горизонтальная линия кажется толще чем такая же вертикальная
Геометрическое, оптическое и психологическое восприятие формы.
Произведение искусства должно нести в себе художественный образ, восприятие формы может кординальным образом изменить его.
Поскольку художественный образ, это выражение своего ощущения, личного отношения и восприятия чего-либо, то в тех случаях, когда нужно выразить разрушение и дисгармонию художник-творец должен знать о законах гармонии хотя бы для того, чтобы сделать наоборот.
Форма — это одно из основных средств выражения образа.
Создавая форму необходимо понимать, что геометрическое («как есть») и оптическое («как мы видим») восприятие формы могут не совпадать.
Геометрическое и оптическое восприятие формы не всегда совпадают.
Часто геометрическое и оптическое восприятие формы одного или нескольких объектов не совпадают. Проще говоря, когда наше восприятие не совпадает с тем, что мы ожидаем увидеть. Например, когда мы видим то, чего в действительности быть не может. Восприятие формы на плоской поверхности можно изменить с помощью цвета, света, размера, компоновки объектов. Например, изменив структуру рисунка сетки, можно добиться визуального эффекта объемности плоского изображения. Или визуально расширить небольшое помещение при помощи цвета или членений поверхностей.
Перечень профессий, которым необходимы знания о восприятии формы человеком:
В общем-то, эти знания необходимы для профессиональной деятельности любого человека, связанного с искусством, оформлением или дизайном.
Геометрическое и оптическое восприятие формы
Квадрат кажется выше равновеликого круга
Геометрическое и оптическое восприятие формы человеком не всегда одинаковы. Например квадрат кажется выше круга если высота первого равна диаметру второго. Эта иллюзия восприятия используется для выравнивая высоты шрифта. Если разметить все символы шрифта на одной высоте, то возникнет ощущение, что символы с закруглениями расположены выше базовой линии. Поэтому, для того, чтобы визуальна мы воспринимали символы с закруглениями равными символам с прямыми линиями, необходимо сделать первые чуть большими по-размеру. В качестве примера рассмотрим увеличенный фрагмент букв «Р» и «О» из шрифта Arial.
Увеличенные фрагмент буквы с закруглением (справа) выступает вниз за базовую линию, проведенной по низу буквы без закругления (слева). Именно в таком виде человеческий глаз воспринимает символы в строке равными.
Равновеликие квадраты кажутся разными по-размеру
Если поставить рядом два геометрически одинаковых квадрата, и на одном из них провести вертикальную линию, то разделенный на две части квадрат будет казаться вытянутым по высоте. Чтобы «выпрямить» оптическое восприятие формы необходимо слегка вытянуть квадрат без вертикальной линии. Эта оптическая иллюзия часто используется для визуального удлинения потолков.
Если на поверхности стены будут вертикальные членения (пилястры, колонны, рамы, декоративные молдинги, полосатые обои и т.п.), то визуально восприятие формы стены изменится. Стены будут казаться выше.
Толще — тоньше
Горизонтальная линия кажется толще, чем равная ей вертикальная.
Иллюзия Эббингауза (1902г.)
У двух представленный групп с окружностями круги в центре — одинаковые. Но центральный круг слева кажется нам больше, чем центральный круг справа.
Вытянулся
Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину.
Тяжелый — легкий
Психологическое восприятие величины формы равных по-величине кругов разнится, в зависимости от их расположения. Одинаковые по форме и размеру круги выглядят по-разному в зависимости от их расположения на плоскости. Круг, расположенный внизу выглядит тяжелым. Круг, расположенный вверху выглядит легким.
Больше — меньше
Равновеликие фигуры воспринимаются по-разному. Белая фигура на черном фоне кажется больше, чем равная ей по-размеру черная на белом фоне. Такая оптическая иллюзия возникает потому, что рассматриваемые издали белые фигуры кажется большими, чем равные им по-размеру темные.
Эффект расширения пространства в дизайне интерьера
Если в темном интерьере поставить белые предметы обстановки, то визуально помещение будет казаться шире, чем оно есть на самом деле. Также нужно учитывать, что визуально увеличивают помещение предметы, ярко контрастирующие с общим однотонным фоном. Эти предметы могут быть однородными, либо иметь в качестве рисунка крупный орнамент, полосы или клетку.
Вертикальные линии, образующие квадрат зрительно расширяют его, а горизонтальные — удлиняют.
Глаз видит повторяющийся ритм, и достраивает его в заданном направлении движения. Отсюда идет мнение, что горизонтальная полоска «стройнит», а вертикальная «полнит». Однако, горизонтальная, как и вертикальная полосы могут и стройнить и полнить в зависимости от следующих дополнительных условий:
Можно, конечно, расписать все эти правила. Но лучшее, что можно посоветовать, при выборе полосатой одежды, это внимательно смотреться в зеркало.
Расширяется — Удлиняется
Квадратное поле, ограниченное горизонтальными линиями расширяется, а вертикальными — удлиняется. Этот оптический эффект часто применяется в дизайне интерьера.
Вертикальные и горизонтальные линии в дизайне интерьера
Диагональная линия
Диагональная линия имеет четкое направление движения слева-направо. Это связано с тем, что человеческий взгляд сканирует изображение слева-направо.
Диагональные линии в дизайне интерьера
Диагональные линии часто используют в дизайне интерьера. Они способны сделать интерьер более динамичным и визуально расширить пространство. Мы встречаем эти линии на узорах обоев, в укладке плитке, расположении полок. Здесь важно помнить так же и о том, что в комнате с большим количеством диагоналей будет не просто расслабиться, поэтому не стоит увлекаться с их использованием в зонах отдыха.
Горизонтальная линия кажется толще чем такая же вертикальная
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ НА ПЛОСКОСТИ
Плоскость, которая является посредником между художником и зрителем, ощущается и воспринимается каждым человеком по- своему в силу индивидуальных особенностей, то есть субъективно. Но существует и объективное восприятие.
Прежде чем создавать плоскостные композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия.
Так, например, если поставлена задача выбрать плоскость в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это скорее всего связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции. Если необходимо точкой обозначить центр плоскости, то она окажется несколько выше геометрической середины. Все это объясняется объективным ощущением плоскости.
Восприятие плоскости у европейцев отличается от ее восприятия японцами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально. Мы же прочитываем плоскость слева направо и из верхнего угла в нижний. Поэтому точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.
1. Геометрическое, оптическое восприятие формы
Геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте, а следовательно, оптический квадрат должен быть слегка вытянут в высоту. Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и более слабому восприятию вертикального.
При геометрически точном разделении формы на две равные части нижняя часть кажется меньше, поэтому необходима оптическая корректировка членения. Глаз переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, для того чтобы она казалась расположенной в центре плоскости, следует немного сместить вверх.
Горизонтальная линия кажется толще, чем такая же вертикальная.
Квадрат на плоскости при уменьшении воспринимается как точка. Причем на черном фоне квадрат прочитывается дольше, нежели на белом.
Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину.
Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости от его расположения на плоскости. Вверху – легким, парящим; внизу – тяжелым, грузным. Причем на черном фоне это свойство выражается активнее.
Треугольник, обращенный вершиной вверх, выглядит устойчивым, а в перевернутом виде форма неустойчива.
Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит прочным и тяжелым, стоящий – более легким и подвижным.
Равновеликие фигуры воспринимаются разными. Свечение белых фигур на черном фоне раздвигает зрительно их границы, и они кажутся заметно крупнее, чем точно такие же черные на белом фоне.
Горизонтальные линии, образующие квадрат, зрительно удлиняют его в высоту, вертикальные – расширяют.
Квадратное поле, ограниченное горизонтальными линиями, расширяется, а вертикальными – удлиняется.
Форма, образованная квадратами, дает иллюзию дополнительных квадратиков в углах. При наборе кругами иллюзия пропадает.
2. Восприятие точки, линии, пятна на плоскости
Точка начинает движение и образует линию.
Вертикальная линия напряжена под действием силы тяжести.
Горизонтальная линия растянута влево и вправо. При снятии силы натяга она готова свернуться до состояния покоя.
Линия движется слева направо.
Два варианта восприятия: линия начинается где-то слева и оканчивается; линия началась справа и движется налево, против направления чтения.
Неопределенная линия. Она лишена движения и обращена как влево, так и вправо.
Появляется точка, и линия начинает двигаться к ней.
Зависшая точка, готовая к раскачиванию, колебаниям маятника.
Образуется Мнимая оптическая линия. Это связано с устойчивым прочтением плоскости.
Диагональная линия имеет четко обозначенное направление движения.
Приведенные примеры доказывают существование объективного восприятия, которое необходимо учитывать, компонуя на плоскости. Для создания композиций также необходимо развить чувство меры, то есть количественное ощущение массы элемента или элементов и плоскости. Это одна из важнейших задач обучения композиции.
Плоскость подавляет элемент и имеет первостепенное значение.
Круг и треугольник подавляют плоскость, уничтожают ее. Форма как бы сползает с плоскости, чувствуется явная неуравновешенность элемента с плоскостью.
Соотношение фигуры и плоскости найдено более правильно. Если мы сравним площади фигур, то окажется, что у круга площадь больше, однако оптически они смотрятся равноценно. Это говорит о том, что открытая, агрессивная форма (в данном случае треугольник) требует большей плоскости для уравновешивания.
Изменим средства выражения, не меняя размера. Нам кажется, что все круги имеют разный размер. Чтобы восстановить соотношение, нужно серый круг сделать больше, чем красный, так как красный по тону одинаков с серым, но за счет активности цвета воспринимается большим по размеру. Белый круг на черном фоне нужно уменьшить, чтобы сохранить оптическое равенство. При рассмотрении данного примера можно заметить, что круги по-разному «отступают» от плоскости. Черный и белый – больше, серый и красный – меньше.
Графическая фактура как бы сдвигает элементы, а значит, необходима корректировка их месторасположения. Во втором ряду представлен возможный вариант решения уравновешивания элемента на плоскости. Об истинном положении фигуры на плоскости наш глаз судит не столько по ее силуэту, сколько по зрительному оптическому центру тяжести. Для «веса» формы немалое значение имеют цвет и фактура. «Теплые» цвета – тяжелее «холодных», цвета сильнонасыщенные и фактурные – тяжелее малонасыщенных и гладких.
В этой главе рассматривался вопрос восприятия картинной плоскости и элемента на ней. О создании многофигурной композиции, ее закономерностях и, в первую очередь, о равновесии пойдет разговор в следующей главе.
Для наибольшего развития восприятия формы и плоскости, или, как говорится, «постановки глаза», необходимо самостоятельно сделать все предложенные схемы (1, 2). Возьмите чистый лист бумаги размером примерно 12 х 9 см и аппликативно выполните все позиции, о которых говорилось выше.
В работе следует эффективнее использовать метод аппликации, так как он позволит многократно совершать перестановку элемента в поисках его месторасположения на плоскости. Активнее варьируйте размеры линий и паузы между ними, форму и ее конфигурации, изменяйте тон, цвет, фактуру и, сопоставляя различные варианты, фиксируйте выводы. Эти упражнения очень удобно делать на компьютере, так как при сравнении можно накладывать один вариант на другой. Хорошо будет видна количественная разница открытой и закрытой форм, изменение размера формы в зависимости от ее тона, цвета, графической фактуры. С изменением качества плоскости необходимо будет изменить или местонахождение формы, или ее характеристику, а возможно, и то и другое.
Предлагается дополнительно выполнить следующие упражнения.
Проследите за изменением размеров круга в зависимости от изменения его цвета и фактуры (черный, желтый, красный, блестящий, матовый черный и т. д.). Плоскость – белая.
На различных по цвету и фактуре плоскостях (5-6 вариантов) проследите за изменением размера круга белого цвета, затем – черного.
Замените форму круга на треугольник и выполните те же упражнения. Самостоятельно сделайте выводы.
Подберите одинаковые по задачам упражнения, уже выполненные вами, но с использованием разных форм. Сопоставьте площади этих элементов.
Горизонтальная линия кажется толще чем такая же вертикальная
Основы композиции. Учебное пособие
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений высшего и среднего художественного образования, изучающих курс «Основы композиции»
Москва 2001 «Изобразительное искусство»
Федеральная программа книгоиздания России
Рецензент: доктор искусствоведения Н.К. Соловьев
Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов, музыкантов, то есть всех тех, кто занимается творчеством.
Знание основ композиции, влияющее на развитие творческой личности, должно закладываться еще в детстве. Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства. А ведь «человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть» (Ле Корбюзье). Его роль в формировании личности очень важна. Не только труд, но и искусство создает человека. Когда оно отходит на второй план, общество не развивается, а деградирует.
В данной книге сделана попытка в доступной форме рассмотреть основы композиции, следуя авторской методике преподавания дисциплины. Этот разговор немыслим без конкретных примеров и анализа классических произведений искусства. Автор убежден, что обучение основам композиции базируется на глубоком знании и осмыслении творческого опыта, накопленного человечеством в области культуры. Предложенная книга является итогом двадцатилетней педагогической деятельности и предназначена для использования в процессе обучения преподавателями и студентами художественных учебных заведений. Она также дает читателю возможность самостоятельного освоения основ композиции.
Творческая профессия в первую очередь требует знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения. Данная книга последовательно познакомит вас с этими законами и средствами гармонизации композиции, ее видами и спецификой каждого вида. Все новые понятия, закономерности, композиционные приемы отрабатываются на системах упражнений, в основе которых лежит апробированная методика преподавания теории основ композиции. Во многих случаях упражнения проиллюстрированы студенческими работами, которые являются не столько образцами для подражания, сколько стимулом в творческих поисках. Выполняя предложенные упражнения, вы тем самым углубляете свои знания и нарабатываете необходимые приемы для самостоятельного творчества.
Автор не ставит перед собой цели сделать вас художником, а видит свою роль в том, чтобы помочь разобраться в сложных проблемах композиции, научиться ставить перед собой творческие задачи и находить средства их решения. Собственное художественное видение, знание законов композиции, высокий профессиональный исполнительский уровень – вот три непременных качества, которыми должен обладать художник для создания своих произведений.
Автор выражает благодарность рецензентам за советы по дальнейшему улучшению книги, а также различным учебным заведениям, которые в свое время знакомили автора со своими методиками преподавания художественных дисциплин.
Результатом творческого процесса является произведение, форма выражения которого может быть самой разнообразной. Это и архитектурное сооружение, и живописное полотно, и ювелирное украшение, а также театрализованное представление, песня, киноэпопея, обычный керамический горшок, национальный костюм, дизайн автомобиля и т. д. Но произведение будет представлять художественную ценность только в том случае, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.
Художественный образ – это выражение творцом своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего нам, зрителям, свое понимание действительности. Это форма отражения, воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в творческом процессе этих противоположностей в единый, целостный художественный образ творец получает возможность создания яркого, эмоционально выразительного произведения. Именно с художест- венным образом связана способность искусства доставлять человеку (зрителю, читателю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждающее в нем чувство прекрасного.
Художественный образ произведения может быть выражен символом, принадлежащим к определенной культуре или эпохе, что потребует для его прочтения дополнительных знаний. Но существуют художест- венные произведения, образы которых понятны всему человечеству, независимо от времени их создания.
История искусств убедительно доказывает, что существуют определенные художественные средства выражения, используемые для создания произведений. Это форма, цвет, фактура и т. д. Профессионально и грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности при создании художественных образов. Посмотрим, например, на картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». «Центром композиции и всего художественного замысла становится пылающий, героически призывный образ коня, воскрешающий карающих коней Георгия Победоносца на многих древних иконах.
Символический смысл этого гордого огнеподобного коня несет в себе вполне определенное конкретное понятие или идею, но даже и сейчас мы воспринимаем образ не просто как более или менее условное, ярко красочное изображение сцены купания коней, а как мечту о красоте, как поэтическое истолкование национальных художественных заветов, как символ энергии, благородства и могучей, сдерживаемой волей силы» 1*.
Одним из основных изобразительных средств выражения художественного образа является форма. Как считал Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело. Это утверждение можно наглядно продемонстрировать, используя в процессе обучения компьютер.
Точка, линия, пятно – все это элементы организации плоскостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а также на уровне памяти. Существует и чисто физическое восприятие формы человеком. Рядом с огромным, активным пятном на стене мы начинаем ощущать дискомфорт. Чем богаче духовный мир зрителя, выше его культурный уровень, тем красочнее и разнообразнее палитра его сопереживаний с художником, создателем формы.
СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
Разберем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным.
Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».
Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз – сверхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.