голос моря что это такое
Губительный инфразвук в океане или феномен «голоса моря»
Человеческое ухо воспринимает звуки с частотой от 16 до 18-20 тысяч колебаний в секунду. Но некоторые акустические колебания могут находиться на пороге не слышимых человеком ультра- и инфразвуков. Мы не видим и не слышим такие звуки, но они оказывают существенное влияние на наши биологические процессы. Инфразвук — это акустические колебания с частотой ниже 16 Гц. Киты, дельфины, летучие мыши, кошки и многие другие животные, в отличие от человека, слышат инфразвук. Эти частоты играют важную роль в их жизни. С инфразвуком связан так называемый феномен «голоса моря».
Инфразвук обладает некоторыми особенностями. Волны низкой частоты имеют огромную проникающую способность благодаря малому поглощению. В море или океане инфразвуковые волны не затухают на расстоянии вплоть до 1000 км от источника их образования. Инфразвук плохо рассеивается, потому распространяется на большие расстояния практически без изменений. Такими же свойствами инфразвук обладает и в воздухе, и на уровне земли, и под землей. Звук извержения вулкана может многократно обойти вокруг земного шара. Его инфразвуковые сейсмические волны пересекают всю толщу планеты. Инфразвук нельзя изолировать. Все звукопоглощающие материалы абсолютно не эффективны при удержании инфразвуковых волн. Более того, инфразвуковые колебания могут совпадать с частотами внутренних органов человека. Они способны повлиять на их работу, травмировать или разорвать орган на части. Инфразвук так же негативно влияет на психику человека. По мнению профессора Гавро, болезни в наши дни частично порождены неслышимым сверхнизкочастотным звуком, создаваемым многочисленными приборами.
Сильный ветер и морские волны создают сильные инфразвуковые волны. В 1937 году была опубликована статья советского академика В.В. Шулейкина «Голос моря». Он доказал, что ветер, проносясь по гребням штормовых волн, порождает в воздухе низкочастотные инфразвуковые колебания. Позднее советский ученый Н. Андреев рассчитал, что шторм средней силы может создать инфразвук мощностью десятки киловатт. Во время сильного шторма на гребнях волн генерируется звук, частота которого составляет 6 герц. Вы только представьте, такая волна может разгоняться до скорости в 330 метров в секунду! Породивший ее шторм останется далеко позади. Поэтому попасть под действие инфразвуковой волны можно во время полного штиля.
Ну а сам шторм может вызвать различные изменения в поведении и психике человека, начиная от легкого недомогания и заканчивая попытками к самоубийству. Степень паники зависит от интенсивности инфразвуковых колебаний. Именно с инфразвуком связывается появление мифа о поющих морских сиренах. И он скорее всего повинен в гибели экипажа дрейфующих загадочных судов-призраков по океану. Услышав «голос моря» с высокочастотными колебаниями, резонирующими с внутренними органами людей, такой экипаж мог попросту умереть от их разрыва и кровотечения мгновенно! Стоит заметить, что корабль может оказаться резонатором инфразвуковых колебаний. Столкнувшись с ними в океане, его корпус может усилить их силу и треснуть.
Смертельная опасность «голоса моря» реальна
При инженерно-экологических изысканиях предусмотрено в том числе измерение инфразвукового фона. Однако есть большие сомнения в том, что такие измерения, а также соответствующие долговременные мониторинговые наблюдения всегда выполняются при изысканиях для строительства или реконструкции морских сооружений и для прокладки новых маршрутов водного транспорта. Это же касается и сухопутных зданий или сооружений, а также маршрутов наземного, подземного и воздушного транспорта. Предлагаемая статья вкратце рассматривает возможные последствия воздействия на людей инфразвука.
Все мы помним отнюдь не фантастические истории о вполне исправных блуждающих кораблях с мертвыми моряками на борту или в спешке покинутые людьми по непонятным причинам.
Например, в 1872 году команда корабля «Дей Гратиа» по пути из Америки в Италию обнаружила судно «Мария Целеста», бывшее на плаву, без признаков повреждений от шторма или нападения пиратов, но, судя по всему, неожиданно покинутое командой примерно за 10 дней до этого.
В 1948 году недалеко от острова Суматра был обнаружен теплоход «Уранг Медан», подававший незадолго до этого радиосигнал SOS. Все люди на его борту были мертвы, а на их лицах застыло выражение ужаса. При этом судно оставалось на плаву, шторма не было.
И таких историй можно привести десятки.
Есть также случаи необъясненной гибели пилотов, летевших над морем. Например, в декабре 1945 года на севере Атлантического океана одновременно исчезли 5 американских самолетов. Их экипажи успели сообщить на землю, что потеряли зрение, а затем связь прервалась.
Тут волей-неволей вспоминаются древнегреческие легенды о сиренах, полуженщинах-полуптицах, которые чарующе пели на скалистом острове, завлекали к себе мореплавателей, а затем усыпляли и пожирали их. Вот только в действительности залепить уши воском, как это сделала команда Одиссея, в описанных и других подобных случаях было бы бесполезно. Дело в том, что предположительно эти люди погибли или в панике покинули свои корабли из-за воздействия инфразвука, для которого воск не является препятствием.
Начались эти предположения с того, что советский метеоролог В.А. Березкин в одной из морских экспедиций в 1932 году обратил внимание на следующее. При приближении к уху метеорологического шара-зонда, наполненного водородом, в ухе ощущалась боль. Заинтересовавшийся этим вопросом физик-океанолог В.В. Шулейкин в 1935–1937 годах показал, что в этом случае сфера с водородом сыграла роль не только резонатора, но и «линзы» и произошла фокусировка инфразвуковых колебаний от далекого шторма. Этот усиленный инфразвук, в котором преобладали колебания с частотами 8–10 Гц, и вызвал болезненные ощущения в ухе.
Человек может слышать звуки с частотой от 16 до 20000 колебаний воздушной среды в секунду (герц). Колебания с частотой ниже 16 герц называются инфразвуком. Человеческим ухом они не воспринимаются, но могут губительно влиять на организм. Например, самая нижняя клавиша пианино издает низкий звук частотой 27 герц и мы его еще слышим. Инфразвук в 15 герц человек уже не услышит, но может почувствовать боль в ушах. При еще более низкой частоте начинают страдать мозговые центры. В зависимости от частоты и силы, то есть амплитуды, эти колебания могут вызвать усталость, чувство дискомфорта, легкое недомогание, головокружение, тошноту, рвоту, беспокойство, тоску, тревогу (все перечисленное до этого – обычно при частоте менее 1 герц), обморок, страх, ужас, панику, слепоту, серьезные нервно-психические нарушения вплоть до сумасшествия, значительные соматические расстройства вплоть до паралича сердечной мышцы и смерти. Смертельными считаются достаточно сильные колебания примерно в 7 герц, при определенных условиях вызывающие сильную вибрацию внутренних органов и остановку сердца.
Виной тому совпадение диапазонов частот инфразвука и ритмов работы головного мозга и некоторых других органов (хотя у разных органов человека разные естественные ритмы). При совпадении частот инфразвука и тех или иных органов последние начинают сильно вибрировать с возникновением болевых ощущений или повреждений. Инфразвук может также «сдвигать» частоты «настройки» внутренних органов. Например, из-за такого сдвига могут не выдержать нагрузки и порваться кровеносные сосуды.
В.В. Шулейкин описал следующий механизм возникновения инфразвуковых колебаний в море. При сильном шторме, если скорость ветра больше скорости движения волн, то, натыкаясь на их гребни, воздух задерживается и сжимается, а во впадинах между волнами он, наоборот, разреживается. В результате возникают инфразвуковые колебания с частотой от 5 до 13 герц.
Позже специалист по акустике движущихся сред Н.Н. Андреев описал механизм возникновения инфразвука над морем более точно – как результат обтекания волн ветром с возникновением за их гребнями вихрей.
