горгасали вахтанг кто такой
ВАХТАНГ ГОРГАСАЛИ
Принадлежал к династии Хосроидов. Сын царя Митридата VI и царицы Сандухты.
Занял престол в семилетнем возрасте после смерти своего отца. До достижения Вахтангом совершеннолетия регентшей была его мать Сандухта.
Вахтанг был женат на принцессе Балендухте, дочери персидского царя Ормизда, наставником которой был Ражден Перс, ставший в 457 году первомучеником Грузинской Церкви.
Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений.
В 470-е годы отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров Вахтангу вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) Вахтанг назначил эриставов (в том числе и на вновь присоединенных территориях), которые непосредственно подчинялись его власти.
Укрепив положение страны, Вахтанг возобновил борьбу с сасанидским Ираном. В 484 году он возглавил крупное восстание грузин и армян. Хотя восстание было подавлено, Сасаниды были вынуждены ослабить свой режим.
В 502 году св. Вахтанг был смертельно ранен стрелой в сражении с персами на берегах реки Иори. Перед смертью царь Вахтанг созвал духовенство, семью, царский двор и завещал им быть твёрдыми в вере и искать смерти ради Имени Христа, дабы получить вечную славу. Царя похоронили в перестроенном им же соборе Светицховели, где находилась фреска с его изображением.
Вахтанг собирался перенести столицу в Тбилиси, провел строительные работы и завещал осуществление этого замысла своему преемнику, построил храмы Никози и Ниноцминда (3-я четверть VI века), город-крепость Череми. Его имя связано с участием в строительстве монастыря Святого Креста в Иерусалиме, где на стене до XIX века существовало его изображение. В Британском музее хранится гемма с пехлевийской надписью и изображением мужчины в царском венце, которого идентифицируют с Вахтангом Горгасали.
Ему наследовал его сын Дачи.
Вахтанг почитается образцом мужества и мудрости. Многочисленные народные стихи, поэмы, предания, посвященные легендарному правителю, свидетельствуют о любви грузин к нему. Царское знамя Грузии называется «Горгасалиан Давитиани».
Вскоре после кончины царя было создано недошедшее до настоящего времени краткое историческое сочинение, в XI в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также другие исторические источники называют Вахтанга «мучеником за веру Христову».
Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 ноября.
По благословению Католикос-Патриарха всея Грузии Илии II к Сионскому патриаршему храму был пристроен придел во имя Вахтанга Горгасали, а в городе Рустави воздвигнут кафедральный собор в его честь.
Литература
Использованные материалы
[1] ჯუანშერი, ჟართლის ცხოვრება 1955. Т. 1. С. 145
[2] Согласно сообщению Джуаншера Джуаншериани в произведении «Жизнь Вахтанга Горгасала» свобода вероисповедания для огнепоклонников в Картли была провозглашена по требованию персидского наместника на Кавказе Борзабода, деда св. Вахтанга.
Царь Вахтанг Горгасали: биография
Вахтанг I Горгасали был царем Иберии. Вышел он из династии Хосроидов. Отцом его был царь Митридат VI, а матерью – царица Сандухта. Причислен к лику святых. Вахтанг явился одним из основоположников государственности в Грузии во 2-й половине 5 века.
Начало правления
После смерти своего отца, Митридата VI, Вахтанг занял престол еще в семилетнем возрасте. До того как он достиг совершеннолетия, его мать, Сандухта, оставалась при нем регентом.
Ко времени начала правления Вахтанга, с середины 5 века, царство Картли находилось в подчинении сасанидского Ирана. В качестве законного вероисповедания здесь практиковался маздеизм – религия доисламского Ирана. Женой его была принцесса Балендухта – дочь Ормидза, царя Персии.
«Волчья голова»
Именно так переводится прозвище «Горгасал» с персидского языка. Что является намеком на форму шлема, который он носил. Буквальный перевод прозвища звучит как «Волчеголовый». Оно было дано царю персами. Согласно преданию, на шлеме у царя спереди имелось изображение головы волка, а сзади – головы льва. Когда персы видели шлем с такими изображениями, они предупреждали друг друга криком: «Дур за горгасар», что означало «берегитесь волчьей головы».
Объединение грузинских земель
Биография Вахтанга Горгасали примечательна тем, что основой его деятельности было стремление к объединению Грузии и уменьшению ее зависимости от власти Ирана. Царь использовал противостояние Византии и Ирана в интересах Картли. Ему удалось вернуть грузинскую провинцию Кларджети, захваченную Византией; присоединить Эрети, которая находилась в сфере влияния Ирана; распространить влияние Картли на Эгриси, западногрузинское государство.
В 460-е годы Вахтанг выступил против кочевников-аланов, заняв крепость Дарьял. Последняя была опорным пунктом Картли на северных границах. После этого им был совершен поход в Западную Грузию, которую он освободил от византийцев.
Царь Вахтанг Горгасали укрепил и восстановил множество крепостей и создал мощную систему фортификационных сооружений.
Победа над огнепоклонниками
В 470-х годах Вахтанг не стал участвовать в военных действиях против Византии. Бинкарана, главного служителя культа огня, он бросил в темницу, а его последователей изгнал из Картлийского царства.
В ответ на это иранцы прислали войско карателей. В результате состоявшихся переговоров Вахтанг был вынужден снова признать свое царство вассалом Ирана. Однако огнепоклонство здесь уже потеряло свой прежний статус.
Получив согласие действующего при нем совещательного органа (дарбази), Вахтанг Горгасали ввел в провинциях должности эриставов, непосредственно подчинявшихся его власти.
Начало церковной реформы
Михаил I, архиепископ Картли, был сильно разгневан этим. До этого у него с царем уже имелись разногласия. Архиепископ объявил Вахтанга вероотступником и проклял его вместе с войском. Чтобы не допустить развития конфликта, царь поехал к Михаилу, преклонил перед ним колена, коснувшись его ризы. Но тот ударил Вахтанга ногой, выбив ему зуб. После этого архиепископ был выслан из страны к патриарху, которым он был определен иноком в монастырь недалеко от Константинополя.
Форпост Христианства на Кавказе
В то время грузинская церковь находилась в подчинении у антиохийской, поэтому Петр и 12 епископов, приехавшие из Константинополя, отправились к Антиохийскому патриарху. Заручившись его благословением, они возвратились в столицу Византии.
Император Лев I Великий вручил им дары, предназначенные для грузинского царя. Кроме того, он направил в Мцхету свою дочь Елену, которая должна была стать женой Вахтанга Горгасали.
Прибыв в Картли, часть епископов стала во главе вновь образованных епархий, а часть сменила сторонников Михаила I. В конце 5-го века в стране было 24 епархии, и она превратилась в форпост христианства на Кавказе.
Смертельное ранение
После того как положение страны укрепилось, борьба с Ираном продолжилась. В 484 году Вахтанг встал во главе крупного восстания грузин и армян. Несмотря на то что восстание было подавлено, режим Сасанидов был ослаблен.
В 502 году в сражении с персами на берегу реки Иори царь был смертельно ранен. Перед смертью Вахтанг Горгасали призвал к себе семью, духовенство и царский двор. Он завещал им соблюдать твердость веры и, чтобы получить вечную славу, искать гибели ради имени Иисуса Христа. Царь был похоронен в соборе Светицховели, где имелась фреска с его изображением.
Память
В планах Вахтанга было перенести столицу в Тбилиси, для этого он произвел ряд строительных работ. Осуществление этого замысла он завещал своему преемнику. Им были построены храмы Ниноцминда и Никози, город-крепость Череми. Наследником царя был его сын Дачи.
А также имя Вахтанга связывают с участием в постройке монастыря в Иерусалиме, носящего имя Святого Креста. Там до 19-го века на одной из стен было его изображение. На хранении в Британском музее находится гемма, на которой изображен мужчина в царском венце. Его идентифицируют с Вахтангом Горгасали.
Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II дал благословение, и к Сионскому патриаршему храму пристроили придел, посвященный Вахтангу Горгасали. А еще в городе Рустави воздвигли в его честь кафедральный собор.
Вахтанг I Горгасал
Царь Иберии во второй половине V века, один из основоположников грузинской государственности, святой
Год рождения неизвестен (около 440). Принадлежал к династии Хосроидов. Сын царя Митридата VI и царицы Сандухты. Его прозвище «Горгасал» переводится с персидского как «волчья голова» (намек на форму его шлема).
Прозвище было дано ему персами. Как гласит предание, завидев его шлем с изображениями волка и льва, персы начинали кричать друг другу: «Дур аз горгасар» (берегись волчьей головы).
Занял престол в семилетнем возрасте после смерти отца. До достижения Вахтангом совершеннолетия регентшей была его мать.
Ко времени его правления Картлийское царство в середине V — начале VI века являлось вассалом сасанидского Ирана. Вахтанг был женат на принцессе Балендухте, дочери персидского царя Ормизда, наставником которой был Ражден Перс, ставший в 457 году н. э. первомучеником Грузинской Церкви.
Боролся за централизацию государственной власти. При нем Тбилиси был в основном перестроен для перенесения сюда столицы государства из Мцхеты. Вахтанг I вел длительную борьбу с сасанидским Ираном за независимость Картли. В 484 году возглавил крупное антисасанидское восстание грузин и армян.
Вахтанг начал церковную реформу с целью добиться признания автокефалии Грузинской Православной Церкви. Он хотел поставить во главе Церкви католикоса и попросил Восточного Римского императора прислать в Картли католикосом знакомого Вахтангу священника Петра и 12 епископов.
По преданию, император Лев I Великий передал им дары для грузинского царя, а также отправил во Мцхету свою дочь Елену, предназначавшуюся в жены Вахтангу. К концу V века в Картли уже существовало 24 епархии и страна была форпостом Христианства на Кавказе.
Убит в бою с персами. Вахтанг почитается образцом мужества и мудрости. Многочисленные народные стихи, поэмы, предания, посвященные легендарному правителю, свидетельствуют о любви грузин к нему. Царское знамя Грузии называется «Горгасалиан Давитиани».
Автор: Кавказский Узел
Горгасали вахтанг кто такой
В годы детства Вахтанга на северной стороне Кавказа жили гунны, которые под руководством Атиллы постепенно завоёвывали галактику. В 450 году они пытались взять Константинополь, но были остановлены Маркианом (как было сказано выше) и ушли в Италию в 452 году. Атилла умер в 453 году. В последние годы его жизни его сыновья вели свои собственные войны. Например, его сын Эрнак, отождествляемый с человеком по имени Херан армянских хроник, в 451 году прошёлся войной по кавказской Албании, дошёл до Иберии, «и много пленных и добычи отправил из Греции и из Армении, и из Иберии, и из Албании». В Иберии того времени всех кочевников Северного Кавказа называли овсами или осами, поэтому нашествие вошло в историю Джуаншера, как нашествие овсов и там датировано 10-м годом жизни Вахтанга, то есть, как раз 450 — 451 годами. В ходе этого нашествия гунны захватили город Каспи, забрали оттуда сестру Вахтанга и увезли куда-то к себе.
В 455 году Вахтанг собрал своих людей и обратился к ним с речью, которая начинается словами «Над царями и людом нашим нависла беда». В этой фразе филологи видят след той эпохи, когда слово царь (мепе) означало просто племенного вождя. Речь шла о том, что пора воевать с гуннами. Вахтанг собрал армию где-то на полях севернее Мцхеты, оставил мать управлять страной, а сам с армией отправился в Тианети, откуда, вероятно, примерно по маршруту современной Военно-грузинской дороги проследовал к Дарьяльскому ущелью. Выйдя в долину Терека, иберийская армия встретила гуннскую, после чего у Джуаншера описывается поединок Вахтанга с одним из гуннских «голиафов».
Победа над «голиафом» помогла победить гуннов, которые вернули всех пленных и сестру Вахтнага. Далее же у Джуаншера описывается несколько сомнительное событие: поход Вахтанга через Кавказ на Абхазию, и завоевание всей Западной Грузии. Мы знаем, что в 456 году лазский царь Губаз взбунтовался против Византии, та ответила военным походом и разрушением Археополиса, столицы Лазики. Теоретически возможно, что Вахтанг воспользовался моментом и отгрыз у Лазики какие-то кусочки.
Эти победы произвели хорошее впечатление на персов, поэтому шах (Йездигерд II или Ормизд III) выдал за него свою дочь Белендухт и отдал в приданое Сомхити (Северную Армению).
Историчен ли рассказ о походе на гуннов? С одной стороны, ничего невозможного в этом нет, поскольку в империи гуннов как раз начался кризис. Армянские историки упоминают переговоры Вахтанга с «хонами» (гуннами) в 480-е годы. Возможно, что-то похожее произошло, но не в 455 году, а позже.
После похода на гуннов было ещё два совместных персидско-иберийских: на Византию и на эфталитов. Поход на эфталитов можно условно датировать 470-ми годами, а поход на Византию точно не датируется, хотя у Джуаншера он назван первым.
Основание Тбилиси
Одно из самых ярких и заметных достижений царя Вахтанга – это основание Тбилиси. По одному из официально записанных устных преданий это было так:
Те места, где сейчас стоит Тбилиси, были покрыты непроходимым лесом, населенным многочисленными зверями. Однажды в том лесу охотился Вахтанг Горгасал. Испытанный царский сокол погнался за фазаном. Оба спустились в ущелье и исчезли. Царь, окруженный свитой, спустился в ущелье и увидел поток горячей воды, а в ней сварившегося сокола с фазаном в когтях. Царь внимательно осмотрел те места, понял целебное значение тех вод и решил заложить здесь город. Повелел он корчевать лес, очистить местность и начать строительство домов. По тем теплым водам и назвали город Тбилиси.
Существует, однако же, очень похожая история про основание Тбилиси царём Фарнавазом, который подстрелил у горячих источников оленя. А в романе Курбана Саида «Али и Нино» фазана убивает «некий падишах». В житии Вахтанга про охоту ничего не сказано, из чего можно предположить, что это просто народная фантазия. Сабинин в своей очень подробной биографии Горгасала вообще ничего не говорит про основание Тбилиси, из чего можно предположить, что в 1870-е годы к этому событию относились как к народным байкам.
Сразу возникает вопрос – а существовала ли в Грузии в V веке соколиная охота? Оказывается, могла быть. Саму идею на запад принесли гунны. В том же веке она появляется в Западной Европе, а в VIII веке в России. Теоретически контакты с гуннами могли привести к зарождению соколиной охоты и в Иберии. В этом случае, если принять историю с охотой за факт, то мы видим одну из первых, эспериментальных, соколиных охот в Грузии.
Точная датировка этого события неизвестна. В 1958 году было объявлено, что Вахтанг основал Тбилиси в 458 году, и, соответственно, пора отмечать 1500-летие.
Теоретически он действительно мог это сделать сразу после гуннского похода. Но у Джуаншера об этом ничего не сказано. Он пишет, что Вахтанг начал «закладывать основы» Тбилиси в возрасте 60 лет – то есть, около 500 года. И тут же началась война с персами, и в 502 году Вахтанга убили. Тут все сходится. В 500 году в постройке тбилисской крепости действительно был смысл – она прикрывала подходы к Мцхете со стороны Ирана. В 468 году конфликта с Ираном не было, и потребности в крепости тоже вроде бы не было. Не исключено, что датировку «458» советские историки придумали для своего удобства. Юбилей красиво отметили, сняли фильм «Тбилиси 1500 лет», на Метехской скале установили статую Вахтанга (1961), и как-то постепенно датировка прижилась в народном сознании.
Поход на Византию
Рассказ об этом походе у Джуаншера многословен и, вероятно, мифологичен почти полностью. Без всякой видимой причины Вахтанг начал войну и осадил Эрзурум и Трапезунд. Персы из его армии начали терроризировать священников и монахов, поэтому Вахтанг вмешался, и всех пленных монахов отпустил. Некоего священника Петра он оставил при себе. Тот же воспользовался моментом и посоветовал Вахтангу подружиться с императором. Вахтанг обещал попробовать, и почти сразу увидел сон: сначала ему является Святая Нина, которая предупреждает, что сейчас он увидит царя небесного и земного. Затем он видит два трона и две фигуры: некто в образе императора, а рядом с ним Григорий Просветитель, у ног которого сидит Нина. В этой истории интереснее всего образ Григория в виде царя небесного. Такое было допустимо в VI веке, когда культ Святого Григория был популярен в Грузии, но для XI века это уже выглядит очень странно.
Затем после некоторого количества невнятных боевых действия Вахтанг и император подружились. Византия отдала Вахтангу Тао-Кларджети и Абхазию от Ингури до Келасури. Вахтанг проехал через Кларджети, ему там всё очень понравилось, и он приказал основать город Артануджи и монастырь Опиза.
Война с Ираном и прозвище
Война с эфталитами
Церковная реформа
Когда Вахтанг только родился, в церковной жизни Иберии царила анархия. Епископы впадали в ереси и едва ли не в зороастризм. Около 452 года архиепископом Мцхетским стал некий Микаэл, который сразу же начал истреблять это зло. Известно, что он уничтожил какие-то трактаты по зороастризму авторства одного из его предшественников. За 20 лет Микаэл привёл своё архиепископство в порядок и распоряжался делами по своему усмотрению. Вероятно, ему подчинялись какие-то епископы, но мы не знаем, сколько их было, и чем они занимались.
И вот тут случился конфликт с Вахтангом. Это произошло или в 467 году или в 484 или где-то между. Источник конфликта нам неизвестен. Джуаншер излагает ход событий очень запутанно. Происходит что-то странное: Микаэл проклинает Вахтанга, тот приезжает на переговоры, и в ходе разговора Михаил выбивает Вахтангу зуб. В итоге мцхетское архиепископство ликвидируется, и вместо архиепископа с санкции Византии появляется католикос, а все владения Вахтанга распиливаются на 12 епископств.
Принято думать, что эту ротацию провернул антиохийский патриарх Петр II Кнафей. В те годы обострились споры между монофизитами и православными, все негреческие народности постепенно уходили в монофизитство, и патриарх Петр ушёл туда же. Он начал понемногу смещать православных епископов, заменяя их монофизитсткими – особенно после 485 года. Очень может быть, что Микаел так же попал под раздачу. Император Зенон поддерживал Петра, и Вахтанг не стал противодействовать. И Иберия ушла в монофизитство.
Такая версия выглядит стройно и её поддерживал в своё время академик Джавахишвили. Но вот академик Джанашиа был с ним не согласен, и считал, что именно Микаел был монофизитом.
Принято думать, что именно в этот момент грузинская церковь обрела автокефалию – независимость от Антиохийского патриарха. Но, к сожалению, мы не знаем, когда именно эта автокефалия была получена. Это могло быть в V веке, в VI, в VII, или в VIII.
Но как бы там ни было, иберийская церковь получила своего собственного католикоса – им стал Пётр, тот самый, которого Вахтанг освободил во время византийского похода. Один из его соратников по имени Самуил стал мцхетским епископом. Заодно Вахтанг поменял и всех остальных епископов. Джуаншер приводит список их дислокаций:
Позже в тексте сказано, что Вахтанг основал ещё и епископство Никозское (с кафедрой в Никозском соборе)
Строительство
Церковная реформа потянула за собой некоторые изменения в материальной стороне церкви: было построено несколько новых храмов. Храм Светицховели, построенный ещё при Нине, был к тому времени разрушен. Вахтанг решил построить на его месте новый большой каменный храм. Это строение имело размеры 20х30 метров, и это была базилика на пяти парах столбов.
Считается, что примерно в то же время он построил ещё несколько храмов: Болнисский Сион, Руисский собор, Никозский собор, Метехскую церковь, и, предположительно, храм Метехи в Тбилиси. Из них сохранился только Болнисский Сион, начало строительства которого известно совершенно точно: 478 год. Эта датировка попадает в вилку между 467 и 484, то есть, хронологически совпадает с датировкой переговоров об учреждении католикосата. Ну и ещё предание приписывает Вахтангу строительство Верхней Бетлемской церкви в Тбилиси.
История постройки Болнисского Сиона немного сложнее, чем принято думать. Логично предположить, что начали его строить по приказу Вахтанга. Но регион, где стоит собор, примерно в 470 году (может быть в 472 или 473) перестал подчиняться Вахтангу и подчинился напрямую персидскому шаху. Из-за этого Вахтанг лишился шанса быть упомянутым в строительной надписи: на соборе написали, что он начал строиться на 20-м году правления шаха Пероза. Вахтанг мог бы стать первым царём, чьё имя было записано грузинским алфавитом, но вместо этого таким человеком стал шах Пероз. У истории очень своеобразное чувство юмора.
Мученичество Шушаник
Территория, на которой стоит Болнисский Сион, называлась Гогареной или Гугарком. До 470 года ей правил князь Аршуша II из династии Михранидов, то есть дальний родственник царя Вахтанга. Михраниды правили Гугарком уже лет 150, при этом перешли из зороастризма в христианство. Аршуша был женат на Анашврам Арцруни, близкой родственнице армянских царей. Этот Аршуша тоже бунтовал против персов, попал в плен, был заложником в Ктесифоне, спасся оттуда и вытащил из плена нескольких армянских князей. Армянский князь Вардан Мамиконян выдал за него свою дочь Шушаник. Он умер около 470 года. Его сын Варскен избрал путь лоялизма, поехал к шаху, перешёл в зороастризм, и перевёл Гогарену из подчинения Вахтангу в подчинение шаху (вместо с Болнисским собором), как было сказано выше.
Вернувшись из Ктесифона в свою столицу Цуртави (где-то около современного Марнеули) Варскен потребовал от всех своих родственников немедленного перехода в зороастризм. Шушаник отказалась. Её мучали семь лет, после чего она умерла.
Вскоре про это был написан текст «Мученичество Шушаник», который стал первым письменным произведением в грузинской истории. Автор датирует начало конфликта Варскена с женой 8-м годом правления шаха Пероза, и если он не ошибается, то это 457 год. Шушаник умерла через семь лет – соответственно, в 474 году.
Автор датирует событие по правлению персидского шаха, а не Вахтанга, который ему вроде бы как приходится царём. Но автор вообще не упоминает Вахтанга, хотя упоминает «картлийского епископа» Самуила. По его тексту Варскен подчиняется прямо персидскому шаху и выполняет всякие его поручения. Возможно, Гогарена была уже настолько самостоятельная, что иберийские цари её не интересовали никак.
Война с Ираном
Убийство Варскена иногда называют «Иберийским восстанием» или «Ваанской войной/Войной Ваана». Поступок Вахтанга вызвал одобрение по всей Армении, а кроме того, Вахтанг обещал пригласить гуннов и с их помощью победить персов. Когда о произошедшем узнали в Иране, то в Армению была отправлена армия. Ваан Мамиконян два раза разбил её где-то в армянских горах.
Тогда в Закавказье была послана новая армия во главе с полководцем Шапуром Михраном. Вероятно, она пошла прямо на Иберию, потому что Вахтанг отступил в горы на иберийско-армянской гарнице (где-то на территории современной армянской области Тавуш) и запросил помощи у Ваана Мамиконяна. Ваан сразу явился на встречу с Вахтангом, который сообщил ему, что через два дня подойдут гунны. Но гунны не подошли. Тогда Вахтанг предложил спуститься с гор на равнину, чтобы гунны их там лучше увидели. Лазарь Парпеци, излагая эти события, даёт понять, что все последующие неудачи произошли потому, что Вахтанг давал неправильные указания, а армяне не решались ему противоречить.
Иберийско-армянская армия спустилась на равнину, которая иногда называется Чарманайтская равнина, а у Парпеци она названа Charmanaynu. Она явно находилась к югу от Куры, где-то в окрестностях современных Казаха и Акстафы. Через три дня подошла армия Михрана. Парпеци пишет, что Вахтанг предложил напасть прямо сейчас, чтобы гунны не отобрали себе всю славу, и одновременно пишет, что многие армяне договорились с персами, что не будут участвовать в сражении.
Ваан Мамиконян согласился. Он сам возглавил центр армии, а Вахтангу поручил левый фланг. Когда началось сражение, Ваан атаковал персов, разбил их на своём участке и загнал их частично в Куру, но в это время какая-то часть его армии, «армянско-иберийская», покинула поле боя, и это заставило всю армию отступать. Саак Багратуни и Васак Мамиконян погибли в этом сражении.
Что важно, Вахтанг выжил в этом сражении и упомянут у Парпеци ещё некоторое время спустя: Парпеци пишет, что шах Пероз отправил вторую армию, чтобы разобраться с Вахтангом, и тот, понимая, что не справится с большой армией, покинул Иберию и отступил в Egeria. Возможно, Парпеци имеет в виду Эгриси.
Примерно в это самое время (483 или 484 год) шах Пероз погиб в бою с какими-то кочевниками (не то с гуннами, не то с эфталитами), и новый шах Балаш решил оставить Закавказье в покое. В 484 году Иран заключил с Арменией Нварсакский договор, по которому Армения обрела полунезависимость и религиозную свободу.
Джуаншер об этих событиях не пишет ничего. Вообще. И Сабинин тоже молчит. Если бы Джуаншер и Парпеци описывали одни и те же события, то это было бы доказательством того, что царь Вахтанг обеих хроник — одно и то же лицо. Но как назло, именно в этот важнейший момент перекрёстных показаний обе хроники не накладываются друг на друга.
Принято думать, что Вахтанг умер в 502. В этом случае в его жизни образуется пробел примерно с 484 по 502 год – 18 лет. За это время пришел к власти иранский шах Балаш, правил тихо и мирно и был смещён. Шахом стал Кавад, которого потом тоже свергли, но он вернулся к власти в 499 и начал войну с Византией. Эта война – исторический факт. Некогда Византия обещала Ирану деньги за охрану проходов Кавказа, но не выплатила их. Кавад обиделся и пошёл войной на греков – его армия дошла до Эрзурума.
Согласно Джуаншеру, шах (которого он называет именем Хосро) потребовал у Вахтанга участия в походе, но тот отказал. И тогда персы вторглись в Иберию: разорили город Камбечовани (примерно Хорнабуджи), Череми и Велисцихе, затем вышли к реке Иори, где около села Хашми их встретил Вахтанг с армией. Произошло эпичное трехдневное сражение на Самгорском поле, в ходе которого Вахтанг был ранен. Стрела повредила ему лёгкие. Его вывезли в крепость Уджарма, где он вскоре умер. Персы отступили в Рустави, но узнали о гибели Вахтанга и заняли Тбилиси.
Вахтанг Горгасали в истории
Вахтанга признали святым, но храмов ему не строили до 90-х годов. Когда в 1942 году немцы придумывали названия для батальонов «Грузинского легиона», они использовали даже имя Чавчавадзе, а про Вахтанга забыли.
Но советской власти он чем-то понравился. В середине советской эпохи начал создаваться культ Вахтанга: в 1961 году на Метехской скале установили его памятник, потом его именем назвали Татарский Майдан и прилегающую набережную, в 90-е годы пару храмов назвали его именем и появился Орден Вахтанга Горгасала.