господи славою и честию венчай что значит

Bookitut.ru

Что означают слова «Господи Боже, честию и славою венчаем их»?

Иеромонах Иов (Гумеров)

«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (то есть — их. — и. И)». Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Их трижды произносит священник. Перед этим на жениха и невесту возлагаются брачные венцы в знамение победы: жених и невеста не были побеждены до брака блудной страстью, таковыми приступают и к брачному ложу. Тот, кто до брака потерял целомудрие и чистоту, строго говоря, не достоин венцов. Поэтому на второбрачных или совсем не возлагали венцов, или возлагали не на головы, а на правое плечо (постановление Стоглавого Собора).

Слова «славою и честию венчай» взяты из Псалтири: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс. 8: 5–6). Пророк говорит, что человек при сотворении увенчан славою, потому что получил образ и подобие Божие. Он увенчан также честью, поскольку Бог даровал ему власть над всеми другими тварями. По мнению святителя Иоанна Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1: 28).

Источник

Господи славою и честию венчай что значит

Хотелось бы узнать о правильности написания на церковнославянском языке фразы «Господи Боже, честию и славою венчаем их».

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (то есть – их. – и. И)». Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Их трижды произносит священник. Перед этим на жениха и невесту возлагаются брачные венцы в знамение победы: жених и невеста не были побеждены до брака блудной страстью, таковыми приступают и к брачному ложу. Тот, кто до брака потерял целомудрие и чистоту, строго говоря, не достоин венцов. Поэтому на второбрачных или совсем не возлагали венцов, или возлагали не на головы, а на правое плечо (постановление Стоглавого Собора).

Слова «славою и честию венчай» взяты из Псалтири: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс. 8: 5–6). Пророк говорит, что человек при сотворении увенчан славою, потому что получил образ и подобие Божие. Он увенчан также честью, поскольку Бог даровал ему власть над всеми другими тварями. По мнению святителя Иоанна Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1: 28).

господи славою и честию венчай что значит. Смотреть фото господи славою и честию венчай что значит. Смотреть картинку господи славою и честию венчай что значит. Картинка про господи славою и честию венчай что значит. Фото господи славою и честию венчай что значит

При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна

Источник

Таинство венчания

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Современный общепринятый чин венчания, а правильнее сказать, чинопоследования церковного благословения брака, сложился в XVI-XVII вв. До этого времени можно найти разные его варианты. Но основа до сегодняшнего дня остается неизменной. Предлагаем Вам ознакомиться с историей таинства венчания и краткую справку-схему: из каких частей состоит этот чин и что они означают.

История таинства венчания

Как мы знаем из Библии, а конкретно — из книг Ветхого Завета, брак появился еще в раю до грехопадения первых людей — Адама и Евы. И создал брак сам Господь. Что касается описания обряда заключения брака, в Ветхом Завете его не найти, но по некоторым косвенным цитатам можно заключить, что исторически он состоял из двух разграниченным по времени действий: обручения (помолвки) и, собственно, свадьбы. Это схема была универсальна и для иудеев, и для всего греко-римского мира, а потом, вместе с распространением христианства по миру, пришла в другие страны, в том числе на Русь.

В Новом Завете мы также не найдем четкого описания чина брака. Тем не менее известно, что у первых христиан уже существовало такое понятие как «церковный брак». В конце I — начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу писал, что «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».

При этом мужчина и женщина, которые единожды приняли Таинство Крещения и стали членами христианской общины, а потом вступили в церковный брак, параллельно должны были легализовать свой союз перед светским законом. Христианская апологетическая литература, к примеру, послание к Диогнету (около 200 года после Рождества Христова), говорит, что христиане «заключают браки как все». Послание Афинагора (около 180 года после Рождества Христова) утверждает, что «каждый из нас имеет жену, на которой женился по установленным нами законам, с целью деторождения».

Чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, появилась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодоженов. Разделение семейного торжества и церковного Таинства произошло позже. Появились специальные молитвы для этого Таинства и чинопоследование (последовательное подробное изложение какого-либо богослужения).

Обряд венчания

Обручение (помолвка)

Обручение — самостоятельный чин. По времени может быть отделено от венчания. На практике уже в XV веке обычно совершается вместе с венчанием. По традиции, обручение совершается не в самом храме, а в притворе — в знак того, что жених и невеста еще пока не стали едины в браке.

Чинопоследование имеет такой порядок:

Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря.

Затем благословляет (крестит) жениха и невесту зажженным венчальными свечами, дает их им в руки, берет кадило и кадит. — Свечи символизируют духовное торжество, Божественную благодать, которая будет пребывать в браке, и любовь, которой будут (должны) гореть сердца супругов по отношению друг к другу. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, который совершает святые Таинства Церкви.

Священник громко возглашает: «Благословен Бог наш. » — Всякое священнодействие начинается славословием Богу.

Мирная ектенья (ряд прошений (просьб) к Богу) — такая же, как на любом другом богослужении.

Молитвы на обручение — основа чина обручения, известны с конца 8 века. В первой молитве («Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение. » вспоминается обручение Ревекки Исааку и испрашивается благословение обручающимся. Во второй («Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую. ») испрашивается благословение на обручение, мир и единомыслие в жизни будущих супругов.

Обручение — Священник надевает кольца новобрачным, а затем меняет их местами. Так происходит три раза. Исторически мужу полагалось серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене — золотое: женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы.

Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Заключающая молитва — «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену. ». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся.

Сугубая ектенья (ряд прошений к Богу) — такая же, как на любом богослужении.

Есть предположение, что в Византии церковное обручение могло быть достаточной формой заключения брака: в рукописях встречаются указания на то, что уже после обручения супруги могут начинать семейную жизнь. В рукописях после чина обручения встречаются такие слова: «Аще убо хотят (в тожде время) венчатися», то есть «если хотят (в то же время) венчаться. ». И далее следует венчание.

Венчание

имеет следующее чинопоследование:

Читают псалом № 127 («Блажени вcи боящиися Господа») — своего рода напоминание венчающимся о том, в чем заключается истинное счастье. В нем есть такие слова:

«Блажен ecи, и добро тебе будет. Жена твоя яко (виноградная) «лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея». То есть жена родит много детей, которые, как маслины, будут расти и процветать.

Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора в храм и становятся на рушник (кусок ткани типа полотенца) в центре храма — Венчание совершается на середине храма, потому что муж и жена становятся едины.

Священник произносит слово поучения к венчающимся

Далее спрашивает жениха и невесту о желании вступить в брак — встречаются только в требниках российских изданий (и зависящих от них). Митрополит Петр (Могила) в 17 веке заимствовал их из западной практики, с тех пор они стали частью обряда. В греческих требниках такие вопросы отсутствуют, иногда встречается что-то им подобное.

Священник возглашает: «Благословенно Царство».

Далее — мирная ектенья (как и во время обручения).

Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) — Венцы на головах молодоженов — символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим).

Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их»

Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие — Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской).

Краткая сугубая ектенья

Молитва о новобрачных — одна из древнейших в чине венчания.

Просительная ектенья

Пение хором молитвы «Отче наш.» — Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другие элементы полной литургии, например, : благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого — как и Причастия — в чине венчания нет.

Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).

Священник снимает венцы и поздравляет новобрачных. Произносит две молитвы и отпуст — слова, которыми завершается богослужение.

Источник

Что означают слова «Господи Боже, честию и славою венчаем их»?

Что означают слова «Господи Боже, честию и славою венчаем их»?

Иеромонах Иов (Гумеров)

«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (то есть — их. — и. И)». Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Их трижды произносит священник. Перед этим на жениха и невесту возлагаются брачные венцы в знамение победы: жених и невеста не были побеждены до брака блудной страстью, таковыми приступают и к брачному ложу. Тот, кто до брака потерял целомудрие и чистоту, строго говоря, не достоин венцов. Поэтому на второбрачных или совсем не возлагали венцов, или возлагали не на головы, а на правое плечо (постановление Стоглавого Собора).

Слова «славою и честию венчай» взяты из Псалтири: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс. 8: 5–6). Пророк говорит, что человек при сотворении увенчан славою, потому что получил образ и подобие Божие. Он увенчан также честью, поскольку Бог даровал ему власть над всеми другими тварями. По мнению святителя Иоанна Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1: 28).

Читайте также

Что означают слова: хула на Духа Святого?

Что означают слова: хула на Духа Святого? иеромонах Иов (Гумеров)Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему

Что означают слова Спасителя: «сыны свободны»?

Что означают слова Спасителя: «сыны свободны»? иеромонах Иов (Гумеров)На содержание Иерусалимского храма необходимы были средства. Еще во время существования Скинии, Закон Моисеев устанавливал, чтобы каждый иудей мужского пола старше 20 лет платил ежегодный налог в

Что означают слова 45-го псалма: «растаяла земля»?

Что означают слова 45-го псалма: «растаяла земля»? иеромонах Иов (Гумеров)В 7-м стихе, из которого взяты приведенные слова, говорится о шумном и грозном движении на Иудею языческих народов и о быстрой победе над ними силою Божией. Накал этой борьбы псалмопевец передает

Что означают слова Христа: «И блажен, кто не соблазнится о Мне»?

Что означают слова Христа: «И блажен, кто не соблазнится о Мне»? иеромонах Иов (Гумеров)Перед тем, как произнести эти слова, Спаситель мира привел доказательства Своего мессианского достоинства, сославшись на пророчество св. пророка Исаии, который предвозвестил черты

Что означают слова и просветить светом живых?

Что означают слова и просветить светом живых? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряЕлиуй был одним из четырех друзей Иова. Он происходил из северо-арабского племени, начало которому положил Буз (Вуз) — сын Нахора, брата патриарха Авраама (Быт.22:21).

Что означают слова: «милости хочу, а не жертвы»?

Что означают слова: «милости хочу, а не жертвы»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф.9:12–13). Господь наш Иисус Христос приводит эти слова из книги пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не

Что означают слова: «Господи, благослави все мои вхождения и выхождения»?

Что означают слова: «Господи, благослави все мои вхождения и выхождения»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Дорогая Лейла! Приведенные Вами слова взяты из псалма: «Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь]. Господь будет

Что означают слова: «где труп, там соберутся и орлы»?

Что означают слова: «где труп, там соберутся и орлы»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря По толкованию Евфимия Зигабена Спаситель говорит о тех, «которые будут сопровождать Его. Их он уподобил орлам, как парящим на высоте добродетелей и

Что означают слова

Что означают слова Эта книга – инструкция по откровенному изучению более близкого нам явления, чем даже то, что мы называем «своим „Я“». Это нечто, что обнаруживает себя в непосредственном переживании и что невозможно описать словами. И это называется Самостью[1]. О

186 Господи, Боже, к Тебе наши взоры

189 Господи Боже, о, пребудь со мной

189 Господи Боже, о, пребудь со мной Господи Боже, о, пребудь со мной!Близится ночь, и свет сменился мглой;Если лишусь опоры я земной,Ты, мой оплот, Господь, пребудь со мной.Боже, Ты каждый день меня веди,Жизнью моей Ты Сам руководи,В радостный час и скорбною порой,Верный

Письмо двадцать четвертое. Работнице с фабрики, которая спрашивает: что означают слова «Тебе, Господи!»?

Письмо двадцать четвертое. Работнице с фабрики, которая спрашивает: что означают слова «Тебе, Господи!»? В конце любой ектении священник призывает народ в молитвенном прошении полностью предаться Господу, говоря: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу

21. Что означают слова: хула на Духа Святого?

21. Что означают слова: хула на Духа Святого? Вопрос: Что означают слова: хула на Духа Святого?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого,

X. СЛОВА, КОТОРЫЕ ОЗНАЧАЮТ ТО, ЧТО ГОВОРЯТ

X. СЛОВА, КОТОРЫЕ ОЗНАЧАЮТ ТО, ЧТО ГОВОРЯТ Почему столько слов используются неправильно в метафизике?Слова — это объективизация субъекта, и если восприятие субъекта двойственно, он воспринимает объект, а слова описывают его. Тогда он заблуждается.От этого нет лекарства —

Что означают красивые слова?

Что означают красивые слова? Прежде чем говорить о таком всем известном и в то же время чрезвычайно загадочном феномене, как счастье, надо договориться о понятиях, которые используются в этой книге и которые кажутся очевидными. Но не все так

Источник

Он + она = одно целое — прот. Игорь Гагарин

В пред­ла­га­е­мой книге автор, объ­яс­няя чино­по­сле­до­ва­ние Таин­ства Брака, помо­гает чита­телю глубже вос­при­нять основ­ные хри­сти­ан­ские истины, пони­ма­ние кото­рых необ­хо­димо для духов­ного воз­рас­та­ния и спа­се­ния человека.

Он + она = одно целое. Таинство Брака

Да утвердит Господь.

Чело­век, как известно, пред­по­ла­гает, а Бог рас­по­ла­гает. Самые искрен­ние наме­ре­ния рас­сы­па­ются в прах, когда они не сов­па­дают с наме­ре­ни­ями Божи­ими или же когда даже очень хоро­шее, пра­виль­ное, доб­рое дела­ется без Божи­его бла­го­сло­ве­ния. Наше жела­ние создать семью и твер­дое наме­ре­ние сохра­нить вер­ность избран­нику до конца дней еще не озна­чают, что так и будет.

В Пер­вой книге Царств рас­ска­зы­ва­ется, как без­дет­ная жен­щина Анна дала слово, что, если Гос­подь услы­шит ее молитвы и пошлет ей дитя, она отдаст его на слу­же­ние Богу. Когда Анна родила ребенка, она при­зна­лась мужу, что пообе­щала отдать сына в дом Божий, да оста­нется там навсе­гда ( 1 Цар. 1, 22 ). Муж не стал спо­рить, а ска­зал: Делай, что тебе угодно… только да утвер­дит Гос­подь слово, [вышед­шее из уст твоих] ( 1 Цар. 1, 23 ).

Да утвер­дит Гос­подь слово, [вышед­шее из уст твоих]. Это же можно поже­лать каж­дому, кто при­ни­мает какое-то важ­ное реше­ние и дает обе­ща­ние испол­нить его. Тем более когда двое решают соеди­ниться в одну семью и обе­щают друг другу любовь и вер­ность. Да утвер­дит Гос­подь! И для того, чтобы это утвер­жде­ние совер­ши­лось, при­хо­дят они в храм.

Впро­чем, так бывает не все­гда. Вен­ча­ние в церкви – очень кра­си­вый и тор­же­ствен­ный обряд. И порой неко­то­рым хочется ко всем сва­деб­ным укра­ше­ниям доба­вить еще и это, даже если у при­хо­дя­щих нет ни веры, ни жела­ния видеть свой брак хри­сти­ан­ским. Знаю слу­чаи, когда даже некре­ще­ные при­хо­дили и тре­бо­вали их обвен­чать, и ника­кие убеж­де­ния долго не помо­гали. «Зачем вам это?» – «Хотим как у всех!»

Нет, не для кра­соты уста­нов­лено Таин­ство Брака. И не стрем­ле­ние быть вер­ным тра­ди­ции должно вести моло­дых из ЗАГСа в храм. В чем же истин­ная цель Таин­ства Брака, кото­рое совер­ша­ется в храме, когда двое соеди­ня­ются вме­сте и рож­да­ется новый союз? Поста­ра­емся объ­яс­нить это, рас­смот­рев, как про­ис­хо­дит обру­че­ние и вен­ча­ние, ведь соста­ви­тели чино­по­сле­до­ва­ния сде­лали всё, чтобы не оста­вить этот вопрос без ответа.

Обручение

Вен­ча­нию пред­ше­ствует обру­че­ние. Раньше обру­че­ние и вен­ча­ние могли совер­шаться в раз­ное время. Юноша и девушка при­ни­мали реше­ние создать семью и сви­де­тель­ство­вали об этом перед Богом и людьми, обме­ни­ва­ясь обру­чаль­ными коль­цами. Став жени­хом и неве­стой, они могли еще в тече­ние неко­то­рого вре­мени испы­тать свои чув­ства, утвер­диться в своем наме­ре­нии. В наше время при­нято вен­чаться сразу же по обручении.

Обру­че­ние совер­ша­ется у самого при­твора, при входе в храм. Жених и неве­ста еще не стали еди­ным целым, но наме­рены стать и гото­вятся к этому.

Отвер­за­ются Цар­ские врата, и из алтаря выхо­дит свя­щен­ник, обла­чен­ный в белые ризы. Подойдя к «ново­не­вест­ным», три­жды осе­няет их крест­ным зна­ме­нием, вру­чает зажжен­ные свечи и кадит их.

Зажжен­ные свечи – сим­вол мно­го­знач­ный. Свеча изго­тов­ля­ется для того, чтобы гореть и све­тить. Чело­век сотво­рен, чтобы любить. Пока свеча не заго­ре­лась, то как бы и не живет, – она «ожи­вает», заго­рев­шись. Чело­век же по-насто­я­щему живет в той мере, в какой любит. Любовь к Богу и любовь к ближ­нему – вот чего ждет от нас Созда­тель и устами апо­стола Иоанна Бого­слова гово­рит, что не любя­щий брата сво­его, кото­рого видит, как может любить Бога, Кото­рого не видит? ( 1 Ин. 4, 20 ). Любо­вью к ближ­нему про­ве­ря­ется и под­твер­жда­ется под­лин­ность любви к Богу. В браке в нашу жизнь вхо­дит ближ­ний. Конечно, это не озна­чает, что нет дру­гих ближ­них. Но супруг – бли­жай­ший из ближ­них. Любить ближ­него труд­нее, чем даль­него, потому что вблизи вид­нее все несо­вер­шен­ства и немощи чело­века, кото­рые порой раз­дра­жают и даже ранят нас. Влюб­лен­ность, кото­рая при­вела двух чело­век навстречу друг другу, неиз­бежно прой­дет, и на смену ей может прийти или разо­ча­ро­ва­ние, отвра­ще­ние, нена­висть, или же под­лин­ная любовь. Вот об этом, послед­нем, и молимся мы сна­чала в чине обру­че­ния, а затем и вен­ча­ния: «О еже низ­по­сла­тися им любви совер­шен­ней, мир­ней, и помощи, Гос­поду помолимся».

И еще, вру­чая обру­ча­ю­щимся зажжен­ные свечи, мне все­гда хочется напом­нить им слова Спа­си­теля: Вы – свет мира. Не может укрыться город, сто­я­щий на верху горы. И, зажегши свечу, не ста­вят ее под сосу­дом, но на под­свеч­нике, и све­тит всем в доме. Так да све­тит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши доб­рые дела и про­слав­ляли Отца вашего Небес­ного ( Мф. 5, 14–16 ). При­зва­ние хри­сти­а­нина – све­тить этому погру­жен­ному во тьму миру све­том Хри­сто­вым. Это – выс­шее, и не очень мно­гим уда­лось. Но вели­кое начи­на­ется с малого. Беря в руки вен­чаль­ную свечу, ты начи­на­ешь учиться све­тить своей жене, своим детям. И если семья не состо­ится, если жена отвер­нется от тебя или ты обна­ру­жишь в ней что-то такое, что сде­лает про­дол­же­ние брака невоз­мож­ным, вино­ват будешь прежде всего ты. Зна­чит, плохо светил!

С древ­них вре­мен пер­стень был больше, чем укра­ше­ние: он ука­зы­вал на ста­тус чело­века. Наде­ва­ние на палец перстня озна­чало важ­ную пере­мену в жизни. В молитве, кото­рую читает свя­щен­ник, обру­чив моло­дых, осо­бенно вспо­ми­на­ется Иосиф Пре­крас­ный, кото­рый был в Египте рабом и узни­ком. Как же круто изме­ни­лась его жизнь, когда раз­га­дал он зна­че­ние вещих снов фара­она! И ска­зал фараон Иосифу: вот, я постав­ляю тебя над всею зем­лею Еги­пет­скою. И снял фараон пер­стень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа ( Быт. 41, 41–42 ). Раб в одно мгно­ве­ние сде­лался вла­ды­кой, и зна­ком этой пере­мены стало наде­ва­ние перстня.

И еще в этой молитве упо­ми­на­ется «блуд­ный сын», поки­нув­ший род­ной дом, вычерк­нув­ший себя из жизни семьи и про­мо­тав­ший «на стране далече» пола­гав­шу­юся ему долю наслед­ства. Обни­щав и опу­стив­шись, воз­вра­ща­ется он домой, пони­мая, что уже не вправе назы­ваться сыном, а может быть при­нят отцом только как наём­ник. Но не так думает отец, для кото­рого его сын все­гда оста­нется сыном, что бы с ним не слу­чи­лось. Уви­дел его отец его и сжа­лился; и, побе­жав, пал ему на шею и цело­вал его. Сын же ска­зал ему: отче! я согре­шил про­тив неба и пред тобою и уже недо­стоин назы­ваться сыном твоим. А отец ска­зал рабам своим: при­не­сите луч­шую одежду и оденьте его, и дайте пер­стень на руку его и обувь на ноги; и при­ве­дите откорм­лен­ного теленка, и зако­лите; ста­нем есть и весе­литься! ибо этот сын мой был мертв и ожил, про­па­дал и нашелся. И начали весе­литься ( Лк. 15, 20–24 ).

Вот такие пере­мены. Один, надев пер­стень, из раба и узника ста­но­вится пра­ви­те­лем огром­ной и бога­той страны, дру­гой из без­дом­ного и нищего сви­но­паса пре­вра­ща­ется в воз­люб­лен­ного сына когда-то пре­дан­ного им отца. И теперь, во время обру­че­ния, наде­ва­ние перст­ней озна­чает важ­ней­шую пере­мену в жизни гото­вя­щихся всту­пить в брак.

Но пер­стень озна­чает не только честь, но и ответ­ствен­ность. Вет­хо­за­вет­ный Иосиф пони­мал, что если не оправ­дает дове­рие фара­она, то с него сни­мут не пер­стень, а голову. И обру­чен­ные должны пони­мать: если при­дется им когда-нибудь снять наде­тые только что перстни, это будет самая горь­кая жиз­нен­ная неудача, самый постыд­ный провал…

Обру­че­ние завер­шено. Свя­щен­ник ведет жениха и неве­сту в центр храма. Здесь, перед ана­лоем, на кото­ром лежат Еван­ге­лие и свя­той крест, про­изой­дет самое глав­ное. Дви­же­ние от при­твора к цен­тру храма – начало того пути, кото­рый пред­стоит пройти им вме­сте. Вся наша жизнь – непре­стан­ное дви­же­ние, все мы идем, но все­гда ли хорошо пони­маем – куда? Глав­ным ука­за­те­лем жиз­нен­ного пути хри­сти­а­нина должны быть слова Хри­ста: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин. 14, 6 ).

И ведя моло­дых в центр храма, свя­щен­ник поет стихи 127-го псалма: Бла­жени вси боя­щи­ися Гос­пода… ( Пс. 127, 1 ). Страх Божий – радост­ное чув­ство, не име­ю­щее ничего общего с обыч­ным стра­хом, в кото­ром, разу­ме­ется, нет ничего радост­ного. Бла­го­го­ве­ние перед Гос­по­дом – залог семей­ного сча­стья. Все доб­рое, чего ждет чело­век от супру­же­ства, пошлет Бог боя­ще­муся Гос­пода. Будет и любовь, и глав­ное укра­ше­ние любой семьи – дети. Ты будешь есть от тру­дов рук твоих: бла­жен ты, и благо тебе! Жена твоя, как пло­до­ви­тая лоза, в доме твоем; сыно­вья твои, как мас­лич­ные ветви, вокруг тра­пезы твоей: так бла­го­сло­вится чело­век, боя­щийся Гос­пода! Бла­го­сло­вит тебя Гос­подь с Сиона, и уви­дишь бла­го­ден­ствие Иеру­са­лима во все дни жизни твоей; уви­дишь сыно­вей у сыно­вей твоих. Мир на Изра­иля! ( Пс. 127, 2–6 ).

На ана­лое – крест и Еван­ге­лие. Еван­ге­лие сим­во­ли­зи­рует при­сут­ствие здесь Хри­ста. Иисус Хри­стос пообе­щал Своим уче­ни­кам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18, 20 ).

Двое или трое… Пока их еще двое. Будет и тре­тий, и чет­вер­тый, и, может быть, гораздо больше. Только бы во имя Хри­стово! Потому что ника­кое соеди­не­ние не прочно, если не «Хри­стос посреди нас». Мы молимся, чтобы вен­ча­ю­щи­еся стали сви­де­те­лями и участ­ни­ками чуда, когда бла­го­даря рож­да­ю­ще­муся союзу в мир будут при­хо­дить новые люди.

Рядом с Еван­ге­лием на ана­лое лежит свя­той крест. Крест – знак любви Хри­сто­вой. Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за дру­зей своих ( Ин. 15, 13 ). Зна­ме­нием такой любви к нам Хри­ста явля­ется крест. Любовь супру­гов – отра­же­ние, а точ­нее пре­лом­ле­ние Боже­ствен­ной любви. На самом деле далеко не все, что про­ис­хо­дит между мужем и женой в браке, – обя­за­тельно любовь. И само слово «любовь» далеко не все­гда исполь­зу­ется по назна­че­нию. Вле­че­ние друг ко другу может быть и стра­стью, пита­е­мой эго­из­мом и сла­сто­лю­бием. Мы про­сим Божией помощи, чтобы отно­ше­ния между супру­гами-хри­сти­а­нами дей­стви­тельно были достойны назы­ваться этим самым пре­крас­ным на свете сло­вом – любовь. Ведь это не про­сто слово, это одно из имен Божиих. Именно такой любви, гото­вой поло­жить душу свою за люби­мого, должны мы научиться в семье и научить своих детей.

Свободный выбор

Теперь, когда уже Таин­ство вот-вот совер­шится, свя­щен­ник задает жениху и неве­сте самые послед­ние вопросы: «Имаши (име­ешь – прим. ред.) ли, имя­рек, про­из­во­ле­ние бла­гое и непри­нуж­ден­ное, и креп­кую мысль, пояти (взять – прим. ред.) себе в жену сию, имя­рек, юже зде (ее же здесь – прим. ред.) пред тобою видиши?» Этот вопрос напо­ми­нает нам о важ­ней­шей хри­сти­ан­ской цен­но­сти – сво­боде. Каж­дое слово в этом вопросе веско.

«Про­из­во­ле­ние бла­гое…», то есть доб­рое, не про­дик­то­ван­ное ника­ким низ­ким рас­че­том. «Про­из­во­ле­ние непри­нуж­ден­ное…», то есть совер­шенно сво­бод­ное, никем не навя­зан­ное, про­дик­то­ван­ное только твоим серд­цем и разу­мом. Очень, очень важно, чтобы это было именно так. К сожа­ле­нию, бывает, люди всту­пают в брак, идя как бы про­тив себя, усту­пая обсто­я­тель­ствам, чьему-то дав­ле­нию и т.д. Зада­вая этот вопрос сна­чала муж­чине, затем жен­щине, Цер­ковь предо­сте­ре­гает их от такого шага. Только доб­рое и никем не навя­зан­ное вза­им­ное реше­ние двоих может стать осно­вой гар­мо­нич­ной семьи.

Зву­чит вто­рой вопрос: «Не обе­щался ли еси иной неве­сте (или мужу, когда обра­ща­емся к жен­щине)?» Всё должно быть по-чест­ному. Всю сов­мест­ную жизнь супру­гам нужно всеми силами избе­гать обмана, и тем более недо­пу­стим он в самом начале пути.

После того как свя­щен­ник полу­чил утвер­ди­тель­ные ответы на оба вопроса, насту­пает время при­сту­пить к глав­ному. Свя­щен­ник воз­гла­шает: «Бла­го­сло­вено Цар­ство Отца и Сына и Свя­таго Духа ныне и присно и во веки веков». Каж­дый пра­во­слав­ный дол­жен знать, что вообще-то этим воз­гла­сом начи­на­ется самое глав­ное наше бого­слу­же­ние – Боже­ствен­ная Литур­гия. Почему же и вен­ча­ние начи­на­ется так же? Во-пер­вых, в древ­но­сти вен­ча­ние орга­нично вхо­дило в Литур­гию и лишь позже стало совер­шаться отдельно. Но не только об этой древ­ней связи напо­ми­нает нам воз­глас, но и о том стрем­ле­нии, о той выс­шей цели, ради кото­рой дол­жен жить каж­дый насто­я­щий хри­сти­а­нин, той, о кото­рой Гос­подь ска­зал так: Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его ( Мф. 6, 33 ). Жизнь имеет смысл, только если она – дорога в Цар­ство. Теперь этот путь супруги будут совер­шать вдвоем. И когда зву­чит это воз­глас, стоит вспом­нить: «Мы должны вме­сте войти в Цар­ство Божие. Или вме­сте вой­дем, или вме­сте не вой­дем. Порознь – не полу­чится. Пер­вый вопрос, кото­рый мне зада­дут, если я один пред­стану перед Гос­по­дом: “А где жена твоя?”» И любые попытки оправ­дать отсут­ствие ее рядом будут зву­чать не лучше Каи­нова: не знаю; разве я сто­рож брату моему? ( Быт. 4, 9 ).

Зву­чит мир­ная екте­нья, в кото­рой Цер­ковь про­сит у Бога для ново­брач­ных спа­се­ния, «о еже пода­тися им цело­муд­рию, и плоду чрева на пользу, о еже воз­ве­се­ли­тися им виде­нием сынов и дщерей…»

Свя­щен­ник про­из­но­сит три молитвы, в кото­рых испра­ши­вает для моло­дых всех воз­мож­ных житей­ских и духов­ных благ, вспо­ми­ная те супру­же­ские пары, о кото­рых рас­ска­зы­вает нам Свя­щен­ное Писа­ние и кото­рые могут слу­жить при­ме­ром любви и вер­но­сти: Авра­ама и Сарру, Иса­ака и Ревекку, Иакова и Рахиль, Заха­рию и Ели­са­вету и др. И затем при­но­сятся венцы.

Венчается раб Божий…

Свя­щен­ник наде­вает венец на главу жениха со сло­вами: «Вен­ча­ется раб Божий, имя­рек, рабе Божией, имя­рек, во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа, аминь».

Затем с этими же сло­вами вен­чает главу невесты.

Как и мно­гое дру­гое в бого­слу­жеб­ной сим­во­лике Церкви, увен­ча­ние ново­брач­ных имеет несколько смыс­лов, каж­дый из кото­рых не про­ти­во­ре­чит дру­гим, а допол­няет их. В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви при­нято вен­чать вен­цами, внешне напо­ми­на­ю­щими цар­ские короны. И это понятно в свете ска­зан­ного выше о брач­ном союзе как о един­стве вос­хо­дя­щих в Цар­ство Божие.

Но время теперь вспом­нить и о дру­гом венце, тер­но­вом, кото­рый надели на Спа­си­теля Его мучи­тели, чтобы поиз­де­ваться над Ним и усу­гу­бить Его стра­да­ния. Брач­ный союз не пред­по­ла­гает непре­рыв­ного сча­стья. Порой будет и трудно, и больно, и мучи­тельно. Не все, к сожа­ле­нию, ока­зы­ва­ются спо­собны выдер­жать иску­ше­ния, неиз­бежно сопро­вож­да­ю­щие семей­ную жизнь. Ощу­щая на своих голо­вах тяжесть вен­цов, жених и неве­ста пусть молятся, чтобы те тер­но­вые венцы, кото­рые им не раз пред­стоит надеть, они про­несли достойно. И тогда, говоря сло­вами апо­стола Иакова, бла­жен чело­век, кото­рый пере­но­сит иску­ше­ние, потому что, быв испы­тан, он полу­чит венец жизни, кото­рый обе­щал Гос­подь любя­щим Его ( Иак. 1, 12 ).

Как-то мне при­шлось откро­венно бесе­до­вать с одной пожи­лой супру­же­ской четой. «Мы, – ска­зал мне муж, – за пять­де­сят лет сов­мест­ной жизни ни разу не поссо­ри­лись, ни разу друг друга не оби­дели». Кто не поза­ви­дует «свет­лой зави­стью», то есть не пора­ду­ется, что такое бывает? Чаще бывает иначе. Ред­кая семья не пере­жи­вает кри­зи­сов. Кажется, ничего хоро­шего уже не будет. Но, как известно, любое иску­ше­ние или ломает нас, если под­да­димся, или делает лучше и силь­нее. «Что при­дает и умно­жает в нас духов­ную силу? – спра­ши­вает свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­ни­нов и отве­чает: – Пре­одо­ле­ние иску­ше­ний». Это совер­шенно верно и по отно­ше­нию к кре­по­сти и силе брач­ного союза. Не в том досто­ин­ство, чтобы избе­жать иску­ше­ний, а в том, чтобы их пре­одо­леть. И венцы, кото­рые мы наде­ваем во время вен­ча­ния, – образ тех, кото­рыми будут увен­чаны сумев­шие сохра­нить любовь и пре­одо­леть все иску­ше­ния. «Если сохра­ните любовь и вер­ность, – можно ска­зать ново­брач­ным, – то, как писал апо­стол Петр, когда явится Пас­ты­ре­на­чаль­ник, вы полу­чите неувя­да­ю­щий венец славы ( 1 Пет. 5, 4 )».

Наде­вая на головы моло­дых венцы, мне хочется поже­лать каж­дому из них в конце зем­ной жизни иметь право ска­зать то, что ска­зал о себе апо­стол Павел: Подви­гом доб­рым я под­ви­зался, тече­ние совер­шил, веру сохра­нил; а теперь гото­вится мне венец правды, кото­рый даст мне Гос­подь, пра­вед­ный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, воз­лю­бив­шим явле­ние Его ( 2 Тим. 4, 7–8 ).

Славою и честью венчай их

Воз­ло­жив на головы буду­щих супру­гов брач­ные венцы, свя­щен­ник про­из­но­сит слова, после кото­рых они уже пере­ста­нут быть буду­щими, а ста­нут насто­я­щими супру­гами: «Гос­поди Боже наш, сла­вою и честию вен­чай я (их – прим. ред.)».

Три­жды про­из­но­сятся эти слова, и три­жды свя­щен­ник бла­го­слов­ляет супру­же­скую чету.

Свер­ши­лось! Дело чело­ве­че­ское стало делом Божиим. Слава и честь, кото­рых мы про­сим для супру­гов у Бога, – это совсем иного рода слава и честь, чем те, кото­рых ищут люди у людей. Суетна, пре­хо­дяща и непрочна вся­кая чело­ве­че­ская слава. «Яко подо­бает Тебе вся­кая слава, честь и покло­не­ние…» – неод­но­кратно повто­ряет Цер­ковь во время бого­слу­же­ний. Только Слава Божия – под­лин­ная Слава. А чело­век про­слав­ля­ется в той мере, в какой про­слав­ляет он Бога. Свя­щен­но­му­че­ник Ири­ней Лион­ский ска­зал: «Слава Божия – чело­век, живу­щий пол­ной жиз­нью». Вот к этой пол­ноте жизни, пол­ноте любви и правды при­званы супруги, и тогда их сов­мест­ная жизнь дей­стви­тельно увен­ча­ется сла­вою и честью.

Муж да любит… Жена да боится…

Теперь, когда Таин­ство совер­ши­лось, Цер­ковь пред­ла­гает супру­гам услы­шать отрывки из Свя­щен­ного Писа­ния, в кото­рых гово­рится о смысле про­ис­хо­дя­щего сей­час и того, что ждет их в даль­ней­шем. Сна­чала чита­ется отры­вок из посла­ния апо­стола Павла к Ефе­ся­нам. При­ве­дем его по-рус­ски почти целиком:

22 Жены, пови­нуй­тесь своим мужьям, как Господу,

23 потому что муж есть глава жены, как и Хри­стос глава Церкви, и Он же Спа­си­тель тела.

24 Но как Цер­ковь пови­ну­ется Хри­сту, так и жены своим мужьям во всем.

25 Мужья, любите своих жен, как и Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь и пре­дал Себя за нее,

26 чтобы освя­тить ее, очи­стив банею вод­ною посред­ством слова;

27 чтобы пред­ста­вить ее Себе слав­ною Цер­ко­вью, не име­ю­щею пятна, или порока, или чего-либо подоб­ного, но дабы она была свята и непорочна.

28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любя­щий свою жену любит самого себя.

29 Ибо никто нико­гда не имел нена­ви­сти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Гос­подь Церковь,

30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

31 Посему оста­вит чело­век отца сво­его и мать и при­ле­пится к жене своей, и будут двое одна плоть.

32 Тайна сия велика; я говорю по отно­ше­нию ко Хри­сту и к Церкви.

33 Так каж­дый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится сво­его мужа ( Еф. 5, 22–33 ).

Апо­стол срав­ни­вает семью с Цер­ко­вью. Семья – малая Цер­ковь. И отно­ше­ния между мужем и женою должны быть обра­зом отно­ше­ний между Хри­стом и Цер­ко­вью. Хри­стос воз­лю­бил Свою Цер­ковь даже до смерти крест­ной ( Флп. 2, 8 ). Подоб­ной любо­вью да любит жену свою, а затем и детей, муж.

А жена да боится сво­его мужа. Сколько едких и сар­ка­сти­че­ских выска­зы­ва­ний зву­чало по поводу этого стиха из уст тех, кто пытался дока­зать, что хри­сти­ан­ство якобы уни­жает жен­щину! Но если пра­вильно понять слова апо­стола, то здесь нет ничего уни­зи­тель­ного. Ведь если семья – малая Цер­ковь, а муж – образ Хри­ста, то страх перед мужем – образ страха Божия, кото­рый совсем иного рода, чем любой дру­гой страх. Мы уже гово­рили выше, что страх Божий – чув­ство радост­ное и свет­лое. Подо­бен ему и страх перед мужем. Страшно при­чи­нить боль люби­мому, оби­деть его… И еще: бояться мужа – зна­чит все­гда пом­нить, что он – глав­ный, что его слово – реша­ю­щее. В той семье, где ни дети, ни жена этого не пони­мают, едва ли воз­можно обре­сти мир и гармонию.

Доброе вино

Вслед за Апо­сто­лом чита­ется Еван­ге­лие, рас­ска­зы­ва­ю­щее о самом пер­вом чуде, кото­рое совер­шил Иисус Христос:

1 Был брак в Кане Гали­лей­ской, и Матерь Иисуса была там.

2 Был также зван Иисус и уче­ники Его на брак.

3 И как недо­ста­вало вина, то Матерь Иисуса гово­рит Ему: вина нет у них.

4 Иисус гово­рит Ей: что Мне и Тебе, Же€но? еще не при­шел час Мой.

5 Матерь Его ска­зала слу­жи­те­лям: что ска­жет Он вам, то сделайте.

6 Было же тут шесть камен­ных водо­но­сов, сто­яв­ших по обы­чаю очи­ще­ния Иудей­ского, вме­щав­ших по две или по три меры.

7 Иисус гово­рит им: напол­ните сосуды водою. И напол­нили их до верха.

8 И гово­рит им: теперь почерп­ните и несите к рас­по­ря­ди­телю пира. И понесли.

9 Когда же рас­по­ря­ди­тель отве­дал воды, сде­лав­шейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только слу­жи­тели, почер­пав­шие воду, – тогда рас­по­ря­ди­тель зовет жениха

10 и гово­рит ему: вся­кий чело­век подает сперва доб­рое вино, а когда напьются, тогда худ­шее; а ты хоро­шее вино сбе­рег доселе.

11 Так поло­жил Иисус начало чуде­сам в Кане Гали­лей­ской и явил славу Свою; и уве­ро­вали в Него уче­ники Его ( Ин. 2, 1–11 ).

Зна­ме­на­тельно, что самое пер­вое Свое чудо Гос­подь совер­шил во время брач­ного пира. Одно это доста­точно ясно гово­рит о том, как высок брак в гла­зах Божиих. На том браке, кото­рый бла­го­сло­вил в Кане Гали­лей­ской Хри­стос, вода пре­вра­ти­лась в вино. Да не про­сто в вино, а в «доб­рое», то есть самое луч­шее, что вызвало такое удив­ле­ние у рас­по­ря­ди­теля пира. Обычно, гово­рит он, доб­рое вино подают только в начале пира. Если пони­мать вино как образ любви и радо­сти (а именно так и сле­дует пони­мать, по мне­нию свя­тых отцов!), то дей­стви­тельно, так часто только в самом начале семей­ной жизни бывает «доб­рое вино», а потом, когда «напьются» пер­выми вос­тор­гами супру­же­ства, оно ста­но­вится все хуже и хуже, если и совсем не пре­вра­ща­ется в воду. Уже не любовь свя­зы­вает супру­гов, а при­вычка и вза­им­ные обя­зан­но­сти перед детьми, общ­ность иму­ще­ства и пр. Какое уж тут «доб­рое вино», какая уж тут радость… Но не так должно быть тогда, когда брач­ные узы бла­го­слов­ляет Хри­стос. На этом браке «вино» будет лучше и лучше из года в год, любовь пол­нее и глубже…

Затем про­из­но­сится сугу­бая екте­нья, молитва и про­си­тель­ная екте­нья, кото­рая завер­ша­ется обще­на­род­ным пением молитвы «Отче наш». Это молит­вен­ное обра­ще­ние к Небес­ному Отцу, столь частое в устах и серд­цах веру­ю­щих, сей­час, в устах ново­брач­ных, имеет осо­бый смысл. Любя­щие друг друга супруги пред­стоят перед общим Отцом, для Кото­рого они – люби­мые дети.

Затем при­но­сится и бла­го­слов­ля­ется чаша с вином – одна на двоих. Раньше, когда вен­ча­ние орга­нично вхо­дило в Литур­гию, это была Евха­ри­сти­че­ская чаша. Супруги вме­сте при­ча­ща­лись Свя­тых Тела и Крови Хри­сто­вых, а мы знаем, что нет в мире более тес­ного еди­не­ния со Хри­стом и друг с дру­гом, чем то, к кото­рому при­об­ща­ются при­ча­ща­ю­щи­еся «со стра­хом Божиим и верою». Теперь, когда вен­ча­ние совер­ша­ется отдельно от Литур­гии, пусть это вино еще раз напом­нит о чуде в Кане Гали­лей­ской, а общая чаша ста­нет обра­зом общей жизни. Все теперь общее – и радо­сти, и печали. Мы про­сим у Бога любви. В насто­я­щей любви осу­ществ­ля­ется при­зыв апо­стола Павла: Радуй­тесь с раду­ю­щи­мися и плачьте с пла­чу­щими ( Рим. 12, 15 ). Обра­зом такой любви и явля­ется «общая чаша».

Под пение тро­па­рей свя­щен­ник три­жды обво­дит супру­гов вокруг ана­лоя, на кото­ром лежит Еван­ге­лие. Впе­реди себя свя­щен­ник несет крест. Во время этого крест­ного хода уместно вспом­нить слова Спа­си­теля: Кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и сле­дуй за Мною ( Мк. 8, 34 ). Без само­от­вер­жен­но­сти невоз­можно сле­до­ва­ние за Хри­стом, а семья – луч­шая школа само­от­вер­жен­но­сти. Шествие про­хо­дит вокруг ана­лоя с Еван­ге­лием в знак того, что Еван­ге­лие должно будет нахо­диться в цен­тре всей семей­ной жизни. Круг – знак бес­ко­неч­но­сти. Тот сов­мест­ный путь, кото­рый начали супруги, не дол­жен завер­шиться нико­гда. Любовь до гроба – не хри­сти­ан­ское выра­же­ние. Гро­бо­вая доска – не пре­града для любви, а дверь, за кото­рой она ста­нет еще пол­нее и совершеннее.

Завер­ша­ется вен­ча­ние сня­тием вен­цов и заклю­чи­тель­ными бла­го­сло­ве­ни­ями. Теперь нужно стре­миться к дости­же­нию иных вен­цов, нетлен­ных. Цер­ковь бла­го­слов­ляет мужа ико­ной Спа­си­теля. Икона эта вру­ча­ется ему, чтобы напо­ми­нать: семья – малая Цер­ковь, здесь неви­димо при­сут­ствует Хри­стос; види­мым же Его обра­зом для жены дол­жен быть муж, а для детей – отец.

А жене вру­ча­ется икона Бого­ро­дицы, чтобы она под­ра­жала Ее чистоте, сми­ре­нию, кро­то­сти и любви, све­тила этими доб­ро­де­те­лями мужу, являла при­мер детям.

Хри­сти­ан­ская семья, повто­рим еще раз, – малая Цер­ковь. Она смо­жет ею оста­ваться только в том слу­чае, если будет орга­нично соеди­нена с «Боль­шой Цер­ко­вью». Сов­мест­ное уча­стие мужа и жены, а затем и детей, в цер­ков­ных бого­слу­же­ниях, и осо­бенно в Литур­гии, регу­ляр­ная испо­ведь, при­ча­стие Свя­тых Хри­сто­вых Таин – всё это необ­хо­димо, чтобы бла­го­дат­ные дары, полу­чен­ные супру­гами в Таин­стве, не были уте­ряны, а при­несли плоды.

Об авторе

Про­то­и­е­рей Игорь Гага­рин родился в 1959 г. в Харь­кове. В 1981 г. окон­чил факуль­тет рус­ского языка и лите­ра­туры Оре­хово-Зуев­ского педа­го­ги­че­ского инсти­тута, а в 1985 г. – заочно факуль­тет англий­ского языка МОПИ им. Круп­ской. С 1981 по 1991 рабо­тал учи­те­лем рус­ского языка и лите­ра­туры в сред­ней школе, из них послед­ние два года был завучем.

В 1991 г. при­нял свя­щен­ный сан и был назна­чен насто­я­те­лем храма св. Иоанна Пред­течи с. Ива­нов­ское Ногин­ского рай­она Мос­ков­ской обла­сти. В 2002 году заочно окон­чил Коло­мен­скую духов­ную семинарию.

В насто­я­щее время, явля­ясь насто­я­те­лем храма, пре­по­дает закон Божий и исто­рию Церкви в Пра­во­слав­ной гим­на­зии имени свя­щен­но­му­че­ника Кон­стан­тина Бого­род­ского, а также ведет заня­тия на кур­сах для учи­те­лей – пре­по­да­ва­те­лей основ пра­во­слав­ной куль­туры, орга­ни­зо­ван­ных при Бого­яв­лен­ском соборе г. Ногинска.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *