горе душа летит что значит

Горе душа летит что значит

3.1. Как в стихотворении отображена связь между природой и поэтическим творчеством?

3.2. Как вы понимаете смысл последней строки стихотворения?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью.

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью.

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья —

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена, —

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать —

И обессиленно безмолвствует искусство?

Что видимо очам — сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката —

Сии столь яркие черты —

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою,

— Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее незапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,

Сие присутствие Создателя в созданье —

Какой для них язык. Горе душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

Сопоставьте стихотворение В. А. Жуковского «Невыразимое» с приведенным ниже стихотворением А. А. Фета «Как беден наш язык! — Хочу и не могу. ». К каким выводам вас привело это сопоставление?

В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний. Сделать это очень трудно, нужно найти слова, для всего, что чувствуешь, видишь, чем живешь. Эта же мысль звучит в стихотворении Фета «Как беден наш язык…»:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах…

3.1. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний:

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать…

В этом суть поэзии Жуковского. Она — история души поэта, его волнений, мечтаний и дум, лирическим выражением которых становятся его элегии, баллады и поэмы. Тема очарования души, озаренной вдохновением, видением прекрасного, всегда мгновенного и невыразимого, с которой связывается у Жуковского понимание поэзии, была основной для его творчества.

3.2. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний. Сделать это очень трудно, порой невозможно найти слова, для всего, что чувствуешь, видишь, чем живешь. Поэтому стихотворение и завершается строкой «И лишь молчание понятно говорит».

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы1. Соответствие ответа заданиюОтвет на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей02. Привлечение текста произведения для аргументацииДля аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют2Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки1Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки03. Логичность и соблюдение речевых нормОтсутствуют логические, речевые ошибки2Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0Максимальный балл6

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных

Источник

Мистическое откровение в творчестве Жуковского

1. «Невыразимое», 1819г. Лирческий герой из реального мира «здесь» сталкивается посредством взаимодействия с природой с потусторонним миром «там». Но возможно ли передать увиденное? «Что наш язык земной пред дивною природой?»

Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью.

Ненареченному хотим названье дать —
И обессиленно безмолвствует искусство?

Возможно передать яркие, блестящие черты природы:

В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою —
Сие столь смутное, волнующее нас,

Какой для них язык. Горе; душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.

— изображение черт таинственного присутствия высшей реальности неподвластно даже гению. Они- вне средств искусства, вне вербального общения.Язык наш, такой гибкий, богатый, по Жуковскому не справляется с задачей отразить красоту природы,в мертвую форму вложить живое содержание: «…И обессилено безмолвствует искусство». Однако художественному гению «в величественный час /Вечернего земли преображенья, /Когда душа смятенная полна /Пророчеством великого виденья», открывается высшая благодать- мистическое откровение.

2. «Лалла Рук», 1821 г. Здесь «Милый сон, души пленитель, /Гость прекрасный с вышины, /Благодатный посетитель /Поднебесной стороны» является лирическому герою лишь на минуту. Красавица, сочетающая в себе черты ангела и призрака, исчезает, оставив в мире «здесь» (слово у Жуковского оформлено уцрсивом для наглядного подчеркивания мотива двоемирия) упоительное чувство незримого и невыразимиго присутствия создателя. В редкие минуты высшего озарения «гений чистой красоты приносит откровенья, /Благотворные сердцам; /Чтоб о небе сердце знало /В темной области земной, /Нам туда сквозь покрывало /Он дает взглянуть порой». Примечательно, что лирический герой стремится в идеальную дель вслед за своим таинственным гостем, но «призрак мимо /(Увлекая душу вслед) /Пролетал невозвратимо; /Я за ним — его уж нет!». Мистическое откровение дарит лирическому герою, человеку уникальному, обладающему особым видением мира и художественной интуицией, понять то, что нельзя постигнуть разумом, «заглянуть сквозь покрывало», ограничивающее познание таинств мира толпой. «Руссо говорит, — пишет Жуковский в письме А. А. Воейковой и А. И. Тургеневу, посылая свою «Лалла Рук», — il n’y a de beau que ce que n’est pas; это не значит только то, что не существует, прекрасное существует, но его нет, ибо оно, так сказать, является нам единственно для того, чтобы исчезнуть, чтоб нам сказаться, оживить и обновить душу — но его ни удержать, ни разглядеть, ни постигнуть мы не можем. Прекрасно только то, чего нет. Эта грусть убедительно говорит нам, что прекрасное здесь не дома, что оно только мимопролетающий благовеститель лучшего, оно есть восхитительная тоска по отчизне. Оно действует на нашу душу не настоящим, а темным, в одно мгновение соединенным воспоминанием всего прекрасного в прошедшем и тайным ожиданием чего-то в будущем:

А когда нас покидает,
В дар любви у нас в виду
В нашем небе зажигает
Он прощальную звезду.

3. «Таинственный посетитель», 1824 г. Лирического героя вновь посещает прекарсный гость из другого мира. Герой пытается понять природу данного ему откровения. Он проникает глубже и глубже в свои размышлления. Явилась ли ему в образе видения Надежда? Любовь? Дума? Поэзия? Или Предчувствие? Все это- мимолетно, неуловимо, невыразимо и таинственно. Это- нисхождение создателя к избранному обитателю мира «здесь», позволяющее понять непонятное, приникнуть на миг в святое, небесное, в мир «там». Вывод этот- в 3 стихах заключительной строфы:

Кто-то светлый к нам летит,
Подымает покрывало
И в далекое манит.

Здесь- вновь мотив поднятия таинственного покрывала неведомого, притягательности незнакомой, идеальной, божественной дали.

4. «К мимо пролетевшему знакомому гению», 1819 г. Лирический герой элегии уже сталкивался с таинственным гостем, «пленитель безымянной» навещал его в моменты жизни, отмеченные апогеем чувств, страстей, романтическим томлением души. Он являлся в форме любви, мечты, печали, дум, радости, поэтического вдохновения и надежды. Влекомый неизвестностью высшего, святого, небесного мира, герой стараестся удержать его светлого проводника:

О Гений мой, побудь еще со мною;
Бывалый друг, отлетом не спеши:
Останься, будь мне жизнию земною;
Будь ангелом-хранителем души.

Ощущается неуловимое чувство очарования и томления души по неведомому идеалу. Жуковскому гениально удалось передать мир человека, не удовлетворенного действительностью и очарованного невыразимой красотой любви, дружбы, природы, воспоминаний о пережитом счастье, надежд и романтических упований на далекое, неведомое, пленительное Там.

5. «Мотылек и цветы», 1824 г. К избранным мудрецам и поэтам спускается вдохновение в виде непостояного мотылька, заглядывающего в этот мир лишь на мгновение. Взмах крыльев неуловим, как прикосновение вдохновения. Мотылек- знак бессмертия, а бессмертие- признак искусства. Из множества прекрасных, но гордых цветов мотылек полюбил «два избранные, /Два ненадменные цветка». Так и вдохновение выбирает избанных, посвященных художников, приоткрывает им на мгновение то неведомое, к чему они так стремятся в своих думах и воспоминаниях. Дума и воспоминание- примета избранности высшим миром:

6. «Цвет завета», 1819 г. Стихотворение написано по желанию ученицы Жуковского, великой княгини Александры Федоровны, и содержит намеки она события в жизни царской семьи. Посылая текст этого стихотворения П. А. Вяземскому, А. И. Тургенев писал: «Чего не выразит чародей Жуковский! В сем «Цветке» соединяется воспоминание прошедшего с таинственностью будущего. Он часто означает какую-нибудь эпоху или минуту жизни, например свидание или разлуку. Знаменование его скорее понять, нежели объяснить можно».
Ознакомившись со стихотворением, П. А. Вяземский пишет (7 августа 1819): «Этот обер-черт Жуковский. Как можно быть поэтом по заказу? Стихотворцем — так, я понимаю; но чувствовать живо, дать языку души такую верность, когда говоришь за другую душу, и еще порфирородную, я постигнуть этого не могу!»
Мистицизм соединяет здесь Теперь и Предже. Сорванный заботливой рукой, «наш цвет, питомец скромный луга, /Симво;л любви и жизни молодой», становится вдохновением лирического героя. В этом минутном взаимодействии с природой избранный поэт, мыслитель переносится в прошлое, к моментам, в которые вдохновение его уже посещало. Достигается высшая, божественная гармония- стремящаяся вверх романтическая душа лирического героя постигает невыразимые тайны бытия- мотив, прозвучавший в «Невыразимиом», а позже в «Silentium» Тютчева и «Одним толчком согнать. » Фета:

О верный цвет, без слов беседуй с нами
О том, чего не выразить словами.

В творчестве Жуковского 1819-1824 гг. отчетливо прослеживается рост религиозно-мистических настроений. В стихотворениях, объединенных темой мистического откровения, при анализе вычленяются мотивы двоемирия, создателя, избранности и уникальности лиричексого героя, стремления души в идеальную даль, мотив гения и гениальности.

Источник

Стихотворение и анализ «Невыразимое»

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью.

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья,

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена, —

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать —

И обессиленно безмолствует исскуство?

Что видимо очам — сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката —

Сии столь яркие черты —

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою —

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее незапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,

Сие присутствие создателя в созданье —

Какой для них язык. Горе? душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснятся,

И лишь молчание понятно говорит.

Краткое содержание

горе душа летит что значит. Смотреть фото горе душа летит что значит. Смотреть картинку горе душа летит что значит. Картинка про горе душа летит что значит. Фото горе душа летит что значит

С. Грохотова. Соловьиная пора. 2019

Элегия представляет собой монолог лирического героя (поэта). Произведение начинается с риторического вопроса: «Что наш земной язык пред дивною природой?». Задав этот вопрос, романтический герой начинает предаваться рассуждениям перед читателями: «С какой небрежною … свободой Она рассыпала повсюду красоту, и разновидное с единством согласила!».

Затем герой делится с читателями мыслью о том, что любой творец существенно ограничен в своём стремлении выразить словами великолепие природы. Вслед за этой мыслью романтический герой говорит о том, что истинным хранилищем всех ярких и непосредственных впечатлений жизни является душа творца. В связи с этим поэт сообщает: «Святые таинства, лишь сердце знает вас…». Талантливый художник посредством своего дарования имеет возможность лишь контурно, только внешне обозначить какое-либо явление, но он не может передать всю глубину его внутренней сути. Здесь заметны ноты трагизма и беспомощности поэта.

Он уверен: язык, которым общаются люди, не способен сравниться с языком, на котором «говорит» природа. Она всемогуща и абсолютно свободна. Лишь природа одна знает как «рассыпать» красу и привносить ноты гармонии в несовершенный мир людей. Но, при этом, ни одному творцу никогда не понять, кто именно создал саму природу. Поэт уверяет читателей, что познать природу можно не глазами и не ушами, а только лишь сердцем. В вечернее время, в душе зарождается чувство смятения – это наивная попытка творца «прекрасное в полёте удержать», то есть оставить в своём сердце крупицу природы. Талантливый поэт способен описать красоту окружающего мира, но он не может передать всю гамму чувств наполняющих сердце в момент её созерцания: каждая душа видит всё по-своему, индивидуально.

В заключительных строках романтический герой делает важный вывод о том, что природа имеет своего всемогущего творца, создателя. Увидеть его невозможно, но зато можно услышать, находясь в полной тишине.

История создания

Элегия увидела свет в 1819 г. В год написания этого произведения Жуковский состоял на службе в качестве просветителя при царском дворе и являлся учителем цесаревича Александра Второго. Столь ответственная должность требовала от поэта способности к глубоким рассуждениям на самые различные темы. Поэтому практически все произведения, относящиеся к данному временному периоду, были посвящены мировоззренческим вопросам, проблемам природы, искусства, сути поэтического творчества.

Многие специалисты уверены, что история появления данной элегии связана с посланием Жуковского, адресованным самой императрице. Послание это носило говорящее название: «Подробный отчёт о луне». Оно было написано под заказ, поэтому Жуковский не раз признавался, что писал «Отчёт…» без единого грамма вдохновения. Именно это явилось импульсом к началу размышлений над процессом творчества. Эти размышления спустя несколько месяцев нашли своё отражение в замечательной элегии «Невыразимое».

Жанр, направление, размер

Данное произведение относится к жанру элегии: в нём поэт предаётся глубоким размышлениям над экзистенциальной проблемой. Мысли его отличаются невероятной плавностью, размеренностью и грустью. Произведение написано в рамках двух литературных направлений: раннего сентиментализма и позднего романтизма.

Поэтический размер – шестистопный и четырёхстопный ямб. Именно ямб придаёт элегическим строкам эмоцию крайней авторской заинтересованности в решении поставленных вопросов. Этот стихотворный размер помогает Жуковскому призвать читателей на «сеанс» совместного раздумья и поиска ответов.

Налицо все виды рифмовок: перекрёстная, параллельная и кольцевая. Имеются рифмы женские/мужские.

Композиция

С композиционной точки зрения, произведение представляет собой цельный монолог романтического героя. С семантической точки зрения, поэтическое «полотно» можно разделить на две части:

Если подходить с формальной точки зрения, перед нами целостный поэтический текст, не разделённый на четверостишия.

Образы и символы

В элегии автор противопоставляет друг другу два ключевых образа – романтического героя и природы:

Темы и настроение

В элегии Жуковский поднимает, и приглашает читателей обсудить, две важных темы:

Настроенческий пафос элегии проникнут эмоциями меланхолии, светлой грусти, переживаний о невозможности талантливого человека хоть немного приблизиться к величию, пониманию и совершенству природы.

Основная идея

Основная мысль произведения, которую стремится донести до нас Жуковский, заключается в следующем утверждении: всё прекрасное в жизни быстротечно, но оно не уходит бесследно, а продолжает существовать в человеческой памяти. Одна лишь человеческая душа может уловить «присутствие создателя в созданье». Посредством обычного земного зрения невозможно увидеть «идеальную» суть вещей, гармонию и красоту. Чтобы это разглядеть, следует обладать особенным мировосприятием – уметь «видеть сердцем».

Средства выразительности

С целью полноценного раскрытия темы и создания образа природы, автор использует следующие выразительные средства:

Источник

Краткий анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое»

горе душа летит что значит. Смотреть фото горе душа летит что значит. Смотреть картинку горе душа летит что значит. Картинка про горе душа летит что значит. Фото горе душа летит что значит горе душа летит что значит. Смотреть фото горе душа летит что значит. Смотреть картинку горе душа летит что значит. Картинка про горе душа летит что значит. Фото горе душа летит что значит горе душа летит что значит. Смотреть фото горе душа летит что значит. Смотреть картинку горе душа летит что значит. Картинка про горе душа летит что значит. Фото горе душа летит что значит

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Невыразимое.
История создания – произведение было написано в августе 1819 г., в период, когда поэт часто предавался философским раздумьям над проблемой искусства и природы.

Тема стихотворения – совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «святых таинствах» природы, размышления об искусстве.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, некоторые строки второй части написаны четырехстопным ямбом, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры – «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата».

Эпитеты – «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие».

Сравнения – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)».


Сюжет и композиция

Идея стихотворения «Невыразимое» Жуковского родилась вскоре после того, как императрица Мария Фёдоровна заказала поэтическое послание «Подробный отчёт о луне». Поэт выполнил заказ, но в самих стихах признался, что способен изобразить не Луну, а только «тень её одну». Возможно, причиной пессимистического настроя стало то, что произведение было заказным, а значит, писалось не от души. Как признаётся Жуковский, во время работы над посланием он не испытывал вдохновения.

В первых строках автор задаёт вопрос о том, что значит язык по сравнению с «дивною природой». Это главная риторическая фигура в стихотворении «Невыразимое». Далее, сам же и отвечает с присущими поэту лирической образностью и философской мудростью. Чтобы показать читателю разницу между нерукотворным и искусственным, автор сначала воспевает природу, говоря о том, с какой величавой небрежностью рассыпана вокруг невообразимая красота.

горе душа летит что значит. Смотреть фото горе душа летит что значит. Смотреть картинку горе душа летит что значит. Картинка про горе душа летит что значит. Фото горе душа летит что значит

Затем он сомневается в том, что «мёртвым» (словами) можно выразить «живое», и вопрошает, кто может «пересоздать» таящиеся в сердце «святые таинства». В центральной части произведения поэт рассказывает о «болезненном чувстве» и «пророчестве», которыми полна душа. Волнение томится в груди, но как его выразить до конца, если это неподвластно искусству?

Завершает поэтическое произведение вывод о том, что лишь «молчание понятно говорит». Душа безмолвно стремится ввысь, и поэт замирает в наслаждении, умиротворённый и вдохновлённый. Значимость молчания оказывается выше безуспешных попыток отобразить совершенное в словах.

При прочтении элегии читатель чувствует атмосферу торжественности благодаря тому, что автор употребил нестандартную композицию. Так рифмуются между собой строки:

Одно шестистишие начинает произведение, второе — завершает. Центральная часть произведения — четверостишие, в котором соблюдена перекрёстная рифмовка. Тропы, афористические словосочетания и выражения в стихотворении «Невыразимое»:

История создания

«Невыразимое» В. А. Жуковский написал в 1819 г. На момент создания стихотворения Василий Андреевич служил при дворе просветителем и был наставником Александра II. Должность требовала от поэта рассуждать на разные темы и объяснять вечные истины. Это стало одной из причин появления в его творчестве философских мотивов. Множество произведений того времени было посвящено проблемам природы и искусства, сущности поэзии.

Исследователи считают, что история создания «Невыразимого» связана с посланием В. Жуковского императрице «Подробный отчёт о луне». «Отчёт…» создавался на заказ и В. Жуковский признавался, что писал без вдохновения. Это стало толчком к раздумьям над творческим процессом, которые спустя пару месяцев отобразились в «Невыразимом».

Жанр и размер

Размер «Невыразимого» – шестистопный ямб, периодически сменяющийся во второй половине произведения четырёхстопным, что придаёт динамизм. Кроме того, ямб делает стихотворение более настойчивым, передающим крайнюю заинтересованность автора в задаваемых вопросах. Такой размер помогает поэту призывать читателя вместе с ним подумать и помочь ему найти ответы.

Жанр стихотворения «Невыразимое» — элегия, что в переводе с греческого означает «жалоба». Это один из самых востребованных в эпоху романтизма жанров. Как правило, автор рассказывает так о своих переживаниях, о своей грусти. Что же печалит поэта? Его творение относится к философской лирике, так как здесь В.А. Жуковский поднимает остро волнующую его проблему, связанную с изобразительными способностями искусства.

горе душа летит что значит. Смотреть фото горе душа летит что значит. Смотреть картинку горе душа летит что значит. Картинка про горе душа летит что значит. Фото горе душа летит что значит горе душа летит что значит. Смотреть фото горе душа летит что значит. Смотреть картинку горе душа летит что значит. Картинка про горе душа летит что значит. Фото горе душа летит что значит горе душа летит что значит. Смотреть фото горе душа летит что значит. Смотреть картинку горе душа летит что значит. Картинка про горе душа летит что значит. Фото горе душа летит что значит

Поэт оригинально интерпретировал традиционную для литературы тему сущности природы и особенностей воплощения ее в искусстве. Свои размышления Василий Андреевич подал в монологе лирического героя. Герой считает, что человеческий язык никогда не сравниться природа. Природа свободна и всемогуща. Она способна «рассыпать» красу и вносить в мир гармонию: «разновидное с единством согласила».

Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.

Постепенно в монологе лирического «Я» появляются размышления об искусстве. Мужчина утверждает, что вдохновение способно ловить только отдельные черты окружающего мира, но передать все живое в «мертвых» твореньях человеческого искусства невозможно. В ходе этих размышлений В. А. Жуковский называет природу «невыразимым». Выразить его нереально, но есть шанс познать окружающий мир, если научится слушать его сердцем.

Лирический герой утверждает, что чувство смятения в душе, появляющееся в вечерний час – это попытка человеческого сердца «прекрасное в полете удержать», то есть оставить в себе частицу природы. Искусство в таких случаях бессильно. Да, поэт может воспроизвести красоту неба, вод, заката в словах, но он неспособен полно передать чувства, которыми наполнено сердце в момент созерцания сей прелести. Дело в том, что каждая душа воспринимает это видение по-своему.

В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что в природе присутствует ее создатель. Это присутствие невозможно выразить словами. Услышать его можно только в тишине.

Главная мысль сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Но льзя ли мертвое в живое передать?

», «Все необъятное в единый вздох теснятся и лишь молчание понятно говорит».

Смысл

В разные эпохи существовали свои представления об искусстве. Например, античность стремилась к подражанию природе, и именно такой метод искусства считала истинным. В эпоху возрождения искусство было практически равно реальности, ведь тогда художники уже могли передать на своих полотнах все особенности пространства, масштаб изображаемых объектов. Человек тогда был подобен творцу.

Эпоха романтизма же представляет совсем иное отношение к искусству. Авторы сталкиваются с невозможностью передать то, что они чувствуют. Именно в этом заключается основная мысль стихотворения «Невыразимое». Слово мёртво и бледно, оно не способно передать ни прелесть природы, ни выразить в полной мере чувство, испытываемое человеком. «Невыразимое подвластно ль выраженью. » — вот главный вопрос, которым задаётся Жуковский. Решаема ли проблема невозможности вербальным образом объяснять то, что не поддаётся выражению? Да, но лишь молчанием, ведь только оно «понятно говорит».

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания образа природы В. А. Жуковский использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата», эпитеты – «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие» и сравнение – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)». Для донесения идеи важную роль играет парономазия: «Кто мог создание в словах пересоздать?», «Невыразимое подвластно ль выраженью?».

Литературное направление

Творчество В.А. Жуковского обращается к двум культурным направлениям: в ранний период – сентиментализм, в зрелый и поздний – романтизм. Элегия несёт на себе отпечаток обоих направлений. Рассмотрим признаки сентиментализма в стихотворении Жуковского «Невыразимое».

К романтизму же относится сам философский характер элегии и ее идейная составляющая.

О чем сожалеет поэт

В своем стихотворении «Невыразимое» Жуковского поэт восхваляет природу, преклоняется перед ее бескрайней и величественной красотой. Пока еще не придумано таких слов, которые могли бы достойно писать таинственные и полные волшебства природные пейзажи. Поэт сокрушается по поводу того, что язык человека несовершенен, беден в эмоциональном отношении.

Василий Андреевич убежден, что люди не способны усмотреть всю красоту природы. Все, что остается человеку – это довольствоваться некоей малой частью. Невозможно составить целостную картину мира из отдельных частей, которые не связаны друг с другом. Только творческий человек может увидеть немного больше, и данное знание позволяет ему слагать стихи.

Анализ стихотворения В.Жуковского «Невыразимое»

В.Жуковский является основоположником такого течения в литературе как романтизм. Ярким примером этого направления можно считать стихотворение «Невыразимое».

Используя философский подход, автор рассуждает о смысле бытия. Поэт создает необычные сочетания слов, аллегории, чтоб выразить свои впечатления от увиденного. Он сравнивает русский язык с природой, подчеркивая ее величие и необъятность.

Красоту окружающего мира сложно описать фразами, эти эмоции передать непросто. Поэт сетует на то, что люди способны распознать лишь часть природной красоты, для большинства окружающий мир так и остается безликим и простым. Возможно, поймать лишь одну черту из множества, это подобно вдохновенью.

В произведении отражается сожаленье невозможности природы открыться перед взором в полной мере. Познать такую красоту может только душа, распахнуть свою любовь и вкусить полноту рек и бескрайность лесов. Порывы внутреннего мира могут быть настолько сильны, что не каждый разум сможет изложить их на бумагу и запечатлеть для потомков. Поэт передает горечь недооцененных, казалось бы, простых вещей.

Спеша по повседневным делам человек уже не замечает красоту неба и облаков, для него это обыденность. Вот что является причиной печали в каждом, которая поселилась в душе. К сожалению только потеряв можно действительно оценить утраченное. Автор с теплотой и любовью вспоминает детство в тихом селе, а не в суетливом Петербурге. Именно в Тульской губернии и открылся простор, природная красота и истинная ценность окружающего мира для него.

Писатель смог оставить в своей душе все впечатления и чувствовать даже дуновение луга в большом городе. В. Жуковский оставляет всю радость от увиденной природы в своей душе, передать эту красоту он не может и говорит, что молчание ярче всех отразит всю красоту.

Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое». Как передать словами свои чувства?

Василий Андреевич Жуковский принес в русскую литературу новое направление – романтизм, который в начале XIX века был распространен только в Европе. Поэт оценил простоту и очарование стихов этого жанра и сам создал огромное количество произведений в духе романтизма. Одним из них является стихотворение Жуковского «Невыразимое», написанное в форме элегии летом 1819 года.

Василий Андреевич неоднократно прибегал к такому жанру, поскольку считал, что он точнее всего выражает собственные чувства автора и тайные мысли. Поэт любил в своих произведениях пофилософствовать, подумать над вопросом сути мироздания. Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» показывает, что даже у этого великого писателя, который был чтецом и учителем при императорском дворе, не хватало словарного запаса, чтобы достоверно передать увиденную им картину.

В своем произведении Василий Андреевич восхваляет природу, преклоняется перед ее небрежной красотой. Не придумали еще таких слов, которыми можно было бы описать природные явления, окружающие пейзажи – именно об этом говорит анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое». Автор задает вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?», он сокрушается по поводу несовершенства русского языка, его эмоциональной бедности, недостатка ярких красок.

Василий Андреевич уверен, что человек не в состоянии увидеть всю красоту окружающего мира, он довольствуется лишь малой частью. Невозможно составить полную картину мироздания из отдельных, не связанных между собой образов и черт. Лишь творческие личности способны увидеть чуть больше обычного человека, и это знание позволяет им слагать стихи, воспевая величие и роскошь матушки-природы. Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» позволяет уловить сожаление поэта о том, что природа не наделила людей способностью ценить каждый миг и замечать, насколько она красивая и совершенная.

Поэт убежден, что душа каждого из нас готова впустить в себя прелестный образ рек, полей, лесов, а вот разум не в состоянии отозваться на душевные порывы и перевести чувства в слова. Восприятие окружающего мира во многом зависит и от настроения человека. Если он не обременен заботами, то будет восхищаться золотым закатом, летящими по небу облаками, журчанием ручья, но если его разум занимается решением каких-либо проблем, то он пройдет мимо, не замечая окружающей красоты.

Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» показывает сожаление автора о безвозвратно утерянном времени. Человек начинает что-то ценить, только когда это теряет, сам Василий Андреевич к серьезным потерям причисляет молодость. Поэт родился и вырос в одной из деревень Тульской губернии, именно там он открыл для себя красоту природы, научился черпать вдохновение в созерцании бескрайних полей и лугов, зеленых рощ и лесов, голубых рек и озер. Жуковский «Невыразимое» написал, чтобы передать свое сожаление о невозможности выразить на листе бумаги восхищение окружающим миром, передать красоту пейзажей, донести до читателя чувства, которые сам переживает при виде одинокой сосны, припорошенной снегом, или, вышагивая по лужам под летним дождем.

Характеристика персонажей

В стихотворении четко видно противопоставление лирического персонажа и природы. Они и выступают главными героями произведения.

горе душа летит что значит. Смотреть фото горе душа летит что значит. Смотреть картинку горе душа летит что значит. Картинка про горе душа летит что значит. Фото горе душа летит что значит

Поэт растерян, он в отчаянии пытается найти метод выражения своих чувств, такой, чтобы мог донести всю их глубину и многогранность. Автор испытывает очень сильное вдохновение и желает выразить свои мысли, но в мире все еще нет подходящей для этого формы. Невыразимость не дает покоя персонажу.

Василий Андреевич описывает состояние вдохновения главного героя как болезненное чувство и великое виденье. Персонаж обеспокоен невозможностью передать свое состояние, из-за этого ему приходится переживать внутренний конфликт. Лирический герой испытывает противоречивые чувства, ведь он находится в поиске возможного способа быть услышанным и понятым. Но состоянию, которое бушует у него в душе, невозможно подобрать какое-либо название. То волнение, что томится в груди, неподвластно искусству.

Природа в произведении величественная и неповторимая, она вызывает у лирического героя только восхищенные чувства. Поэт воспевает природу и относится к ней с большим уважением, говорит о ее безграничной красоте.

Он утверждает, что человек еще не придумал такие слова, которыми он смог бы достойно описать ее волшебные пейзажи. Поэт опечален тем, что человеческий язык несовершенен и очень скуден на эмоции.

По убеждениям Жуковского, человек не в силах рассмотреть всю прелесть природы. Он способен довольствоваться лишь малой ее частью, ведь не умеет нарисовать полноценную картину мира из ее отдельных частичек, совершенно не связанных между собой. Только человек, посвящающий себя творчеству, способен увидеть вокруг намного больше, чем остальные, и благодаря этому он может писать стихи.

Особенности стихотворения, жанр

«Невыразимое» Жуковского относится к позднему периоду его творчества. И здесь читатель имеет возможность наблюдать не духовные искания юной души, преувеличивающей отрицательные стороны жизни, а вполне осознанный ход мысли зрелого человека. Написано произведение было в 1819 году. «Невыразимое» Жуковского представляет собой одно из философских размышлений поэта-романтика об удивительном совершенстве природы, а также об ограниченности возможностей человеческого искусства. Жанр данного произведения, который обозначил сам поэт – «отрывок». В действительности стихотворение относится к элегии. Однако определение поэта говорит не только о том, что авторская мысль в нем не была завершена, но и о наличии комплексных смысловых ассоциаций в произведении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *