голубой огонь что значит
Почему говорят «Гори все СИНИМ пламенем» а не красным или желтым.
ГОРЕТЬ СИHИМ ПЛАМЕHЕМ
Поверье связывает появление синих огоньков с мытарствами неприкаянных
душ: грешников, умерших без покаяния, самоубийц и просто людей, утонувших в болоте. Считается, что это горят их души, мучения которых начались ещё прежде страшного суда. Так что нетрудно представить, какой мрачный смысл вкладывали наши предки в выражение «гореть синим пламенем». И сейчас, когда человек утверждает, что он горит синим пламенем, это значит, что он попал в чрезвычайно затруднительное положение, из которого не может выбраться самостоятельно.
Порой случается услышать, как кто-то, восклицает: «Да гори оно всё синим пламенем! » Это значит, что человек потерял последнюю надежду устроить какое-то дело как следует, и полностью махнул на него рукой.
Многие люди считают синий цвет своим самым любимым цветом, и широко известен тот факт, что большинство мужчин предпочитают именно синий цвет.
Синий цвет вызывает у людей спокойствие и душевное равновесие, его часто описывают как наиболее спокойный, безмятежный, безопасный, мирный и опрятный цвет. Синий цвет может быть как легким и дружественным, так и сильным и мужественным.
Синий цвет часто используется в интерьерах офисов, так как современные исследования доказывают, что в голубых или синих помещениях наблюдается наиболее высокая производительность труда. Синий цвет – это цвет неба, холодный и успокаивающий синий или голубой цвет способствует хорошему сну и создает иллюзию более быстрого течения времени, поэтому он хорош также для оформления спальни или комнаты отдыха. Но помните: переизбыток синего цвета может стать причиной угнетенного состояния духа!
Синий цвет – один из самых популярных, но в то же время аппетит он возбуждает менее всего. Это свойство синего цвета широко используется в программах по снижению веса, когда для уменьшения аппетита рекомендуется принимать пищу из синих тарелок. Синий цвет редко встречается в натуральных продуктах, и, пожалуй, трудно назвать что-либо синее из еды, кроме ягод голубики и некоторых сортов слив. Замечено также, что часто люди интуитивно избегают пищевых продуктов синего цвета, так как испорченные или ядовитые продукты часто бывают именно синего оттенка.
Синий цвет также способствует снижению температуры и уменьшению пульса.
Синий цвет в культуре разных народов
У многих народов синий цвет имеет большое значение для религиозных настроений именно из-за своего успокаивающего воздействия. В древней Греции синий считался цветом богов – Юпитера, Меркурия и Юноны. В иудаизме синий цвет связывают с Богом-Отцом. Католическая церковь считает синий цвет символом девы Марии, царицы небесной. В мусульманстве все оттенки синего цвета (включая бирюзовый) символизируют одновременно религию и единство, поэтому они часто используются в оформлении мечетей.
Синий цвет часто выбирают в качестве корпоративного, он популярен для деловой одежды и униформы, потому что он ассоциируется со стабильностью, интеллигентностью, единством и консерватизмом. Комбинация темно-синего и голубого цвета означает не только консерватизм, но также честность и доверие, поэтому эти цвета традиционно используют служащие в банках.
Отношение к синему цвету у разных народов различно, например, в Иране синий считается траурным цветом, в то время как все мы знаем, что в странах Запада «что-нибудь синее» обязательно надевает на себя каждая невеста, и поэтому синий цвет ассоциируется там с нежностью и любовью.
Бледно-голубой цвет в сочетании со светло-розовым – отличный выбор для первых весенних теплых дней, а глубокий синий цвет более уместен для холодной зимы.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС НА ЗЕМЛЕ? 1.Повышается вибрация. Что происходит, когда повышается вибр.
Развитие С 20 МАРТА 2020 ВЕСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ И ЭНЕРГИИ ОБНОВЛЕНИЯ. АФФИРМАЦИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ НОВ.
ПОЧТИ ЧТО ПРЕДСКАЗАНИЯ НА 2020 ГОД И ДАЛЕЕ. 21.01.2020 16:39 Подробнее здесь: https://derzhava-.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Энергии Исцеления. Применение голубого и синего пламени.
ЭНЕРГИИ ИСЦЕЛЕНИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ГОЛУБОГО И СИНЕГО ПЛАМЕНИ актуально в данный период. Вчера на всей Земле включился голубой, а сегодня синий божественный огонь.Наставники сказали—надо срочно меняться людям. Провожу энергию которая трансформирует страхи в Любовь. С новой энергией, теперь от страхов голова болит (на виски давит). А в любви хорошо себя чувствуешь. И страхи так выходят и исцеляются. Думайте в Любви — и сразу голова болеть перестает. Время страхов закончилось. Любите всё,что есть,любите свои страхи.
«А ты ни за что Люби»
Выскажите намерение принимать и проводить из сердца творца, через свое сердце, в сердце земли энергию, которая трансформирует все страхи в любовь, исцеляет все взаимодействия на земле, открывает божественную истину уроков любви,и видение, что в страхах очень много любви потому,что земля—это планета уроков любви и мы здесь учимся находить в страхах Любовь.
Я есть Сен-Жермен и Сила моя от Света.
САКРАЛЬНОЕ ВЕЛЕНИЕ ДЛЯ ВОЗЖИГАНИЯ ГОЛУБОГО ОГНЯ
«Приди в мои Руки, Голубой огонь, Соль земли, и согрей мое Сердце своим негасимым светом. Приди в мое Сердце, Голубой огонь, Соль земли, и охлади мой Разум. Приди в мой Разум, Голубой огонь, Соль земли, и вознеси меня в Духовные Сферы. Аминь».
Энергия исцеления : Голубое и синее пламя
УПРАЖНЕНИЕ «ОМЫВАНИЕ ГОЛУБЫМ ОГНЕМ»
Возжигание Голубого Огня на ладонях. Ладони ставятся на грудь на уровне Анахата-чакры (сердечной) пальцами вниз, совершаются вращательные движения в противоположные стороны 3 раза – омывание груди.
Ладони скрещиваются на уровне Вишудхи, затем на Аджне, на Сахасраре. Затем правая ладонь накладывается на 7 шейный позвонок пальцами вниз, а ладонь левой руки на копчик пальцами вниз.
Затем руки складываются на животе – на Манипуре, затем внизу живота симметрично по бокам (на проекции яичников у женщин), затем аналогично сзади. Затем руки поместить в промежность. Потом накладывать поочередно ладони на коленные суставы – одна сверху, другая снизу. В заключение поочередно накладываются ладони на стопы – одна на пятку, другая на пальцы.
Это упражнение хорошо делать по утрам, еще это упражнение очень эффективно работает в сочетании с водными процедурами – в душе, например. Омываться Голубым огнем полезно после пребывания в людном месте, чтобы нейтрализовать негативные энергетические воздействия.
Синий луч проводит на землю Архангел Метатрон.
САКРАЛЬНОЕ ВЕЛЕНИЕ ДЛЯ ВОЗЖИГАНИЯ СИНЕГО ОГНЯ
«Союз Земли и Неба несет Синий луч. Союз души и тела несет Синий луч. Союз человека и Творца несет Синий луч. Союз Момента и Вечности несет синий луч. Вечность – Момент. Момент – Вечность. Синий луч – символ соединения Микрокосма и Макрокосма. Связующий, соединяющий, созидающий. Аминь».
Откройтесь навстречу потоку Синего луча цвета индиго. В состоянии медитативного расслабления вы сможете полностью наполниться этой энергией. Таким образом, эта энергия откроет в вас совершенно новое восприятие своего физического тела, вы станете чувствовать все процессы, происходящие в нем. Например, вы узнаете, как вырабатываются ферменты в поджелудочной железе, как желчь выходит в двенадцатиперстную кишку. Вы почувствуете все внутри.
Сначала это может показаться неприятным, но постепенно вы сможете самостоятельно проводить внутренний осмотр систем организма и направлять туда Синюю энергию. Синяя энергия есть целительная для физического тела. Это следующий шаг после Голубого пламени.Синяя энергия есть Соль Небес.
Теперь у вас есть две энергии, которые взаимно противоположны по спектральному классу, то есть, они находятся в противофазе и никогда не смешиваются. Эти энергии могут течь только навстречу друг другу, создавая электромагнитное поле целительного диапазона.
Берите на вооружение, работайте с Синей энергией для выстраивания гомеостаза, регулировки всех систем физического тела. Онкология тоже может поддаваться разрушению с помощью Синей энергии. Проводите ее по сосудам лимфатическим и кровеносным. Наполняйте этой энергией кровь и лимфу, жидкие среды, и ваши тела будут проводить высокие вибрации.
Начнут нормализоваться процессы пищеварения, наполнение сосудов и отсюда давление, головные боли снимайте Синей энергией. Проводите ее через чакры в органы физического тела по принципу близкого расположения. Активируйте свои шишковидные железы Синей энергией. Только не перестарайтесь.
Синяя энергия сейчас набирает силу и многие уже начинают видеть ее проявления в мире. Люди своими эмоциями привлекают этот диапазон. При работе с Голубым огнем и Синей энергией одновременно, проводите их навстречу друг другу, но не проводите в одном направлении, так как они гасятся. При работе с Синей энергией, вы должны чувствовать охлаждение в руках и в ногах, а пациент может испытывать озноб.
Сами себе делайте наполнение через чакры или через сосуды Синей энергией, это помогает очищению всего тела, Синяя энергия проникает в каждую клетку организма и вычищает из нее токсины и шлаки. Может пойти процесс очищения с поносом и слюнотечением, потливостью. Вам станете намного лучше после того, как ваш организм освободится от шлаков, скопившихся в клетках.
Мандала Синего огня имеет огромную мощь. Ее энергии очень холодные и могут локализовать воспалительные процессы, эта мандала будет оберегом от привязок и подключений. Вода, заряженная с помощью Голубого огня (снизу) и Синего огня (сверху) будет практически 100% структурированной и готовой воспринять любую информацию – на нее можно будет начитывать молитвы, веления и просто просьбы об оздоровлении.
УПРАЖНЕНИЕ «ОМЫВАНИЕ СИНИМ ОГНЕМ»
Вы осторожно склоняетесь, и обхватываете себя за щиколотки, включаете Синий огонь. Проводите его по наружным меридианам ног. Все движения производите, не отрывая рук от тела.
Совершить 3 вращения вперед раскрытыми ладонями на уровне коленей, затем тазобедренных суставов. Довести ладони до груди, накрыть ладонями грудь (область сосков).
Затем сложить руки на высшем сердечном центре, правая рука сверху, затем довести ладони до ушей, совершить 3 вращения, затем накрыть ладонями глаза, затем поставит руки в положении «намасте» на Сахасраре.
Весь организм наполняется энергией Синего огня и жидкие среды активизируются.
Это упражнение полезно делать вечером, а так же в случае отеков, инфекции, простуды.
СТРУКТУРИЗАЦИЯ И ЗАРЯДКА ВОДЫ ЭНЕРГИЯМИ ГОЛУБОГО И СИНЕГО ОГНЯ.
Вы можете напечатать на фотобумаге сакральные изображения Голубого и Синего огня.
Изображение Голубого огня вы кладете под емкость с водой (стекло, фарфор, пластик), и накрываете сверху изображением Синего огня (любой стороной картинки).
После нескольких минут (зависит от объема жидкости) вода приобретает максимально возможную для этой воды кристаллическую структуру (зависит от исходной структуры – водопроводная до 60%, родниковая или артезианская до 99%).
Если просто пить такую воду, ваш организм начнет очищаться от шлаков, отеков, токсинов.
Можно эту структурированную воду зарядить дополнительной информацией – прочесть над ней молитвы «Отче наш» или «Символ веры», и внести информацию целительского характера, например: «Это вода есть лекарство для исцеления моего организма от головной боли (радикулита, ожирения, перхоти – чего угодно). Да будет так! (или «Аминь»)». Информация обязательно должна быть утвердительной и не содержать частицы «не».
Если вы не христианин, или вообще атеист, можно обойтись без молитв, или прочесть молитвы вашей конфессии.
Непременное условие: Каждый должен наговаривать воду только для себя! Для другого человека – с его согласия и в его присутствии. Не получать согласия можно только у собственных маленьких детей или недееспособных стариков.
Если у вас под рукой нет изображений Голубого и Синего огня – поможет визуализация. Вы возжигаете Голубой огонь на левой ладони, ставите на нее стакан с водой. На правой ладони вы возжигаете Синий огонь и накрываете стакан. Эти энергии не смешиваются между собой, а закручиваются в двойную спираль, выстраивая молекулы воды в кристаллическую структуру. Для структуризации стакана воды достаточно 20 секунд, для 100мл – 10 секунд.
Выпивайте по полстакана такой структурированной воды перед едой, или вносите дополнительную целительскую информацию – постепенно ваш организм начнет оздоравливаться. Структурированная и наполненная целительской информацией вода воздействует не на симптомы, как многие таблетки, а на причину недомогания.
Материал скомпилирован из разных ченнелингов Сен-Жермена.
Голубой огонь что значит
Голубой огонь (Соль Земли) – Целительный дар Небес
«Я есть учитель Сен-Жермен и сила моя от Света. Я сейчас продиктую вам сакральное веление для возжигания Голубого Огня:
Приди в мои Руки, Голубой Огонь, Соль Земли, и согрей моё Сердце своим негасимым светом. Приди в моё Сердце, Голубой Огонь, Соль Земли, и охлади мой Разум. Приди в мой Разум, Голубой Огонь, Соль Земли, и вознеси меня в Духовные Сферы. Аминь».
Я уполномочена передать каждому желающему целительную энергию – «Голубой огонь», ещё одно его название — «Соль Земли». Эта энергия пришла на Землю из Космоса. Наши Учителя и наставники хотят научить нас использовать его для оздоровления телесного, душевного и духовного.
Для включения Голубого Огня совершите такую визуализацию: Закройте глаза и протяните свою правую руку ладонью вверх. Представьте себе, что я (просто некая абстрактная женщина) беру Вас за руку, накрываю её своей правой ладонью и передаю Вам из чакры в чакру (они находятся в центре ладони) Голубой огонь.
Теперь дело за Вами. Проведите его по руке в сердце, посмотрите, как сердечная чакра засияла голубым огнём. Потом проведите его из сердца в центр левой ладони. Теперь голубые огоньки горят у Вас на обеих ладонях. Если вас хотя бы трое, вы можете включиться все сразу, проведя «медитацию голубого огня».
У Вас получилось? Поздравляю! Теперь и Вы сможете использовать эту целительную энергию для оздоровления. Она включается простой визуализацией. Посмотрите на свои ладони и «Увидьте» на них голубые огоньки — энергия включилась, Вы её почувствуете, как прохладу в центре ладоней.
«Я есть Учитель Сен-Жермен.
Дорогие мои ученики! Вы получили постоянный источник Новой силы. Это есть целебная энергия от иерархии. Рейки тоже целебная энергия, но новая энергия более сильная. Вы можете включать её, просто визуализируя в ладонях. Вы можете использовать техники Рейки (позиции) для пользования Голубой Силой. Название этой Силы – «Соль Земли». Многие люди готовы её воспринять и ею пользоваться.
Вы можете посылать её на расстояние. Визуализируйте человека, который нуждается в Вашей помощи, и сдуйте с правой ладони голубой шарик энергии. Скажите (лучше вслух): «Посылаю такому-то Соль Земли».
Вся планета сегодня окутана Голубым Огнём. Земля выгорает от чёрных энергий, и Вы поможете ей в этой работе, если будете Голубым огнем очищать себя и своих близких, свои дома, свои офисы.
Работая с человеком, получите его согласие, а так называемые «неживые объекты» Вы можете омывать Голубым Огнём скрытно от окружающих. Очистите своё рабочее помещение, и Вы увидите, что в нём станет комфортнее, сотрудники станут доброжелательнее.
Вы искали себе универсальный источник Силы — Вы его получили. Теперь попробуйте, поэкспериментируйте, нарабатывайте опыт, методики. Через три месяца Вы обменяетесь опытом. Вы создаете новую систему энергетического оздоровления.
Как Вам инициировать другого человека? Вы берёте его за правую руку левой рукой и кладете сверху свою правую ладонь. Передаёте шарик голубого огня из своей ладонной чакры в чакру этого человека, он входит, доходит до сердца и выходит из левой ладони.
Можно инициировать сразу много людей, соединив их в круг. Если Вы в чём-то ошибётесь, это не страшно. В Вас он горит, и даст инициацию любому, кто согласен её принять.
Учитесь, пробуйте, копите новый опыт. Никому никакого вреда быть не может. Вам одним из первых передается эта энергия. Через три месяца она охватит огромное число людей.
Чтобы Вы вложили свои силы в распространение Голубого огня, предложите им воспользоваться своим близким, своим друзьям, даже незнакомым людям на отдыхе, в поездке. Кто согласен его принять, пусть его получит.
Омывайтесь им ежедневно, и через 17 дней оцените перемены в себе. Сегодня день первый. После этого Вы можете работать с Голубым огнём не ежедневно, но 17 дней подряд дадут вам число 8, которое закрепит эту энергию в Вашем теле физическом и эфирном. Вы сможете проводить мощные потоки Голубого огня, не такие, как сегодня, гораздо больше.
Он может охладить Вас в жару, согреть в холод, он усилит регенерацию тканей, снимет боль, и не только боль, но и её причину (естественно, не моментально). Если есть боль, значит, есть болезнь. Боль уйдёт быстро, а болезни уходят медленно.
Чудесных исцелений не ждите, работайте и учите других тому, что найдёте — как и когда лучше воздействовать на различные недуги. Пробуйте! Ваши Наставники помогут вам нащупать верные пути.
От чего зависит цвет огня?
В лабораторных условиях можно добиться бесцветного огня, который можно определить лишь по колебанию воздуха в области горения. Бытовой же огонь всегда «цветной». Цвет огня определяется, главным образом, температурой пламени и тем, какие химические вещества в нем сгорают. Высокая температура пламени дает возможность атомам перескакивать на некоторое время в более высокое энергетическое состояние. Когда атомы возвращаются в исходное состояние, они излучают свет с определённой длиной волны. Она соответствует структуре электронных оболочек данного элемента.
Знаменитый голубой огонек, который можно видеть при горении природного газа, обусловлен угарным газом, который и дает этот оттенок. Угарный газ, молекула которого состоит из одного атома кислорода и одного атома углерода, является побочным продуктом горения природного газа.
Медь придает пламени зеленый оттенок. При высоком содержании меди в сгораемом веществе пламя имеет яркий зеленый цвет, практически идентичный белому.
Температура пламени при горении некоторых веществ:
Спичка | 750-1200°С | |
Природный газ | 400-800°С | |
Спирт | 900°С | |
Керосин | 1100°С | |
Бензин | 1300-1400°С | |
Магний | 2200°С |
А знаешь ли ты.
Благодаря свойству атомов и молекул испускать свет определенного цвета был разработан метод определения состава веществ, который называется спектральным анализом. Ученые исследуют спектр, который испускает вещество, например, при горении, сравнивают его со спектрами известных элементов, и, таким образом, определяют его состав.
Ваши комментарии:
хоть бы в википедию заглянул и не позорился
Синее пламя
Синее пламя
Позвольте мне объяснить это немного подробнее. Подобно тому, как в огне есть три основные силы – тепло, свет и мимолетная тонкость, – так и в сущности души есть три аналогичные силы: сила жизни, понимания и желания. В разное время душа приносит свое разнообразие семян в большем или меньшем изобилии.
Комментарий к диалогу Платона «Федр»
Архетипическая психология не является психологией архетипов. Ее основная деятельность не есть соотнесение тем в мифологии и искусстве с подобным темами в жизни. Скорее, идея состоит в том, чтобы видеть каждый фрагмент жизни и каждое сновидение как миф и поэзию. Городской совет просит Джеймса Хиллмана прокомментировать его план по созданию рекреационного озера. Хиллман понимает насущные проблемы, но он выносит вопрос за пределы его буквального контекста и полагает, что этот город нуждается во влаге души. Он говорит, что у города нет озера грёз. Город стремится конкретизировать любую фантазию. Нет ни плавания в фантазии, ни текучести воображения, недостает по-настоящему свойственных Афродите морских удовольствий. Душа этого места мучима жаждой. Ей необходима более глубокая и тонкая вода, чем может дать озеро.
Вся работа Хиллмана – теоретизация, анализ культуры, практика психотерапии – заключает в себе то, что он называет «поэтической основой разума». Это психология, которая коренится не в науке, но в эстетике и воображении. Воспринимая все как поэзию, Хиллман освобождает сознание от его тонкой, жесткой корки буквализма, чтобы открыть глубину переживания. Душа, говорит он, превращает события в переживание. Но переживается образ, а не буквализм. Город ощущает нехватку воды и пытается создать озеро буквально. Лишь поэтический разум мог проникнуть в этот буквализм и поставить точный диагноз. Это поэтическое видение – то, что Хиллман подразумевает под психологией.
Кроме того, эта работа называется архетипической (имя прилагательное), потому что она ищет образы в событиях, которые порождают осмысленность, ценность и полный спектр переживаний. Она стремится к глубине, резонансу и структуре во всем, что она рассматривает. Для древнегреческих философов архэ являются основными элементами, из которых создано впечатление. Архетипическая психология использует проникающее зрение воображения, чтобы воспринимать эти архэ, те основополагающие фантазии, которые анимируют, одушевляют всю жизнь. Архетипическое означает «фундаментально имагинальное».
Хиллман служит душе, в первую очередь, сохраняя ее проявления, и одним из них является ее желание понять себя. Психе, по его словам, требует логоса, и это – основной смысл психологии. Метапсихология, или теория, для Хиллмана – не поиск смысла за пределами собственных образов души; скорее, это один из способов воображения, свойственных психологии. Это тоже поэзия. Психоаналитические концепции и идеи должны восприниматься как формы выражения воображения и читаться как метафоры. И этот подход проводит терапию самой психологии, напоминая психологии, что она – не наука, не нравственная философия или духовная дисциплина. Она есть творческая деятельность души.
Таким образом, сводить образы до понятий не психологично. Когда мы говорим, что змеи и палки являются фаллическими символами, мы убиваем образы. Когда мы называем все женские фигуры в сновидениях женщинами анимы, мы запираем эти личности в абстракции. Вместо того, чтобы заталкивать образы в неподвижные и ограниченные концепции, Хиллман хочет, чтобы мы были вовлечены образами. Вместо того, чтобы интерпретировать сон, Хиллман предпочитает, чтобы сон интерпретировал нас. Этот подход придает воображению абсолютный приоритет перед толкованиями и заявлениями эго. Идея поэтической основы разума является радикальной, переводя сознание от героизма к более восприимчивой и пластичной позиции.
Большая часть работы в архетипическом анализе направлена на защиту и сохранение образов. Аналитик наблюдает за тенденцией в человеке или обществе придерживаться собственных предпочитаемых объяснительных позиций, а не образов, или морализировать против образа, потому что он, похоже, идет вразрез со стандартными ценностями и комфортными ощущениями.
Учитывая, что воображение является основной деятельностью души, психология должна быть внимательна в своем подходе к языку. Хиллман относится к словам как существам, посланникам, а не как к инструментам или функциям. Он осуждает номинализм во всех формах, заставляющий слова значит то, что мы хотим, чтобы они значили. Профессиональная психология наполнена словами, которые давно потеряли свой имажистический резонанс, чтобы стать полыми категориями, которые заполняют поведением и личностью.
Хиллман заходит так далеко, что говорит, что слова – это люди. Они говорят, мы слушаем. Слова обладают целостностью, собственной историей и личностью. Воображение мимолетно освещает душу даже в наших словах. Таким образом, чтение Хиллмана – уже психологическое, даже психотерапевтическое, предприятие, поскольку оно сдвигает ум с его застывших убеждений, пробуждая его поэтические основы.
Видеть сквозь буквальное образ – значит, заглядывать в душу. Имажистическое восприятие есть психологическое видение. В этом смысле архетипическая психология избыточна. Вся психология, основанная на эстетике, архетипична. Психология может тяготеть к душе, когда душа воспринимает свойство через образ. Поэтому в области литературы и искусства психологии может быть больше, чем в психоанализе.
В раннем эссе по психологии Возрождения Хиллман заимствовал идею у Марсилио Фичино, платониста пятнадцатого века, который обеспечил вдохновляющую философскую основу художникам и поэтам своего времени. Фичино говорит, в прочтении Хиллмана, что нам необходимо образование, которое противоречит нашим склонностям к натурализму и буквальности. Труд Хиллмана, по большому счету, и есть это контр-образование, тревожащий порой поворот внимания от того, что кажется естественным для инакового мира образа. Буквализм в любой области или начинании неохотно ослабляет хватку. Поэтому Хиллман упорно и горячо придерживается своего контр-образования в психологии, превращая медицинские манипуляции с психикой в психологию, как он ее определяет – архетипическую, образную, эстетическую и пластическую.
ДУША
Антропологи описывают состояние среди «первобытных» народов, называемое «потерей души». В этом состоянии человек находится вне себя, не в состоянии найти ни внешнюю связь между людьми, ни внутреннюю связь с самим собой. Он не может участвовать в жизни своего общества, его обрядах и традициях. Они мертвы для него, он для них. Его связь с семьей, тотемом, природой исчезла. Пока он не восстановит свою душу, он не настоящий человек. Он «не здесь». Как если бы он никогда не был инициирован в жизнь, ему не дали имя, он не пришел в настоящее бытие. Его душа может быть не только потеряна; она также может быть одержима, заколдована, больна, перенесена в объект, животное, место или другого человека. Без этой души он утратил чувство принадлежности и чувство общности с силами и богами. Они больше не достигают его; он не может ни молиться, ни приносить жертву, ни танцевать.
Его личный миф и его связь с большей частью его народа, как raison d’être*, теряются. Но он не болен и не сошел с ума. Он просто потерял свою душу. Он может даже умереть. Мы становимся одинокими. Необходимо изложить другие соответствующие параллели с нами сегодняшними.
Однажды в Бурхгольцли, известном институте в Цюрихе, где на свет появились слова «шизофрения» и «комплекс», я наблюдал за женщиной, с которой беседовали. Она сидела в инвалидной коляске, поскольку была немолода и слаба. Она сказала, что умерла, так как потеряла сердце. Психиатр попросил ее приложить руку к груди и ощутить биение сердца: если она услышит его биение, оно находится на месте. «Это не мое настоящее сердце»,— сказала она. Они внимательно посмотрели друг на друга. Сказать было нечего. Подобно первобытному человеку, потерявшему душу, она утратила восторженное отношение к жизни, для которого необходимо настоящее сердце, а не та «тикалка», которая с таким же успехом может пульсировать в стеклянной банке.
* смысл существования (фр.)
Такой подход к психической реальности отличается от обычного. Он настолько кардинально отличен, что воспринимается как безумие в его клиническом понимании. Однако к женщине с ее психической деперсонализацией можно отнестись с таким же пониманием, как и к человеку, пытающемуся убедить ее в том, что у нее есть сердце. Несмотря на сложную и дорогостоящую систему медицинских исследований и широкую рекламу отраслей промышленности, связанных со здоровьем и отдыхом, внушающую, что реально лишь физическое, а утрата души и сердца происходит только в мыслях, я верю первобытному человеку и женщине в больнице: мы можем потерять и теряем наши души. Вместе с Юнгом я полагаю, что каждый из нас является «современным человеком в поисках души».
Симптомы ведут к душе, поэтому излечение симптомов может излечить от души, помочь избавиться от того, что начинает показывать себя, сначала как нечто измученное и просящее о помощи, об утешении и любви, но что есть душа в неврозе, пытающаяся добиться того, чтобы ее услышали, пытающаяся произвести впечатление на глупый и упрямый ум – этого бессильного мула, который настаивает на том, чтобы идти своим неизменным упрямым путем. Правильная реакция на симптом может быть скорее приветствием, чем жалобами и требованием лекарств, поскольку симптом является первым вестником пробуждающейся психики, которая больше не потерпит жестокого обращения. Через симптом психика требует внимания. Внимание означает присмотр, уход, определенную нежную заботу, а также ожидание, паузу, слушание.
Это требует времени и напряжения терпения. Каждому необходимо именно это – время и нежная забота и внимание. Именно такое отношение нужно душе, чтобы ее чувствовали и слышали. Поэтому часто неудивительно, что для того, чтобы кто-то рассказал о самых необычных переживаниях, например, о новом ощущении времени, терпении и ожидании, и на языке религиозного опыта, о достижении центра, возвращении к самому себе, отпускании и возвращении домой, необходим нервный срыв, настоящая болезнь.
Термины психе и душа могут использоваться взаимозаменяемо, хотя существует тенденция избегать двусмысленности слова душа, прибегая к более биологическому, более современному psyche. Психе используется больше как естественная спутница физической жизни, возможно сводимое до нее. С другой стороны, душа имеет метафизический и романтический обертоны. Он разделяет границы с религией.
(Самоубийство, 44-45 47)
Под душой я имею в виду, прежде всего, перспективу, а не сущность, точку зрения на вещи, а не саму вещь. Эта точка зрения рефлексивна; она опосредует события и делает различия между нами и всем, что происходит. Между нами и событиями, между деятелем и делом, есть отражающий момент, а создание души означает дифференциацию этой средней земли.
Как если бы сознание опиралось на самодостаточный, воображаемый субстрат – внутреннее место или более глубокий человек или продолжающееся присутствие – оно просто есть, даже когда вся наша субъективность, эго и сознание затмевает. Душа появляется как фактор, независимый от событий, в которые мы погружаемся. Хотя я не могу отождествить душу ни с чем другим, я также никогда не смогу понять ее отдельно от других вещей, возможно, потому, что она похожа на отражение в проточной воде или на Луну, которая светить лишь отраженным светом. Но именно эта своеобразная и парадоксальная промежуточная переменная дает ощущение наличия или бытия души. Как бы неосязаемо и неопределимо это ни было, душа имеет наивысшее значение в иерархиях человеческих ценностей, часто отождествляясь с принципом жизни и даже божественности.
В другой попытке обратиться к идее души я предположил, что слово относится к тому неизвестному компоненту, который делает возможным смысл, превращает события в переживания, передается в любви и имеет религиозное отношение. Эти четыре качества уже выдвигал несколько лет назад. Я начал использовать этот термин свободно, обычно взаимозаменяемо с psyche (греч.) и anima (лат.). Сейчас я добавляю три необходимые поравки. Во-первых, душа относится к углублению событий до переживаний; во-вторых, значение, которое душа делает возможным, будь то в любви или в религиозной заботе, проистекает из ее особой связи со смертью. В-третьих, под душой я подразумеваю возможность воображения в нашей природе, переживание через рефлексивные размышления, сон, образ и фантазию – тот способ, который признает все реальности в первую очередь символическими или метафорическими.