горные лыжи что такое парковое катание
Горные лыжи что такое парковое катание
Чем отличаются лыжи для парка и для фрирайда
В современных горных лыжах применение различных технологий и технических придумок все больше и больше ставят покупателей в тупик. Итак, вы придя в магазин за лыжами можете встретить лыжи с загнутыми носками и пятками. Мы уже говорили о том, что это ТвинТипы и зачем они нужны, но все опять не просто. Некоторые из них классифицируются как парковый, а некоторые как фрирайдные. В чем же разница. Давайте разберемся.
Для понимания чем же они отличаются стоит понимать, а чем отличается катание в парке, целине и по склону.
В парке люди не сильно озадачены поворотами. Нужно просто доехать до трамплина. А вот дальше. А дальше начинаются требования к лыжам: вертеться во все стороны и гасить энергию приземления, быть легкими в полете, быть одинаковыми и спереди и сзади для приземления спиной вперед и лицом вперед одинаково. В катании в целине все же вопрос поворота очень важен. И поворот нужно делать и в мягком глубоком снегу и в неглубоком и на жестком насте. Еще иногда придется прыгать и гасить энергии приземлений. Еще надо всплывать в снегу и так далее. Для универсалов все еще немного по-другому. Не надо прыгать, но поворот совсем важен и важно уверено резать жесткий склон. И это все может быть в форме ТвинТип.
Отсюда вывод, что парковые лыжи ориентированы на трюки и приземления в парке и не предназначены для выполнения поворотов и катания. Фрирайдные, наоборот, больше ориентированы на повороты и меньше на прыжки. Универсалы это более жесткие лыжи позволяющие кататься по подготовленному жесткому склону. Вот и все.
Парковые более мягкие как продольно так и торсионно. Фрирайдные более жесткие. А универсальные еще жестче.
Что все это означает для начинающего лыжника? Это точно не означает, что на универсальных лыжах нельзя кататься в целине или заезжать в парк. Можно, но будет не так здорово как на специализированных лыжах. Тоже самое касается и парковых лыж. На них тоже можно и по склону кататься, но будет очень не удобно. То есть, категоричности нет, но все же, лыжи стоит применять по своему назначению заложенному производителем.
Виды и стили катания на горных лыжах
Горные лыжи — это один из самых технически сложных направлений спорта. Существует множество видов и подвидов, в том числе дисциплин, входящих в олимпийскую программу. Рассмотрим их подробнее, а так же снаряжение, которое понадобится в каждом случае.
Содержание:
Существует множество видов и подвидов типов катания на горных лыжах:
Разумеется, невозможно создать оснащение, которое бы позволяло получить максимум от склонов всех типов. Даже качественные универсальные модели демонстрируют сниженную скорость там, где можно разогнаться и ограниченную маневренность там, где нужно совершать резанные повороты. Именно поэтому производители выпускают множество линеек снаряжения, заточенных под индивидуальные условия.
Особенности снаряжения
Чаще всего в линейке производителей снаряжения фигурируют следующие вариации лыж:
Некоторые известные компании внедряют в ассортимент свои собственные разработки, уникальные коллекции. Чаще всего они направлены на определенные условия, например, позволяют максимально разогнаться на жестком склоне или призваны дать ощущение непередаваемой свободы на целине.
Внутри каждого класса свое разделение. Так карвинговые лыжи делятся на коротко-, средне- и длиннорадиусные, все они трассовые. Разница в радиусе выреза, который напрямую влияет на радиус совершаемого поворота. К нам, в прокат лыж, чаще всего приходят именно за трассовыми лыжами, так это самый распространённый вид.
Чем больше вырез, тем длиннее дуга и размереннее катание
Универсалы обычно делят на трассовые и внетрассовые. Первые наиболее эффективны на жестком подготовленном спуске, вторые – на целинном снегу.
Фриски – это оснащение для экстремалов, здесь выделяют 4 типа:
Однако, на этом производители не останавливаются, так как многие модели изготавливают ся с разграничением на юнисекс, женские и детские (конструкции несколько изменяются для соответствия анатомии групп людей, например, у моделей для женщин — ниже центр тяжести).
Еще один важный критерий – это уровень подготовки.
Выделяют 4 типа:
Трассовые горные
Трассовое оснащение лучше всего приспособлено к разработанных, отратраченным склонам, такие лыжи могут быстро набирать скорость. В сравнении с универсалами они жестче, особенно на скручивание. Талия уже (в пределах 73 мм). Такая конструкция позволяет компенсировать центробежные силы на скорости, а так же эффективно вгрызаться в поверхность при закантовке. Чуть меньшая жесткость уже не позволит врезаться в склон, что только вызовет боковое скольжение.
Основное движение происходит по дуге, потому от бокового выреза зависит описываемая окружность. Чем она больше, тем большую можно развить скорость
Выделяют три типа вырезов:
Универсальные
Универсалы годятся для любых условий, но не дадут высокой скорости на подготовленных склонах, на целине так же будут менее комфортными, чем узкоспециализированные. Их преимущество в том, что они позволяют оценить стили, техники катания и разные трассы, после чего выбрать наиболее интересное для себя.
Характеристики универсалов:
На большой скорости такое снаряжение сильно прогибается и может уйти в скольжение. Неровности они воспринимают лучше и добавляют этим уверенности.
Универсалы могут быть трассовыми и внетрассовыми:
У трассовых талия шириной 73-85 мм, передний рокер составляет 10-15%.
Внетрассовые имеют талию в 85-105 мм, передний рокер в пределах 15-20%, задний – 5-10. Для отдачи фрирайдерских моделей им не хватает рокера в 25-30%, мягкости и ширины. Кстати, они нестабильны на жестких и обледеневших склонах.
Фриски
Это очень разнообразная категория, которая включает и модели для пухляка и для прыжков в парке.
Производители в этой категории выделяют:
Последний тип оснащается специальными креплениями, у которых при подъеме ноги поднимается подвижная пятка. При спуске это крепление жестко фиксируется. При восхождении так же используются камусы, исключающие проскальзывание назад.
Производители используют максимально легкие материалы для таких изделий, чтобы облегчить ношу райдера. Постоянно ведется поиск решения, которое помогло бы не только эффективно взбираться на склон, но и быстро спускаться.
Одним из неординарных решений этой проблемы стал гибрид сноуборда и лыж. В них интегрирован специальный механизм, который в собранном состоянии превращает две половинки в сноуборд. В разделенном состоянии это две лыжи, на которых можно осилить подъем
В отдельную группу отнесем скиборды или сноублейды, которые представляют собой короткую пару лыж, длиной в пределах 75-110 см. Они достаточно универсальны, но практически всегда используются для трюков и заснеженных склонов. Благодаря минимальному сопротивлению из-за небольшой площади скользящей поверхности позволяют хорошо разогнаться.
Классификатор горных лыж: карвинговые, универсальные, фрирайдные
Существует не одна условная классификация горных лыж, имеющая право на жизнь. Более того, сами производители от сезона к сезону зачастую делают рокировку своих моделей, перемещают их в каталогах из одной категории в другую. Представляем условную классификацию от нашего эксперта Сергея Гарибова, которая поможет сориентироваться в разновидностях горных лыж и каталогах производителей.
Карвинговые горные лыжи
Резаный поворот в исполнении прорайдера Fischer Александра Гордеева.
Карвинговые (трассовые) горные лыжи — тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (on piste). Такие лыжи повторяют геометрию спортивных лыж, однако они более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жёсткие торсионно, не такие «строгие» (то есть «прощают» некоторые ошибки), как спортивные лыжи.
Такие лыжи обеспечивают возможность катания глубокими дугами, короткими или широкими. Обычно ширина талии трассовой лыжи находится в пределах 68-78 мм. Трассовые лыжи имеют глубокий боковой вырез — радиус поворота лыжи от 10 до 19 метров.
Что такое карвинг
Теоретически, для хорошей трассовой лыжи такая геометрия вместе с правильным распределением жёсткости лыжи обеспечивает ей лёгкость вхождения в поворот и возможность проходить весь склон «на кантах», без проскальзывания лыжи вбок. Эта техника выполнения поворота (без бокового проскальзывания) называется «карвинг» и считается современной горнолыжной техникой. Возникла она вместе с появлением карвинговых лыж (лыж с глубоким боковым вырезом) во второй половине 1990-х. Как сейчас принято говорить, на рубеже веков в горных лыжах произошла «карвинговая революция». При катании на карвинговых лыжах горнолыжник более равномерно загружает обе лыжи в отличие от классической техники с нагрузкой в повороте на одну, внешнюю к повороту, лыжу. При катании на современных лыжах в среднем 60% нагрузки ид`т на внешнюю в повороте лыжу, 40% — на внутреннюю.
Переход к карвинговым лыжам привёл к нескольким серьезным последствиям:
Саша Гордеев карвит на фрирайдных (!) лыжах Fischer Big Stix 122 (ростовка 190 см, радиус поворота 20 м).
Для чего нужны карвинговые лыжи
Карвинговые лыжи идеально подходят для первоначального обучения горнолыжной технике. Если человек имеет хорошие физические данные, реально настроен и хочет научиться кататься, ему надо помочь в его намерении, подобрав ему «правильные» лыжи. В каком смысле «правильные»? В таком, чтобы лыжи сами помогали ему осваивать современную горнолыжную технику — технику резаного поворота, то есть карвинг.
Трассовые (карвинговые) лыжи хорошо подходят для катания на мягком или жёстком (ледянистом) подготовленном склоне, но не для катания по глубокому или неподготовленному снегу.
Для начинающих и продолжающих горнолыжников карвинговые лыжи выбирают обычно на 10-20 см короче роста горнолыжника (в зависимости от веса лыжника, его опыта, скорости катания и предпочтительного радиуса поворотов). Для опытных лыжников для катания в горах большими дугами на больших скоростях выбираются лыжи в рост и выше на 10-20 см с большим (15-20 метров) радиусом поворота. На небольших склонах и частых поворотах — короткие лыжи (меньше роста) и с радиусом 10-13 метров.
Дело в том, что кроме всех вышеупомянутых классификаций, ВСЕ лыжи делятся на три больших класса:
Это, в первую очередь, спортивные лыжи (race), экспертные трассовые лыжи, трассовые лыжи для продвинутых лыжников, иногда (лучшие) трассовые лыжи для продолжающих и начинающих лыжников. То есть эти лыжи предназначены для тех, кто любит скорость на подготовленном склоне.
Ко второму классу обычно относятся все лыжи для начинающих, для детей, для всех, кто хочет кататься на низких скоростях. Эти лыжи приспособлены для того, чтобы контролировать скорость с помощью бокового соскальзывания. В этот же класс попадает большинство фрирайдных лыж, парковые лыжи, большая часть универсальных (All mountain) лыж. Фрирайдеры и универсальные лыжники экспертного уровня, катающиеся на огромных скоростях в сложных снежных условиях тоже нуждаются в контроле скорости с помощью бокового проскальзывания.
К третьему классу относится небольшое количество лучших трассовых и универсальных (All mountain) лыж и ещё меньшее количество фрирайдных лыж.
Универсальные горные лыжи (All mountain)
Автор статьи Сергей Гарибов.
Большинство лыжников хотят иметь одну пару лыж «для всего». Это нормальное желание для любого «нормального» (среднего) лыжника, чтобы во время поездки в горы на этих лыжах можно было и по трассе прохватить, и по буграм поскакать, и, если вдруг снег выпадет, за пределы трасс выбраться. Надо себе признаться, что таких лыжников — большинство. Для них производители и делают этот самый массовый класс лыж.
All-mountain / All-terrain / Allround skis — универсальные горные лыжи. Они достаточно хорошо себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, также они прекрасно ведут себя на разбитых склонах, на мягких буграх и в неглубокой целине. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям.
Ширина талии универсальных лыж обычно в пределах 78-100 мм. Радиус поворота этих лыж обычно варьируется от 13 до 21 метров. Длина универсальных лыж обычно подбирается в диапазоне рост горнолыжника +/-10 см. Класс этих лыж достаточно разнообразен, потому что само понятие универсальности каждый толкует по-своему. Для кого-то важнее поведение на подготовленном склоне, для кого-то — на буграх, поэтому достаточно сложно сформулировать общие для класса свойства универсальных лыж. Но я попробую 🙂
Ширина универсальных лыж
Ширина лыжи 78-100 мм — однозначно больше, чем у лыжи для подготовленных склонов, но меньше, чем у фрирайдной лыжи. То есть на этих лыжах легче кататься в неглубокой целине, чем на трассовых лыжах, но гораздо труднее, чем на фрирайдных. Чем больше нацеленность универсальных лыж за пределы трассы, тем шире талия. Золотой серединой для экспертных универсальных лыж я считаю талию в 86-95 мм. При такой ширине лыжи все еще достаточно легко и быстро перекантовываются, позволяя карвить, и в то же время, эта ширина вполне достаточна для катания в легкой альпийской целине.
Универсальность по технике и боковой вырез
Универсальные лыжи должны быть универсальны не только в плане поверхности, по которой предстоит кататься, но и по технике катания. То есть на лыжах должно быть легко кататься не только современной карвинговой техникой (резанные повороты), но и «классикой» (повороты с боковым проскальзыванием, контролирующие повороты, «годиль-торможение»). Для этого зачастую используется технология прогрессивного бокового выреза, который дает агрессивный вход в поворот на жестком склоне, прощающее поведение в целине и разбитом снегу.
Благодаря прогрессивному боковому вырезу лыжестроителям удалось объединить агрессивную геометрию с широкой талией. Стандартный боковой вырез является фрагментом дуги правильной окружности. Другими словами, радиус бокового выреза остается неизменным в любой его точке, от носа лыжи до ее хвоста. Это хорошо работает на лыжах с узкой талией, но становится проблемой на широких лыжах, особенно на сложном снегу.
Прогрессивный боковой вырез, в свою очередь, имеет более сложную форму — его радиус увеличивается при движении от носа лыжи к ее хвосту. В результате, благодаря уменьшенному радиусу передней части бокового выреза мы получаем уверенный и быстрый вход в поворот на жестком подготовленном склоне, тогда как увеличенный радиус задней части бокового выреза обеспечивает более прощающее поведение и менее агрессивную форму поворота, что упрощает сброс пяток в разбитом снегу и целине.
В связи с этим эти лыжи обычно хуже приспособлены для первоначального обучения новичков современной горнолыжной технике, чем трассовые модели. Новички очень боятся скорости, а универсальные лыжи провоцируют их делать повороты с боковым проскальзыванием и мешают закреплению карвинговых навыков, которые считаются базовыми в современной горнолыжной технике. Гораздо проще научиться сначала карвингу, а потом освоить «классику», чем наоборот. Я хочу сказать, что обычно хорошие универсальные лыжи предназначены для уровня не ниже продолжающих и продвинутых лыжников.
Радиус поворота
Радиус поворота средний, наиболее распространен радиус 15-16 метров. Больше, чем на слаломных лыжах, но меньше, чем на лыжах для слалом-гиганта или фрирайда.
Рокер на универсальных лыжах
В последнее время на всех лыжах (в том числе и на карвинговых) используется технология рокер. На универсальных лыжах он тоже обычно используется для того, чтобы увеличить проходимость, стабильность лыж при езде по разбитым склонам и плавучесть лыжи при выезде в целину.
В чем же отличие рокера на универсальных лыжах? Ответ прост: на универсальных лыжах зона раннего подъема носка короче, чем на фрирайдных лыжах (обычно не превышает 300 мм, на фрирайдных лыжах легко достигает 500-700 мм) и высота подъема носка меньше, чем на фрирайдных лыжах. Рокер на универсальных лыжах бывает как передний (Tip Rocker), так и двойной (Double Rocker), реже используется низкопрофильный полный рокер (Full Rocker Low использует Volkl в своих All mountain лыжах).
Для чего нужны универсальные лыжи
По большому счёту, All-mountain лыжи можно охарактеризовать двумя словами: лыжи идеально подходят для разбитых склонов (Чегет, Домбай, Альпийские курорты после 13:00 по среднеевропейскому времени).
Лыжи для фрирайда
Руководитель отдела маркетинга компании Fischer Александр Каниовский на фрирайде в Заальбахе.
Фрирайд (англ. Freeride) — катание на горных лыжах или сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии.
Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности горных лыж и сноуборда. Вместе с тем, внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможность схода лавин. Новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует иметь определенные навыки владения техникой катания.
Статья по теме
Об авторе
Сергей Гарибов
Фотографии из личного архива Сергея Гарибова.
Статья впервые опубликована в ноябре 2014, обновлена в октябре 2017.
Форум портала SKIGU.RU
Подскажите, парковые лыжи в качестве универсальных использовать можно? Какие плюсы в использовании парковых лыж и минусы? Сам 3 сезона откатался на спортивных лыжах, крайние Fischer Progressor 900 ростовка 175. Катаюсь на Красной поляне, мой рост 180 вес 85. Получаю огромное удовольствие На идеальный трассах. Как пойдет снег или разбивают трассу кататься тяжело. Хочу себе универсальные и на трассах наблюдаю, что многие используют парковые лыжи, и довольны на мой взгляд. Прошу подскажите какие взять желательно с размером. Ценовая политика любая. Хочу кататься комфортно на любых трассах и вне трасс. Спасибо.
P.S. Очень доволен, что нашел Ваш сайт. Очень много полезного.
Можно.
Просто следует учитывать, что парковая лыжа достаточно специфична.
Оставим в покое Трутвины (ширина носка и пятки одинаковые), но и все остальные парковые твины имеют сильно смещенную вперед установку крепов. (что для разбитого склона и целины не гут!
Соответственно и распределение жесткости и невысокая торсионка более предназначены для стабильного приземления, нежели ведения дуги.
Впрочем, сместив крепления назад и от парковых твинов можно добиться характеристик универсальных лыж. Причем некоторые модели катят вполне прилично!
Но следует всегда помнить, что парковая лыжа проектировалась и изготавливалась для парка.
Если Вы катаетесь в Поляне, то наверное лучше смотреть в сторону фрирайдовых лыж.
При этом фрирайды с талиями около 100-110мм вполне универсальны. Правда в Полянском паудере и 120мм тонут.
Цитата |
---|
Mr.XX пишет: Если Вы катаетесь в Поляне, то наверное лучше смотреть в сторону фрирайдовых лыж. При этом фрирайды с талиями около 100-110мм вполне универсальны. Правда в Полянском паудере и 120мм тонут. |
Цитата |
---|
Safair2 пишет: |
Может подскажите другие варианты?
еще одна проблемма у меня, с ростовкой.
Да, вентура впечатлила, какая растовка и размеры лучше?
Заинтересовала еще модель Scott crusade + peak 12. Что можете сказать?
Для моего роста 180 см вес 85 кг какой лучше размер: 179 или189?
И какие лучше размеры в моем случае для crusade подойдут: 127-88-116, 130-90-119, 133-92-122, 136-94-125?
Спасибо.
Цитата |
---|
Safair2 пишет: Заинтересовала модель Scott crusade + peak 12. Что можете сказать? Для моего роста 180 см вес 85 кг какой лучше размер: 179 или189? |
И для расколбаса какие лучше размеры: 127-88-116, 130-90-119, 133-92-122, 136-94-125?
Спасибо.
Вентуру смотреть в 188см.
Она менее «карвовая, но более «паудерная».
Как выбрать универсальные лыжи для трассы и разбитого склона
Знакомимся с наиболее распространенными видами лыж, а так же особенностями трюковых моделей, вдохновивших сотни райдеров по всему миру.
Универсальные лыжи
Наиболее популярной категорией горных лыж являются модели для трасс и разбитых склонов (универсалы/оллмаунтин).
Снаряжение этого типа представлено широким спектром моделей от начинающих до экспертных
Они приспособлены для условий, с которыми сталкивается большинство райдеров вне зависимости от подготовки.
На универсалах можно кататься на подготовленном склоне в любом состоянии, например, они будут эффективно работать утром, когда поверхность отратрачена. Однако, к вечеру, когда вся трасса раскатана, вплоть до глубоких борозд с ледовой коркой, лыжи так же себя хорошо проявят.
Если же интересует пухляк, то стоит обратить внимание на универсалы, предназначенные для разбитых трасс с акцентом на фрирайд.
Особенности
Геометрия и характеристики оллмаунтин моделей:
Ростовка
Подбирать универсалы нужно на 5-10 см короче собственного роста.
Парковые лыжи
Это модели, заточенные под сноупарки, то есть подготовленные места, в которых имеются препятствия:
Форма
Геометрия таких лыж – твинтип, то есть с загибом и носка, и пятки. Это позволяет ездить не только в своей выбранной стойке, но и свиче (спиной вперед).
Второе отличие – расположение креплений. На большинстве моделей отметка для постановки креплений находится на середине. Это необходимо для того, чтобы сохранять центр тяжести при движении в любом положении. Упрощается вращение.
Концы многих лыж имеют одинаковую ширину и жесткость – тру твин. Однако, не все варианты обладают такими параметрами.
Часто встречаются модели с зауженной пяткой с повышенной жесткостью. Такие лыжи более универсальны, подойдут для катания за пределами парка по подготовленным склонам.
Средняя ширина талии парковых моделей – 80 мм
Рокер обычно достигает значений 10-15%, за счет него заход на фигуру упрощен, как и приземление.
Жесткость/длина
Подбор этих параметров у парковых моделей индивидуален, но есть ряд общих рекомендаций:
О жесткости
Жесткость – это способность конструктивных элементов сопротивляться внешним воздействиям.
Для работы лыжи нужно приложить к ней нагрузку, которая складывается из:
Очевидно, что с ростом этих двух параметров растет и нагрузка на снаряжение. Модели должны эти воздействия отрабатывать, причем в двух плоскостях: по продольной оси и на скручивание (торсион).
Если лыжа слишком жесткая, то правильно она работать не будет. Это связано с тем, что райдер просто не сможет ее правильно нагрузить своим весом.
Скорость зависит от опыта и техники
Рассмотрим поведение снаряжения в различных условиях.
Ситуация 1
Райдер с высоким уровнем катания на высокой скорости едет на мягких лыжах для начинающих. В этом случае появится вибрация, склон держит плохо, нагрузка слишком высока, плоскость сильно прогибается.
Для адекватного поведения лыж нужно сбросить скорость. Для нормальной езды понадобятся более жесткие модели.
Ситуация 2
Если начинающий едет на жестких лыжах с небольшой скоростью. В этом случае нагрузка недостаточна, нет нормальной скорости, снаряжение не работает правильно в дуге.
В такой ситуации придется сбрасывать пятки или падать. Нужны более мягкие модели.
Ситуация 3
Это оптимальный вариант: лыжи соответствуют уровню подготовки, скорость оптимальная, необходимая загрузка присутствует. Снаряжение подобрано правильно.
Менять лыжи на большую жесткость придется только при повышении профессионализма, если кардинально изменятся условия на склоне или вес райдера увеличится (на 10-15 кг).
Общие рекомендации
Начинающим легким райдерам (до 75 кг) подойдут мягкие лыжи начального уровня для быстрого совершенствования.
Более жесткие, среднего/экспертного уровня понадобятся в следующих случаях:
Профессионалам подойдут максимально жесткие модели, но на этом уровне каждый спортсмен подбирает снаряжение индивидуально в зависимости от потребностей.
Если точно хотите не ошибиться, приходите в наш прокат лыж, мы подберем все правильно и расскажем все это в живую)