горгулья что это такое
Кто такие гаргульи или горгульи и почему ими украшают храмы?
Почему во многих соборах Франции мы можем видеть страшных и ужасных горгулий. Или гаргулий? Сюрприз, номер раз! Это слово можно писать через «а» и через «о» – ибо оно не фиксируется нормативными словарями, и оба варианта считаются в равной степени приемлемыми для написания.
Тем не менее, к французскому gargouille (гаргуйль), как ни крути, но более близко написание через «а», так что в сегодняшнем рассказе я буду использовать именно его.
Русская википедия о происхождении гаргулий ничего внятного сказать не может. Там лишь сообщается, что персонаж стал популярен во времена Средневековья, а на карнизы домов и храмов пугающие скульптуры чаще всего помещали для отпугивания злых духов – они играли роль своеобразных мифических стражников.
Кроме того, говорят российские источники, гаргулии могли быть одним из художественных элементов собора, относящихся к иллюстрации наступления Апокалипсиса, ведь, как мы знаем, в Средние века церкви были современным аналогом комикса: фрески и скульптурные группы иллюстрировали сцены из Священного Писания, так что люди могли изучать Библию по картинкам, – читать-то все равно большинство не умело.
Конечно, все перечисленные причины верны. Однако есть одно но. С грагульями во Франции связана совершенно конкретная сказочная легенда, о которой в российском интернете нет ни слова. Её-то я сегодня и расскажу, а заодно попытаюсь объяснить, откуда она появилась.
Итак, согласно французскому фольклору, году примерно в 600 после рождества Христова в Нормандии, а точнее в болотах близ современного города Руана завелось чудовище. Выглядело оно один в один, как дракон, вот только огнем не дышало. Вместо этого страшный зверь умел извергать потоки воды. Чудовище прозвали Ля Гаргуй, и долгое время оно доставляло немало неприятностей жителям Нормандии. Водяной дракон заплывал в Сену, где топил корабли и пожирал их экипаж. Еще он любил наведываться в прибрежные деревни с целью отлова и поедания овец, коз и коров.
Подобное не могло продолжаться вечно, и жители Нормандии разумно посчитали, что с Ля Гаргуйем нужно договариваться. Дань, которую чудовище запросило во время переговоров, была предсказуемой: прекратить безобразия оно пообещало в обмен на молодых и нежных девственниц, которых надлежало ежегодно доставлять на берег болота на съеденье. Впрочем, жители Нормандии тоже были не лыком шиты! В условленный день они привели к дракону не юных девиц, а приговоренных к казни преступников, переодетых в женские платья. Трюк, надо сказать, сработал. Ля Гаргуй был настолько голоден, что придирчиво осматривать дары не стал и за минуту съел преступников, не разобрав подмены.
Тем не менее, жителей Руана соседство с монстром не радовало. Многие даже боялись покидать городские стены. Так и продолжалось до тех пор, пока в город не пришел молодой священник по имени Ромен, пообещавший, как герой всем нам известной пьесы Шварца, избавить город от дракона. Как раз приближался день очередного жертвоприношения, и священник отправился к болоту, волоча за собой приговоренного к смерти преступника, к слову, тому было обещано помилование в случае, если хитрый план отца Ромена сработает.
Итак, пленник со священником подошли к болоту, Ля Гаргуй выполз к ним на встречу и уже приготовился вкусно пообедать, но тут отец Ромен выхватил золотой крест, который прятал за спиной, и направил его на страшного зверя. От полированной поверхности реликвии отразился солнечный свет, он ударил в глаза монстра, и чудовище ослепло. Мало того, оно еще и, как слон при звуках флейты, лишилось воли. Дальше все было просто: священник сделал из своего пояса поводок и привел Ля Гаргуйя в город.
Нет бы, бедную зверюшку в клетке просто выставить! Но священник Ромен повелел горожанам сжечь дракона во дворе перед церковью, что радостные жители Руана, ничего не слышавшие о зоозащите, немедленно и реализовали. Правда, целиком водный дракон не сгорел. От его тела ничего не осталось, зато голова и шея даже не обгорели. Прах чудовища был брошен в реку, а голову и шею было решено прикрепить на стену новой церкви, как напоминание о могуществе Бога. Когда же пошел дождь, горожане заметили, что теперь вода больше не стекает по стенам храма, портя кладку, а вся выливается через пасть дракона. «Отличное решение!» – посчитали они, немедленно вырезали похожие каменные морды и закрепили их по всему периметру собора. Так во Франции и появилась мода на гаргулий, названных в честь дракона Ля Гаргуй.
Фасад собора в городе Руане
Как говорится, сказка ложь, но в ней намек. По факту, страшные гаргулии чаще всего, действительно, не более, чем элемент декоративного оформления водосточных желобов храмов, и подобное мы можем увидеть в Труа, Каркассоне и других городах Франции. Истоки же легенды о драконе, жаждущим поедать девственниц, происходят из кельтских мифов, ведь именно этот народ основал поселение Ротомагус, на месте которого впоследствии и возник город Руан.
Кельты, в отличие от других народов, считали драконов – водными животными. Согласно их мифологии, злобные ящеры обитали в озерах, болотах, реках и иногда в пещерах. Причем, кельты довольно четко указывали места обитания сказочных чудовищ в привязке к местности. Так, некий Красный дракон проживал в окрестностях Уэльса, другой – в лесу Святого Леонарда, третий – в реке Арун в Англии.
Мотив того, что после смерти голова дракона каменеет и ее можно использовать в хозяйственных целях, например, для оформления водостока также часто встречается в кельтской мифологии. Вот и выходит, что жители Нормандии просто восприняли древние кельтские легенды, адаптировали их под христианство, а после мода на гаргулий разошлась по территории современной Франции и соседних европейских стран. Вуаля!
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Горгулья — посланники бога или выдумка человека
Горгулья – чья это посланница и откуда взялся такой образ? Мы постараемся разобраться в мифологии и истории, чтобы ответить на эти и другие вопросы связанные с таким необычным существом как Горгулья. Прежде чем писать для вас статью, мы собирали всю доступную информацию по всем открытым источникам. И вышли на 5 историй, которые описывают суть Горгульи и рассказывают о том, кто она есть.
Горгулья это:
Расскажем о каждой версии в истории человечества по порядку. А вас мы попросим проголосовать за истинный вариант, по вашему мнению, в конце этой статьи. И ждем ваших комментариев )
Горгулья как украшение
Само слово «gargouille» с французского переводится как «водосточная труба». В древние времена жители замков, соборов и дворцов, устанавливали водосточные сливы в виде крылатых существ. Через их горла осуществлялся слив с крыш во время дождей и ливней.
Раньше все делалось не топорно, а с изяществом и дополнительным смыслом. Обычные квадратные сливы никого не устраивали в дизайне замка. Для устрашения вида и с пользой его жителей, были придуманы такие существа. Внешний вид горгулий пугал врагов, а жители дворцов получали удобное техническое приспособление.
Со временем перевод «водосточная труба» уходил на задний план. А слово «Горгулья» — на передний, и стало употребляться как нарицательное в разговорной речи человека.
Дракон извергающий воду
Существует легенда. Недалеко от города Руан (историческая столица Нормандии) обитал очень больших размеров кровожадный дракон. Жил он в воде и часто нападал на торговые корабли. Выходил на сушу, нападал на местные поселения.
Этот дракон отличался своей необычностью. Он мог дышать огнем на суше. А на воде мог выкидывать из горла струю воды очень высокой температуры. Вода бурлилась при извергании и обжигала все живое на своем пути. Благодаря этому свойству дракона прозвали «Горгулья».
Чтобы уменьшить количество нападений на поселения, жители стали приносить этому дракону человеческие жертвы. Это помогало, но полностью не устраняло нападения.
Со временем нашелся смельчак, который решил уничтожить дракона – святой Роман Руанский. Помогать ему в поимке существа никто не решился из войнов. Но нашелся один единственный – заключенный, который вместо казни выбрал бой с драконом. Роман взял его и решил использовать в качестве приманки для дракона.
Но страх перед животным остался у людей и они решили окончательно от нее избавиться и сжечь. Что и сделали. Но голова горгульи даже после сожжения осталась невредимой.
Со временем голова окаменела и стала частью церкви, как специально сделанное сооружение. Жители других городов переняли эту манеру украшений. Таким образом она стала распространяться по всем территориям, а ее истинное происхождение стало постепенно утрачиваться.
Горгулья – посланница бога
Образ горгульи был послан одному служителю храма во сне. Он увидел его спускающегося с небес – темный огромный силуэт с когтями и крыльями. Существо издало крик и раскрыло свои громадные крылья закрыв священника от удара молнии.
Он трактовал этот сон как послание защитника от Бога на землю, который будет прикрывать посланников бога на земле от нападений темных сил.
Обсудив это видение со старшими служителями, было решено поставить этот образ демона-защитника на храм с четырех сторон, чтобы оберегал святые территории от демонов и злых сил.
Истребленное существо
Ее предназначение – охранять. На замках, на краю крыш делали небольшие свободные площадки. Это место предназначалось горгулье. Выполнив поручение, она возвращалась на свое место, превращалась в статую и ждала следующего призыва хозяина.
Питалась горгулья домашним скотом, людьми, дикими животными и даже овощами и фруктами. Но еды ей требовалось очень мало и лишь тогда, когда она была не в окаменевшем виде.
Находясь в состоянии окаменения, горгулья могла не есть и не пить месяцами и годами, ожидая пока хозяин призовет ее.
Есть легенда, которая говорит, что в ночь, когда все горгульи спали в окаменелом состоянии, на них наложили заклятье, которое сковало их способность превращаться из камня в живое существо. Заклятье было уничтожено, его создатель унес секрет колдовства в могилу. Никто так и не смог оживить крылатых бестий. Они остались каменные и стали для людей обычным украшением.
Говорят, что колдуны до сих пор ищут анти заклятье, которое способно оживить горгулий. Часть статуй успели спрятать в глубоких пещерах, вдали от поселений, чтобы сохранить их от разрушения человека. Они все еще ждут часа призыва хозяина в полу осознанном состоянии вот уже сотни лет.
Искусственное оживление образа
Горгулья – очень запоминающийся образ пришедший к нам с древних времен. Яркая и активная фантазия человека не смогла оставить его не замеченным.
Фильмы, мультфильмы и особенно игры, активно используют образ крылатого существа в своих сюжетах. В основном его тображают служителем темных сил, помощником демонов и просто чудовищем, который нападает на главного героя компьютерной игры в темных лабиринтах подземелий.
Образ защитника святых сил, в современной интерпретации, быстро стал служителем зла благодаря фантазии человека.
Где правда
Все истории дошедшие до нас интересны и привлекательны. Хочется поверить каждой из них. Но нам, как и во многих загадках вселенной, остается только догадываться, предполагать и верить в тот или иной миф в истории человека.
Говорят, чтобы скрыть правду, человеку предоставляют несколько историй лжи, чтобы скрыть одну единственную истину. Так произошло и с Горгульями. Истинная правда среди выше описанных, но которая из них? Как вы считаете? Проголосуйте за истину в вашем понимании:
Спасибо, что читаете наши статьи и участвуете в опросах. Нам важно ваше мнение. Ведь только ради вас мы ищем информацию и пытаемся найти ответы на тысячи вопросов человечества.
Делитесь статьей с друзьями, комментируйте и пишите, о чем еще вы хотели бы узнать со страниц сайта «Тайны Мироздания».
Горгульи
Горгульи
Основное имя
Альтернативные имена
Происхождение
Сторона
Мифология
Слово гаргулья получилось посредством целой цепочки языков, начинаясь от древнегреческого γαργαρίζω «(полоскать горло»), транзитом через латинское его заимствование gargarizare («полоскать горло») и пришло в ранний французский язык примерно с тем же значением. Слово это имело ономатоэпическую природу, то есть когда слово подражает тому звуку, которое оно обозначает. Так же как, например, слово «мяукать» в русском языке.
Несмотря на то, что гаргулья или гаргуйль обычно считается исключительно архитектурным термином, обозначающим выход водосточного жёлоба в готическом соборе, от которого только потом родилось существо под названием «гаргулья» или «горгулья», мы находим средневековую легенду о существе под именем Гаргуйль (La Gargouille) и это вид дракона.
Легенда о Гаргуйле касается города Руана и находится в целом ряду подобных местных легенд во Франции в Средние Века, касающихся местных святых и христианизации района. Обычно в них рассказывается о злобном драконе, не дающем жить местным крестьянам и прибытию христианского миссионера, который среди прочих чудес побеждает этого дракона. Среди французских драконов, павших от крестных знамений святых первым, был, крылатый змей побеждённый святым Мартином Турским, легенда о котором фиксируется уже очень рано. Но и без Мартина франкоязычный регион Европы мог бы считаться самым опасным для драконов местом жизни, особенно с наступлением христианизации. Среди побеждённых и уничтоженных галльских драконов находим тараска в Тарасконе, Гран-Гёля (Gran Gueule) в Пуатье, Грауйи (Graouilly) в Метце, Байа в Реймсе, Шер-Сале (Cher-Salle) в Труа, безымянный Дракон в Лувене и Сен-Марселе, и, наконец, дракон с пикантным именем Ду-Ду (Dou-Dou) в бельгийском Монсе.
Связь нашего дракона с архитектурной деталью готического собора остаётся неясной, но у того и другого одно и тоже свойство исторгать воду, поэтому какая-то связь, думается, существует. Гаргульями или гаргуйлями называли окончания водосточных желобов в готических соборах. Эта деталь часто делалась в виде зооморфной или антропоморфной фигуры, иногда в виде целой композиции и характерна именно для готики, что связано со спецификой отвода воды в данной разновидности построек. В более позднее время водосточный жёлоб исчез, а затем вновь появился уже в качестве водосточной трубы. Гаргулья могла быть самой разной и это не обязательно было какое-нибудь фантастическое существо.
Ответ на вопрос «почему в конце-концов в массовой культуре гаргульей или горгульей считается вовсе никакой не конец водостока, а уродливое, крылатое существо?» находится в XIX веке и связан, в первую очередь, с реконструкцией собора Парижской Богоматери под руководством Виолле-ле-Дюка, когда была фактически создана та самая знаменитая галерея химер, которая в первую очередь и ассоциируется с горгульями как существами. Реставрация касалась и непосредственно гаргулий, которые были фактически уничтожены ещё в XVIII веке и последние две были сняты с фасада в 1787 году. Поэтому новые во время реставрационных работ были созданы единым ансамблем с целым выводком фантастических, гротескных существ, которых нужно было бы называть, скорее, химерами. Но новая галерея стала отчасти лицом, самым узнаваемым, кроме фасада собора, его изображением, особенно знаменитая скульптура Le Stryge, автор которой, Шарль Мерион, закончивший жизнь в доме для умалишённых в 1868 году, доказывал, что созданные им монстры существуют и не являются продуктом его воображения. Да и сама реконструкция не вызывала всеобщего восхищения.
Во второй половине XIX и в начале XX века постоянное упоминание рядом гаргулий и новосозданных химер привело к тому, что эти существа, гаргулиями технически не являющиеся, стали ассоциироваться с именем гаргулья в первую очередь. Так родилось создание гаргулья или горгулья, чьи характеристики и внешний вид поразительным образом совпадают с совершенно конкретным существом на соборе Парижской Богоматери — тем самым Le Stryge, название которого восходит к латинскому stryx, значащему «неясыть», но обозначающему вампироподобное существо и прямо обозначенное Мерионом «ненасытным вампиром, вечным вожделением, над городом жаждущим пищи своей».
Именно ему выпало стать и самым популярным монстром в соборе Парижской богоматери и той самой идеальной гаргульей уже как существом, которое растиражируется затем в тысячах продуктов массовой культуры.
Гаргульи… Что мы знаем об этих уродливых созданиях? Их каменные изваяния вот уже несколько столетий украшают крыши соборов и замков, служат оригинальными водостоками. Кроме того, совсем недавно они стали главными героями фантастических кинокартин и популярного мультсериала.
Однако у этих загадочных существ есть свои увлекательные истории, с которыми не сравнится сюжет самого захватывающего фильма, заставляющего замирать у экранов даже искушенных зрителей.
Согласно мифам, гаргульи родились из камня еще в незапамятные времена. Среди многочисленного сонма богов Древнего Египта эти чудища считались духами темного мира, обязанностью которых было наказание людей, ведущих недостойную жизнь. Египтяне верили, что уродливые крылатые монстры могут отнять у грешников везение, наслать страшные болезни и терзать так или иначе до тех пор, пока злодей не раскается.
В Древней Греции гаргульи почитались как защитники жилища. Тогда-то и появились их первые каменные изваяния, стоящие на крышах домов. Считалось, что злобные твари Тартара, ищущие на земле своих жертв, увидев такую статую, решат: дом уже занят их «коллегами», и пойдут искать пристанище в другом месте.
Однако более всего гаргульи почитались на Британских островах.
Это обстоятельство заставило их вождей заключить с танами (главами) кельтских королевств договор, который заключался в том, что днем те дают приют каменным монстрам за стенами родовых замков, а ночью гаргульи оберегают покой своего убежища. Долгое время длилась дружба людей и чудищ, пока один из вождей гаргулий не обидел чем- то могущественную ведьму.
Оскорбленная колдунья прокляла весь род гаргулий, обрекая их на вечный каменный сон. Говорят, что их уцелевшие статуи и сегодня можно найти среди развалин древних замков, и проснутся эти загадочные существа лишь перед концом нашего мира.
О том, как гаргульи стали украшением европейских соборов, нам рассказывает следующее христианское предание.
Много столетий назад одна из гаргулий поселилась во Франции на берегу реки Сены. Это существо, похожее на бескрылого дракона, обладало исключительно злобным нравом и всячески старалось досадить людям. Гаргулья топила торговые суда и рыбацкие лодки, а в приступе гнева насылала на поселки наводнения, разрушающие дома и губящие посевы.
Уставшие от ее козней люди обратились за помощью к святому Роману, который победил монстра в жестокой схватке. Но обратив тело гаргульи в прах, святой не смог уничтожить ее голову с широко распахнутой пастью.
С тех пор и появился обычай украшать уродливыми каменными статуями крыши и нефы соборов. Так гаргульи стали выступать как поверженные порождения тьмы, склонившиеся перед светлыми силами. Изначально эти крылатые и рогатые изваяния служили исключительно водостоками, ибо укрощенные дьявольские создания больше не извергают из своих глоток отвратительный смрад серы, а отводят с крыши Божьего дома обычную дождевую воду.
Кстати, этот «труд» гаргулий породил несколько забавных поговорок. По сей день во Франции о безнадежных пьяницах говорят, что «он пьет как гаргулья», или же «он пьет столько, что, глядя на него, гаргулья умрет от зависти».
Спустя некоторое время статуи монстров стали красоваться не только на крышах, но и в приделах храмов, ведь там они своим уродливым видом должны были напоминать верующим об ужасах ада.
Малыш Дедо и другие
…До наших дней сохранилось немало статуй, изображающих гаргулий. Однако среди них трудно найти похожие изображения.
Это объясняется тем, что в Средние века было мало грамотных людей, а изваяния гаргулий служили «наглядным пособием», помогающим постигать простому люду Священное Писание.
Вот потому-то среди средневековых статуй часто можно встретить изваяния, напоминающие демонических львов, коз, обезьян… Дело в том, что эти животные олицетворяли смертные грехи, которым подвержено человечество и с которыми нужно бороться любыми способами. Так, лев-гаргулья напоминал верующим о безобразии гордыни, собака — о жадности, коза — о похоти, а змея — о зависти.
Интересен тот факт, что демоническое изображение обезьяны олицетворяло лень (!). Сейчас трудно в это поверить, но несколько столетий назад европейцы считали приматов никчемными и ленивыми животными, а самым подходящим местом для суетливых мартышек был именно бестиарий, символизирующий прегрешения.
Кроме того, среди уродливых изваяний есть и обезображенные изображения людей, как бы красноречиво демонстрирующие то, что может произойти с человеком, поддавшимся дьявольскому искушению.
Надо сказать, что среди множества уродливых изваяний гаргулий есть и персоналии, имеющие свои личную историю. Так, среди сонма гаргулий Нотр-Дама притаилась небольшая статуя малыша Дедо, хорошо известная парижанам.
Предание гласит, что, когда строился этот собор, одна монахиня из провинции, недовольная дьявольскими ликами гаргулий, решила внести свою лепту в украшение главного храма Парижа. Она переоделась в мужскую одежду и, добравшись до столицы, вытесала из камня фигурку, напоминающую босоногого ребенка с милой мордочкой какой-то зверушки. Тайно пробравшись на место строительства, монахиня поместила свое изделие, названое ею Дедо, на выступ крыши, после чего вернулась в обитель.
После этого случая парижане не только узнали о существовании доброй гаргульи, но и полюбили ее. Ведь считается, что если попросить Дедо о чем-то хорошем, то он непременно исполнит любое желание, загаданное от чистого сердца.
Ночные скитальцы
Однако, как считают современные эзотерики, гаргульи дошли до наших дней не только в виде каменных изваяний. Эти фантастические существа скрываются среди древних развалин и в подводных пещерах морей и океанов. Иногда по ночам горгульи выбираются из своих укрытий для того, чтобы совершить полет в темном небе или же полюбоваться луной, сидя на прибрежном утесе.
Согласно древним преданиям, гаргульи обладают огромной магической силой, а потому многие люди издревле желали заручиться их помощью. Правда, чтобы сделать это, нужно сначала разыскать убежище гаргульи и прийти к нему в ночь полнолуния, чтобы рассказать о своих проблемах.
Но здесь следует помнить, что, обращаясь к монстру с недоброй просьбой, можно его разгневать, и тогда все зло, таящееся в недостойном желании, может сторицей вернуться к просящему.
Ведь, несмотря на свой устрашающий облик, гаргульи, по сути, добрые существа и никогда не причинят вреда человеку, не имея на то причины. Кроме того, не надо пытаться обмануть гаргулью, иначе она, разгадав подвох, нашлет на лгуна страшные беды.
Каменные гаргульи могут принести людям немалую пользу. По мнению эзотериков, человек, запутавшийся в своей жизни или же страдающий от тяжелых воспоминаний, может поделиться этим грузом с каменной статуей. Считается, что изваяния гаргулий очень хорошо впитывают тяжелую энергетику и, «переработав» ее, возвращают человеку без малейших признаков негатива.
Кроме того, исследователи, долгое время наблюдавшие за статуями гаргулий в некоторых европейских соборах, говорят, что в каждой из них хранится капелька жизни. Иногда они могут перемещаться с места на место и менять позу, правда делают это лишь в редкие грозовые ночи.
Если верить легендам, доля магической силы гаргулий по-прежнему живет в каждом их изваянии, даже в самом маленьком и не имеющем многовековой истории.
Так, многие могут без труда убедиться в том, что даже простая декоративная статуэтка гаргульи способна стать надежным стражем жилища. Ведь после того как клыкастый «охранник» поселится в одной из комнат квартиры, ее хозяева смогут спать спокойно — ни вор, ни темные силы никогда не приблизятся к этому дому. Во всяком случае, если внимать легендам и верить в чудеса.
Елена Лякина
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов