госпитализировали с коронавирусом что делать с мониторингом
Начала работу система контроля за больными коронавирусной инфекцией
В Москве запустили систему мониторинга за пациентами с COVID-19, которые лечатся в домашних условиях. Некоторым из них уже передали смартфоны с предустановленным приложением «Социальный мониторинг». Оно позволит контролировать соблюдение карантина и оперативно выявлять случаи его нарушения, тем самым помогая избежать дальнейшего распространения инфекции.
«Подобные технологии уже успешно используются в других странах, где распространение коронавируса началось раньше. Современные технологии помогают городу мгновенно получать сигнал о том, что пациент с коронавирусом, который обязан лечиться дома, нарушает карантин и подвергает опасности жизнь и здоровье других горожан», — рассказал Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий Эдуард Лысенко.
Приложение предназначено только для пациентов с подтвержденным COVID-19. Использовать его для всех жителей Москвы не планируется.
Все данные, которые пользователь передает приложению, регламентированы соглашением, которое пациент подписывает, выбирая лечение на дому. Они хранятся на серверах столичного Департамента информационных технологий, которые расположены на территории России. После окончания карантина данные о пациенте будут уничтожены.
Как работает приложение
Приложение «Социальный мониторинг» будет автоматически отслеживать геолокацию пользователя. При этом фиксируется не траектория его передвижения, а сам факт того, что он покинул место жительства, которое указал в анкете.
Чтобы убедиться в том, что пользователь находится рядом с телефоном, приложение будет периодически отправлять ему пуш-уведомления с запросом дополнительной идентификации с помощью фотографии. Если оно зафиксирует нарушение режима самоизоляции, уведомление об этом поступит в оперативный штаб. В этом случае нарушителя госпитализируют.
При этом установить на смартфон другие программы пациент не сможет. Там заблокированы и звонки. Для вызова экстренных служб можно нажать кнопку SOS в приложении «Социальный мониторинг».
Смартфон пациенту передают бесконтактным способом. Вместе с ним в пакете есть и подробная памятка о том, как пользоваться мобильным приложением.
Пользователь с легкостью сможет пройти регистрацию, поскольку разработчики максимально упростили этот процесс. На связи с пациентами будут находится сотрудники кол-центра, которые при необходимости помогут решить технические вопросы.
Смартфоны городу безвозмездно передали несколько коммерческих компаний. После выписки пациент обязан будет вернуть смартфон.
В Москве продлили меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции. До 1 мая закрыты кафе и рестораны, парки, а школьники продолжат дистанционное обучение.
О системе отслеживания граждан, находившихся в контакте с больными коронавирусом
6 июля 2020 года на портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект приказа Минсвязи об утверждении регламента о системе отслеживания граждан, находившихся в контакте с больными коронавирусом. Согласно проекту регламента:
Кроме того, согласно регламенту в системе отслеживания будут обрабатываться перечень телефонных номеров абонентов, находящихся на территории иностранных государств, сведения об абонентах, пересекающих государственную границу РФ, а также сведения о соблюдении абонентами сотовой связи режима самоизоляции (карантина).
Необходимость принятия эффективных мер по борьбе с коронавирусом не вызывает сомнений. Но после ознакомления с проектом регламента вас могут посетить сомнения по поводу того, будут ли при реализации регламента соблюдаться права субъектов персональных данных, предусмотренные законодательством о персональных данных. Ведь, помимо прочего, проект регламента предусматривает, что медицинские организации, Минздрав, Минсвязь, операторы связи, МВД, Росгвардия и оперативные штабы субъектов РФ будут обрабатывать значительные объемы персональных данных лиц, заболевших коронавирусом, и лиц, с которыми заболевшие коронавирусом контактировали по телефону и находились в одной геолокации. Указанные персональные данные будут включать особо чувствительные данные (сведения о состоянии здоровья). В связи с этим у вас могут возникнуть, по крайней мере, следующие вопросы:
Можно предположить, что уважение к принципу законности (ч. 2 статьи 15 Конституции РФ) не позволит медицинским организациям, Минздраву, Минсвязи, операторам связи, МВД, Росгвардии, субъектам РФ и Роскомнадзору отступить от строгого соблюдения требований законодательства о персональных данных при использовании системы отслеживания. Ведь обратное указывало бы на то, что государство пренебрегает требованиями закона и правами граждан для достижения своих сиюминутных целей.
Также от медицинских организаций, Минздрава, Минсвязи, операторов связи, МВД, Росгвардии, субъектов РФ и Роскомнадзора можно ожидать приверженности принципу равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), которая не позволит им нарушить требования законодательства о персональных данных при использовании системы отслеживания. В противном случае могло бы сложиться мнение, что государство игнорирует неудобные требования этого законодательства, когда они применяются к нему самому, хотя и требует их соблюдения от частных компаний.
В настоящем блоге отражена исключительно личная позиция автора как частного лица.
Если у вас коронавирус: отвечаем на 10 главных вопросов о правах пациентов при заражении COVID-19
Вместе с экспертами по ОМС мы изучили действующие рекомендации для врачей и органов здравоохранения.
Количество заразившихся коронавирусом растет, число запросов о ковиде в поисковых системах увеличивается, а получить достоверные ответы на некоторые вопросы не так-то просто.
На этой неделе нехваткой доступной информации о лечении COVID-19 возмутилась на своей странице в соцсетях главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян. Тут же последовал ответ замминистра здравоохранения Олега Салагая. Представитель Минздрава пояснил, что все подробности о диагностике, терапии, реабилитации после ковида и т.д. можно найти в соответствующих рекомендациях ведомства. Однако документ это объемный, сложный, предназначенный в первую очередь для медиков и органов здравоохранения.
Мы изучили обновленную версию методички Минздрава вместе с кандидатом медицинским наук, экспертом по обязательному медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергеем Шкитиным. В этом материале вы найдете ответы на 10 главных вопросов, которые чаще всего возникают у заразившихся коронавирусом и их близких.
1. При каких симптомах к пациенту на дом обязан прийти врач из районной поликлиники?
Врача на дом можно вызвать, если есть повышение температуры — выше 37,2 градуса и/или признаки ОРВИ: кашель, заложенность носа, затрудненное дыхание, одышка, боли в груди, слабость, головная боль, потеря обоняния.
Кроме того, есть условия, когда вызов врача на дом при таких симптомахне просто желателен, а строго необходим. Это:
! Обязательно сообщите об этих фактах, вызывая врача.
2. В течение какого времени должен прийти участковый терапевт из «районки»?
По законодательству врач, вызванный на дом, должен прийти в течение 24 часов.
3. Когда звонить в «скорую»?
Сегодня диспетчеры службы скорой медицинской помощи (СМП) занимаются распределением вызовов. Поэтому сюда можно звонить, если чувствуете, что состояние ухудшается, а ждать врача на дом еще долго. Либо сразу при появлении тяжелых симптомов: температура выше 38,5 градусов, боли в груди, чувство нехватки воздуха и т.д.
При поступлении вызова на пульт СМП оператор проводит опрос позвонившего. Кроме жалоб важно сразу назвать свой возраст, сопутствующие болезни и сообщить, если были контакты с зараженными коронавирусом. По итогам опроса принимается одно из трех решений:
4. Что должны сделать прибывшие медики?
По правилам осмотр пациента включает:
5. Когда и у кого должны взять мазок из носоглотки на коронавирус?
В Методических рекомендациях Минздрава сказано, что подозрительным на COVID-19 считается случай, когда у пациента температура выше 37,5 °C и есть один или более из следующих признаков: кашель (сухой или со скудной мокротой), одышка, ощущение заложенности в грудной клетке, уровень кислорода в крови ≤ 95%, боль в горле, заложенность носа, нарушение или потеря обоняния, конъюнктивит, слабость, мышечные боли, головная боль, рвота, диарея, кожная сыпь – при отсутствии других известных причин для таких симптомов (скажем, отравления, обострения давней хронической болезни и т.п.).
Кроме того, по правилам обязательно должны брать мазок на коронавирус:
Забор анализа проводит выездная бригада медицинской организации. Либо врач поликлиники при первичном осмотре, если есть подозрения на covid- инфекцию (см. выше).
Результаты анализа должны сообщить пациенту в разумный срок, ориентировочно в течении 2-3 суток.
6. Когда и как сдается анализ крови?
Необходимость проведения лабораторных исследований крови определяется врачом. В методичке Минздрава сказано, что при легком течении COVID-19 и лечении пациента на дому, как правило, не требуются ни анализ крови, ни лучевая диагностика (рентген, компьютерная томография, УЗИ). Если пациента госпитализируют — в основном, начиная со среднетяжелого состояния, то при госпитализации должны сделать общий анализ крови и биохимический анализ крови.
Если больного оставляют лечиться на дому, сажают на режим изоляции и врач считает необходимым лабораторное исследование крови (в частности, при сопутствующих хронических болезнях), то для забора анализа должна прибыть выездная бригада поликлиники.
Как определяется степень тяжести COVID-19
! Легкое течение
— частота дыхания > 22/мин
— одышка при физических нагрузках
— изменения при КТ/рентгенографии: объем поражения минимальный или средний (КТ 1-2)
— уровень С-реактивного белка в крови >10 мг/л
! Тяжелое течение
— частота дыхания > 30/мин
— нестабильная гемодинамика: систолическое (верхнее) артериальное давление менее 90 мм рт.ст. или диастолическое (нижнее) давление менее 60 мм рт.ст.)
— объем поражения легких значительный или субтотальный (КТ 3-4)
— снижение уровня сознания, ажитация.
7. Как решается вопрос о проведении компьютерной томографии легких?
Необходимость такого обследования определяет врач. При этом должны учитываться возраст пациента, наличие сопутствующих хронических болезней, жалобы, объективное состояние и клиническая картина развития пневмонии (по итогам «прослушивания» легких, измерения сатурации, частоты дыхания и т.д.).
Методичка Минздрава рекомендует назначать КТ, если есть признаки среднетяжелой формы COVID-19 (см. выше «Справку «КП»). Порядок и сроки проведения КТ определяются возможностями региональной системы здравоохранения, говорится в документе.
8. При каких симптомах больного должны госпитализировать?
Согласно Рекомендациям Минздрава, если больному поставлен диагноз COVID-19 и он лечится дома, ему полагается госпитализация при сохранении температуры ≥ 38,5 °C в течение 3 дней.
Также должны госпитализировать пациентов в состоянии средней тяжести, у которых есть любые два из следующих показателей:
* признаки пневмонии с распространенностью изменений в обоих легких более 25% (при наличии результатов КТ легких).
Кроме того, госпитализируются вне зависимости от тяжести ковида пациенты, относящиеся к группе риска, а именно:
* с сопутствующими заболеваниями и состояниями: артериальной гипертензией; хронической сердечной недостаточностью; онкологическими заболеваниями; гиперкоагуляцией; ДВС-синдромом; острым коронарным синдромом; сахарным диабетом; болезнью двигательного нейрона; циррозом печени; длительным приемом ГК и биологической терапии по поводу воспалительных заболеваний кишечника; ревматоидным артритом; пациенты, получающие гемодиализ или перитонеальный диализ; иммунодефицитными состояниями, в том числе с ВИЧ-инфекцией без антиретровирусной терапии; получающие химиотерапию);
* пациенты, проживающие в общежитии, многонаселенной квартире, с лицами старше 65 лет, с лицами, страдающими хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем.
9. В каком порядке госпитализируют больных с коронавирусом и можно ли выбрать больницу?
Госпитализация происходит по направлению участкового врача или врача «скорой». Медик запрашивает по телефону наличие свободных мест в ближайших ковидных стационарах и принимает решение, куда направить больного. Права выбора у пациента в данном случае нет.
Человека с подозрением на коронавирус или подтвержденной covid-инфекцией должны везти в больницу на машине Скорой или специальным медицинским транспортом (если направление дает участковый).
10. Что делать, если нарушаются перечисленные правила?
Можно звонить на единую «горячую линию» по коронавирусу: 8-800-2000-112; на «горячие линии», работающие в каждом регионе.
В то же время, как показывает практика, один из наиболее действенных способов – обращение к своему страховому представителю по ОМС. Напомним, страховые компании, выдающие нам полисы ОМС, занимаются бесплатным консультированием и защитой прав пациентов. Сейчас работа страховых представителей «заточена» на помощь больным, столкнувшимся с проблемами при заражении коронавирусом, рассказали «КП» во Всероссийском союзе страховщиков. Звонить в свою страховую медицинскую организацию можно в любое время суток, телефон найдете на полисе или через поиск в Интернете по названию компании.
Госпитализировали с коронавирусом что делать с мониторингом
Прием обращений граждан
Обращение к руководителю
Инструкции для пользователей
Ответы на часто задаваемые вопросы по коронавирусной инфекции COVID-19.
— В случае появления симптомов ОРВИ обращайтесь в лечебное учреждение по телефону.
Внимание!
При появлении в период изоляции симптомов ОРВИ сообщите об этом в больницу по телефону.
После осмотра медицинским работником и выявления симптомов, не исключающих коронавирусную инфекцию, у Вас будет отобран мазок для исследования на COVID -19 .
— Если Вы общались с людьми, с которыми общался больной коронавирусной инфекцией (контактными лицами) режим изоляции соблюдать не нужно.
Не все контактные лица заболевают COVID -19. Не существует понятия КОНТАКТНЫЕ С КОНТАКТНЫМИ ЛИЦАМИ .
Но! Всегда соблюдайте масочный режим, социальную дистанцию, проводите дезинфекцию помещений и проветривание, часто мойте руки и обрабатывайте антисептиком! Повседневные профилактические меры защитят Вас от инфекции в случае контакта с заболевшим!
Мазки отбираются у контактных только в случае появления симптомов, не исключающих COVID -19, при обращении в больницу по телефону, после осмотра медицинским работником .
Справки (допуски) детей в образовательное учреждение по истечении 14 дней передаются больницей дистанционно по каналам электронной связи медицинскому работнику образовательного учреждения. Дети/родители НЕ ОБРАЩАЮТСЯ В БОЛЬНИЦУ для получения справки.
— Существует 2 ВИДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО домашнего карантина :
Под домашним карантином подразумевается изоляция по месту проживания с исключением контакта с другими лицами. Что это значит?
Что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно делать во время карантина?
Карантин на дому для контактных лиц завершается по истечении 14 дней со дня контакта с заболевшим, если отсутствуют признаки заболевания.
Если Вы контактный по семейному очагу и проживаете с заболевшим, то карантин продолжается до выздоровления больного и отсутствия клинических проявлений болезни у Вас после 14 дней изоляции.
Пока Вы находитесь в режиме карантина дома, Вам открывают лист нетрудоспособности. Чтобы получить больничный не нужно приходить в поликлинику, необходимо позвонить в больницу .
Информация о Вас имеется в Роспотребнадзоре, медицинской организации и полиции, осуществляющей контроль за соблюдением режима изоляции. Вам обращаться дополнительно никуда не нужно.
— На карантине Вы можете находиться по двум причинам:
О том, что Вы контактное лицо сообщает больной (созвонитесь с ним и уточните) либо Ваш работодатель (что так же можно узнать на работе).
Роспотребнадзор направляет работодателю постановление об отстранении от работы контактного лица, больница открывает лист нетрудоспособности и информирует об этом контактного лично при выезде на дом либо по телефону.
Дополнительно сообщать о нахождении на карантине необходимости нет .
— Лабораторная диагностика коронавирусной инфекции методом ПЦР (мазок) проводится следующим категориям граждан:
Мазок отбирается и доставляется в лабораторию для определения наличия/отсутствия вируса. В день выхода результата лаборатория передаёт информацию в больницу. Медицинский работник сообщает о результате пациенту по телефону.
Лабораторным материалом для исследований на COVID-19 может являться и сыворотка крови (ИФА) – определение антител к вирусу ( Ig M – острая фаза болезни, Ig G – человек ранее переболел коронавирусной инфекцией) – при выявлении Ig M требуется подтверждение методом ПЦР (мазок).
Экспресс-тестирование на коронавирус (кровь из пальца) – определение антител к вирусу – при положительном результате требуется подтверждение методом ПЦР (мазок).
Кроме того, мазок не отбирается у заболевших родственников, являющихся контактными по семье.
При обнаружении симптомов, не исключающих коронавирусную инфекцию, в семейном очаге (совместное проживание) медицинский работник ставит диагноз коронавирусной инфекции заболевшим родственникам без лабораторного подтверждения (по клинике). Так как, очевидно, что при ежедневном тесном семейно-бытовом контакте с лабораторно подтверждённым больным COVID-19 остальные заболевшие члены семьи являются больными коронавирусной инфекцией.
— Обязательно! Соблюдение мер профилактики, своевременный приём противовирусных препаратов, прописанных врачом, помогут избежать заражения и облегчат течение болезни.
Еженедельно Роспотребнадзор проводит анализ заболеваемости в сравнении с предыдущей неделей, расчётом основных показателей, оценкой эпидрисков, тенденций, динамики заболеваемости относительно возрастных категорий, социального статуса, источников заражения, тяжести течения и т.д. Информация публикуется на официальных сайтах и других СМИ.
Информацию подготовил главный специалист-эксперт Крылова И.А.
Власти контролируют заболевших коронавирусом через приложение. Что с ним не так?
Мониторинг по геолокации и селфи
Система «Социальный мониторинг» запущена 3 апреля. Приложение разработал департамент информационных технологий города Москвы. На сайте mos.ru говорится, что приложение позволяет заболевшим оставаться дома и информировать врачей о добросовестном соблюдении карантина, а жители столицы могут быть уверены в том, что пациенты с коронавирусом не нарушают режим изоляции и не подвергают риску заражения других горожан.
Воспользоваться сервисом может только пациент, подписавший согласие на получение медицинской помощи на дому или постановление главного санитарного врача. После этого заболевший обязан использовать «Социальный мониторинг», подчеркивают на mos.ru.
Человек скачивает приложение, авторизуется, делает селфи. Дальше все просто: система начинает мониторить геолокацию пользователя и сравнивать ее с адресом, который внесен в подписанные документы. Если у больного нет своего смартфона, то ему на время выдадут «казенный», но все, кроме приложения и камеры, будет заблокировано.
Отслеживание по геолокации легко можно обмануть, оставив смартфон родственнику. Поэтому приложение регулярно с помощью пушей просит сделать селфи, чтобы убедиться, что пациент находится рядом со своим устройством. Если пользователь выйдет из дома, то ему автоматически выпишут штраф — 4000 рублей, а потом положат долечиваться в больницу.
В «Социальном мониторинге» сейчас зарегистрировано больше 60 000 пользователей, писали «Ведомости» со ссылкой на руководителя департамента информационных технологий Москвы Эдуарда Лысенко. За все время работы выписали 54 000 штрафов более чем на 216 млн рублей, сообщил изданию руководитель Главного контрольного управления Евгений Данчиков. Нарушители в основном одни и те же: оштрафовали треть зарегистрированных, некоторых по 2-3 раза. Hi-Tech Mail.ru несколько раз запрашивал интервью с Эдуардом Лысенко и разработчиками сервиса, но ответа так и не получил.
Главная проблема — ошибочные и нелогичные штрафы
Штрафы по приложению получают не только любители погулять, но и те, кто добросовестно лечится дома. Светлана Быстрова, заведующая мастерскими Московской художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, получила целых четыре штрафа на сумму 16 тысяч рублей, писало издание Business FM. У Светланы ОРВИ, «Социальный мониторинг» она не устанавливала, что делает ситуацию еще более странной.
«Штраф за то, что я 1 и 5 мая нарушила режим самоизоляции, покинув жилое помещение, и что это зафиксировано с помощью приложения “Социальный мониторинг”, — рассказала Быстрова. — Но я его не устанавливала. При этом 5 мая они меня штрафуют за то, что у меня не установлен “Социальный мониторинг”, то есть признают факт неустановки 5 мая, но оштрафовать меня 1 и 5 мая они успели за то, что они меня поймали с его помощью».
Еще один свежий пример: пару из Москвы, которая лечилась от коронавируса дома, оштрафовали на 40 000 рублей за то, что они якобы передвигались из столицы в область, это зафиксировал мониторинг. Но молодожены никуда не выходили, просто их дом находится на границе области и столицы. Выходы на балкон система несколько раз распознала как передвижение по местности, сообщал телеканал М24.
Доходит и до максимально нелепых ситуаций. Марину Калашникову и ее мужа «Социальный мониторинг» штрафует за то, что они не сидят дома, а находятся в больнице с коронавирусом. Сначала Марину отправили лечиться на дому, но состояние ухудшилось и ее вместе с мужем на скорой забрали в стационар. Тем не менее, через несколько дней женщина зашла на «Госуслуги» и обнаружила штраф за нарушение режима самоизоляции.
Несправедливо оштрафованные стекаются в группу на Facebook «Оштрафованы за то, что заболели», там насчитывается больше 2000 участников. Судя по постам, наказывают рублем и тех, кто уже выздоровел и отсидел дома положенный срок.
У некоторых приложение и вовсе не работает, а штрафы все равно приходят, удивляя и возмущая заболевших.
Уведомления о штрафах приходят не только тем, у кого не работало приложение, но и здоровым людям, которые не болеют коронавирусом и ОРВИ. В группе таких собралось много. Им приходят такие же СМС о штрафах, как и заболевшим.
Проблемы по технической части
Пользователи «Социального мониторинга» жалуются на самые разные проблемы. У кого-то целыми днями нет уведомлений о селфи, некоторых «выкидывает» из приложения без возможности войти заново. При этом достучаться до поддержки почти ни у кого не получается.
Под постом Ирины пишет Юлия Тадиулина: «Аналогично. Мне написали через час, чтобы проверила обновление и перезагрузила телефон. Не помогло».
В департаменте информационных технологий Москвы признают, что недочеты в работе сервиса могут быть, так как его разрабатывали в очень сжатые сроки. Так объяснил сбои Эдуард Лысенко «Ведомостям».
«ДИТ анализирует жалобы и вопросы пользователей “Социального мониторинга” и оперативно дорабатывает приложение, — говорит Лысенко. — Изначально по действовавшему регламенту запросы идентификации направлялись пользователям “Социального мониторинга” в случайное время, в том числе ночью. С 29 апреля установлен запрет на идентификацию с 22.00 до 09.00. Более 400 сообщений о таких нарушениях уже отозвано из Главного контрольного управления Москвы».
Несмотря на технические неисправности системы Лысенко убежден, что нет ни одного штрафа, который был бы выписан ошибочно. Об этом он заявил в интервью «РИА Новости». «Даже ночные штрафы (за отсутствие селфи ночью — Ред.) — это тоже не ошибка: это определенный регламент использования приложения, который был установлен нормативными документами. Я еще раз хотел бы обратить внимание, что необходимо строго следовать документам, которые люди подписывают, когда выбирают домашнее лечение или начинают 14-дневный карантин».
Персональные данные для рекламы?
Несколько дней назад пользователь Habr’а изучил детали лицензионного соглашения портала проверки цифрового пропуска для передвижения по Москве. Подобные соглашения не читает большинство пользователей. Конкретно в этом случае автор считает, что в рамках лицензионного соглашения каждый, кто хочет проверить статус своего пропуска, соглашается на передачу и обработку значительного количества данных о себе. Плюс подписывается под разрешением на получение на почту или телефон материалов, в том числе, рекламного характера. Сроком на 10 лет.
Подобные претензии были и к «Социальному мониторингу» в самом начале его запуска. Тогда версия приложения для Android при установке требовала максимального доступа ко всей информации, которая хранится на телефоне. Позже это было исправлено.
Что касается лицензионного соглашения и потенциального получения рекламы, то есть мнение о том, что российское законодательство в итоге защитит всех, кто поставил галочку, от рекламного спама. В частности сторонники такой позиции ссылаются на пункт 2 статьи 5 ФЗ «О персональных данных», в котором прописано, что собранные персональные данные не могут использоваться в иных целях кроме обозначенной изначально.
Правовой вопрос
Городские власти на mos.ru указывают, что пациенты с подтвержденной коронавирусной инфекцией, проходящие лечение на дому, обязаны использовать технологии электронного мониторинга геолокации, в том числе сервис «Социальный мониторинг». Основание — указ мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ и документы, которые заболевшие подписывают собственноручно.
Но эксперты и интернет-пользователи ставят под сомнение законность приложения и дальнейшие штрафы. Люди, подписавшие согласие на лечение на дому, часто не могут найти в нем информацию об обязательном использовании «Социального мониторинга».
Бывает и по-другому. Например, у москвички Анастасии Волковой в документах было указано: «Я проинформирован, что будет оказана техническая поддержка при установке и использовании мобильного приложения “Социальный мониторинг” по указанному мною настоящим согласием номера мобильного телефона». Но Анастасии никто не сказал, что ей нужно самостоятельно скачать это приложение и начать им пользоваться.
«14 мая, через 26 дней дней после подписания постановления, я вижу у себя в “Госуслугах” штраф на 4 тысячи рублей, который привязан к моему паспорту, — пожаловалась Волкова порталу “Правмир”. — Как я поняла из советов юристов, обжаловать его можно только после того, как придет заказное письмо. Но если ты сидишь на карантине, ты не можешь пойти на почту, взять это постановление и обжаловать».
Никита Багмет, управляющий партнер юридической компании, считает, что власть исходит из того, что приложение работает корректно. «По мнению должностного лица, которое получило данные из приложения о нарушении, есть все основания для привлечения к ответственности, — утверждает он. — Однако если приложение де-факто работает некорректно и граждане не получают никаких уведомлений, их вины в совершении административного правонарушения нет».
Юрист отмечает, что обжаловать штрафы вполне реально. «Штрафы не должны выписываться на основании данных из мобильного приложения. Это противоречит административному законодательству. Очень сильно нарушается порядок рассмотрения дела об административном правонарушении: не составляется протокол, не проводится административное расследование, гражданам не дают возможность дать объяснения и возражения по делу. Оснований для обжалования штрафов предостаточно. Правда, многие просто не имеют возможности нанять юриста и бегать по судам во время болезни». При этом эксперт уверен, что суды в большинстве случаев поддержат доводы пострадавших и отменят штрафы.
Как оспорить штраф:
Пострадавшие жители столицы могут обжаловать эти штрафы на портале mos.ru. По словам руководителя Главного контрольного управления Евгения Данчикова, у гражданина есть не менее 30 дней со дня получения штрафа на подачу жалобы. «В ближайшее время будут загружены типовые формы жалоб», — пообещал он.
В жалобах нужно изложить все ваши проблемы, указать паспортные данные, прикрепить фото полиса, больничного и постановления, которые вы подписали (если есть на руках). Лучше написать и на электронную почту, и отправить заказные письма.