горящий куст в библии что значит
Купина неопалимая
Купина́ неопали́мая — 1) терновый куст, созерцаемый Моисеем близ горы Хорив в пламени огня, вызванного явлением Господа Саваофа; 2) один из образов Пресвятой Богородицы.
Почему Бог явился Моисею в пламени огня?
Сам в Себе Бог является непознаваемым. Но Он познается в Своих проявлениях или действиях — настолько, насколько открывается людям и насколько люди способны принять откровение. Являясь человеку во времена Ветхого Завета, Бог нередко представал перед ним в символических образах, связанных с огнём.
Так, еврейский народ созерцал славу Господню, вид которой был, «как огонь поядающий» ( Исх.24 ;17). Пророк Иезекииль видел Бога в подобии человека, от чресл Которого выше и ниже был «как бы некий огонь» ( Иез.1:27 ). Пророк Даниил зрел Бога и исходящую перед Ним огненную реку ( Дан.7:10 ).
По мнению отцов и учителей Церкви, Бог сопоставляется с огнем по ряду признаков, в частности:
Этот последний сравнительный тезис особенно часто использовался ветхозаветными пророками: «поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий, горящие угли сыпались от него» ( 2Цар.22:9 ); «грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» ( Пс.49:3 ).
Почему Богоматерь представляется в Православной иконографии под образом Неопалимой Купины?
Тогда как Бог уподобляется огню, образ горящей, но не сгораемой купины используется в иконографии в качестве символа Пресвятой Богородицы.
Неопалимая купина понимается в этом отношении как один из ярчайших прообразов Божьей Матери, указавший на неопальное принятие Ею в Свое пречистое лоно Сына Божия.
В рамках этого иконографического типа Богородица изображается обрамленной облаком Славы, вписанным в восьмиконечную звезду, сформированную двумя пересекающимися ромбами — синим (зеленым) и красным, которые в свою очередь охватываются ещё одним облаком или сферой. Одной рукой Она держит Сына, а другой — Небесную лестницу (иногда образ лестницы заменяется образом горы). В углах синего (или зеленого) ромба пишутся ангелы, а в углах красного — символы четырёх Евангелистов). Внешнее облако изображается наполненным ангельскими воинствами.
Красный цвет ромба напоминает об огне, охватывавшем купину. А сочетание этого цвета с символами Евангелистов указывает на Божественное действие, направленное на спасение человека. Синий цвет напоминает об ангельском Небе, а зеленый может указывать на зелень неопалимого куста.
Иногда по углам иконографической композиции пишутся сцены из Ветхого Завета, представляющие сюжеты, прообразовавшие Божью Матерь: видение Моисеем пылающей купины ( Исх.3:2-6 ); изображение серафима с горящим углем, очистившего пророка Исаию от скверны греха ( Ис.6:6-7 ); созерцание пророком Иезекиилем храма, сквозь врата которого прошёл только Господь ( Иез.44:2 ); видение патриархом Иаковом небесной лестницы ( Быт.28:12 ) (см.: Прообраз).
В верхней части иконы может писаться образ Господа Саваофа.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Исх. 3:2
Свт. Иларий Пиктавийский
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает
О Троице.
Свт. Григорий Нисский
Ст. 2-3 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает
И было Моисею страшное Богоявление: в самый полдень облистал его взоры другой свет, паче света солнечного. Изумленный необычайностью зрелища, Моисей обращает взор к горе и видит куст, в котором горел пламень огненный, а ветви куста, как под росою, зеленели во пламени; и Моисей сам себе изрекает такие слова: Мимо шед увижду видение великое сие. Сказав же это, не одними уже очами восприемлет чудный свет, но, что всего необычайнее, и слух его озаряется лучами этого света. Уделившаяся обоим чувствам благодать света взоры озаряет блистаниями лучей, а слух просвещает чистыми догматами.
…Если же и терновым некиим кустом воспламеняется тот свет, которым просвещается душа пророка, то не бесполезно будет и это сделать нам предметом исследования. Ибо если Истина есть Бог, а также Истина есть Свет и оба эти высокие и божественные именования евангельское слово присвояет явившемуся нам во плоти Богу (Ин. 14:6), то следует, что такое добродетельное житие возводит нас к ведению этого Света, который нисходит даже до естества человеческого, воссияв не от какого-либо звездного светила, почему нельзя было бы признать его сиянием дольного вещества, но от земного куста, и превосходя светлостью лучей небесные светила. А этим обучаемся и таинству, явленному в Деве, от которой в рождении воссиявшей человеческой жизни Свет Божества сохранил воспламененную купину несгораемой, так что и по рождении не увял стебель девства.
О жизни Моисея законодателя.
Свт. Кесарий Арелатский
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает
Дражайшие братья, не без причины, не без некоего таинственного умысла сказано, что в терновом кусте был огонь и терновый куст не сгорал. Ведь терновник есть вид шиповника: он не может приводиться в виде некоей похвалы, ибо земля вырастила его для грешника. Прежде же было сказано согрешившему человеку: тернии и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3:18). Но даже то, что терновый куст не сгорал, то есть что огонь не прививался, не содержит положительного смысла. Ведь под огнем понимается Святой Дух. А под терновым кустом и шиповником понимается грубый и надменный иудейский народ.
Проповеди.
Свт. Климент Александрийский
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает
Педагог.
Свт. Евсевий Кесарийский
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает
Но и что Моисею ангел является, то же самое и Божественное Писание отмечает, глася: И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. Когда же [Писание] показывает, что [именно] Сам Всевышний беседовал, то именует Его Богом и Господом, а не ангелом. Точно так же и при переходе чрез Чермное море ясно Писание различает ангела и Господа тем, что говорит.
Доказательство в пользу Евангелия.
Свт. Кирилл Александрийский
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает
Прп. Ефрем Сирин
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает
Купина же, из [древесины] которой неудобно делать изображения мертвых богов, признана годной для того, чтобы в ней изобразить тайну Бога живого. И тебе дается это знамение: как видел ты Бога, обитающего посреди пламени, так и вам должно служить огнем Богу, обитающему в огне.
На Книгу Исхода.
См. также Толкование на Исх. 3:1
Прав. Иоанн Кронштадтский
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает
Кто эта купина? Ты. Ты часто горишь внутренним огнем диавольских прилогов, но не сгораешь и не сгоришь, если будешь крепиться верою и упованием.
Дневник. Том III. 1859-1860.
Что означала купина, виденная Моисеем. горевшая огнем и не сгоравшая? Новозаветные животворящие Тайны Тела и Крови Христовой. Вы видите Хлеб и Вино, проникнутые огнем Божества (всё в огне Божества) невидимым, но ощущаемым внутри человека и между тем не сгорающие, потому что они суть самое Тело и самая Кровь Господа Иисуса Христа.
Дневник. Том IV. 1860-1861.
Блж. Августин
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает
Итак, здесь тот, кто явился, сначала назван ангелом Господним, а затем Богом. Так не является ли ангел Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова? Но тогда его нужно считать Самим Спасителем, о Котором апостол говорит: Их и отцы, и от них Христос во плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки (Рим. 9:5). Следовательно, вполне разумно считать, что Тот, Кто есть «сущий над всем Бог, благословенный во веки», является Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова. Но почему Он сначала назван ангелом Господним, когда явился в пламени огня из среды тернового куста? Не потому ли, что это был один из многих ангелов, который по Божественному устроению выражал собой Лицо Господа (personam Domini) своего? Или же потому, что это было нечто тварное, что было воспринято Им, чтобы явиться в зримом образе и чтобы произносимые слова были слышимы, чем, как требовалось, обозначилось незримое присутствие Господа для телесных человеческих чувств посредством подвластного Ему творения?
Но если это был один из ангелов, кто бы мог с легкостью подтвердить, было ли на него возложено возвестить о Лице Сына или же Святого Духа, или же Бога Отца, или же о Самой единой Троице, Которая есть единый и единственный Бог, отчего Он и говорит: Я Бог Отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? Ведь мы не можем сказать, что Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова является Сын Божий, а Бог Отец не является. Но ведь точно так же никто не осмелится отрицать, что Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова является Дух Святой или Сама Троица, Которую мы считаем Единым Богом. Ибо тот, кто не есть Бог, не является Богом отцов. Далее, если не только Отец является Богом, как признают все и даже еретики, но также и Сын, Которого, хотят они того или нет, вынуждены таковым признавать, поскольку о Нем апостолом сказано: сущий над всем Бог, благословенный во веки; также и Святой Дух, ибо о Нем апостол говорит: Не знаете ли, что тела ваши, суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога… посему прославляйте Бога в телах ваших (1 Кор. 6:19-20). И эти Трое суть Один Бог, как исповедует кафолическое благомыслие; остается недостаточно ясным, которое из Лиц Троицы выражал ангел (если он был одним из остальных), и выражал ли он какое-то отдельное Лицо, а не Саму Троицу.
О Троице.
Еп. Виссарион (Нечаев)
IV. Паримия на праздник Благовещения (Исх. 3:2–8). В сей паримии повествуется о явлении Господа в купине Моисею.
Прииде Моисей в гору Божию Хорив. Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины. И видит, яко купина горит огнем, купина же не сгараше
Прошло сорок лет пребывания Моисея в стране Мадиамской. Моисей достиг восьмидесяти лет, – такого возраста, когда по обыкновенному порядку вещей человек теряет охоту к совершению великих предприятий, когда, по словам самого Моисея, наступает для человека время труда (изнурения) и болезни (Пс. 89:10) и следственно, ему не до того, чтобы он желал и мог широко развернуть свою деятельность. Да и обстановка, среди которой жил Моисей, – полевая пастушеская жизнь (он пас стада своего тестя), кочеванье с одного пастбища на другое, постоянное обращение больше с животными, чем с людьми, – все это не благоприятствовало внешней предприимчивости. Нельзя впрочем думать, чтобы жизнь среди такой обстановки подавила в Моисее чувство своего великого предназначения к избавлению народа Божия, что он перестал помышлять об этом и потерял всякую надежду на перемену своего положения. Нет, продолжительное уничиженное положение Моисея служило только к воспитанию в нем смирения и терпения. Но что он не забыл своего предназначения к великому служению и с терпением ожидал времени, когда Господь явственно и торжественно объявит ему наконец Свою волю быть ему спасителем Евреев, об этом можно догадываться из того, что Моисей не думал обзаводиться собственным хозяйством, что он, хотя имел свое семейство и мог бы по примеру патриарха Иакова просить себе у тестя, в награду за свои труды, надела частью его имущества, не позаботился однако об этом. Весьма вероятно, что Моисея занимали не узкие семейные и хозяйственные соображения, а помыслы о широкой предстоявшей ему общественной деятельности, предзнаменование которой дано было ему еще в Египте, и от которой отклонили его тогда неблагоприятные обстоятельства. И вот, наконец, время призвания Моисея к совершению этого дела наступило. Моисей прииде однажды в гору Божью Хорив. Эта гора, находящаяся на Синайском полуострове, составляет нижнюю часть того горного хребта, который называется Синаем. О нераздельности Хорива и Синая можно заключить из того, что место Богоявления Синайского представляется также местом поклонения Богу народа при Хориве (Исх. 3:12). Хорив, или Синай, находился на западе от местопребывания Иофорова, судя по тому, что эта гора лежала на пути Моисею из Мадиама в Египет. – Явися ему Ангел Господень в пламени огненне из купины. И видит, яко купина горит огнем, купина же не сгараше. Купиною, в которой явился Ангел Господень, называется терновый куст (βα᾿ τος). Тернистыми растениями обилуют окрестности Синая, от чего получила название и самая гора (Еврейское Seneh значит «терновый куст»). Явившийся в купине называется Ангелом Господним, но далее Моисей называет Его Господом и Богом и впоследствии, в предсмертной беседе с Израильтянами, призывает на них благословение Явившегося в купине (Втор. 33:16). И Сам Явившийся называет себя Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:6) и указывает на свое Божеское всеведение и всемогущество (19–20). Посему, по мнению большей части и Отцев и учителей Церкви (например, Василия Великого и блажен. Феодорита), Явившийся Моисею, хотя называется Ангелом Господним, не есть сотворенный Ангел, а Сам Бог, именно второе Лице Святыя Троицы, Сын Божий, ибо и в других местах Писания Сын Божий называется Ангелом великого совета (Ис. 9:6) в том смысле, что чрез Него объявлен был людям и Им же приведен в исполнение предвечный совет о спасении их, – и Ангелом завета (Мал. 3:1), в том смысле, что чрез Него возвещен был людям Ветхий и Новый Заветы, и вообще Он, как Установитель Нового Завета, возвестил им, что слышал от Отца Своего (Ин. 15:15). Нет сомнения, что явление Бога в купине горевшей, но не сгаравшей, имеет символическое значение. Терновое растение, в сравнении с другими деревьями малоценное (Суд. 9:15), служило образом Израильского народа в его уничижении, в презрении от Египетских язычников. Огненное пламя, которым объят был терновый куст, это символ наказующей правды Божией, гнева Божия. Так в качестве грозного Судии с этим символом Господь является тайнозрителем (Дан. 7:9; Иез. 1:13; Апок. 1:14). Ярость огня правосудия Божия имеет потребить упорных грешников (Евр. 10:27). Потому горение купины означает пребывание Израильского народа в огне гонений и бедствий в железной Египетской пещи (Втор. 4:20). Явление Бога в горящей купине знаменует, что Сам Бог предал Свой народ этим гонениям и бедствиям. Но купина горела, а не сгарала, пламя не истреблял ни ветвей, ни листьев ее, хотя это был самый горючий материал. Это означало, что Господь попустивший страдания Своего народа, попустил их не за тем, чтобы довести его до крайнего истощания или даже в конец потребить его, а для того, чтобы народ сей помнил, что Бог его есть огнь потребляющий, Бог ревнитель, беспощадно строгий к несохраняющим верности Ему (Втор. 4:24), – для того, чтобы очистить Свой народ от всего языческого, что могло примешаться к нему в постоянных житейских сношениях с язычниками, и огнем очищающих искушений приготовить его к великому предназначению быть царским священством, народом святым, особенным уделом Божиим в среде народов, первенцем между ними. Вместе с сим рассматриваемый символ купины горящей, но не сгарающей, мог предуказывать то грозное явление Господа в огне и пламени, которым сопровождалось вступление Его в завет с Израильтянами на Синае, и вместе – строгость. Его правды в отношении к врагам Еврейского народа Египтянам, при изведении его из Египта. Таким образом, явление Бога в купине горевшей, но не сгаравшей было с одной стороны знамением милости Божией к Израильскому народу, проявлявшейся в самых бедствиях его, с другой – грозным судом Божиим над врагами его.
Толкование на паремии из книги Исход.
Аврелий Пруденций
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает
Это есть то Слово, Которое, сойдя с благосклонных уст Отца, от девического тела восприняло хрупкую форму. Тогда Моисею еще не был явлен образ человека во плоти, знаменующий вид нашего лица. Ибо Бог, собираясь воспринять Тело, созданное добродетелью Слова, отражал тот же вид. Однако было явлено, что возгоревшееся пламя не сжигает терновый куст. Бог витал в остром тернии, и неопасный огонь был подобен кудрям [настоящего огня], наносящим раны. Это было в ознаменование того, что Бог воспримет тело, которое будет [увенчано] терновым [венцом], которое будет густо оплетено остриями преступлений и которое грубые прегрешения исполнят страданий. Ибо порочный кустарник от дикого корня начал вливать вместе с нечестивым соком роскошную [силу] в неправедные побеги. Можно было видеть, как внезапно стала пышной бесплодная листва, и воспламененные листья на большом расстоянии пространно освещали скорого Бога, [они] не нарушали сплетений игл, лизали кровавые завязи и багровые плоды, стягивали живые побеги смертоносного древа, это скорбная вина очищалась кровью, которую источал в бьющийся в крестных страданиях терновый куст.
Прославление.
Флавий Патерий
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает
Изъяснение Ветхого и Нового Заветов.
Лопухин А.П.
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает
Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновый куст изображает бедственное положение евреев в Египте. Терновый куст, не отличающийся ни ростом, ни плодородием, служит символом чего-либо низкого, презираемого (Суд. 9:8–15), в настоящем случае народа еврейского, а пламя огня, как сила истребляющая (Втор. 4:24), указывает на тяжесть страданий (Втор. 4:20; Иер. 11:4; 3 Цар. 8:51). Но как куст горел, а не сгорал, так точно и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий.
Толковая Библия.
Икона Неопалимая купина: история возникновения
«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3: 2).
Описание, толкование и значение иконы Неопалимая купина
Икона Неопалимая купина считается одной из самых сложных по композиции и толкованию образов, заключенных в ней. На иконе Неопалимая купина Богородица изображена вместе с горящим кустом, который когда-то увидел Моисей, пасущий овец. Согласно Ветхому Завету, пророк пришел в горе Синай, где услышал Глас Божий, велевший ему не приближаться и снять обувь. Моисей стоял на месте, которое являлось святой землей. У подножия горы Синай и монастыря Святой Екатерины Неопалимая купина растет и сейчас. Именно у купины святая Екатерина скрывалась, опасаясь, что ее выдадут замуж в то время, когда она хранила себя для Небесного Жениха. Согласно некоторым преданиям в тот день, когда она крестилась, у нее на пальце появилось кольцо, которое она обнаружила на себе, проснувшись. Это был знак от Господа.
Среди благодетелей монастыря часто оказывались влиятельные люди. В 324 году по приказу святой Елены, матери императора Константина, рядом с кустом построили капеллу. Корни знаменитого куста находятся прямо под алтарем монастырского собора, а за алтарем располагается часовня, названная «Неопалимая Купина». Престол часовни находится прямо над корнями купины, обычно его располагают над мощами святых, которые хранятся в часовне. В новом Завете также были события, связанные с этим кустом. Кроме того, они получили глубокое богословское толкование. Дева Мария носила в себе Бога, огонь палящий, но не опаливший человеческое естество. Через Богородицу в мир пришло Спасение — Господь наш Иисус Христос, Агнец Божий, принявший грехи мира.
Неопалимая купина. История иконы
В IV в. на иконе изображали горящий куст, а внутри него — образ Богородицы. Чаще всего этим образом была Богоматерь Одигитрию. Это — один из наиболее распространенных образов Девы Марии со младенцем Христом, который, как считается, был написан первоначально самим евангелистом Лукой. В этом образе Богоматерь и Христос не касаются друг друга ликами и Иисус изображен ближе к отроку, чем к младенческому возрасту. По мнению многих искусствоведов, на этой иконе Богородица и Христос ведут беседу.
Именно этот образ Неопалимой купины был известен на Руси, его привозили в наши края монахи-паломники. В VI в. во времена правления Ивана Грозного у иконы Неопалимая купина появились новые детали. В те времена Русь прирастала новыми землями. В ее состав вошли Сибирь, Астрахань, Казань… Русь стала крупнейшей мировой державой и одним из центров православия. Именно в это время, в период правления митрополита Макария, образ перерабатывается. Туда, кроме сюжета о несгорающем кусте, добавляются несколько богословских текстов.
Неопалимая купина становится акафистной иконой. Иконой, призванной прославить Деву Мария. Новая идея Неопалимой купины заключается в том, что Богоматерь собирает вокруг себя весь мир — небо и землю, стихию и силы природы. На икону добавляются два скрещенных ромба — красные и синего или зеленого. Такое сочетание мы видим на образе «Спас в силах». Скрещенные ромбы на этой иконе говорили о представлениях древних людей о том, как устроена наша Вселенная. Красный ромб символизирует землю, а синий или зеленый — небо, выше неба в овале — Силы Небесные. И выше всего, конечно, находится сам Иисус Христос.
На иконе Неопалимая купина ромбы получают дополнительную смысловую нагрузку. Красный ромб символизирует пламя, а зеленый — сам куст, охваченный пламенем. В углах красного ромба изображены евангелисты, что дает нам отсылку к иконе «Спас в силах». Земное пламя на этой иконе пытается охватить Небесное и оказывается не в силах это сделать. Икона говорит нам о том, что защититься от пламени можно верой и молитвой. Внутри одного из ромбов изображены ангелы, которые служат Богородице.
Икона Неопалимая купина собрала в себе множество смыслов и стала очень трудной для толкования. Изменение образа в VI в. несло важную миссию. С присоединением земель предстояла важная задача — показать православие людям, живущих на них. Привлечь их внимание было проще необычными сложными образами. Неопалимая купина отражала величие и глубину православной веры.
Так, на новых образах у Богородицы в руках находятся разные символические образы: лестница, которая отсылает нас к видению пророка Иакова, который увидел лестницу, как образ Богородицы в виде пути от земли до Неба. На некоторых образах присутствует гора или камень, как символ возвышения, облегчения и восхождения к Небу. Лестница христианской жизни приводит человека в Царствие Небесное, где Христос предстает уже в образе Царя Небесного. Таким образом, на Неопалимой купине оказывается два образа Христа — отрока и Царя небесного града. Иногда на иконе Неопалимая купина Богородица держит в руках Врата Иезекииля.
Преподобный Иоанн Дамаскин истолковывал образ Неопалимой купины так:
«Купина была образом Богоматери, и Моисею, намеревающемуся к ней подойти, Бог сказал: “Сними обувь твою с ног твоих…” Итак, если земля святая, на которой был явлен Моисею образ Богородицы, то во сколько раз больше этот образ? Ибо он не только святой, но, осмелюсь сказать, даже среди святых святой».
В чем помогает икона Неопалимая купина
С давних времен иконе приписываются многие чудесные свойства.
Важно помнить, что мы можем молиться перед иконой Неопалимая купина о том, что велит просить нам душа. Потому что у икон нет мистических свойств и не существует иконы отвечающей за ту или иную духовную «епархию». Икона была особо любима у крестьянского населения на Руси. В те времена постройки были деревянными и часто страдали от пожаров, но это не значит, что молиться перед иконой Неопалимая купина можно только для спасения от стихий.
Неопалимая купина. Чудеса иконы
Самое известное чудесное событие, связанное с образом Неопалимой купины — после неустанных молитв перед ней Дмитрий Колошин, который служил конюхом у царя Федора Алексеевича, был освобожден из несправедливого заключения. Благодаря силе его веры и молитвы, Богородица Сама явилась царю, чтобы сообщить о том, что Колошина осудили безвинно, после чего его оправдали. В благодарность за явленное чудо, Дмитрий Колошин, чуть не попавший в опалу окончательно, в 1680 году за свой счет построил храм, который назвали Неопалимой Купиной в честь иконы.
Несмотря на то, что в древние времена пожары случались часто, так как большинство строений были деревянными, прихожан Неопалимовской церкви огонь всегда обходил стороной, а икону во времена сильных пожаров носили вокруг строений.
В 1822 году город Славянск Донецкой области охватили страшные пожары. Причину возгораний никак не могли остановить. Однажды прихожанке местного храма во сне явилось откровение о том, что нужно написать икону Неопалимая купина и отслужить молебен. Практически сразу после этого задержали виновницу поджогов, страдавшую душевным заболеванием и пожары прекратились.
Храмы, где можно увидеть образ
Молитва иконе Неопалимая купина
Тропарь, глас 4
Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.
Ин тропарь, глас той же
В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.
Кондак, глас 8
Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати cладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.
Традиции праздника Неопалимая купина
В день памяти иконы Неопалимая купина можно читается Акафист Пресвятой Богродице в честь иконы Ея «Неопалимая купина». Дата почитания иконы Неопалимая купина в 2018 году выпадает на 17 сентября (4 сентября по Юлианскому календарю).
Вы прочитали статью Икона Неопалимая купина. Вам может быть интересно: