что твоя жизнь на этом пути не удалась, потому что ты хотел очиститься, приблизиться к святости, а в результате ты все грешнее и грешнее. Наступает ощущение, что ты не преодолеваешь себя. И поэтому очень важно молиться у себя в келье, смотреть на икону Господа и думать: «Господи, я до сих пор Тебя люблю». Если мы так будем делать, то каждый день будет для нас новым днем служения Богу.
Наступает время Великого поста, и я скажу об этом несколько слов. Кто-то однажды сказал мне, что пост – очень тяжелое и какой-то мере депрессивное время в монастыре, и даже в храме все становится черным… Но что же происходит на самом деле? Из-за того, что все вокруг становится черным, мы начинаем еще лучше видеть свет. Ведь если вы зажжете свечу в яркой комнате, то вы ее даже не заметите, а если зажжете свечу в темной комнате, то ее свет озарит все пространство. Я думаю, что для нас это очень важно, поэтому и в монастырской жизни мы выбираем черный цвет и стараемся жить очень скромно, чтобы видеть Христа во всех Его проявлениях. В миру все слишком ярко, нас многое отвлекает (но, возможно, это из-за моей личной слабости?), и я боюсь, что, даже если Господь подойдет ко мне, я не увижу Его. Но когда мы живем в своей келье скромно и просто, начинаем видеть Господа каждый день своей жизни.
И, конечно же, мы видим наши грехи более отчетливо. Это может быть демотивирующим моментом для нас, потому что чем более серьезно мы относимся к нашей монастырской жизни, тем больше мы видим наши грехи. Я очень много исповедей принимаю на неделе. И я всегда говорю одну и ту же вещь: «Не бойтесь, не стоит бояться… Любовь Господа гораздо сильнее, чем все ваши грехи». Но и то же самое я говорю своим братьям и сестрам, когда мы чего-то боимся или очень устали: «Не бойтесь, Господь всегда с нами. И Господь говорит: если вы не видите свои грехи, значит, вы не сможете понять, как сильно Я вас люблю». Таким образом, возможность видеть грехи – это действие благодати, потому что без нее мы не смогли бы видеть любовь Бога. Так что, готовясь к посту, не стоит бояться своих грехов: Господь указывает нам наши слабости, но при этом помогает с ними бороться.
Постом в монастыре идут длинные службы, много чтений, много песен, и нам необходимо прочесть «сто молитв», мы стоим, и ноги все больше и больше начинают болеть. И в эти минуты слабости надо войти внутрь себя и обратиться ко Господу: «Господи, я люблю Тебя, помоги мне следовать за Тобой». Если мы будем делать это, то с Божией помощью мы пройдем наш монашеский путь и попадем в Царство Небесное.
Игумения Иулиания: Спаси Господи! Мы все идем по этому пути и, как говорят святые отцы, если бы знали люди, какие блаженства ждут истинно подвизающихся монахов, то мир бы опустел. Но если бы хоть один монах знал, что его ждет, то никто не пошел бы в монастырь. И только монах может понять монаха, и, как говорится, что монах, что монашка – одна рубашка.
Мы очень благодарны Вам, отец Ириней, за то, что Вы немного приободрили нас накануне Великого поста. Расскажите немного о своем братстве, пожалуйста.
Игумения Иулиания: Помоги Господи! Взаимно просим святых молитв. Как вам удается совмещать административные послушания с внутренним монашеским деланием?
Архимандрит Ириней: Для меня основное решение – это читать правило. Иногда возникает большое искушение, не прочитав, сразу перейти к административным делам, и я всегда борюсь. Самое главное – это находить время для своих ежедневных молитв. Я всегда стремлюсь быстро возвращаться в свою келью, потому что именно в келье мое сердце, моя душа.
Я еще одну историю расскажу вам, можно? Однажды я был в алтаре с маленьким мальчиком по имени Никон. Он впервые прислуживал, а я всегда говорю мальчикам, которые входят в алтарь первый раз: «Вы должны оставлять свои глаза широко открытыми. Смотрите всюду, смотрите везде». Я сказал маленькому Ники: «Во время молитвы «Милость мира», если ты будешь хорошо смотреть, ты даже сможешь увидеть, как нисходит Святой Дух». По крайней я думал, что на какое-то время это заставит его вести себя тихо. Ну, и вот начинается служба, мы уже дошли до «Милости мира», я читаю молитву, бросаю взгляд на мальчика и вижу, что он действительно смотрит во все глаза. Но он ничего не сказал тогда и только в конце Литургии, когда пришел за благословением, промолвил: «Батюшка, Вы мне сказали, что я увижу Святого Духа, но Вы не сказали, что Он так прекрасен».
Между блинами и гостями скажите: Господи, я тебя люблю
Инокиня Евгения (Сеньчукова)
Вообще-то масленица – она не про блины. Масленица – это неделя о Страшном суде. Преддверие Великого поста. Уже не едят мясо, уже читаются молитва Ефрема Сирина с поклонами и великопостные часы, уже нет Литургии в среду и пятницу в напоминание о скорби этих дней.
Нет, я не предлагаю запереться в комнате, забыть о заговении на Великий пост, предаться молитве и покаянию в ожидании Второго Пришествия Спасителя. Я даже не предлагаю каждый день ходить в храм – понятно, что работающему человеку это просто невозможно.
В конце концов, почти все христиане мира накануне Четыредесятницы позволяют себе расслабиться. В Греции аж три подготовительные недели к Великому посту проходят карнавалы и шумные городские празднества; в Сербии «Покладе» — это время веселья, гостей и семейных и дружеских обедов; в Грузии – «Берикаобе» с уличными представлениями, посиделками, вкусной едой (а как иначе в Грузии?); в католическом мире «Жирный вторник» предваряет «Пепельную среду», с которой начинается пост, причем в некоторых странах карнавалы длятся весь «мясоед» от самого Рождества.
Нет, не надо отказываться от радости. Земная радость христианину не запрещена, лишь от греха (чревоугодия, пьянства, блуда, сплетен и драк – чем еще можно заняться во дни безудержного веселья, на сытый желудок и после нескольких бокалов горячительных напитков?).
Но я хочу напомнить о главном. О Страшном суде.
Ну как – вечную. Пока история продолжается, а в первую очередь, наша личная история, мы можем за наших ближних молиться, чтобы Господь простил их проступки и «перевел» из смерти в жизнь. Протестанты часто недоумевают – зачем молиться за усопших? Все, поезд ушел. Но нет. Поезд не уходит никогда.
А там – всеобщая встреча с Богом. Он и взвесит на только Ему одному известных весах, чего было в нас больше – любви или смерти. Кто умер при безлюбовной жизни, тот умер и для вечности, и нет большей муки, чем быть неживым. Кто любил – с тем Встреча будет во веки веков, ибо Сам Бог – Любовь.
В частности, и в этом суть Боговоплощения – Бог становится человеком, чтобы Свою любовь даже до смерти, которая уничтожается любовью же, показать буквально на пальцах, на Своем примере, чтобы человек знал, видел, слышал и осязал, Кто его любит и Кого призван полюбить он. И лишь через осуществление этого призвания Суд может стать Встречей.
Так что между блинами и гостями поднимите глаза и тихо скажите: «Господи, я Тебя люблю. Я учусь Тебя любить».
Толкование на От Иоанна 21:15
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Иоанна 21:15 / Ин 21:15
Иоанн Златоуст (
Ст. 15−17 Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы Моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Оскорбе (же) Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя
Григорий Палама (
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих
Это, заметь, ради того, чтобы обратить его к большему смирению; потому что раньше, и не будучи вопрошен, он оставил себя выше прочих, говоря: «Если и все (соблазнятся), но не — я», а теперь вопрошаем: — больше ли он любит (Христа, чем прочие), — он подтверждает свою любовь, но то — что (любит) больше других, это пропускает, говоря: «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя». Что же — Господь? — Поскольку Петр показал, что он не отпал от любви к Нему, и к тому же восприял в добавление к сему смирение, открыто исполняет обещание, некогда данное ему, и говорит ему: «Паси агнцы Моя»; потому что когда Он пожелал собрание верующих в Него назвать «зданием», то тогда Он возвещает, что положит его основанием сего: «Ты еси, — говоря, — Петр, и на сем камне созижду церковь Мою» (Мф.16:18). Когда же слово было о рыбной ловле, то Он творит его ловцем человеков: «Отселе, — говоря, — будеши человеки ловя» (Лк.5:10); когда же именует Своих «овцами», делает Петра Пастырем: «Паси, — говоря, — агнцы Моя, паси овцы Моя».
Источник: Омилия 28, произнесенная в праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла.
Симеон Новый Богослов (949−1022)
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих
Что пасти народ и пещись о спасении братий есть дело многоспасительное, как завершение любви, которая есть глава закона и пророков, этого никто не может отвергать. Ибо когда Господь до трех раз спрашивал Петра, любит ли он Его, и сей ответил: ей, Господи! Ты веси, яко люблю Тя; — тогда Господь, в ответ на это, вот что сказал ему: если любишь ты Меня, Петре, паси овцы Моя. Опять, что не следует всякому человеку, просто и как ни случилось, необдуманно брать на себя настоятельство над другими, — явно и это для всякого, у кого ум не омрачен совершенно. Впрочем, многие не знают ни того, что означает приведенное слово Господа, ни того, каким образом пасти овец Своих повелел Господь Петру. Но восходят дерзостно (увы!) на эту степень достоинства и не стыдятся самочинно пасти паству Христову, почему, если вам кажется благословным, обсудим, что означает это слово Господне и какой заключается в нем смысл.
Когда Господь сказал Петру: паси овцы Моя, то этим не на другое что указал, как на предстояние и попечение, коим подобает быть о стаде Христовом, посредством слова и учения. Это подтверждается другими словами, сказанными тому же Петру: Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу. Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя; и ты некогда обращся утверди братию твою (Лк.22:31−32). Ибо что значат слова: утверди братию твою? Вот что: собственным своим примером удостоверь их, что не должно отчаиваться, в какое бы кто прегрешение ни впал, ибо какое другое прегрешение хуже твоего, когда ты отвергся Меня, Владыки всяческих? Однако ж Я простил тебя тотчас, как только ты горько раскаялся, и, несмотря на то, что ты не имел дерзновения по причине отречения, Я по имени призвал тебя чрез Ангела прийти ко Мне вместе с другими Апостолами на гору Галилейскую, ни одним словом не укоряя тебя в отречении твоем. В сем-то, обращся, ты и утверди братию твою.
Паси овцы Моя. Но ведай, что ты будешь истинно пасти их не тогда, когда станешь переводить их с пажити на пажить, чтоб они утучнели телесно, как то делают пастыри бессловесных овец, не тогда также, когда будешь запирать их в стенах и ограждениях овчарных, но когда будешь научать их соблюдать все, что Я повелел. Это потом заповедал Господь особо и всем Апостолам, говоря: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф.28:19−20), прибавив и еще: иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Мк.16:16).
Источник: Слова (Слово 82-е).
Нил Синайский
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих
Источник: Письма на разные темы. Скорописцу Ганимеду.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих
Любишь ли ты Меня. паси овец Моих…. Поистине, надо иметь твердую любовь ко Господу, чтобы пасти усердно овец Его. Кто любит не Господа, а мир сей, не овец Его, а шерсть их, тот не может пасти их, потому что ищет не их, а ихнего.
Источник: Дневник. Том IV. 1860−1861.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 15−19 Когда же они обедали, Иисус, говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так. Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога
Евфимий Зигабен (
Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя
Спрашивает Иисус Христос об этом одного только Петра, как старейшего из числа учеников. А зачем Он спрашивает о том, о чем знает, — скажем после.
Глагола ему: паси агнцы Моя. Агнцами Своими Иисус Христос называет учеников, как Пастырь их; дальше Он называет их и овцами
Итак, Иисус Христос требует от Петра, как доказательства любви к Себе, попечения об учениках, и желает, чтобы душу свою, которую Петр обещал положить за Него, положил за учеников.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Kогда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих
Kроме этой общей цели, настоящее явление имело и частную цель: восстановление в апостольских правах апостола Петра, который отрекся от Христа.
По окончании обеда (точнее с греческого, когда они позавтракали — ἠρίστησαν) Господь спрашивает Петра, любит ли он Его больше, чем другие. Kонечно, Христос спрашивает об этом с той целью, чтобы напомнить Петру его прежнее заявление о своей любви ко Христу (Ин.13:37). А троекратное повторение того же вопроса должно было напомнить Петру его троекратное отречение от Христа. Очень вероятно, что и костер, около которого он теперь стоял, должен был привести ему на память тот костер, около которого он грелся ночью на дворе первосвященника. Ответ Петра показывает, насколько он смирился: он уже не говорит о своей беззаветной преданности Христу, а только дает утвердительный ответ на вопрос Христа. Мало того, он смиренно заявляет, что его любовь ко Христу не такая, какую Христос желал бы видеть с его стороны. Христос спрашивает его, любит ли он Его любовью, которая основана на убеждении в высоких достоинствах любимого лица, которая есть дело воли человека (такой смысл имеет употребляемый здесь Христом глагол ἀγαπᾶν). Петр же в своем ответе говорит только о своем дружеском сердечном расположении ко Христу (в таком смысле употребляется им глагол φιλεῖν, ср. Ин.11:3). Однако Господь принимает это исповедание Петра и поручает ему пасти Своих агнцев. Этим Петру не дается каких-либо особых полномочий, которые выделяли бы его из числа прочих апостолов. Нет, он здесь только восстанавливается в своем достоинстве, которое он утратил вместе с отречением. Господь и ему, как прочим апостолам, поручает заботы о верующих. Нужно заметить, что верующих Господь называет здесь агнцами или ягнятами, для того чтобы показать, как они нуждаются в уходе за собой со стороны апостолов, а сам этот уход обозначает как кормление, питание (βόσκε ἀρνία μου).