Возникшие вблизи гребней волн инфразвуковые колебания начинают распространяться. Чем выше амплитуда морских волн и чем сильнее ветер, тем интенсивнее этот «голос моря», названный так В.В. Шулейкиным. При этом инфразвук почти не поглощается и плохо ослабляется различными препятствиями. Он может распространяться со скоростью 330 метров в секунду на очень большие расстояния от места возникновения – в сотни, а иногда и тысячи километров. Поэтому попасть под его действие можно даже во время штиля и очень далеко от места шторма.
Более того, корабль (или прибрежное здание, сооружение) может оказаться резонатором инфразвуковых колебаний. При совпадении частоты колебаний корпуса судна с частотой инфразвуковых воздушных волн судно начинает сильно вибрировать и становится вторичным источником инфразвука, уже намного усиленного (могут даже сломаться мачты). В такой ситуации людей охватывает паника, они любым путем стараются покинуть корабль или даже погибают. При очень большой силе колебаний корабль может повредиться и даже разрушиться.
Конечно, в обычных штормовых условиях сила инфразвука, генерируемого над поверхностью воды, недостаточна для губительных последствий даже при наличии резонанса с конструкциями судна. Но, если в толще воды или над ее поверхностью возникнет акустический волновод, то дальность распространения инфразвука может возрасти на порядки. А если по дороге появятся области фокусировки энергии инфразвука («линзы»), то и интенсивность колебаний может стать убийственной, а то и разрушительной. Если люди попадают в такой фокус, где инфразвуковые колебания достигают невероятно большой силы, они могут погибнуть. При этом никакие исследования скорее всего не обнаружат ни заразных болезней, ни отравлений, ни каких-либо других причин их смерти.
В реальных морских и даже сухопутных условиях действительно возможна фокусировка инфразвука вплоть до очень опасной интенсивности. Фокусирующими могут быть, например, границы между циклонами, их фронтальные зоны или тыловые части. Условия фокусировки может создать и ветер, в частности при его сдвиге с высотой. И это может произойти очень далеко от места шторма, генерирующего исходные инфразвуковые волны.
Появление такого фокуса – редкое явление, а попадание в него морского судна, самолета или прибрежного здания, к счастью, является уже исключительно редким событием.
Но даже если не говорить о смертельной опасности, то уже доказано, что инфразвуковые колебания в морских условиях являются одним из важнейших факторов, заметно влияющих на самочувствие людей.
Кстати, многие виды морских и прибрежных животных и птиц могут воспринимать инфразвук, распространяющийся в воздухе или в воде, и обычно покидают опасные места еще до прихода шторма.
Надо сказать, что инфразвуковые колебания воздуха могут возникнуть и сфокусироваться не только над поверхностью моря, но и, например, в горах, в пещерах, в городе между небоскребами, на производстве, в процессе научных исследований, при землетрясениях, извержениях вулканов, ядерных взрывах, во время грозы и т.д. Вспомним, например, до сих пор не объясненную одновременную гибель туристической группы под руководством Дятлова на Северном Урале при восхождении на гору Холат-Сяхыл в 1959 году. Восстановленная позже картина произошедшего выглядела примерно так. Ночью, разрезав палатку ножами, полураздетые туристы в паническом ужасе почему-то бросились бежать вниз по склону и одновременно умерли. Причины их гибели остались неизвестными. При этом было выявлено, что к их палатке никто не подходил, не было никаких следов борьбы или признаков природной катастрофы. Вполне возможно, что эти люди оказались в фокусе инфразвуковых колебаний.
При этом было бы неплохо более серьезно подходить к измерениям инфразвукового фона при инженерных изысканиях для строительства или реконструкции морских и сухопутных сооружений и зданий, а также для прокладки новых маршрутов водного, воздушного и наземного транспорта. Еще более полезно было бы вести длительные мониторинговые наблюдения в указанных случаях.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Смертельная опасность «голоса моря» реальна
При инженерно-экологических изысканиях предусмотрено в том числе измерение инфразвукового фона. Однако есть большие сомнения в том, что такие измерения, а также соответствующие долговременные мониторинговые наблюдения всегда выполняются при изысканиях для строительства или реконструкции морских сооружений и для прокладки новых маршрутов водного транспорта. Это же касается и сухопутных зданий или сооружений, а также маршрутов наземного, подземного и воздушного транспорта. Предлагаемая статья вкратце рассматривает возможные последствия воздействия на людей инфразвука.
Все мы помним отнюдь не фантастические истории о вполне исправных блуждающих кораблях с мертвыми моряками на борту или в спешке покинутые людьми по непонятным причинам.
Например, в 1872 году команда корабля «Дей Гратиа» по пути из Америки в Италию обнаружила судно «Мария Целеста», бывшее на плаву, без признаков повреждений от шторма или нападения пиратов, но, судя по всему, неожиданно покинутое командой примерно за 10 дней до этого.
В 1948 году недалеко от острова Суматра был обнаружен теплоход «Уранг Медан», подававший незадолго до этого радиосигнал SOS. Все люди на его борту были мертвы, а на их лицах застыло выражение ужаса. При этом судно оставалось на плаву, шторма не было.
И таких историй можно привести десятки.
Есть также случаи необъясненной гибели пилотов, летевших над морем. Например, в декабре 1945 года на севере Атлантического океана одновременно исчезли 5 американских самолетов. Их экипажи успели сообщить на землю, что потеряли зрение, а затем связь прервалась.
Тут волей-неволей вспоминаются древнегреческие легенды о сиренах, полуженщинах-полуптицах, которые чарующе пели на скалистом острове, завлекали к себе мореплавателей, а затем усыпляли и пожирали их. Вот только в действительности залепить уши воском, как это сделала команда Одиссея, в описанных и других подобных случаях было бы бесполезно. Дело в том, что предположительно эти люди погибли или в панике покинули свои корабли из-за воздействия инфразвука, для которого воск не является препятствием.
Начались эти предположения с того, что советский метеоролог В.А. Березкин в одной из морских экспедиций в 1932 году обратил внимание на следующее. При приближении к уху метеорологического шара-зонда, наполненного водородом, в ухе ощущалась боль. Заинтересовавшийся этим вопросом физик-океанолог В.В. Шулейкин в 1935–1937 годах показал, что в этом случае сфера с водородом сыграла роль не только резонатора, но и «линзы» и произошла фокусировка инфразвуковых колебаний от далекого шторма. Этот усиленный инфразвук, в котором преобладали колебания с частотами 8–10 Гц, и вызвал болезненные ощущения в ухе.
Человек может слышать звуки с частотой от 16 до 20000 колебаний воздушной среды в секунду (герц). Колебания с частотой ниже 16 герц называются инфразвуком. Человеческим ухом они не воспринимаются, но могут губительно влиять на организм. Например, самая нижняя клавиша пианино издает низкий звук частотой 27 герц и мы его еще слышим. Инфразвук в 15 герц человек уже не услышит, но может почувствовать боль в ушах. При еще более низкой частоте начинают страдать мозговые центры. В зависимости от частоты и силы, то есть амплитуды, эти колебания могут вызвать усталость, чувство дискомфорта, легкое недомогание, головокружение, тошноту, рвоту, беспокойство, тоску, тревогу (все перечисленное до этого – обычно при частоте менее 1 герц), обморок, страх, ужас, панику, слепоту, серьезные нервно-психические нарушения вплоть до сумасшествия, значительные соматические расстройства вплоть до паралича сердечной мышцы и смерти. Смертельными считаются достаточно сильные колебания примерно в 7 герц, при определенных условиях вызывающие сильную вибрацию внутренних органов и остановку сердца.
Виной тому совпадение диапазонов частот инфразвука и ритмов работы головного мозга и некоторых других органов (хотя у разных органов человека разные естественные ритмы). При совпадении частот инфразвука и тех или иных органов последние начинают сильно вибрировать с возникновением болевых ощущений или повреждений. Инфразвук может также «сдвигать» частоты «настройки» внутренних органов. Например, из-за такого сдвига могут не выдержать нагрузки и порваться кровеносные сосуды.
В.В. Шулейкин описал следующий механизм возникновения инфразвуковых колебаний в море. При сильном шторме, если скорость ветра больше скорости движения волн, то, натыкаясь на их гребни, воздух задерживается и сжимается, а во впадинах между волнами он, наоборот, разреживается. В результате возникают инфразвуковые колебания с частотой от 5 до 13 герц.
Позже специалист по акустике движущихся сред Н.Н. Андреев описал механизм возникновения инфразвука над морем более точно – как результат обтекания волн ветром с возникновением за их гребнями вихрей.
Возникшие вблизи гребней волн инфразвуковые колебания начинают распространяться. Чем выше амплитуда морских волн и чем сильнее ветер, тем интенсивнее этот «голос моря», названный так В.В. Шулейкиным. При этом инфразвук почти не поглощается и плохо ослабляется различными препятствиями. Он может распространяться со скоростью 330 метров в секунду на очень большие расстояния от места возникновения – в сотни, а иногда и тысячи километров. Поэтому попасть под его действие можно даже во время штиля и очень далеко от места шторма.
Более того, корабль (или прибрежное здание, сооружение) может оказаться резонатором инфразвуковых колебаний. При совпадении частоты колебаний корпуса судна с частотой инфразвуковых воздушных волн судно начинает сильно вибрировать и становится вторичным источником инфразвука, уже намного усиленного (могут даже сломаться мачты). В такой ситуации людей охватывает паника, они любым путем стараются покинуть корабль или даже погибают. При очень большой силе колебаний корабль может повредиться и даже разрушиться.
Конечно, в обычных штормовых условиях сила инфразвука, генерируемого над поверхностью воды, недостаточна для губительных последствий даже при наличии резонанса с конструкциями судна. Но, если в толще воды или над ее поверхностью возникнет акустический волновод, то дальность распространения инфразвука может возрасти на порядки. А если по дороге появятся области фокусировки энергии инфразвука («линзы»), то и интенсивность колебаний может стать убийственной, а то и разрушительной. Если люди попадают в такой фокус, где инфразвуковые колебания достигают невероятно большой силы, они могут погибнуть. При этом никакие исследования скорее всего не обнаружат ни заразных болезней, ни отравлений, ни каких-либо других причин их смерти.
В реальных морских и даже сухопутных условиях действительно возможна фокусировка инфразвука вплоть до очень опасной интенсивности. Фокусирующими могут быть, например, границы между циклонами, их фронтальные зоны или тыловые части. Условия фокусировки может создать и ветер, в частности при его сдвиге с высотой. И это может произойти очень далеко от места шторма, генерирующего исходные инфразвуковые волны.
Появление такого фокуса – редкое явление, а попадание в него морского судна, самолета или прибрежного здания, к счастью, является уже исключительно редким событием.
Но даже если не говорить о смертельной опасности, то уже доказано, что инфразвуковые колебания в морских условиях являются одним из важнейших факторов, заметно влияющих на самочувствие людей.
Кстати, многие виды морских и прибрежных животных и птиц могут воспринимать инфразвук, распространяющийся в воздухе или в воде, и обычно покидают опасные места еще до прихода шторма.
Надо сказать, что инфразвуковые колебания воздуха могут возникнуть и сфокусироваться не только над поверхностью моря, но и, например, в горах, в пещерах, в городе между небоскребами, на производстве, в процессе научных исследований, при землетрясениях, извержениях вулканов, ядерных взрывах, во время грозы и т.д. Вспомним, например, до сих пор не объясненную одновременную гибель туристической группы под руководством Дятлова на Северном Урале при восхождении на гору Холат-Сяхыл в 1959 году. Восстановленная позже картина произошедшего выглядела примерно так. Ночью, разрезав палатку ножами, полураздетые туристы в паническом ужасе почему-то бросились бежать вниз по склону и одновременно умерли. Причины их гибели остались неизвестными. При этом было выявлено, что к их палатке никто не подходил, не было никаких следов борьбы или признаков природной катастрофы. Вполне возможно, что эти люди оказались в фокусе инфразвуковых колебаний.
При этом было бы неплохо более серьезно подходить к измерениям инфразвукового фона при инженерных изысканиях для строительства или реконструкции морских и сухопутных сооружений и зданий, а также для прокладки новых маршрутов водного, воздушного и наземного транспорта. Еще более полезно было бы вести длительные мониторинговые наблюдения в указанных случаях.
Тайна голоса моря
«Море внешне безжизненно, но оно полно чудовищной жизни, которую не дано постичь, пока не пойдешь на дно» — Иосиф Бродский
Древние легенды повествуют о сиренах – таинственных существах, завлекающих своими песнями мореплавателей на погибель. Вполне вероятно, что легенды недалеки от истины – причиной трагических происшествий на море может стать инфразвук.
Это опасное природное явление получило красивое название «Голос моря». Возрастание амплитуды волн и усиление ветра придают особую мощь «голосу моря». Инфразвуковая волна способна разгоняться до скорости в 330 метров в секунду. Ураган, её породивший, остаётся далеко позади – поэтому попасть под действие инфразвуковой волны можно даже во время полного штиля.
В старых морских рассказах часто упоминается о том, что в открытом океане встречались суда, на которых либо вся команда и пассажиры оказывались мертвыми, каждый на том месте, где он находился, либо вовсе без единого человека — с явными признаками стремительного бегства с них людей (поспешного спуска шлюпок на воду, быстрой, а то даже незаконченной погрузки на них всего необходимого). Без сомнения, команда и пассажиры этих судов пытались спастись от внезапно надвинувшейся на них смерти…
«Сибёрд»
Июльским утром 1850 года жители поселка Истонс-Бич на берегу штата Род-Айленд с удивлением увидели, что со стороны моря под всеми парусами к берегу идет парусное судно. На мелководье оно остановилось. Когда люди поднялись на борт, они обнаружили, что на камбузной плите кипит кофе, в салоне на столе расставлены тарелки. Но единственным живым существом на борту оказалась дрожащая от страха собака, забившаяся в угол одной из кают. Ни одного человека на судне не было.
Груз, навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы — все было на месте. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон» (этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Истонс-Бича).
Было известно, что «Сибёрд» совершал плавание с грузом древесины и кофе с острова Гондурас. Однако и самое тщательное расследование, проведенное американцами, не раскрыло причины исчезновения с парусника его экипажа.
Куда же пропали люди? Куда.
В полдень 4 декабря 1872 года с английского бриге «Дея Грация», находившегося в 600 милях к западу от Гибралтара, заметили парусное судно «Мария Целеста». Корабль то приводился к ветру, то снова уваливался, совершая замысловатые зигзаги. Опытному глазу было видно, что судном никто не управляет.
Вскоре на борт бригантины поднялись моряки с «Деи Грации». На палубе не было ни души. Ветер завывал в порванных снастях фок-мачты, изодранные паруса с треском ударялись о мачту и реи. Спасательной шлюпки на киль-блоках не было.
На столе капитанской каюты покоились карты, лоции, книги. Краткая запись в вахтенном журнале гласила, что судно благополучно достигло почти той точки, где его заметили с «Деи Грации».
Вскоре выяснилось, что отсутствуют хронометр, секстант и таблица склонения солнца, а судовой компас валяется разбитым в углу каюты. В ящике стола нашли значительную сумму денег, шкатулку с женскими украшениями. На бригантине, несомненно, находилась женщина: в соседней каюте была найдена швейная машина, на которой лежала недошитая детская рубашка.
Осмотр матросского кубрика ввел моряков в еще большее недоумение. Койки были аккуратно убраны, все рундуки целы, а на столе лежали… недокуренные трубки!
На камбузе нашли большой запас пресной воды, муку, солонину, картофель, овощи, недавно испеченный хлеб… В трюме моряки увидели ровные ряды деревянных бочек — их насчитали роено 1700. В бочках был спирт.
Что же могло произойти с экипажем? Комиссия, назначенная для расследования, высказала много предположений, в том числе самых фантастических. Так, например, утверждалось, что экипаж бригантины стал жертвой нападения исполинских осьминогов. Маловероятной казалась и версия о мятеже команды, убийстве капитана и его семьи. Вероятнее всего, предположила комиссия, судно почему-то было брошено командой, которая впоследствии либо погибла в море, либо была подобрана каким-нибудь судном. Но прошло несколько месяцев, а команда «Марии Целесты» не заявила о себе ни в одном из портов мира. Комиссия призналась, что она не в состоянии предложить сколько-нибудь удовлетворительной разгадки этой истории. И снова нет ответа на вопрос: что случилось, с людьми с «Марии Целесты»?
«Эбий Эсс Харт»
В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта германского парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый барк «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда немецкие моряки высадились на палубу парусника, то увидели, что все 38 человек экипажа были мертвы, а капитан сошел с ума.
«Фрейя»
3 октября 1902 года германский четырехмачтовый барк «Фрейя» вышел из мексиканского порта Манса-нильо. Через 17 дней его обнаружили полузатопленным, С сильным креном на левый борт. Стеньги мачт парусника были сломаны, команда отсутствовала. Никаких штормов у западного побережья Мексики в это время не отмечалось. Причины исчезновения экипажа так и остались невыясненными.
«Керрол Диринг»
В восемь часов десять минут 31 января 1921 года маячный смотритель с мыса Гаттерас заметил большую пятимачтовую шхуну. Она сидела на внешней кромке отмели Даймонд Шоалэ. Все ее паруса были убраны, спасательные шлюпки исчезли. Когда буксир высадил на «Керрол Диринг» аварийную партию, выяснилось, что на шхуне никого нет. Груз, личные вещи команды и запасы провизии были целы. Но вахтенный журнал, хронометр, секстанты отсутствовали. Судовой компас и часть навигационных приборов были разбиты, рулевое управление выведено из строя. Причины исчезновения капитана и девяти моряков объяснить не удалось. Единственным живым существом, обнаруженным на шхуне, был судовой кот.
«Холчу»
8 февраля 1953 года моряки английского судна «Ра¬ни», находясь в двухстах милях от Никобарских островов, обнаружили в океане небольшой грузовой тепло¬ход «Холчу». Корабль был поврежден стихией, его мачта сломана. Хотя спасательные шлюпки и оказались на своих местах, команда отсутствовала. В трюмах находился груз риса, в бункерах — полный запас топлива и воды. Куда исчезли пять членов его экипажа, до сих пор остается загадкой.
[Продолжение в комментариях]
В 1932 году советским ученым-гидрологом В.А. Березкиным было сделано очень интересное открытие, которое взбудоражило умы ученых того времени и помогло помочь разгадать тайны морей и океанов. История открытия началась с того, когда ученый-исследователь на гидрографическом судне под легендарным названием «Таймыр» проводил свои научные исследования и эксперименты по изучению водного пространства, занимающего наибольшую часть Земного шара.
Березкин, наполнив водородом оболочку шара-зонда, перед тем как выпустить его в воздух, случайно приблизил его к уху и почувствовал резкую боль в барабанной перепонке. Убрал — боль прошла, снова к уху — боль возобновилась. Дотошный наблюдатель обратился к плававшему вместе с ним на том же корабле известному физику (впоследствии академику) В. В. Шулейкину с просьбой объяснить, в чем дело, однако и Василий Владимирович не знал. Но загадочное явление его заинтересовало.
Ударьте пальцев о самую левую клавишу рояля. Вы услышите очень низкий звук, частота его 27 герц, то есть 27 колебаний в секунду. Но если звук имеет частоту 15—20 герц, то человек его не услышит, хотя при наличии резонатора, как это было в случае с водородной оболочкой на борту «Таймыра», он способен оказывать на ухо болезненное воздействие. При частоте ниже 15 герц это воздействие усиливается: страдает не только барабанная перепонка, но и возникает расстройство мозговых центров, например, зрения, а при частоте ниже 7 герц, при определенных условиях, люди умирают.
Известный академик того времени В.В. Шулейкин заинтересовался этим открытием и начал продолжать свои исследования данного открытия, которому и дал легендарное название «Голос моря».
Он разработал целую теорию о возникновении инфразвуковых колебаний в открытых морях и океанах.
Через три года ученый опубликовал статью под интригующим названием: «Голос моря». Шулейкин доказал, что когда ветер проносится над гребнями волн штормового моря, в воздухе возбуждаются не слышимые нашим ухом низкочастотные инфразвуковые колебания, которые распространяются очень далеко от места своего зарождения. Так было и в случае на «Таймыре», когда в полный штиль до корабля дошли инфразвуковые волны отдаленного шторма. Березкиным они были замечены лишь благодаря наполненной водородом оболочке, которая стала резонатором этих инфразвуковых колебаний, болезненных для человеческого уха. Как впоследствии ученым удалось доказать — инфразвуку присуща биологическая активность, в основе которой лежит совпадение его частот с альфа-ритмами головного мозга.
Эту теорию он изложил в своем докладе, с которым выступил на ученом совете в Академии наук СССР. В докладе было изложено это явление, что при сильном шторме, если скорость ветра больше скорости надвигающихся волн, то воздух у самых гребней задерживается и образуется его сжатие, а на нижней платформе волн наоборот – разрежение. Эти разрежения и сгущения воздуха начинают распространяться в виде звуковых волн (колебаний) с частотой от пяти до десяти герц.
В основном излучение инфразвука развивалось примерно до шести герц, что для человека считается очень опасным. При такой частоте людей начинает охватывать внутренний ужас и беспокойство непонятного происхождения, от которого даже можно сойти с ума. Если же излучение превысит шесть герц, то человека может даже парализовать, не говоря уже о технике, которая мгновенно выходит из строя.
Теория, выдвинутая В.В. Шулейкиным, говорит о том, что в воздухе образуются как поперечные колебания, так и продольные, что усиливает мощность инфразвука в десятки и сотни раз.
Этот инфразвук или «Голос моря» может распространяться почти без гашения на расстояние в тысячи километров по воздуху, а с еще большей скоростью по водной глади, причем скорость звука в воде в несколько раз мощнее, чем в воздухе.
Поводом к открытию послужили странные явления, которым никто вначале не мог дать вразумительного объяснения. Аэрологи, производившие запуск шаров-пилотов с кораблей или на станциях, расположенных на морском побережье, давно обратили внимание на то, что при приближении к шару, наполненному водородом, в ушах ощущается тупое давящее действие или даже боль. Максимума это ощущение достигает в случае, когда оболочка располагается в 1 см от уха, и пропадает при удалении от шара на расстояние, превышающее 10 см. Оно пропадало также если между ухом и шаром поместить небольшую дощечку толщиной примерно 1 см, даже если в ней могло быть отверстие в 1 мм диаметром. При замене водорода на воздух эффект не проявлялся.
То, что дощечка с отверстием экранизирует давление, свидетельствует о том, что ухо реагирует на колебания воздуха, а не на давление, иначе это давление было бы передано через отверстие.
Дальнейшее исследование, проведенное известным физиком-океанологом В. В. Шулейкиным, показало, что здесь имеет место фокусировка инфразвуковых колебаний; роль линзы играет сфера, наполненная водородом. Именно они вызывают такое ощущение (ультразвук вызвал бы тепловое ощущение).
Когда были записаны колебания оболочки и проанализированы, о оказалось, что в спектре доминируют колебания с частотами 8-10 Гц.
Если выставить на ветер арфу, то можно услышать мелодичные звуки — «эоловы тона». При этом частота звука пропорциональна скорости набегающего потока и обратно пропорциональна диаметру струны.
Струхаль, проводивший исследование этого явления, установил, что при обтекании воздушным потоком струны или любого препятствия поток дробится на отдельные порции, которые создают вокруг тела колебания, которые нами воспринимаются как звук. Звук резко усиливается, если наступает резонанс, то интенсивность звука резко увеличивается. Поэтому в случае «эоловой арфы» преобладающим будет один какой-либо струны. Так звучат натянутые снасти корабля во время сильного ветра, возникает шелест леса.