город невест почему так называется
Почему Иваново называют – городом невест? Так ли это?
Каждый город в России может похвастаться своей особенностью, своего рода визитной карточкой, которая выделяет его среди остальных населённых пунктов. Одни славятся товарами, как Тула и Оренбург. Другие известны людьми, каковые родились здесь и сумели добиться всемирной славы. Иваново вошло в историю, как город невест, и такое название возникло по целому ряду разных причин.
Хозяйственные особенности
Город, как и большинство прочих небольших пунктов, имел своё производство, которое сосредоточилось, главным образом, на производстве тканей. В результате, способствовали «перевесу» такие моменты:
В 40-е мужчины ушли на фронт
Немаловажную роль в формировании гендерного населения Иваново сыграла и война. Потери СССР в Великой Отечественной составили порядка 27 миллионов человек, большинство из них – мужчины. Дисбаланс полов был нарушен, и женщин стало на порядок больше. На Иваново это сказалось особенно заметно. Последствия такой нестабильности известного города ощущаются и по сей день.
За долгие годы советского правления, а так же после распада Союза, многие заводы были закрыты, но стереотип о «городе невест» крепко засел в умах жителей страны.
Культурный аспект
Во многом известный образ «приклеился» к городу, благодаря различным деятелям культуры, это характерно и для советских лет, и для наших дней. На массовый стереотип ещё повлияли такие произведения, как:
Символы женственности
Образ невесты настолько плотно прижился к городу, что прославился не только в культурном аспекте, но и в символическом. Это касается плакатов, сувениров, и даже геральдики города. Современный герб Иваново, утверждённый в 1996 году, можно назвать ссылкой на сложившийся в народе стереотип о городе незамужних девушек.
Автор этого герба – известный местный художник и архитектор Виктор Алмаев – изобразил юную девушку, ткущую пряжу. Облачена красавица в алый с золотом сарафан, волосы прикрывает кокошник. За последующие годы этот образ настолько прижился, что стал напрямую ассоциироваться с городом. Герб перешёл в разряд одного из самых узнаваемых среди прочей геральдики, его активно использовали в рекламных акциях местных пищевых компаний и комбинатов.
Не раз предпринимались попытки ввести новый герб. В преддверии конкурса «Молодёжная столица Европы-2015», был предложен новый образ для городской геральдики. Но вариант собрал исключительно отрицательные отзывы. Респонденты мотивировали это тем, что скромная, этническая девушка смотрится намного лучше, чем предложенный вариант, насыщенный «вульгарностью и «агрессивным поведением».
Света из Иваново
Благодаря местной жительнице Светлане Курицыной, многие узнали, что не одной лишь красотой да скромностью известны женщины Иваново. В 2011 году в Рунете появилось интервью со Светланой, где она радостно рассказывала об успехах правящей партии России.
Что, впрочем, не сильно сказалось на жизни главной героини. Она не подверглась травле со стороны общества, напротив – смогла извлечь максимальную пользу для себя. Позже она стала одной из ведущих канала НТВ.
Другие версии
Но ошибочно думать, что город Иваново славится только, как населенный пункт незамужних девиц. Существует интересная легенда, якобы в Бурылинском музее бродит призрак купчихи Александры Бурчиловой. Неспокойная дамочка сходит с портрета по ночам, и даже однажды едва не столкнула с лестницы реставратора. Неизвестно, связано ли это с неприязнью к молодым девушкам, но нравом помещица славилась весьма крутым. Так что легенда наводит на размышления. А заодно – привлекает туристов.
Иваново – по-своему оригинальный город, есть там свои интересные достопримечательности. Но вот ехать туда за невестой, как якобы делали в прошлом веке, уже неразумно. Для равновесия в населении туда перевели военную часть, и количество женщин и мужчин, наконец-то, сравнялось. Так что сказание о городе незамужних девушек – не более чем миф. Но миф, безусловно, интересный. Сейчас Иваново называют студенческим городом, поскольку там насчитывается 18 вузов и их филиалов. Так что уже вполне хватает и парней, и девушек.
Город невест: почему в СССР провалился план по заселению Иваново мужчинами
Когда в городе Иваново-Вознесенск один за другим стали открываться текстильные предприятия, вряд ли кто-нибудь мог предположить, что они не только прославят этот тихий уголок на всю Россию, но и станут камнем преткновения для местных женщин, желающих создать традиционную семью.
Ткацкое производство
Первые ткацкие фабрики в Иваново, обретшим своё нынешнее название в 1932 году, появились в XVII веке, когда в городе начали действовать мануфактуры, специализировавшиеся на ткачестве льняных холстов и их отделке. Во второй половине XVIII века в регионе заработали первые набивные производства, где помимо льняных тканей стал изготавливаться ситец.
Промышленный переворот, ознаменовавшийся переходом к использованию машинного труда, способствовал массовому открытию в Иваново новых текстильных фабрик, которых к 1900 году насчитывалось 59 штук.
Сменившаяся после революции 1917 года власть поощряла работу местных предприятий. Более того в 1928 году по их инициативе был основан крупнейший в СССР текстильный Меланжевый комбинат.
Город невест
Практически всё представительницы прекрасного пола города Иваново были задействованы на ткацких фабриках, а недостающие женские кадры свозились сюда со всех сторон огромной страны. Обеспечивая трудовыми ресурсами легкую промышленность ситцевого края, чиновники не учитывали возникавший потихонечку гендерный дисбаланс.
После 1945 года Иваново превратилось в город невест, где из-за дефицита мужчин, только избранные счастливицы могли создать семью.
Попытка всё исправить
Сложившийся в Иваново гендерный перекос в сторону женщин, заставил членов Политбюро ЦК КПСС, принять меры по восстановлению баланса. Для этого в текстильной столице СССР в 1950-х годах были основаны предприятия машиностроительной отрасли, где подавляющее число операций были ориентированы на приложение мужского труда.
Для представителей сильной половины человечества распахнули свои двери Ивановский завод чесальных машин, Ивановский завод тяжёлого станкостроения, «Ивтекмаш», Ивторфмаш, «Автокран», «Точприбор» и другие заводы.[С-BLOCK]
Однако если посмотреть на статистические данные 1979 года, становится понятным, что гендерная ситуация в Иваново от строительства сугубо мужских предприятий изменилась не кардинально. Так согласно отчётам в вышеназванный год в Ивановской области проживало 43,2% мужчин, в то время как женщины составляли 56,8% населения.
Одной из причин сохранения полового дисбаланса называлась более высокая смертность мужчин трудоспособного возраста и более высокая продолжительность жизни у женщин.
Бренд
Именно из-за этого за Иваново ещё крепче закрепился статус города невест. Только ленивый не ассоциировал его с прекрасными незамужними барышнями, а масло в огонь подлила популярная в 1981 году песня «Ну чем мы не пара» (композитор Евгений Крылатов, автор слов Михаил Пляцковский), которую исполнял в киноленте «Честный, умный, неженатый» Андрей Миронов. В этом советском хите трижды повторявшийся припев провозглашал:
О любви всё твержу тебе заново,
Но, когда зря твердить надоест,
Так и знай: я уеду в Иваново,
А Иваново — город невест.
Свыкнувшись с этим неофициальным званием, власти решили увековечить его на гербе Иваново: красовавшиеся ранее на нём челнок и факел в 1996 году были заменены на изображение молодой красавицы, занятой прядением.
Словосочетание «город невест» ивановцы давно превратили в бренд, одни используют его в качестве торговой марки, другие применяют в свадебной сфере, а третьи берут за основу проведения различных акций.
Так 28 мая 2011 года в Иванове, на праздновании дня города, прошёл белоснежный «Парад невест», в котором приняло участие 140 девушек в свадебном облачении, а журнал «Cosmopolitan» ежегодно организует праздник под названием «Сбежавшие невесты».
Наши дни
Согласно сводкам Росстата, сейчас Иваново утратило пальму первенства в превалировании женского населения над мужским, уступив первое место Новгороду.
Заместитель руководителя Ивановской областной службы государственной статистики Татьяна Белова отмечала, что в последние годы среди новорождённых мальчиков больше чем девочек, однако на следующих этапах жизни представители сильного пола гибнут в 4 раза чаще, женщин.[С-BLOCK]
Поскольку сейчас гендерный дисбаланс в Иваново наблюдается только среди старшего поколения, сами ивановцы чаще говорят, что областной центр впору переименовать в «город пенсионерок», хотя власти склоняются к версии превратить его из «города невест» в «город молодёжи».
Нынешним поколениям не совсем понятен смысл этих слов. Иваново — город невест? Почему? А дело всё в том, что в советское время в этом городе сложилась очень странная демографическая обстановка с огромным перекосом в сторону женщин. И, как многие полагали, связано это было с тем, что город Иваново издревле был мануфактурным центром. И после революции, в период индустриализации, мануфактуры превратились в гигантские ткацкие комбинаты, на которых работали преимущественно женщины. Но всё было не совсем так. Поселение, на месте которого впоследствии возник город Иваново, возникло на ручье Кокуй примерно в XV веке. Там, где сейчас в городе стоит Дворец искусств, когда-то находился Покровский мужской монастырь, основание которого относят к 1579 году.
К XVII веку в селе развилось текстильное ремесло. Здесь изготавливали льняные холсты и осуществляли их отделку. В 1638 году село перешло во владение князей Черкасским, а с 1743-го — во владение графов Шереметевых. Именно в этот период, в 1751 году, трое зажиточных крестьян, Иван Гарелин, Пётр Грачёв и Михаил Ямановский, основали первые Ивановские мануфактуры. Тогда же в селе начали осваивать производство набивных тканей, то есть набивать холсты, масляными красками. Процесс для того времени был достаточно сложным, поэтому эта работа считалась исключительно мужской. Женщинам же оставалось что попроще — ткачество и прядение. В то время мужчин и женщин в селе было ещё поровну.
Если девушка не выходила замуж до 16 лет, то семья платила налог. Поэтому незамужних было мало. В 1763 году в Германии, в Шлиссельбурге, Христиан Лиман и Иоган Си-рициус основали ситценабивную мануфактуру. Весть об этом вскоре достигла Иванова. На совете было решено отправить в Германию для обмена опытом лучших мастеров: Григория Бугримова, Ивана Ишин-ского и Осипа Сокова. И они полностью справились с возложенной на них задачей. Будучи в Германии, мастера овладели технологией отделки ткани заварными красками и, вернувшись на родину, распространили свои знания среди всех жителей села. К началу XIX века местное сырьё (лён) было заменено на привозное (хлопок), в Иванове стали открываться мастерские по производству узорчатых набивных ситцев. А в 1826 году заводчик Спиридонов приобрёл первую в истории села цилиндро-печатную машину. Тем самым было положено начало образованию крупного промышленного центра.
В 1871 году село Иваново и окрестные слободы Вознесенского посада были объединены в город Иваново-Вознесенск, который стал вскоре ведущим текстильным центром Российской империи.
Соотношение числа мужчин и женщин было всё ещё равное, дефицита мужского населения на этот момент город не испытывал.
Иваново и революция 1917 года
К началу XX века Иваново превратился в крупный текстильный центр. На 100 квадратных километров приходится 59 фабрик, многие из которых продолжали работать и после революции. На фабриках трудились ткачи-мужчины. Из-за наличия большого количества промышленных предприятий и, как следствие, большого количества рабочих, трудившихся на этих предприятиях, в начале двадцатого столетия в Иваново-Вознесенске возникло мощное пролетарское революционное движение, «сыгравшее заметную роль в Первой русской революции. Именно здесь возник первый в России общегородской совет.
Сменившаяся после революции 1917 года власть высоко оценивала вклад иваново-вознесенского пролетариата в дело революции и поэтому всячески поощряла работу местных предприятий. Более того, в 1928 году здесь был основан крупнейший в СССР Текстильный меланжевый комбинат.
Индустриализация в Иваново
В 1932 году Иваново-Вознесенск переименовали. По мнению властей, город, чей вклад в дело революции был чрезвычайно высок и ценен, не мог иметь в своём названии упоминание о церковном празднике, поэтому «религиозную» часть названия отбросили, и город стал называться Иваново.
К этому времени состав населения города был уже не идеальным. Женщин было больше. Революция и Гражданская война сделали своё чёрное дело и частично сократили мужское население Иваново-Вознесенска.
Но время шло, росло количество вновь открываемых предприятий, и вскоре почти всё трудоспособное женское население Иванова было задействовано на ткацких фабриках. Но и этого не хватало. Для восполнения дефицита рабочей силы по призыву партии и правительства со всей страны в Иваново приезжали женщины для работы на вновь создающихся предприятиях. Чиновники радостно рапортовали о выполнении поставленной перед ними партией задачи, а в городе постепенно создавался демографический перекос в сторону женского пола.
Великая Отечественная война
Но и это не привело бы к такому катастрофическому разрыву в соотношении мужчин и женщин в городе. По данным статистики, к 1941 году на крупнейшем в то время Меланжевом комбинате работало примерно поровну мужчин и женщин.
Но началась Великая Отечественная война. Почти всё мужское боеспособное население города ушло на фронт. Из 285 тысяч жителей города была мобилизована 71 тысяча человек. Из ивановских солдат были сформированы 49-я, 117-я, 307-я и 332-я стрелковые дивизии. Эти воинские подразделения вели ожесточённые бои под Смоленском, Брянском, Москвой и Сталинградом. Больше трети из призванных ивановцев полегли на полях сражений. Домой вернулось сорок четыре тысячи солдат.
Партия сказала: «Замуж!»
После Победы в Великой Отечественной войне стране требовались силы для восстановления. И тогда женщины встали к станкам, на которых ранее трудились мужчины. И постепенно текстильная промышленность превратилась в отрасль, где в основном трудились женщины. В Иванове на тот момент демографический дисбаланс достиг таких размеров, что только немногие счастливицы из-за нехватки мужчин могли создать полноценные семьи.
Такое положение вещей обратило на себя внимание партии и правительства СССР. Перед руководством страны стояла грандиозная задача: выдать замуж практически целый город!
В Политбюро ЦК КПСС было принято решение создать в Иванове ряд предприятий, где изначально предполагался в основном мужской труд.
В этот период, в 1950-х годах, были построены: Ивановский завод чесальных машин, Ивановский завод тяжёлого станкостроения, «Ивтекмаш», «Ивторфмаш», «Автокран», «Точприбор» и другие. Ситуацию удалось частично выправить, но полностью избавиться от дисбаланса не удалось.
Это было обусловлено рядом объективных причин, в частности более высоким уровнем смертности среди мужчин. И статус «города невест» закрепился за Ивановым навсегда.
Бренд Иваново
Но даже такой статус можно использовать во благо! И народное название «город невест» жители Иванова смело используют как бренд.
Глядя на это, местные власти решили увековечить народное название на гербе города. И в 1996 году челнок и факел, которые были изображены на нём ранее, были заменены на изображение молодой красавицы, занятой прядением.
Журнал: Неизвестный СССР №9, сентябрь 2021 года
Рубрика: Обыкновенная история
Автор: Ольга Ильина
Город невест
В историю России город Иваново вошел, как город невест, и на вопрос почему — ответ, очень простой — из за производства ситца и большого числа работающих на ткацких фабриках молодых девушек.
Исторически сложилось так, что до 18 века, в городе и его округах, осуществлялась массовая переработка льна. Это ремесло оказалось весьма доходным и прибыльным делом, чем и воспользовались местные промышленники. Так и стал Иваново город невест.
История Города Невест
В 1742 году в будущем городе невест, появляется первая мануфактура. Ее основателем считается крестьянский «капиталист» — Григорий Бутримов. Гораздо позднее открываются и несколько специальных отделочных мануфактур, где велись работы по окрашиванию и набивке тканей.
Точная дата основания самого Иваново — тогда еще, села доподлинно неизвестна. В некоторых исторических источниках этот город впервые упоминается в 1561 году. В первой половине 19 века Иваново получило статус крупнейшего промышленного объекта России. Золотой век ситцевой промышленности и процветание известнейших династий «ситцевого царства» приходится на период восстановления страны после войны с Наполеоном.
Причиной такого расцвета этого ремесла послужило практически полное отсутствие конкурентов. Почти все крупные московские мануфактуры были сожжены или нуждались в долгосрочном восстановлении. К концу 19 века здесь производилась значительная часть хлопчатобумажной продукции. Ивановскую мануфактуру часто сравнивали с английской, славившейся в те времена своим изысканным текстилем. В это же время за городом и закрепилось его неофициальное название — город Невест.
Иваново долгое время принадлежало графам Шереметьевым, принося баснословные доходы. Время от времени, случались и кризисы перепроизводства, приводившие к неспособности выплачивать заработную плату рабочим. Предприимчивые крестьяне стремились выкупить себя и свои семьи и поселиться неподалеку, на свободных землях. Постепенно образовывались большие поселения, которые затем были объединены в Вознесенский посад. Здесь появилось собственная управа и дума. В 1871 году посад получил название Иваново-Вознесенск. Именно здесь в 1905 году сформировался Совет рабочих депутатов, став особой моделью политического устройства будущего СССР.
Знаменитый музей Ивановского ситца предоставляет возможность осмотреть уникальную экспозицию «Ивановский текстиль. История и современность.» Ткачество на Руси брало свое начало с местных материалов — льна, шерсти. Стоит обратить внимание на огромный льняной куст, особые орудия обработки этих материалов и ручной ткацкий станок, представленные вниманию посетителей. В одном из залов музея можно воочию проследить все процессы обработки тканей, с доведением их до изысканного товарного вида. Это и есть секрет работы мануфактурного производства прошлого времени. Интересно, что только лишь в 17 веке домотканые льняные холсты стали окрашивать и наносить различные рисунки.
Тогда это был сложный, кропотливый ручной труд. С этой целью использовали деревянные дощечки-«манеры». Для того, чтобы краска равномерно была распределена по готовому тканевому фону, по этим дощечкам ударяли особым молотком-киянкой. По такому способу нанесения рисунка ткань получила название «набивной». Набивные работы выполнялись преимущественно мужчинами. Это объясняется не только требованиями применения силы при ударах, но и количеством метров ткани, которую требовалось «набить». На всем протяжении десятков метров многочисленных тканевых мотков рисунок должен иметь одинаковую цветовую интенсивность. Женская часть работы заключалась в тщательном выполаскивании и сушке холстов. И все же трудолюбивых девушек, молодых женщин, потенциальных невест, на мануфактурах, швейных фабриках работало значительно больше. Вероятно, именно поэтому Иваново стали величать городом невест. Смотрите еще более удивительные и интересные фаты об Иваново.
Несмотря на большой промышленный рост, долгое время ивановские ситцы считались продукцией невысокого качества. Они были рассчитаны, преимущественно, на покупательский спрос крестьянства.
Благодаря ведению активной грамотной маркетинговой политике, ивановские ткани охотно приобретали в Средней Азии и Персии. Со временем, специально для этих стран стали разрабатываться специальные рисунки, соответствующие незыблемым традициям Востока. Позднее такой «восточный текстиль» завоевал популярность и на российском рынке. Наиболее характерным декоративным элементом ивановских тканей является «персидский огурец». Традиционны изображения с красивыми растительными и геометрическими орнаментами.
Музейная экспозиция, отражающая период индустриальной революции России, предоставляет нашему вниманию машины для печати рисунка с помощью специального вала. Эти валы представляют собой настоящие произведения искусства, позволяющие создать художественные шедевры на ткани. Осмотрите знаменитые ивановские ткацкие станки. Многие современные производители тканой продукции утверждают, что они во многом превосходят новоиспеченную технику.
Внезапно на смену льну приходит хлопок. Появляются «ситцевые алхимики» — мастера, которые занимались изготовлением красок. Это работа долгое время была секретной, тайнописной. Роспись тканей осуществлялась в специальной тайной комнате, не имевшей окон. Работа в этих условиях считалась наиболее вредной для здоровья.
Второй этаж музея занимают шедевры знаменитого русского кутюрье В. Зайцева. Будучи уроженцем Иванова, он здесь же и начал свою карьеру. В 2007 году здесь открылась экспозиция « Слава Зайцев. Жизнь и Творчество». Полюбуйтесь, представленными в залах, сменными коллекциями одежды текущего сезона и художественными полотнами Зайцева-художника.
В недавние советские времена именно недорогая ивановская текстильная продукция имело невероятно широкую популярность среди самых различных слоев населения. Согласитесь, большой выбор недорогих тканей с яркой и веселой расцветкой навивают добрые воспоминания кому-то о беспечной поре детства, кому-то о годах невозвратной молодости.
Город, где хорошо не жить, а умирать
По просьбе редакции ивановский историк Андрей Кабанов (в 2013 – 2015 годах заместитель губернатора Ивановской области по внутренней политике) написал эссе, посвящённое 150-летию города Иваново и порассуждал о проблемах городской самоидентификации. Вот его текст:
Буквально на днях Иваново отметило сто пятьдесят лет с момента учреждения города Иваново-Вознесенска. Любая юбилейная дата – это не только повод для празднования, но и возможность подвести некоторые итоги, окинуть ретроспективным взглядом прошлое города, понять суть настоящего, помечтать о будущем.
Довольно неожиданно в начале 80-х у Иванова появился бренд «Город невест». Это случилось после выхода на экраны фильма «Умный, честный, неженатый». Исполненная великолепным Андреем Мироновым песня в один момент сделала Иваново известным на всю страну. И даже знаменитым! К сожалению, местная элита восприняла подобный имидж города как легкомысленный и несерьезный. Да и многие ивановцы буквально «с пеной у рта» доказывали, что нет тут никаких невест.
В результате в постсоветский период Иваново вошло не только с экономическими и социальными, но с и ментальными и имиджевыми проблемами. Массовое закрытие текстильных предприятий, распад крупных рабочих коллективов, проблемы с трудоустройством, неприятие «постиндустриальной» экономики привели к окончательной дезорганизации сознания и дезинтеграции городского сообщества.
Самоидентификация ивановцев оказалась размыта. Все годы после начала перестройки прошли в поисках культурно-исторического кода города, который так и не был найден. Среди жителей, особенно у молодежи, укрепились ощущения ущербности, безысходности, жизненного пессимизма. Как тут не вспомнить слова трагически погибшей поэтессы Елены Рощиной, которая в 1991 году записала в дневнике: «Иваново. Город, где хорошо не жить, а умирать. Погибать. Грязь (невероятная), лопухи, репей, голод и особая нищета духа, какая-то невероятная его скудость. Кругом – знаки вырождения и гибели». Несмотря на приток мигрантов, население города неуклонно сокращается. Если в год своего столетнего юбилея Иваново насчитывало более 425 тысяч жителей, то сейчас около 400 тысяч.
Горожане вправе задать вопрос: если город теперь не «заповедник коммунизма», не «Красный Манчестер», не «Родина первого совета», не «город невест», то что же? В чём наша миссия, если мы перестали быть текстильным цехом страны? Молодёжная столица Европы? Тогда как объяснить, что, имея (в 1991 году) семь государственных вузов, мы сегодня не имеем ни одного научно-исследовательского университета? Как объяснить то обстоятельство, что Ивановская область по размеру зарплат учителей находится на четвёртом месте снизу списка субъектов РФ, оставив позади лишь Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию? Конечно, можно сказать, что это бедный и вымирающий город – центр депрессивной и дотационной области. Но это уже совсем грустно.
Среди российской общественности, да и российской власти, сложился образ Иванова как некой дыры, периодически напоминающей о себе какими-нибудь чудачествами, а то и откровенным моветоном.
Сейчас мало кто помнит, как вся страна смеялась над выступлениями народного депутата России, профессора ИвГУ Бронислава Бабаева, который представлялся: «Здравствуйте. Я Бабаев из Иванова». С тех пор с завидной периодичностью появляются разные эпатажные личности, демонстрирующие какой-то вызывающий «эксгибиционизм рассудка».
Это и доктор Иван Хренов, с каким-то особым душевным инфантилизмом «раскрывший президенту глаза» на трудности ивановского здравоохранения. И потрясающая Света из Иванова (хотя, справедливости ради, она из Приволжска), выдавшая в эфир перлы «более лучше», «рожь там, овощи всякие». В том же ряду родниковская ткачиха Елена Лапшина, с пролетарской прямотой просившая Владимира Путина выдвинуться на новый президентский срок. Ну и, конечно, недавний яркий пример Юлии Шиловой, предложившей себя в жёны президенту. Эти примеры красноречиво объясняют, почему Иваново в стране имеет невысокий репутационный статус, а его жителей в «коридорах власти» именуют «иваноидами» и осмеивают в передачах типа «Каламбура».
Размыванию идентичности горожан во многом способствует эклектичная городская среда. После того, как большевики в 1927 году переименовали большинство ивановских улиц, городская топонимика напоминает некрополь старых большевиков. По моим подсчетам, из 1227 ивановских улиц и переулков, 197, в большинстве центральных или магистральных, названы в память разного рода революционеров, революционных символов и событий. Два из трех ивановских парков, носят «революционные» названия. На карте города есть имена участника убийства царской семьи Петра Войкова, одного из режиссеров голодомора Павла Постышева, террориста Степана Халтурина и других одиозных личностей. Только 17 ивановских улиц сохранили дореволюционные названия. С начала перестройки лишь три улицы были переименованы. В 1989 году улица Жданова стала Новой. В 2011 году улицу Боевиков переименовали в улицу Якова Гарелина. В 2012 году проспект Фридриха Энгельса получил название Шереметевский.
Несмотря на позицию местной епархии и поддержку значительной части интеллигенции, не удалось вернуть городу историческое название.
Городское пространство отличается чудовищной эклектичностью. Ярким примером служит центральная площадь города, конечно же носящая имя Революции. Именно тут, совсем рядом друг от друга, уживаются не самый удачный памятник фабриканту Гарелину, еще менее удачный памятник Борцам революции, созданное с чудовищной безвкусицей здание мэрии, православный храм, могила расстрелянных в 1915 году рабочих и площадка для танцев. В совокупности с размытой идентичностью и иными реалиями – типа девушки с прялкой на городском гербе – все это создаёт месседж несерьёзности, бесперспективности, какой-то трущобной отсталости и паллиативности духа. Большинству жителей города свойственны безынициативность, патернализм, социальное иждивенчество. Бытуют консервативные настроения. В сознании горожан социалистическое прошлое предстает неким идеалом, к которому нужно стремиться. При этом напрочь забыты коллективизм, солидарность, самоорганизация, инициатива, которые как раз и были свойственны тому периоду. И даже присвоение давно заслуженного звания «Город трудовой доблести» мало, что меняет в сложившемся имидже.
При этом ивановцам есть кем гордиться. Ведь Иваново – родина любимых россиянами актёров Любови Соколовой и Андрея Мартынова, всемирно известного кутюрье Славы Зайцева. Тут начинала свой путь популярнейшая «Дискотека Авария». В Иванове сложилась замечательная школа живописи и графики. В городе жили и трудились (живут и трудятся) учёные-интеллектуалы Владимир Черкасский, Станислав Смирнов, Геннадий Крестов, Леонид Таганов, Наталья Мизонова, Павел Куприяновский, Дмитрий Полывянный, Ян Бруштейн и многие другие. Всесоюзную известность имели молодёжный театр-студия Регины Гринберг и трио «Меридиан». И этот список бесконечен.
Но к большому сожалению, не они ныне определяют портрет нашего города, даже в глазах ивановцев. А жаль!