город солнца что это такое

«Город Солнца» в тайге: кто стоит за сектой Виссариона

город солнца что это такое. Смотреть фото город солнца что это такое. Смотреть картинку город солнца что это такое. Картинка про город солнца что это такое. Фото город солнца что это такое

город солнца что это такое. Смотреть фото город солнца что это такое. Смотреть картинку город солнца что это такое. Картинка про город солнца что это такое. Фото город солнца что это такое

город солнца что это такое. Смотреть фото город солнца что это такое. Смотреть картинку город солнца что это такое. Картинка про город солнца что это такое. Фото город солнца что это такое

город солнца что это такое. Смотреть фото город солнца что это такое. Смотреть картинку город солнца что это такое. Картинка про город солнца что это такое. Фото город солнца что это такое

город солнца что это такое. Смотреть фото город солнца что это такое. Смотреть картинку город солнца что это такое. Картинка про город солнца что это такое. Фото город солнца что это такое

30 лет назад у младшего сержанта советской милиции Сергея Торопа произошло «духовное пробуждение». Он назвал себя Христом, а всех, кто ему поверил, увел в тайгу ждать конца света. Последователей набралось немало, на берегу живописного таежного озера Тиберкуль они основали «Город Солнца».

Армагеддон, которого они ждали все эти 30 лет, все же случился: вертолет с основателем «Церкви последнего завета» Виссарионом и двумя его помощниками улетел, но мир полсе этого не рухнул.

Гордость «Церкви последнего завета» — знаменитый «Город Солнца», который раскинулся на склонах Восточных Саян на берегах заповедного озера Тиберкуль. «Город Солнца» — это 80 деревянных домов и огородов. Электричество получают с помощью солнечных батарей, печи топят дровами. Здесь даже есть свой ландшафтный парк с греческой статуей и фонтаном. По версии виссарионовцев, этот город — рай, куда хотят попасть все члены общины. Здесь Виссарион окормлял паству по воскресеньям. Каждый, кто решит вступить в общину «Церкви последнего завета», обязан сдавать десятину. Праведная жизнь по Виссариону — не пить, не курить, не есть мяса, только в этом случае можно надеется на спасение. Но, кажется, он сам чихать хотел на все свои 46 заповедей.

Но почему после стольких кричащих фактов и рассказов о жертвах тоталитарной секты Виссариона силовики в «Город Солнца» нагрянули только 30 лет спустя? Неужели у секты были высокие покровители, а на происходящее в обители местные власти просто закрывали глаза?

Местные жители поговаривают, что лидеров церкви могла связывать дружба с бывшим министром лесного хозяйства Красноярского края Дмитрием Маслодудовым, арестованным по обвинению в получении многомиллионных взяток. Дело в том, что домики из дорогого сибирского кедра — основной источник дохода для «Церкви последнего завета». Возможно, красноярская элита живет в домиках, освященных рукой Виссариона.

Источник

Город Солнца

Содержание

Биография

Кампанелла был итальянским священником, который планировал освободительное восстание с целью свержения испанских захватчиков. План был раскрыт, а Кампанелла брошен в тюрьму, где провел 27 лет. Именно в тюрьме был написан ряд произведений, одно из которых — «Город Солнца».

Творчество

Работа была написана на итальянском языке в 1602 году, латинская версия написана в 1613—1614 и издана во Франкфурте в 1623 году и является рассказом путешественника о посещённой им стране-утопии.

Книга «Город Солнца» написана через сто лет после «Утопии» (1516 год) Томаса Мора, в один год с «Новой Атлантидой» Френсиса Бэкона. Кампанелла был знаком с творчеством Мора, поэтому его влияние на «Город Солнца» хорошо просматривается.

Идеи социального равенства

В тюрьме Кампанелла, безусловно, размышлял о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Люди нового времени, по сути, оставались рабами. Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло. «Город Солнца» — идеальное, с точки зрения автора, общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». Эта мысль была особенно актуальна для угнетённого народа. Кампанелла пришёл к выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй, где все люди будут равны между собой. Подробности этой идеи Томмазо тщательно прорабатывает и описывает.

В «Городе Солнца» автор доводит идеи социального равенства до крайностей. Городом правит духовная (учёная) аристократия. При этом каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом.

Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными.

Так как должность каждого определяется с детства сообразно с расположением и сочетанием звезд, наблюдавшихся при его рождении, то благодаря этому все, работая каждый в соответствии со своими природными склонностями, исполняют свои обязанности как следует и с удовольствием, так как для всякого они естественны. Это одинаково относится как к военному делу, так и ко всякого рода другим занятиям.

Однако если у человека нет зрения, он может чесать шерсть, щипать перья для подушек; хромой может стоять на страже; у глухого есть зрение и т. д. В крайнем случае калека может быть послан в деревню, где ему точно найдётся какая-то работа, соответствующая его здоровью.

Личные предпочтения людей считаются не такими значимыми, как их наклонности. Люди занимаются тем, к чему они наиболее способны, но при этом изучают и другие науки и ремесла.

Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. Четырёхчасового труда оказывается достаточно, чтобы удовлетворить все потребности общества. Подобная идея есть и у Мора, где утопийцам запрещается работать больше 6 часов. Почему бы людям не позволить работать сверх нормы? Тогда будет нарушен принцип всеобщего равенства.

Кампанелла пишет: «Распределение всего находится в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить».

Власть

Как и в «Государстве» Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Кампанелла сам был священником, поэтому религия в «Городе Солнца» занимает достойное место.

Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца — учителя и священники — интеллигенция. Кампанелла сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто, как не она, могла разобраться во всех вопросах управления обществом. Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии. Таким образом, власть в городе Солнца более отдалена от народа, чем в «Утопии» Мора.

Пути изменения общества

Основная причина зла, по мнению Кампанеллы, — в людских пороках, прежде всего в эгоизме, порождающем у одних желание жить за счёт других. «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине». Достичь этого Кампанелла хочет с помощью государства, которое карает и пресекает неправильное поведение. Также Кампанелла предлагает ликвидировать институт семьи как источник стремления к частной собственности, которое является причиной социального неравенства.

Кампанелла предлагает селекционный подход к деторождению: мужчины и женщины в Городе Солнца являются общими, исключительное право определять, кому от кого зачинать детей, принадлежит «начальникам». При выборе пар начальники исходят из телосложения и характера мужчин и женщин («женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же — с худыми, а худые — с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга», учёных, которые «производят худосочное потомство», «сочетают с женщинами живыми, бойкими и красивыми. Людей же резких, быстрых, беспокойных и неистовых — с женщинами полными и кроткого нрава») и их астрологического прогноза. Целью является «чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство… они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой». В случае возникновения влюбленности между жителями Города Солнца, влюблённой паре позволяется «и разговаривать, и шутить, и дарить друг другу венки из цветов или листьев, и подносить стихи», однако если начальники считают их неподходящими для деторождения, «совокупление им ни в коем случае не разрешается».

Другие причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому особое внимание уделено народному образованию и воспитанию. С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого — обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. С 10 лет начинается обучение детей на практике, не по картинкам. При этом дети проходят, и тут Кампанелла повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.

В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями.

Значение книги

И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется общество, где жизнь граждан согласуется с интересами общества и человек сам фактически не решает, что ему делать.

Город Солнца Кампанеллы предлагает альтернативу существовавшему в то время обществу. В процессе повествования автор рассматривает нормы поведения, морали, государственности в «идеальном» обществе, но по сути не меняя существующего общественного строя. Именно поэтому для связи с Богом жителям в городе Солнца необходимы жрецы.

Особого интереса заслуживает предложенная реформа системы образования, способствующая формированию всесторонне развитого, полноценного человека. Так же даются предпосылки к созданию общего универсального языка, способного связать вместе все науки и искусства.

Цитаты «Города Солнца»

Критика

Литературные качества произведения Кампанеллы даже в изданиях СССР имели низкую оценку: «„Город Солнца“ написан в форме диалога моряка-генуэзца, вернувшегося из плавания, и хозяина гостиницы. Но избрав для своего рассказа эту форму, … Кампанелла не сумел использовать её должным образом. В сущности мы имеем не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены в угоду литературной традиции часто бессодержательные реплики собеседника, оправдывающие, и то не во всех случаях, необходимость перехода к новой теме рассказа, не внося в него ничего нового.» [2]

Кроме того, «Город Солнца» отличается от прочих средневековых произведений утопического толка наличием астрологического контекста, особо популярного в западноевропейской литературной среде на рубеже XII — XVII веков. Так, труд Томмазо Кампанеллы содержит описание «идеальных», с точки зрения автора, элективных генитур (гороскопических элекций), связанных с вопросами подбора оптимального времени для случки домашнего скота (овец, лошадей, коров, домашней птицы), зачатия и основания (закладки) городов.

Источник

Кампанелла: «Город Солнца», или Как свести Небо на Землю

Астрологическая и евгеническая утопия философов-соляриев

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. В нашем цикле “История идей, великих и ужасных”, посвященном истории человеческих попыток построить рай на Земле, рассказываем о Томаззо Кампанелле и его «Городе Солнца».

Время и место действия

Италия, XVI—XVII века после Рождества Христова. Католический монах, философ и богослов Томмазо Кампанелла пишет утопический трактат «Город Солнца».

Почему нам это интересно сегодня:

Доминиканский монах Томмазо Кампанелла (1568–1639) считается наряду с Томасом Мором одним из главных представителей утопического коммунизма. Название его самого известного сочинения — «Город Солнца» — в советское время практически стало крылатым выражением, синонимом будущего счастливого общественного устройства, словно залитого солнечным светом гуманизма и всяческого благополучия.

В личной библиотеке основателя советского государства В. И. Ленина тоже имелся экземпляр «Города Солнца», и, между прочим, именно из этой книги Ленин позаимствовал некоторые принципы советской монументальной пропаганды, о чем позже вспоминал первый советский нарком культуры А. В. Луначарский:

— Анатолий Васильевич, — сказал мне Ленин, — у вас имеется, вероятно, не малое количество художников, которые могут кое-что дать и которые, должно быть, сильно бедствуют.

— Конечно, — сказал я, — и в Москве, и в Ленинграде имеется немало таких художников.

— Дело идет, — продолжал Владимир Ильич, — о скульпторах и отчасти, может быть, также о поэтах и писателях. Давно уже передо мною носилась эта идея, которую я вам сейчас изложу. Вы помните, что Кампанелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же. Наш климат вряд ли позволит фрески, о которых мечтает Кампанелла. Вот почему я говорю, главным образом, о скульпторах и поэтах. В разных видных местах на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма, также, может быть, крепко сколоченные формулы, дающие оценку тому или другому великому историческому событию. Пожалуйста, не думайте, что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны все делать скромно».

(А. В. Луначарский. «Ленин о монументальной пропаганде»).

О чем вообще речь:

Многие люди, которые понаслышке знают о Кампанелле и его солнечном городе, были бы изрядно удивлены, если бы раскрыли эту книгу. Она так называется не только и не столько потому, что в нем описывается идеальное и максимально светлое общество, как его себе представлял автор. Дело в том, что стоящий на высоком холме город управляется Солнцем, причем сразу в двух смыслах.

город солнца что это такое. Смотреть фото город солнца что это такое. Смотреть картинку город солнца что это такое. Картинка про город солнца что это такое. Фото город солнца что это такое

Себастьян Фюрк. Портрет Кампанеллы. Из издания «IX pars Bibliothecae Chalcographicae, hoc est Continuatio quarta Iconum virorum illustrium, adiectis singulorum iconibus singulis distichis». Гейдельберг, 1654

Во-первых, во главе его стоит Верховный метафизик, которого называют Солнце. Кампанелла в тексте просто обозначает этого верховного правителя и главного мудреца, в совершенстве знающего все науки, астрологическим значком ʘ, обозначающим Солнце.

Во-вторых, этот идеальный город управляется на основе… астрологии. Для Кампанеллы, сына своего времени, астрология как наука о связи небесных и земных явлений имела самое непосредственное практическое, политическое и хозяйственное значение.

Все важные события и мероприятия в солнечном городе — войны и переговоры, хозяйственные работы и научные исследования, даже акты зачатия людей и домашних животных, которые особо строго регулируются государством — все это осуществляется только при обязательном учете положения звезд, которое они в данный момент занимают.

А самым важным небесным светилом для Кампанеллы является Солнце. Его он называет «образом, ликом и живым изваянием Бога, от коего на все находящееся под ним истекает свет, тепло, жизнь, живительные силы и всякие блага». Поэтому Солнце пользуется у соляриев (так Кампанелла называет жителей своего города от латинского Sol — Солнце) наибольшим почетом, а небо они считают его храмом.

В каком-то смысле при помощи астрологии Кампанелла непосредственно сводит Небо на Землю. Мировая гармония, уловленная через звездные законы и воплотившаяся в единственно правильном общественном устройстве, позволит в представлении Кампанеллы уже здесь достигать райского блаженства.

Также Кампанелла очень увлекался магией, поскольку считал, что наука обязательно должна приносить человеку практическую пользу. Магию он понимал как науку о полезных превращениях вещей. Причем в ней по Кампанелле нет ничего суеверного, она связана с физикой (наукой о природе) и пользуется «удивительно действующими естественными причинами». Сам он много занимался «искусственной магией» и в своих письмах из тюрем разным правителям и государям обещал создать корабли, которые без весел могли бы плыть в безветренную погоду, повозки с парусами, передвигающиеся с большими грузами одной силой ветра, и т.д. Впрочем, гораздо большего добились у него граждане «Города Солнца»: «…Они уже изобрели искусство летать — единственное, чего, кажется, недоставало миру, а в ближайшем будущем ожидают изобретения подзорных труб, при помощи которых будут видимы скрытые звезды, и труб слуховых, посредством которых слышна будет гармония неба».

Маг у Кампанеллы — это одновременно философ и политик-законодатель. Через магию натурфилософия соединялась у него с политикой. Между прочим, в проектах и планах наследовавших Кампанелле коммунистов отчетливо просматривается эта магическая мечта о чем-то подобном, о полном и почти волшебном подчинении человеку природы и общества.

Автор

Кампанелла родился в 1568 году в итальянской Калабрии, в маленьком городке Стило, в семье неграмотного сапожника. Денег на учебу у семьи не было, и сохранилась легенда о том, что очень способный мальчик слушал уроки, стоя у открытого окна школы. Когда кто-нибудь из учеников не мог ответить на вопрос учителя, он сам выкрикивал правильный ответ.

город солнца что это такое. Смотреть фото город солнца что это такое. Смотреть картинку город солнца что это такое. Картинка про город солнца что это такое. Фото город солнца что это такое

Marcuscalabresus/Wikipedia/CC BY-SA 3.0

Занятия астрологией и магией Кампанелла пронес через всю свою бурную и полную драматических поворотов и противоречий жизнь, над загадками которой до сих пор ломают копья в многочисленных дискуссиях исследователи его творчества. Действительно, как совместить одно с другим? Написавший коммунистическую утопию «Город Солнца» и возглавивший антииспанское восстание в Калабрии, он был также автором ряда сочинений, в которых горячо отстаивал идею всемирной теократической монархии под властью той самой испанской короны. Богослов-философ, отрицавший Троицу и Божественность Христа, симпатизировавший пантеизму и гилозоизму (учение о всеобщей одушевленности природы или мира), измученный католической инквизицией узник, и в то же время — строгий католический монах, написавший много сочинений против Лютера и кальвинистов, всячески боровшийся с Реформацией. Неоднократно уличенный в безбожии, он одновременно автор книги «Побежденный атеизм». Поклонник точного опытного знания, подчеркивавший, что оно начинается с ощущения, и в то же время астролог и составитель гороскопов, много занимавшийся магией… Кампанелла был истинным сыном противоречивой эпохи Возрождения. Дань увлечения астрологией тогда отдали, например, великие астрономы Николай Коперник и Иоганн Кеплер.

город солнца что это такое. Смотреть фото город солнца что это такое. Смотреть картинку город солнца что это такое. Картинка про город солнца что это такое. Фото город солнца что это такое

Николя де Лармассен. Портрет Томмазо Кампанеллы в последние годы жизни. Из издания: Isaac Bullart, «Académie des Sciences et des Arts», livre II, 1682

В конце концов, через 27 лет ему удается прельстить своими занятиями римского папу Урбана VIII, которого он обещал при помощи магических ритуалов избавить от смерти, и его освобождают. Его сочинения исключают из католического Индекса запрещенных книг, а Генеральный капитул Доминиканского ордена присвоил Кампанелле степень магистра римско-католического богословия.

Однако впереди все равно были новые конфликты с инквизицией и новые обвинения. Инквизиция вновь его стала преследовать за неортодоксальные мнения и вносить его сочинения в Индекс запрещенных книг, а один из учеников Кампанеллы был обвинен в подготовке антииспанского заговора, и опасность угрожает и его учителю. В итоге Кампанелла бежит во Францию под покровительство знаменитого кардинала Ришелье. Там он выпускает в свет новое издание «Города Солнца» и составляет гороскоп новорожденного Людовика XIV, а в посвященных ему стихах выражает надежду, что будущий король-Солнце реализует Город Солнца на практике.

Устройство Города Солнца

О Городе Солнца в книге Кампанеллы рассказывает некий Мореход. Этот город стоит на высоком холме, поделенный на семь кругов в соответствии с числом известных тогда планет. Дома и дворцы Города построены вдоль этих кругов и отделены друг от друга стенами. Весь Город пересекают четыре дороги, которые сходятся к самому центру. Там находится огромный, идеально круглый храм, купол которого поддерживается громадными колоннами. На алтаре стоят два глобуса: гигантский небесный глобус с изображением звездного неба и еще один с изображением Земли. На своде купола нанесены все самые яркие звезды. Храм представляет собой подробную модель космоса, а отправлявшийся в нем культ — это культ космоса.

город солнца что это такое. Смотреть фото город солнца что это такое. Смотреть картинку город солнца что это такое. Картинка про город солнца что это такое. Фото город солнца что это такое

План города Солнца

Как почти во всех утопиях, в «Городе Солнца» Кампанеллы ощутимо влияние платоновского идеального государства. Основали его бывшие жители Индии, которые бежали оттуда после поражения от монголов и решили «вести философский образ жизни общиной». Управляет солнечным городом, как мы уже сказали, верховный первосвященник Солнце, обозначаемый значком ʘ, а помогают ему три соправителя рангом пониже — Мощь, Мудрость и Любовь. Эти соправители являются одновременно верховными священниками, философами и главными учеными Города Солнца.

Наука, политика и религия тут сливаются в одно целое. Не правда ли, это чем-то напоминает советский проект и его вождей Ленина и Сталина, верховных теоретиков и знатоков марксизма, который во многом играл в советское время роль квазирелигии?

город солнца что это такое. Смотреть фото город солнца что это такое. Смотреть картинку город солнца что это такое. Картинка про город солнца что это такое. Фото город солнца что это такое

Храм города Солнца

В Городе Солнца совершенно отсутствует частная собственность. Все у его жителей общее, даже дома, спальни и кровати: «Через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй». Как говорит Кампанелла, жители Города Солнца — самые богатые и одновременно самые бедные люди на свете, Самые богатые они потому, что у них все есть, а самые бедные они потому, что у них вообще нет ничего своего. Однако, как добавляет автор, «поэтому не они служат вещам, а вещи служат им. И поэтому они всячески восхваляют благочестивых христиан и особенно превозносят апостолов».

Именно благодаря отсутствию частной собственности, говорит Кампанелла, в Городе Солнца добродетели окончательно победили пороки, о чем говорят даже названия общественных должностей: Щедрость, Великодушие, Целомудрие, Мужество, Справедливость, Истина, Благотворительность, Благодарность, Сострадание и т.д.

Все жители Города Солнца обязаны трудиться. Впрочем, продолжительность рабочего дня ограничивается 4 часами и может быть сокращена еще больше, с тем чтобы освободить время для «приятных занятий науками» и «развития умственных и телесных способностей».

Самый главный скандал «Города Солнца»

Пожалуй, самая скандальная часть Города Солнца — общность жен и полное государственное регулирование отношений полов и всех рождений. И тут была своя (довольно жуткая, конечно) логика. Дело в том, что общность жен нужна по мысли автора для того, чтобы отменить саму возможность частной собственности: «Собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей», а «отсюда возникает себялюбие». Поэтому «у соляриев жены общи и в деле услужения, и в отношении ложа, однако же не всегда и не как у животных, покрывающих первую попавшуюся самку, а лишь ради производства потомства в должном порядке». Общность жен служит тут также «научному» («согласно правилам философии») государственному контролю за деторождением. Солярии, пишет Кампанелла, «издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой».

Этот контроль «за человеческой породой» осуществляется в полном согласии с биологическими и астрологическими выкладками автора. Власти сами решают, какой мужчина сойдется для произведения потомства с женщиной и в какое время, будут ли этому благоприятствовать звезды.

Так что Кампанеллу вполне можно считать и одним из заметных предшественников евгеники, правда, на свой, астрологический лад.

Интересные факты

1. В 1918–2013 годах имя Кампанеллы находилось на обелиске в Александровском саду рядом с Кремлем. Первоначально гранитный обелиск был установлен в Александровском саду летом 1914 года по случаю трехсотлетия дома Романовых. Пришедшие к власти коммунисты переделали его в памятник социальным мыслителям и революционерам, своим предшественникам. Наряду с Кампанеллой там были выбиты имена Маркса, Энгельса, Либкнехта, Мора, Сен-Симона, Прудона, Чернышевского, Плеханова и т.д. В 2013 году этот обелиск убрали, а на его месте поставили копию прежнего, дореволюционного памятника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *