головоломки для детей зачем нужны
Головоломки развивают память и внимание ребенка
Головоломка — это особая задача, для решения которой, как правило, требуется смекалка, догадка, а не специальные познания. Головоломки являются приятным времяпровождением не только для взрослых, но и увлекательной игрой для детей.
Что развивают головоломки
Головоломки для детей – это своеобразная игра, которая стимулирует многие аспекты их развития. Когда ребенок играет в головоломки, он развивается. Играя в эту непростую, но веселую и захватывающую игру, у детей развивается:
Чтобы заронить интерес у детей к такой игре как головоломка необходимо подбирать их по уровню сложности, соответствующие возрасту ребенка. Здесь важно для родителей взвешенно подходить к развитию ребенка, не форсировать ситуацию, думая, что ребенок опережает других детей в развитии и выбирая слишком сложные по уровню головоломки для ребенка. Так как со временем это может вызвать негативную реакцию со стороны ребенка, и он надолго оставит в покое эту интересую и полезную для него игру.
Если же головоломка по уровню сложности отвечает уровню развития способностей ребенка, то он, бесспорно, будет рад играть в нее. Необходимо постепенно подбирать головоломки более сложные по уровню по мере того, как дети растут.
На что ориентироваться при выборе головоломок для детей
Приобретая головоломку для ребенка, следует учитывать возрастные особенности развития детей. А именно:
Если ребенок при первоначальном знакомстве с головоломками испытывает трудности, то взрослым необходимо терпеливо показывать ему, где поместить детали головоломки, чтобы собрать единое целое. Предложите ребенку посмотреть на форму и цвет деталей и попытаться найти место, куда они подходят. Предложите вашему ребенку прикоснуться к краям деталей и оценить его — прямой, кривой, заостренный и т.д. и где, может находится соответствующая деталь, в каком месте, чтобы края детали совместились с краями формы.
Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников
Ольга Федотова
Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников
МБДОУ №47 пос. Эльбан
Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти пути решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях. Это, на мой взгляд, особенно актуально, поскольку в настоящее время,обществу необходимо поколение молодых людей с такими качествами личности как: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Перед нами, педагогами, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Начиная развивать ребенка посредствам игр, мы хотим, чтобы ребёнок не просто играл, а научился размышлять, находить нестандартное решение предлагаемых заданий. Чтобы действительно научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребёнку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.
В своей работе по интеллектуальному развитию детей я использую игры –головоломки,такие как: «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Листик», «Лётчик» и др. В основе игр лежат развивающие занимательные задания. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что «только то, обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка», я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.
Мировые головоломки или геометрические конструкторы являются эффективным средством развития умственных и творческих способностей детей. Они развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности.
Каждая игра имеет свой комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты. Игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы.
Чем полезна игра ребенку?
Головоломки направлены на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности. В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Так с чего же начать?
Для начала можно предложить ребенку составить изображения из двух-трех элементов, например, из треугольников составить квадрат, трапецию, посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.
Возьмите любой набор и попробуйте составить квадрат, трапецию. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть,что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т. д.
Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. Начать лучше с составления зайца – это самая простая из нижеприведенных фигур.
Более сложной и интересной для ребят задачей является воссоздание изображений по образцам-контурам. Это упражнение требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания можно предлагать ребятам с 5-6 лет.
Тут уже дети могут собирать изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.
Развивая логику малыша, вы растите маленького гения. Возможно, что уже после нескольких занятий он порадует вас своими маленькими, но необычайными изобретениями и новыми открытиями!
Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития» Образовательный стандарт.
Игры математического содержания как одна из форм речевого и интеллектуального развития дошкольников с ТНР Основная проблема детей с ТНР, в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием, состоит в торможении развития познавательных, когнитивных.
Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста Презентация «Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Слайд 2 Интеллектуальное развитие старших.
Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников» еатрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом.
Консультация «Исторический аспект проблемы развития дошкольников с нарушением интеллектуального развития» Истоки проблемы развития детей активно начинаются со второй половины девятнадцатого века, и находят своё продолжения в учениях Фридриха.
Логико — математические игры важное средство дляумственного развития старших дошкольников Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эк-вивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает.
Шахматы — средство интеллектуального развития дошкольников Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках.
Консультация для педагогов «О роли головоломок в ДОО «Мир Головоломок»
Консультация для педагогов о роли головоломок в ДОО
«Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития».
«В игре не только развиваются или заново формируются отдельные
интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения»
Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся, развиваются и познают мир. Одними из самых развивающих игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются головоломки – они невероятно интересны и порой ими просто невозможно наиграться. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая необычные задачи, которые решить не так уж и просто.
Головоломки и их значение для развития детей дошкольного возраста:
Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.
Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.
Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.
Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.
Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать самому – И я пойму!
Головоломка – игрушка на все времена. В наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию, творческое воображение.
Цели и задачи у всех головоломок одинаковые. Учить детей обдумывать и планировать свои действия, формировать умение строить от простого к сложному, способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики, памяти, речи, внимания, логического, пространственного мышления.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Способы, которыми осуществляется мышление, называют способами умственных действий или операций логического мышления.
Развитие логического мышления ребенка представляет процесс формирования приемов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.
Логические приемы умственных действий.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез – соединение различных элементов в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.
Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам.
Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Классификация – более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.
У детей младшего дошкольного возраста основной вид мышления наглядно-образный.
В среднем возрасте возрастает объем памяти и начинает развиваться образное внимание.
В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, продолжает развиваться образное мышление.
Немного истории и интересные факты.
1. Первые задачи на нахождение неизвестной величины появились 5 тысяч лет назад.
2. Первый расцвет головоломки получили в конце IX века в средневековой истории.
3.Первая книга в Европе, посвященная головоломкам, была написана ирландским просветителем Алкуина и называлась «Задачи для развития молодого ума». Именно в ней под №18 была записана «задача о переправе».
4. Самая известная головоломка на текущий момент – кубик Рубика, изобретенная Эрне Рубиком в 1974 году.
5. Головоломки со спичками стали популярными в конце XIX века, когда была издана книга шведского педагога Софуса Тромгольта «Игры со спичками. Задачи и развлечения».
6. «Пятнашки» – самая популярная головоломка во всем мире на рубеже XIX и XX веков.
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР –ГОЛОВОЛОМОК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.Устные головоломки – задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов (загадки, шарады, данетки и т.п.).
Устные головоломки. Это головоломки, условие которых может быть передано в устной речи без привлечения каких-либо дополнительных предметов. К ним можно отнести: ребусы, загадки, шарады, парадоксы.
В конце частица для смягченья,
2.Головоломки с предметами.
Это головоломки, в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.
Это класс головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы пентамино и др.
Это те головоломки, для которых необходима бумага и карандаш.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у ребенка развиваются следующие логические операции мышления: анализ, классификация, обобщение, синтез, сравнение.
Развитие логических операций мышления влияет не только на интеллектуальное, но и общее развитие ребенка, развиваются положительные черты характера, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль, интерес, желание учиться. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности положительно повлияет на снятие психологических перегрузок при дальнейшем обучении в школе, сохранит здоровье ребенка.
Smart (по-русски «умная») тренировка – это тренировка с умом.
1.Логическая головоломка Красноухова «Складушки».
Головоломка представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесенными на них рисунками в виде ¼ круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета.
Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы или стороны совпали по цвету.
Игра-головоломка «Слагалица» состоит из 7 игровых элементов и коробочки.
1. Составление жанровых картинок.
2. Составление фигур по заданным силуэтам.
3. Составление фигур с заданными свойствами.
3.Головоломка «Осенний кубик».
Представляет собой набор из 6 деревянных игровых элементов.
Суть игры – составление конструкций 2D и 3 D моделирования.
Головоломка предполагает решение нескольких задач, для выполнения которых нужно использовать все имеющиеся детали.
В состав головоломки «Гала-куб» входят: деревянная коробочка и 8 рабочих элементов (это кубики и параллелепипеды). Перед вами две замысловатые задачи, которые нужно разгадать.
Суть игры – выполнить различные постройки из элементов набора.
Представляет собой набор из 12 деревянных элементов разной конфигурации, уложенных в коробочку.
Суть игры – составление различных образов из элементов набора путем наложения, соотнесения с изображением на карточке и подбора недостающих элементов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
В чем польза головоломок
Головоломки – это уникальное изобретение человечества, которое делает наш досуг увлекательным и полезным. В первую очередь это тренажеры для нашего мозга. Вне зависимости от нашего возраста, очень полезно решать даже самые легкие головоломки.
Большой выбор развивающих игр и игрушек можно найти на сайте cccstore.ru, что позволит вам выбрать лучшие новинки.
В чем польза головоломок
Они учат детей анализировать, логически мыслить и работать над своей внимательностью. Конечно же многое зависит именно от вида игрушки и целей, которые она преследует. Сегодня производители делят все головоломки на несколько групп:
Логические игры для детей
Игры и логические головоломки отличная умственная тренировка для ребенка. Они помогают развить способность логического мышления, рассуждения и аргументации, принципы дедукции и организационные навыки. Они также обеспечивают отличную подготовку к тестированию и учат использованию процесса устранения. Вы можете попробовать создать свои собственные логические игры или найти готовые идеи в интернете. Стоит направить удовольствие на изучение конкретного вопроса, хотя общие логические игры также приносят малышу много пользы.
Логические игры являются одними из самых популярных образовательных игр для ребенка, Головоломки, основанные на сопоставлении конкретных предметов с определенными характеристиками, также помогают ребенку развить способность мыслить логически. Каждый предмет в головоломке обладает индивидуальными характеристиками, поэтому общие свойства отсутствуют. Затем человек, решающий загадку, получает дополнительные подсказки, направляющие ее на правильные решения, и с помощью дедуктивных рассуждений сопоставляет объекты с их атрибутами.
О пользе игр-головоломок для детей
Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся, развиваются и познают мир. Одними из самых развивающих игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются головоломки – они невероятно интересны и порой ими просто невозможно наиграться. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая необычные задачи, которые решить не так уж и просто.
Как сообщают результаты исследований, наш мозг работает лучше в долгосрочной перспективе, если перед ним регулярно ставить новые, нестандартные задачи – решать кроссворды, головоломки и играть в логические игры. И чем больше – тем лучше.
В наше время игры-головоломки существуют в огромном разнообразии, и в зависимости от их видов, они развивают различные когнитивные навыки, которые впоследствии будут полезны ребенку во время учебы в школе и ВУЗе, и даже в работе и построении успешной карьеры. Ну а в чем же конкретно состоит польза головоломок?
На основании исследований ученые сделали вывод, что головоломки:
• Стимулируют мозговую активность;
• Дарят эмоциональное удовлетворение и чувство выполненного долга;
• Улучшают память и скорость мышления, обработки информации;
• Помогают бороться со скукой.
Еще игрушки-головоломки учат детишек усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию. Каждый кусочек головоломки может быть применен одним единственным правильным способом, который нужно найти, перепробовав множество вариантов. А для этого, в свою очередь, нужно иметь терпение, усидчивость, настойчивость, желание победить.
Пользу игр головоломок для развития ребенка невозможно переоценить. Главное – покупайте разнообразные головоломки, чтобы получить от них максимум пользы. Даже если малыш не сможет справиться с одной из них, эта тренировка для его мозга все равно будет очень и очень полезной. А еще, предлагайте не только те головоломки, которые подходят ему по возрасту – решение более сложных (но все-таки в меру сложных) задач будет дарить чувство уверенности в собственных силах.